По смерти старца святой Иоанн удалился в Синайскую пустынь Фола и здесь в великих подвигах, в непрестанной молитве подвизался сорок лет в глубоком сокрушении сердца и плаче. Местом его подвигов была тесная пещера, которую называли слезоточной. Сюда преподобный удалился из общежития для того, чтобы иноки не слышали его рыданий, а рыдания его и вопли были очень сильны. Пост, молитва , слезы, безмолвие, писание книг – вот в чем состояла подвижническая жизнь святого Иоанна. Каждую субботу и воскресенье он приходил в обитель для молитвы за богослужением, приобщения Святых Таин и беседы с отцами. После сорокалетнего жития в подвигах преподобного Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Избрание это было предуказано свыше уже давно. Когда старец Мартирий пришел однажды со своим учеником Иоанном, тогда еще юношей, к Анастасию Великому, то услышал от аввы Анастасия вопрос: “Откуда этот отрок и кто постриг его?” Мартирий отвечал: “Он раб твой, отче, и я постриг его”. Тогда сказал Анастасий: “Кто бы мог подумать, что ты постриг игумена синайского?” В другой раз авва Мартирий с Иоанном отправились к великому Иоанну Савваиту. Последний встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и поцеловал его руку. Когда ученик Савваита Стефан спросил своего старца, почему он так сделал, тот ответил: “Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена синайского и умыл ноги игумену”. Жизнь самого преподобного Иоанна была поистине лествицей. Преподобный на опыте знал подлинную духовную жизнь и потому по просьбе раифского игумена Иоанна написал “Лествицу”. Не правда ли, братия и сестры, что творение, в коем содержатся такие редкие духовные опыты и такие превосходные душеспасительные советы, стоит того, чтобы обратить на него внимание и прочесть его, хотя из любознательности, в сии дни поста и покаяния? Кто может сделать это и не сделает, тот накажет сам себя, ибо лишит душу свою пищи самой здоровой и сладкой. А тем, кои не имеют “Лествицы” Иоанновой, постараемся пособить мы, показуя ее по временам и предлагая для общего употребления со священного амвона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. 14 апреля. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника. По преданию, св. Иоанн родился около 570 года в семье святых Ксенофонта и Марии. Шестнадцати лет он пришел в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки и девятнадцать лет воспитывался под руководством старца Мартирия. Однажды они пошли к старцу Иоанну Савваиту, который встал, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку. После их ухода ученик св. Иоанна Савваита спросил его, почему он так сделал. Старец ответил: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. Цель этого творения — показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» — это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному. Четыре года святой Иоанн пробыл игуменом, затем вновь возвратился к уединению и безмолвию. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2021 12 апреля, 2019 18 марта, 2018 31 марта, 2017 27 марта, 2017 27 марта, 2017 26 марта, 2017

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

    22. Св. муч. Фоки синопийского (Вас.). Св. пр. Ионы (Вас. — ). Пр. о. Ионы Савваита (близко к Вас.). Друзиллы, дщери Траяна царя. Св. священномуч. Исаака и с ним 5 мучеников.     23. Зачатие Иоанна Крестителя (Вас.). Св. муч. Ираиды (Вас.). Свв. жен Ксанфиппы и Поликсении (близко к Вас.). Св. Евсевия исповедника. Свв. мучч. Андрея, Иоанна, Антония, в Африке скончавшихся при Василие царе греческом. В 239 Михаила черниговского (большое сказ. (сн. 20 числа)).     24. Первомуч. Феклы (Вас. — ).     25. Память велик. труса (Вас.). Св. преподобномуч. Пафнутия. (Вас.). Пр. Ефросинии (Вас.). Свв. мучч. Савиниана, Павла и Татты. Св. Феофила, еп. ефесского. Во 2 ред. пр. Сергия радонежского (сказ. только в 727 Лавр.).     26. Св. Иоанна Богослова (Вас.). Во 2 ред. св. Иоанна Богослова (особое сказ. конец Вас.). Свв. пяти дев черноризиц.     27. Св. муч. Епихарии (Вас.). Муч. Каллистрата и дружины. (Вас.). Свв. мучч. Филика епископа, Ианнуария пресвитера, Фортуната и Септимия в Риме.     28. Пр. о. н. исповедника Харитона (Вас.). Свв. мучч. Калутинских Алфия, Александра и дружины (Вас.). Во 2 ред. Вячеслава князя чешского (сказ. Оно же в Печ.).     29. Пр. о. н. Кириака (Вас.). Свв. мучч. Дады, Говделы и Каздоя (особое сказ., в Вас. нет совсем и в 1 ред. не во всех экземп.). Муч. Говделы (Гудилии особое сказ., в Вас. нет). Слово о Феофане милостивом (Оно же в Печ.).     30. Св. священномуч. Григория Великия Армении (Вас.) Свв. мучч. жен Рипсимии и Гаианы и дружины их (Вас.). Октябрь     1. Св. ап. Анании (близко к Вас.). Пр. Михаила, игумена Зовийского (Вас.). Пр. Романа (Вас.). Св. муч. Домнина (Вас.). Покров Пресв. Богородицы (Слово на Покров. Оно в Печ.).     2. Свв. мучч. Киприана и Иустины (Вас.). Пр. Феофила исповедника (Вас ).     3. Св. священномуч. Дионисия ареопагита (Вас.). Св. священномуч. Дионисия александрийского.     4. Св. Иерофея (Вас.). Мучч. Адавкта и Калисфены (Вас.). Св. муч. Дометия персянина (Вас.). Пр. Аммона египтянина (Вас.). Муч. Петра капетолийского (Вас.). Пр. н. Павла простого (Вас). Св. Дионисия, архиеп. александрийского (Вас., а Печ. 5 окт.). Мучч. Гаия, Фавста, Евсевия и дружины (Вас. кроме конца). Во многих экземплярах не все сии памяти, но все в 1146 и Соф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Церковь Собора свв. Архангелов Часовня-усыпальница Саввы Освященного Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного Часовня Георгия Победоносца Часовня Иоанна Крестителя Часовня Симеона Столпника в Девичьей башне Часовня Иоанна Златоуста Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы) Скит Иоанна Молчальника Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта) Скит Аркадия сына Ксенофонта (башня Аркадия) Скит Иоанна сына Ксенофонта Церковь Софии (матери Саввы Освященного) Добавить фотографии Древние кельи южной части монастырской территории в пределах ядра лавры. В настоящее время не используются для жилья монахов, однако восстановлены и реконструированы в том виде, какой они, по мнению монахов (и археологов), имели в VI веке. От самой левой идет ход к часовне Иоакима и Анны и третьей келье (исихастерию) прп. Саввы. Серж 9 октября 2006 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Преподобный Савва (439–†532) принял монашеский постриг на своей родине — Каппадокии, — еще в юные годы. В возрасте 18 лет он пришел в Святую Землю и сделался учеником прп. Евфимия Великого и прп. Феоктиста. В 478 г. Савва по Божиему научению обрел уединенную пещеру на склонах ущелья Вади Кедрон, где провел в уединении 5 лет, прежде чем начал принимать под свое руководство учеников. Первая церковь (часовня) лавры была построена в ущелье, у пересохшего потока Кедронского, на вершине горы савваиты возвели смотровую башню. Знак Божий в виде огненного столпа указал Савве естественную природную церковь в светлой пещере, имеющей алтарные своды, обращенные на восток. Архиепископ Иерусалимский Саллюстий освятил эту церковь во имя свт. Николая Чудотворца 12 декабря 490 г., а самого Савву рукоположил в сан пресвитера, отчего его и называют Освященным. Строители братья Феодул и Геласий Исаврийцы возвели в 490-х гг. ряд важных для лавры строений — хлебную пекарню и больницу, а затем в 494–502 гг. большую однокупольную церковь во имя Пресвятой Богородицы. Храм освятил архиепископ Илия 1 июля 502 г. После разрушительного восстания самаритян, подавленного войсками императора Юстиниана в 531 г., Савва посетил Константинополь и получил из казны средства на возведение вокруг лавры высоких стен и дозорных башен. Савва руководил жизнью лавры 59 лет, был архимандритом всех лавр Палестины, духовным наставником для тысяч монахов и пустынников, молитвенником, чудотворцем и непреклонным борцом за Православие.

http://sobory.ru/article/?object=04719

И вот уже более тысячи двухсот лет словами святого Иоанна Дамаскина и молятся, и радуются, и плачут все православные Христиане! И в великолепном храме столицы, и в бедной церквице какого-нибудь заброшенного на край света и занесенного снегами селения одинаково раздаются его священные песни. И неотразимо действенны и властны они над всяким христианским сердцем. Но все песнопения его составляют еще малую часть того наследия, которое он после себя оставил нам и всему миру христианскому. Он был один из величайших богословов; он первый собрал все христианское учение в одну книгу и изложил его в строгом порядке; он пересмотрел и дополнил весь церковный устав; он был проповедником при патриархе Иерусалимском; он победоносно защищал православие и отстоял почитание святых икон, хотя и пострадал за них заключением в темнице и отсечением правой руки. Говоря церковным словом, это был песнописец и честный богоглагольник, Церкви наставник и учитель, и врагов сопротивоборец. И поэтому на седьмом Вселенском Соборе, происходившем в 787 году, через 11 лет после смерти Иоанна, все 367 Отцов, собравшихся на собор, с благоговейною благодарностью вспоминали труды его на пользу церкви Христовой и все торжественно тогда же провозгласили: вечная память Иоанну! Скоро после кончины Открыты были его пречестные мощи. Один из патриархов Иерусалимских описал его жизнь; инок той Лавры, где он подвизался, святой Стефан Савваит составил канон в честь его. Последующие христианские писатели прославляли его самыми восторженными похвалами. Все признали его истинным украшением Церкви и ее славою, наряду с Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , Николаем Чудотворцем и другими святителями. – Будем же и мы благодарно и незабвенно призывать в своих молитвах великого угодника Божия Иоанна Дамаскина . Он поистине отец наш и благодетель: как детей он научает нас молиться, влагает в наши грешные уста свои достойные слова, повторяя которые, мы с большим дерзновением обращаемся к Богу. Наконец, он молитвенник наш и наш теплый ходатай перед Богом. Да раздаются же до скончания мира в храмах наших, в домах наших и повсюду в устах христианских спасительные песни святого Иоанна Дамаскина !.. (Надгробные песнопения его в переводе русскими стихами см. в наших «Троицких Цветках» кн. 6 и 7. Кроме того, в листках есть два слова его, см. 371 и 382) 789. О том, как жили наши предки в старину

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Ш Шапки Шапки были разных видов и имели разные названия. В старину Русские носили высокие остроконечные шапки; потом стали носить шапки с мягкой, придавленной к голове тульей, от чего они казались низкими и плоскими 1005 . У простонародья шапки делались из войлока, поярка, сукманины, – зимой с меховым исподом и такой же опушкой; у людей богатых и знатных – из тонкого сукна и бархата; у государей – из алтабаса, зарбафа, бархата, атласа и других золотных и шелковых тканей, с вышитыми или нашитыми украшениями из золота, жемчуга и драгоценных камней. У большей части шапок делались меховые околы или опушки, у других – меховые же заломы или отвороты, с одной и с двумя прорехами или петлями, к которым присаживались запоны, образцы, пуговицы и проч. У Бориса Федоровича были две шапки из червчатого скорлата с петлями и круживом, низанными в рясную: у одной на прорехе 6 жемчужных пуговиц, а над прорехой «запона кораблем с раковиною»; у другой образцы с бирюзой в золотых гнездах 1006 . Запона состояла иногда из одного драгоценного камня или Бурмицкого зерна, обведенных камнями же меньшей величины или обнизанных жемчугом. К запоне прикреплялось дорогое перо; напр. золотые перья с драгоценными камнями были нашиты на шапки царей Иоанна и Петра Алексеевичей; стальное перо с алмазами было вставлено в запану для царя Иоанна Алексеевич а 1007 . Названия шапок были следующие: каптур, клобук, кучма, мурмолка, науруз, столбунец, треух (см. эти слова), шапка горлатная и шапка черевья. Шапки горлатные делались вышиной с локоть, к верху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горл (душек), от чего получили и название горлатных; вершок их делался бархатный, парчевой или суконный, с одной или двумя кистями из шелка, серебра, золота или жемчуга. У шапки Бориса Федоровича был «вершок шапошной оксамичен золотом да серебром, по оксамиченью сажен жемчугом; у него 2 кисти: кисть золота да другая серебряна», с жемчужным зерном вместо ворворки. У него же 6 шапок горлатных черных 1008 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он утверждает, что духовному руководителю недостаточно просто повторять чужие слова, каждый должен лично пережить то, что он получил из прошлого. Поэтому «Лествица», как можно представить, – очень личностная по своей сути работа. У св. Иоанна практический подход. Он зачастую говорит о том, что сам видел или слышал, о людях, которых лично встречал, как, например, Иоанн Савваит или Григорий Арсилаит. Но хотя Иоанн пишет об опыте других подвижников, он, следуя традиции христианского Востока, за исключением одного случая, обходит молчанием события своей собственной внутренней (духовной) жизни. Например, о ступени 28 о молитве можно с уверенностью сказать, что он подразумевает свой личный опыт, однако сам он об этом не говорит. В то же время в «Лествице» личный опыт переплетается с установившимися традициями. Св. Иоанн часто обращается к авторитету святых отцов. В то время, когда он писал свою книгу, монашество как установившийся институт существовал уже в течение трех столетий. Золотой век первых подвижников давно миновал. Уже существовало огромное количество правил, установлений и письменных документов. Св. Иоанн прекрасно знал большую часть ранних источников; хотя он все время пытается убедить нас в том, что он человек небольшой учености, на самом деле св. Иоанн намного более начитан, чем кажется. «Лествица», являясь плодом личного опыта, есть также синтез монашеских учений трех предыдущих столетий, объединение в одно целое различных и зачастую несопоставимых друг с другом частей прежней традиции. Это первая и весьма успешная попытка создать «справочник» монашеской духовности. Иоанн Лествичник сделал сходное с трудами Максима Исповедника . Того, что св. Максим совершил в христологии, св. Иоанн добился в области аскетического богословия. Оба подвижника жили во времена пророка Мухаммеда и наблюдали внезапное распространение ислама после смерти пророка. Оба они жили в переходный период, в конце эпохи, когда утвердившийся ислам навсегда изменил облик Восточного Средиземноморья и Северной Африки.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛАМОН [греч. Μον το Καλαμνος], мон-рь, находится в 6,5 км к юго-востоку от г. Иерихона (Израиль). В визант. период располагался на берегу Иордана, в наст. время - на расстоянии 3,5 км от русла реки. К. возник в 3-й четв. V в., как и расположенный неподалеку Герасима Иорданского мон-рь . Название связано с зарослями камышей по берегам Иордана (κλαμος - камыш, тростник), а согласно благочестивой народной этимологии означает «добрая обитель» (от καλ - хорошая, добрая и μον - остановка, пребывание, покой, обитель) в память посещения этого места Св. Семейством. Мон-рь был посвящен Пресв. Богородице. В «Луге духовном» Иоанна Мосха неоднократно упоминаются лавра К. и жившие в ней аввы Кириак и Александр. По мнению И. Хиршфельда, устройство лавры прп. Герасима (киновии, окруженной келлиями отшельников) послужило образцом для К. и Хозивы ( Hirschfeld. 1992. P. 13). Число келлий достигало 40, многие из них размещались в естественных пещерах, которыми изобиловал берег р. Иордан (Ibid. Р. 31, 180-181). В киновии действовала больница. Нек-рое время в К. подвизался прп. Георгий Хозевит († ок. 625). Из его Жития известно, что насельники К. занимались сбором фиников, а из пальмовых ветвей плели корзины (Ibid. P. 87, 105). Во время персид. нашествия (614) обитель была захвачена, часть иноков (в т. ч. из мон-ря Хозива) перебита, другие уведены в плен. Персы отпустили только прп. Георгия, удивившись его аскетическому облику (Vita S. Georgii Chozebitae. 1888. P. 130). Вскоре К. был восстановлен и действовал до XII в., он упоминается в т. ч. в Житии прп. Стефана Савваита Старшего († 794) (ActaSS. Iul. T. 3. P. 540). В «Хожении» рус. игум. Даниила (нач. XII в.) говорится, что К. был обнесен стенами и в нем подвизалось 20 монахов. Игум. Даниил также упоминает о предании, согласно к-рому здесь отдыхало Св. Семейство по пути в Египет, и о чудотворной иконе Божией Матери, на которую снисходил Св. Дух («Хожение» игум. Даниила. 2007. С. 54-55). В 1185 г. Иоанн Фока описал К. как укрепленный башнями, сооруженными из больших квадратных блоков тесаного камня. К большому собору примыкал маленький круглый храм, воздвигнутый, по преданию, в апостольские времена, где находилась написанная ап. Лукой икона Божией Матери (похожая на к-польскую «Одигитрию»), от к-рой исходило необычное благоухание ( Иоанна Фоки Сказание. 1889. С. 50, 52). В наст. время эта икона хранится в ц. равноапостольных Константина и Елены в Греческой Иерусалимской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/1319919.html

Днесь душа от тела разлучается, проставляемая к миру вечному: идет в путь она, коим не шествовала; идет к Судии нелицеприятному, где предстоят чины Ангелов страшно, братие мои, оное судище, на котором вси предстанем наги: одни убо увенчаваемые, а другие посрамляемые. Итак возопием к Безсмертному Царю: когда будешь испытывать сокровенные дела человеков, тогда пощади раба Твоего, которого приял еси, Господи человеколюбче!» 205 Так певец высокой радости спасения нашего, и тяжкой скорби об умерших дал тот святой характер, какой должна иметь у христиан сия скорбь. Надгробные песни его, проникнутая живым упованием на человеколюбие Христово, утешают нас в сетованиях по усопшем собрате нашем, а разительными изображениями смерти, обличающей суету всего земного и суда посмертного побуждают плакать и сокрушаться о нашей напрасной суетливости. И, потрясенная ими во всей глубине своей, душа припадает с теплою сердечною молитвою к Безсмертному Царю Христу Богу, да упокоить преставившегося во царствии Своем небесном, где святые все упокояются. Все прочие песнопения св. Иоанна Дамаскина носят на себе тот же характер, какой имеют и разсмотренные нами: сила чувства и возвышенность мысли, светлые образы и витийственное слово составляют их неотъемлемое качество. Св. песнотворец сей, наравне с св. Космою, по преимуществу пред прочими усвоил духу своему высокие животворящие речи божественных певцов – Пророков и усладительные слова святых богомудрых Отцов Церкви, вселенских учителей; потому и сам явился богоглаголивым певцом, богословом и божественным учителем Церкви православной, как именует его сама она 206 . Кроме свв. Космы и Иоанна в восьмом веке церковными песнотворцами были: святой Стефан Савваит, творец канонов, которому принадлежат каноны: на Обрезание Господне, мученику Кириаку 207 и др.; Феофан Исповедник , сочинивший каноны на некоторые церковные празднества 208 , и Феодосий, епископ сиракузский, коему принадлежат некоторые песнопения, находящиеся в Постной Триоди 209 . Между тем еще при жизни всех означенных певцов Промысл Божий готовил следующему веку новых песнотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010