Схиигумения Иоанна: «Грузинский Патриарх призвал паству молиться русским святым» (версия для печати)/Православие.Ru Схиигумения Иоанна: «Грузинский Патриарх призвал паству молиться русским святым» Православие.Ru , 31 марта 2014 г. Со схиигуменией Иоанной беседовала Анна Ерахтина В феврале Москву посетила делегация Грузинской Православной Церкви во главе с митрополитом Алавердским Давидом (Махарадзе) , чтобы забрать в Алавердский монастырь св. Георгия (Грузия) иконы преп. Сергия Радонежского и Собора препп. Оптинских старцев, написанные мастерами иконописной школы Московской духовной академии. О том, как прошла эта поездка, о грузинском монашестве и старце Гаврииле (Ургебадзе) порталу Православие.Ru рассказала настоятельница монастыря в честь Хахульской иконы Божией Матери (Новая Шуамта) схиигумения Иоанна. Схиигумения Иоанна — Матушка Иоанна, расскажите, почему в Алавердском монастыре заказали иконы преподобного Сергея Радонежского и Собора преподобных старцев Оптинских? — Дело в том, что в 2008 году, когда была ужасная война между Грузией и Россией, Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II обратился к пастве с такими словами: «Обращайтесь к русским святым, молитесь русским святым, просите их». Сейчас я воспринимаю эти слова не только как призыв к пастве искать небесной помощи, но и как желание Святейшего Патриарха удержать паству в любви Христовой. В 2012 году по благословению Аввы Алавердского митрополита Давида благочестивыми христианами были заказаны две эти иконы в иконописной школе Московской духовной академии для Алавердского монастыря. Целью нашей поездки стало перенесение святых икон в Грузию, в Алавердский монастырь св. великомученика Георгия. Мы благодарим Господа, Давшего нам желание, силы и благословение на эту поездку, которая совершилась чудесным образом. Митрополит Алавердский Давид (Махарадзе), который руководил нашей паломнической группой, отслужил четыре литургии: в Троице-Сергиевой Лавре у святых мощей преподобного Сергия, в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, в Донском ставропигиальном мужском монастыре и в монастыре Оптина Пустынь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В феврале Москву посетила делегация Грузинской Православной Церкви во главе с митрополитом Алавердским Давидом (Махарадзе) , чтобы забрать в Алавердский монастырь св. Георгия (Грузия) иконы преп. Сергия Радонежского и Собора препп. Оптинских старцев, написанные мастерами иконописной школы Московской духовной академии. О том, как прошла эта поездка, о грузинском монашестве и старце Гаврииле (Ургебадзе) порталу Православие.Ru рассказала настоятельница монастыря в честь Хахульской иконы Божией Матери (Новая Шуамта) схиигумения Иоанна. Схиигумения Иоанна — Матушка Иоанна, расскажите, почему в Алавердском монастыре заказали иконы преподобного Сергея Радонежского и Собора преподобных старцев Оптинских? — Дело в том, что в 2008 году, когда была ужасная война между Грузией и Россией, Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II обратился к пастве с такими словами: «Обращайтесь к русским святым, молитесь русским святым, просите их». Сейчас я воспринимаю эти слова не только как призыв к пастве искать небесной помощи, но и как желание Святейшего Патриарха удержать паству в любви Христовой. В 2012 году по благословению Аввы Алавердского митрополита Давида благочестивыми христианами были заказаны две эти иконы в иконописной школе Московской духовной академии для Алавердского монастыря. Целью нашей поездки стало перенесение святых икон в Грузию, в Алавердский монастырь св. великомученика Георгия. Мы благодарим Господа, Давшего нам желание, силы и благословение на эту поездку, которая совершилась чудесным образом. Митрополит Алавердский Давид (Махарадзе), который руководил нашей паломнической группой, отслужил четыре литургии: в Троице-Сергиевой Лавре у святых мощей преподобного Сергия, в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, в Донском ставропигиальном мужском монастыре и в монастыре Оптина Пустынь. В Грузии знают и любят известную молитву Оптинских старцев : «Господи, дай мне силу с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день...». Она переведена на гру­зин­ский язык.

http://pravoslavie.ru/69522.html

«Дай кровь и прими Дух. О комфорте нигде не сказано» Беседа со схиигуменией Иоанной и герондой Симеоном из монастыря Филофей Анастасия Рахлина О том, что они приехали в Москву – иеромонах Афонского монастыря Филофей отец Симеон и настоятельница грузинского монастыря в честь Хахульской иконы Божией Матери схиигумения Иоанна , я узнала от отца Иоанна Каледы, настоятеля храма Троицы Живоначальной на Грязех. Отличием этого московского храма стало особое почитание величайшего грузинского святого, которого, к сожалению, в России знают не все, – преподобного Давида Гареджийского . Отец Иоанн его очень любит. В храме в красивом киоте – большая икона преподобного московского письма, каждый понедельник ему служат молебны, батюшка готовит к изданию житие святого на русском языке с обширными комментариями. И конечно, преподобный Давид устраивает так, что и дорогая Грузия всегда рядом с нами. Отец Иоанн, мать Иоанна и геронда Симеон в храме на Бутовском полигоне      Вот, например, в один из понедельников июня на молебне преподобному Давиду было много грузин – и в их числе несколько монахинь в непривычно для нас завязанных черных платах с красными крестиками на лбу: матушка Иоанна, которую с отцом Иоанном связывает самая крепкая дружба, и ее сестры. Кроме того, был еще какой-то невысокий старенький, но очень живой и быстрый монах с белой бородой и маленькими руками – отец Симеон со Святой Горы Афон , объяснили мне, геронда, из монастыря Филофей. Все они приехали, чтобы препроводить из Москвы в Грецию колокола, отлитые для тамошнего женского монастыря. Теперь дело было сделано, и утром гости вместе с отцом Иоанном отправились в Оптину Пустынь. Отец Симеон хотел обязательно попасть и к преподобному Сергию, и в Дивеево. Удалось присоединиться к ним только в последний, московский день паломнического маршрута. И вот мы едем. Сперва – на Бутовский полигон, потом к Владимирской иконе Божией Матери и к образу Спаса Вседержителя работы преподобного Андрея Рублева в Третьяковку, потом в Марфо-Мариинскую обитель и наконец в Покровский монастырь – к Матронушке. На месте рядом с водителем всматривается в улицы, заполненные изнывающими от духоты москвичами, геронда. Мы с матушкой тихо – чтобы не мешать – беседуем за его спиной. Жарко.

http://pravoslavie.ru/73743.html

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил святыни Алавердской епархии (Грузия) 16 октября 2010 г. 14:03 15 октября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся в Грузии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю 1000-летия собора Светицховели, посетил святыни Алавердской епархии. Председателя ОВЦС и его спутников сопровождал митрополит Амба-Алавердский Давид, а также митрополиты Некресский Сергий, Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор. Делегация направилась в монастырь Ахали-Шуамта, основанный в XVI веке царицей Тинатин, чьи останки хранятся по сей день в монастырском храме. У стен обители иерархов приветствовала игумения Иоанна с сестрами. Митрополит Иларион проследовал в монастырский храм в честь Хахульской иконы Божией Матери. Владыка приложился к местночтимому образу Пресвятой Богородицы и другим святыням храма, в частности, частицам мощей Киево-Печерских святых и святителя Феофана Затворника. Прослушав умилительные стихиры, исполненные сестрами в традиции грузинского церковного пения, председатель ОВЦС обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом. Владыка выразил глубокую радость от посещения древних мест христианской молитвы, подчеркнув, что сила этой молитвы заключается в любви, которую насельницы монастыря имеют к самой обители и к совершаемому в ней богослужению. Настоятельница монастыря сердечно благодарила митрополита Илариона за теплые слова. Игумения Иоанна отметила, что обитель хранит любовь к Русской Православной Церкви и ее святым подвижникам. В монастыре подвизается приехавшая из России монахиня, которая, по словам матушки, является дорогой и горячо любимой сестрой для всех насельниц. В память о посещении обители митрополит Иларион подарил игумении Иоанне свою книгу «Таинство веры», отметив, что в скором времени увидит свет ее перевод на грузинский язык. Далее владыка и его спутники направились в монастырский комплекс V-VII веков Дзвели-Шуамта, посвященный Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/1299625.ht...

Календарь Материалы 31 марта 2014 г. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Архимандрит Антоний (Гулиашвили) Эта книга — о жизни Церкви в советской Грузии. Ее автор, архимандрит Антоний (Гулиашвили) не только предоставляет бесценные свидетельства из истории Грузинской Церкви в XX столетии, но и очень просто, порой с юмором, говорит о главном для каждого человека — как сохранить семью, любить Церковь и при всех обстоятельствах оставаться человеком. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно. [Встреча с Православием/Проповеди] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Счастье там, где Бог. Если человек живет, осознавая это, он может заниматься чем угодно, но у него будет полнота жизни, потому что человеческое счастье – не результат человеческой деятельности. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Диакон Валерий Духанин «Посекай именем Иисусовым… начальные проявления греха в помыслах, мечтаниях и ощущениях: уничтожь в себе владычество над тобой диавола; уничтожь все влияние его на себя, стяжи духовную свободу». [Интернет-журнал/Общество] Юрий Пущаев «Вехи» не были одним лишь интеллигентским покаянием за революцию 1905 года. Авторов во многом огорчил не сам факт революции, а ее итог [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Публикации] О поездке грузинской делегации, монашестве в Грузии и старце Гаврииле (Ургебадзе) рассказала настоятельница монастыря в честь Хахульской иконы Божией Матери схиигумения Иоанна. [Интернет-журнал/Общество] Сергей Худиев Каждая из конфликтующих сторон заявляет, что Бог на ее стороне Игумения Елисавета (Жегалова) В этом твердо убеждена игумения Елисавета (Жегалова) – настоятельница Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря. И более двадцати лет назад, когда только начиналось возрождение древней обители, матушка понимала, что выполнение богослужебного молитвенного устава должно быть на первом месте.

http://pravoslavie.ru/archive/140331

Добросовестный монашеский молитвенный труд дал плод государс­твен­ного значения и внёс свой вклад в сохранение всемирного культурного насле­дия. Мтрополит Алавердский Давид (Махарадзе). Фото: Владимир Ештокин         Нынешний настоятель Алавердского монастыря митро­полит Давид так отзывается об Алавердском монастыре: «По своему духу и многолепию Алаверды – это монастырь царского величия и монашеской простоты. Эти два свойства крепко слиты в нём. Нелегко быть царём и одновременно простым странником, у которого ничего нет, кроме преданности и любви к Богу. Я так воспринимаю Алаверды. Желал бы, чтоб он всегда отличался этим свойством, и живущие в этом монастыре имели это царское достоинство и обладали монашеским смирением и простотой». — Сколько сейчас насельников в монастыре, каковы их основные послу­шания? — Сегодня в нашем монастыре проживают двадцать насельниц. Две монахини постоянно пребывают в митрополии и помогают в епархиальных делах. Три сестры находятся на подворье монастыря Новая Шуамта – в обители св. Иоанна Крестителя в Тбилиси, где находится издательство нашего монастыря. Остальные сёстры трудятся на разных послушаниях. В монастыре пекутся просфоры и делаются свечи из чистого воска не только для обители, но и для храмов всей епархии, занимаются хозяйством, различными рукоделиями, а также перево­дом и изданием духовной литературы. — Помогает ли как-то ваш монастырь окрестным приходам? — В наш монастырь приезжают многие верующие из разных приходов. Святой преп. Иоанн Лествичник говорит: «Свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие». Одна молодая девушка, которая уехала на учебу за границу и которая часто с детства приезжала в наш монастырь, говорила мне, что ночью, когда она видела мерцающие огоньки города, она думала о лампадах, горящих перед святыми иконами в монастыре. Монастырь в честь Хахульской иконы Божией Матери, Новая Шуамта      Соприкосновение с каждым монастырем зажигает в душах людей лампаду веры и упования на Господа, которая не должна угасать всю нелегкую чело­веческую жизнь. Приснопамятный старец Паисий Святогорец говорил, что монастыри – это бастионы Церкви. В этом, наверное, и заключается главная помощь монастырей верующим. Хотя, по благословению нашего архиерея, наш монастырь принимает активное участие во всей духовной жизни епархии.

http://pravoslavie.ru/69522.html

Преподобный Евфимий ещё при жизни своего родителя провёл много лет в трудах над переводами книг священного Писания и Богослужебных с Греческого на Грузинский язык, а в продолжении 12-летнего настоятельства с ревностью продолжал дело, начатое отцом его, по устройству обители и братства, установил порядок и чиноположение в отправлении церковного Богослужения и написал устав общежития, в исполнении коего служил примером для братии. Так как с принятием игуменства, он невольно прекратил труды свои по переводу священных книг, то многие высшие духовные и мирские сановники Грузинские убедили его сложить с себя бремя настоятельства и продолжать начатые им труды для блага Церкви и своего народа. Евфимий передал игуменство родственнику своему иноку Георгию и снова принялся за прерванные было труды; скончался на 65 году Богоугодной жизни своей, в 1028 году, обессмертив своё имя в памяти благодарного народа Грузинского. Преподобный Георгий, племянник Иоанна, был шестым игуменом Иверской обители, которая при .Георгии, третьем игумене, и его двух непосредственных преемниках не свободна была от некоторых неурядиц. Он родился в Грузии 1014 года и на 25 году жизни пострижен в Хахульском монастыре, откуда потом посещал святые места Сирии и Палестины, и наконец, по убеждению старцев, отправился на св. гору Афонскую продолжать труды Евфимия по переводу книг на Грузинский язык. Семь лет провёл он в безусловном послушании братству и, удостоенный сана пресвитерского, тогда только начал приводить к концу начатое Евфимием. В 1047 году братия избрала его в игумены, и он воздвигнул по ныне существующий соборный храм в честь Успения Богоматери, и перенёс сюда же мощи Иоанна и Евфимия. Через 10 лет сложил с себя игуменство, чтобы иметь больше времени для просветительной деятельности, посетил Дивную гору близ Антиохии, где было тогда много монахов Грузин, и по приглашению царя Баграта IV четыре года прожил в Грузии для устройства дел церковных. Скончался на обратном в Афон пути, в Константинополе в 1066 году, на 52 году своей жизни. Святого мученика Александра Римского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Позднее к этим центрам добавились Тао-Кларджети (ныне на территории Турции), где выдающийся церковный деятель архимандрит Григол Хандзтели вместе со своими учениками и последователями построил огромный комплекс из 14 больших монастырей, а также Зарзма, Греми, Гелати. В Хахульском монастыре прославились иноческими подвигами преподобный Василий, сын царя Баграта III, братья Георгий и Савва Хахульские, Иларион Твалели, воспитавший и благословивший на монашество Гиоргия Святогорца, настоятель Макарий постник (ум. в 1034 в.). Грузинские монастыри и духовные центры были основаны также в различных краях Византийской империи, но особенно в Константинополе, с которым Грузия была тесно связана со времен Константина Великого и где, в частности, подвизался один из выдающихся аскетов, преподобный Иларион Грузин. Исключительное место в духовной жизни Грузии занял Афон, где преп. Иованэ Иверский (ум. в Х в., память 12/25 июля) и его сподвижник преп. Иованэ-Торникэ, при поддержке св. Афанасия построили Иверский монастырь. Сын Иованэ и второй настоятель Ивирона, преподобный Эптвимэ (Евфимий) Иверский (ок. 955–1028), память 12/25 июля) стал ключевой фигурой в переводческой деятельности грузин. Как свидетельствуют рукописи и перечисление его трудов, данное Георгием Святогорцем в «Житии», он перевел огромное число основоположных текстов, «и так умножил вверенный ему талант». Среди его переводов находим «Поучения» Василия Великого и его же толкования на псалмы, книги Иоанна Лествичника , Макария Египетского , аввы Дорофея , святого Исаакия, поучения Максима Исповедника , святого Зосимы, святого Кассиана, Ефрема Сирина , слова Григория Нисского и Иоанна Дамаскина , различные толкования Евангелия и библейских книг, множество житий и мученичеств, а также малый годовой Синаксарь, постные стихиры полностью и каноны многим святым. Его труд перевода священных и святоотеческих текстов продолжил Гиоргий Святогорец (1009–1065) 143 . С Афоном связаны Иоанн Грдзелис-дзе, Арсен Ниноцмидели (Ниноцмидский), Захарий Мирдатис-дзе, Гиоргий Олтисари (стал игуменом Иверского монастыря в 1065 году). Преподобный Иоанн Хахульский, епископ Болнисский, а затем Хахульский, нареченный Златоустом (X-XI вв., память 10/23 марта), в 1019 году оставил кафедру и отправился в Иверский монастырь, где вместе со своим духовным отцом Иоанном Грдзелис-дзе и Арсением Ниноцмидским сотрудничал с преподобным Евфимием в переводческих трудах. В XIX в. в Иверском монастыре жили и прославились духовными подвигами схимонах Виссарион Кикодзе, иеросхимонах Венедикт Китиашвили, Иларион Канчавели. С ними связан значительный подъем творческой активности грузинских афонцев. Ими переписаны в 1823–1824 гг. несколько грузинских рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Иоанн Святогорец подвизался (958 г.) в Иверском монастыре. О его учёных трудах ничего неизвестно, но несомненно, он участвовал в переводе Библии на грузинский язык, хотя труд этот многими исключительно приписывается Св. Евфимию и Георгию. Св. Евфимий Афонский, умерший в 1028 году. Он перевёл с греческого «Правила VI вселенского Собора» и каноны Иоанна Постника ; «Жизнь и проповедь Ап. Андрея», «Краткий годичный Синаксарь», «Слово Иоанна Дамаскина о двух естествах Христовых», Лествицу Иоанна Синайского; стихиры на великий пост и др., «Учение о Вере Св. Ефрема Сирианина», обряд иноческого посвящения, молитвы на Св. Пятидесятницу, «Жизнь Евангелиста Иоанна», правила преподобных отцов Макария, Исаакия и Дорофея, правила Василия великого , толкование на Псалмы, жизнеописание многих мучеников и святых, правила Кассиана, «О чудесах Св. Ангелов», «Слово Максима Исповедника об восьми помыслах», «Слово Василия в. о зависти» и мн. др. Иоанн Грдзелис-дзе, жил при царе Баграте IV Куропалате (1027–72). Из его сочинений замечательны: «Опровержение магометова учения» и «Слово к Сарацинам об обращении к христианству». Иоанн Хахульский, прозванный Златоустом, современник предыдущего. В грузинских летописях находим о нём следующую заметку: «К царю Баграту явился Армянский учёный проповедник, именем Состень, с намерением поколебать в Грузии православие; никто не решался вступить с ним в прения о предметах веры. Наконец царь вызвал находившегося при Хахульском 17 архиепископе, некоего Евфимия Грдзели. Евфимий явился сильным противником пришельца, опроверг все его софизмы устно и письменно, так что Состень вынужден был со стыдом удалиться восвояси». Православию Грузин, утверждённому на незыблемом основании, которого, по слову Господа, и самый ад не одолеет, не раз угрожали подобные попытки иноверцев, старавшихся внести в него свои расколы и совратить с пути истины. Это заставляло пастырей того времени вооружаться против них тем же оружием, каким в свое время отстаивали православие св. Вселенские Учителя – Василии, Богословы, Златоусты... Следовательно, отечественному языку оставалось только усвоить их Боговдохновенные произведения. Поэтому-то они большей частью ограничивали свою деятельность переводом с греческого сочинений духовного содержания, которая с чистотою учения соединяла в себе правила жизни по разуму Евангелия. Естественно, что в таких обстоятельствах оригинальные произведения являлись редко, и если являлись, то все-таки предметом имели религию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2025 Для примера: эмалевый крест на окладе иконы хахульской Богоматери (Кондаков, Опис. пам. древн., стр. 14); скульптура в венец. церкви Св. Марка (Garrucci, CDXCVII, 1), крейцнахский крест (Revue de l’art chr., 1885, p. 471; ср. 1887, p. 486) и др. Ср. Denkmäler d. christl. Mittelalters in d. Rheinlanden. Herausgegeb. v. Ernst aus’m Weerth. I Abtheil. 1 Bd., Taf. XXV-XXVI. Об агнце: Martigny, Etude archéol. sur le bon pasteur et l’agneau (Mâcon, I860). H. Покровский, Символич. формы агнца в древне-христ. иск. (Христ. чт., 1878, 5–6). И.Е. Троицкий , К истории изображ. креста и распятия (Христ. чт., 1868, ч. II, стр. 745 и след.). Н. Бирюков, Иконогр. креста Христова (Странник, 1890, дек., 574 и след.). 2026 Canon, apost. et concil. veterum selecti. Berolini, 1839. Conc. Quinisext., c. 82. Выражение собора ναστηλοσθαι дает повод думать, что здесь рекомендуются, между прочим, и прямые изображения распятия Иисуса Христа; но эти распятия не были уже новшеством для того времени. Об этом Augusti, Denkwürdigkeiten aus d. christl. Archäol. Bd. XII, 125–126. 2027 Stockbauer, 167–168. Тоже: Бирюков, Иконогр. креста Христова и распятия. Странник, 1891, февр., стр. 231–232. 2030 Вестн. Общ. др.-русск. иск., 1875, 6–10; смесь, стр. 58–60. Garrucci, CCLXXIX, 13–14. Bulletino di archeol. crist., 1875, tav. X, 2; ср. текст в Bull., 1876, p. 65: Cameo bizant. repres. la laus cruci in una calice di Mosca. 2031 Frisi, Memorie stor. di Monza, t. I, tav. IV, fig. III; tav. V, fig. V, VI. Garrucci, CDXXXIV, 2. Ha рисунке Штокбауера (S. 145) в руке Иоанна Богослова ключи; потому автор принимает его за ап. Петра. Но ни в одном из известных нам изданий памятника подробности этой нет или же она представляется вполне неясной (Martigny, р. 226). По аналогии следует видеть здесь ап. Иоанна – быть может, со свитком. См. еще: Garrucci, CDXXXIII, 8; CDXXXIV, 2, 5–7; CDXXXV, 1. Didron, Annales archéol., vol. 26, табл. к стр. 137. Reusens, I, p. 537. R. de Fleury, La S. Vierge, pl. XLV. Münz, Archäol. Bemerk, Taf. IV, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010