Крещение Иоанна было выше, так как призывало к покаянию, к внутреннему омовению, но еще не имело благодати Духа, которая давалась Христом, как сам святой Предтеча и сказал: «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3: 11). Совершавший крещение Иоанн еще не знал, Кто будет этот Некто, «Которому он недостоин развязать и ремень у обуви Его» (см.: Мк. 1: 7; Лк. 3: 16; Ин. 1: 27), но Глас Божий, пославший его, открыл ему: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1: 33). Поэтому и пришел к нему Иисус креститься. Не потому, что нуждался в очищении, но потому, что крещение Иоанново совершалось по воле Божией. Это знали все в народе, так как считали Предтечу великим праведником. Даже Ирод, царь, имя которого стало синонимом коварства и злобы, даже он «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6: 20). И прийти к Иоанну значило быть послушным воле Божией. Так Христос, выходя на служение Свое человечеству, начинает его с послушания воле Божией. Какую кротость и какое смирение пред волей Отца Небесного являет Сын Божий! И как премудро это смирение Спасителя устрояет весть о Его явлении! Вот как говорит об этом Иоанн Златоуст: «Если бы [Иоанн начал] обходить жилище каждого и, подойдя к дверям, вызывать на улицу и, держа Христа, говорить: это есть Сын Божий, – то это делало бы свидетельство подозрительным… но когда весь народ стекся из всех городов к Иордану и пребывал на берегах реки, то уже то обстоятельство, что и Сам Он пришел креститься и получил удостоверение свыше голосом Отца и наитием Духа в виде голубя, делало свидетельство о Нем Иоанна несомненным» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседа о Крещении Господа и Богоявлении). Христос только вошел в воды – не для того, чтобы очиститься, так как был безгрешен, но чтобы освятить их по древнему пророчеству: «Ты стерл еси главы змиев в воде: ты сокрушил еси главу змиеву» (Пс. 73: 13–14). Несомненным, как об этом и поется в тропаре праздника, было по исходе Христа из вод и величественное явление Бога во Святой Троице: Самого Христа Спасителя, схождение с отверзшихся небес «Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И глас с небес, глас Отца, как гром небесный, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 16–17).

http://pravoslavie.ru/58871.html

Местные епископы, которые находились в общении с Феофилом по всему Востоку, дошли до столь великой жестокости, как сказал пришедший монах, что многие из них не только не выказывали должного благоразумия, но, поднося дары, убеждали солдат префекта быстрее изгонять узников из городов. Особенно отличились епископы Тарса, Антиохии 748  и Евлогий, епископ Кесарии Палестинской 749 . Но впереди всех оказались епископ Анкирский и Аммоний, епископ Иелузы 750 . Они, с одной стороны, дарами, а с другой – угрозами еще более ожесточили против них солдат, чтобы они не соглашались допускать к ним желающих помочъ мирян, подобно тому, как и блаженный Иоанн в соборных посланиях пишет Гаию против некоего епископа, вверяя Гаию странноприимницу и умоляя его не подражать порочным епископам. Слово Иоанна содержало следующее: Возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда некоторые пришли и засвидетельствовали, как ты ходишь в истине и каким образом ты упокаиваешь святых. Для меня нет большей радости. После этого он добавляет: Я писал церкви, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Затем он советует: Возлюбленный, не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога ( 3Ин. 1–4, 9–11 ). Мы вспомнили все сказанное о злых делах прежних времен, чтобы показать намерения нынешних Диатрефов.  Однако диакон (который сопровождал епископов), похвалил и восхищался епископами Второй Каппадокии, которые со слезами весьма сострадали сосланным епископам, особенно кротчайший Феодор, епископ Тианский 751 , Боспорий Колонейский 752 , сорок восемь лет находившийся в епископском сане, и Серапион Острацинский 753 , который пребывает в епископском служении уже сорок пять лет. Потеряв дар речи на долгое время, Феодор , наконец сказал: Зачем мы спрашиваем об этом, отче? Разве не последние времена ( 1Ин. 2:18 ) и отступление, по словам Павла, входят через эти события, да, наконец, откроется сын, погибели, противящийся (2Фес, 2:3–4)? Ибо порочные благоденствуют и достигают своей цели, остаются на своих местах, обладают силой, угнетают добрых, грабят их. Меня бросает в дрожь от близости этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Но божественный не послушался его, видимо, не желая осудить бывший при Феофиле Собор против Златоуста. Затем обратился к подвижнику и святой Исидор Пелусит – его родственник и старший по возрасту. Он дерзновенно и с великой смелостью обличал Кирилла за несправедливый и неразумный гнев на несогрешившего Иоанна Златоуста . «Не должно осуждать человека, – писал Пелусит, – прежде чем подробно не исследована его вина и прегрешение, ведь и Бог, Который хотя все знает прежде, чем это совершится, и предвидит будущее как настоящее, согласно Священному Писанию , сошел с Неба на города Содомские посмотреть, правда ли, что содомиты согрешили, или нет: «вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» ( Быт. 18: 20–21 ). Все это сделал Господь дабы показать нам пример: не стоит сразу же верить словам обвинителей, но вначале нужно самим изучить все обстоятельства и проверить слухи». – Вот так и ты, – говорил он божественному Кириллу, – должен сначала думать, а потом, если найдешь разумное основание для гнева, гневаться, потому что многие из тех, кто был с тобой на Соборе в Ефесе, открыто обвиняют тебя, что ты несправедливо выступаешь против невинного Иоанна, и что, будучи родственником Феофила, во всем ему подражаешь. И как он всенародно показал свое безумие, прогнав с престола несогрешившего, святого и возлюбленного Богом Иоанна, так поступаешь и ты, обвиняя и клевеща на гонимого, хотя тот уже умер. Примеры из Священного Писания устрашают меня и побуждают писать к тебе. Если я для тебя отец, как ты сам называешь меня, то боюсь я осуждения, которое принял священник Илий при Ветхом Законе, за то, что не вразумил согрешивших сыновей своих, как должно. Если же я твой сын, что я и сам знаю, то боюсь, как бы не настигло меня наказание Ионафана, сына Саулова, который мог помешать отцу своему, обращавшемуся к волшебнице, но не удержал его от греха. Потому тот и был убит первым на войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

О том же мысли св. Иоанна Златоуста Из 35-й Беседы на Евангелие от Иоанна Для чего Христос сказал Марии Магдалине: Не прикасайся Мне? Некоторые говорят, что она просила дара Духа Святого, слышав Его, говорившего ученикам: Аще иду ко Отцу, умолю Его, и иного Утешителя даст вам ( Ин. 14:16; 16:7 ). Но как она слышала это, не быв (в то время) с учениками? Притом как она могла просить сего, когда Христос еще не отходил ко Отцу? Что же это значит? Мне кажется, что она и теперь хотела обращаться с Ним по-прежнему, и от радости не представляла себе в Нем ничего особенного, хотя Он и стал по плоти гораздо совершеннейшим. Посему, удаляя от нее такую мысль и внушая ей беседовать с Собою с большим страхом (ибо и с учениками по воскресении Он обращался не так, как прежде), возвышает ее понятие, дабы она обращалась с Ним с большим благоговением. Если бы Он сказал: не приступай ко Мне, как прежде; Я теперь уже не в таком состоянии и не буду уже обращаться с вами по-прежнему, – то это было бы жестко и величаво. Но когда сказал: Не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу, – это значило то же, а было не так жестко. Словами не у взыдох показывает, что Он стремится и спешит туда; когда же Он имел отойти и не жить более с людьми, то на Него уже не должно было смотреть так, как прежде. А что этот именно смысл слов, видно из следующего: Иди же ко братии Моей и рцы им; восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему. Впрочем, Он исполнил сие не тотчас, а спустя сорок дней. Для чего же Он говорит так? Дабы возвысить мысль Марии и уверить, что Он отходит на небо. А говорит: Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему, – в отношении к воплощению, так как и восхождение относится к плоти. Но неужели Бог в ином смысле Отец Его и в ином смысле наш? Конечно, так. Ибо если Бог в ином смысле есть Бог праведников, а в ином прочих людей, то тем более в ином – Сына, а в ином наш. А дабы из слов Его рцы братии не заключил кто о каком-либо равенстве Его с учениками, показывает различие: Сам Он сядет на престоле Отца, а они будут предстоять. Итак, хотя по естеству плоти Он сделался братом нашим, но честию далеко и несказанно отличен от нас. Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Один же из них, отвечая, сказал: «Пойдемте к святому отцу нашему Иоанну и с верой попросим его помолиться Богу и умилостивить Его по поводу этого. И, конечно, Он послушает его и укажет способ, как погубить зверя этого, и спасет от него свой народ». И все согласно, словно едиными устами ответили сказав: «Воистину теперь захотел Бог гибели льва». Итак, все, встав, единодушно с ревностью о вере пошли в монастырь к великому Иоанну и, припав к нему, кричали со слезами и говорили: «Помилуй нас, отче святой, и избавь нас от постоянной скорби». Он же, восстав, спросил их о причине. И они возвестили ему о льве, рассказав обо всех беспорядках, которые он учинял. Тогда, отвечая, духоносный отец Иоанн говорит им: «Это случилось с вами, поскольку вы маловерны. Ибо, если бы вы имели твердую веру во Христа, он не мог бы вредить вам, поскольку Господь дал власть истинно верующим в Него наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью; и ничто не повредит ( Лк. 10:19 ) им, и не только это, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море ( Мф. 21:21 ), будете услышаны Им». Когда он это говорил, всех охватил страх и изумление. Итак, честной отец, взяв крест, дал им, говоря: «Возвратившись, установите его на месте, где приходящий лев совершает бесчинства, ни в чем не сомневаясь. И ни один из вас пусть не остается там. И я верю Господу нашему Иисусу Христу, что Он покажет вам чудеса Свои на нем и в будущем не позволит, чтобы вы были мучимы им. Но вы постоянно посещайте святые Божии храмы, принося Ему молитвы и исповедания и прося прощения ваших прегрешений, прекратив отныне грешить, чтобы не случилось с вами чего хуже» ( Ин. 5:14 ). Они же, взяв необоримое оружие, знамение креста, с великой радостью и верой и, одновременно, получив пользу от его наставления, вернулись и совершили то, что приказал им воспеваемый нами отец, и, установив крест, ушли. Рано утром люди пришли на то место, куда приходил лев, и нашли льва простертым на земле под непобедимым крестом мертвым. И все вскричали, говоря: «Христос поразил льва крестом Своим по молитвам служителя Его Иоанна».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Зачем Христос велел ученикам собирать объедки? 2 мин., 11.03.2021 Вопрос читателя: Здравствуйте. У меня вопрос по Евангелию от Иоанна. « Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, кто сколько хотел, И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало ». Вопрос: зачем собирать объедки? Ведь если человеку дают хлеб, то никогда не требуют остатки, потому как голодный человек съедает все, а если не доест, то он никогда не выбросит остатки. Положит хлеб в сумку и потом доест, тем более в те времена, когда хлеб был основной пищей. Сергей Отвечает иерей Сергий Савенков: Иерей Сергий САВЕНКОВ « Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир » (Ин.6:11-14). Здравствуйте Сергей, вы правы, отношение иудеев к хлебу особенное. Запрещено оставлять не только куски хлеба, но и крошки, их нужно собрать и отдать птицам. Поэтому очевидно, что участники чудесной трапезы и так сохранили бы остатки пищи, но Христос повелевает ученикам собрать их, и в этом есть глубокий смысл. Иоанна Златоуст в толковании на этот отрывок пишет: «Это не лишнее было доказательство чуда, но сделано было именно для того, чтобы не считали такого дела призраком; для того-то и совершил Он чудо из готового вещества. Но почему Он дал нести короба не народу, а ученикам? Потому, что хотел в особенности их научить, как будущих учителей вселенной. А народ немного пользы извлекал из чудес; он скоро их забывал и просил потом других чудес; ученики же должны были извлечь немаловажную пользу» (Беседы на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова. Беседа 42,3). Иоанн Златоуст подмечает — Господь просит апостолов собрать остатки, чтобы сделать чудо явным и запоминающимся. В следующих стихах Евангелия ученики будут спрашивать Христа о смысле этого чуда, вероятно, Спаситель хотел дать им урок, сконцентрировать на этом событии их внимание.

http://foma.ru/zachem-hristos-velel-uche...

А у вас там какая то цензура , странное. А где легионы Ангелов ? Перепутать евангелиста и апостола Иоанна Богослова со святителем Иоанном Златоустом нужно постараться. Это текст Евангелия Иоанна Богослова. У Советской власти было много реальных достижений , а у вас 30 лет все одни слова , слова , заучивания цитать. Заучите Притчу о бесплодной смоковнице ! 6. Ответ на 2, учитель: Конечно ввести цензуру бы в культурном пространстве необходимо. Но наряду с американской нужно остановить японскую культурную экспансию. Если американская это провинциальное карикатурное дурновкусие, то японский мир сильный, философски строгий но совершено чуждый нам мир, чем то похожий на инопланетный. Мир мрачный, депрессивный и суицидальный. Иоанн Златоуст, свт.   Ст. 51-58 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов. А у вас там какая то цензура , странное. А где легионы Ангелов ? Перепутать евангелиста и апостола Иоанна Богослова со святителем Иоанном Златоустом нужно постараться. Это текст Евангелия Иоанна Богослова. 5. В свое время в США существовал кодекс Хейса вводивший определенные ограничения для кинопродукции. Коммерсанты от киноиндустрии не протестовали. Так как это превращало большинство фильмов в категорию семейное кино, что увеличивало кассовые сборы. Пока кинобоссы думали только о прибыли никаких проблем ни в качестве, ни в содержании, ни в моральной составляющей. Но затем федеральное правительство не просто сняло ограничения, но стала навязывать иную моральную повестку. Кинопродукция стала вызывать протесты у родительского сообщества, кинокомпании терпели убытки из-за снижения кассовых сборов, но культурная политика продолжалось. Федеральные уши торчали откровенно. Культурная политика в этой области жестко навязывалась младоевропейцам и другим зависимым от США странам.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/03/ro...

Будучи способен выявлять грех и делать человека ответственным за грех, закон не способен истребить его. Грех истребляется благодатью Божией, принесенной в мир Иисусом Христом: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» ( Рим.5:21 ). Павел – не единственный новозаветный автор, противопоставляющий благодать закону. Аналогичное противопоставление мы встречаем в завершающем стихе пролога Евангелия от Иоанна: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). По общепринятому в науке мнению, согласующемуся со свидетельствами древних историков 1246 , Евангелие от Иоанна было написано позже посланий Павла, и автор этого Евангелия мог быть знаком с богословием Павла 1247 . С другой стороны, можно предположить, что противопоставление христианской «благодати» иудейскому «закону» – характерная особенность языка ранних христиан, отразившаяся и у Павла, и у Иоанна. Павел напоминает, что закон «имеет власть над человеком, пока он жив». Он поясняет это примером: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества» ( Рим.7:1–2 ). Точно таким же образом вера во Христа освобождает от рабства закону. Конкретным выражением этой свободы является отказ от практики обрезания для обращающихся ко Христу, но в более общем плане речь идет об освобождении от всех «дел закона», поскольку закон не дает ни оправдания, ни искупления, а только выявляет грех. По утверждению Павла, «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим.7:12 ). В то же время, будучи святым сам по себе, закон не только не помогает избавиться от греха, но, наоборот, делает грех еще более привлекательным. В результате, парадоксальным образом, по причине закона грех оживает, а зараженный им человек умирает. Пребывание под властью закона Моисеева Павел сравнивает с рабством, а пребывание под благодатью – с сыновством: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В комментарии святого праведного Иоанна Кронштадтского к нему мы читаем, что: «Прикосновение руки Господней к устам Иеремии было видимым знаком сообщения Иеремии дара слова и прорицания… Такова честь пророку Божию и такова сила Божия» 412 . Подобное утверждение приводится и в Толковой Библии Лопухина : «Не должен смущаться Иеремия и мыслию о своём неуменье говорить красноречиво. Он будет, ведь, возвещать не свои слова, а слова Божии. В знак того, что отныне Господь влагает ему в уста слова Свои, Он коснулся рукою уст Иеремии (Ср.: Ис. 6:5 ; Иез. 2:9; 3:1 ) и этим раз и навсегда сделал уста пророка Своими устами» 413 . Тем не менее, пророчество из Второзакония относится не только к пророкам Ветхого Завета, но и к Иисусу Христу. Например, Его слова в Евангелии звучат таким образом: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня ( Ин. 7:15–16 ). В комментарии Святителя Иоанна Златоуста мы читаем, что Христос «этими словами призывает фарисеев отринуть от себя злобу, гнев, зависть и ненависть, которую напрасно они питают против Него. Отринув эти страсти, они смогут познать, что Его слова – поистине слова Божии» 414 . Примером могут служить и другие слова Спасителя: Иисус сказал им: когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить ( Ин. 8:28; 12:49 ). В православном же вероучении стихи из Евангелия от Иоанна (См.: Ин. 1:21,25 ) относятся к Иисусу Христу, поскольку, когда иудеи спрашивают Иоанна Крестителя: «Ты пророк?», – то они имеют в виду не другого пророка, а Мессию, который, согласно пророчеству (См.: Втор.18:15,18 ), должен был явиться еврейскому народу. Блаженный Феофилакт Болгарский учит, что иудеи на основании древнего предания ожидали пришествия пророка Илии. Потому и спрашивают его, не Илия ли он, так как его образ жизни был схож с образом жизни пророка Илии. Однако он отрицал это, и они задали ему другой вопрос: «Ты – тот пророк?» Он отрёкся и от этого, хотя был пророком, ибо понял, что они спросили его на этот раз, тот ли он пророк, которого они ожидают и о котором Моисей сказал, что Господь Бог восставит им пророка 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Глава 11 1. И бысть, соверш заповда бманадесте учнкома своима, прейде тд учити и проповдати во градхъ ихъ. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их Прейде оттуду (перешел оттуда), т. е. с того места, где давал наставления апостолам, вероятно, в окрестностях г. Капернаума, во время предпринятого Им путешествия по Галилее (гл. 9 ст. 35). Прешел учить и проповедыватаъ в городах их, т. е. в городах Галилейских вообще или в соседних с Назаретом. Зач. 40-е. Посольство от Иоанна учеников своих к Иисусу Христу и речь Христова к народу об Иоанне Читается в понедельник 4-й недели по Пятидесятнице и во дни Обретения главы Иоанна Предтечи, на литургии. 2. же слышавъ во узилищи дла хртва, посла два ученикъ своихъ, Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3. реч ты ли грдый, ил иног чаемъ; сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Дела Христовы, это чудеса, которые творил И. Христос, и вообще действия Его ( Ин. 5:36 ). В темнице, т. е. Иоанн посылал своих учеников к И. Христу в то время, когда уже был заключен Иродом в темницу в Махерской крепости, на восточном берегу Мертвого моря (14:3). В темнице, как видно, Иоанну дозволено было иметь сношение с своими учениками. Ог них он мог слышать и о делах Христовых ( Лк. 7:17 ). Послал Иоанн спросить Иисуса: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Ты ли тот, который должен притти), т. е. Мессия, которого давно ждут, или ожидать нам другого, а Ты только предтеча Его? Нет сомнения, что как самое посольство учеников Иоанновых, так и подобный вопрос со стороны Иоанна нужны были не для него самого, а для учеников. Сам Иоанн знал из откровений Божиих пред крещением и во время крещения Иисуса Христа, что Он есть пришедший Мессия ( Ин. 1:31–34 ); но ученики его еще не знали этого, Иоанн, конечно, учил их, но они не вполне вразумлялись словами его. «Они, говорит св. Златоуст, как всякий может приметить, не расположены были к Иисусу и завидовали Ему, что видно из их слов своему учителю: Тот, Кто был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин. 3:26 ). Ибо они еще не знали, Кто был Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010