Об основании Христовой Церкви в Фессалониках повествуется в 17 главе кн. Деяний. Церковь эта основана святым Апостолом Павлом во время его второго проповеднического путешествия. Огласивши евангельской проповедью Филиппы, Апостол Павел, вместе со своими спутниками Силою и Тимофеем, прошел через Амфиполь и Аполлонию и прибыл в Фессалоники. Впрочем, Тимофей, вероятно, некоторое время оставался еще в Филиппах для утверждения новообращенных христиан, и присоединился к Апостолу Павлу несколько позже в Верии. По своему обыкновению, Апостол Павел начал свою проповедь в синагоге. Исходя из ветхозаветных пророческих писаний, он начертал перед слушателями образ Мессии, Которому " надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых " (Деян. 17:3 [ 2 ]). Проповедь его имела большой успех, так как по словам Дееписателя, " уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало " (17:4). Но, конечно, Апостол проповедывал не только в синагоге, а и повсюду на улицах и площадях, что видно из послания к Фессалоникийцам, где он припоминает свой труд проповеди у них (1 Фес. 2:9-12 [ 3 ]). Однако, были и неуверовавшие, которые возбудили возмущение в народе против Павла и Силы. Можно предполагать, что большинство уверовавших были именно прозелиты, а из природных Иудеев уверовали лишь немногие. Остальные же раздражались на Апостолов за успех их проповеди и возбудили против них негодных людей среди языческой толпы, которые, " приступив к дому Иасона (которого святой Павел называет своим родственником — см. Рим. 16:21 [ 4 ]), домогались вывесть их (то-есть Павла и Силу) к народу. He нашедши же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений Кесаря, почитая другого царем, Иисуса " (Деян. 17:5-7). Обычный способ борьбы иудеев с про поведниками Христова учения! Клевета эта сначала смутила и градоначальников, но потом они, взглянув на приведенных и, " получив удостоверение (о личности их) от Иасона и прочих " , поняли клевету и отпустили их (Деян. 17:9). Несмотря на благоприятный исход дела, братия сочли за лучшее отправить Павла и Силу в Верию — маленький городок на юг от Фессалоник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Для того, чтобы выдавить из себя несколько слов, вам вовсе не нужно упражнять свой разум, и нет никакой необходимости думать над тем, что вы читаете!.. Нам лучше закрыть свой разум!… Вам не нужно придумывать предложения и составлять молитву. Просто молитвенно читайте Слово. Молитесь теми словами Библии, какие вы читаете. В конце концов, вы увидите, что вся Библия – это молитвенник! Вы можете открыть любую страницу Библии и начать молиться любой частью Слова... Нет нужды объяснять или толковать Слово! Просто молитесь Словом. Забудьте о чтении, исследовании, понимании и изучении Слова. Вы должны молитвенно читать Слово " 29. Библия полностью осуждает подобное отношение. В Евангелии от Матфея 6:7 «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». 2 Послание Тимофею всех христиан: «Старайтесь представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины». В Деяниях о прилежном изучении Слова жителями Верии: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». К сожалению, члены Поместной Церкви поступают так, будто опыт является критерием истины и способом обретения прочных знаний. Рассуждения, логика и интеллект не имеют ничего общего со знанием; если какой-то логический довод противоречит личному опыту членов Поместной Церкви, этот довод отвергается. Структуре и организации Поместной Церкви присущи некоторые черты культа. Однако, опять же, следует повторить, что многие члены Поместной Церкви – обычные христиане, которых увели из истинно христианских церквей и завлекли в ложную систему Поместной Церкви. Давайте теперь рассмотрим учения Поместной Церкви, которые также попадают под определение культовых. Учение Поместная Церковь извратила некоторые основополагающие учения христианства. Претендуя на принадлежность к библейскому христианству, Поместная Церковь , в то же время, неправильно толкует библейское учение о Троице, природе Иисуса Христа и человека, неправильно понимает библейский путь спасения и учение о Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pomest...

И неправильно некоторые думают о Боге, что Он как бы сидит в засаде, подсматривает за нами и, если мы что-то не так сделаем, сразу будет нам мстить. Бог никогда не мстит. Святые Отцы говорят, что нельзя даже допускать такой мысли, что Бог мстит. Даже когда Бог наказывает человека, Он это делает всегда из любви к нему, чтобы исправить человека. Исаак Сирин пишет, что в аду Бог будет наказывать людей и это будет бичевание любви. Я вот не могу понять этих слов и вместить в свое сердце, но Исаак Сирин так писал, это был великий подвижник. Будет бичевание любви. И он пишет: «Господь не оставит своей любовью даже находящихся в преисподней». А что удивляться? Мы знаем, что Господь, прежде чем воскреснуть из мертвых, Он сходил во ад, в глубины ада, ад облистал сиянием Божества и проповедовал там слово Божие. И ад опустел. Как мы поем на Пасху? Вспомните пасхальные гимны: «сошел в преисподнии земли и разрушил…». Что Он разрушил? Он разрушил эти верии, эти цепи древние, которыми были скованы грешники, находящиеся в аду. Итак, великое поклонение начинается Господу за то, что Он дарует спасение многим и многим. И далее сказано: «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин» ( Откр.7:13–14 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Явившийся побуждает блаженного своими вопросами к исследованию виденного, но он, сознавая благоразумно свое неведение, получает наставление от явившегося». Откр.7:14 . «И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби». Видите, как люди спасаются? От великой скорби. А мы думаем: «Почему Бог нас забыл? У нас одни скорби». А это – дорога в Рай. Христос учит: «претерпевший же до конца спасется». ( Мф.10:22 ). Откр.7:14 . «И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» . Это значит, что они крещены. Это значит, что они причащались Тела и Крови Иисуса Христа. Это значит, что они верили в силу Крови Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

10. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. 11. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. 12. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало. 13. Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие: то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ. 14. Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю, а Сила и Тимоей остались там. Немедленно ночью отправили: вероятно, не потому, чтобы начальники потребовали этого, как удостоверения или обеспечения (дееписатель прямо сказал бы о сем), а из опасения нового возмущения буйной толпы, готовой произвести насилие по всякому подстрекательству со стороны врагов нового учения. – В Верию: город к юго-западу от Фессалоники, в третьей части Македонии, главным городом которой была Пелла. Верия лежала на самой южной границе Македонии. – Пошли в синагогу: как и всюду, по обычаю Павла (ст. 2). – Благомысленнее: точнее – благороднее, не по происхождению, конечно, а по направлению и настроению духа, более благородного характера и настроения, чем иудеи фессалоникийские. Это обнаружилось в том, что они приняли слово, т.е. евангельскую проповедь из уст Павла и Силы, со всем усердием, приняли к сердцу и серьезно, и ежедневно, вероятно, в частных, а не синагогальных, которые бывали и по субботам только, собраниях, разбирая (ср. Ин.5:39 ) Писания с целью исследовать, точно ли это так, точно ли истинно то, что проповедовали Павел и Сила. Следствием такого отношения к проповеди апостолов было то, что уверовали многие из иудеев (не некоторые только, как в Фессалонике, ст. 4) и из Еллинских почетных по общественному положению и состоянию женщин и мужчин немало. Под этими женщинами и мужчинами разумеются как прозелиты и прозелитки, которые слушали проповедь Евангелия в синагогах, куда они имели доступ, так и настоящие язычники, которые слушали проповедь в частных домашних собраниях (ср. прим. к Деян.11:20 ; то же и в Фессалонике, ст. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но и в Листре, где так язычески-радушно приняли проповедников, враги-иудеи не оставили их в покое: они пришли из Антиохии и Иконии и, когда Апостолы смело проповедовали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут, и, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим 108 . Когда свв. проповедники, заканчивая свое путешествие, обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, то под влиянием тяжести всех перенесенных ими во время путешествия скорбей от иудеев, а также и в виду преследования иудеями после Апостолов и самих христиан, не преминули поучать своих обращенцев, что многими скорбями надлежит войти в царствие Божие 109 . Во время второго путешествия св. Павла, когда он прибыл в Филиппы, то, схваченный вместе со своим спутником Силой господами исцеленной им служанки-прорицательницы, был повлечен на площадь к начальникам; обвиненные в том, что они, будучи иудеями, возмущают город и проповедают обычаи, которых римлянам не следует ни принимать, ни исполнять, они навлекли на себя негодование толпы (κα συνεπστη χλος κατ ατν). Св. Дееписатель, правда, не упоминает о том, чтобы в числе восставших были именно иудеи, но в этом едва ли можно сомневаться: такое скорое применение к обвиняемым наказания даже без расследования о законности его применения к ним, показывает, что обвинение было единодушно поддержано всеми, и иудеями 110 ; обвиненные претерпели много ударов и темничное заключение 111 . Пришедши в Фессалонику, св. Павел подвергся ненависти неуверовавших иудеев, которые, взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона (где находились проповедники), домогались вывести их к народу. От дальнейших бедствий спасла проповедников лишь заботливость христиан, которые ночью отправили Павла и Силу в Верию 112 . Мирное и плодотворное проповедование в Вереи скоро нарушилось вторжением сюда фессалоникийских врагов, которые, узнав, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, пришли и туда, возбуждая и возмущая, народ 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Следствием такого добросовестного отношения было то, что «многие из них уверовали». Уверовали также многие из «еллинских почётных женщин и мужчин», то есть прозелитов и язычников. Однако фессалоникские иудеи, узнав, что Павел проповедует в Верии, тотчас же пришли сюда и здесь также возбудили чернь против апостолов. Тогда братия тотчас же отпустили Павла, против которого главным образом всегда направлялось возмущение, к морю для совершения морского путешествия, а Сила и Тимофей остались в Верии. «Сопровождающие Павла проводили его до Афин» – несомненно, что это путешествие до Афин Павел совершил морским путём, ибо так легче было избавиться от преследовавших его иудеев, а кроме того, если бы Павел шёл в Афины сухим путём, он не мог бы не останавливаться в попутных городах для проповеди, чего мы не видим. Тимофей, оставшийся в Филиппах (16:40), присоединился к апостолу или в Верии, или по пути, а теперь ему и Силе, оставшимся в Верии, Павел послал приказ скорее прийти к нему в Афины. Они пришли, однако, к Павлу только в Коринфе, вероятно потому, что он скоро оставил Афины и перешёл в Коринф. Впрочем, из 1Сол. 2:18; 3:2 видно, что Тимофей один приходил к Павлу в Афины, но послан был им обратно в Македонию, и именно в Фессалонику, а потом уже вместе с Силою, остававшимся в Верии, пришёл к апостолу в Коринф. Из этого места послания к Солунянам видно, что Павел предпринимал две попытки возвратиться ещё в Фессалоники, но, ввиду встретившихся препятствий, послал туда из Афин Тимофея. Св. апостол Павел в Афинах и речь его в ареопаге (стихи 15–34) В ожидании Силы и Тимофея в Афинах Павел возмутился духом, точнее возмущался дух его в нём при виде города сего, полного идолов. Афины были центром греческого чувственного культа, искусств и богатства, а потому и были полны храмами, алтарями и статуями их многочисленных божеств. Высокое развитие архитектуры и ваяния придавало всем этим постройкам и изображениям изящество и пленительность. Это всегда восхищает людей, которые ценят лишь внешнюю земную красоту и изящество.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Алтарь над ступенями, где проповедовал ап. Павел в Верии. Фото: Municipality of Veria Tourism Department Алтарь над ступенями, где проповедовал ап. Павел в Верии. Фото: Municipality of Veria Tourism Department В 1 Фес 2. 1-13 П. сообщает значительно больше информации о своих взаимоотношениях с фессалоникийскими христианами, чем в скупом отчете кн. Деяний. Но параллели тем не менее достаточно многочисленны. Во-первых, он пишет, что со своими спутниками он пришел в Фессалонику после Филипп, где они были «поруганы»: это полностью соответствует рассказу из кн. Деяний об их пребывании в Филиппах (Деян 16. 19-40). Во-вторых, упоминает об оппозиции, с которой они столкнулись в Фессалонике: выражение ν πολλ γνι, переведенное как «со многим подвигом», буквально означает «со многой борьбой» и может указывать на яростное противодействие местных иудеев, о к-ром говорится в тексте ап. Луки. Попутно П. отвергает различные обвинения, к-рые не отражены ап. Лукой, но к-рые вполне могли быть предъявлены П. иудеями, напр., что он пришел с нечистыми намерениями и лукавством, проповедовал из корыстных соображений или из тщеславных побуждений. Об оппозиции со стороны иудеев речь идет и в отрывке 1 Фес 2. 14-20. Фессалоникийские христиане, согласно этому тексту, много претерпели от иудеев. Так, ап. Лука описал случай с Иасоном (Деян 17. 5-9), хотя, очевидно, он был не единственным. П. очень резко говорит об иудеях, потому что фессалоникийская христианская община состояла из обращенных из язычества и испытывала, как и он, гонения со стороны иудеев. П. выражает сожаление в связи с тем, что был вынужден покинуть фессалоникийских христиан и не может к ним вернуться. Это соответствует информации из кн. Деяний о его изгнании оттуда по решению городских властей. Далее в тексте 1-го Послания к Фессалоникийцам есть и др. дополнительные параллели к повествованию в кн. Деяний. Так, П. сообщает о своем желании остаться в Афинах и об отправлении Тимофея в Фессалонику (1 Фес 3. 1-3). В кн. Деяний будет сказано о том, как после посещения Верии (Веррии) П. отправился в Афины, а Тимофей и Сила должны были присоединиться к нему позже (Деян 17. 14-15). К П. они придут «из Македонии», только когда он окажется в Коринфе (Деян 18. 5). Следов., в течение некоторого времени они оставались в Верии, находившейся недалеко от Фессалоники, и Тимофей вполне мог вновь посетить этот город и по возвращении к П. принести ему оттуда «добрую весть» (1 Фес 3. 6).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Павла к морю, требовали именно путешествия его морем, а не сухим путем. Цель отправления св. Павла христианами из Верии главнейше заключалась в том, чтобы скорее и незаметнее скрыть его от преследователей-иудеев. Удобнее всего, конечно, этого можно было достигать через быстрое безопасное препровождение Апостола в сравнительно отдаленное какое-либо место от Верии. По отношению к Афинам это возможно было только при посредстве морского пути, а никак не сухопутного. Афины от Верии по Антониевой дороге отстояли на 251 римскую милю, что равняется 50 географическим (Wieseler. Cit. ор., S.42). Но если Апостол сперва пошел как бы к морю, то он должен был бы значительно уклониться в сторону от прямой дороги в Афины, дойдя или до устья реки Haliakmon’a (Liv. XLII,53; Plin. IV,10) или до лежавшего близ моря города Dion’a (Herod. VII,22; Thucyd. IV); через это путь до Афин удлинялся; а для прохождения более, чем 50 геогр. миль, потребно по меньшей мере 10–15 дней. Между тем, если от ближайшей к Верии гавани плыть к Афинам морем, то при попутном ветре, плывя день и ночь, даже при небольших остановках во встречающихся по пути гаванях, можно свободно прибыть в Афины через трое суток; если плыть только днем, то через шесть (в сутки средним числом плавали в древности при хороших условиях навигации по 1000 стадий, т.е. по 25 геогр. миль. См. Forbiger, Handbuch d. Alten Geograph. Band. I. S.550. Cf. Wieseler. Cit. op. S.43). Что касается безопасности путешествия от преследования иудеев, то на сухопутной дороге, на всем протяжении, ее не было; между тем морское путешествие требовало осторожности пути только до гавани, а после снятия корабля с якоря было совершенно безопасно. Безопасность пути до гавани для Ап. Павла, повидимому, достигалась тем, что его внезапно (εθως ττε), тотчас же, как только появились преследователи в Верее, отправили оттуда в гавань; а оставшиеся в Верее Сила и Тимофей могли на первых порах, так сказать, замаскировать отсутствие самого Апостола. Имевшие на себе обет назорейства особенно чтились среди иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

17:1–9 Павел и Сила в Фессалонике. 1 Путешествуя по великой римской дороге, пересекающей эту область, – Егнатскому пути, – Павел и Сила прошли через несколько важных македонских городов и прибыли в столицу провинции, где, в отличие от Филипп, была Иудейская синагога. 2,3 По своему обыкновению, Павел пошел прежде всего в синагогу, несмотря на то что ранее в других общинах его из синагог изгоняли (см., напр.: 13:33–48). Лука утверждает, что Павел говорил с ними, а не просто «проповедовал им». Апостол разъяснял и доказывал иудеям, что, во–первых, Мессии (или «Христу» на греч.), согласно Писаниям, надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и, во–вторых, что Иисус из Назарета и есть Сей Христос. 4 Уверовали некоторые из иудеев, а также множество богобоязненных греков (см.: коммент. к 10:2) и немало знатных женщин. 5 Однако самые влиятельные из иудейской общины (неуверовавшие иудеи, в отличие от некоторых Иудеев в предыдущем стихе; см.: 13:43,45) возревновали к успеху миссионеров. Их план состоял в том, чтобы организовать уличные волнения при помощи негодных людей, специально подобранных для этой цели, и на этом основании обвинить христиан (в том числе Иасона, у которого остановились Павел и Сила) в возникновении общественных беспорядков. Такое знание противниками истории, которую они в своем представлении несколько извратили (6,7), по–видимому, объясняется их беседами с Павлом и Силой в синагоге. 9 Решение городских властей было не столь мягким, как это может показаться современному читателю. Получение удостоверения от Иасона и прочих означало, что у местных христиан потребовали поручительства в том, что Павел и Сила покинут город, иначе они понесут строгое наказание. Вероятно, именно об этом решении Павел говорит как о препятствии со стороны сатаны в 1Фес. 2:17,18 : «Мы же, братия, бывши разлучены с вами… тем с большим желанием старались увидеть лице ваше… но воспрепятствовал нам сатана». 17:10–15 Павел и Сила в Верии. Картина, описанная в 17:1–7, повторяется в Верии. Правда, здешние были благомысленнее Фессалоникских: не все они были согласны с Павлом и Силой, однако несогласные не возгорались завистью, но ежедневно разбирали Писания, точно ли это так сказанное Павлом. И посеянное Слово снова принесло много плода. 13 Однако фессалоникские противники пришли в Верию и, возбуждая и возмущая народ, вынудили местных христиан отпустить «главного возмутителя», Павла. Сила и Тимофей оставались в Верии еще некоторое время.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Григория Паламы не удалось установить в дошедших сочинениях Григория Акиндина ни одной из множества приведённых Паламой цитат из сочинений оппонента. По мнению П. К. Христу, это объясняется тем, что Палама пользовался лишь эксцерптами и конспектами сочинений Акиндина, сделанными учениками Паламы в Верии 719 . В. Д. Фанургакис предположил со своей стороны, что Палама цитирует четыре несохранившихся произведения Акиндина: «Гомилия к Собору», « Λιβλλος», «О благодати», «Об энергии в главах божественного Максима» 720 . Однако обе эти гипотезы не выдерживают критики. Как показал Х. Надаль Каньелас 721 , в письме К Иоанну Гавру свт. Григорий Палама дословно цитирует Большое опровержение Акиндина, поскольку Гавра был в прямой переписке с Акиндином и сразу распознал бы неподлинные тексты. К этому доводу испанского учёного мы можем добавить ещё три наблюдения. Во-первых, глагол συνχω во фразе Паламы: «Однако он разослал [своё] записанное учение в наше отсутствие от Фессалоник до Верии, откуда и посланы нам недавно [эти] нечестивые рукописи, собранные ( συσχεθντα) отличающимися разумностью и добродетелью тамошними [жителями]» 722 , – вряд ли предполагает какие-то эксцерпты из сочинений Акиндина. Во-вторых, набор, а иногда и сама последовательность цитат из некоторых святоотеческих сочинений у свт. Григория Паламы совпадает с аналогичными цитатами у Григория Акиндина 723 , чего не могло бы быть, если бы Палама не имел перед глазами подлинных сочинений Акиндина. В-третьих, против предположения П. К. Христу свидетельствует и следующая фраза свт. Григория Паламы 724 : «Кто, имеющий ум и это слышащий, просто возвещаемое и в обширных словах, хоть сколько-нибудь спокойно и с радостью стерпит и сможет не завопить изо всех сил против говорящих и пишущих такое?» – из которой следует непосредственное знакомство святителя с «обширными» сочинениями Акиндина. Что же касается гипотезы В. Д. Фанургакиса, то она едва ли может быть принята, ибо свт. Григорий Палама часто называет трактаты Акиндина по той центральной теме, рассмотрению которой они посвящены (напр.: «Об энергиях», «О благодати» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010