В 1344 г. в Трапезунде произошел новый переворот. Никита Схоларий организовал убийство великого дуки (главнокомандующего) Иоанна, затем сверг Иоанна III, освободил М. и вернул его в Трапезунд. Иоанн был отправлен в заключение в мон-рь св. Саввы. На этот раз М. короновали как императора, но, оказавшись на троне, он, всем обязанный Схоларию, на нек-рое время перешел под его опеку. Никита Схоларий был назначен великим дукой Трапезунда, и без его согласия М. не мог что-либо предпринять. Тем не менее в Трапезунде росло недовольство засильем к-польской партии Схолария. Спустя нек-рое время из опасения нового восстания Схоларий вернул М. самодержавную власть. В нояб. 1345 г., воспользовавшись очередными волнениями в городе, М. приказал арестовать Схолария и неск. высших чинов Трапезунда. В это время сын М. Иоанн был выслан в К-поль и затем в Адрианополь, где содержался под стражей. Великим дукой Трапезунда М. назначил Иоанна Кавасита. Однако самостоятельное правление М. оказалось омрачено рядом неудач. В 1347 г. в течение неск. месяцев Трапезунд был охвачен эпидемией чумы. Кроме того, он испытывал военно-политическое давление различных сил как с Востока, так и с Запада. В 1346 г. турки захватили крепость Эноя. В 1348 г. началась война трапезундцев с генуэзцами: последние в ответ на произошедшую ранее резню генуэзских торговцев в Трапезунде захватили портовый г. Керасунт, 2-й по значению город Трапезундской империи. В мае 1349 г. в морском сражении генуэзская эскадра, пришедшая из Каффы, разбила трапезундский флот; Иоанн Кавасит и некоторые из военачальников, верных М., погибли. В Трапезунде вновь произошла резня, были убиты все оставшиеся в городе западноевропейцы. Осенью 1349 г. начались мирные переговоры М. с генуэзцами, на к-рых императору удалось договориться о возвращении Керасунта в обмен на передачу Генуе крепости Леонкастрон. Результатом войны стало усиление контроля генуэзцев над торговыми сделками Трапезунда. Из-за поражений авторитет М. в Трапезунде упал; он был вынужден освободить из-под стражи Никиту Схолария и вернуть ему пост великого дуки. 13 дек. 1349 г. в результате переворота, организованного Схоларием вновь при поддержке из К-поля, М. был свергнут, а 22 дек. трон занял прибывший из К-поля Иоанн, сын имп. Василия, к-рый принял имп. имя Алексей III Великий Комнин . М. был пострижен в монашество в мон-ре св. Саввы, а в 1351 г. выслан в К-поль, где находился под надзором.

http://pravenc.ru/text/2563728.html

14 «Воскресение» ростовского извода 15   Millet G.  “Mosaiques de Daphni”. Mon Piot 2. Paris, 1895. 204–214. Эти композиционные варианты были в дальнейшем изучены Мореем на примерах икон и миниатюр.:  Morey C.R..  East Christian Paintings in the Freer Collection. New York, 1914. P. 45–53;  Morey C.R. . Notes on East Christian Miniatures. 1929. 16 Weitzmann K. “Zur byzantinischen Quelle des Wolfenbüttler Musterbuches” Festschrift Hans R. Hahnloser zum 60. Geburtstag 1959.Basel, 1961. 17   Der Nersessian S . Program and Iconography of the Frescos of the Paracclesion The Kariye Djami. Princeton, 1975. 18   Kartsonis A.D . Anastasis: The Making of an Image. Princeton, New Jersey, 1986. Первые три варианта, а именно: движение Христа к Адаму, как для того, чтоб поднять Адама из гроба; движение Христа от Адама, как будто Он тянет Адама за Собой; Христос изображен фронтально, Адам и Ева — по обе стороны от Него. Четвертый композиционный вариант появился к XIV веку; А. Картсонис считает его комбинацией второго и третьего вариантов: Христос поднимает за руку не только Адама, но и Еву. 19 Например, изображение на колонне кивория Сан-Марко, VI в., миниатюра Трапезундского евангелия, Х в., мозаика монастыря Дафни, XI в. 20 Например, мозаика монастыря Хосиос Лукас, Фокида, XI в., миниатюра псалтири Мелизенды, XII в. 21 Литературу об этом см.: Kartsonis, A, Ibidem. P. 9. 22 Названном также «гимнологическим», т.к. предполагается, что он возник под влиянием Пасхального канона Иоанна Дамаскина. Литературу об этом см.: [Kartsonis 1986: 9]. 23 Нужно учитывать, что этот композиционный тип возник в то время, когда движение исихазма было уже достаточно сильно. 24 К этому ряду относятся иконы: предстояние Богоматери и св. Иоанна Богослова распятому Христу, предстояние Богоматери и св. Иоанна Предтечи в деисусном чине, наконец, появившееся позже и под влиянием иконы «Анастасис» предстояние Адама и Евы престолу, уготованному в композиции Страшного Суда. К этому же типу относится композиция иконы «Ветхозаветная Троица» с прислуживающими Авраамом и Саррой («Гостеприимство Авраама»).

http://azbyka.ru/ikonografiya-pashi-desc...

Сохранились следующие распевы пасапноариев визант. мелургов: Иоанна Кукузеля на 1-й глас (Konstamon. 86. Fol. 127, 128), Ксена Корониса на 4-й плагальный глас (Doch. 324. Fol. 60v, 1686 г.), Мануила Газиса на 4-й плагальный глас (Pantel. 1045. Fol. 17v, кон. XV - нач. XVI в.; Xeropot. 273. Fol. 54v, 57, 2-я пол. XVI в.). В Анфологии нач. XVII в. помещено «Всякое дыхание» Иоанна Кукузеля на 1-й и 4-й плагальный гласы с указанием «глаголется на всенощных» (Doch. 357. Fol. 121v), однако без уточнения, для какой части утрени. Согласно ремарке в Анфологии-Анастасиматарии 2-й пол. XVI в. (Xeropot. 280. Fol. 13), пасапноарий Мануила Газиса на 4-й плагальный глас должен был исполняться в праздники и бдения. В XVII-XIX вв. свои версии пасапноариев создавали Хрисаф Новый на 1, 4 и 1-й плагальный гласы (Xen. 128. Fol. 93, 1671 г., автограф; Doch. 407. Fol. 288, сер. XVIII в.), Баласис на 4-й глас (Pantel. 919. Fol. 76), Косма Македонец на 1-й глас (Pantel. 919. Fol. 74, 1687 г., автограф), протопсалт Иаков на 1-й и 4-й гласы (Doch. 341. Fol. 146, 1822 г.), лампадарий Григорий на 2-й глас (σντομα - Doch. 340. Fol. 179v, ок. 1818 г.) и др. Как предназначенные для воскресных дней, праздников и В. б. надписаны произведения протопсалта Иоанна Трапезундского на гласы 1, 2, 4-й и βαρς и Петра Пелопоннесского на 2-й и 4-й плагальные гласы (Doch. 1239. Fol. 335, 361, сер. XIX в.). Воскресные припевы по Пс 50 распевались, как правило, на 2-й глас (Doch. 407. Fol. 292; Doch. 386. Fol. 124, сер. XVII в.; Doch. 338. Fol. 98, 1767 г.) или на 2-й плагальный глас (Athen. Acad. Sider. 7. Fol. 97-98, ок. 1650 г.). Известны авторские распевы на 2-й глас Баласиса (Xeropot. 307. Fol. 206, 1767 и 1770 гг.) и Петра Пелопоннесского (Xeropot. 299. Fol. 45, ок. 1810 г.) и др. «Помилуй мя, Боже» могли также петь на глас βαρς (распев Хурмузия - Doch. 1238. P. 36 (паг. 2), сер. XIX в.). Нотировались и аналогичные песнопения периода Великого поста - «Покаяния отверзи ми двери», напр., Петра Пелопоннесского, лампадария Григория (Doch.

http://pravenc.ru/text/155522.html

33. Иоанна Калеки (1335–1347) тридцать четыре документа, из коих два касаются брачного права (воспрещение посвящения клирику, обручившемуся сначала с одной и женившемуся впоследствии на другой, послание к митрополиту Трапезундскому с требованием не терпеть более конкубината императора Василия II Комнена Трапезундского), три о волшебстве 1531 и одно послание к русскому митрополиту Феогносту об открытии мощей св. Петра митрополита 1532 . 34. К патриаршеству Исидора (1347–1350) относится семнадцать документов, в том числе завещание патриарха 1533 и постановление о присоединении Галицкой митрополии к Киевской 1534 , а также грамота, призывающая галицкого митрополита на суд 1535 . 35. К патриаршеству Каллиста (1350–1354, 1355–1364) относится пятьдесят документов, из коих два относятся к брачному праву (синодальный акт о бракосочетании между царевичем Андроником, сыном Иоанна Палеолога, и дочерью царя болгарского Иоанна-Александра, и запрещение браков, заключаемых в раннем возрасте) 1536 , и два к делам русской церкви (деяние о русском и литовском митрополитах и грамота к Роману Литовскому митрополиту) 1537 . 36. К патриаршеству Филофея Коккина (1354–1355, 1364–1376) относятся сто сорок пять документов, из числа коих одно послание направлено против развращения нравов и в нем напоминается запрещение третьего и четвертого браков 1538 , и 17 относятся к делам русской церкви 1539 . Может быть к этому времени, или же к патриаршеству Каллиста, относится определение, ограничивающее тремя случаями препятствия к браку по причине духовного родства 1540 . Кроме того сохранились замечания Филофея, адресованные к Арменопулу, о политических анафемах, при чем патриарх присоединяется к мнению Златоуста и Вальсамона 1541 . 37. К патриаршеству Нила Керамевса (1380–1389) относится шестьдесят пять документов 1542 , из коих один об устройстве антиминсов 1543 и пять по делам русской церкви 1544 . Кроме того вероятно Нилу принадлежит послание константинопольского патриарха к одному русскому игумену (по предположению Сергию Радонежскому) об иноческой жизни 1545 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Возможно, мастеру из Фессалоники принадлежат иконы великомучеников Георгия и Димитрия, др. художникам - 2 иконы тех же святых, где они изображены по пояс (вмч. Димитрий) и в рост (вмч. Георгий). Возможно, в Фессалонике были созданы иконы 1-х десятилетий XIV в.: Богородица с Младенцем Христом, арх. Гавриил, прор. Даниил во рву львином. Христос Пантократор. Створка т. н. диптиха имп. Феодоры. Кон. XIV — нач. XV в. Христос Пантократор. Створка т. н. диптиха имп. Феодоры. Кон. XIV — нач. XV в. Богоматерь с Младенцем. Створка т. н. диптиха имп. Феодоры. Кон. XIV — нач. XV в. Среди икон 2-й пол. XIV в. выделяется Деисусный чин, прежде находившийся в соборном храме, от к-рого сохранились иконы Христа, Иоанна Предтечи, арх. Гавриила и Иоанна Богослова. Они очень близки по стилю работам мастера хиландарского чина. Высокий художественный уровень исполнения отличает икону «Снятие с креста», близкую к таким памятникам, как Погановская икона Божией Матери и икона Христа из афонского мон-ря Пантократора (в наст. время в ГЭ). Из икон раннего XV в. в собрании находятся: Благовещение (в иконостасе собора), Рождество Иоанна Предтечи, царские врата с изображением Благовещения и др. Среди икон в драгоценных окладах наиболее примечательны образ апостолов Петра и Павла - вклад деспота Андроника Палеолога (1408-1423) и диптих с изображениями Христа и Богородицы (кон. XIV - нач. XV в.), подаренный Анной Палеологиной Кантакузиной Филантропиной, супругой трапезундского имп. Мануила III (1390-1412), к-рый предание связывает с Феодорой, женой имп.-иконоборца Феофила (т. н. куклы царицы Феодоры). В хиландарских источниках XVI и нач. XIX в. упоминаются «куклы» Феодоры среди святынь хиландарского мон-ря. ( Турилов. С. 523, 526; С. 289-290). Однако трудно судить, идет ли речь о переходе иконы из одной обители в другую или же об использовании одного и того же лит. сюжета применительно к разным чудотворным образам. Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902 ; Millet G. , Pargoire J.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Погорелое Городище. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка , Николая Чудотворца , Иоанна Воина Год постройки:Между 1819 и 1837. Ссылки:   Адрес: 172310, Тверская область, Зубцовский р-он, с. Погорелое Городище, пл. Пионерская Координаты: 56.139533, 34.932384 Проезд: По трассе М9 " Москва-Рига " до поворота на Погорелое городище, налево в посёлок. Проехать метров 300 до плошади с магазином (ориентир - начало гравийной дороги), на ней повернуть направо. Церковь будет видна в конце улицы. Общественный транспорт - от Москвы автобусы на Ржев, Андреаполь до Погорелого ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По трассе М9 " Москва-Рига " до поворота на Погорелое городище, налево в посёлок. Проехать метров 300 до плошади с магазином (ориентир - начало гравийной дороги), на ней повернуть направо. Церковь будет видна в конце улицы. Общественный транспорт - от Москвы автобусы на Ржев, Андреаполь до Погорелого городища, то же от пос. Шаховская. Либо электричкой до Волоколамска, далее на " кукушке " в сторону Ржева до ст. " Погорелое городище " (ходит 1 (один!!!) раз в день). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Илии Пророка была вытроена на сельском погосте на средства помещика И. Ф. Ладыженского. В трапезной были приделы Никольский и Иоанна Воина. В 1930-х годах закрыта, капитально перестроена, лишена завершений и занята клубом. В настоящее время возвращена верующим, но реставрация идёт очень медленно, в связи с этим архитектурная ценность храма в значительной степени утрачена. Построена в 1839 г. Трехпрестольная церковь: во имя св. пророка Илии Трапезундского, св. Николая Чудотворца, св. мученика Иоанна Воина. Церкви принадлежит каменная церковно-приходская школа, сторожка, сарай на деревянных столбах. Также к Ильинской церкви принадлежит деревянная часовня, построенная в 1861 г. Приход: посад Погорелое Городище, с-цо Вахново, Ивановской волости деревни - Петровская, Золотилово, Александровка, Копылово, Пачуринской волости деревни - Федоровская, Алексеевская, Исаково. Итого: 310 дв., 1881 мужчина и 1310 женщин (данные на 1901 г.).

http://sobory.ru/article/?object=09700

Имп. Мануил I Великий Комнин. Серебряный аспр. Аверс. Реверс. 1250–1263 гг. [Греч. Μανουλ Μγας Κομνης] (ок. 1218 - март 1263, Трапезунд, ныне Трабзон, Турция), император Трапезундской империи (с 1237/38). Сведения о его правлении немногочисленны, в источниках освящены лишь неск. эпизодов. При М. В. К. чеканились монеты, на которых он назывался автократором, т. е. независимым монархом. Трапезундский хронист Михаил Панарет описывает М. В. К. как величайшего и счастливого полководца, царствование которого отличалось благочестием. Историк Жан де Жуанвилль, придворный франц. кор. Людовика IX Святого , писал, что М. В. К. был великим и очень богатым правителем ( Joinville J. de. Histoire de S. Louis/Ed. N. de Wailly. P., 1868. P. 346). М., младший из 3 сыновей трапезундского имп. Алексея I Великого Комнина (1204-1222), вступил на престол после смерти своего старшего брата Иоанна I Аксуха (1235-1237/38). Средний сын Алексея I Иоанникий принял монашеский постриг, вероятно еще до воцарения М. В. К. ( Шукуров. 2001. С. 112-114). При М. Трапезундская империя вынуждена была платить дань тюркам-сельджукам и позднее монголам. В 1243 г., когда монг. войско полководца Байджу начало наступление на малоазийские владения сельджуков, образовалась антимонгольская коалиция представителей сельджукского Румского султаната, никейцев и трапезундцев. М. В. К. лично участвовал в войне во главе своего войска, 26 июня 1243 г. в битве при Кёседаге (западнее Эрзинджана) союзники были разбиты. В 1246 г. М. В. К. совершил поездку в ставку монг. хана Гуюка и, вероятно, признал свою вассальную зависимость от монголов. В 1253 г. послы М. В. К. встречались с франц. кор. Людовиком IX в Сидоне (ныне Сайда, Ливан), где еще сохранялись владения крестоносцев. М. обращался к Людовику с предложением заключить брачный союз с французским королевским домом, но получил отказ. Людовик же попытался привлечь М. В. К. к союзу с Латинской империей против никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца , чьи позиции особенно усилились в М. Азии и на Балканах в предыдущие годы. Однако М. В. К. отказался от этого. Наоборот, в 1260 г. он заключил союз с Никейской империей , а также урегулировал церковные отношения Трапезунда и К-поля. Трапезундские митрополиты получили от К-польской Церкви право самостоятельно избирать и рукополагать епископов в своей епархии. Согласно упоминанию в этом документе, вероятно, в это время предполагалось заключение династического брака между трапезундскими Комнинами и никейскими Палеологами, но позднее этот проект не состоялся (RegPatr, N 1351; Успенский. 2003. С. 131-135). Крупнейшим внешнеполитическим успехом М. В. К. стал захват Синопа в 1254 г., который до этого находился в руках сельджуков. Для похода на Синоп М. В. К. получил одобрение от иран. монголов, к-рые в целом были заинтересованы в ослаблении сельджукского Румского султаната за счет поддержки более мелких гос-в в Анатолии, таких как Трапезунд.

http://pravenc.ru/text/2561898.html

Первоначально днем памяти мч. Евгения служил день его мученической смерти - 21 или 20 января. Однако в правление имп. Василия I было установлено отмечать также и день рождения святого - 24 июня. Как рассказывается в Слове на рождество мч. Евгения, во время очередного празднования памяти мученика одному из клириков, Льву Фотину (буд. архиеп. Трапезундский Афанасий (ок. 843 - ок. 886)), явился Евгений, повелев праздновать дополнительно его день рождения, дата которого также была открыта мучеником. Лев передал это игумену Евгеньевского монастыря Антонию, но тот отложил исполнение воли святого на будущее. На следующий год, во время празднования Рождества Иоанна Предтечи (24 июня), Евгений явился уже самому игум. Антонию и повторил свой наказ. Такое же видение было и жене сапожника Пантария. В следующем июне такое празднование было проведено, но на него была приглашена только городская знать. Это вызвало народные волнения, которые удалось успокоить архиеп. Трапезундскому Афанасию, и с тех пор празднование стало всенародным, однако просуществовало лишь до 2-й пол. XI в., когда по причине вторжения сельджуков было забыто. Как повествуется дальше в Слове на рождество мч. Евгения, при имп. Алексее II Великом Комнине (1297-1330) на горе Митрион поселился громадный змей, представлявший опасность для жителей города. При помощи Е. змей был убит, после чего император отправился в мон-рь, чтобы отблагодарить мученика. Там Алексей II нашел древние документы, касающиеся учреждения празднования дня рождения Е., и распорядился восстановить забытую традицию. По этому случаю иеромонах-астроном Григорий Хиониадис (сер. XIII в.- ок. 1330) составил Слово на Успение мч. Евгения (не сохр.) и праздничные песнопения, в частности акафист Евгению (апр. 1302). Факт празднования рождества святого в визант. литургической практике весьма необычен: как правило, празднуется день кончины святого или обретения его мощей, и лишь в исключительных случаях (св. Иоанн Предтеча , свт. Николай Мирликийский ) отмечается также и день рождения святого. Кроме того, Розенквист высказывает сомнения относительно исторической достоверности самого праздника 24 июня и сведений о нем в изложении митр. Иосифа Лазаропула (Rosenqvist. 1996. P. 76-81). В Типиконе Евгеньевского монастыря подробно описывается праздник 21 января, и нет ни слова о праздновании дня рождения Евгения. Гимнографические тексты, изданные О. Лампсидисом , также обходят эту дату молчанием. 24 июня упоминается только Рождество Иоанна Предтечи. К тому же для большого всенародного праздника в Трапезунде летнее время было наиболее благоприятным, в первую очередь экономически, т. к. в январе на понтийское побережье трудно добираться и по земле и по воде.

http://drevo-info.ru/articles/8880.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Дионисиат     Дионисиат Афон           Осн. в 1375 г., престольный праздник 24 июня/7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи. Игумен: архим. Петр. Тел. (30-377) 23687. Факс (30-377) 23686.   Дионисиат (греч. Μον Διονυσου) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 5-е место. Находится на юго-западной стороне Афонского государства ; основан в XIV веке святым Денисом Корисом и назван его именем. Монастырь освящён во имя Иоана Крестителя.     Монастырь Дионисиат, или " Неа Петра " (Новая скала), стоит на узкой и крутой скале на высоте 80 метров над уровнем моря, между монастырями Григориат и Святого Павла. Основателем монастыря был преподобный Дионисий из селения Корисос около Касторьи. Дионисий с большим трудом смог собрать средства для основания обители во второй половине XIV в. Его усилия были щедро поддержаны Алексием III Комнином, императором Трапезундской империи, вдохновленным на это митрополитом города Феодосием - братом Дионисия. Впоследствии обитель щедро поддерживали императоры династии Палеологов и многие господари Молдо-Валахии. Патриарх Антоний IV официально даровал монастырю именование Патриаршего в 1389 г., и таким образом он начал самостоятельную жизнь на   Афон е. С обителью связана жизнь свт. Нифонта, патриарха Константинопольского, принявшего монашество здесь в середине XV в. и после многих превратностей возвратившегося сюда, где и преставился. В 1539 г. пожар, возможно, самый разрушительный за всю историю монастыря, превратил в пепел большую часть его строений, которые, однако, были скоро отстроены и расширены. В XVI и XVIII вв. обитель из-за экономических трудностей стала своекоштной, но в XIX в. окончательно вернулась к общежительному уставу. Собор монастыря, освященный в честь Рождества Иоанна Предтечи, был возведен одновременно с обителью, но разрушен пожаром в 1534 г. Новый храм был возведен после 1540 г. Его фрески, относящиеся к Критской школе, датируются 1546 г. Особого внимания заслуживают позолоченный иконостас и фрески на тему Апокалипсиса - это самое древнее полное изображение Апокалипсиса в православном мире - рекомендуем настоятельно посмотреть. Мы их поместим на портале, но не сейчас... -www.isihazm.ru  

http://isihazm.ru/?id=504&c_pid=2

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНТАКУЗИН Димитрий, слав. церковный писатель (2-я пол. XV в.). Сведения о жизни и деятельности К. можно почерпнуть из содержания его произведений, посвященных возвращению в Рильский монастырь мощей прп. Иоанна Рильского (1 июля 1469). Также известно, что по его заказу Владислав Грамматик в 1469 г. переписал Сборник житий и полемических сочинений (Загреб. Архив ХАЗУ. IIIa. 47). К. принадлежал к слав. ветви аристократической визант. семьи, к-рая, как предполагают исследователи, могла восходить к Андронику Кантакузину, протовестиарию серб. царя Стефана Душана ( Маринов. 1901. С. 75; Киселков. 1956. С. 323), к Матфею, сыну визант. имп. Иоанна VI Кантакузина, или к родственникам Ирины Кантакузины, супруги серб. деспота Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи; Петканова-Тотева. 1971. С. 243-249; Данчев. 1979. С. 22). Возможно, К. был близким родственником известного по источникам господаря Ново-Брдо Яна (Йоане) Кантакузина, 2 брата и 8 сыновей к-рого были убиты в 1476-1478 гг. по приказу тур. султана Мехмеда II ( Петканова-Тотева. 1971. С. 251; Данчев. 1979. С. 18-28; Събр. съч. 1989. С. 12-13; Podskalsky. 2000. S. 266; и др. 2004. С. 62-64; Ангушева. 2008. С. 642). К. мог быть крупным торговцем, чиновником в Сев. Македонии ( Маринов. 1901. С. 74; Сырку. 1901. С. 203; Снегаров. 1932. С. 321; Иванов. 1936. С. 23) или даже правителем в Жеглигове и его окрестностях - на это может указывать титулование К. «господарем» в послесловии Владислава Грамматика ( Петканова-Тотева. 1971. С. 249; Данчев. 1979. С. 36-37). Местом проживания К. могли быть богатый серб. рудничный центр Ново-Брдо ( и др. 2004. С. 10-161; 2004. С. 137-139), г. Серры или Ежево, где была резиденция султанши Мары Бранкович ( Киселков. 1956. С. 325). В кон. 60-х гг. XV в. К. было ок. 30-40 лет ( Duj ev. 1966), и он был свидетелем ряда событий тур. экспансии на Балканы: захватов К-поля (1453), Сербии (1459), Морейского деспотата (1460), Трапезундской империи (1461), Боснии (1463) и Герцеговины (1483).

http://pravenc.ru/text/1470273.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010