Во введении к каталогу греческих рукописей монастыря Ватопеди авторы писали: “Святая Гора сохранила и спасла в целости византийскую цивилизацию и духовные силы греческого народа.” 1048 Богатый материал по эпохе Палеологов содержится и в других библиотеках. Большое значение имеет собрание документов, опубликованное Миклошичем и Мюллером в Acta et diplomata graeca medii aevi, как и многочисленные издания греческих текстов греческим ученым К. Сафой (С. Sathas). Наконец, недавно опубликованные акты Вазелонского монастыря, расположенного рядом с Трапезундом, дают новый и богатый материал по истории крестьянского и монастырского землевладения не только Трапезундской империи, но и Византии в целом в период с XIII по XV века. 1049 При незначительности территории восстановленной империи Палеологов и при ее постоянном уменьшении, при непрекращающихся угрозах со стороны норманнов, турок, сербов, венецианцев и генуэзцев, империя перешла при Палеологах в разряд второстепенных государств и не могла жить правильной, налаженной внутренней жизнью. Расстройство во всех частях государственного механизма и упадок центральной императорской власти являются отличительной чертой этого периода. Длительные династические усобицы двух Андроников, деда и внука, Иоанна V с Иоанном Кантакузеном, заискиванья, с одной стороны, перед папами в виде заключенных уний, никогда не находивших одобрения народных масс, и связанные с этим порою унизительные путешествия императоров Иоанна V, задержанного на обратном пути в Венеции за долги, Мануила II и Uoahha VIII в Западную Европу; подобные же заискиванья и унижения перед турецкими султанами, то в виде платежа ему дани, то в виде вынужденных пребываний при его дворе и выдачи императорских принцесс замуж за мусульманских правителей, – все это принижало и ослабляло в глазах народа власть византийского басилевса. Сам Константинополь, перешедший в руки Палеологов после разгрома и ограбления его латинянами, уже не был прежним городом. Об упадке столицы свидетельствуют как греческие источники, так и свидетельства разнообразных иностранных путешественников и паломников, бывавших в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [греч. Ικωβος] (прибл. 1740-1745, п-ов Пелопоннес - 23.04.1800, К-поль), протопсалт Великой ц., мелург. Жил и работал в К-поле. Образование получил у протопсалтов Иоанна Трапезундского († 1769) и Даниила († 1789). И. нес церковное служение весьма долго. Известно, что он был доместиком уже в 1764 г., но лампадарием стал не после смерти протопсалта Иоанна (1770), а только в 1778 г., когда умер Петр Пелопоннесский . Последний, нарушая установленный порядок, продолжал занимать место лампадария вместо И. После смерти Даниила (1789) И. стал протопсалтом Великой ц. и служил в этой должности до кончины. В 1776 г., когда в К-поле была организована вторая патриаршая школа, И. стал преподавать в ней пение по Стихирарю. Наиболее значительное сочинение И.- Доксастарий (Αρϒν οξαστριον, 1794-1795) медленного стихирарического стиля (см. подробное описание: Χρσανθος κ Μαδτων. 1832. Σ. LI-LIII). Доксастарий был записан под диктовку учеником И. Георгием Критским ; в подзаголовке содержится перечень песнопений и изложены особенности характера сочинителя, благочестивого и трудолюбивого христианина. Добрый и простой нрав И. нередко был причиной несправедливых суждений о нем. Митр. Хрисанф из Мадита в печатном издании «Теоретикона» писал о проблеме размера и ритма в сочинениях И., к-рый «не зная правил стихосложения (τος καννας τς ρυθμικς κα ποιητικς), сохранял, возможно, основную мысль тропаря, но не соблюдал размера подобнов, поэтому Петр Византийский, бывший лампадарием, весьма негодовал» (Ibid. Σ. XXVI). Однако в рукописи он изложил свое мнение (Dimits. 18, 1816 г.) в более резкой форме: «Превосходный в грамматике, он мог бы быть и совершенным певчим, если бы не три недостатка. Не сохранял размер, не упражнялся в писании, был зависим от пьянства...» (см.: Κωνσταντνου. 2007. Σ. 119. Σημ. 1). Наиболее значительным для последующего развития певч. культуры (и симиографии в частности) является протест И. против новой и чужеродной традиц. церковному пению системы Агапия Палиерма . Агапий получил европ. муз. образование и в 1797 г. добился разрешения патриарха и Синода провести реформы в церковном пении и преподавать новую муз. грамоту (см.: Χρσανθος κ Μαδτων. 1832. Σ. LI-LIII). Твердая позиция И. в возникшем конфликте свидетельствует не только о его сильном характере и широких познаниях в музыке, но и о почтении и доверии, которыми он пользовался не только в муз. кругах К-поля.

http://pravenc.ru/text/200267.html

Новый патриарх немедленно рассмотрел жалобы столичных монахов, просивших разогнать монофизитов в Константинополе, заочно лишил на Соборе Анфима Трапезундской кафедры и вообще священства. Впрочем, в этой акции было больше политики, чем богословия: достаточно напомнить, что постановления Собора 536 г. легли в основу праздника в честь Халкидонского Собора. В службе праздника (16 июля в русской «Минее») патриарх Анфим не упоминается среди осужденных еретиков. Это свидетельствует о том, что византийцы не придавали большого значения его осуждению 226 . Под давлением обвинений, могущих перерасти в приговор, Север Антиохийский оставил Константинополь и удалился в пустыню, где скончался в 538 г. Когда Александрийский патриарх Феодосий (535–537) отказался признать Халкидон в полном объёме, он тут же был отставлен с кафедры. Вместо него Константинопольский патриарх Мина совместно с апокрисиариями Антиохийского и Иерусалимского архиереев хиротонисал в патриархи монаха Павла (539–541) из Тавенниссии. Всем александрийским епископам, священникам и монахам приказали признать Халкидон, и внешне все покорились. Но втайне патриарх Феодосий рукоположил в епископы монаха Иоанна, ставшего организатором монофизитского сопротивления на Востоке. Лишь после многих приключений митрополит Ефрем из Антиохии сумел вытребовать его из Персии, где монофизит сколотил группу последователей. Иоанна препроводили в монастырь, где он скончался в 538 г. 227 Своеобразным «репрессиям» подверглись не только вожди умеренного монофизитства. Императора не могла не угнетать слепо ригоричная позиция Рима, где всех сколь-нибудь сомневающихся в Халкидоне тут же зачисляли в еретики. Он небезосновательно подозревал, что в такой принципиальности гораздо больше желания отстоять непогрешимость Римской кафедры и нежелания входить в тонкости восточного богословия (гораздо более содержательного и нюансированного, чем казалось Западу), чем объективно желания воссоединить с Церковью заблуждающихся монофизитов. К папе Агапиту св. Юстиниан, конечно, хранил почтительное отношение. Но когда Велизарий вошёл в Рим, и казалось, что Империя уже зримо восстала в прежних размерах, царь не простил самовольного, без его участия и одобрения, поставления на престол папы Сильверия (536–537).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восемь умилительных канонов Одигитрии (Богородице-Путеводительнице) на основании содержащихся в их тексте высказываний датируются временем тур. осады К-поля и эпидемии летом 1422 г. Последование (канон и стихиры) св. Алексию, человеку Божию, по всей вероятности, было написано по поводу женитьбы визант. имп. Иоанна VIII на дочери трапезундского имп. Алексея IV в 1427 г. Благодарственный канон Иисусу Христу за исцеление имп. Иоанна VIII Палеолога был создан в 1432 г. Последование (канон и стихиры) Св. страстям датировано Миневой периодом между 1430 и 1437 гг., поскольку к тому времени упоминаемые в произведении реликвии страстей Христовых были возвращены в мон-рь св. Георгия в Манганах. Канон преподобномученице и чудотворице Феодосии на исцеление ног патриарха Иосифа и благодарственное последование ей же с другими 2 канонами по тому же поводу были написаны предположительно в 1436 г. Стихиры св. Параскеве Новой («Сербской»), практически не почитавшейся в Византии (в отличие от соседней Болгарии), скорее всего были созданы во время патриаршества происходившего из Болгарии Иосифа II (1416-1439). Последование Симеону Метафрасту (состоящее из канона, стихир и синаксаря) содержит просьбу о даровании Церквам «единомыслия»; на этом основании Минева датировала их временем перед Флорентийским Собором, а именно периодом между 1422 и 1437 гг. Между тем представляется, что упоминание в тексте о «василевсах» (во мн. числе) позволяет сузить временной промежуток до 1421-1425 гг., когда Иоанн VIII был соправителем своего отца Мануила II. Этому соображению не препятствует то обстоятельство, что в др. месте памятника упоминается «василевс» в ед. ч., т. к. в данном случае автор мог иметь в виду старшего из императоров. Последование (канон и стихиры) прп. Марку могло быть написано в связи с принятием Мануилом Евгеником монашеского имени Марк, и тогда оно датируется 1420 г. Канон и стихиры вмч. Иакову Персянину содержат упоминание о «василевсах» (во мн. ч.), и потому этот памятник должен был быть написан в 1421-1425 гг.

http://pravenc.ru/text/2562254.html

Несколько иначе «Вознесение» сочетается с «Отосланием апостолов» в росписи Софии Трапезундской, относящейся уже к XIII в. Здесь свод вимы – шелыга и склоны заняты изображением Христа в радужной славе, возносимой ангелами, апостолов, Богоматери и еще одного ангела – свидетелей чуда. «Отослание» же расположено ниже, на южной стене вимы. Но чтобы подчеркнуть неразрывную связь, существующую между этими сценами, художник вводит в нижнюю композицию необычный для данной иконографической темы мотив: справа от Христа он изображает ангела, слетающего к нему, а слева – ангела отлетающего, как бы начинающего тему «Вознесения» 496 . Таким образом, несмотря на отсутствие буквальных аналогий, можно прийти к выводу о принципиальной возможности и даже традиционности соединения указанных сцен в единую композицию, при том, что в новгородской фреске доминантной остается тема Вознесения. Мотив Отослания апостолов призван был, видимо, в «Вознесении» актуализировать наиболее важные для заказчиков росписи пласты значений, прежде всего связанные с ролью учеников, которым, по словам Кирилла Иерусалимского «Христос в таком обилии даровал благодать Святого Духа, что они не только сами в себе имели Его, но сообщали и верующим чрез возложение рук своих» 497 . Другой, не менее важный пласт значений открывают «Беседы» Иоанна Златоуста на Вознесение и богослужебные трактаты. В них звучит тема примирения Бога с родом человеческим – «Тот, кто воспринял Себе нашу плоть, получил отеческий престол, чтобы примирить рабов с Богом» (Слово второе на Вознесение) 498 ; мысль о неотлучном пребывании Господа на херувимском престоле Отца и одновременно с верными ему – «Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступно и вопия любящим Тя: Азм есмь с вами, и никтоже на вы...» (Кондак празднования, глас 6). У Иоанна Златоуста эта мысль выражена так: «Христос... восседает в горних и почти беседует со всеми людьми...» 499 . Богоматерь и апостолы, следовательно, должны символизировать собой сопребывающих со Христом людей, образующих Земную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

107. 1263–1266 Война между Ахейским княжеством и Византией. Военные кампании Византии против Ахейского княжества называют началом «Греческой реконкисты», так как византийцы вели боевые действия за возвращение оккупированных территорий. В ходе войны обе стороны понесли большие потери. Между Ахейским княжеством и Византией было в конце концов заключено перемирие, 108. Ок. 1272–1280 Завоевание Эвбеи. Военные кампании Византии за возвращение Эвбеи. Кампании византийского военачальника Ликарио возвращают Эвбею и многие острова Эгейского моря для империи. 109. Ок.  1273–1275 Крупномасштабная военная кампания Византии против Иоанна I Дуки Фессалийского. Видя в Иоанне серьезную для себя опасность в случае нашествия короля Карла, Михаил Палеолог решил разделаться с Иоанном и начал вторжение в Фессалию. Византийская армия терпит поражение при Неопатрах, но флот одерживает крупную победу при Деметрии. 110. 1274–1275 Наступление Византии на владения анжуйцев в Албании. Военная кампания Византии за возвращение ранее утраченных территорий. Наступление Византии вытесняет анжуйские войска с большей части территории Албании, хотя неоднократные нападения на их последние две крепости – Диррахий и Валону – терпят неудачу. 111. 1279 Битва при Девине. Ивайло Болгарский напал на византийскую армию, посланную на помощь его сопернику за корону Ивану Acehю III. Византийцы были полностью разбиты при Девине. 112. 1280–1281 Осада Берата. Войска Анжуйского королевства Сицилии осадили византийский гарнизон города Берата, так как он был стратегически важной крепостью. Албания оставалась в значительной степени частью Византийской империи почти до середины XIV beka. 113. 1282 Осада Трапезунда грузинским царем Давидом I Имеретинским. Мало что известно об этом нападении, но оно, возможно, опиралось на поддержку трапезундской аристократии, которая выступала против сближения императора Иоанна II Трапезундского с византийским двором Палеологов в Константинополе. Хотя царю Давиду не удалось взять город, грузины оккупировали несколько провинций.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

Брат Дионисия Феодосий попал в плен к пиратам, был выкуплен христианами и оказался в Константинополе, где стал игуменом Манганского монастыря, а затем митрополитом Трапезундским. В 1374 году Дионисий отправился в Трапезунд , чтобы повидать брата и найти средства для строительства монастыря. Митр. Феодосий представил брата трапезундскому имп. Алексею III Великому Комнину (1349-1390), которого поразила аскетическая внешность подвижника, его добродетель и мудрое поведение. Дионисий предложил императору последовать примеру других правителей и построить на Афоне свой монастырь, который соответствовал бы его славе и где возносились бы молитвы за него и его близких. Император согласился с условием, что монастырь будет назван в честь Великого Комнина, в нем вечно будут поминать членов семьи императора, в монастырь будут принимать всех паломников и желающих стать монахами жителей Трапезунда. На строительство было выдано 50 сомиев (визант. золотая монета, в 1340 соответствовавшая 140 серебряным монетам) с обещанием такой же суммы через три года и ежегодного пожертвования 1 тыс. комнинатов (серебряная монета Комнинов Трапезунда). Преподобный Дионисий Афонский, ктитор монастыря Дионисиат. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. Во время возвращения на Афон корабль прп. Дионисия очутился вблизи арабского пиратского судна, но по молитве преподобного пиратам явился Иоанн Предтеча , который устрашил и обездвижил их. По возвращении (1375) на пожертвованные деньги было начато строительство храма во имя Иоанна Предтечи, а также монастырских стен, келий, трапезной и водопровода. Когда средства закончились, прп. Дионисий второй раз поехал к императору (1377), но по возвращении нашел монастырь разграбленным пиратами, поэтому почти все деньги ушли на поездки в Вифинию , где Дионисий выкупал на рынках пленных монахов. В 1382 году Дионисий ездил в Константинополь , чтобы подтвердить права монастыря на собственность у имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391). Число монахов умножалось, а средств для покрытия их нужд и завершения строительных работ не было, поэтому, оставив за игумена Дометия , прп. Дионисий в 1387 году снова отправился к императору Трапезунда.

http://drevo-info.ru/articles/13679127.h...

Иоанн Никиусский. Хроника// Евагрий Схоластик . Церковная история. СПб., 2006. Иоанн, иеромонах. Обрядник византийского двора (De ceremoniis aulae Byzantinae), как церковно-археологический источник. М., 1895. Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. Иречек К. История болгар. Одесса, 1878. Историческое сказание инока Комнина и инока Прокла о разных деспотах Эпирских и о тиране Фоме Прелумбове Комнине, деспоте. СПб., 1858. История Византии/Под ред. С.Д. Сказкина. В 3 т. М., 1967. История Средних веков: сб. ст./Под ред. М.М. Стасюлевича. В 3 т. СПб. М., 2001. Каждан А.П. Византийская культура. СПб., 2006. Каждан А.П. Два дня из жизни Константинополя. СПб., 2002. Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. М., 1958. Казаков М.М. Епископ и Империя. Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV в. Смоленск, 1995. Каллист Влатос. Марк Эфесский и Флорентийский Собор. М., 2009. Камениат Иоанн. Взятие Фессалоники//Две византийские хроники. М., 1957. Кантакузен Иоанн. Беседа с папским легатом. Против иудеев//Кантакузен Иоанн. Беседа с папским легатом. СПб., 2008. Канторович Эрнст. Два короля. Исследование по средневековой политической теологии. М., 2014. Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб., 2007. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 2006. Катанский А. История попыток к соединению Церквей Греческой и Латинской в первые четыре века по их разделении. СПб., 1868. Кеннеди Хью. Великие арабские завоевания. М., 2009. Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов//Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Акрополит Георгий. Летопись великого логофета. Рязань, 2003. Клари Робер де. Завоевание Константинополя. М., 1986. Кленшан де Филипп дю Пии. Рыцарство. СПб., 2004. Кло Андре. Харун Ар-Рашин и времена «Тысячи и одной ночи». СПб., 2012. Князький И.О. Император Диоклетиан и закат античного мира. СПб., 2010. Колесницкий Н.Ф. Священная Римская империя: притязания и действительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оставаясь неизменным, чин богослужения со временем был несколько дополнен. В описываемую эпоху, по обстоятельствам времени, составлены два чинопоследования. Было много отпавших в мусульманство, но многие возвращались в Церковь . Требовалось различать, в каком возрасте было совершено отступничество. Чин принятия обращающихся от латинства вызван случаями возвращения православных из унии. Обряд и чин принятия в Церковь возвращающихся в нее при отпадении в мусульманство. Отпавшие в отрочестве, следовательно, бессознательно и часто не по своей вине, принимались снисходительно. Они должны были в течение 40 дней поститься и молиться, а затем их вводили в храм, где священник совершал над ними миропомазание. Отпавшие в зрелом возрасте принимались после продолжительной епитимии в течение шести или семи лет. Чинопоследование, как принимать обращающихся от папской ереси к кафолической и православной Церкви . Оно было составлено согласно определению Константинопольского собора 1484 г. в третье патриаршество Симеона Трапезундского. Собор, сообразно древним канонам, постановил принимать обращающихся от латинства через миропомазание. Но в 1756 г. патр. Кирилл V на соборе, при участии патриархов Александрийского Мелетия и Иерусалимского Парфения, осудив Флорентийскую унию, постановил не признавать латинского крещения и перекрещивать переходящих из унии или латинства. Это постановление, как противное древним канонам Церкви, ставившее латинян на одну ступень с язычниками, мусульманами и евреями, произвело смущение даже среди членов собора. Что касается новых праздников, то в то время устанавливались только празднования памяти мужей, причисленных Церковью к лику святых. Так были причислены некоторые благочестивые патриархи, подвижники, мученики, и их памяти посвящены особые дни. Напр., память Марка Ефесского – 13 января, патр. Нифонта – 11 августа, Геннадия и Максима Философа – 17 ноября, преп. Феофила, афонского подвижника – 8 июля, мучеников: Георгия Серба – 11 февраля, Иоанна Янинского – 18 апреля и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Но отпавшие в зрелом возрасте были принимаемы после продолжительной епитимии в течение шести и семи лет. Чин принятия обращающихся от папской ереси вызван был главным образом случаями возвращения православных из латинской унии. Он составлен был согласно определению Константинопольского собора 1484 года в третье патриаршество Симеона Трапезундского; сообразно древним церковным канонам собор постановил принимать обращающихся из латинства чрез миропомазание. Но в 1756 году Константинопольский патриарх Кирилл V на соборе, при участии патриархов Матфея Александрийского и Парфения Иерусалимского, осудив флорентийскую унию, постановил признавать латинское крещение недействительным и перекрещивать приходящих от унии или латинства. Это постановление как противное древним канонам Церкви, ставившее латинян на одну степень с язычниками, магометанами и иудеями, произвело волнение даже между членами собора. Что касается новых праздников, то в это время устанавливаемы были только празднования памяти мужей, причисленных Церковью к лику святых. Так причислены были к лику святых некоторые благочестивые патриархи, подвижники и мученики, и празднованию памяти их посвящены особые дни, например: память Марка Ефесского положено праздновать 13 января; Нифонта, патриарха Константинопольского, – 11 августа; Геннадия и Максима Философа – 17 ноября; преподобного Феофила, афонского подвижника, – 8 июля; мучеников Георгия Серба – 11 февраля, Иоанна Янинского – 18 апреля и так далее. Из церковных песнопений в это время составлялись главным образом каноны на разные праздничные дни. В числе песнописцев известны Геннадий Схоларий , написавший канон на память Григория Паламы , Пахомий Русан, составивший восемь канонов на разные дни; Николай Малакс († после 1573 г.), протопапа 327 Навплийский, занимавшийся в Венеции изданием греческих богослужебных книг и вносивший в них свои собственные песнопения, из которых стихиры в службах Андрею Первозванному (30 ноября), на зачатие святой Анны (9 декабря) и пророку Даниилу с тремя отроками (17 декабря) внесены и в славянскую Минею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010