В эпоху Марка Аврелия (161–180 гг.) и в малоазийской Церкви и вне ее 4-е Евангелие всеми признается произведением апостола Иоанна. Так акты Карпа и Папилы, Феофил Антиохийский , Мелитон, Аполлинарий Иерапольский, Татиан , Афинагор (древнелатинские и сирийские переводы уже имеют Евангелие от Иоанна) – все, очевидно, хорошо знакомы с Евангелием от Иоанна. Святитель Климент Александрийский говорит даже и о поводе, по которому Иоанн написал свое Евангелие (Евсевий. «Церковная история», VI, 14, 7). О происхождении Евангелия от Иоанна свидетельствует и Мураториев Фрагмент (см. «Аналекта», изд. Прейшена, 1910, с. 27). Таким образом, Евангелие от Иоанна существовало в Малой Азии, несомненно, с начала II века и было читаемо, а примерно около половины II века оно нашло себе доступ и в остальные области, где жили христиане, и стяжало себе уважение как произведение апостола Иоанна. При таком положении дела нисколько не удивительно, что во многих произведениях мужей апостольских и апологетов мы еще не встречаем цитат из Евангелия от Иоанна или намеков на его существование. Но уже тот факт, что ученик еретика Валентина (пришедшего около 140 г. в Рим), Гераклеон, написал комментарий на Евангелие от Иоанна, свидетельствует о том, что Евангелие от Иоанна появилось много ранее второй половины II века, так как, несомненно, писать толкование на произведение, только недавно появившееся, было бы довольно странно. Наконец, свидетельства таких столпов христианской науки, как Ориген (III в.), Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним (IV в.), о подлинности Евангелия от Иоанна ясно говорят за то, что в церковном предании о происхождении четвертого Евангелия не может заключаться ничего не основательного. Апостол Иоанн Богослов Откуда был родом апостол Иоанн, об этом нельзя сказать ничего определенного. Об отце его, Зеведее, известно только то, что он со своими сыновьями Иаковом и Иоанном жил в Капернауме и занимался рыболовным промыслом в довольно широких размерах, на что указывает то обстоятельство, что у него были работники ( Мк.1:20 ). Более выдающеюся личностью является жена Зеведея, Саломия, которая принадлежала к тем женщинам, какие сопровождали Христа Спасителя и из своих средств приобретали что требовалось на содержание довольно большого кружка учеников Христовых, составлявших почти постоянную Его свиту ( Лк.8:1–3 ; Мк.15:41 ). Она разделяла честолюбивые желания ее сыновей и просила Христа об исполнении их мечтаний ( Мф.20:20 ). Она издали присутствовала при снятии с креста Спасителя ( Мф.27:55 и сл.) и участвовала в покупке ароматов для помазания тела погребенного Христа ( Мк.16:1 ; ср. Лк.23:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После мученической смерти ап. Павла, когда малоазийские церкви, в которых он преимущественно действовал, окруженные со всех сторон развращающими и разрушительными влияниями, нуждались прежде всего в руководительной и святой апостольской ревности, М. Азия, по единогласному свидетельству всей древней церкви, была до конца 1-го столетия местом пребывания и деятельности ап. Иоанна, и Ефесс – ее главный город – центром и средоточием этой деятельности. Чтобы убедиться в достоверности предания о малоазийском пребывании ап. Иоанна, для простого и беспристрастного исторического исследования было бы вполне достаточно прочитать целый ряд свидетельств церковных писателей, говоривших о пребывании ап. Иоанна в М. Азии как о несомненном историческом факте и имевших полную возможность сказать относительно этого одну истину. Рассматриваемое нами предание представляет за себя ряд таких церковных свидетелей, не доверять которым в данном случае значило бы идти против самой очевидной истины. О малоазийском пребывании ап. Иоанна, как о факте бесспорно историческом, говорит церковный историк Евсевий, читавший почти всю церковную литературу предшествовавшего ему христианского периода, имевший доступ почти во все общественные архивы и церковный библиотеки восточных церквей и при этом относившейся к церковными преданиям не как простой собиратель материала, но как строгий критик. Отступая далее в древность, мы встречаем здесь последовательный ряд свидетельств, которые единогласно утверждают достоверность факта пребывания ап. Иоанна в М. Азии, ряд свидетельств, восходящий почти ко временам жизни и деятельности самого Иоанна и опирающейся на самовидцах и учениках этого апостола. Ириней, ученик св. Поликарпа, говорит о своем учителе, что он был учеником ап. Иоанна. Спор о времени празднования Пасхи, продолжавшийся и волновавший восток и запад целые два века, опирался на том же малоазийском предании об ап. Иоанне, а при своем начале – при Поликарпе и Аниките – даже не на предании а на самом факте пребывания названного апостола в М. Азии, так как и тот и другой из названных предстоятелей церкви были младшими современниками самого апостола. Все эти свидетельства и исторические данный были так убедительны, доказательность их так велика, что до последнего времени никто не отрицал достоверности рассматриваемого предания, а известный ученый Люкке, в своем комментарии на писания ап. Иоанна, отрицание достоверности пребывания ап. Иоанна в М. Азии считает равносильным отрицанию вообще истории: «те, которые считают все церковные предания недостоверными и не имеющими основания, будут оспаривать церковные свидетельства о пребывании Иоанна в Ефессе, но для подобного скептицизма не существует вообще истории» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vopros-...

I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина Источниками жизнеописания Иоанна Дамаскина до недавнего времени служили: 1) греческое житие св. Иоанна, составленное патриархом иерусалимским Иоанном на основании более древнего арабского жития; 2) житие св. Иоанна, написанное первоначально на греческом языке, но до нашего времени дошедшее только в латинском переводе; 3) творения самого Дамаскина, в которых по местам встречаются указания на некоторые обстоятельства его жизни; 4) сообщения церковных писателей и особенно летописцев Феофана, Кедрина, Зонары. В 1897-м году А. Пападопуло-Керамевс издал два греческих текста жития Иоанна Дамаскина , из которых первое озаглавлено: «Житие преподобных и богоносных отец наших Косьмы и Иоанна Дамаскина песнопевцев», а второе имеет такое надписание: «Житие преподобных и богоносных отец наших и самобратьев, и пчел Церкви Божией Иоанна Дамаскина и Косьмы, изложенное святейшим архиепископом иерусалимским Иоанном Меркурополом». Вследствие близкого по содержанию и языку родства второго, опубликованного Пападопуло-Керамевсом, жития с ранее известным греческим житием Иоанна Дамаскина, является в высшей степени вероятным, что автором этого последнего жизнеописания является не Иоанн VI, современник Никифора Фоки, т. е. из второй половины Х-го века, как утверждали ранее, а Иоанн Меркуропол, занимавший патриарший престол в Иерусалиме от 1156 по 1166 г. В конце 1912 года в печати появился арабский текст жития св. Иоанна Дамаскина , опубликованный К. Башой на основании трех рукописей: из Хомса, хаматской и ватиканской. Автором арабского жития является монах Михаил, попавший в плен к румскому сельджукиду Сулейману-ибн-Кутулмишу при взятии последним Антиохии в 1084 г. Следовательно, житие относится к концу XII-ro века и, несомненно, является тем арабским житием, на основании которого составлено греческое житие Иоанна Дамаскина , принадлежащее, по нашему мнению, Иоанну Меркурополу. Данные о жизни Иоанна Дамаскина , которые можно извлечь из этих как ранее известных, так и опубликованных только в последнее время источников, довольно скудные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Далее особым письмом пишется: помяни Господи душы святейших моех, патриархов: Иова, Ермогена, Филарета, Иосафа, Иосифа, Иосафа, Питирима, Никона, Иоакима,. Адриана. Князи Владимирские: вел. кн. Георгия, в. к. Андрея, в. к. Всеволода, нареч. в святом крещении Димитрия, в. к. Ярослава. Князи Московские: в. к. Даниила, в. к. Георгия, в. к. Димитрия, в. к. Иоанна, в. к. Симеона, в. к. Иоанна, в. к. Димитрия, в. к. Василия, в. к. Иоанна, в. к. Василия, в. к. Георгия, в. к. Василия, во иноцех Варлаама. (Чрез две страницы – ). Помяни Господи души преосвящен. митрополитов Киевских, Владимирских и Московских: Михаила, Леонтия, Иоанна, Ферапонта, Кирилла, Илариона, Ефрема, Георгия, Иоанна в. Никифора, Никиты, Михаила, Феодора, Константина, Иоанна, Никифора, Гавриила, Петра, Дионисия, Матфея, Кирилла, Алексия, Кирилла, Максима, Иосифа, Пимена, Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Феодосия, Филиппа, Геронтия, Зосимы, Симона, Варлаама, Даниила, Иосифа, Макария, Афанасия, Кирилла, Филиппа. Далее скорописью приписано: Архиепископа Варлаама, схимонаха Василия Киевского, Архиеп. Иосифа, Архиеп. Платона, Митроп. Тимофея, Митр. Арсения, Архиеп. Амвросия убиенного, Митр. Рафаила. Потом на трех четвертушках разорванного листа пишется: Помяни Господи души митрополитов и Архип. Новгородских: Иоакима, Луки, Стефана, Феодора, Германа, (Никиты) (Нифонта), Аркадия, Иоанна, Григория, Мартирия... Митрофана, А.... Спиридона, Дал... Давида, Климента,.... Феоктиста, M... Иоанна, Симеона,... Андроника, К... Иоакима, Саввы,... Митр. Александра, Митр. Варлаама, Митр. Исидора, Митр. Киприана, Митр. Авфония, Митр. Макария,... Евфимия... Корнилия,... Иова, ....фана, Епископа Аарона, Еписк. Маркелла. На следующей странице: благоверные цари московские: благоверн. царя и в. кн. Иоанна, во иноцех Ионы, царевича Димитрия, царевича Василия, Иоанна, благоверн. царя и в. кн. Феодора, благоверн. царя и в. кн. имярека (?) во иноцех Боголепа, царевича Феодора, ц-ча Иоанна, ц-ча Василия бл. и в. к. Василия, бл. ц-ча в. к. Михаила Феодоровича всея России, ц-ча Димитрия, ц-ча Симеона, бл. ч-а и в. к. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Слова эти особенно важны для нас: Дионисию Александрийскому , доказывавшему происхождение Апокалипсиса от Иоанна ( Апок. 1, 1. 4. 9 ) не-апостола, необходимо нужно было найти в первоначальной церкви другого Иоанна и, между тем, он мог утверждать предположение свое только догадкой. Мало этого, Дионисию известны были второе и третье послания Иоанновы, известно было и предание о них как об Иоанновых посланиях: но в этом Иоанне он видел Богослова и эти послания, вместе с первым (6) противопоставлял Апокалипсису: «равным образом и во втором и в третьем, приписываемых Иоанну посланиях, говорил он, хотя и кратки они, не поставлено впереди всего имя Иоанна, но без всякого имени написано старец (12). – Итак, если в первой половине 4 века второе и третье соборные послания Иоанна всем известны были как Иоанновы послания и как послания именно Эфесского Иоанна, то это, несомненно, предание о писателе их Иоанне евангелисте; так как другого Иоанна «пресвитера», которому бы можно было их приписать, не существовало. О сомнении в подлинности этих посланий в 3-м веке свидетельствует Ориген , в толковании своем на евангелие Иоанна: «оставил (Иоанн) также послание, состоящее из весьма немногих строк, оставил, может быть, второе и третье, хотя не все признают их за подлинные; впрочем оба они не заключают в себе и ста строк» (13). Но уже из приведенного нами свидетельства Дионисия, современника Оригенова, с очевидностью можно заключать, что эти частные сомнения не имели значении в церкви. На Карфагенском соборе 256-го г. приведены были слова 10-го и 11-го стихов 2-го послания Иоанна епископом Аврелием с замечанием: «Иоанн заповедал в послании своем» (14). Климент Александрийский (†217) «делал извлечение» из всех соборных посланий (15), приводя слова из первого послания Иоанна, называл его и большим (16) и прямо говорил о втором послании: «второе послание Иоанна весьма просто» (17). Да и сам Ориген в позднейшем труде своем – толковании на книгу Иисуса Навина, с полнейшею решимостью и без всяких ограничений свидетельствует об Иоанновых посланиях: «Петр оглашает двумя трубами своих посланий, Иаков также и Иуда; еще Иоанн присоединяется с трубою своих посланий» (18).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Жизнь св. Тихона. СПб., 2 изд., стр. 72–73. 84 Здесь предполагали устроить скит для задонской обители. Жизнь св. Тихона. СПб., 2 изд., стр. 72–73. 85 Записки Чеботарева. 86 Записки Чеботарева. 87 Записки Чеботарева. 210 88 Жизнь св. Тихона. СПб., 2 изд., стр. 152–156. 89 Так изображает отчаяние и св. Иоанн Лествичник. См. Слово XIII, 2, 4, 7, 9-12. 90 Записки Чеботарева. 91 Этот путь указан в Лествице. См. Слово XXV, § 65 и др. 92 Из записок Иоанна келейника. 224 93 Записки Иоанна келейника. 232 94 Москвитянин. 1843 г., 4, стр. 474. 95 Из записок Иоанна келейника. 96 Записки Чеботарева, и в Записках Иоанна келейника. 238 97 Из записок Иоанна келейника. К сожалению, эта записка затерялась у келейника. Но в записях о наводнениях, хранящихся в адмиралтействе, показано, что в 1777 году 10 сентября в Петербурге было и особенно великое и особенно гибельное наводнение, потому что началось ночью, в 6 часов утра вода поднялась до 10 ф. и 7 дюймов. Много было разрушено домов и много погибло народу. Подобное же наводнение было и в 1778 году и тоже в сентябре. Вода поднималась до 7 ф. и 5 дюймов. (Панорама Петербурга, Ч. II, гл. 11, ст. 49). Какое из этих наводнений предвидел Тихон, мы не можем сказать. 98 Жизнь св. Тихона. СПб., 2 изд., стр. 150. 240 99 Из записок Иоанна келейника. 100 Записки Чеботарева, и из Записок Иоанна келейника. 101 Из записок Иоанна келейника. 250 102 Из записок Иоанна келейника. 252 103 Воскресное Чтение. Т. II, 37. 104 Из записок Иоанна келейника. 254 105 Записки Чеботарева и Записки Иоанна келейника. 106 Это слово не было написано на бумаге, а только обдумано наперед, как обыкновенно говорил проповеди Тихон III. Но после, по просьбе почитателей памяти Тихона I, он его написал и большей частью поместил в кратком описании его жизни и добродетелей, им особо сочиненном и дважды напечатанном в 1799 году. Жизнеописание при сочинениях святителя Тихона. 107 Жизнеописание преосвященного Тихона при его сочинениях. 108 Дело в архиве Св. Синода. 1783 г., 109 Под первыми шестью цифрами в этом реестре обозначены 6 книг об истинном христианстве, которые трактуют об означеных предметах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

А вместе с сказанным об отношении послания и четвертого Евангелия устанавливается столь тесная связь между тремя главными писаниями Апостола Иоанна, что отрицание подлинности одного оказывается возможным только при отрицании подлинности всех трех. В этом именно, вместе с определенными историческими указаниями, имеет глубокое и непоколебимое основание то убеждение древней Церкви, что все эти писания происходят от одного и того же Иоанна, который при том не нуждается ни в каких ближайших определениях (Ириней, Климент, Тертуллиан , Мураториев Канон, Ипполит, Ориген ) 94 . Пребывание св. Апостола Иоанна в Малой Азии Принадлежность послания Апостолу Иоанну требует, как своего необходимого предположения, пребывания Апостола Иоанна в Малой Азии, так как послание носит на себе все признаки своего происхождения в этой области. Это несомненно не только для того, кто отожествляет писателя его с писателем Апокалипсиса, но и для того, кто отрицает это тожество, ибо в конце первого и в начале второго века нельзя нигде найти более подходящей почвы, на которой оно могло бы возникнуть, здесь же в Малой Азии находятся и древнейшие следы его существования (св. Поликарп, Папий). Отсюда понятно, какое важное значение для решения вопроса о подлинности послания и прочих писаний, известных с именем Апостола Иоанна, равно как для понимания характера их и содержания, имеет такой или иной ответ на вопрос о пребывании Апостола Иоанна в Малой Азии. Понятно также и то, почему этот вопрос имеет довольно значительную специальную литературу, и почему некоторые из противников подлинности четвертого Евангелия и послания не щадят усилий, чтобы отделаться от факта, разрушающего их излюбленные воззрения 95 . Собственно говоря, вопрос о малоазийском пребывании Апостола Иоанна вызван и поддерживается именно стремлением отрицательной критики заподозрить и отвергнуть писания Апостола Иоанна, как неподлинные. Первое место в ряду свидетельств о пребывании Апостола Иоанна в Малой Азии принадлежит писаниям, носящим имя Апостола Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

По 3-й песни – кондак («Днесь пастырь Кронштадтский...») и икос прав. Иоанна, глас 3-й; ипакои отцов, глас 8-й (единожды); седален прав. Иоанна, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8-й: «Из чрева прежде век...» (см. 20 декабря, в службе сщмч. Игнатия Богоносца, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак («Веселися, Вифлееме...») и икос отцов, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен отцов: «Патриархов избраннии...». «Слава» – светилен прав. Иоанна: «Весь исполнился еси…», «И ныне» – светилен предпразднства: «Украсися, Вифлееме...» (см. в Минее 20 декабря, в службе сщмч. Игнатия Богоносца). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные (Октоиха), глас 3-й – 3, отцов, глас 5-й – 2, и прав. Иоанна, глас 8-й и глас 6-й – 3 (со славником и припевами своими; припевы см. в службе прав. Иоанна на стиховне вечерни). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Законных учений сословие…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Устав допускает также следующий порядок пения стихир на хвалитех на 8 (с отменой воскресных стихир Октоиха): стихиры отцов, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры прав. Иоанна, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в службе прав. Иоанна на стиховне вечерни). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Законных учений сословие…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я. На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов: «Велия веры исправления...». Кондак отцов: «Веселися, Вифлееме...». На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь прав. Иоанна. Кондак прав. Иоанна: «Днесь пастырь Кронштадтский...». На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов: «Велия веры исправления...». Кондак отцов: «Веселися, Вифлееме...». На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь прав. Иоанна. Кондак прав. Иоанна: «Днесь пастырь Кронштадтский...».

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-02/

Сильным доказательством против существования «пресвитера» Иоанна является и то обстоятельство, что алоги, стремившиеся лишить писания Иоанна апостольского авторитета, приписывали их Киринфу, а не «пресвитеру» Иоанну. О другом выдающемся Иоанне в Малой Азии не Апостоле они, очевидно, ничего не слышали; а что этого единственного Иоанна они считали Апостолом, об этом говорит их отзыв о писаниях, носящих имя Иоанна: ο συμφωνετ ατο (ωννου) βιβλα τος λοιπος ποστλοις 187 . И во всем споре с алогами у Иринея, Ипполита и, может быть, в Мураториевом каноне нет и намека на существование другого Иоанна, кроме Апостола, который мог быть писателем четвертого Евангелия или Апокалипсиса 188 . Точно также и Кай в Риме (ок. 210 г.), усвоивший взгляд алогов на Апокалипсис и признававший Евангелие подлинным писанием Апостола Иоанна, не приписывает Апокалипсиса «пресвитеру» Иоанну, но остается при том мнении алогов, что Апокалипсис написал Киринф, прикрываясь именем великого Апостола 189 . Наконец, необходимо обратить внимание и на то, что всеми церковными писателями, до Оригена включительно, все писания, известные у нас с именем Иоанна, без всякого колебания и даже без всяких обоснований приписывались одному и тому же Иоанну и именно Апостолу 190 . Следовательно, те из древних писателей до Евсевия, которые читали Папия, или понимали его в том смысле, что он говорит об одном Иоанне, или же не придавали никакого значения его сообщению о двух Иоаннах, как неверному. Таким образом, ни текст Папиева отрывка, ни исторические свидетельства в произведениях предшествовавших писателей не давали достаточных оснований для столь решительного заключения о существовании «пресвитера» Иоанна, отдельного от Апостола Иоанна, и никто из последующих писателей, кроме Иеронима 191 и Филиппа Сидского, не принял мнения Евсевия о двух Иоаннах 192 . С пятого века уже не слышно больше и о δο μνματα το ωννου 193 . Несомненно, что у Евсевия была субъективная причина двоить Апостола Иоанна. Ее указывает сам Евсевий, когда здесь же говорит: «на это необходимо обратить внимание, потому что Откровение, известное под именем Иоаннова, вероятно, видел второй, если кому неугодно приписать его первому» 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

157. Восторгов И. И., прот. Увековечение духовного светлого образа дорогого батюшки, отца Иоанна Кронштадтского . Саратов, 1909. 4 с. 158. Голос истинной свободы. Ред.-изд. Н. И. Большаков. СПб., журн. «Свет России», 1909. 64 с.; ил. 159. Гуляев А. А. О.Иоанн Кронштадтский. Уфа, 1909.14 с. 160. Духовные цветы на могилку дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского . Сборник посвященных светлой памяти пастыря-праведника слов и речей: архиепископа Антония, епископа Никона, Серафима и др. СПб., Иоанновский женский монастырь, 1909. 94 с.; ил. 161. Жеребцова М.Ф. Митрофорный протоиерей о.Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Его жизнь, деятельность и кончина. С 14 рИс.худ. Н. А. Тронина. СПб., 1909. 32 с.; ил. 162. Жизнь и чудеса отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1909. 46 с. 163. Е. К. Воспоминания об отце Иоанне. СПб., тип. A.C. Суворина, 1909. 38 с. 164. Касаткин А. К. В память вечную будет праведник. Посвящается памяти приснопамятного пастыря о.Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). СПб., 1909. 80 с.; ил. 165. Колокольчиков М.Н. Отец Иоанн Кронштадтский в Крыму. Очерк его жизни и деятельности. Казань, 1909. 24 с. 166. Кончина и погребение о. Иоанна Кронштадтского . М., изд. А. С. Балашова, 1909. 16 с. 167. Кончина и погребение о. Иоанна Кронштадтского . Рассказ очевидца. Надгробная речь протоиерея Ф. Орнатского . Отзывы печати об отце Иоанне. Стихотворения, посвященные памяти о.Иоанна. СПб., 1909. 40 с.; портр. 168. Корольков К. Протоиерей о.Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Киев, 1909. 169. Красногорский Д. Речь, сказанная в сороковой день со дня кончины о. Иоанна Кронштадтского в Разрытовском Св.-Троицком Покровском монастыре. Чернигов, 1909//Оттиск из Черниговских епархиальных известий за 1909 г. 170. Крестники всенародно чтимого отца Иоанна Кронштадтского . (Из воспоминаний об отце Иоанне.) СПб., 1909. 14 с.; портр. 171. Лебедев И.Н. Поучение в 40-й день поминовения о. Иоанна Кронштадтского . Произнесено в Семинарской церкви 28 января 1909 г. Чернигов, 1909. 10 с. 172. Левашов П. Нпрот. Благодатная сила молитвы о.Иоанна и вселенское значение его молитвенного подвига. СПб., 1909. 16 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010