Самая подходящая забава для подобной трапезы! В самом деле, где сплелись друг с другом пьянство и разгул, там нет ничего твердого, но все шатается, колеблется, подобно безумию Ирода. Слушайте, любители плясовых зрелищ, следящие своими взорами за гибкими ногами расслабленных юношей и распускающие свои сердца вместе с их изнеженными телами; послушайте, к какому убийству привело это утонченное удовольствие. Наученная матерью своею, дочь сказала: «дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя» ( Мф. 14:8 ). О, ехидное порождение нечестивой львицы! Ни золота она попросила, ни серебра, ни драгоценных камней, но главу Иоанна! И если бы вера внушала ей эту просьбу, тогда, конечно, глава Иоанна была бы для нее драгоценнее всякого золота и серебра и дорогих каменьев. Но она просила не по вере, чтобы воздать ему честь, но чтобы умертвить этот живой укор, избавить мать свою от посрамления, какое навлекал на нее ее грех . Услышав такую просьбу, «и опечалился царь» ( Мф. 14:9 ). Однако, не убийство пророка смущало его, но страх пред народом, почитавшим Иоанна как пророка. Вот что смущало его, а вовсе не чувство благоговения: будь у него это последнее, он и раньше не посадил бы Иоанна в темницу. Душа Ирода была тогда подобна судну, захваченному в оре волнением и колеблемому на оба борта: совершить убийство – он боялся народа, а не совершить – не решался «ради клятвы и возлежащих с ним» ( Мф. 14:9 ). Но в конце концов постыдная страсть к женщинам взяла в нем верх и, прикрываясь святостью клятвы, как благовидным предлогом, несчастный, «послал отсечь Иоанну голову в темнице» ( Мф. 14:10 ). Какое зло – клясться – вспомните теперь вы, которые всегда готовы клясться! Вспомните, что говорит Господь: «не клянись вовсе» ( Мф. 5:34 )! Ведь, если бы не клялся тогда несчастный Ирод, он не решился бы совершить убийство. Лучше бы ему совсем не клясться, а раз клятва была произнесена, ее следовало нарушить, потому что при выборе из двух зол должно было предпочесть меньшее. «Послал отсечь Иоанну голову в темнице».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Слово в день Рождества Иоанна Предтечи Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:00 мин. Размер 3.9 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры! Иеромонах Иоанн (Лудищев) Сегодня празднуется рождество величайшего из людей, когда-либо живших на земле, – святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Церковь хранит память о всех событиях его жизни: о его зачатии, рождении, и о его миссии Крестителя Спасова (праздник Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и о его мученической смерти. И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Сегодня в Евангелии от Луки мы слышали, как праведному Захарии по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось войти в Храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. И Захария, увидев его, смутился, страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк.1: 9-13). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это смущение, говорит, что Захария, войдя в Храм Господень, молился только об одном – прощении грехов народа, а получил обещание разрешения бесплодной утробы. Он просил одного утешения, а получил другое; молился за народ, а назван был отцом сына. Захария более желал исцеления душ согрешивших. Он как бы говорит: народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя небесного… через меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды. А мне возвещается о рождении сына. Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что же — об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы перед народом высказать свою плодородность? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я стар, ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и кормления: я нисколько не думаю об этом.

http://pravoslavie.ru/47482.html

Все люди, кто и каковы бы они ни были, нуждаются не только в божественном снисхождении и милосердии, но и в людском, не только в Божией помощи, но и человеческой, так как нет человека, который все сам мог бы сделать для себя и во всех случаях своей жизни обойтись без сторонней помощи. Кто может избежать на тернистом пути своей жизни болезней, бед, несчастий, когда так нужны сочувствие, сострадание, утешение? А общий основной закон людской жизни: И якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде ( Лк.6:31 ). «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». В нюже меру мерите, возмерится вам ( Мф.7:2 ). «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Дайте, и дастся вам: меру добру, наткану и потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше: тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам ( Лк.6:38 ). «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». Следовательно, на помощь людей, на людское сочувствие вправе рассчитывать только люди, сами оказывающие помощь ближним, милостивые к ним. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь получить милость? Оказывай милосердие сам. Хочешь быть любимым? Люби сам» (Святой Иоанн Златоуст, т. V, стр. 38). Но еще в бесконечно большей мере люди нуждаются в милости к себе со стороны Бога: в помощи Его во всех обстоятельствах своей жизни, каждый день, даже каждый час ее, в снисхождении пред судом правды Божией. Стать же достойным милости Божией, по слову Божию, можно только через милосердие в отношении к ближним. Доброхотна бо дателя любит Бог ( 2Кор.9:7 ), И наоборот. Суд бо без милости не сотворшему милости ( Иак.2:1 ) Это относится прежде всего к нашей теперешней земной жизни, в которой милость Божия изливается именно на милостивых. По словам святителя Иоанна Златоуста: «Милостыня и грехи очищает» (Святой Иоанн Златоуст, т. VII, 523); «Хотя бы милостивый был виновен в бесчисленных согрешениях, – милостыня венчает его и провозглашает победителем: дадите, сказано, милостыню, и вся чиста будут» (Святой Иоанн Златоуст, т. VII, стр. 541).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

«И просветил очи сердца вашего, дабы, вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».  Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше. Светилник телу есть око. Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет ( Мф.6:21-22 ). «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». Уже ветхозаветный праведник говорит о таком созерцании Бога душою в правде: Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Пс.16:15 ). «Но я в правде явлюсь пред лице Твое, насыщусь, когда явится мне слава Твоя». Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть ( Пс.15:8 ). «Всегда я видел Господа пред собою, ибо Он одесную меня ». Только чистое телесное зрение видит ясно внешние предметы, и чем чище физическое зрение, чем оно здоровее и неиспорченнее, тем яснее созерцание предметов. Так чем чище око души – сердце, тем яснее, так сказать, непосредственнее созерцание христианского Бога. Чистота духовного зрения сердца зависит от степени чистоты и высоты любви в человеке, потому что поистине только любовь очищает сердце, душу от всякой нечистоты, греха и порока. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Любовь все очищает» (Святой Иоанн Златоуст, т. XI, стр. 807). «Любовь делает непорочными, и притом воистину непорочными делает она… И нет, решительно нет ни одного греха, которого, подобно огню, не истребила сила любви. Удобнее слабому хворосту устоять против сильного огня, нежели естеству греха против силы любви» (Святой Иоанн Златоуст, т. XI, стр. 511). «Где любовь, там истребляется все злое» (Святой Иоанн Златоуст, т. XI, стр. 807), так что самая святость состоит ни в чем другом, как в высоте и чистоте любви. Бог есть не только Дух, но, Бог любы есть ( 1Ин.4:8 ) – Бог есть Любовь, по неложному слову апостола Иоанна, а потому Бог созерцается не только духовным зрением человека – чистым сердцем, но именно сердцем, возвышенным и очищенным любовью. О любви, как пути здешнего теперешнего созерцания, говорит апостол любви – святой Иоанн Богослов:

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

«Потом (явился Христос) двенадцати». В славянском тексте стоит число одиннадцать», хотя во время явления было собственно только десять учеников, ибо Иуда был уже мертв, а Фома отсутствовал; но так обычно Писанию именовать все собрание апостолов по первоначальному числу их; почему и Фома назван у евангелиста Иоанна одним из обоюнадесяте (ХХ, 24. Еп. Феофан). И Св. Лука в повествовании о том же явлении Господа воскресшего ставит одиннадцать учеников. 1Кор. 15:6 . «Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили». Чтобы не стал кто подозревать, будто бы о любимом Учителе проповедовали воскресение, которого не было, Апостол помянул и о явлении более чем пятистам братий, – не порознь, а всем вкупе (Св. Златоуст). 1Кор. 15:7 . «Потом явился Иакову». Мне кажется, брату своему; его, говорят, Он сам рукоположил и поставил первым епископом в Иерусалиме (Св. Златоуст). «Также всем Апостолам». Ибо были и другие Апостолы (сверх двенадцати), именно семьдесят (Св. Златоуст). 1Кор. 15:8 . «А после всех явился и мне, как некому извергу». Изверг не злодей, а выкидыш (изверженный младенец). Употребляет себя выкинутому зародышу, который не включается и в число людей, – так глубоко смирение величайшего из Апостолов (Феодорит). 1Кор. 15:9–10 . Упомянув затем о великих трудах своего апостольства, сравнявших авторитет его со всеми другими Апостолами, Св. Павел дерзновенно возглашает об истине воскресения Христова. Кор. 15:11. «Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали!» б) Общее воскресение, как следствие воскресения Христова ( 1Кор. 15:12–34 ). 1Кор. 15:12 . «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас (не всех укоряет, и укоряемых не открывает, дабы не ожесточить их. – Св. Златоуст) говорят, что нет воскресения мертвых?» Надо полагать, что смысл слов говоривших был такой: воскресение мертвых невозможно. Указав им на действительное воскресение Христа, Апостол вполне опроверг их: ибо если «есть» совершилось, то оно возможно. От действительности к возможности заключение верное (Еп. Феофан).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

    В гомилии 46-й на Евангелие Иоанна Златоуст говорит: «Итак, чтобы не любовью только, но и самым делом нам сделаться ими (членами плоти Христовой), мы должны соединиться с этой Плотью. А это бывает через пищу, которую (Христос) даровал, желая показать нам ту сильную любовь, какую Он имеет к нам. Для того Он смесил Самого Себя с нами и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с главою. И это есть доказательство самой сильной любви... вводя нас в большее содружество с Собой и показывая Свою любовь к нам, Он представил желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, вонзать зубы в Плоть и соединяться и исполнять всякое желание… Часто родители отдают детей своих на вскормление другим; а Я, говорит (Спаситель), не так, но питаю вас Своей Плотью и Самого Себя предлагаю вам, желая, чтобы все вы были благородны, и подавая вам благие надежды на будущее. Ибо Кто отдал вам Самого Себя здесь, Тот тем более сделает для вас там — в будущем. Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови, и эту Плоть и Кровь, через которые Я сделался единокровным с вами, Я опять преподаю вам».     В гомилии 47-й на Евангелие Иоанна Златоуст, объясняя смысл слов Иисуса Христа: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6:55), говорит: «Что значат эти слова? Ими Он хочет или сказать то, что Плоть Его есть истинное брашно, спасающее душу, или же уверить их в сказанном, так, чтобы они не считали слов Его загадкой и притчей, но знали, что непременно должно есть Его Тело. Далее говорит: «ядущий Мою Плоть... во Мне пребывает» (Ин. 6:56); этим показывает, что такой человек соединяется с Ним». Далее Златоуст задает вопрос: «Разве Его Плоть не есть плоть? Без сомнения — плоть. Как же Он сказал: плоть не пользует ничтоже? Это Он сказал не о Своей Плоти, — отнюдь нет, но о тех, которые Его слова понимают чувственно. Что же значит понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше; вот что значит понимать чувственно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В гомилии XLVI на Евангелие Иоанна Златоуст говорит: «Итак, чтобы не любовью только, но и самим делом нам сделаться ими (членами плоти Христовой), мы должны соединиться с этой плотью. А это бывает чрез пищу, которую (Христос) даровал, желая показать нам ту сильную любовь, какую Он имеет к нам. Для того Он смесил Самого Себя с нами и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с главою. И это есть доказательство самой сильной любви… вводя нас в большее содружество с Собой и показывая Свою любовь к нам. Он представил желающим не только видеть Его, но и осязать и есть, вонзать зубы в Плоть и соединяться, и исполнять всякое желание… Часто родители отдают детей своих на вскормление другим; а Я, говорит (Спаситель), не так, но питаю вас Своей Плотию и Самого Себя предлагаю вам, желая, чтобы все вы были благородны, и подавая вам благие надежды на будущее. Ибо Кто отдал вам Самого Себя здесь, Тот тем более сделает для вас там, в будущем. Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови, и эту Плоть и Кровь, чрез которые Я сделался сокровным с вами, Я опять преподаю вам» 377 . В гомилии XLVII на Евангелие Иоанна Златоуст , объясняя смысл слов Иисуса Христа «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин. 6,55 ), говорит: «Что значат эти слова? Ими Он хочет или сказать то, что Плоть Его есть истинное брашно, спасающее душу, или же уверить их в сказанном, так чтобы они не считали слов Его загадкой и притчей, но знали, что непременно должно есть Его Тело. Далее говорит: „Ядущий Мою Плоть… пребывает во Мне» [стих 56]; этим показывает, что такой человек соединяется с Ним» 378 . Далее Златоуст задает вопрос: «Разве Его Плоть не есть плоть? Без сомнения – плоть. Как же Он сказал: „Плоть не пользует ничтоже?» [стих 63]? Это Он сказал не о Своей Плоти, отнюдь нет, но о тех, которые Его слова понимают чувственно. Что же значит понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше – вот что значит понимать чувственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

– Да не возвратится раб Твой, Владычица, постыженный и поруганный от Тебя, – умолял я Заступницу усердную. – У тебя в келье Мой враг, как же ты просишь Меня войти? – ответила мне Богородица и стала невидима. Проснувшись, я начал плакать и скорбеть, но поскольку никого другого в моей келье не было, то задумался, не погрешил ли я чем в мыслях против Пречистой, за что Она и отвратилась от меня. Однако ничего не находил, и продолжал пребывать в недоумении и скорби. Чтобы утешиться, я стал читать книгу Исихия, пресвитера Иерусалимского , которую некоторое время назад попросил у него. В конце этой книги я обнаружил два богохульных слова нечестивого Нестория. Вот тогда я понял, что он и есть враг Богородицы, который был в моей келье. – Брат, возьми свою книгу, ибо я получил от нее больше вреда, чем пользы, – сказал я отцу Исихию. Когда тот узнал причину, ибо я рассказал ему о видении, он исполнился Божественной ревности и в тот же час вырвал из книги те два богохульных слова и сжег их, чтобы и в его келье не было врага Владычицы нашей Богородицы. «Только одному Богу свойственно быть безгрешным и свободным от всякой страсти», – пишет Григорий Богослов в надгробном слове Василию Великому , поэтому мы не должны замалчивать здесь о грехе великого Кирилла Александрийского . Угодники Божии, какими бы святыми они не были, как и все люди подвержены человеческой немощи и каким-то небольшим страстям. Свою страсть святитель исправил удивительным образом. Поскольку великий Кирилл был племянником патриарха Феофила, врага Иоанна Златоуста , он поверил в истинность ложных обвинений против святителя не по злобе, но по простоте: «незлобивый муж… верит всякому слову» ( Притч. 14:15 ) и у него сложилось недоброе предубеждение против божественного отца нашего Златоуста. Он гневался на него не только при жизни архипастыря, но и после его смерти, и не хотел, как это обычно принято, поминать в диптихах среди прочих благочестивых патриархов блаженного Иоанна. Следующий после Арсакия предстоятель Константинопольской Церкви Аттик написал Кириллу, что он и сам был врагом Златоуста, но потом, размышляя, понял, что тот святой муж был невиновен, поэтому раскаялся, сопричислил святителя со святыми, неукоснительно стал поминать почившего, и по-братски советовал Папе и патриарху Александрийскому поступить таким же образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

– Если не увижу, – сказал сомневавшийся ученик, – на руках Его ран от гвоздей, не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин.20:25 ). Но это неверие – «неверие доброе» (служб. нед. антипасхи, вел. веч. стихир. на «Господи, воззв.» 4); источником его было не ожесточенное отрицание, а стремление к истине, – под ним скрывалась и горячая любовь к Самому Воскресшему. И они не остались без ответа: после восьми дней (то есть в день воскресный) опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: – Мир вам! ( Ин.20:26 ). Господь явился спустя восемь дней, чтобы апостол «Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время» (св. Иоанн Златоуст ). Исполняя желание страдавшего неверием апостола, воскресший Учитель обратился к нему с такими словами: – Подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим ( Ин.20:27 ). Конечно, «тело столь тонкое и легкое, что вошло сквозь затворенные двери, чуждо было всякой дебелости, но Христос показывает его таким для того, чтобы уверить в воскресении» (св. Иоанн Златоуст ), чтобы апостол, «собственными, так сказать, руками взял радость воскресения из живоносных ран Воскресшего тела» (Филарет, митрополит Московский). Апостол исполняет веление Господа и «любопытною десницею» (служб. нед. антипасхи, мал. веч. стихир, на «Господи, воззв.») прикасается «к открытым устьям внутреннего источника жизни» (Филарет, митрополит Московский), что возвращает к жизни почти умершую было веру апостола. – Господь мой и Бог мой! ( Ин.20:28 ), – вырвался радостный вопль из облегченной от тяжелого бремени неверия души ученика. – Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:29 ), – сказал Христос уверовавшему ученику. Этим ответом Господь в лице апостола Фомы выразил порицание всем ищущим наглядных и очевидных знамений для своего уверения и указал на превосходство веры тех, которые не нуждаются в этом, ибо «чем очевиднее знамение, тем менее достоинство веры» (св. Иоанн Златоуст ). Упрек Господа до известной степени относился и к прочим апостолам, убедившимся в истине воскресения только после явления им Воскресшего (см.: Лк.24:36–48 ), исключая, впрочем, апостола Иоанна, который от опустевшего гроба Христова унес с собою веру, что жив Господь (см.: Ин.20:8 ). «Кажется, – говорит Филарет, митрополит Московский, – можно видеть, как Господь взором укорения взирает на Фому и глаголет: «Ты поверил, потому что увидел Меня, – потом обращает взор одобрения на Иоанна и, хотя не открыто к его имени, но тем не менее внятно к его сердцу продолжает, – блаженны не видевшие и уверовавшие».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как человек глаголет Он, говоря: «не могу Аз о Себе творити ничесоже», разъясняя, что «якоже слышу сужду… и творю волю пославшего Мя Отца». Но как Бог «Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли» 542 и «Отец суд весь даде Сынови» 543 . «Поймите, говорит Господь словами сими к Иудеям, что если бы Я был человек, то Я бы не мог творить того что Я творю, и судить людей. Суд Мой есть суд Отца Моего». «Итак, (говорит на это место св. Иоанн Златоуст : стр. 469) Он говорит только вот что: «нет у Меня хотения иного, отдельного от Отца, но чего Отец хочет, того и Я, и чего Я хочу, того и Он. Посему как Отцу никто не может противоречить, когда Он судит, так и Мне, ибо суд тем и другим произносится с одною и тою же мыслию». «Не удивляйся (прибавляет Златоуст), что Он беседует об этом человекообразно, ведь Иудеи считали его простым человеком». Ин.5:31 . Аще аз свидетельствую о мне, свидетельство мое несть истинно: Ин.5:32 . Ин есть свидетельствуяй о мне: и вем, яко истинно есть свидетельство, еже свидетельствует о мне: Памятуя то, что сказал Златоуст в только что приведенном месте, мы опять усматриваем, что Господь опять намеренно отделяет в Себе Богочеловеке, человека от Бога. Он указывает Иудеям, что Он не требует, чтобы Иудеи поверили, что Он послан от Бога только на основании Его свидетельства: но «дела яже аз творю» и свидетельства Бога Отца должны были бы убедить Иудеев, что перед ними Бог, а не человек. Переходя к ст. 32-му, мы должны указать, что хотя некоторые считали, что слово Ин и Он 544 относится к Иоанну Крестителю, но русский Синодальный перевод наш 545 , начертывая слово Он (32-го стиха) прописной буквой, указывает, что свидетельство, о котором говорит Господь, есть свидетельство Отца. «Трех свидетелей приводит Господь истинности Своих слов: дела, Им совершенные, свидетельство Отца и проповедь Иоанна» 546 . В подтверждение мысли, что ст. 32 относится к высшему свидетельству Божию, надо указать, что Господь в ст. 34-м говорит о свидетельстве Иоаннове: «Аз же не от человека свидетельства приемлю», здесь же, в ст. 32 Господь глаголет: «Есть другой свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует о Мне». А принимая это свидетельство, Господь сим указует, что это свидетельство Отца, о котором Он глаголет. Знаю, еще говорит Господь ιδα, scio, вем как Бог, и это знание выше вашего человеческого разумения 547 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010