При экзархе Евсевии, с чудотворной иконы Хахульской Богоматери, писанной Евангелистом Лукою и находящейся в Гелатском монастыре, были сняты «четыре огромных лала и семь малых, сияющих в венце», составлявших некогда «повязку славной внуки Царя Имеретии Давида, Царицы Тамары»... Каждый лал имел свое имя: «обола», «кедола», «медега» 11 ... Интересны сообщения о действиях в Имеретии русского зверю подобного экзарха Феофилакта, который в 1820 году прибыл в Кутаис для того, чтобы закрытием сотен церквей вызвать волнение и смуту в народе. «Нужно заметить, что распоряжение о закрытии церквей и об описи церковного имущества не имело в виду княжеских и дворянских поместий, ограничиваясь на первый раз лишь такими имениями, которые находились в непосредственном распоряжении властей; но Феофилакт дал реформе всеобщее применение и принялся проводить ее повсюду, затрагивая самые близкие интересы частных лиц и даже права их собственности». «Имеретины жаловались. Они писали: «Мы были долго в руках нечестивых агарян, много перенесли страданий, но агаряне до дел духовных у нас не касались. Мы, народ исповедающий веру, удержавшуюся у нас от самого распятия Христа, не можем быть презрительнее ослепленных иудеев, которые благоденствуют под русским правлением; наша скорбь не имеет предела при виде, как закрывают святые наши церкви, как отторгают от нас благочестивых священников, приносивших бескровные жертвы за спасение наших душ, как отбирают кресты и образа, украшенные народным скудным достоянием, и как отчуждают наконец церковные имущества, приобретавшиеся веками и кровью, и жалованные им прежними царями в награду прежних заслуг их». Воспротивившиеся закрытию церквей митрополиты Гелатский и Кутаисский были арестованы. «Арест митрополитов являлся делом не легким, и требовал осторожности, чтобы не вызвать окончательного мятежного взрыва в народе». Для их ареста выбрана была темная ночь. Меры, принятые по воле экзарха, увенчались полным успехом 4 марта 1820 года 12 вечером, одновременно схвачены были оба митрополита, которые под сильным конвоем тотчас и были благополучно высланы в Россию». Кутаисского митрополита Досифея дорогой, как полагают, удавили. «Долго не знали, как поступить с его телом, и скрывали смерть его даже от конвойных солдат». Привезли его в г. Анур, после чуть не 4 дней со дня кончины и без всякой церемонии погребли его в монастыре. Но довольно!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

от нач. XI до XIV в. еще неустойчива: святителя могут изображать средовеком, только вступающим в преклонные лета,- с короткими, но еще пышными волосами и бородой с лишь пробивающейся сединой - или же седовласым старцем с высоким выпуклым лбом, с залысинами, редкими волосами на маковке главы, белой, округлой, чуть разделяющейся надвое бородой; в его чертах проявляются признаки, известные по памятникам византийского происхождения: впалые щеки, крупный нос с горбинкой и широким завершением, миндалевидные глаза. Изображение т. н. Никейского чуда часто помещается при образе Н. в средниках житийных икон, напр.: на иконе из ц. свт. Николая «тис стегис» близ Какопетрии, Кипр (XIII в., Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия); на иконе из ц. св. Маргариты в Бишелье, Апулия, Италия (XIII в., ныне в Пинакотеке, Бари). Визант. образцы имели большое значение и для памятников всего ареала, на к-рый распространялось влияние Византийской империи. Сохранились изображения Н. в произведениях ювелирного искусства: на геммах (напр., на аметистовой камее визант. работы (IX-X вв., частное собрание, Москва)); на изделиях, выполненных в технике перегородчатой эмали по золоту (на потире имп. Романа, X в., сокровищница собора Сан-Марко, Венеция); на Хахульском складне - окладе Хахульской иконы Божией Матери (кон. X - нач. XI в., Национальный музей Грузии, Тбилиси). Известны примеры резьбы и на др. материалах, которые ценили за их «нетленность» и долговечность (складень из слоновой кости (аворий), к-польской работы, XI в., ГИМ; серебряное блюдо к-польской работы в центре с медальоном с полуфигурой Н., окруженным медальонами с образами ангелов и св. воинов (ок. 1100, Черниговский гос. музей-заповедник)). С XII в. в декорации церквей, посвященных Н., известны изображения святителя с обращенными к нему в молении одним или неск. донаторами. Такие фрески служили своего рода настенными иконами; Н. в подобных композициях обычно представлен в рост, иногда с т. н. Никейским чудом (напр., в ц.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Абхазские католикосы (Зап. Грузии; Пицундские): Симеон I (кон. XI - нач. XII в.); Николай (2-я пол. XIII в.); Даниил (70-80-е гг. XIV в.); Арсений (Булмаисимидзе) (кон. XIV в.); Иоаким (70-е гг. XV в.); Стефан (ок. 1490-1526). Абхазские католикосы-патриархи (Зап. Грузии; Пицундские): Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.); Евдемон I (Чхетидзе; 1557-1578); Евфимий I (Сакварелидзе; 1578-1616); Малахия II (Гуриели) (1616-1639); Григорий I (1639); Максим I (Мачутадзе; 1639-1657); Захария (Квариани; 1657-1660); Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666); Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669); Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673); Давид (Немсадзе; 1673-1696); Григорий II (Лорткипанидзе; 1696-1742); Виссарион (Эристави; 1742-1769); Герман (Цулукидзе; кон. XVIII в.); Иосиф (Багратиони; 1769-1776); Максим II (Абашидзе; 1776-1795). Местоблюститель Абхазского католикоса-патриарха: Досифей (Церетели; 1795-1814). Экзархи Грузинского Экзархата РПЦ - см. список экзархов в ст. Грузинский Экзархат . Католикосы-Патриархи всей Грузии: сщмч. Кирион III (Садзаглишвили; 1917-1918); Леонид (Окропиридзе; 1919-1921); сщмч. Амвросий (Хелая; 1921-1927); Христофор III (Цицкишвили; 1927-1932); Каллистрат (Цинцадзе; 1932-1952); Мелхиседек III (Пхаладзе; 1952-1960); Ефрем II (Сидамонидзе; 1960-1972); Давид VI (V) (Девдариани; 1972-1977); Илия II (Гудушаури-Шиолашвили; с 1977). Епархии и действующие монастыри Алавердская, митр. Давид (Махарадзе). Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в., закрыт 1 окт. 1929, возобновлен в 90-х гг. XX в.; находится могила основателя мон-ря свт. Иосифа Алавердского, по преданию, хранятся мощи вмц. Кетеван); Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. ХХ в.); Ахали-Шуамта, Хахульской иконы Божией Матери (близ г. Телави, жен., основан в 50-х гг. XVI в. кахетинским царем Леваном II, возобновлен в 1990); Матани, Успения Пресв. Богородицы (с. Матани, Ахметский р-н, жен., основан в 2005 при церкви XV в.). Ахалкалакско-Кумурдойская, митр.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Так некогда Господь вызывал и праотца нашего Авраама, из земли отеческой, когда заключал с ним завет свой, и Моисея удалил от его племени, чтобы сделать его Боговидцем. Тайно бежал Георгий и направился в страну Палестинскую. Огорчился авва Макарий и другие старцы обители Хахульской, узнав о бегстве юного инока, и послали искать его по всем путям; но Георгий, предчувствуя погоню, обменялся одеждою с нищим и, взяв себе проводника, продолжал путь свой. Не безопасна была, однако дорога по бесприютным горам, и страшна была первая ночь, настигшая его в пустом месте как сам он в последствии, рассказывал; гремел гром и сверкали молнии и семь раз повергал пред ним дьявол того убогого, которого избрал себе проводником; страшно скрежетал он и пена текла из уст его, но Георгий не устрашился и пламенно молился Господу о беснуемом, доколе не оставил его злой демон. Исцеленным привел его Георгий в ту обитель, которой желал он достигнуть, когда брошен был на пути своими спутниками, а сам, в рубище, без обуви и без покрова, продолжал трудное странствие, и однажды только в день позволял себе вкушать пищу, не смотря на изнурительный подвиг. Сперва посетил он, в пределах малой Армении, гору Черную, где некогда спасался великий пустынножитель Никон, с двумя стами своих учеников; потом достиг, по соседству Антиохии, Дивной горы, где поклонился чудотворной раке Симеона Дивногорца и блаженной матери его Марфы, обошел и все обители, рассеянные в горах Ливанских, прося себе молитв и благословения от великих подвижников. Прежде всего искал он себе опытного наставника, зная, что нельзя без руководства усовершенствоваться в жизни иноческой, и в расселине каменной обрел желанного старца, заключившегося в пещере и чуждого всему земному. – Это был великий затворник Георгий, светило своего времени, родом из Иверии; человек Божий обрадовался пришествию благодатного ученика, потому что по любви к своей родине, давно желал обрести просвещённого мужа, который бы мог довершить труд великого Евфимия Афонского и исправить погрешности языка, какие еще оставались в его переводе священных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Плодами подобных же пожертвований были построение храмов: Хахульской Божией Матери, Бедийского, Самарского и Кутайского соборов, украшение Гаенатского монастыря 58 и проч. Из ревности к Святым Божиим доздвигались или возобновлялись также храмы в память пострадавших за веру. Таковы наприм. храм Божией Матери в Тифлисе, на том самом месте, где почивают мощи Шушаники или Сусанны владетельницы Ранской, принявшей венец мученичества от мужа своего Васкана, за несогласие быть солнцепоклонницею; храмы во имя мученика Евстафия; князей Давида и Константина; царя Арчила; Св. Константина; мученика Гоброна; чудотворца Илариона 59 и др.; сверх сего установлялись в честь их празднества, и тем ободрялся утесненный нападениями врагов дух народа. Величие духовных подвигов, которое распространялось в это время из монастырей на прочие селения, уготовило много Святых Божиих. Пример князя Давида сына Сумбата, вельможи царского; Адарнаса и Василия, детей Багратовых, принявших сан монашеский, повлек многих в монастыри, и сии скоро обогатились украшениями золота и серебра и подвигами духовной жизни. Ревность к православию, как отличительный характер весьма многих царей Грузинских, не замедлила просветить православием Эретов зараженных Арианством и ересью Монофизитов. Основание епархии Чкондитской (в Мингрелии) царем Георгием и Моквском (в Самурцакане) царем Леоном; собрание мощей угодников Божиих; переложение с Греческого языка всех книг церковных и нисколько Богословских учеными Грузинами, образованными в монастыре Афонском и Константинополе, Иоанном Афонским, Евфимием и Григорием; равно ревность и подвиги Григория, Арсения, Антония, Киприана Епископа Самтавийскаго, известного под именем Святогорца Илариона и других навсегда утвердили церковь ; учреждением училище цари просветили многих во всех родах наук; ученые мужи сии, очистив язык Грузинский; дотоле грубый, написали многое сами и в прозе и стихах; а еще более перевели много важных сочинений с Греческого. Распространяя и усиливая просвещение и учреждая училища, цари Грузинские прилагали старание и об умножение ученых в народе; для сей цели не однократно отправляли в Грецию значительное число детей, большею частию дворянских, более или менее приготовленных уже к образованию в самом отечестве, для дальнейших успехов в знаниях тогдашнего времени. Из числа таких лиц, воспользовавшихся просвещением Греческим, и послуживших просвещению отечественному наиболее известны Иоанн Патриций, философ, Схоластик, именуемый – Чирчилийским 60 , Стефан и другие. Ученые сии мужи перенесли в отечество свое творения Греческих мудрецов, перевели На Грузинский язык некоторый сочинения Платона, Аристотеля, Порфирия, Дамаскина и других; переводы эти существуют доныне в рукописях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому он предупреждает свою паству: «Часто, как правило, народы с древней культурой гордятся своим прошлым – и мы не исключение. Очень часто мы говорим о том, как много сделали наши предки во благо отечества, и нас это радует. Конечно, это чувство гордости справедливо, но прежде всего мы серьезно должны задуматься о том, что мы сделаем сегодня или что сделает наше будущее поколение». Как Илью Чавчавадзе в XIX веке волновал вопрос, что это за такая сила, которая помогла горстке грузин, окруженной многочисленными врагами, выжить и просуществовать до XIX века, тогда как такие страны и империи, как Урарту, Ассирия, Вавилон, Египет и другие, исчезли с исторической арены, – так и сегодня Илия II задается примерно таким же вопросом и сам же дает ответ на него: «Мы часто сами себе задаем вопрос как смог малочисленный грузинский народ, который находился в постоянной борьбе за свое существование, создать такую высокую культуру? Когда находили время строить такие великие храмы, как Джвари, Светицховели, Сиони, Гелатский монастырь? Когда успели создать уникальную икону Хахульской Божией Матери или великолепные росписи, которые и сегодня украшают древние храмы в Атени, Кинцвиси и Убиси? Когда создали такую богатую и уникальную литературу? Это все результат Божией милости и гениальной творческой натуры сынов Грузии». Он часто приводит в пример Давида Строителя, называя его всадником Христовым, который «своим образом жизни и своей деятельностью достиг самой высокой ступени совершенства, он знал, что человек только тогда может быть великодушен, когда его душа становится храмом Господним и храмом Духа Святого, а это возможно только тогда, когда он чувствует свое приближение к Богу». Патриарх говорит о святом Давиде Строителе не только как о великолепном воспоминании – это пример для настоящего и будущего. Патриарх считает, что «каждый народ в силу своей природы добивается реализации определенной цели – смысла... Смысл жизни для грузинского народа на протяжении всей истории и на будущее – служение любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконостас Гелатского собора – непрерывный ряд редких святынь. Вместо местных икон стоят чудотворные изображения Божией Матери: Хахульской, Ацхурской, Гелатской и др. Но замечательное хранилище всяких редкостей представляет ризница собора. В небольшой и не особенно светлой комнате стоить несколько шкафов красного дерева, со стеклянными дверями, на полках которых лежит масса различных предметов, ценностью в несколько миллионов рублей. Тут есть древние облачения (ризы, епитрахили, камилавки, набедренники, наручники и особенно туфли) патриархов, сплошь вышитые самым крупным и чистым жемчугом; корона Баграта III, вся унизанная драгоценными камнями; древние образа и эмали X в. и масса других предметов. Совершенно отдельно от других предметов сохраняется весьма редкий перстень, принадлежавший царю Давиду III. Следует также упомянуть о редких книгах, хранящихся в ризнице. Первое место между ними занимает Евангеле, писаное на пергамент в IX в. Кроме Успенского собора, в монастыре находятся еще две небольшие церкви: одна во имя Св. Георгия и другая во имя Св. Николая. Управляет архимандрит. Джручский Георгиевский монастырь в Шаропанском уезде. Необщежительный Джручский монастырь находится при деревне Мохва, в 8 в. от станции Закавказской ж. д. «Дарквети». По одним известиям он основан в V веке, a по другим основан или возобновлен в 900 году владетелем Рачинского уезда. В обители один храм во имя Св. Георгия Победоносца. Управляет архимандрит. Джуматский Архангельский монастырь в Озургетском уезде. Эта необщежительная обитель расположена в селении Джумати, в 20 в. от уздн. г. Озургеты. В ней храм освящен во имя архангелов Гаврила и Михаила. Управляет архимандрит. Драндский Успенский монастырь в Сухумском округе. На далекой окраине Россия, в Абхазии, в 17 в. от г. Сухума и в 4 в. от Черного моря, в маетности «Дранды», на плоской возвышенности расположился общежительный Успенский Драндский монастырь. В 1888 г. иноки Модест и Варлаам получили разрешение на устройство обители, а в 1886 г. уже был освящен восстановленный ими храм во имя Успения Божией Матери с приделом Св. Николая Чудотворца. в обители имеется еще церковь во имя Св. Феодосия, черниг. чудотворца. Управляет наместник сухумского епископа архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Если разобрать сии различные украшения, скопившиеся веками и все надписи, то много летописного и поэтических преданий присоединится к внутреннему достоинству святыни. Таким образом жемчужная риза, облекающая Пречистую Деву, и некоторые из крупных перлов пожертвованы царем Давидом возобновителем, по его завещанию, в котором он настоятельно сие повелевает сыну своему Димитрию. Четыре огромных лала 7 и семь малых, сияющих в венце, составляли повязку славной его внуки, царицы Тамары, и каждый лал имеет свое имя, что весьма звучно по-грузински: «обола, кедела, медега»; обола т.е. сиротка, больший из всех лалов и потому сирый, что нет ему равного; кедела, или преграда, лал, отделяющий сиротку от других меньших; и медега, или приближающийся по величине своей к главному. Трогательна самая легенда о пожертвовании сих камней. Тамарь, в торжественный день, собиралась идти в собор Гелатский к обедне, и прикрепляла лалы к царской своей повязке, когда пришли ей сказать, что, нищая просит милостыни у дверей её монастырского терема. Царица велела подождать докучливой нищей и когда, по выходе из палаты, хотела подать ей милостыню, нищую не могли уже найти. Смущенная Тамар, упрекая себя, что отказала, в лице убогой жены, самому Господу Иисусу, сняла с себя то, что было виною её замедления, царскую свою повязку из лалов, и надела их на венец Богоматери, более достойной такого украшения. Что может быть выше сего царственного смирения? Если разрыть летописи грузинские и прислушаться к преданиям народным, сколько подобных примеров можно бы внести в нравственную сокровищницу истории! Чего ни коснешься в драгоценной иконе Хахульской, все отзовется древнею славою Грузии; взгляните на богатое ожерелье из крупных перлов: это опять приношение царицы Тамары, но уже совершенно по иному случаю. Оно принадлежало эмиру арабскому Киас-Султану, предводителю войск халифа Багдадского, которые были разбиты её супругом, Давидом Сосланом или прекрасным. Драгоценные сии монисты, вместе со знаменем халифа, принесены были благодарною царицею, в дар небесной царице, как о том гласит в стихах надпись на иконе; она почти не переводима по трудности древнего языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Небеса небес устроившее Богоначалие, Сын, пребываяй искони и во веки, Дух Божий, совершаяй все из небытия, Троица совершенная во едином Божестве! Создав из земли первородного человека, Ты промыслила паки обратить к себе ослушника, Когда сей уклонился от бессмертия к смерти. Рожденный тобою сподобил нас возродиться Из тьмы во свет и озариться светом, Сам пострадав за нас и исцелив наши страсти, Тобою, глаголю, рожденный, о Дева, о коей Давид Радовался, предвидя Сына Божия быть твоим Сыном. Ты меня, Тамарь, – твои прах, ныне и присно, Сподобила быть помазанною и тебе усвоенною В горнем Эдеме! – Я же, на юг и на севере Обладая царством, приношу тебе в дар Халифов знамя, купно с ожерельем, Из добычи ревнителей лжепророка. Давид стрелец, подобно сынам Ефремлим Вооружась, разбил султана с Атабогом, В Иране воевавших на него. Воины наши, на тебя уповающие, Невеста, Сокрушили и стерли агарян. Из ратной их корысти часть сию Тебе в дар приношу, да умолишь за меня Бога и Сына твоего. Вот и еще одна ямбическая надпись на той же иконе, трогательно выражающая, вместе с смиренною молитвою царицы, нежную любовь её к сыну своему Георгию Лаше, единственной её отрасли. Тамарь как бы напоминает Пречистой Деве о её Предвечном младенце, чтобы преклонить милость её к своему отроку; не оставляет она тут же припомнить и о родстве своем с царем пророком, которым всегда столько гордились все Багратиды. Невеста всечистая, промыслом Вышнего, От девических кровей Твоих таинственно заченшая Сына Божия И родившая Его во спасение человекам! – Ты, украшая украсила и величая возвеличила меня, Тамарь, от именитого племени Давидова: Сего ради и я ныне возжелала украсить Твой образ, Матери с Сыном, да храниши матерь и сына. Оклад Хахульской иконы из чистого золота и на ободке оной эмалевые круги, с ликами Спасителя, ангелов, трех святителей, Николая-чудотворца, бессребренников и великомученика Пантелеймона; вокруг еще один ободок с ликами апостолов. Икона, малая сама по себе, вставлена в широкое золотое поле, усеянное крупными бирюзами, перлами и лалами; оно также украшено эмалевыми изображениями Господа, ангелов и некоторых угодников Божиих, расположенных правильными полукружиями около средней иконы, промежду драгоценных камней, а внизу изображены знамение Богоматери и архангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Возвратясь из храма, мы сели за трапезу митрополита, в обширной дубовой зале настоятельских покоев. Трапеза сия опять напомнила мне феодальные времена: владыка сидел в верхнем конце; по сторонам его владетель Абхазии и Дадиан, с ближайшими их родственниками и присными: противоположный конец занимала свита до последнего человека, ибо никто не был исключен из гостеприимной трапезы; оруженосцы и конюшие, наравне с своими владетелями, ели хлеб соль владыки, по только сидели ниже. Прислуга митрополита приносила блюда, и сама себя угощала за особым столом, в той же зале: это была сцена из рыцарского романа. После трапезы мы стали собираться в обратный путь и еще однажды зашли в собор, поклониться чудотворным иконам Хахульской, Ацкурской и Гелатской Богоматери. Я посетил опять могилу великого возобновителя царя Давида, прощаясь с ним как бы с живым, ибо такие люди не умирают и гением своим всегда присутствуют там, где наиболее совершили великих дел. Братия проводила своего владыку за врата. Немного по выше посетили мы еще малую женскую обитель Преображения, основанную царем Давидом на том месте, где сперва хотел он строить Гелат. Церковь тесна и убога; там сохранились четыре древние иконы Спасителя и Богоматери, из выпуклого серебра. Несколько убогих инокинь вышли принять благословение митрополита; но, в их одежде и в полу обрушенных кельях, ничего не было похожего на быт монастырский. Самая обитель Гелатская, хотя и богатая церквами и утварью, скудна помещением для братии и числом монашествующих. Настоятель её живет ври архиерейском доме в Кутаисе, и когда бы сам владыка не посетил монастыря с своею свитою, то древняя обитель Давидова предстала бы нам в запустении, тем более грустном, если вспомнить времена её славы и кто был её основателем. Тамарисцихе Солнце садилось, когда мы возвратились в Кутаис, утомленные не столько дорогою, сколько внимательным осмотром всех древностей Гелата. Следующий день был назначен для отдыха, но я воспользовался утренним временем, чтобы посетить за 10 верст от города, в обширной долине Рионской, остатки бывшего дворца Тамары или Тамарисцихе, где она скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010