Иоанн крестил до самого заключения своего в темницу, чтобы беспрерывно учить об Иисусе Христе и присылать к Нему крещеных, затем – чтобы не подумали, что он оставил по гневу или зависти, но чтобы видели, что он содействует ученикам Иисуса Христа и приводит к Нему крещеных, и, наконец, чтобы не возбуждать в своих учениках еще большей ревности... Если Иоанн столько раз проповедовал об Иисусе Христе, всегда отдавал Ему первенство и так унижал себя, все-таки не убедил их в том, что он предтеча Христов, то если бы он перестал даже крестить, ученики его, потеряв всякое уважение под предлогом защиты своего учителя могли еще более разъяриться против Иисуса Христа и апостолов. И Сам Иисус Христос, зная это, тогда только начал более проповедовать, когда Иоанн был взят из среды народа. Златоуст говорит: «Полагаю, что весьма скорая кончина его была допущена для того, чтобы все расположение народа было перенесено на Иисуса Христа и чтобы потом не разделились в мнениях о том и другом». Если кто-нибудь будет доискиваться, какое преимущество имело крещение учеников над крещением Иоанна, то мы скажем, что никакого: и то и другое одинаково не имело благодати Святого Духа, у того и другого была одна цель – приводить крещеных ко Христу. Ин.3:25 .  Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. Бысть же стязание от ученик Иоанновых со Иудеи о очищении. Произошел спор между учениками Иоанна и каким-то иудеем, который был крещен учениками Иисуса Христа. Спор был об очищении, т.е. о крещении, так как из ревности ученики Иоанна пытались доказать, что их крещение больше крещения учеников Иисуса Христа. Ин.3:26 .  И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит,... И приидоша ко Иоанну и рекоша ему: равви, Иже бе с тобою об он пол Иордана, емуже ты свидетельствовал еси, се Сей крещает,... Когда они не могли убедить иудея, то пришли к своему учителю и сказали: «Тот, о Котором ты высказал столько и таких свидетельств, Которого мы своим свидетельством прославили, теперь противодействует тебе и предвосхищает твою славу».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

«Истинно, истинно говорю тебе, – продолжает Иисус, – что мы знаем, о том говорим, и что видели, о том свидетельствуем, и свидетельства нашего вы не принимаете. Если Я о земном сказал вам, и вы не верите, – как поверите, если скажу вам о небесном. И никто еще не восходил на небо, только с неба сошедший Сын Человеческий» (3:11 – 13). Говоря «мы» (ст. 11), Иисус объединяет своё благовестие с проповедью Иоанна Крестителя. В Вифании посланным к нему из Иерусалима священникам Иоанн объявил: «И я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий» (1:34). А в Еноне он скажет своим ученикам об Иисусе Христе: «Что Он видел и слышал, о том свидетельствует, и свидетельства Его никто не принимает» (3:32). Итак, как свидетельство Иоанна, так и свидетельство Иисуса Христа исходят из их непосредственного опыта 49 . Иисус сообщает только то, что знает Сам, и рассказывает лишь о том, что видел. Как «Сын Человеческий», с неба сошедший, Он может поведать о небесном. Но кроме Него там ещё никто не был. Следовательно, и нет человека, который смог бы подтвердить истинность Его слов. Поэтому, чтобы принять их, нужна вера. Но даже тогда, когда Он говорит о земном, Ему не верят: «Если Я о земном сказал вам, и вы не верите – как поверите, если скажу вам о небесном?». Под «земным» здесь можно понимать Его слова о необходимости рождения свыше. Как рождение ребёнка, так и крещение, которое делает человека чадом Божиим и открывает ему доступ на небо, совершается на земле (свт. Иоанн Златоуст ) 50 . Указав на неверие Ему, Господь объясняет значение и спасительность веры в Него. Бог послал Сына в мир, «чтобы мир был спасен через Него» (3:17). В самом начале Евангелия сказано, что как «все через Него возникло» (1:3), так и спасение мира совершится «через Него». Бог любит мир (3:16). Поэтому спасение не ограничится одним народом или группой людей, но распространится на весь мир. Оно означает получение жизни благодаря вере в Сына Божия: «Чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (3:16 – 17). Для объяснения этого Иисус обращается к ветхозаветной истории исхода из Египта, изложенной в книге Чисел (21:4 – 9): «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должен вознесен быть Сын Человеческий, чтобы каждый верующий имел в Нем жизнь вечную» (3:14 – 15). Когда люди Израиля во время странствования по пустыне малодушно жаловались, роптали и сожалели о том, что они ушли из Египта, чтобы теперь умереть в пустыне, для их наказания Бог наслал на них ядовитых змей, укус которых был смертельным. Народ раскаялся и молил о пощаде. Бог научил Моисея сделать медного змея и выставить его в середине стана, с тем чтобы всякий, если его ужалит змея, мог взглянуть на него и остаться в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Между тем, Феофилакт переводит этот ответ Иисуса иначе. «Господь говорит: " Я говорю вам то, что и в начале " » (Толкование на Иоанна, с. 209). По переводу епископа Михаила, Иисус сказал им: «Прежде всего, я то, что и говорю вам» (Толковое Евангелие. 3. С. 262). А по мнению Иоанна Златоуста, ответ Иисуса значит вот что: «Вы недостойны даже слушать слова Мои, не только знать, кто Я, потому что вы все говорите с намерением искусить Меня и нимало не внимаете словам Моим» (Беседы на Евангелие от Иоанна. 59). Евфимий Зигабен понимал этот стих так же, как и Иоанн Златоуст: «Это все равно, если бы Иисус Христос сказал так: совершенно излишне даже и то, что Я говорю вам; вы недостойны никакого слова, как искусители» (Толковое Евангелие от Иоанна. С. 136). К. П. Победоносцев в своем переводе «Нового Завета» на русский язык переводит слова Господа так: «Я начало, как и говорю вам». Таким образом, ни один из этих переводов не согласуется с синодальным переводом на русский язык. Какой же перевод надо считать правильным? Чтобы ответить на этот вопрос, надо иметь в виду, что в Своей речи Христос высказал фарисеям много горькой правды о них же самих, и даже назвал их сынами диавола, исполняющими похоти отца своего. И эта горькая правда, эти слова, которые должны были показаться оскорбительными для гордых сынов Авраама, были встречены ими лишь с язвительной насмешкой: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? (Ин. 8, 48). Но когда Христос в конце этой беседы сказал: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8, 58), то есть когда Он назвал Себя Вечносущим, или Богом, то фарисеи бросились к сложенным в кучи камням, чтобы ими казнить Его. Между тем, после ответа Иисуса на вопрос — кто же Ты? — фарисеи не только не прибегли ни к какому насилию, но даже ничем не помешали Ему продолжать Свою речь. А из такого поведения врагов Христовых вслед за ответом Его на вопрос — кто же Ты? — надо заключить, что самый ответ не содержал в себе ничего такого, что могло бы вызвать взрыв негодования со стороны фарисеев. Если бы Господь отвечал на этот вопрос так, как сказано в русском синодальном переводе (Я —

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

(обратно) 135 «И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя» (Чис. 21:9). (обратно) 136 «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:7-10) (обратно) 137 На Афоне расстояния измеряются не километрами, а временем. Говорят, что до такого-то места столько-то часов. (обратно) 138 Пантократор (Вседержитель). Расположен на северо-востоке полуо-ва Афон, рядом с развалинами древнего города. И хотя распространена легенда, что монастырь основал Алексий Комнин, фактическими основателями следует считать братьев Алексия (имевшего титул стратопедарха — командующего военным лагерем) и Иоанна (занимавшего высокий пост в суде). О дате начала строительства монастыря ничего не известно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 г. Известно также, что в 1362 г. обитель была перестроена Патриархом Каллистом L На пожертвования, сделанные братьями Алексием и Иоанном, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев — икона Христа Пантократора (Вседержителя) — хранится сегодня в Эрмитаже. Иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне, а святая икона Богородицы «Геронтисса» (Покровительница монастыря) — одна из наиболее почитаемых чудотворных афонских икон. В монастырской библиотеке хранится редкое Евангелие, принадлежащее св. Иоанну Кущнику, много в ней и других древних рукописей. Пантократору принадлежит келлия «Достойно есть», где, по преданию, св. Архангел Гавриил воспел песнь «Достойно есть» перед иконой Богоматери. В обители находится много святынь, среди них: часть Животворящего Древа Господня: частицы руки и ноги апостола Андрея; глава Иоанна Милостивого; часть руки Иоанна Златоуста: частица руки Афанасия Константинопольского и сщмц. Харалампия; глава прп. Иоанна Великого; глава мч. Феодора Стратилата; рука мч. Трифона; частицы мощей мчч. Меркурия и Артемия: часть руки мч. Евстафия Плакиды; части рук мч. Кирика и Иулитты: частицы прп. отцов, в Синае и Раифе избиенных; мчч. Антипы, Прокопия и Фотинии; глава бесср. Космы; щит св. вмч. Меркурия.

http://isihazm.ru/1/?id=2079

По этой причине Он сошел на воды крещения, но так, что чрез сие даровал им несравненно более, нежели сколько мог воспринять, не имея ни в чем нужды; ибо самые воды Он озарил Своим светом и сообщил им некую особенную силу, по которой верующие в Него, приступая к водам Крещения, облекаются этою сообщенною Его нисшествием силою и озаряются светом Его». «Никогда бы воды крещения, подтверждает святой Амвросий, не способны были бы очищать грехи человеческие, если бы они не были освящены прикосновением к Телу Спасителя. Погрузившись в воде, Спаситель освятил воды, бездны и ключи всех источников». Блж. Иероним говорит, что Иисус Христос принял крещение от Иоанна для того, чтобы Самому исполнить на самом деле то, что повелевал Он другим касательно повиновения закону, и чтобы засвидетельствовать Своим крещением силу и важность крещения Иоаннова, особенно потому, что между иудеями было много неправомыслящих об этом крещении. По словам св. Иоанна Златоуста , приняв крещение Иоанново, Спаситель установил истинное крещение, которое долженствовало быть проповедуемо впоследствии. «Только подчинившись крещению Иоаннову, Сын Человеческий должен был принять извествование Святого Духа, нисшедшего на Него, и в то же время быть провозглашенным как Сын Вышнего от гласа, сшедшего с небес. Приемля крещение от Иоанна, Иисус Христос убеждал всех людей в необходимости принимать установленное Им крещение, действенность которого Он благоволил указать в нисшествии Святого Духа. Так как Иисус Христос благоволил принять на Себя все наши грехи и принести удовлетворение за весь мир, то долженствовало Ему принять и зрак кающегося грешника, чтобы получить от Иоанна крещение покаяния во оставление грехов». Св. Григорий Богослов говорит: «Иоанн крестит. Приходит Иисус, освящающий, может быть, самого Крестителя, несомненно же всего ветхого Адама, чтобы погребсти в воде, а прежде их и для них освящающей Иордан. Восходит Иисус от воды, ибо возносит с Собою весь мир, и видит разводящася небеса, – небеса, которые Адам для себя и для потомков своих заключил так же, как и рай пламенным оружием».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Приносится в жертву Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, за жизнь и спасение мира. Агнец на дискосе Эти слова основаны на свидетельстве Иоанна Крестителя об Иисусе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). О жертвенном характере крестной смерти Христа говорит и апостол Пётр: «…не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Пет.1:18–20 ). Потир. XVII в. (Русский музей, Санкт-Петербург) После этого диакон говорит: «Благослови, Владыка, святое соединение». И вливает в потир вино с водой. При этом священник произносит слова из Евангелия от Иоанна: Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его ( Ин.19:34 ). Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его. Обычай соединять воду с вином – древнего происхождения: и евреи, и греки разбавляли вино водой 564 . Произнесение слов из Евангелия от Иоанна указывает на символическое значение вина и воды в Евхаристии. Уместно также напомнить о том, что само истечение крови и воды из ребра Спасителя в святоотеческой традиции толковалось аллегорически, как указание на два главных церковных таинства – крещение и Евхаристию: Не без значения и не случайно истекли эти источники, но потому, что из того и другого составлена Церковь . Это знают посвященные в Таинства: водою они возрождаются, а Кровью и Плотью питаются. Так, отсюда получают свое начало Таинства; и потому, когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра 565 . Символизм всех вышеуказанных действий раскрывается святителем Германом Константинопольским в следующих словах: Хлеб предложения… являет избыточное богатство милосердия Божия, ибо Сын Божий сделался Человеком, предложив Себя в жертву и приношение во искупление и в умилостивление за жизнь и спасение мира… Изъятие копием 566 означает: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ). Вино и вода – это кровь и вода, истекшие из ребра Его… Хлеб же и потир являют истинное и действительное подобие той таинственной вечери, на которой Христос, взяв хлеб и вино, сказал: «Приимите, ядите, пейте все, сие есть Тело Мое и Кровь» ( Мф.26:26–28 ), показывая, что Он нас сделал причастниками и смерти, и воскресения Своего, и славы 567 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Принявший Его свидетельство, сим запечатлел, что Бог истинен. Ибо Тот, котораго послал Бог, говорит слова Божии: ибо не в меру дает Бог Духа. Отец любит Сына и вся дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:27–36 ). После сей вдохновенной речи Иоанна, Евангелие не передает более речей его. – Иисус Христос стал приобретать учеников более, нежели Иоанн, и чрез них крестить больше народа, нежели Иоанн ( Ин.4:1–2 ). Но имело ли какое-либо преимущество крещение учеников Христовых пред крещением Иоанновым? Св. Иоанн Златоуст учит: " по сих, сказано, прииде Иисус и ученицы Его в жидовскую землю и ту живяше с ними и крещаше» ( Ин.3:22 ). Так как далее Евангелист говорит, что не Иисус крестил, а Его ученики: тο ясно, что и здесь он говорит то же, то есть, крестили только ученики Его. Почему же, скажешь ты, не крестил Он сам? Еще прежде Иоанн сказал: «Той вы крестит Духом Святым и огнем» ( Ин.1:33 ). Но Духа Святого Он тогда еще не подавал. Потому, конечно, и не крестил... А если бы кто захотел узнать, имело ли какое-нибудь преимущество крещение учеников (Иисуса) пред крещением Иоанна? Мы скажем, что никакого. Ибо то и другое крещение равно не имело благодати Духа, и целию того и другаго было только приведение крещаемых ко Христу. Ученики Иисусовы, не желая постоянно ходить (по разным местам), чтобы собирать желавших веровать (во Христа), как это сделал с Симоном брат его и с Нафанаилом Филипп, установили крещение, чтобы чрез него без труда приводить всех ко Христу и пролагать путь к вере в Него» 144 . Кем крещены апостолы Христовы? Об этом православная Церковь сохраняет следующее предание: «Точию единаго святаго Петра Господь крести своими руками. Петр же Андрея; и Андрей Иакова и Иоанна. Иоанн же и Иаков прочия апостолы крестиша… Святую Богородицу Петр и Иоанн крестиша» 145 . Нужно заметить, что «апостолы во время проповеди самого Христа крестили обращенных в Его только имя, знаменуя в Нем едином Пресвятую Троицу; но по вознесении Господнем сподобляли святаго крещения в каждое имя Триипостаснаго Божества» 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Словами: «Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка»  – Сын Божий показывает величие Иоанна Крестителя над всеми ветхозаветными пророками; то есть то, что сей угодник Божий подвизался на пределе человеческих возможностей. Ветхий Завет – и есть время человеческих инициатив и возможностей, в то время как Новый Завет  – время вмешательства Самого Бога в дело нашего спасения. Далее Господь Иисус подтверждает сказанное об Иоанне Крестителе, ветхозаветным пророком: Мф.11:10 . «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Но далее Иисус Христос говорит нечто более чем таинственное, Он восклицает: Мф.11:11 . «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его». Что могут означать эти таинственные слова? Они означают, что омытый Кровью Христовой христианин выше любого нехристианина, старающегося спасаться по Закону.  Больший – Тот, Кто все исполнил, а святой Августин Блаженный говорил: «весь Закон исполнен, когда все грехи прощены» . Ветхозаветный праведник, даже такой великий, как Иоанн Креститель, не может исполнить всего, иначе бы он не нуждался во Христе как в Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира; а новозаветный грешник, прощенный Христом, становится по благодати выше и самого Иоанна Крестителя. Православная Церковь учит, что и Сама Божия Матерь нуждалась в искуплении первородного греха. Не имея на Себе личных грехов, Она Своими собственными усилиями не могла очистить Себя от наследственного первородного греха. При равенстве духовных возможностей, более чем очевидно, что в познании и рас-крытии истины, как учил святитель Иоанн Златоуст , Новый Завет отстоит от Ветхого Завета, как небо от земли. И мы читаем далее: Мф.11:12 . «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «Если , – как мы выше сказали, – первый Иоанн провозгласил необходимость покаяния народам, говоря: ″Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное″, то, следовательно, с этого времени Царство Небесное претерпевает насилие (vim patitur), то есть приобретается силой, и употребляющие усилие похищают его. Действительно, великое усилие обнаруживается в том, что мы рождены на земле, а стремимся к месту на небе» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Спрашивал Иоанна народ: «Что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай тоже». Пришли также и мытари креститься у него и сказали ему: Учитель! что нам делать? Он ответствовал им: не берите больше надлежащаго. Спрашивали его также и воины, говоря: А нам что делать? И сказал им: Никого не обижайте; не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием. Много и другого благовествовал он народу, увещавая его» ( Лк.3:10–14, 18 ). Некоторые возъимели к Иоанну особенное расположение и соделались учениками его. В числе их были сын Ионы, бедного рыбака города Вифсаиды, Андрей, и другой некто Фаддей 129 ; первый находился, впоследствии, в числе двенадцати апостолов Христовых и наречен первозванным, – он привел ко Христу брата своего Симона, которому Господь нарек имя: Петр; а второй – Фаддей принадлежал к числу семидесяти апостолов. Он, впоследствии времени, крестил Авгаря, князя едесского, которому Господь послал нерукотворенный свой образ, – и совершенно очистил его от проказы. «Как сильно подействовало явление пророка Иоанна, – воскликнем со свят. Златоустом, – как заставило весь народ встрепенуться, как привело его в чувство грехов своих! И подлинно, чудное было для Иудеев зрелище, когда они видели, что Иоанн в человеческом образе являет такие дела, говорит с таким дерзновением, возстает на всех, как на детей, блистает особенною благодатию в лице своем. Удивление их умножилось еще от того, что явление пророка последовало спустя долгое время; ибо благодать сия оскудела у них, и возвратилась к ним спустя долгое время. Да и самый образ проповеди был какой-то странный и особенный. Ибо они ничего обыкновеннаго не слыхали от Иоанна – ни о войнах, битвах, и победах земных, ни о бедствиях голода и мора, ни о вавилонянах и персах, ни о взятии города, ни о другом чем либо обыкновенном, но о небесах, небесном царстве и о мучении в геенне. Он всеми мерами старался внушить им презирать все земное, возноситься и устремляться к будущему ежедневно» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ученики же крестили, «желая многих привести ко спасительному учению». По мнению Златоуста, крещение учеников Иисуса не имело никакого преимущества перед крещением Иоанновым: «то и другое крещение равно не имело благодати Духа, и целью того и другого было только приведение крещаемых ко Христу» 164 . Относительно спора между учениками Иоанна и иудеями об очищении существуют разные гипотезы. Прежде всего отметим, что в современном критическом издании Нового Завета говорится не о «споре с иудеями», а о «споре с иудеем (μετ ουδαου)»: это чтение основано на наиболее авторитетных древних рукописях. Речь, следовательно, идет о некоем иудее (слово «иудей» употреблено без определенного артикля), с которым у учеников Иоанна был спор. Приведенному чтению следует в своем толковании Златоуст: «Тогда, – говорит, – у Иоанновых учеников произошел спор с иудеем об очищении». Ученики Иоанновы всегда завидовали ученикам Христовым, даже Самому Христу; когда же увидели, что они крестят, то начали говорить крещаемым, что их крещение заключает в себе нечто большее, чем крещение учеников Христовых, и, взяв одного из крещеных, усиливались убедить его в том, но не убедили. А что они сами пришли к нему, а не он искал их, послушай, как намекает на это евангелист. Он не говорит, что некий иудей стал состязаться с ними, но что у Иоанновых учеников произошел спор с неким иудеем об очищении 165 . О каком очищении иудей спорил с учениками Иоанна? Об обычае «очищения Иудейского» в Евангелии от Иоанна упоминалось незадолго до этого – в рассказе о браке в Кане Галилейской ( Ин.2:6 ). В иудейской традиции практиковались разнообразные формы ритуальных омовений в специально предназначенных для этого резервуарах. В соответствии с законом Моисеевым такие омовения совершались после того, как человек осквернился. Некоторые случаи осквернения, при которых предписывается омовение, перечислены в следующем тексте: Кто из семени Ааронова прокажен, или имеет истечение, тот не должен есть святынь, пока не очистится; и кто прикоснется к чему-нибудь нечистому от мертвого, или у кого случится излияние семени, или кто прикоснется к какому-нибудь гаду, от которого он сделается нечист, или к человеку, от которого он сделается нечист какою бы то ни было нечистотою, – тот, прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера и не должен есть святынь, прежде нежели омоет тело свое водою ( Лев. 22:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010