Русская Православная Церковь ХХ век 31 марта Государь император Николай II 1905 год – Члены Святейшего Синода подготовили и подписали специальное обращение к государю императору Николаю II, в котором поблагодарили его за «почин делу великому, вечному и святому» — рассмотрению дела о церковных преобразованиях. Указав на благо восстановления соборного начала, «теперь не действующего», иерархи подчеркнули, что в нем заключаются творческая сила и высшее нравственное достоинство Церкви, «а управляющие Поместными Церквами патриархи и митрополиты… стараются о том, чтобы обычное течение церковной жизни продолжалось в строгом согласовании с соборными постановлениями». Члены Святейшего Синода, таким образом, заявили, что инициатор реформ — сам государь, а они — лишь исполнители высочайшей воли. Священномученик Владимир (Богоявленский). Икона. Кон. ХХ в. 1918 год – За Божественной литургией в храме Московской Духовной семинарии святитель Тихон молился о упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Святейший Патриарх помянул митрополита Владимира (Богоявленского), протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия; иереев Павла Кушнякова, Петра Покрывало, Феодора Афанасьева, Михаила Чефранова, Владимира Ильинского, Василия Углянского, Константина Снятиновского, иеромонаха Герасима, диакона Иоанна Касторского, послушника Антония, раба Божия Иоанна Перебаскина и оставшихся неизвестными трех священников и двух мирян. 1922 год – Святейший Патриарх Тихон вызван на допрос в ГПУ. Святитель был вызван на допрос повесткой. На ее обороте патриарх написал, что прибыть не сможет из-за того, что вечером у него богослужение. В ответ на это патриарху была направлена новая повестка, где указывалось, что допрос переносится на 13:00 того же дня. 31 марта патриарх давал письменные показания (не сохранились). Видимо, это было сделано в ответ на требование, которое прозвучало на допросе 28 марта: в трехдневный срок определить свое отношение к карловацкой иерархии и изъятию церковных ценностей. |
Патриаршее обращение в день 90-летия подвига новомучеников града Солигалича 7 березня 2008 р. 10:00 В день 90-летия подвига новомучеников Солигалича Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветственное обращение архиепископу Костромскому и Галичскому Александру и всем участникам празднования этой памятной даты. Ваше Высокопреосвященство, Владыка Александр, дорогие отцы, братья и сестры! Ныне Костромская епархия и вся полнота Русской Православной Церкви отмечает 90-летие подвига новомучеников града Солигалича: протоиерея Иосифа Смирнова, иерея Владимира Ильинского, диакона Иоанна Касторского и Иоанна Перебаскина, расстрелянных карательным отрядом за веру Христову. Их мученическая смерть предвозвестила тяжелые испытания, огненные искушения (1 Пет. 4:12), через которые попущением Божиим суждено было в XX веке пройти Церкви на древней Костромской земле. Кончина солигаличских новомучеников — истинно христианская, сопровождаемая пламенной молитвой — явилась благословенным примером страдания ради Господа для современников и для последующих поколений. Злодеяние, совершенное руками богоборцев, вскоре стало известно далеко за пределами Костромской епархии: уже 13 апреля 1918 года святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, совершая заупокойную Божественную литургию в храме Московской духовной семинарии, молитвенно помянул протоиерея Иосифа, иерея Владимира, диакона Иоанна и раба Божиего Иоанна в числе «за веру и Церковь убиенных» первых жертв большевистских гонений. Многолетнее и беспорочное церковное служение страдальцев града Солигалича завершилось венцом мученической славы. Тем самым они исполнили заповедь Господа: «Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною... кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25). Ныне, в благодатное время церковного возрождения, наш христианский долг — воздавать должную честь их подвигу и, «взирая на кончину их жизни» (Евр. 13:7), укрепляться в вере, в уповании на всепобеждающую силу Божию — перед которой ничтожна всякая «злоба нечестивых» (Пс. 7:10), тщетны усилия ненавистников правды и истины. Предстательством и молитвами чтимых нами ныне солигаличских новомучеников да ниспошлет всемилостивый Господь Свое Небесное благословение всем верным чадам Церкви Христовой богохранимого Костромского края! +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р. |
Гражданская война осложнилась вмешательством иностранных государств; Антанта поддерживала белые армии, которые изъявляли готовность в случае свержения Советской власти продолжать вести войну против Германии и ее союзников. Некоторые из белых генералов в борьбе с Советской властью сделали ставку на немецкие оккупационные войска. Русскую землю разделили на севере и юге, западе и востоке линии фронтов. По всей стране вспыхивали восстания и мятежи, помимо основных противостоящих друг другу сил: Красной и Белой армий, возникли национальные сепаратистские движения, всюду во множестве появлялись анархические бандитские формирования; русские города и села по несколько раз переходили из одних рук в другие. Православные люди жили на территориях, контролируемых и красными, и белыми, и зелеными. К Православной Церкви принадлежали и воины, сражавшиеся друг против друга в братоубийственной войне. Патриарх Тихон, верховный пастырь Русской Церкви, считаясь с этим обстоятельством, старался избегать всякой политической вовлеченности в происходящие события. Весной 1918 года перед отъездом на юг к Деникину Патриарха посетил известный церковный деятель князь Г. И. Трубецкой. Впоследствии он вспоминал: «Я не просил разрешения Патриарха передать его благословение войскам Добровольческой Армии, и Святейшему Тихону не пришлось мне в этом отказывать, но я просил разрешения Его Святейшества передать от его имени благословение лично одному из видных участников белого движения, при условии соблюдения полной тайны. Патриарх, однако, не счел и это для себя возможным». В огне гражданской войны погибали не только военные люди, но и мирные жители. Жертвами междоусобицы стали и многие священнослужители, часто подвергавшиеся репрессиям по обвинению в контрреволюционной агитации или в поддержке белого движения. 31 марта (13 апреля) Патриарх Тихон в храме Московской духовной семинарии молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Он помянул имена митрополита Киевского Владимира, протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия, иеромонаха Герасима, священников Михаила Чафранова, Павла Кушникова, Петра Покрывало, диакона Иоанна Касторского и других служителей алтаря Господня. |
СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира об установлении дня празднования Собора Петербургских святых. ПОСТАНОВИЛИ: Установить празднование Собора Петербургских святых в Неделю третью по Пятидесятнице. СЛУШАЛИ: Сообщение митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах рассмотрения президиумом Синодальной Богословской комиссии итоговых документов II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять к сведению итоговые документы II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров, отражающие современное состояние миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 2. Миссионерскому отделу при издании материалов съезда учесть замечания Синодальной Богословской комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными архипастырями. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века: от Алма-Атинской епархии: протоиерея Николая Романовского (1869-1937), протодиакона Никиты Алмазова (1874-1937), священника Николая Ковалева (1884-1937), священника Иоанна Рыбина 1877-1937), диакона Петра Сорокина (1885-1953), священника Василия Сокольского (1878-1937), Пелагии Жидко (1897-1944); от Костромской епархии: протоиерея Иосифа Смирнова (1864-1918), иерея Владимира Ильинского (1833-1918), диакона Иоанна Касторского (1848-1918), Иоанна Перебаскина (1862-1918), священника Василия Разумова (1879-1937); |
В 1909 или 1910 г., во время гастролей в Париже, на место получившего сольный ангажемент Касторского прибыл из С.-Петербурга брат Н. Н.- старшего Константин Николаевич Кедров (далее: К. Н.) (9.09. 1876, С.-Петербург - 24.10.1932, Париж), к-рый под псевд. Ливанский пел в мужском вокальном ансамбле «Алеко». Он получил образование на юридическом и историко-филологическом фак-тах С.-Петербургского ун-та, затем обучался вокалу в С.-Петербургской консерватории, служил псаломщиком (1904-1916) в придворной ц. св. Александра Невского в Аничковом дворце, преподавал в С.-Петербургском Технологическом ин-те имп. Николая I. В 1908-1915 гг. квартет стал одним из самых известных рус. вокальных ансамблей, часто выступал в России и за границей. В 1911-1913 гг. с квартетом несколько раз пел в концертах и записал на пластинки русские народные песни (в т. ч. в обработке А. К. Лядова, С. М. Ляпунова и Н. Н.-старшего) Ф. И. Шаляпин. Этот ансамбль стал первым русским профессиональным концертным вокальным квартетом, долгое время выступавшим на эстраде и специализировавшимся на исполнении репертуара a cappella . Главной задачей певцы считали популяризацию русской народной песни (в концертах звучали художественные обработки фольклора рус. губерний), а духовную музыку до революции исполняли только в церквах. Пресса отмечала прекрасный подбор голосов, безупречный ансамбль, дикцию, филигранную техническую отделку, глубокое проникновение в образный строй сочинений. По примеру квартета в нач. XX в. в России возник ряд вокальных ансамблей - мужских, женских, смешанных (наиболее известным из муж. коллективов был квартет под упр. М. А. Гольтисона ). Деятельность квартета способствовала расширению репертуара для вокальных ансамблей: нек-рые опубликованные в это время сочинения были написаны непосредственно для этого коллектива и посвящены его членам. После марта 1916 г. в прессе сообщения о выступлениях коллектива исчезают. В годы первой мировой войны Н. Н.- старший регентовал в Спасо-Преображенской ц. в Тярлеве близ Павловска. По нек-рым сведениям, он обучал управлению хором вел. кн. Иоанна Константиновича, также давал ему уроки теории музыки и помогал в сочинении духовных произведений. |
1 авг. 1909 г. уволен с поста ректора МДА и назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии. Причинами увольнения стали конфликтные ситуации среди преподавательского состава и учащихся, растрата ректором крупной денежной суммы и крайне низкий авторитет Е. в МДА. Как написал один из профессоров: «Преосвященный Евдоким уехал из Академии без всякого напутствия с ее стороны... его отъезд ни в ком не вызвал иных чувств, кроме облегчения» ( Голубцов. С. 208). На скорейшем удалении Е. из Москвы настаивал Московский митр. Владимир (Богоявленский) . Не сложились отношения Е. и с Тульским архиеп. Парфением (Левицким) , к-рый, как писал архиеп. Арсений (Стадницкий), неоднократно просил убрать от него «невозможного» викария. Продолжить карьеру Е., по отзывам современников, помогло только покровительство обер-прокурора Синода В. К. Саблера . Евдоким (Мещерский), обновленческий лжемитрополит в бытность архиеп. Алеутским Евдоким (Мещерский), обновленческий лжемитрополит в бытность архиеп. Алеутским 29 июля 1914 г. Е. был возведен в сан архиепископа и назначен на Алеутскую и Североамериканскую кафедру с местопребыванием в Нью-Йорке. В 1917 г. он вернулся в Россию. Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , был председателем Отдела о соединении Церквей. 18 марта 1918 г. назначен временно управляющим Костромской епархией. В Костроме еженедельно проводил пастырские беседы в кафедральном соборе, читал проповеди о творимом большевиками насилии над верующими. Известил Собор о расстреле большой группы костромских священнослужителей и мирян, в т. ч. священномучеников прот. Иосифа Смирнова , свящ. Владимира Ильинского и диак. Иоанна Касторского . На короткое время подвергался аресту. 21 окт. 1918 г. Е. было поручено временное управление Нижегородской епархией. 18 нояб. он был официально назначен правящим архиереем. Прибыл в Н. Новгород через 3 недели после казни ранее управлявшего епархией Балахнинского еп. сщмч. Лаврентия (Князева , † 6 нояб. 1918). Сразу обратился к председателю Нижегородского губисполкома с предложением о сотрудничестве, обещая «вести церковный корабль по-американски, где... уже давно Церковь отделена от государства». Идя навстречу пожеланиям властей, Е. согласился на офиц. закрытие всех мон-рей вне Н. Новгорода (обители формально были преобразованы в сельхозартели). Организованный архиереем епархиальный совет ставил целью «согласование правил церковных и требований церковной власти с декретами Совнаркома, касающимися Церкви и религиозных общин». В дек. 1919 г. совет принял резолюцию «о подчинении Советской власти не за страх, а за совесть». |
28 января в Москве состоялся крестный ход. Святейший Патриарх Тихон в сопровождении архипастырей и пастырей вышел на Лобное место и оттуда благословил свою паству. Во время службы на площади была прочитана принятая на Соборе молитва о спасении Церкви Христовой. В Казани на крестный ход 2 февраля, собралась большая часть православных жителей города. Грандиозен был крестный ход в Орехово-Зуеве, небольшом фабричном городке, который революционеры считали своим оплотом, но не везде крестные ходы проходили мирно. Столкновения произошли в Нижнем Новгороде, Саратове, Вятке, Владимире. Красногвардейцы стреляли в процессии, были раненые и убитые в Харькове, Воронеже, Шацке. 2 февраля состоялся не разрешенный властями крестный ход в Туле. Шествие двинулось из кремля, впереди несли икону Казанской Божией Матери, а перед иконой шел старик-рабочий с крестом в руках. Красногвардейцы стреляли из пулеметов, на мостовой остались десятки раненых и 13 человек убитых. Среди раненых был и епископ Каширский Корнилий (Соболев). 31 марта за Божественной литургией в храме Московской Духовной семинарии Патриарх Тихон молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Святейший помянул митрополита Владимира, протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия; иереев Павла Кушнякова, Петра Покрывало, Феодора Афанасьева, Михаила Чефранова, Владимира Ильинского, Василия Углянского, Константина Снятиновского, иеромонаха Герасима, диакона Иоанна Касторского, послушника Антония, раба Божия Иоанна Перебаскина и оставшихся неизвестными трех священников и двух мирян. В феврале при изъятии имущества Белогорского подворья в Пермской епархии красногвардейцы расстреляли народ, собравшийся, чтобы защитить церковное достояние. 3 февраля в Петрограде в часовню подворья монастыря преподобного Александра Свирского ворвались хулиганы с требованием прекратить службу. Иеромонах не подчинился, тогда его вытащили из часовни, на ходу срывая облачение. Бандиты осквернили храмы Одигитриевского монастыря около Уфы, в Боровическом уезде священника села Орехова Иоанна Петрова избили кнутом, превратив лицо в сплошную кровоточащую рану. В Омске после крестного хода в ночь на 6 февраля арестовали архиепископа Сильвестра (Ольшанского), убили эконома Николая Цикуру; 13 февраля после занятия красными Новочеркасска, арестовали архиепископа Донского Митрофана (Симашковича) и его викария епископа Аксайского Гермогена (Максимова). 22 февраля архиепископа Митрофана освободили. На благодарственный акафист в собор собралось много народу. |
Однако унизительный мир с внешним врагом был кровно необходим советской власти для того, чтобы решить внутренние проблемы: в ответ на красный террор по всей России заполыхала Гражданская война. Несмотря на принципиальную аполитичность Патриарха – известно, что он отклонил предложения и князя Г. Н. Трубецкого, и бывшего обер-прокурора А. В. Карташева послать благословение Белой армии, – многие представители духовенства были обвинены в контрреволюции и убиты. 31 марта за Божественной литургией в храме Московской духовной семинарии Патриарх Тихон молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Святейший помянул митрополита Владимира, протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия; иереев Павла Кушнякова, Петра Покрывало, Феодора Афанасьева, Михаила Чефранова, Владимира Ильинского, Василия Углянского, Константина Снятиновского, иеромонаха Герасима, диакона Иоанна Касторского, послушника Антония, раба Божия Иоанна Перебаскина и оставшихся неизвестными трех священников и двух мирян. Предвидя возрастание гонений, Собор выработал «Определение о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». Согласно этому определению было решено установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках и ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день вечером всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников. По завершении второй сессии Поместного Собора святителю Тихону удалось совершить пастырскую поездку в Петроград. В 1918 году такая возможность у Предстоятеля Русской Церкви еще была. Впоследствии советская власть будет гораздо жестче контролировать жизнь Предстоятелей Церкви, не позволяя ни Патриарху Тихону ни его приемникам по Патриаршей кафедре никаких пастырских поездок по стране. 29 мая (11 июня) Патриарх Тихон прибыл в Петроград. По реакции народа визит Патриарха походил на памятные питерцам приезды в город святого Иоанна Кронштадтского, чьи слова, обращенные к святителю Тихону: «Теперь, владыка, садитесь вы на мое место» с. 41] – стали поистине пророческими. |
Между тем в России полыхала Гражданская война, в огне которой погибали не только военные люди, но и мирные жители. Жертвами кровавых расправ со стороны красных стали и многие священнослужители. 13 (26) апреля 1918 г. патриарх Тихон в храме Московской духовной семинарии молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Он помянул имена митрополита Киевского Владимира, протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия, иеромонаха Герасима, священников Михаила Чафранова, Павла Кушникова, Петра Покрывало, диакона Иоанна Касторского и других служителей алтаря Господня. В 1918–1919 гг. погибли архиепископы Пермский Андроник, Воронежский Тихон, Черниговский Василий, Астраханский Митрофан, епископы Тобольский Гермоген, Орловский Макарий (Гневушев), Енотаевский Леонтий (Вимпфен), Ревельский Платон (Кульбуш). Епископ Амвросий (Гудко) был убит в августе 1918 г. по особому указанию Троцкого, нагрянувшего в Свияжск со своим штабом. В канун своей кончины на собрании братства православных приходов епископ Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткие страдания и венец мученичества искупают грехи всякие». 23 августа (9 сентября) в Москве расстреляли селенгинского епископа священномученика Ефрема (Кузнецова), а вместе с ним всероссийски известного церковного и общественного деятеля миссионера протоиерея Иоанна Восторгова и бывших министров внутренних дел Н. А. Маклакова и А. Н. Хвостова, председателя Государственного совета И. Г. Щегловитова, сенатора С. П. Белецкого, а также ксендза Лютостанского с братом. Перед расстрелом приговоренным разрешили помолиться и проститься друг с другом. После молитвы священномученики епископ Ефрем и протоиерей Иоанн Восторгов благословляли мирян. В этот же день в Петербурге расстреляли настоятеля Казанского собора священномученика протоиерея Философа Орнатского и двух его сыновей, служивших в гвардии. Это был талантливый проповедник и благотворитель, основатель детских приютов в столице. Вместе с отцом Философом были убиты еще 31 человек. Расстрелянных бросили в море. Тело пастыря было выброшено на берег у Ораниенбаума, его подобрали, опознали и тайком погребли. |
...Пришел день испытания, область тьмы начала усиливаться на русской земле. Все обильнее проливалась святая мученическая кровь за Веру и Церковь Православную пострадавших... В Переславле-Залесском убили священника Константина Снятиновского. В Елабуге ночью арестовали трех сыновей протоиерея Павла Дернова, учинили обыск, ограбили дом, и наконец, увели самого отца павла. На рассвете останки священника были найдены за городом, около мельницы. Убийцы хотели бросить его в прорубь, но оказавшиеся рядом крестьяне не дали надругаться над прахом. Арестованные дети просили отпустить их проститься с отцом, но им отказали и вскоре расстреляли. В городе Белом Смоленской епархии расстреляли псаломщика Колосова, на пути к месту казни мученик пел себе отхожную. В погосте Вышволоцкого уезда ограбили церковь . Возмущенные прихожане пытались остановить красногвардейцев. Особенно ревностно радели о храме крестьяне Петр Жуков и прохор Михайлов. Арестовали 30 человек. В начале их избили, потом погнали в Вышний Волчек. По дороге 10 крестьян были замучены. ...За веру и Церковь Православную убитых Святейший Патриарх Тихон в 1918 году помянул протоиереев Иоанна Кочурова, Петра, Скипетрова, Иосифа Смирнова, игумена Гервасия, иереев Павла Кушникова, Петра Покрывало, Феодора Афанасьева, Михаила Чафранова, Владимира Ильинского, Василия Угпянского, Константина Снятиновского, иеромонаха Герасима, диакона Иоанна Касторского, послушника Антония, раба Божия Иоанна Перебаскина... ...3 мая ночью в Костроме бандиты убили протоиерея Алексия Андроникова, 88-летнего старца, прослужившего больше 60 лет в одном и том же храме святых страстотерпцев Бориса и Глеба. В начале мая в Москве арестовали отца Авенира Полозова, священника Казанской церкви на Калужской, он заведовал церковноприходской школой и возражал против ее захвата... ...Синодик священномучеников и мучеников Христовых, убиенных в российскую смуту, становился все длиннее, подобно мартирологу первых мучеников, кровь которых стала семенем Вселенской Церкви. В ночь со 2– на -е июня в Сибири, в реке Туре утопили епископа тобольского Гермогена, назначенного на кафедру после февраля. Народ встречал его с большой радостью. В марте в городе был устроен крестный ход без разрешения властей, на том месте, откуда был виден дом, где содержались арестованные царь со своей семьей, владыка Гермоген остановил шествие, подошел к краю стены, высоко поднял крест и благословил царственных узников. В своем послании, ставшем последним, епископ Гермоген напоминал верующим, что никакая власть не может требовать от вас того, что противно вашей вере. Богу мы должны повиноваться более, чем людям... Апостолы с радостью страдали за веру... Будьте готовы и вы на жертвы, на подвиг и помните, что физическое оружие бессильно против тех, кто вооружает себя силой веры во Христа». |
| |