построена на рубеже XIII-XIV вв. Это небольшое 2-этажное здание, где нижний, прямоугольный в плане и перекрытый коробовым сводом этаж открыт во все стороны арками, а верхний представляет собой купольную церковь типа свободного креста, рукава к-рого едва намечены, с 1 граненой апсидой. По архитектуре этот храм близок 2-этажной церкви в Мартвили (XII-XIII вв.). Вокруг храма существовал обход, покрытый позже железной крышей на деревянных стропилах. С сев. стороны вдоль стены здания на 2 глубоких полуциркульных арках возведена каменная лестница более позднего времени. К западу от храмов Рождества Богородицы и свт. Николая располагалось здание академии (XII в.), до наст. времени сохранились лишь наружные стены и портик, пристроенный с вост. стороны во 2-й пол. XIII - нач. XIV в. И. Мамалашвили Иконы Из Г. помимо Бичвинтской (Пицундской) и Хахульской икон Божией Матери происходят ряд живописных и чеканных икон Спасителя и Богоматери. На большой серебряной позолоченной чеканной иконе Господа Вседержителя (нач. XI в. ГМИГ; 137 ´ 105 см, полуфигура) живописный лик утрачен. В левой руке Христа - Евангелие (текст на греч. языке выполнен чернью), правой благословляет. Крещатый чеканный нимб покрыт богатым растительным орнаментом. Рамка обрамления украшена «гвоздеобразным» чеканным орнаментом. Значительность образа подчеркивает монументальная ритмичность драпировок одеяния. Декоративный подход сочетается с пластической выразительностью. Мастерство колористического решения чеканного произведения достигается сочетанием серебра, позолоты и черни . Живописная икона Господа Вседержителя (сер. XII в., ГМИГ; 30 ´ 40 см, полуфигура) создана по заказу Чкондидского еп. Симеона. Нимб украшен эмалевыми вставками; в обрамление включены эмалевые медальоны с полуфигурами святых. Надпись на серебряной позолоченной чеканной иконе Господа Вседержителя (2-я пол. XII в., ГМИГ; 137 ´ 95 см) сообщает, что образ украсил «царь царей Давид, сын Русудан» (Давид V Нарин). Края иконы, нимб Христа и фон покрыты завитками лиственного орнамента. В обрамлении использованы круглые бляшки.

http://pravenc.ru/text/161963.html

Гелати и после смерти царя Давида Строителя не потерял своего привилегированного положения. Правнучка царя святая царица Тамара после победы над турками-сельджуками при Шамхоре в 1203 году пожертвовала Хахульской иконе драгоценное ожерелье и военное знамя персидского халифа, составившие особую ценность монастырской ризницы. Считается, что во времена царицы монастырь был одним из наиболее крупных духовных центров Западной Грузии — по преданию, здесь подвизались более 300 иноков. Никаких сведений о дальнейшем строительстве Гелати в исторических документах не сохранилось, а фресковые росписи почти полностью относятся к эпохе позднего средневековья и данных о строительстве не содержат. Однако, изучение архитектурных памятников показывает, что в XIN и начале XIV веков в Гелати велось бурное строительство. Именно в этот период были возведены церкви святого Георгия Победоносца и святителя Николая Мирликийского, колокольня и богато украшенный восточный портик академии. Монгольское нашествие XIII века повлекло распадение единой Грузии на два самостоятельных государства, и Гелати перешел во владение западно-грузинских (имеретинских) царей. Однако, эти изменения не оказали отрицательного влияния на жизнь монастыря. Продолжалась работа в академии, под руководством видного ученого того времени Петра Гелатели на грузинский язык переводилось множество греческих книг. В конце XIII века здесь принял постриг имеретинский царь Давид Нарин, оказавший монастырю значительные пожертвования. Литературные документы и надписи на иконах, пожертвованных монастырю, и стенах гелатских памятников, позволяют представить жизнь монастыря в эпоху позднего средневековья. В 1509/10 году турки дотла разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Скорее всего, именно в это время погибли первоначальные росписи монастыря. Имеретинский царь Баграт III (1510-1565) энергично взялся за политическое и экономическое восстановление Западной Грузии, и в первую очередь в сферу его интересов вошел Гелати. Грамота, данная царем и его супругой Еленой монастырю, сообщает, что они восстановили церковь святого Георгия, основали в ней епископскую кафедру и сделали большие пожертвования (Древности Грузии. Т. 1. С. 16). Из Ахалцихского края, которым прочно владели турки-османы, Баграт перенес в Гелати Ацурскую икону Божией Матери. Определенную роль в дело восстановления Гелати внес архиепископ Гелатский Мелхиседек (Сакварелидзе), деятель XVI века, пожертвовавший монастырю различную церковную утварь и облагоустроивший главный храм.

http://sobory.ru/article/?object=04722

Фероз, сын Джоджика, и его добродетельная супруга, царевна, сестра упомянутого Василия Багратида, желали найти богобоязненного добродетельного человека, который бы мог руководить их в духовной жизни и неотлучно пребывал бы с ними. В конце концов они вместе решили пригласить Георгия-писателя, дядю блаженного юноши. В нем Фероз и его супруга видели то сокровище, которое искали, и стали умолять его поселиться с ними и быть их руководителем. Наконец, после долгих уговоров старец согласился, оставил Хахульскую лавру и стал жить у них. Фероз с супругой имели его наставником во всех делах – и духовных, и житейских. Старец взял с собой в дом Фероза Георгия, бывшего в то время уже канонархом и отлично знавшего все церковные песнопения. Юноша был опорой своего дяди во всех делах, ибо дядя его был уже в довольно преклонном возрасте. Благочестивые супруги, увидев благонравие юноши Георгия, были рады, и жена Фероза даже усыновила его. Юноша достаточно долго оставался в доме этих благочестивых людей. Спустя некоторое время Фероза оклеветали, обвинив в измене государю, и по приказанию царя Василия Вулгаронтона обезглавили (в то время область Триалетская находилась под влиянием Византии), а жену Фероза государь приказал отправить в Константинополь, где она оставалась двенадцать лет. В столице греческого царства нареченная мать дивного юноши отдала его для научения философии и риторике не светским учителям, а монахам, основательно знавшим эти науки и украшенным добродетельной жизнью. Итак, в продолжение тех двенадцати лет юноша Георгий весьма тщательно изучал науки, так что даже вызывал удивление своих учителей. По прошествии двенадцати лет по приказу царскому вдова Фероза возвратилась в Грузию, в свое поместье Тварпатап в Триалетии, и взяла с собой блаженного юношу. Тут он узнал, что мать его преставилась, а отец его Иаков по причине преклонных лет, одиночества и телесного расслабления, жил у брата своего Георгия в Тварцатапе. Юноша Георгий отправился в Хахули к своему дяде Савве и остался там. Святой с отроческих лет стремился к монашеской жизни. Когда же ему было двадцать пять лет, он принял постриг от рук великого аскета, престарелого блаженного Иллариона Тулаева, украшения подвижников Хахульской лавры, который был прежде еще, как было сказано, по вступлении Георгия в обитель, первым его наставником в добродетельной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В памятниках византийской эмали нам известны два изображения благовещения с рукодельем: одно на венецианском pala d’oro 293 : Богоматерь стоит с ниткой в руке, перед ней архангел; другое на окладе хахульской Богоматери в Гелати. Обычно оно в лицевых Евангелиях. В сирийском Евангелии Раввулы композиция разделена на две половины обычной в миниатюрах этого кодекса аркой: по правую сторону арки Богоматерь, в желтоватой тунике и темно-красном паллиуме, с жестом в виде благословляющей десницы, стоит на ромбоидальном подножии возле трона, приставленного к палатам. В левой руке ее толстая лиловая нить, нижний конец которой опускается в сосуд, стоящий около трона. По левую сторону арки архангел в зеленоватой тунике с благословляющей десницей и с жезлом; в волосах его перевязка (тороки), на ногах сандалии. Над головой Богоматери сирийская надпись: «се раба Господня»; над архангелом: «тебе благодатная» 294 . Проф. Усов изъяснил сосуд или рабочую корзинку в смысле резервуара для воды, а нитку в смысле струи водной и признал в целом изображении благовещение по иконописному переводу «у источника или на колодце». Изъяснение это не может быть признано верным, во-первых, потому, что действие происходит здесь в палатах, между тем как благовещение у источника должно иметь и действительно имеет в памятниках иную обстановку; во-вторых, нить и сосуд в подобном же виде изображаются и на других памятниках, а сравнение памятников при известной повторяемости византийских композиций – дело очень важное; в-третьих, при личном рассмотрении оригинала становится совершенно ясным то, что нить идет к сосуду не из скалы, как это представляется в некоторых снимках с миниатюры, но прямо от руки Богоматери (л. 286). Греческое Евангелие венецианской библиотеки Св. Mapka VII-VIII вв. 295 Богоматерь сидит на кафисме возле палат, с ниткой в левой руке; вверху небо в виде сегмента круга, откуда сходит к Богоматери Св. Дух. Архангел в движении; голова его и – Богоматери в нимбах; на челе Богоматери четырехконечный крест, а возле головы надпись: «МР.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

З. являлся сторонником сближения Имерети с Россией: он принял участие в церемонии принесения 9 окт. 1651 г. в Гелати клятвы верности Александра III российскому царю Алексею Михайловичу . В «Крестоцеловальной записи Имеретинского царя Александра III» (Книге Верности) среди духовенства З. подписался третьим, после католикоса-патриарха Максима и митр. Кутаисского Симеона (преемник З. на Патриаршем престоле Симеон II (Чхетидзе) ) ( Иевлев. 1969. С. 82-94; Толочанов. 1970. С. 255-256). Возвращаясь на родину, Толочанов оставил «в монастыре, у митрополита Захария» своего тяжелобольного слугу Стеньку Руднева (Отписка к царю воеводы князя Михаила Пронского из Астрахани, 1652 г., 28 июня// Иевлев. 1969. С. 94-95). Став католикосом-патриархом, З. проживал в основном в Гелати и в Кутаиси. С нач. XVII в. груз. первоиерархи не имели в Одиши своего постоянного престола для совершения Богослужений, «они останавливались то у одного епископа, то у другого, и епископы были в трудах и унынии» ( Какабадзе. 1921. Т. 1. С. 61). По настоянию З. Одишский кн. Вамех III Дадиани (1658-1660/62), его супруга Елена и сыновья Гиорги и Баграт пожертвовали Абхазскому Католикосату в вечное пользование ц. во имя Христа Спасителя в Сенаки, ставшую «местом Богослужений, где покоились крест, иконы и омофор... дворец с землей вместе с двумя дворцами», а З. каждое Вознесение служил литургию за кн. Вамеха III (Там же). Гурийский кн. Симеон II Гуриели (1625-1658) по просьбе З. пожертвовал Католикосату ц. во имя Христа Спасителя в с. Акети в Гурии «с землей, крепостными и со всей прибылью». Также З. утвердил жертвенную грамоту имеретинского царя Баграта III (1510-1565), данную Пицундскому престолу; пожертвовал «Хахульской Богоматери», т. е. ц. Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Гелати, собственные наследованные, купленные и полученные в доход владения и крепостных крестьян (Там же). З. активно занимался культурно-просветительной деятельностью. Известны Большой Помянник (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5033), переписанный в 1652-1655 гг. по его заказу и пожертвованный католикосом-патриархом в 1705 г. Давидгареджийскому мон-рю в Гареджи , а также плащаница (110,5×164 см; мон-рь Гелати, с 1923 Кут.), вышитая золотом по черному бархату, с надписью, выполненной грузинским заглавным письмом асомтаврули : «Господи, помилуй Абхазского католикоса Захарию Квариани, аминь. Он украсил плащаницу сию».

http://pravenc.ru/text/182693.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. Фотография. 1977 г. Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. Фотография. 1977 г. [Боголюбовская], (празд. 18 июня), чудотворный образ 3-й четв. XII в. Первоначально икона находилась в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского мон-ря близ Владимира, после его разрушения в 1-й четв. XVIII в. была помещена в соборе с престолом того же посвящения, возведенном в 1751-1756 гг. на месте древнего. Во 2-й пол. XIX в. Б. и. перенесли в новый монастырский собор (1866), названный в ее честь. После закрытия мон-ря в 20-х гг. XX в. икону поместили в приходскую ц. во имя святых Иоакима и Анны в Боголюбове, а позднее - в Успенский собор во Владимире. В 1946 г. Б. и. поступила во Владимирский областной краеведческий музей, а в 1992 г. была передана в Успенский собор владимирского Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Иконография Б. и. принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы , распространенному в визант. искусстве XI-XII вв.: Богоматерь представлена в рост с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Свиток в руке Богоматери, дописанный позднее, сближает Б. и. с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Нек-рые аналогии средневизант. времени (изображения на печатях, эмалевая пластина на Хахульской иконе Божией Матери ), гравированное изображение Богоматери на рус. серебряном ковчеге XV в. (СПГИАХМЗ)) позволяют предположить, что первоначально Богоматерь была представлена в молении перед благословляющей десницей Иисуса Христа в небесном сегменте. На Б. и. в отличие от др. изображений молящейся Богоматери, сопоставленных с отдельным образом Иисуса Христа, голова Богоматери чаще всего опущена и взгляд не устремлен на Христа. Изображения кн. Андрея Боголюбского на иконе, вопреки мнению Н. Н. Воронина (Из истории рус.-визант. церковной борьбы. С. 217), никогда не существовало.

http://pravenc.ru/text/149497.html

Епархией с 24 мая 1992 г. управляет архиеп. (ныне – митрополит) Алавердский Давид (Махарадзе), член Свящ. Синода Грузинской Православной Церкви, председатель Отдела архитектуры; в епархии открыто 7 храмов, служат 12 священников. Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в.,закрыт в 1929 г., возобновлен в 90-х гг. XX в.; Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. XX ). В Шуамта действует жен. мон-рь во имя Хахульской иконы Богоматери ( близ г. Телави, основан в 50-х гг. XVI в., возобновлен в 1990). В с. Матани, Ахметского р-на, в 2005 г. при церкви XV в, основан жен. мон-рь Успения Пресв. Богородицы. Алавердские архиереи: епископы Иоанн (1511), Евтихий (1522), Николай (1578), Кирилл (1579), Иоанн (Авалишвили) (1612), Зебеде (1639), Арсений (Авалишвили) (1651 - 1660), Григорий (1670), Николай (Андроникашвили) (1685-1694), Николай (Чолокашвили) (1695-1711), Иоанн (Макашвили) (1712), Николай (Чолокашвили) (1724-1728), Захария (Андроникашвили) (1733-1734), Николай (Андроникашвили) (1736-1757), Зенон (1761-1782), Николай (Андроникашвили) (1784), митр. Антоний II (Багратиони; 1784-1811, с 1788 - каталикос–патриарх), архиеп. Алавердский и Кахетинский Иоанн (Бобдель-Макаев) (14.07.1811-30.08.1814), епископы Досифей (Пицхелаури) (30.08.1814-14.05.1817), Давид (Качахидзе) (1924-1925), Мелхиседек (Пхаладзе) (1925-1928), Стефан (Карбелашвили) (1928-1929), Роман (Петриашвили) (1967-1971), митрополиты Григорий (Церцвадзе) (1976-1992), Афанасий (Чахвашвили) (1992), архиеп. Давид (Махарадзе) (с 1992). Памятники культуры В мест. Алаверди расположен кафедральный собор бывш. Алавердского мон-ря (см. Алавердский собор), основанного в VI в. свт. Иосифом, еп. Алавердским. Мон-рь, ставший при царе Кахети - Эрети Квирике (Багратиони) епископской кафедрой, пользовался попечением картлийских и кахетинских царей и считался главнейшим религ. центром Кахетинского княжества в VIII-XI вв. Мон-рь известен своей лит. деятельностью. Перу св. Макрины Багратиони (XVIII в.), монахини Алавердского мон-ря, принадлежат жизнеописание св. Иосифа Алавердского, песнопения. Она переписывала рукописи и документы богатого книгохранилища мон-ря, приобретенные и подаренные мон-рю в XVII в. архиеп. Зебеде II, буд. Католикосом-Патриархом. Наиболее известным раритетом этого книгохранилища является Алавердское Четвероевангелие XI в. О хранении и умножении рукописей заботились Николай (Чолокашвили), архим. Кирилл (Амиранидзе), Иоанн (Ларадзе) (XVIII в.). В наст. время многие из уцелевших рукописей хранятся в Ин-те рукописей им. К. Кекелидзе в Тбилиси .

http://pravenc.ru/text/63980.html

19. В выборе воспитателей детям нужно быть осторожным (Из жизни преп. Георгия Иверского. Пат. ч. I, стр. 136–138). Некоторые из родителей, обладающие хорошими материальными средствами, или по неимению времени, или просто по неохоте, не учат и не воспитывают сами своих детей в раннем возрасте, а приставляют к ним наёмных учителей, и воспитателей. Хорошо или худо делают родители, когда сами не воспитывают своих детей, мы в этом не будем судить их; а относительно воспитателей, которых они приставляют к своим детям, скажем нечто в назидание им. Что такое воспитатель при дитяти? Да он, не обинуясь скажем, в известной степени, есть решитель судьбы его. Хорош, благочестив воспитатель: он и семена добрые засеет в сердце ребенка, и ребенок вырастает благочестивым; худ, порочен воспитатель: он и семена злые сеет в душу дитяти, и ребенок легче, чем хорошие, воспринимает их, а впоследствии и сам становится порочным. Потому вам, родители, в выборе воспитателей вашим детям нужно быть крайне осторожными. И послушаетесь нас, – вашим детям от воспитателей, с осторожностью выбранным, благо будет. Преподобного Георгия Иверского, память коего св. Церковь совершает 13 мая, с семилетнего возраста родители сами не воспитывали, но отдавали другим. Кто же были его воспитатели? –А вот что об этом в житии преподобного читаем: семи лет Георгия родители отослали в монастырь к его сестре, где мог бы он изучить церковное богослужение более, чем в их доме: там он провел три года. Потом взяли его к себе два его дяди, которые оба были праведны пред Богом. Эти в свою очередь привели юного Георгия к бывшему тогда настоятелю Хахульской лавры преподобному Макарию, который сделал его участником церковной молитвы и принял в число духовных чад своих. Затем по совету благоговейных старцев своей обители, те же дяди рассудили отдать племянника богопросвященному наставнику, и не могли найти никого лучше, как великого Илариона, в то время сиявшего на высоте духовных добродетелей. Святой авва не отказался принять к себе отрока, и он под руководством сего старца так усовершенствовался в благочестии и изучении Божественных книг, что превзошел разумом всех своих сверстников. Из обители взял Георгия один из дядей в дом сестры царской и вместе с нею озаботился отдать его учиться философам и риторам, но не из светского сословия, а из духовного, чтобы вместе с плодами наук приобретал он и плоды духовные: так созрел дивный этот учитель земли Иверской (Пат. ч. 1, стр. 186–138).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕОРГИЙ III ИВЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Георгий Святогорец. Фреска Ахтальского собора, Грузия, XIII век Преподобный Георгий III Иверский Святогорец (Мтацминдели), Афонский (Атонели) В 1022 году святой Георгий был отправлен в Константинополь , где в продолжение двенадцати лет тщательно изучал науки и получил разностороннее образование. После возвращения в Грузию в 1034 году он принял иноческий постриг в Хахульском монастыре от блаженного старца Илариона Твалели . Спустя некоторое время инок Георгий, отдав свои одежды нищему и одевшись в его ветхое рубище, отправился на поклонение святым местам Палестины . После непродолжительного пребывания в обителях на Черной горе (близ Антиохии ) инок Георгий отправился на Дивную гору , в монастырь святого Симеона Дивногорца . Там он обрел духовного наставника старца Георгия Молчальника (+ 1068), тоже грузина, жившего в расселине скалы. Три года провел он в монастыре святого Романа (с 1036 по 1039 гг.). В 30-летнем возрасте преподобный Георгий принял великую схиму от старца Георгия Молчальника. Затем, напутствуемый им, он отправился на Афон , в Иверский монастырь . По дороге святой посетил Иерусалим и поклонился Гробу Господню. Преподобный Георгий прибыл на Афон в 1040 году и продолжил работу над переводом богослужебных книг и творений святых отцов Церкви, начатую преподобным Евфимием Иверским (см. ниже раздел " Сочинения " ). И поныне Грузинская Православная Церковь признает канонической и допустимой для церковного употребления только ту редакцию Священного Писания, которая принадлежит перу преподобного Георгия Иверского, достойно завершившего труды преподобного Евфимия. После года послушничества преподобный Георгий в 1042 году был рукоположен в сан иерея и назначен старшим иеромонахом при соборном храме. Он исполнял также обязанности регента . Свободное от богослужений время святой посвящал переводческой деятельности и поэтическому творчеству.

http://drevo-info.ru/articles/13301.html

Фероз, сын Джоджика, и его добродетельная супруга, царевна, сестра упомянутого Василия Багратида, желали найти богобоязненного добродетельного человека, который бы мог руководить их в духовной жизни и неотлучно пребывал бы с ними. В конце концов они вместе решили пригласить Георгия-писателя, дядю блаженного юноши. В нем Фероз и его супруга видели то сокровище, которое искали, и стали умолять его поселиться с ними и быть их руководителем. Наконец, после долгих уговоров старец согласился, оставил Хахульскую лавру и стал жить у них. Фероз с супругой имели его наставником во всех делах, и духовных, и житейских. Старец взял с собой в дом Фероза Георгия, бывшего в то время уже канонархом и отлично знавшего все церковные песнопения Юноша был опорой своего дяди во всех делах, ибо дядя его был уже в довольно преклонном возрасте. Благочестивые супруги, увидев благонравие юноши Георгия, были рады, и жена Фероза даже усыновила его. Юноша достаточно долго оставался в доме этих благочестивых людей. Спустя некоторое время Фероза оклеветали, обвинив в измене государю, и по приказанию царя Василия Вулгаронтона обезглавили (в то время область Триалетская находилась под влиянием Византии), а жену Фероза государь приказал отправить в Константинополь, где она оставалась двенадцать лет. В столице греческого царства нареченная мать дивного юноши отдала его для научения философии и риторике не светским учителям, а монахам, основательно знавшим эти науки и украшенным добродетельной жизнью. Итак. в продолжение тех двенадцати лет юноша Георгий весьма тщательно изучал науки, так что даже вызывал удивление своих учителей. По прошествии двенадцати лет, по приказу царскому. вдова Фероза возвратилась в Грузию, в свое поместье Тварпатап в Триалетии, и взяла с собой блаженного юношу. Тут он узнал, что мать его преставилась, а отец его, Иаков, по причине преклонных лет, одиночества и телесного расслабления, жил у брата своего Георгия в Тварцатапе. Юноша Георгий отправился в Хахули к своему дяде Савве и остался там. Святой с отроческих лет стремился к монашеской жизни; когда же ему было двадцать пять лет, он принял постриг от рук великого аскета, престарелого блаженного Иллариона Тулаева, украшения подвижников Хахульской лавры, который был прежде еще, как было сказано, по вступлении Георгия в обитель, первым его наставником в добродетельной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010