Что Церковь – не «единство внешней организации» – это неоспоримо, однако и внешняя организация имеет свое значение, и своим заявлением И. В. Попов и подписавшие обращение епископы ничего не достигли… Следственное дело И. В. Попова показывает, что он не раз проявлял именно политическую неосмотрительность; особенно губительным для него могло быть признание в личном знакомстве с И. А. Ильиным , известным органам ОГПУ в качестве яростного антисоветчика. Сразу после появления Декларации 1927 года Попов называл ее в письме к Михаилу Гребинскому «бесстыдной ложью», а митрополита Сергия – соучастником и пособником 1145 . Однако спустя несколько лет, в 1934-м, И. В. Попов , по его собственному признанию, отраженному в протоколе следственного дела, виделся в Москве с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием: «разговоры проходили о нашей прежней работе, учебе, весь разговор был воспоминанием из жизни академии, был и разговор относительно экспедиции на северный полюс» 1146 . Таким образом, нормальные отношения с патриаршим местоблюстителем у Попова восстановились, когда его «праведный гнев», вызванный Декларацией 1927 года, поостыл и политические реалии стали очевиднее… Слова, которыми И. В. Попов характеризовал св. Иоанна Златоуста , вполне могут быть отнесены и к нему самому: «он посвятил все свои силы и помыслы религиозно-нравственному обновлению христианского общества. Он был совестью мира, в котором жил и действовал» 1147 . Метафизика любви и богословие брака: С. В. Троицкий «Ни Церковь , ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям» 1148 . С. В. Троицкий Последний из могикан русского церковного права, Сергей Викторович Троицкий (1878–1972), имел весьма широкий круг научных интересов. Он писал по вопросам догматики, каноники, истории Западной и Восточной Церкви, религиозной философии. На протяжении всей своей долгой жизни он не только свято хранил верность Русской Православной Церкви, но и активно защищал ее позиции как публицист, ученый-правовед, адвокат. Практически все острые дискуссии по догматическим и церковно-общественным вопросам проходили при его участии. Но, пожалуй, самое удивительное заключается в том, что ему удалось сделать подлинным смысловым центром своих разнообразных изысканий глубоко обоснованную, хотя и не бесспорную, богословскую и метафизическую теорию брака.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

995 III, 141 [=I, 293]. Связь с эпохой совершенно своеобразную обнаруживают и такие картины, как, например, картины хижины под горою («И малый светильник в хижине увидит блуждающий странник, и пойдет на его свет, и найдет в хижине спасение от холодной ночи или зверя, и успокоится в безопасности, и обрадуется странноприимству» – IV, 277 [=II, 163]) или града на горе (II, 217 [=I. С. 266]). 1004 Но не Умиления. Ср. архим. Григорий. « Церковь св. Иоанна Воинственника в Москве» (Собр. для любителей дух. чтения. М., 1889. С. 15–16; также в «Русских Достопамятностях» Мартынова. Т. IV. М., 1883): «Умиление – манера западная, свойство иезуитов. Этого нельзя терпеть и допустить в православии». 1005 Приведем для контраста описание Божия Матери в проповеди свт. Димитрия: «Царица есть всея видимыя и невидимыя твари, владущая горним и долним созданием, и все стихии повинуются ей, и небо и земля, воздух и море послушают ея, и вси противный дуси, страхом одержимый трепещут, боящеся имене ея святаго» (Свт. Димитрий III. С. 117). 1009 Там же. Ср. о книгах еще в воспоминаниях М. Попова об Иннокентии (Истор. Вестник. 1897. С. 222). 1010 Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. СПб., М., 1901. Т. V. С. 125. В дальнейшем указывается только номер тома и страницы. 1012 Протоиерей Г. в «Венке». С. 118. В одной из проповедей Иннокентия читаем о символике прививки и о том, как «из двух смертей происходит новая, лучшая жизнь» (XI. 64). О том же ср. в воспоминаниях М. Попова (Историч. Вестник. 1894. С. 222): «С каким увлечением он наблюдал у иеромонаха-садовода способ прививки деревьев!» 1014 Письма о Киеве. М., 1869. С. 143–144. Ср. Барсуков Н .П . Жизнь и труды Погодина. Т. IV. С. 405. 1018 V. С. 16. О символике воскресения говорилось в «Воскресном Чтении» и в «Беседе на кладбище весною» (Ч. III. 1839/40. И. С. 108–110). У Аскоченского (Я. К. Амфитеатров. Биографический очерк. Киев. 1857. С. 151) статья приписана Амфитеатрову, что вполне вероятно, в особенности, если принять во внимание диалогическую форму, вообще любимую Амфитеатровым (Ср. его статьи «Лилия», «Верба» и др).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Надгробие А. М. Голицына. 1788 г. Скульптор Ф. Г. Гордеев (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Надгробие А. М. Голицына. 1788 г. Скульптор Ф. Г. Гордеев (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) К старшему поколению выпускников АХ принадлежал и Ф. И. Шубин. Его резцу приписывали реалистичный профильный портрет на белом мраморном медальоне (возможно, авторство скульптора Я. И. Земмельгака (Земельгака)), помещенном на Н. скульптора - 8-гранном из серого мрамора пьедестале с вазой-светильником (1800-е гг., Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра; портрет ныне в Гос. музее городской скульптуры, С.-Петербург; на Н.- копия). Как следует из переписки Шубина, он участвовал в создании наружного и внутреннего скульптурного декора усыпальницы Барышниковых в ц. в честь Обретения главы св. Иоанна Предтечи в Николо-Погорелом (архит. М. Ф. Казаков, 1784-1802, не сохр.) ( Ильин М. А. Мавзолей в Николо-Погорелом//Памятники искусства, разрушенные нем. захватчиками в СССР. М.; Л., 1948. С. 450, 451, 456, 457). Композиция надгробного памятника с основой в виде возвышающегося на ступенчатом пьедестале пирамидального обелиска с портретным барельефом на нем и фигурой плакальщицы близка к варианту Н. в трактовке Гордеева. Соавторство Шубина отмечают также в Н. кн. П. М. Голицына (1783, Голицынская усыпальница Донского мон-ря). Гений и Марс фланкируют стоящий в центре жертвенник, у подножия к-рого лежат воинские доспехи. Непосредственное участие Шубина, под «присмотром» которого создавалось это Н. скульптором Земмельгаком по модели Гудона, видится в индивидуализированных, выразительных чертах и горделивой посадке головы бога войны, взирающего с постамента на стоящего перед памятником. Надгробие А. С. Попова. 1781 г. Скульптор Я. И. Земмельгак (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Надгробие А. С. Попова. 1781 г. Скульптор Я. И. Земмельгак (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Рельеф надгробия П. И. Мелиссино. 1800 г. Скульптор М. И. Козловский (Лазаревская усыпальница, Александро-Невская лавра)

http://pravenc.ru/text/Надгробие.html

35 Leclercq J. The Love of Learning and the Desire of God A Study of Monastic Culture N Y, 1982 P 25 41 См на сей счет ряд ценных наблюдений в работе. Дьяконов А. П Типы высшей богословской школы в древней Церкви (III–IV вв.)//Ученые записки Российского Православного университета ап Иоанна Богослова Вып 3 1998 С. 6–55. 46 Chadwick H Early Christian Thought and the Classical Tradition Studies in Justin, Clement and Origen Oxford–N Y, 1984 P. 10. 48 См. высказывание И В Попова. «Терпение и кротость казались ему добродетелями, превышающими наличность человеческих сил, но эта-то пылкость характера делала из него лучшего бойца за христианство против язычников, иудеев и еретиков» – Попов И. В. Тертуллиан . (Опыт литературной характеристики ) Сергиев Посад, 1913 С. 3. 50 Пюш Э Святитель Иоанн Златоуст и нравы его времени СПб, 1897 С 341 Ср также мнение И В. Попова (явно зависящее от Пюша) Святитель «не внес со своей стороны ничего нового и оригинального в тот процесс превращения живой и непосредственной веры в соответствующие и укрепляющие ее понятия и теоретические формулы, который потребовал от восточной Церкви столько усилий и сопровождался столь ожесточенной борьбой партий и сект Для истории догматов толстые фолианты его творений не дают ничего» – Попов И. В Святый Иоанн Златоуст и его враги Сергиев Посад, 1908 С 13 52 Сагарда А. И. Лекции по патрологии, читанные студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1911–1912 уч году (литография) 1912. С 166–167 53 [А διαταγα α δι Κλμεντος κα] Καννες τν γων «Αποστλων//Die allgemeine Kirchenordnung Fruhchristliche Liturgien und Kirchliche Überlieferung Teil I Die allgemeine Kirchenordnung des zweiten Jahrhunderts/Hrsg von Th. Schermann. Paderborn, 1914. Перевод A P Фокина. Впервые опубликован в·«Альфа и Омега» 1998. Полное название·Установления, данные через Климента, и Каноны святых Апостолов 55 В сирийской и египетской версиях «пусть заботятся о служащих жертвеннику, чтобы они уважали тех, кто достоин уважения, и порицали тех, кто достоин порицания».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

3) Указами Святейшего Синода от 17 февраля и 22 апреля 1916 года за 2260 и 5175 студентам I курса: священнику Сергию Соловьёву и Павлу Зубареву разрешено пройти академический курс в три года, с освобождением от слушания лекций и сдачи испытаний по тем предметам, отметки по которым имеются в их университетских дипломах. —58— Определили : 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство устных ответов студентов I, II и III курсов Академии на экзаменах, успехи их в практических занятиях, достоинство третных сочинений и проповеди и поведение, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) Во II-й курс – студентов первого курса: 1) Свящ. Климентовского Евгения, Баратова Алексея, Голубева Алексея, свящ. Соколова Иоанна, 5) Мышцына Николая, Введенского Ивана, свящ. Никольского Никиту, Мокринского Георгия, свящ. Иванова Виктора, 10) свящ. Чернецова Петра, диак. Кудрявцева Василия, Зернова Сергея, свящ. Шахматова Никандра, иерод. Порфирия (Соколова), 15) Юдина Ивана, Лободу Иосифа, свящ. Красотина Павла, Высотского Виктора, свящ. Ивановского Феодора, 20) Соколова Петра, свящ. Успенского Алексея (Яросл.), Угаморова Александра, Попова Николая , Кочегина Алексея, 25) Протопопова Александра, свящ. Гиацинтова Александра, Руднянского Петра, свящ. Успенского Алексея (Новгор.), Бекренева Георгия, 30) Вознесенского Павла, Троепольского Василия, иером. Феодосия (Пясецкого), свящ. Субботина Александра, свящ. Ремова Александра, 35) свящ. Гусева Николая, Извекова Алексея, Черникова Сергея, Парацевпча Арсения, Вуколова Павла, 40) Баляева Сергея, Керна Константина, свящ. Милютина Сергия, Казанского Владимира, Лебедева Виктора, 45) Левкиевского Николая, Бондаря Александра, свящ. Успенского Алексея (Калуж.), Рождественского Измаила, Троицкого Петра, 50) Лебедева Николая, Шишкина Алексея, Станиславлева Евгения, Дьячкова Ивана, Любимова Николая. 55) свящ. Кораблёва Александра, свящ. Синьковского Димитрия, Соколова Валериана, свящ. Добролюбова Виктора, Саковича Григория, 60) Лебедева Василия, диак. Курбатова Петра, свящ. Юнака Антония, Соболева Михаила, Скобеева Сергея. 65) Голубцова Петра, свящ. Лихачёва Петра, иерод. Андрея (Демьяновича), Попова Александра (Костр.), Гастева Бориса, 70) свящ. Яроцкого Иоанна, свящ. Стронского Владимира, Муравьёва Михаила, свящ. Евстратова Василия, Покровского Василия, 75) свящ. Ансерова Иоанна, свящ. Бокуновского Димитрия, Климкова Григория, Соколова Владимира, Страхова Ивана,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 декабря была устроена очная ставка со лжесвидетелем, который подтвердил все данные им ранее показания, после чего следователь спросил профессора: – Вы подтверждаете показания свидетеля?.. – Нет, показания... я не подтверждаю и виновным себя не признаю. Когда свидетеля увели, следователь еще раз спросил Ивана Васильевича: – Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? – Виновным себя в предъявленном обвинении... которое зачитано мне в постановлении, не признаю. 3 декабря 1937 года следствие было закончено. В Енисейской тюрьме Иван Васильевич встретил день своего рождения. 5 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Ивана Васильевича к расстрелу. Иван Васильевич Попов был расстрелян 8 февраля 1938 года в 9 часов вечера, в канун празднования памяти вселенского учителя святителя Иоанна Златоустог о, имя которого, по-видимому, он и носил. Один из очевидцев жизни мученика в соловецком узилище писал о нем: «В светском звании Иван Васильевич был истинным монахом, безбрачным и девственником, смиренным тружеником, воздержником в пищи и питии, благоговейным молитвенником к Богу. Сему все знавшие его – свидетели. Имея дар благодати Божией – «слово знания» ( 1Кор.12:8 ), он трудами удесятерил талант, послужил им Церкви с великой пользой и прославил ее своей мученической кончиной» 17 . Память мученика Иоанна (Попова) Святая Церковь празднует 26 января (8 февраля), а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Игумен Дамаскин (Орловский) 1 Голубцов С. , протодиакон. Профессура МДА в начале XX века. М., 1999. Голубцов С. , протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. ЦИАМ. Ф. 229, д. 5166. Архив УФСБ РФ по Екатеринбургской обл. Арх. П-36640. ЦА ФСБ РФ. Арх. 40838. Архив УФСБ РФ по Красноярскому краю. Арх. П-18234. 10 Сосуд избранный. История российских духовных школ/Составитель Марина Склярова. СПб., 1994. С. 258. 15 Саркис (Сарзиз) – персонаж армянской мифологии, перенявший функции древнего божества ветра и бури; красавец, вооруженный всадник на белом коне; поднимает ветер, бурю, метель. Душит тех, кто его не почитает, помогает взывающим о помощи. Всегда содействует влюбленным, которые обращаются к нему за помощью, поэтому его часто называют «осуществляющим заветную мечту».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Павла (Бочарова, 1882 †1937) Петра (Антонова, 1872 †1938) Петра (Бордана, 1895 †1937) Татьяны (Кушнир, 1889 †1942) И святых новомучеников и исповедников Барнаульских: Иакова, архиепископа Барнаульскаго (Маскаева, 1878 †1937) священника Петра (Гаврилова, 1870 †1937) священника Иоанна (Можирина, 1870 †1937) монаха Феодора (Никитина, 1873 †1937) Иоанна (Протопопова, 1902 †1937) И святых новомучеников и исповедников Белгородских: Антония, епископа Белгородскаго (Панкеева, 1892 † 1938) священника Александра (Ерошова, 1884 †1938) священника Александра (Саульского, 1876 †1938) священника Василия (Иванова, 1876 †1938) священника Виктора (Каракулина, 1887 †1937) священника Ипполита (Красновского, 1883 †1938) священника Максима (Богданова, 1883 †1938) священника Матфея (Вознесенского, †1919) священника Митрофана (Вильгельмского, 1883 † 1938) священника Михаила (Дейнеки, 1894 †1938) священника Николая (Кулакова, 1876 †1938) священника Николая (Садовского, 1894 †1938) священника Павла (Брянцева, 1889 †1938) священника Павла (Попова, 1890 †1938) Григория (Богоявленского, 1883 †1938) Михаила (Вознесенского, 1900 †1938) И святых новомучеников и исповедников Владимирских: Афанасия, епископа Ковровскаго, исповедника (Сахарова; 1887 †1962) протоиерея Петра (Чельцова, 1888 †1972) И святых новомучеников и исповедников Вологодских: Алексия, архиепископа Великоустюжскаго (Бельковского, 1842 †1937) Николая, епископа Вельскаго (Караулова, 1871 † 1932) Варсонофия, епископа Кирилловскаго (Лебедева, 1871 †1918) игумении Серафимы (Сулимовой, 1858 †1918) протоиерея Константина (Богословского, 1871 † 1937) протоиерея Сергия (Рохлецова, 1876 †1938) священника Виктора (Усова; 1876 †1937) священника Иоанна (Иванова, 1864 †1918) священника Прокопия (Попова, †1918) монаха Никифора (Югова, †1918) Филиппа (Марышева, 1864 †1918) Анатолия (Барашкова, 1870 †1918) Михаила (Трубникова, 1855 †1918) Николая (Бурлакова, 1889 †1918) Нины (Кузнецовой, 1887 †1938) И святых новомучеников и исповедников Воронежских:

http://pravoslavie.ru/2368.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ (Коротков, Короткий Евдоким Андреевич; 1694, Тула - 30.05. 1778, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст.), иером., строитель Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. Род. в семье купца, в 1710 г. поступил в Марчуговскую Соловецкую пуст. Московской губ., 30 нояб. 1712 г. принял монашеский постриг. По благословению Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского) 16 марта 1716 г. в Москве Е. был рукоположен во иерея и направлен в гороховецкий Красногривский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь . Здесь Е. познакомился с первоначальником Саровской пуст. схииером. Иоанном (Поповым) , к-рый ок. 1722 г. благословил его нек-рое время служить в Кержебелбашском Успенском мон-ре Нижегородского у., окормляя бывш. раскольников, обращенных о. Иоанном в Православие. Иером. Ефрем (Коротков). Гравюра А. Шелковникова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Иером. Ефрем (Коротков). Гравюра А. Шелковникова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) По Указу духовной дикастерии от 16 янв. 1727 г. Е. поступил в Саровскую пуст. и стал ближайшим помощником схииером. Иоанна (Попова), проходил послушания на клиросе, занимался переписыванием книг. К нач. XX в. в обители хранились написанные им полууставом Ирмологии, Обиходы и стихиры праздничные, Псалтирь с канонами, различные канонники и келейное правило (частично сохр. в РГАДА. Ф. 357 и в фондах ГА Респ. Мордовия). 24 окт. 1734 г. по, вероятно сфабрикованному, «делу первоначальника» Иоанна (Попова), Е. был арестован, лишен сана, заключен в Тайную розыскных дел канцелярию. В числе прочего Е. обвиняли в переписывании запрещенных сочинений архим. Маркелла (Радышевского) . В 1738 г. Е. был отправлен в ссылку в крепость г. Орска. Служил пономарем сначала при крепостной ц. во имя ап. Андрея Первозванного, затем при ц. в честь Преображения Господня. «Этот великий монах был особенно замечателен... терпением, твердостью в искушениях и незыблемой надеждой на Промысл Божий»,- писал о Е. в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» митр. сщмч. Серафим (Чичагов) .

http://pravenc.ru/text/182129.html

Н. И. X. Да в том же монастыре церковь тёплая, во имя Иоанна Предтечи, рублена клецки, а в ней царския двери, сени, столбцы и Деисусы писаны на красках; образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия писан в золоте, венец у Богородицы и у Спаса низаны жемчугом; колокольня на столбах дубовых шатровая, на ней 7 колоколов. По сказке попа Бориса и дьякона Василья и старожилов те церкви и в них всякое строение – книги и ризы и всякая церковная утварь и колокола строение мирское. От церкви Введения Пресвятыя Богородицы до попова двора 8½ саж., м] а от паперти до Переславскаго озера 26 саж. с м] по другую сторону до келей 11 саж. без ¼; м] а по третью сторону от олтарей до келей 8 саж., м] от теплой церкви до рождества Иоанна Предтечи до жилых дворов 10 саж., м] от паперти до озера 37 саж. без , м] до реки Трубежа 12 саж. без ; м] от попова двора до реки Трубежа 3 саж. м] 25 Такое состояние Введенского монастыря очень хорошо объясняет существование и других монастырей переславских. В Переславле было 12 монастырей: 1) Данилов (мужеский), 2) Горицкий (м.), 3) Никитский (м.), 4) Никольский (м.), 5) Фёдоровский (м.), 6) Никольский (женский ныне Князе-Андреевская церковь ), 7) Вознесенский (ж.), ныне Воснесенская приходская церковь; 8) Духовский (м.) – ныне приходская церковь , 9) Борисоглебский, что на песках – ныне приходская церковь; 10) Борисоглебский патриарший домовый – что на горах (ныне градское кладбище), 11) Введенский (ж.), 12) Рождественский (м.) – ныне приходская церковь. Дивишься, чем они содержались! Теперь осталось только четыре первых монастыря (исключая Горицкого); при описании Введенского монастыря видно, что нарушенные монастыри были очень малы и содержались государственным коштом. 26 Цитата взята из книги «Акты, собранные... Археографическою экспедициею», том 4, 1836 года, документ 210, грамота 1676 года. Однако слов «и рыбная ловля которым была бы в обычай» и слов «государева указу с прибавкою» в документе нет. Свирелин пишет, что приводит грамоты по Владимирскому сборнику, однако там нет этих добавок, зато есть ссылка на те же Акты. – Ред. 27 Первая половина цитаты про платежи взята из неизвестного источника, вторая половина про 500 сельдей взята из той же грамоты 1676 года и пересказана. – Ред. 29 Что значит запорный невод? В судном деле ловцов на даниловского архимандрита, о поставленной им на реке Вёксе мельнице, изложено челобитье архимандрита царю такого содержания: «запирали они, рыбные ловцы, наперёд сего Переславское озеро забоями и неводами от их монастырские земли, а пропуск к ним в их монастырскую речку Вёксу из того озера мелкой рыбе был; а ныне те ловцы Переславское озеро заперли от них частыми забоями и сетьми и забрали заборами и в их монастырскую речку Вёксу никакой мелкой рыбы не пропускают». (Лист 101 в списках грамот Даниловского архива,) Стало быть, запорным назывался тот невод, которым запирали озеро, чтобы не вышла из него большая рыба.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

7 Подробно на вопросе о неграмотности преп. Антония мы остановимся в главе «Житие преп. Антония». 8 Слово «топос» взято нами в кавычки, поскольку не все исследователи признают его удачным. Так, например, В. Дерош считает его использование для изучения агио­графии необдуманным, поскольку в античной риторике под топосами понимали некие «пустые ячейки», предназначенные для того, чтобы быть заполненными биографическими данными героя: рождение, родина и т. д., тогда как в агиографи­ческих исследованиях «топос» стал означать определенный готовый сюжет, который «всегда под рукой» и циркулирует от одного текста к другому почти независимо от конкретных данных о персонаже – Déroche, 2004. Р. 731 – 732. 9 В ночь с 5 на 6 декабря 1919 г. иеросхимонах Антоний был убит в слободе Луциковка Харьковской губернии. 10 Этот вопрос мы в свое время обсуждали с известным отечественным эфиопистом Севиром Борисовичем Чернецовым. 13 Определенную методологическую помощь в этом вопросе может оказать очерк Г. Федотова – на примере русских житий (Федотов, 1990. С. 221 – 232). Фольклор­ные мотивы в «Лавсаике» отмечает, например, Т. В. Попова, которая полагает, что они попали туда намеренно, благодаря установке автора на развлекательное чтение – Попова, 1975. С. 230. 14 В «Истории монахов» речь идет об «оазисе Иоанна и Иамврия», где подвизаются два брата, которых посещает преп. Макарий Египетский , а в «Лавсаике» о «гробнице Иоанна и Иамврия», куда пришел преп. Макарий Александрийский . В данный мо­мент мы готовим отдельную статью по этому сюжету – «Оазис Ианния и Иамврия в монашеской традиции Египта IV в.». 15 Более подробно этой проблемы мы коснемся в главе «Основные проблемы изучения социальной истории египетского монашества IV в.». 16 См., напр., Barnard, 1974. Р. 171; Martin, 1996. Р. 826. Бартелинк приводит указание на «Житие» и его автора у свт. Григория в одном из его «Слов» (Ог. 21), которое приблизительно датируется 380 г.: Bartelink, 1994. Р. 27. 17 Мы имеем в виду мнение Л. Барнад [Barnard, 1974], которая пришла к такому выводу, исследовав отношение к императору Констанцию в «Житии» («прохладное, но еще уважительное»), и предположила, что «Житие» было написано между созданием «Аналогии к Констанцию», где свт. Афанасий превозносит Констанция, и «Исто­рией ариан», где он считает Констанция предтечей Антихриста. Однако Б. Бреннан высказал критические замечания в адрес построений Барнад. Барнад посчитала, что «Житие», как и «История ариан» было написано для египетских монахов. Но это опровергается данными самого «Жития»: как и «Апология» «Житие» было пред­назначено для широкого круга читателей, поэтому свт. Афанасий не мог высказать там свое отношение к Констанцию, как он сделал это в «Истории ариан», которая представляет собой historia arcana («тайную историю»), и адресована исключитель­но сторонникам александрийского патриарха: Brennan, 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010