Иоанна Крестителя, на малой Лубянке, первоначально построена была в 1397 году, а в 1689 году вновь сооружена. Приделы: Апостола Иоанна Богослова Николая Чудотворца. Иоанна Крестителя, в Кречетниках, на Новинском валу, построена в 1754 году. Приделы: Священномученика Антипы; Мученика Иоанна Воина. Иоанна Крестителя, Переяславской Ямской слободе, у Крестовской заставы, построена в 1712 году деревянная, а в 1785 году каменная. Главный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Приделы: Усекновения Главы Иоанна Предтечи Святого Николая Чудотворца. В семь храме местночтимая икона Знамения Божией Матери. Иоанна Богослова, под Вязом, когда построена неизвестно, а вновь перестроена в 1873 году. Приделы: Покрова Пресвятой Богородицы; Святого Николая Чудотворца; Митрофания Воронежского ; Евангелиста Луки. Иоанна Богослова, на Бронной, построена в 1665 году, Приделы: Николая Чудотворца; Митрофана Воронежского. В сем храме Чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Иоанна Воина, на старых убогих домах, близ Самотёки, построена около 1693 года. Главный храм в честь Воздвижения Честнаго Креста. Приделы: Мученика Иоанна Воина; Николая Чудотворца. В древности здесь был Крестовоздвиженский Божедомский мужской монастырь, при коем находился убогий дом для погребения бедных и странных, когда упразднён, неизвестно. Иоанна Воина, на Якиманской улице, построена в 1712 году. Приделы: Мучеников Гурия, Самона и Авива; Димитрия Ростовского . В сем храме местночтимая икона Гурия, Самона и Авива. Казанской иконы Божией Матери, в Старом Сущёве, построена в 1682 году. Приделы: Рождества Иоанна Предтечи; Николая Чудотворца. Казанской иконы Божией Матери, у Калужских ворот; первоначально построена в 1695 г. В 1855 году вновь перестроена, а в настоящее время вновь перестраивается в более великолепном виде. Приделы: Воздвижения Честнаго Креста; Николая Чудотворца. В сем храме особо чтимая икона Божией Матери Казанская. Казанской иконы Божией Матери, В Военной начальной школе в Красных Казармах. Кира и Иоанна, на Солянке, перестроена в 1765 году. Придел в честь Живоначальной Троицы. При церкви в настоящее время Сербское подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Итак, этот новый Ирод, обладая властью, связал и заключил Иоанна в тюрьму; как Матфей и Марк говорят, будучи обличаем им за Иродиаду, которую тот взял себе, хотя она была женою брата его. Лука же говорит, что — не только за одну Иродиаду, но «и о всех, яже сотвори злая Ирод. Приложи и сия над всеми, и затвори Иоанна в темнице» (Лк. 3:19, 20). Почему же иные Евангелисты поминают, что Иоанн обличал Иоанна только за Иродиаду? Говорят они так по той причине, что для заключения Иоанна в тюрьму были и иные многие причины, лучше же сказать — все поступки сего извращенного царя, за которые, будучи обличаем, он не стерпел; к усекновению же главы Иоанновы привела одна единственная причина — прелюбодеяние и прелюбодейка, которая действовала своими махинациями и ухищрениями и довела дело до конца: ибо она питала негодование на Иоанна, который обличал и отводил Ирода от беззаконного дела, и желала его убить: ибо, как ей казалось, иначе не было возможно ей изгладить улику против себя. Ее мерзкий грех не был однородным; не был он и сугубым; но состоял из многих элементов: потому что это было прелюбодеяние, наипостыднейший из всех грехов, и то совершаемое не с кем–то иным, но — с братом обманутого мужа, и то после того, как от него у нее был ребенок, к тому же дочь, родившаяся от этого брака, была жива; так что, по Моисееву закону, Ироду не допускалось жениться на ней ни даже после смерти его брата. Он же еще при жизни брата и при наличии от него дочери осквернил брачное ложе того, и то не, по крайней мере, тайно, как бы с некой боязнью совершая бесчинный поступок, но с дерзостью и бесстыдством совершал мерзость. Итак, вот, всецело предаясь злу и посему не снося обличения, он заключил Иоанна в тюрьму. Но и само это заключение Иоанна в тюрьму еще больше позорило Ирода пред всеми видящими и слышащими (о случившемся) и всеми посещающими тюрьму вследствие слуха (о пребывании в ней Иоанна); посему Иродиада преследовала его, т. е. в своем сердце питала бешенство на Иоанна и желала его убить, однако, не решалась. «Ирод бо», говорится, «бояшеся Иоанна, ведый его мужа праведна и свята» (Мк. 6:20). Боялся же Ирод Иоанна по причине высоты его добродетели, но Бога, от Которого происходят в людях добродетели, не боялся; но ни Иоанна он боялся по той причине, что он — праведник, хотя и сам знал, что он праведник и святой, но боялся его по причине народа, потому что они считали его Пророком, как говорит Матфей; ибо, как он сообщает, не только Иродиада, но и сам Ирод, желая убить Иоанна, боялся народа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В русской богословской литературе существует немало изъяснений на Евангелие Иоанна и отдельных статей и брошюр, относящихся к изучению этого Евангелия. В 1874 году вышло первым изданием сочинение архимандрита (впоследствии епископа) Михаила (Лузина) под заглавием: «Евангелие от Иоанна на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями». В 1887 году появился «Опыт изучения Евангелия святого Иоанна Богослова» Георгия Властова, в двух томах. В 1903 г. вышло популярное объяснение на Евангелие Иоанна, составленное архиепископом Никанором (Каменским), а в 1906 г. – «Толкование Евангелия», составленное Б.И. Гладковым , в котором объясняется популярно и Евангелие Иоанна. Есть еще также популярные объяснения на Евангелие Иоанна: Евсевия, архиепископа Могилевского (в виде бесед на воскресные и праздничные дни), протоиереев Михайловского, Бухарева и некоторые другие. Наиболее полезным пособием для ознакомления с тем, что было написано о Евангелии Иоанна до 1893 года, является «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению, четвероевангелия» М. Барсова . Последующую литературу до 1904 года по изучению Евангелия Иоанна указывает проф. Богдашевский в Православно-Богословской Энциклопедии, т. VI, с. 836–837 и отчасти проф. Сагарда (там же, с. 822). Из новейшей русской литературы по изучению Евангелия Иоанна заслуживают особого внимания диссертации: И. Баженова «Характеристика четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия», 1907; Д. Знаменского «Учение святого апостола Иоанна Богослова в четвертом Евангелии о лице Иисуса Христа», 1907; проф. Богословский «Общественное служение Господа Иисуса Христа», 1908, ч. 1-я. 2 Точно определить время и место написания Евангелия от Иоанна не представляется возможности. Вероятно только, что Евангелие написано в Эфесе, в конце I века. 3 Образец критического отношения к Евангелию Иоанна представляет собой переведенная на русский язык в 1910 г. книжка О.П. Флейдера – «Возникновение христианства», с. 154–166.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Введение В настоящий сборник вошли, как ранее опубликованные в различных изданиях, так и неизвестные широкому кругу письма Иоанна Чудотворца. Первые десять писем, собранные из различных источников, впервые вместе были опубликованы в книге «Не печальтесь, не падайте духом, я с вами» (седьмая книга о помощи и почитании Иоанна Чудотворца). Сразу же после выхода в свет этой книги в Фонд Иоанна Чудотворца от Лидии Николаевны Иониной (Сан-Франциско, США) пришли еще десять писем, нигде ранее не опубликованных. Все эти письма были изданы в восьмой книге свидетельств о помощи и почитании Святителя Иоанна. После выхода восьмой книги биограф Иоанна Чудотворца Бернард Ле Каро (Женева, Швейцария) прислал в Фонд пять новых писем Владыки: три на русском и два на сербском языках. В Фонде Иоанна Чудотворца расшифровку всех писем Святителя Иоанна на русском языке, осуществила Наталья Алексеевна Кадулина (Москва, Россия). В настоящем издании впервые публикуются письма Иоанна Чудотворца к Святителю Николаю (Велемировичу). Расшифровку и перевод этих писем с сербского на русский сделал священник Миодраг Глишич (Баден-Баден, Германия). Протоиерей Миодраг – настоятель двух храмов: Преображения Господня в Баден-Бадене и Иоанна Чудотворца в Карлсруе. В течение десяти лет он служил в Марселе (Франция), в том самом храме, о котором пишет Иоанн Чудотворец в одном из своих писем. Публикуя письма Святителя Иоанна отдельной книгой, мы надеемся, что на эту инициативу откликнутся владельцы писем Владыки или их наследники, а православный мир обретет новые бесценные сокровища от самого Иоанна Чудотворца. Игорь Камшилин Фонд Иоанна Чудотворца г. Москва, Россия Письма Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца 1927 год. Дорогие мои ученики и ученицы! К моему большому сожалению, я не оставлен вашим законоучителем. Два учебных года я был с вами, поучая вас истинам православной веры и проповедуя вам слово Божие. Время, которое провел с вами, никогда не исчезнет из моих воспоминаний. Как всегда, я и сейчас вспоминаю всех вас, каждого в отдельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

232. Ильменский С. П ., свящ. Размышления о посте и воздержании по руководству дневника о. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Саратов, 1911. 4 с. 233. Исцеления у гробницы о. Иоанна Кронштадтского . СПб., 1911. 234. Кончина и погребение о. Иоанна Кронштадтского . Рассказ очевидца. Надгробная речь протоиерея Ф. Орнатского . Отзывы печати об отце Иоанне. Стихотворения, посвященные памяти о.Иоанна. Изд. 2-е. СПб., 1911. 87 с.; ил. 235. Краткая биография протоиерея о.Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). СПб., 1911. 88 с.; ил. 236. Левашов Н. И., прот. Новые исцеления двух бесноватых, совершившиеся И и 13 февраля сего года в Санкт-Петербургском Иоанновском женском монастыре по молитвам великого праведника отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1911. 237. Левашов П. H., прот. Памяти доброго русского пастыря, протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). СПб., изд. журн. «Доброе Слово», 1911. 62 с. 238. Макушев В. В. Всем православным христианам духовное наследство отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1911. 16 с. 239. Орнатский И. Н. прот. Несколько воспоминаний об о. Иоанне Кронштадтском . Как подражал батюшка своему небесному покровителю – преподобному Иоанну Рыльскому. СПб., 1911. 16 с. Изд. 2-е, испр. – СПб., 1911. 16 с. 240. О. Иоанн Кронштадтский – друг трезвости. Изд. 2-е. СПб., 1911. 32 с. 241. Пастырский венок дорогому батюшке о. Иоанну Кронштадтскому . СПб., 1911. 185 с., ил. Изд. 2-е – Джорданвилль, 1958. 320 с.; ил. 242. Шараевский. H.A. Мысли о. Иоанна Кронштадтского о вере и жизни христианской. (Параллель между о.Иоанном Кронштадтским и гр. Л. Н. Толстым.) Речь, произнесенная 19 декабря 1910 г. Киев, 1911. 44 с.; портр. 243. Чему учил нас о. Иоанн Кронштадтский . Полтава, 1911. 4 с. 244. Чудесные исцеления у гробницы великого праведника и чудотворца о. Иоанна Кронштадтского . СПб., 1911. 80 с.; ил. 245. Платонова А. Пастырь-молитвенник. Очерк жизни о. Иоанна Кронштадтского . Чтение со световыми картинами. СПб., 1912. 34 с.; ил. 246. Последние дни и блаженная кончина о. Иоанна Кронштадтского . Высочайший рескрипт и чудеса у гробницы. СПб., Графический ин-т бр. Лукшевич, 112 с.; ил. Изд. 2-е – СПб., 1911. 120 с.; ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Большое значение отец Иоанн придавал строительству русских церквей за границей. Так, когда Свято-Владимирское братство в Германии объявило сбор средств на сооружение храма в Гамбурге, о. Иоанн сделал значительный перевод из собственных средств. Тот храм не сохранился, но сегодня в Гамбурге стоит самый большой за рубежом храм св. прав. Иоанна Кронштадтского, где помнят заботу о. Иоанна о гамбургской общине. Понятно, что первые храмы в честь св. прав. Иоанна могли появиться в Русской Православной Церкви Заграницей. В эти дни мы отмечаем 45 годовщину прославления батюшки  Русской Зарубежной Церковью. Первый храм св. Иоанна был связан непосредственно с прославлением великого кронштадтского пастыря. Прославление о. Иоанна было совершено в соборе Курской Коренной иконы Божией Матери в Нью-Йорке 1 ноября 1964 года и вечером того же дня все участники прославления направились в храм-памятник св. прав. Иоанна Кронштадтского в Ютике, (25 км. от Свято–Троицкого монастыря в Джондарвиль), где впервые было совершено молебное пение с чтением акафиста св. прав. Иоанну. Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского в Ютике История храма в Ютике была непростой. Его строили долго, начав в 1954 году, закончить этот величественный комплекс – памятник отцу Иоанну от русских людей в Америке удалось лишь в ноябре 1985 года. При храме в Ютике с того же 1954 года, действует благотворительный фонд отца Иоанна Кронштадтского, целью которого была забота об эмигрантах-соотечественниках находящихся в трудных ситуациях. На сегодняшний день этот фонд одна из самых крупных церковных благотворительных организаций Русского Зарубежья, продолжающая дело христианского милосердия, по примеру своего покровителя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Другой благотворительный фонд носящий имя отца Иоанна, находится в Сан-Франциско. Важным проектом этого фонда является хоспис с часовней в честь св. Иоанна Кронштадтского на 49 мест в местечке Кастро Валлей, невдалеке от Сан-Франциско. Другим ярким проектом Русской Зарубежной Церкви, который связан с именем св.

http://pravmir.ru/xramy-svyatogo-pravedn...

Богдашевский Д. И. Святой Иоанн Златоуст по его письмам. – Киев, 1908. Владимирский Ф. Святитель Иоанн Златоуст как христианский мыслитель и экзегет.//Вера и Церковь . Т. 2. – 1907. Вонифатий (Потапов), иеромонах. Святитель Иоанн Златоуст как поборник осуществления идеала в общественной жизни. – Загорск, 1976. Вурст И. Любовь как основная заповедь христианина по творениям святителя Иоанна Златоуста . – Загорск, 1964. Гладкий В. Учение святителя Иоанна Златоустог о о пастырском служении по беседам его и письмам. – Казань, 1898. Григоревский М. С. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. – Архангельск, 1902. Дебольский Г., протоиерей. Жития святых Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. – СПб., 1907. Жизнь святого Иоанна Златоустог о, архиепископа Константинопольского. М., 1860. Жилов И., священник. Учение святого отца нашего Иоанна Златоустог о против страха смерти и пышных похорон. – М., 1913. Житие святого отца нашего Иоанна Златоустог о, патриарха Константинопольского. (Сост. по руководству Четиих Миней). – М., 1872. – То же, изд. 2-е. – М., 1874. – То же, изд. 3-е. – М., 1883. – То же, изд. 4-е. – М., 1897. – То же, изд. 5-е. – М., 1904. Знаменский Иоанн, священник. Учение святителя Иоанна Златоуста о христианских добродетелях. – Загорск, 1989. Кириллов А. А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях святителя Иоанна Златоуста .//Христианское чтение. СПб., 1896. 1–2, 5–6. Круглов А. Вселенские учители, III. Святой Иоанн Златоуст : Очерк жизни и деятельности. – М., 1900. Курбатов Г. К вопросу о «хулящих Бога» и восстании 387 г. в Антиохии.//Древний Мир: Сборник статей в честь академика В. В. Струве. – М., 1962. – С. 72–79. Курбатов Г. Классовая сущность учения Иоанна Златоуста .//Ежегодник музея истории религии и атеизма. – М.–Л., 1958. – Т. 2. С. 80–106. Лопухин А. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста .//Творения св. Иоанна Златоуста . – СПб., 1903. – Т. 1. – С.1–96. Миролюбов А., священник. Вселенский учитель Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. – М., 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 10 часов 10 минут вечера владыка Антоний с трепетом и страхом Божиим открыл гроб с честными останками приснопамятного архиепископа Иоанна. Необходимо отметить, что за исключением епископа Кирилла, который участвовал в открытии мощей новопреподобномучениц кн. Елизаветы и инокини Варвары в Иерусалиме, никто из присутствовавших не был свидетелем открытия мощей, и это еще больше усугубило благоговейный трепет, с которым окружили гроб владыки Иоанна. Лицо владыки Иоанна было закрыто, и все первым долгом обратили внимание на его светлые нетленные руки. Белое облачение и митра владыки Иоанна позеленели. Перекрестившись и читая 50-й псалом, владыка Антоний снял с лица владыки Иоанна воздух, и все увидели нетленный лик приснопамятного иерарха. Кожа на лице владыки светлая 595 . Борода полностью сохранилась. На месте глаз небольшие отверстия, но это еле заметно, поскольку митра на голове владыки Иоанна сидит очень низко. Подризник владыки почти полностью истлел, и видны его ноги – они темные; известно, что у владыки Иоанна были очень больные ноги и еще при его жизни были темными от ран. Заметно пятно на ноге владыки – место, где была кровавая рана. Не было ни благоухания, ни неприятного запаха, однако слегка слышался запах сырости – не то земли, не то ржавчины. После открытия лица владыки Иоанна стояла необычайная тишина, затем все начали внимательно осматривать святые останки и тихими голосами отмечать состояние как останков, так и облачения, креста... По очереди все приложились к нетленным останкам владыки Иоанна. Было решено переложить мощи в новый деревянный гроб. Духовенство не знало, насколько тело хрупкое, и поэтому подложило под него пелену и только тогда перенесло его в новый гроб при пении ирмосов Великого канона «Помощники покровитель... На недвижимом, Христе, камени...». Уже в новом гробу духовенство начало очищать останки владыки Иоанна от истлевшей подкладки (и подушки) гроба. Приподнятое высоко тело владыки Иоанна оказалось довольно легким по весу и окостенелым, а не гибким или хрупким, как предполагалось. Следует отметить, в каком состоянии находились участники освидетельствования мощей: после открытия лица владыки Иоанна ощущалось какое-то необыкновенное духовное спокойствие, необыкновенная благоговейная тишина. Никто не удивлялся, не разговаривал, а всем было так хорошо, так благодатно стоять у мощей владыки. Не было никакой спешки, никакой суеты – никому не хотелось отходить от мощей, а просто у них стоять, молиться и к ним прикасаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Ответ на возражение 1. Христос, как уже было сказано, крестился не ради собственного очищения, а для того, чтобы очищать Самому Ответ на возражение 2. Христу подобало не только исполнить то, что было предписано Старым Законом, но и положить начало тому, что связано с Новым Законом. Поэтому Он пожелал не только обрезаться, но и креститься. Ответ на возражение 3. Христос есть первое начало духовного следствия крещения. Однако Он крестился не им, но только в воде. Раздел 2. Подобало ли Христу креститься крещением Иоанна? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христу не подобало креститься крещением Иоанна. В самом деле, крещение Иоанна было «крещением в покаяние». Но покаяние не подобало Христу, поскольку у Него не было никакого греха. Следовательно, похоже, что Ему не должно было креститься крещением Иоанна. Возражение 2. Далее, крещение Иоанна, по словам Златоуста, «находилось посредине между крещением евреев и крещением Христа». Но «среднему присущи черты природ [обоих] пределов». Поэтому коль скоро Христос не крестился ни еврейским крещением, ни даже Своим собственным, то по тем же причинам Он не должен был креститься и крещением Иоанна. Возражение 3. Далее, все лучшее, что есть в человечестве, должно усваивать Христу. Но крещение Иоанна не было лучшим из крещений. Следовательно, Христу не подобало креститься крещением Иоанна. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что пришел «Иисус из Галилеи на Иордан, к Иоанну креститься от него» ( Мф. 3, 13 ). Отвечаю: как говорит Августин, «приняв крещение, Господь крестил не тем крещением, которым крестился Сам». Таким образом, коль скоро Сам Он крестил Своим собственным крещением, из этого следует, что Он крестился не Своим собственным крещением, а крещением Иоанна. И это было подобающим потому, что, во-первых, особенностью крещения Иоанна было то, что он крестил не в Духе, а только «в воде». Сам же Христос не нуждался в духовном крещении, поскольку был исполнен благодати Святого Духа с момента Своего зачатия, что со всей очевидностью было показано нами выше (34, 1). Это основание приводит нам Златоуст Во-вторых, как говорит Беда в своем комментарии к [евангелию от Марка] ( Мк. 1, 9 ), Он крестился крещением Иоанна потому, что, «крестившись этим крещением, Он показал, что одобряет крещение Иоанна». В-третьих, потому, что, как говорит Григорий Назианзин , «придя к Иоанну, чтобы креститься от него, Он освятил крещение».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Преп. Исидор Пелусиот о творениях св. Иоанна Златоуста Прослужив Церкви Христовой беззаветно всю жизнь, Златоуст оставил ей богатое наследство. Это – его дивные творения. Но нам, отдаленным от св. Иоанна четырнадцатью столетиями, трудно разобраться в этом богатстве премудрости и ведения духовного. Нет прежде всего точной, так сказать, описи этому наследству. Никто из современников св. Иоанна не позаботился собрать все его сочинения и сохранить их в надежных руках. Да это, скажем в извинение современников, весьма трудно было сделать тогда, как теперь совсем невозможно. В Златоусте мы прежде всего дивимся необыкновеннейшей плодовитости его ума и сердца. «Никто кроме Бога – говорит Свида – не знает, сколько всего написал Златоуст». Но и того, сколько дошло до нас чрез 14 веков, вполне достаточно для изучения в течении целой жизни. И находились любители письменности св. Иоанна – он вполне этого заслуживает, – которые посвящали ее изучению всю свою жизнь. Творения св. Иоанна писаны им во время жизни в пустыне, в годы служения родной Антиохии и в Константинополе. Первым самым ранним христианским произведением св. Иоанна были два его «увещания», написанные к другу «Феодору падшему» во время подвижничества св. Иоанна в пустыне (369 г.). Основной мыслью «увещания» было изображение суетности мира с его прелестями, на время увлекшими друга. Эта «проба пера» удалась св. Иоанну: иноки пустни зачитывались первым трудом юного Иоанна, радуясь благодати слова, в нем открывшейся. Скоро «сокрушенные и опечаленные своими грехами» могли утешаться сладостью надежды на спасение, разлитой в новом лучшем произведении св. Иоанна – двух словах «о сокрушении»: это сочинение установило писательскую известность св. Иоанна. Писания его удовлетворяли самым строгим требованиям; читатели-иноки уже воспитали в себе уверенность, что всякое произведение св. Иоанна будет прекрасно. Наступившие гонения на монахов от императора Валента побудили св. Иоанна стать мужественным защитником гонимых. Защита монахов выполнена им в трех словах, написанных около 376 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010