8. Явление иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марин во граде Казани . Воспоминание знамения, явльшагося от иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Благовещения, во граде Устюзе Великом. Святаго великомученика Прокопия. Святаго Прокопия. Христа ради юродиваго, Устюжскаго чудотворца. 9 . Святаго священномученика Панкратия, епископа Тавроменийскаго. 10. Положение честныя Ризы Господа нашего Иисуса Христа, яже есть хитон, во граде Москве . Празднование Пресвятей Богородице ради чудотворныя иконы Ея в Коневстей обители. Святых четыредесяти пяти мученик, иже в Никополе Арменстем. Преподобнаго Антония Печерскаго, Киевскаго. 11 . Святыя мученицы Евфимии всехвальныя. Преставление святыя равноапостольныя Ольги, великия княгини Российския, во святом крещении нареченыя Елены . 12 . Святых мученик Прокла и Илария. Преподобнаго Михаила Малеина. Святых мученик Феодора варяга и сына его Иоанна. Преподобнаго Симона Воломскаго. Преподобнаго Арсения Новгородскаго. 13. Собор святаго Архангела Гавриила . Преподобнаго Стефана Савваита. 14 . Святаго апостола Акилы. Преподобнаго Стефана Махрищскаго. 15 . Святых мученик Кирика и Иулитты, матере его. Святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, во святом крещении нареченнаго Василия . 16 . Святаго священномученика Афиногена и десяти ученик его. Памятъ святых отец шести Вселенских Соборов (празднование бывает в неделю). 17 . Святыя великомученицы Марины. 18 . Святаго мученика Иакинфа, иже во Амастриде. Святаго мученика Емилиана. Преподобнаго Иоанна, многотерпеливаго, затворника Печерскаго, иже в Киеве. 19 . Преподобныя Макрины, сестры Великаго Василия. Преподобнаго Дия. Обретение честных мощей преподобнаго Серафима, Саровскаго чудотворца . 20. Святаго пророка Илии. 21 . Преподобных Симеона, Христа ради юродиваго, и Иоанна, спостника его. Святаго пророка Иезекииля. Преподобнаго Онуфрия молчаливаго, Печерскаго. 22. Святыя мироносицы равноапостольныя Марии Магдалины . Пренесение честных мощей святаго священномучсника Фоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Т.е. добрых наклонностей — по изъяснению Илии Критского. Т.е. авве Мартирию, как видно из последующего за сим сказания неизвестного синайского монаха. Синхрон — инок Синайской обители, современник Иоанна Лествичника, он оставил после себя «Сказания о святых мужах синайских». Присутствовавший при обряде пострижения. Святой Анастасий — игумен Синайской горы (после Иоанна Лествичника), оставил после себя много сочинений, между прочим и «Жития некоторых синайских отцов»; память св. Анастасия празднуется 20 апреля. Сей преподобный Иоанн, пробыв 10 лет епископом, тайно от всех поступил в обитель св. Саввы Освященного послушником (оттуда и его название «Савваит»). Он жил в царствование Анастасия в VI веке. Память его празднуется 30 марта, также 3 и 7 декабря. От начала иночества своего. Веселиил — сын Урии, сына Ора, из рода и потомства Иуды, — художник во дни Моисея, исполненный Духа Божия, мудрости, разумения, ведения и всякого искусства (Исх.31:1–5; 30:30–35). Ему вместе с Аголиавом, из колена Данова, поручено было, по повелению Бога, устроение скинии со всеми ее принадлежностями (Исх.31:2; 35:30). Таким образом, как ветхозаветный Веселиил искусно устроил скинию, так «сей новый Веселиил», т.е. преп. Иоанн Лествичник, искусно устроил свою душевную скинию. Эти святые слезы производили в душе Иоанна чудные последствия, как это видно из его собственных слов, в одном месте своей «Лествицы» он говорит: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты наружние и внутренние». Память св. пророка Моисея празднуется 4 сентября. Т. е. Моисею не дано было Господом войти в «землю обетованную», пред смертью своей он только посмотрел на нее с горы Нево (Втор.34:4–5). Которого он поставил игуменом Синайской обители еще при жизни своей, сам возлюбив безмолвие. Преподобный Иоанн преставился 80 лет от рождения своего в конце VI или начале VII столетия. Слово Лествица в переводе на русский язык значит лестница. Цель написания «Лествицы» — научить, что достижение спасения требует со стороны человека труда, самоотвержения и усиленных подвигов. Лествица заключает в себе тридцать степеней или подвигов: во-первых, очищения греховной нечистоты, искоренения пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. К ним присоединяется еще несколько степеней приготовительных или начальных подвигов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

18 Этим термином уже в эпоху Юстиниана обозначался «военный отряд, состоявший при особе императора, как его личная охрана. Командир экскувитов, называющийся «comes excubitorum», являлся ближайшим военным человеком при особе государя и сопровождал его на всех выходах в непосредственной близости к его особе». ( Кулаковский Ю. А. История Византии. Т. II. 518–602 годы. СПб., 1996. С. 244)». 19 Ср. одно повествование блж. Иоанна Мосха : «В Клисме (крепость около Суэца. – А. С.) язычник сарацин рассказывал тамошним жителям, а также нам: “Однажды я отправился на охоту, на гору аввы Антония. Подхожу к горе и вижу сидящего инока. В руках у него была книга, которую он читал. Иду прямо к нему, чтобы ограбить его, а может быть, и убить. Но когда я приблизился к нему, он простер ко мне свою правую руку и сказал: «Стой!» И я простоял двое суток, будучи не в состоянии двинуться с места. «Ради Бога, Которого ты чтишь, отпусти меня», – стал я просить. «Ступай с миром!» – сказал инок. И я получил возможность уйти с того места, на котором стоял”». (Блж. Иоанн Мосх . Луг духовный. 133//Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха . С. 160 –161). 20 Ср.: «Авва Иоанн Савваит (у преп. Анастасия “Савваит” пишется с одним “в». – А. С.) подвизался в двух местах: в пустыне Гудде и в пустыне Арселайской. Он имел у себя двух учеников, из коих известны: Стефан, подвизающийся вместе с преподобным в Гуддийской пустыне, и Иоанн Римлянин , живший с ним в Арселайе. На Синайскую гору прибыл он из монастыря св. Саввы Освященного (в Палестине), где у сего знаменитого мужа научился иноческим подвигам и добродетелям, отчего и прозван Савваитом» (Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и ее окрестностях. М., 1994. С. 112). 21 Как вполне справедливо полагает Д. Читти, речь идет о преп. Иоанне Лествичнике . См.: Читти Д. Град пустыня. С. 277 –278. В «Луге духовном» имеется аналогичное повествование, хотя касающееся других лиц. Здесь говорится: «Авва Григорий, бывший настоятелем Лавры Фаранской, много докучал мне просьбами, чтобы я привел его к старцу. Однажды я решил исполнить его просьбу. Старец в то время находился в окрестностях Мертвого моря. Увидев авву Григория, старец любовно облобызал его и, принеся воды, омыл ему ноги. Весь тот день он беседовал с гостем о пользе душевной, а на другой день отпустил его. По уходе аввы Григория я говорю старцу: “Знаешь ли, отче, я очень смутился. Сколько епископов, пресвитеров и многих других я приводил к тебе, и ты никогда никому не омывал ног, кроме одного аввы Григория”. – “Чадо! Кто такой авва Григорий, я не знаю, – отвечал старец. – Знаю только то, что я принимал в своей пещере патриарха. Я видел на нем омофор, а в руках Святое Евангелие”. Так и случилось. Спустя шесть лет Бог удостоил авву Григория сделаться патриархом в Феополе (Антиохии. – А. С.), как предвидел старец» (Блж. Иоанн Мосх . Луг духовный. 139//Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха . С. 166–167).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Превосходным свидетелем премудрости сего премудрого и подаваемого им спасения был новый оный Давид . Свидетелем того же был и добрый Иоанн, преподобный наш пастырь (раифский игумен). Он и убедил сего нового боговидца усильными своими просьбами для пользы братий сойти помышлением с горы Синайской и показать нам свои богописанные скрижали, в которых наружно содержится руководство деятельное, а внутренно – созерцательное . Таким описанием покусился я в немногих словах заключить многое, ибо краткость слова имеет красоту и в искусстве витийства (а) . О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лествичнике (Повествует один монах синайский, который был, как и Даниил Раифский, современником преподобному Иоанну.) Некогда авва Мартирий пришел с аввой Иоанном к Анастасию Великому; и сей, взглянув на них, говорит авве Мартирию: «Скажи, авва Мартирий, откуда этот отрок и кто постриг его?» Тот отвечал: «Он раб твой, отче, и я постриг его». Анастасий говорит ему: «О, авва Мартирий, кто бы подумал, что ты постриг игумена синайского?» И святой муж не погрешил: по прошествии сорока лет Иоанн сделан был нашим игуменом. В другое время авва Мартирий, также взяв с собой Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту, пребывавшему тогда в пустыне Гуддийской. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги авве Иоанну и облобызал его руку; авве же Мартирию ног не умывал и потом, когда ученик его Стефан спросил, почему он так поступил, отвечал ему: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена синайского и умыл ноги игумену». В день пострижения аввы Иоанна (а он постригся на двадцатом году своей жизни) авва Стратигий предсказал о нем, что он будет некогда великой звездой. В тот самый день, когда поставили Иоанна нашим игуменом и когда сошлось к нам около шестисот посетителей и все они сидели, вкушая пищу, Иоанн видел мужа с короткими волосами, одетого по-иудейски в плащаницу, который, как некий распорядитель, ходил повсюду и раздавал приказания поварам, экономам, келарям и прочим служителям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лестви...     (Повествует один монах Синайский, который был, как и Даниил Раифский, современником преподобному Иоанну)    Некогда авва Мартирий пришел с аввою Иоанном к Анастасию великому; и сей взглянув на них, говорит авве Мартирию: «Скажи, авва Мартирий, откуда этот отрок, и кто постриг его?» Тот отвечал: «Он раб твой, отче, и я постриг его». Анастасий говорит ему: «О, авва Мартирий, кто бы подумал, что ты постриг игумена Синайского?» И святой муж не погрешил: по прошествии сорока лет, Иоанн сделан был нашим игуменом.    В другое время авва Мартирий, также взяв с собою Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту, пребывавшему тогда в пустыне Гуддийской. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги авве Иоанну и облобызал его руку; авве же Мартирию ног не умывал, и потом, когда ученик его Стефан спросил, почему он так поступил, отвечал ему: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену».    В день пострижения аввы Иоанна (а он постригся на двадцатом году своей жизни), авва Стратигий предсказал о нем, что он будет некогда великою звездою.    В тот самый день, когда поставили Иоанна нашим игуменом, и когда сошлось к нам около шести сот посетителей и все они сидели, вкушая пищу, Иоанн видел мужа с короткими волосами, одетого по-иудейски в плащаницу, который как некий распорядитель, ходил повсюду и раздавал приказания поварам, экономам, келарям и прочим служителям. Когда те люди разошлись и служители сели за трапезу, искали сего повсюду ходившего и раздававшего приказания, но нигде не нашли. Тогда раб Божий, преподобный отец наш Иоанн, говорит нам: «Оставьте его; господин Моисей ничего не сделал странного, послужив в своем месте».    Некогда в Палестинских странах было бездождие; авва Иоанн, по прошению тамошних жителей, помолился, и сошел обильный дождь. И нет ничего тут невероятного; ибо «волю боящихся Его сотворит Господь и молитву их услышит» (Пс.144:19).    Надобно знать, что Иоанн Лествичник имел родного брата, чудного авву Георгия, которого он еще при жизни своей поставил в Синае игуменом, сам любя безмолвие, которое и сначала уневестил себе сей премудрый. Когда же Моисей этот, преподобный игумен наш Иоанн, отходил ко Господу, тогда авва Георгий, брат его, стоял перед ним и говорил со слезами: «Итак, ты оставляешь меня и отходишь; я молился, чтобы ты проводил меня: ибо я не возмогу без тебя, господине мой, руководить сию дружину; но теперь мне должно проводить тебя». Авва Иоанн сказал ему на это: «Не скорби и не заботься: если буду иметь дерзновение ко Господу, то не оставлю тебя провести здесь и один год после меня». Что и сбылось; ибо в десятый месяц потом отошел и сей ко Господу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3269...

12. Муч: Прокла и Илария, и Преп. Михаила Малеина. Мчц. Голиндухы, нареч. Марии. Муч. Феодора Варяга, и сына его Иоанна. 13 Соборт. св. архангела Гавриила Апостол. Евангелие. Св. Иулиаиа, еп. Кеноманийского. – Пр. Стефана Савваитта. 14 Ап. Акилы. Преп. Еллия мон. Мч. Иуста Римлянина. Муч. Кирика и Иулиты. (Празнуется вместо 15-го числ.) Апостол. Евангелие. х 15+ Св. равноап., вел. кн. Владимира. Апостол. Евангелие. (Парем. см. 21 Мая.) 16 С.мч. Афиногена еп., и 10 уч. его. Мч. Павла, и сестры его Алевтииы и Хионии. Мч. Антиоха врача. Мчц. Иулии девицы. 17 В.мчц. Марины. Ап. и Ев. см. 25 Июня. Перенес. мощей преп. Лазаря. 18. Муч. Иакинфа и Емилиана. Пр. Памвы. Пр. Иоанна многостр. 19 Преп. Макрины, сестры св. Василия вел. – Проп. Дия. 20+ Св. славн. пророка Илии. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) На лит. тоже Преп. Аврамия Галицкого. 21. Преп. Симеона, Христа ради юрод. и Иоанна, спостника его. Прор. Иезекииля. х 22+ Св. мироносицы и равноапостольной Марии Магдалины. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) – Пренес. мощей С.мч. Фоки. 23. Муч. Трофима, Феофила и проч. С.мч. Аполлинария, еп. Равенск. 24 B. мчц. Христины. Сл. см. 25 июня. –+ Муч., благов. кн. Бориса и Глеба, во св. крещ. Романа и Давида. Апостол. Евангелие. (Парем. общие Мучен.) Пр. Поликарпа, архим. Печерск. 25 Успение св. Анны, матери пресвятой Богородицы. Апостол. Евангелие. –. Св. жен Олимпиады и Евпраксии. – Пр. Макария Желговодского, Унженск. чудотв. Сл. Препод. 26. C. мч. Ермолая, пресв. – Пр. Моисея Угрина. Пр. мчц. Параскевы. 27 В. мч. и целит. Пантелеимона. Апостол. Евангелие. Св. блаж. Николая, Новгор. чуд. Сл. Христа ради юродивого. Преп. Анфисы. 28 Апост. и диак. Прохора, Никанора, Тимона и Пармена. Мч. Иулиана. –+ Явление иконы Смолнской, пресв. Богородицы, нариц. Одигитрии (Сл. Богород. общ.) 29. Мч. Каллиника. Мучц. Феодотии, и Серафимы дев. 30. Апост. Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника Мч. Иоанна воина. С. мч. Валентина, еп. и учен. его, Прокула и др. С.мч. Полихрония, еп. Вавил.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Этот перечень агиографических произведений VI века, указывает, помимо выдающейся роли столицы в религиозной жизни и сосредоточия восточного благочестия в Палестине, также и на первое выступление в агиологии Балканского полуострова, с его житием преп. Давида Солунского. В VII столетии агиография переживает эпоху упадка. Утрата Сирии, Палестины и Египта, тяжёлое смутное время в столице, славянские погромы на Балканском полуострове – всё как будто ослабляют византийскую религиозность. В обществе, занятом внешними опасностями и внутренними бедствиями, как бы умирает прежний интерес к религиозной жизни, искание и интерес к подвигу, влечение к аскезе и монашеству, прославление выдающихся подвижников. Трулльский собор отмечает глубокое нравственное и религиозное падение империи и возврат к язычеству, ещё уцелевшему в жизни и обычаях народных масс. Самый грядущий рационализм иконоборчества в значительной степени объясняется этим падением высокой религиозности, которая ознаменовывалась в предшествующие столетия своими полумистическими влечениями, своим тяготением к монастырю, своей жаждой самоотречения, своим прославлением лиц, воплотивших идеалы умерщвления плоти и любви к ближнему. Седьмой век, точнее даже одна только первая половина его, представлен в агиографии лишь житиями препп. Максима Исповедника , Алипия Столпника, Анастасия Перса, Георгия Хозевита, Иоанна Лествичника и Иоанна Милостивого, константинопольскими чудесами вмч. Артемия, солунскими чудесами вмч. Димитрия, и константинопольской легендой о чуде Богородицы при осаде Константинополя аварами. К VIII веку относятся жития патриархов Германа и Павла, константинопольское собрание чудес муч. Фанурия и Ферапонта Кипрского, критское житие преп. Андрея, афонская легенда о преп. Петре, черноморские жития препп. Стефана Сурожского, Георгия Амастридского и Иоанна Готфийского, пафлагонское житие преп. Филарета Милостивого, сирийские жития препп. Иоанна Дамаскина , Стефана Савваита и Космы Майумского, мученичества 60 мучч. иерусалимских, Илии Нового, Вакха и монахов Савваитов. Наконец, жития исповедников, претерпевших гонения за иконы: мучч. константинопольских, муч. Феодосии, Андрея ν Κρσει, Стефана Нового и Павла Кайумского. Из этого перечня явствует, что в VIII веке византийская религиозность и почитание святых переживают новый подъём. Завоевание Святой Земли безбожными агарянами, гонения на христиан от калифов, а ещё более, иконоборческое гонение на православных внутри империи, пробудили давно забытую жажду мученичества и массовое прославление исповедников, стяжавших мученические венцы. Этим объясняется, как самый значительный прирост агиографии в VIII и последующем столетиях, так и одностороннее конфессиональное содержание большинства исповеднических житий, делающее их менее интересными, чем следовало бы ожидать, не только в бытовом, но даже и в церковно-историческом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Зачем мне нужна «Лествица», если она написана для монахов 6 мин., 14.04.2024 Поделиться Из шести воскресений Великого поста три посвящены памяти святых. Второе воскресенье — святителю Григорию Паламе, четвертое — преподобному Иоанну Лествичнику, пятое — преподобной Марии Египетской. О паламистском богословии и его практическом значении для людей, живущих духовной жизнью и радеющих о спасении души, мы уже говорили ранее. На очереди преподобный Иоанн Лествичник. Его появление в ряду подвижников, на которых Церковь обращает наше внимание Великим постом, не случайно. Как и Григорий Палама, преподобный Иоанн был не только человеком святой жизни и выдающимся подвижником своего времени, но и духовным писателем, мыслителем. Он известен как автор, наверное, одного из самых любимых в Православии аскетических произведений — «Лествицы», или, в переводе на русский язык, «Лестницы». О жизни преподобного Иоанна известно не слишком много. Он родился в VI веке в Константинополе. Предположительно его родителями были Ксенофонт и Мария, также прославленные позже в лике святых. Иоанн получил хорошее образование и в 16 лет ушел в монастырь на Синае, где вскоре принял монашеский постриг. После смерти аввы Мартирия, у которого Иоанн после принятия иночества 19 лет находился в послушании, он стал отшельником и провел в уединении около 40 лет. За это время слава о нем как о старце святой жизни и большого духовного опыта разнеслась по окрестным обителям. Множество людей обращалось к нему за советом и поучением. В возрасте 75 лет Иоанна против его воли избрали игуменом Синайской обители. На этом посту преподобный пробыл четыре года. Почувствовав приближение смерти, он вновь удалился в уединение, где через год мирно отошел в вечность. Находясь во главе монастыря, Иоанн по просьбе игумена располагавшейся в 30 километрах от Синая Раифской обители, которого тоже звали Иоанн, и написал свою знаменитую «Лествицу». Этот без преувеличения эпохальный труд в течение многих столетий был предметом аскетических и богословских размышлений, разбирался на цитаты, служил практическим руководством для целых поколений монахов и мирян. Особым вниманием «Лествица» пользовалась в исихастской традиции. Тот же Григорий Палама неоднократно упоминает Иоанна Лествичника и охотно цитирует его в своих знаменитых «Триадах в защиту священнобезмолвствующих». Влияние сочинения преподобного Иоанна испытали на себе не только «профессионалы» духовной жизни — богословы, монахи, священнослужители, но и люди вполне светские, среди которых знаменитые представители золотого века русской литературы. «Лествица» была буквально настольной книгой Н. В. Гоголя. Есть версия, что в качестве прототипа для Акакия Акакиевича из «Шинели» Николай Василевич использовал Акакия Савваита из 4-й главы «Лествицы». Ею же вдохновлялся Ф. М. Достоевский, которому ее подарил преподобный Амвросий Оптинский во время посещения писателем Оптиной пустыни.

http://foma.ru/zachem-mne-nuzhna-lestvic...

По смерти старца святой Иоанн удалился в Синайскую пустынь Фола и здесь в великих подвигах, в непрестанной молитве подвизался сорок лет в глубоком сокрушении сердца и плаче. Местом его подвигов была тесная пещера, которую называли слезоточной. Сюда преподобный удалился из общежития для того, чтобы иноки не слышали его рыданий, а рыдания его и вопли были очень сильны. Пост, молитва, слезы, безмолвие, писание книг - вот в чем состояла подвижническая жизнь святого Иоанна. Каждую субботу и воскресенье он приходил в обитель для молитвы за богослужением, приобщения Святых Таин и беседы с отцами. После сорокалетнего жития в подвигах преподобного Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Избрание это было предуказано свыше уже давно. Когда старец Мартирий пришел однажды со своим учеником Иоанном, тогда еще юношей, к Анастасию Великому, то услышал от аввы Анастасия вопрос: " Откуда этот отрок и кто постриг его? " Мартирий отвечал: " Он раб твой, отче, и я постриг его " . Тогда сказал Анастасий: " Кто бы мог подумать, что ты постриг игумена синайского? " В другой раз авва Мартирий с Иоанном отправились к великому Иоанну Савваиту. Последний встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и поцеловал его руку. Когда ученик Савваита Стефан спросил своего старца, почему он так сделал, тот ответил: " Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена синайского и умыл ноги игумену " . Жизнь самого преподобного Иоанна была поистине лествицей. Преподобный на опыте знал подлинную духовную жизнь и потому по просьбе раифского игумена Иоанна написал " Лествицу " . Не правда ли, братия и сестры, что творение, в коем содержатся такие редкие духовные опыты и такие превосходные душеспасительные советы, стоит того, чтобы обратить на него внимание и прочесть его, хотя из любознательности, в сии дни поста и покаяния? Кто может сделать это и не сделает, тот накажет сам себя, ибо лишит душу свою пищи самой здоровой и сладкой. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться

http://ruskline.ru/analitika/2018/03/17/...

Преподобный Иоанн Лествичник      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 14:15 мин. Размер 13.7 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня, в Неделю 4-ю Великого поста, мы совершаем память преподобного Иоанна Лествичника, великого подвижника, жившего за полтора тысячелетия до наших дней. Он был игуменом издревле славного монастыря на Синайской горе, там, где Бог говорил со Своим пророком Моисеем. Встав на путь монашества в юности, преподобный Иоанн был игуменом этого монастыря всего четыре года, будучи поставлен после 40 лет отшельнического подвига на управление обителью уже убеленным сединами 75-летним старцем. Как начало подвижнического пути преподобного, так и его поставление в игумены Синайской горы сопровождалось по действию Божией благодати чудесными событиями. Славный в то время духовный наставник авва Мартирий, взяв с собою еще юного Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту, пребывавшему тогда в пустыне Гуддийской. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку; авве же Мартирию ног не умывал; и потом, когда ученик его Стефан спросил, почему он так поступил, отвечал ему: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». А в тот самый день, когда поставили авву Иоанна игуменом, сам Боговидец пророк Моисей служил ему. Тогда сошлось около шести сот посетителей, и все они сидели, вкушая пищу; и Иоанн увидел мужа с короткими волосами, одетого по-иудейски в плащаницу, который, как некий распорядитель, ходил повсюду и раздавал приказания поварам, экономам, келарям и прочим служителям. Когда посетители разошлись и служители сели за трапезу, искали повсюду сего ходившего и раздававшего приказания, но нигде не нашли. Тогда раб Божий преподобный авва Иоанн сказал: «Оставьте его; господин Моисей ничего не сделал странного, послужив в своем месте». Одним из плодов ученых занятий преподобного Иоанна Лествичника стала знаменитая книга о лествице добродетелей, где он раскрыл 30 ступеней восхождения по лестнице духовного совершенства.

http://pravoslavie.ru/111563.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010