238 См. греческие записи о поставлении епископов при митрополите Феогносте, открытые г. Регелем в одной ватиканской рукописи и напечатанные – в русском переводе в статье г. Васильевского: «Записи о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте в ватиканском греческом сборнике», помещённой в февральской книжке Журнала Министерства Народного Просвещения за 1888 год; в греческом подлиннике – в издании г. Регеля: Analecta Byzantino – Russica, Petropoli, 1891. 239 См. Acta Patriarchatus Constantinopolitani, изданные Миклошичем и Миллером, I, 147 (после двух безымянных упоминаний о митрополите литовском, – под 1317 и 1326 годами, на сей раз акты называют его по имени, которое есть Феофил). 240 В Январе месяце 1327 года, т. е. тотчас после смерти св. Петра, мы видим митрополита литовского в Константинополе, – Acta Patriarchat. Constantinop., I, 143. Конечно, он приезжал в Константинополь по каким-либо делам своей митрополии, но по каким именно и не находилась ли поездка в какой либо связи со смертью св. Петра, к сожалению, совершенно ничего не можем сказать. 241 В последующее время над церковью Иоанна Лествичника была устроена колокольня (потому, что на колокольни ходят по лестницам?), отчего она стала называться церковью «Ивана святого под колоколами»; в настоящее время она под колокольней кремлёвских соборов, которая от неё получила название Ивановской. В 1326 году у Ивана Даниловича на память Иоанна Лествичника (30 Марта) родился сын Иван (Воскресенская летопись): вероятно, что по этому случаю и построена наша церковь . 242 Церковь ап. Петра была построена не как самостоятельная церковь, а как придел к церкви Успения Божией Матери, в которой был погребён св. митрополит Пётр (с северной стороны. Была построена или потому, что поклонение веригам ап. Петра (16 Января) было, может быть, днём ангела св. Петра, или потому, что придел поклонения веригам находился в константинопольской св. Софии, см. Паломник Антония по изданию Савваитова, col. 63). 243 Ныне – придворный собор Спас на Бору (находящийся во дворе дворца.– В летописях говорится, что при этом и основан был монастырь Иваном Даниловичем; но монастырь упоминается ранее, под 1319г., в рассказе о привезении в Москву из Орды тела Михаила Ярославича).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Преподобного Алексия, человека Божия. Благовещение Пресвятой Богородицы. В АПРЕЛЕ: 4. Препод. Иосифа Песнопевца и творца канонов; св. мученицы Фервуфы; препод. Зосимы Палестинского и Георгия в Малеи. – Этот день, для нас замечательный, в прежнее время не отличался никаким особенным церковным праздником; но он считался важным потому, что им начиналось время приготовления к посеву. На рунических хозяйственных жезлах этот день обозначался бороною. Св. великомученика Победоносца Георгия (Юрьев день) – В древности утром этого дня случали лошадей; поэтому и обозначался он лошадью. Но на нынешних календарях тому же изображение дается церковное значение. Св. Стефана, епископа Пермского. Этот день включен в число праздничных, без сомнения, по смерти св. Стефана, по той причине, что память Великого пермского просветителя особенно чтится потомками пресвященных им Пермян. В МАЕ: 2. Св. Афанасия Великого и свв. благоверных князей Бориса и Глеба, – Изображение флага и флюгера означает время открытия судоходства. Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; перенесение мощей св. Николая Чудотворца; св. апостола Симона и др., и св. Симона, первого епископа Владимирского и Суждальского. Преп. Мефодия и Константина, наречённого Кирилла. – Достойно замечания, что этот день не переставал у Зырян считаться церковным праздником. В ИЮНЕ: 12–23. Поворот солнца на зиму. Дни меженые. Умаление дней. Рождество Иоанна Предтечи. – Изображение палочки, оканчивающемся в кругообразном разводе, напоминает жезл, обвитым цветами, что на рунических календарях означало празднование весны. Известно, что Финны до сих порт, празднуют, этот день, или точнее – ночь на этот день, с особенным торжеством. На христианском календаре означенное изображение можно принять за монограмму имени Ионных. Свв. апостолов Петра и Павла. В ИЮЛЕ: 8. Св. праведного Прокопия Устюжского. Св. пророка Илии. Препод. Евдокима и муч. Улиты. – Этот день, может быть считался началом жатвы. В АВГУСТЕ: 1. Происхождение древ честного Креста (так называемый первый Спас).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

И. назван в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.): «Преподобный... свещеносец и ученик бысть святаго Зосимы, преставися в лето 6900» (Описание о российских святых. С. 171; год, по-видимому, недописан в части десятков и единиц; в ркп. «Описания...», принадлежавшей П. И. Савваитову , указан день кончины преподобного - 18 апр.; см.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 254). По всей видимости, определение И. как свещеносца возникло в результате ошибочного прочтения слова «светоносныи» (так преподобный назван в Житии преподобных Зосимы и Савватия). Канонизацией И. и М. следует считать включение их имен в Собор Соловецких святых, празднование которому было установлено в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Ист.: Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридона-Саввы//КЦДР: XI-XVI вв.: Разные аспекты исслед. СПб., 1991. С. 240, 245, 264-265, 268; БЛДР. Т. 13. С. 66, 76, 116, 124. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 108-111; Минеева С. В. Рукописная традиция Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVI-XVIII вв.). М., 2001. Т. 2. С. 422-423; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 1. С. 670. О. В. Панченко Иконография «О пожаре и о постановлении новыя трапезы». Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 100) «О пожаре и о постановлении новыя трапезы». Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 100) Иконописные подлинники XVIII-XIX вв. так описывают внешность И. под 2 июня и 11 нояб.: «Возрастом плоск, брада руса, с Николину, впроседь, сухощав, ризы преподобническия» (ИРЛИ ПД. Перетц. 524. Л. 168, 85); «возрастом плоск, брада не велика, с Николину, русая с проседью, проста, лицем сухощав, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 57; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 47, 104). Как ученики прп. Зосимы И. и М. изображались на миниатюрах из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Так, в рукописи кон. XVI - нач. XVII в. из б-ки И. А. Вахромеева И. сопутствует преподобным Зосиме и Савватию в чудесах «Явление больному Анисиму Зосимы, Савватия и старца Иоанна» (ГИМ. Вахром. 71. Л. 109 об.) и «Явление Леониду в келье Зосимы, Савватия и Иоанна с обличением монастырских нравов и пророчеством о пожаре» (Там же. Л. 159 об.). В обоих случаях изображение И. помещено между фигурами преподобных Зосимы и Савватия, на 2-й миниатюре он обернулся к прп. Савватию. В 1-м случае изображен без нимба, облик соответствует описанию подлинников: средовек, с короткой русой бородой. Святой с подписью: «Иоанн» - присутствует также вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Германом в правой части выходной миниатюры из Жития с панорамой Соловецкой обители (Там же. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/471224.html

Успенский собор (Коломна) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский собор — кафедральный собор в городе Коломне на Соборной площади Коломенского кремля. Содержание История [ править править код ] Трёхкупольный Успенский собор был заложен в 1379 г. великим князем Димитрием Донским в честь победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в строящемся храме святой Димитрий молился перед Куликовской битвой. Вскоре после победы собор был достроен. Он стал главным храмом в Коломенской епархии, которая появилась в 1353 г. Главной святыней храма была Донская икона Божией Матери, работы Феофана Грека. Перед образом молился, отправляясь в Казанский поход, царь Иоанн Грозный. После победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав сделать для Коломенского Успенского храма два точных списка. Собор был памятником «московского стиля» XIV-XV веков. Предполагают, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие Феофан Грек (фрески не сохранились). В нижнем, основном, храме были пределы Успения Божией Матери и св. влм. Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Димитрия Донского. В верхнем храме – престол в честь святого мученика Никиты и святителя Леонтия Ростовского. В соборе хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи и преп. Стефана Савваита. Храм был богато украшен, иконы были в серебряных окладах, в храме были дорогие пелены, одну из которых вышила супруга Великого князя Иоанна III, Софья Палеолог. В храме была богатая библиотека. В соборе погребены многие коломенские архиереи: епископы Варлаам (+1565), Иосиф (+1615), Рафаил (+1653), архиепископ Никита (+1704), епископ Антоний (+1716), митрополит Иоанникий (+1723), епископы Савва (+1749), Феодосий (+1787), Феофилакт (+1788). С 1581 по 1586 гг. в соборе служил святитель Иов, Будущий Патриарх Московский и всея Руси, тогда – епископ Коломенский. Основанный святым князем Димитрием Донским собор простоял до 1672 г., когда при архиепископе Коломенском Никите (духовнике патриарха Никона) из-за ветхости был разобран, а на его месте за десять лет возвели новый пятиглавый храм под руководством зодчего Мелетия Алексеева. В нижней части стен нового собора был использован белый камень первого древнего храма. В это же время была возведена шатровая колокольня собора, ныне примыкающая к стоящему поблизости Тихвинскому храму.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Ист.: Житие Иоанна-Игнатия Угличского//Ярославские ЕВ. 1873. 28. Ч. неофиц. С. 223-224; Житие Кассиана Учемского//Там же. 14. Ч. неофиц. С. 114-115; Житие Паисия Угличского//Там же. 17. Ч. неофиц. С. 137; Житие прп. Игнатия, Прилуцкого чудотворца (в мире князя страдальца Иоанна). Вологда, 1911; ПСРЛ. Т. 12. С. 214; Т. 13. С. 135; Т. 20. Ч. 1. С. 357; Т. 24. С. 209; Т. 25. С. 330, 333; Т. 26. С. 287; Т. 28. С. 161, 321-322; Т. 29. С. 39; Т. 30. С. 202; Т. 34. С. 26, 178, 180; Т. 37. С. 97-98, 195-196; Угличский летописец: По списку Е. В. Барсова из собр. рукописей Ростовского музея/Отв. ред.: А. А. Севастьянова; подгот.: Я. Е. Смирнов. Ярославль, 1996. С. 43-44, 46; Жития Игнатия Вологодского, Игнатия Ломского, Герасима Вологодского и Кассиана Угличского: Тексты и словоуказатель/Ред.: А. С. Герд. СПб., 2009. С. 49-60, 5-17. Лит.: Ключевский. Древнерус. жития. С. 271; Верюжский. Вологодские святые. С. 387-404; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татар. период, с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2. С. 149-150; Добряков Д. К. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», находящейся в вологодской тюремной церкви. Вологда, 1897; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Прил. 3. С. 556; Голубинский. Канонизация святых. С. 153, 420, 421, 425, 432-434; Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря. Вологда, 1914. С. 25, 41-45; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 290-291; Каган М. Д., Прохоров Г. М. Логгин//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 69-71; Старая Вологда, XII - нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов. Вологда, 2004. 181; Шульгина Э. В. Лицевой сборник житий Вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1°)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 242-261; Биланчук Р. П. Иван Угличский (Игнатий Прилуцкий) (1480-1522): Благоверный князь, вологодский и угличский святой//Вологда в минувшем тысячелетии: Человек в истории города. Вологда, 2007. С. 24-25. А. А. Булычёв, А. А. Романова Иконография Прп. Игнатий Прилуцкий. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Вне поля зрения исследователей оставалось синайское собрание 12 . Между тем в нём представлена обширная группа Миней IX–XII вв., а также ранние гимнографические памятники VIII–IX вв., которым особое внимание будет уделено в этом очерке 13 , посвящённом стержневому, наиболее плодотворному и разнообразному в истории Минеи периоду — с VIII по XII в. “Минея до Минеи”: Тропологий Открытие в Синайском монастыре большого числа рукописей в 1975 году при расчистке архимандритом Софронием северной стены под церковью святого Георгия по праву стало сенсацией. Именно тогда впервые был обнаружен Тропологий 14 , что позволило изучить наиболее раннюю стадию существования Минеи в его составе. Тропологий сочетал гимнографию минейного, триодного и седмичного кругов 15 . Он выделился из уставной книги Лекционария в силу “появления к концу VII в. многострофных песнопений, стихир и канонов” 16 и до нового разделения на Минею, Триодь и Октоих в IX в. служил основной гимнографической книгой в византийском богослужении. Новооткрытый Тропологий (МГ 5, VIII–IX вв.) 17 состоит из 240 листов и охватывает период от Рождества Христова (включая триодную часть) до памяти праведного Иосифа Аримафейского (12 июня) 18 . Этот список составлен, как полагает С. Фрейс­хов 19 , по чину служения в храме Воскресения в Иерусалиме 20 . Он отличается от изученных грузинских редакций древнего и нового Иадгари и представляет собой промежуточную между ними стадию. Очевидно, что эта редакция связана с творчеством савваитовИоанна Дамаскина и Космы, потому что большая часть канонов атрибутирована именно им: восемь — Иоанну 21 , шесть — Косме 22 , тогда как их предшественнику архиепископу Андрею — лишь один 23 . О хронологически близкой традиции девятипесненного канона, связанной с именем Андрея, в МГ 5 напоминают интерполяции вторых песен в три канона Иоанна и Космы 24 , отказавшихся от составления тропарей на вторую библейскую песнь 25 . Из более архаичных черт можно отметить вкрапления уставных указаний (на период Великого поста), общей гимнографии 26 , некоторые “аллосы” и неполные каноны — Вознесению, Апостолам.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

— Сей блаженный Иоанн, когда ему минуло 16 лет возраста телесного, — совершенством же ума он и тогда уже уподоблялся тысячелетнему, — предал себя Великому Архиерею-Богу, как непорочную и добровольную жертву. Тело свое вознес он на Синайскую гору, а душу — на гору небесную; видимо восшед на гору, он приблизился к небесной высоте, умом созерцая Бога невидимого. Устранившись мира, он с самого начала возлюбил украшенную смирением кротость, как начальницу «мысленных отроковицы» [ 3 ], как учительницу добродетелей. Он отсек вольность и гордыню и, восприяв на себя благолепное смиренномудрие, при самом вступлении в иноческую жизнь внимательным рассмотрением отгнал от себя сего обманщика — самоугодие и самоуверенность. Подклонив свою выю, он вверился искусному духовному наставнику [ 4 ], желая под его руководством безбедно прейти опасную пучину страстей. Отрешившись от мирского жития, Иоанн стал вести себя между иноками, как малолетний, не умеющий говорить, отрок, как будто душа его не имела ни своего разума, ни своей воли, но совершенно лишена была естественных ей свойств. А что всего удивительнее — при обширной своей учености Иоанн оставался смиренным иноком, возлюбив небесную простоту и не превозносился своим любомудрием, смиряя себя для Бога. Наставником и руководителем преподобного Иоанна — как говорит о том Синхрон [ 5 ] — был авва Мартирий. Когда на 20-м году его жизни Мартирий постриг Иоанна в иноческий образ, то авва Стратигий [ 6 ] в этот день предсказал о нем, что он будет великим светилом вселенной — что потом и сбылось. Однажды авва Мартирий, с учеником своим Иоанном, пришел к великому Анастасию Синаиту [ 7 ]; увидев их, Анастасий сказал авве Мартирию: — Скажи мне, Мартирий, откуда у тебя ученик сей, и кто постриг его в иночество? — Раб он твой, отче, и я постриг его, — отвечал Мартирий. И сказал Анастасий с удивлением: — О авва Мартирий! Ты постриг игумена Синайской горы. В другое время, также взяв с собою сего Иоанна, наставник его авва Мартирий пошел к великому старцу Иоанну Савваиту [ 8 ], который жил тогда в пустыне Гуддийской. Как скоро увидел их старец, встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал руку его; авве же Мартирию не умыл ног. Когда после этого ученик старца Савваита Стефан спросил старца:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Чет. Минея от Вел. Минеи и от историков и летописцев церковных. Никифор XVIII. 25 Евагр. VI. 19. (Act SS. iul. 13 d. р. 511). Мес. В. Свв. мучч. Феодора Варяга и сына его Иоанна, в Киеве убиенных. В 983 году Вел. Кн. Владимир, по случаю победы над Ятвягами, хотел принести идолам человеческую жертву; жребий указал Иоанна христианина. Отец, после тщетных усилий вразумить народ, обещался выдать сына только самим богам, если они придут и потребуют. Киевляне умертвили обоих. Чет. Минея от преп. Нестора. 13 Собор св. архангела Гавриила. Чет. Минея говорит: »Коея ради вины сей вторый его собор праздновати уставися, о том весть известия, не обретшимся многим древним писаниям церковним«. Можно отчасти догадываться, что празднество Архангелу перенесено с 26 марта на сие число для храмовых торжеств, так как в сем месяце оно может быть совершаемо свободнее, нежели 26 марта, которой бывает, большей частью, в великий пост). В службе канон Иосифа. Преп. Стефана Савваита. Чет. Минея пишет: »Сего преподобного жития не обретохом«. Как подражатель житию преп. Саввы (род. в 435 г.), он жил не ранее 5 века. (In Act SS. iul. III. р. 524. Vita auctore Leontio discipulo). Есть служба. Св. муч. Серапиона. Сожжен по приказанию Аквилы, в царствование Севера (193–210). Чет. Минея. (Act SS. iul. III. р. 481). Мес. В. Март. Р. Св. муч. Маркиана. Обезглавлен в Иконии от Перенния. Пролог. (Act SS. iul. III. р. 183). Мес. В и Март. Р. 11 июля. Св. Иулиана, еп. Кеноманийского, в Галлии. Рукоположен во епископа и послан в Галлию на проповедь слова Божия св. ап. Петром. Чудотворения и чистота жития и учения увенчали успехом подвиги Проповедника. Скончался мирно в своей пастве. Чет. Минея. (Act SS. ian. II. р. 761.) Март. Р. 27 янв. 14 Св . ап. Акилы, от 70. Ученик св. ап. Павла. ( 1Кор.16:19 ; Рим.16:3–4 ; 1Тим. 4:19 ). Проповедовал в Малой Азии, Ахаии и Ираклии; убиен неверными. Чет. Минея. (Act SS. iul. II. р. 531). Март. Р. 8 июля. Мес. В. 13 февр. В службе канон Иосифа. Преп. Еллия монаха. Просиял постническими подвигами в Египетских странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Иоанн Лествичник. (30 марта). Иоанн, преп. Раифский, по прошению коего пр. Иоанн Лествичник написал свою Лествицу. Иоанн, преп. Савваит, знаменитый послушанием, современник преп. Иоанна Лествичника . (Леств. ст. 4. гл. 110). Иосиф. Ученик Антония Великого , инок обители Ниспирийской. (Vitae patrum. I.15. n. 4). Иустин Великий, «гора разумная». (1 июня). Каллист. Карион, преп. скитский, отец преп. Захарии. (5 дек.) Кассиан. (29 февр.) Кастор. (Преп. Иоанн Кассиан Кастору, еп. Аптскому (apmensi),      nocbяmuл свои творения «О постановлениях общежительных» и «О восьми главных пороках»). Коприй, ученик преп. Патермуфия. (9 июля). Ксенофонт с двумя сынами. (26 янв.) Лаврентий, Египетский инок 6 века. О его необыкновенном смирении свидетельствует преп. Иоанн Лествичник в 1 ст. гл. 24. Леонтий, Каппадокианин, подвизавшийся в Ливийской пустыне Оазис, во второй половине 6 в. Искупив пожертвованием своей свободы трех плененных Мазиками иноков, скончался в неволе от меча варваров. (Baron. ad 586. n. 16, 17, 18. Другой преп. Леонтий настоятельствовал в Феодосиевой обители во времена Иоанна Мосха , гл. 4). Лонгин, подвизавшийся при девятом знамении от Александрии, современник преп. Зинона, 4 века. (Cotel. I. 522. Пролог 9 апр. о Луггине, жившим при море). Лот преп., подвизавшийся в Аренное, современник препп. Арсения Вел. и Агафона, 5 века. Пролог (4 дек.) Макарий Великий. (19 янв.) Макарий градский. (19 янв.) Максим. (21 янв.) Малх. (26 марта). Маркелл. (29 дек.) Маркиан. (10 янв.) Марк, отшельник Келлийский. (5 марта). Марк, «благопокорный и благопослушный ученик преп. Силвана, скончавшийся на Синае, в 4 веке. (Cotel. I. 562). Мпртиниан. (13 февр.) Матой, преп. Келлийский, пресвитер. (Comel. 1. 557. В каноне назван Далматоем). Милл, мертвецевоскреситель. Моисей Мурин, отшельник скитский. (28 авг.) Навкратий преп., Студит. Нафанинл, отшельник Нитрийский, ум. ок. 375. (Vitae patrum. L. 8. с. 18.) Никон, преп. Синайский. (Comel. I. 577). Нил постник. (12 ноября). Нисферой, ученик и друг Антония Вел. (Act SS. ian. II. 112.)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

310 Препод. Василий новый подвизался сперва в пустынных горах, а потом в Царьграде, где и скончался в 944 г. (Чет. Мин. 26 марта). 311 Разумеется видение Василиева ученика Григория, о котором Димитрий Ростовский говорит: «Григорий во сне виде дивное видение о страшном суде Божии... о чесом сам Григорий зело пространно написа, еже обретается в великой Минеи Четьи» (Там же). 313 Суд – залив, обыкновенно называемый Золотым рогом, Χρυσχερας, Κερς, Κερτιον, Κερτιος κλπος, sinus Ceraticus (Дюканжа, Constantinop. chr. lib. I. p. 4–7. Византия, . Κωνσταντινοπολις, τμ. α´. σελ. 17–21. P. Gyllii, De Bosp. Thrac. lib. I. c. V. ed. 1. p. 268–270). Под именем Суда залив этот упоминается и в Русских летописях. Правда, некоторые из наших историков под именем Суда разумели Воспор, или канал, соединяющий Черное море с Пропонтидою; а другие (напр. Шлецер, в своем «Несторе», ч. III. стр. 258, и автор «Нескольких слов о первонач. Рус. Лет.» стр. 28, 85 и сл.) принимали слово Суд в значении окопа или укрепления. Но Карамзин, приняв в соображение Византийских летописцев, предложил верное изъяснение (Ист. Гос. Росс. т. I. прим. 308). 315 Порепера, перепера, перпера – πρπερα, πρπυρα,πρπυρον (ς πρτερον δηλαδ το πυρς, βρυζον), золотая монета, в роде червонца. Византий говорит, что одни из таких монет назывались Мануйликами (πρπυρα Μανολτα), другие Романиками (ωμαντα) и т.п.– по имени Мануила, Романа I и других императоров, которые изображались на них (. Κωνσταντινοπολις, τμ. γ´. ϑην. 1869. σελ. 268). Для определения стоимости перперы может служить приписка в конце договорной грамматы Болгарского царя Иоанна Александра с Венецианскою республикой, сделанная Марино Леонардо, Венецианским консулом в Варне: «Ve ricordo che lo perpero di Varna е caratti XVI е duo terzi» (Напоминаю, что перпера в Варне стоит 16 каратов и 2 / 3 ). В карате счит. 4 секстентуля, а в секстентуле 4 зерна (чечевичных); след. чистого золота в перепере – 266  2 / 3 зерен. Упомянутая граммата царя Иоанна Александра и письмо его к дожу Андрею Дандоло, в Италианском переводе, помеченные 1352 годом, из Никополя (летней резиденции Болгарских царей), хранятся в Венецианском Museo Correr, между рукописями XVI–XVII в., в списке разных Patti.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010