11. Исихазм в Болгарии Исихазм в Богларии: Встреча славянского слова с греческим богомыслием Представляемая нами библиография «Исихазм в Болгарии», помимо своей прямой, главной темы (Мистико-аскетическая традиция Православия, ее первоисточники и исследования) освещает и целый ряд смежных тем: 1) история монашества в Болгарии, у истоков которой стоит деятельность св. преп. Ивана (Иоанна) Рыльского (ок. 876 – 18.VIII. 946), основателя Рильского монастыря и святого покровителя Болгарии; 2) монастырская культура, «система» болгарских монастырей; 3) связь Болгарии с Афоном, преимущественно с обителью Св. Георгия Зографа (Зографским монастырем); 4) религиозное и культурное возрождение Болгарии в XIV в., в эпоху непосредственно перед турецким завоеванием; 5) деятельность Тырновской школы, жизнь и труды ее вдохновителя св. патр. Евфимия (ок. 1320/1330 – ок. 1402, тырновский патриарх 1375–1393); 6) влияние болгарской литературы на литературы стран Slavia Orthodoxa, т. наз. «второе южнославянское влияние». В библиографию не включены работы узкопрофессионального (исторического, лингвистического и пр.) характера, а также исследования, лишь мельком и попутно касающиеся основной темы. Нами учтены работы, опубликованные до конца 2002 г. Описание русских и болгарских публикаций XIX – нач. XX в. приведено к нормам современной орфографии. Свыше 80 % названий описаны de visu. Наибольшее место в библиографии занимают публикации источников и исследования религиозных, культурных и литературных процессов, или точнее, трех сторон единого процесса, что протекал в Болгарии в середине – второй половине XIV века. Неудивительно: болгарская духовная культура того времени была неотъемлемой частью Byzantian Commonwealth («византийского сообщества» – термин Д. Оболенского), а болгарские монахи и книжники – активными участниками возрождения и расцвета мистико-аскетической традиции Православия, одними из основных деятелей «исихастского интернационала», главными посредниками при распространении в православных странах – Сербии, Румынии, России – идей и практики исихазма, исихастской литературы. Более чем символично то, что монастырь Пресв. Богородицы в Парории, основанный в 1325 г. преп. Григорием Синаитом (1255–1346), находился на границе Византии с Болгарией (в горном массиве Странджа, на юго-востоке нынешней Болгарии; точное местонахождение неизвестно).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИССАРИОН имя неск. южнослав. книгописцев (монахов и мирян) кон. XV - 3-й четв. XVI в., к-рые иногда из-за соименности смешиваются в исследовательской лит-ре. Виссарион Хиландарский (2-я пол. XV в.- после 1516), мон. Зографа, а затем Хиландара на Афоне, ученик митр. Сучавского Феоктиста. Судя по дошедшим рукописям, был профессиональным книгописцем, специализировался на скромных по оформлению четьих книгах, преимущественно библейских и богословских текстов с толкованиями, достаточно свободно владел как обычной для его времени ресавской орфографией, так и уже довольно редко употреблявшейся тогда тырновской, при этом мог при необходимости переходить с одного языкового извода на другой. Всего им переписано не менее 5 книг: Книга Иова с толкованиями (Бухарест. Б-ка АН Румынии. Слав. 96), 1503 г., Зографский мон-рь, по заказу митр. Сучавского Георгия, «от извода сръбьскаго»; Псалтирь толковая (Chil. 119. Л. 1 - РНБ. F. I. 614), 1511 г., Хиландар, для мон-ря; Апостол толковый (Деяния и послания) с известием о переводе книги по повелению болг. царя Иоанна Александра (РНБ. F. I. 516), 1516 г., Хиландар (?), совместно с мон. Венедиктом; «Песнь песней» с толкованиями и сочинения Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника и послесловием старца Исаии о переводе книги на слав. язык в 1371 г. (Vindob. Slav. N 14), кон. XV (?) - нач. XVI в., вероятно Зограф; Сборник антилат. полемических сочинений в составе конволюта (МСПЦ. 140 (Крушедол. V3). Л. 77-181), 1-я пол. XVI в. Последние две рукописи не имеют записи писца и атрибутированы В. на основании почерка (Б. С. Ангелов). Виссарион (Варлаам) Иером., работал в Охридской архиепископии в мон-ре Иоанна Предтечи (Продром), близ с. Слепче ( Слепченский мон-рь ) во 2-й четв.- сер. XVI в. Между 1549 и 1551 гг. принял схиму с именем Варлаам. Известно не менее 5 написанных им рукописей: Поучения огласительные Кирилла Александрийского (НБКМ. 305), 1547 г.; Житие Иоанна Златоуста с дополнительными статьями (Там же. 306), 1548 г.; Евангелие тетр (НБС. Рс. 102), 1548 г.; Пролог стишной на сент.-февр. (ГИМ. Хлуд. 192), 1551 г.; Пролог стишной на март-авг., частично (март и июль) (НБКМ. 1041), 1554 г. В орфографии книг, переписанных Виссарионом-Варлаамом, наблюдаются следы среднеболг. правописания, восходящие, возможно, к их оригиналам. Его книгописная деятельность в период схимничества исследована недостаточно. Виссарион Дебарский

http://pravenc.ru/text/158774.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ц. ап. Андрея на Треске. 1388-1389 гг. первоначально собор мон-ря ап. Андрея, расположенного на р. Треске недалеко от г. Скопье (Македония). Возведена и расписана в 1388-1389 гг., о чем сообщает посвятительная надпись на слав. языке, помещенная на зап. стене наоса над порталом. Ктитор храма, соорудивший церковь в честь соименного святого, королевич Андреаш (сын 2-го краля Вукашина и королевы Елены). А. а. ц. выстроена в соответствии с визант. традицией и принадлежит к памятникам морав. архитектуры. Это небольшая (длина без нартекса - 8,93 м, высота - 8,15 м) крестообразная в плане постройка (триконх). Рукава креста перекрыты позакомарно, барабан купола граненый. Поверхность стен, выложенных из чередующихся рядов камня и плинфы, прорезана нишами и люнетами, украшенными геометрическим орнаментом кладки плинфы. Внутреннее пространство боковых (сев. и юж.) рукавов креста завершается экседрами. Диаконник и жертвенник оформлены как неглубокие ниши в вост. стене по сторонам центральной апсиды. В 50-х гг. XVI в. был пристроен почти квадратный в плане невысокий нартекс. Росписи А. а. ц.- центральное произведение серб. художественной школы кон. XIV в., связанной с именем митр. Иоанна II (Зографа) и его брата иером. Макария. К памятникам этой школы относятся также фрески собора Зрзетского Преображенского мон-ря , 1368-1369 гг., церквей вмч. Димитрия, ок. 1380 г., и свт. Николая, кон. XIV в., в Прилепе, Богородицы в Голобоко близ Безмишти на оз. Преспа (кон. XIV в.). Из надписи на слав. языке в жертвеннике А. а. ц. известно, что роспись выполнена митр. Иоанном и его помощником мон. Григорием. В куполе находилось изображение Господа Вседержителя (не сохранилось) в окружении Небесных Сил, в барабане - фигуры ветхозаветных пророков и св. Иоанна Предтечи, на парусах - евангелисты. В конхе апсиды представлена Богоматерь на троне с Младенцем, с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, ниже, под регистром с полуфигурными изображениями святителей, расположена композиция Μελισμς ( Преломление : т. н. Поклонение Жертве). В нишах диаконника и жертвенника - образы архидиаконов Стефана и Евпла, над к-рыми на зап. гранях вост. пилонов изображено «Благовещение»; в конхах боковых экседр, на сев. и юж. стенах,- Богородица, апостолы Петр и Павел и евангелисты. Программа росписи небольшой по размерам А. а. ц. ограничена 2 циклами - двунадесятых праздников (1-й регистр) и Страстей Христовых (2-й регистр), под к-рыми - поясные изображения святых (в т. ч. прп. Саввы Сербского и св. Симеона Мироточивого, свт. Климента Охридского), в нижнем регистре - святые в рост. В нартексе А. ц. частично сохранилась роспись 1559-1560 гг. (в т. ч. образ ап. Андрея над вост. порталом), мастер к-рой, очевидно, ориентировался на роспись XIV в., однако определяющим в его манере стало серб. художественное течение, возникшее в 1557 г. после обновления Печской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/115352.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Фреска " Лествица " в Великой Лавре (ВИДЕО) Фреска " Лествица " в Великой Лавре (ВИДЕО)     В нашем фильме мы расскажем о величественной фреске «Лествица святого Иоанна» болгарского художника Захария Зографа, занимающей пространство стены в шесть метров по высоте и шесть — по ширине в притворе собора Великой Лавры .         Собор Благовещения. Рисунок Василия Барского 1839 год       Одно из лучших древних воспоминаний о Лавре - Василия Барского 1839 год:   Главный монастырь - славная Лавра Афанасия Афонскаго: храм во имя Благовещения Пресвятая Богородицы. Основатель Лавры был святой Афанасий Афонский; внутри церкви есть фоб его, а мощи его под спудом почивают.    В церкви хранятся: жезл святого Афанасия, которым ударила Божия Матерь в ка мень, и явился источник воды;   - крест, который святой Афанасий на себе носил.   Еще здесь обретается чудотворная икона Пресвятая Богородицы, нарицаемая " Икономисса», именуемая так потому, что Богоматерь обещалась святому Афанасию - его Лавре и всей Горе Афонской быть икономом.   Еще имеются кресты Честнаго Древа, и множество частей от святых мощей. .. Василий Барский   «Лествица» — это замечательное произведение, наглядно представ ляющее содержание одноименной аскетической книги VII в.   Степени " Лествицы " - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, " Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его " (Мф. 11, 12).   Фреска  болгарского художника Захария Зографа принадлежит к знаменитой критской школе, расцвет которой приходится на XVI столетие. Эти фрески, как хорошо известно исследователям византийской и поствизантийской живописи, написаны по сырой штукатурке краскою на основе порошка, полученного в результа те перетирания камней неизвестного происхождения. Весь притвор храма Лавры расписан таким образом...   Своим названием «Лествица» обязана расположенным в виде духовной лестницы тридцати подвижническим словам игумена монастыря на горе Синай святого Иоанна: лестница эта начинается с более воспитательных деятельных добродетелей, продолжа ется более созерцательными и завершается так называемыми богословскими добродетелями — верою, надеждою и любовью.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=749

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА ЗОГРАФСКИЙ Прп. Косма Зографский. Роспись парекклисиона Рождества св. Иоанна Предтечи мон-ря Зограф. 2-я пол. XVIII в. Прп. Косма Зографский. Роспись парекклисиона Рождества св. Иоанна Предтечи мон-ря Зограф. 2-я пол. XVIII в. [Болг. Козма Зографски] († 22.09.1323 (иногда в лит-ре указывается 1423)), прп. (пам. болг. 22 сент.; пам. рус. 23 февр. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных). Род. в Тырнове в семье благочестивых бояр. Получил хорошее образование. Когда родители захотели его женить, ушел на Афон в мон-рь Зограф. Вскоре удостоился видения, как Некая Жена управляет жизнью монахов на Св. Горе. От этого видения он смутился, но афонские старцы ему объяснили, что он видел Пресв. Богородицу. Был рукоположен во диакона, затем во иерея. По Божию указанию поселился в пещере недалеко от монастыря. Прославился дарами молитвы и прозорливости. Когда через 40 дней после его смерти насельники Зографа хотели перезахоронить его останки на территории мон-ря, они обнаружили, что те бесследно исчезли. Время составления Жития К. З. на греч. языке неизвестно, в 1802 г. протоигум. Евфимий перевел его на болг. язык. В мон-ре Зограф есть неск. его настенных изображений и иконы. В 2008 г. во имя К. З. впервые был освящен храм близ г. Стара-Загора (Болгария). Лит.: Служба и жumie прп. отца нашего Космы Зографскаго чудотворца. [Св. гора Атон], 1911. С. 23-44; BHG, N 393-393b; Партений (Стаматов), еп., Атанасий (Бончев), архим. Жития на светиите. София, 1974. С. 463-465; Χρυσοχοδης Κ. Παραδσεις κα πραγματικτητες στο Αγιον Ορος στ τλη το 15ου κα στς ρχς το 16ου ανα//Ο Αθως στος 14ο - 16ο ανες. Αθνα, 1997. Σ. 111-112, 114; Павликянов К. История на българския светогорски манастир Зограф от 980 до 1840 г. София, 2005. С. 110; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 13-21. Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.)

http://pravenc.ru/text/2458819.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие от Луки (14. 19-24). Лист из Зографского Евангелия. XI в. (РНБ. Глаг. 1) Евангелие от Луки (14. 19-24). Лист из Зографского Евангелия. XI в. (РНБ. Глаг. 1) (РНБ. Глаг. 1), Евангелие-тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности. Состоит из 3 частей: 1) л. 2-40, 58-288 написаны округлой глаголицей (XI в.); 2) л. 41-57 - угловатой глаголицей с вкраплением кириллических букв (XII в.; эта часть содержит палимпсест, смыт текст глаголического Евангелия-тетр XI в.); 3) л. 289-304 - кириллицей, среднеболг. извод (XIII в.). Согласно преданию, рукопись вначале хранилась в метохе афонского мон-ря Зограф близ г. Иерисс, затем попала в мон-рь. В 1843 г. ее увидел и неск. раз безуспешно просил предоставить для публикации австр. консул в К-поле А. Миханович. В 1860 г. через П. И. Севастьянова настоятель Зографа архим. Анфим подарил З. Е. рус. имп. Александру II, к-рый в 1861 г. передал его в Императорскую Публичную б-ку, где оно, по мнению современников, составило «pendant к Остромирову Евангелию» (см. Остромирово Евангелие ). В 1879 г. З. Е. было издано В. Ягичем в кириллической транслитерации (ранее И. И. Срезневский и В. Ганка публиковали фрагменты). В наст. время кодекс состоит из 303 пергаменных и 3 бумажных листов (XIX в.) размером 18×12,5 см. Включает 4 Евангелия с оглавлениями, Синаксарь и Месяцеслов (та же структура в глаголическом Мариинском Евангелии ). Рукопись без начала (с Мф 3. 11), конца (Месяцеслов начинается с 1 сент. и обрывается указанием евангельских чтений на 7-8 янв.) и с утратами в середине. В Месяцеслове отмечены памяти прп. Иоанна Рильского (19 окт.) и сщмч. Климента, папы Римского (25 нояб.); параллельно употребляются рим. и слав. названия месяцев. Глаголицей написаны Евангелия, а кириллицей «грешным иереем Иоанном» - Синаксарь и Месяцеслов. Кодекс неск. раз был расплетен: в 1844 г., по свидетельству В. И. Григоровича , он был подготовлен к переплету и имел сквозное отверстие «для закрепления подобно шнуровой». В 1852 г. К. Д. Петкович зафиксировал у кодекса хороший переплет (он сохр. на фотоснимках Севастьянова, сделанных перед передачей рукописи в С.-Петербург: РНБ ОР. Ф. 680. 1). В России для З. Е. со слепков с серебряного оклада греч. сборника из мон-ря Пантократор на Афоне (XVI в.; Ath. Pantokr. Lampr. N 1268) был сделан оклад: широкие бронзовые позолоченные рамки с медными позолоченными рельефными изображениями. В XX в. рукопись была вновь расплетена для уничтожения грибка и в таком виде хранится до сих пор.

http://pravenc.ru/text/199957.html

На прошедшей неделе в Софии состоялась презентация книги “Петр Дынов и Ванга – пророки и предтечи антихриста” . Автор двухтомника – Его преподобие иеромонах Виссарион, второй епитроп болгарского святогорского монастыря Св. Георгия Зографа. Спустя несколько дней после выхода в свет, весь тираж книги был распродан. Тема спровоцировала оживленные дебаты во многих национальных и частных электронных и печатных СМИ. Болгарский монастырь Зограф. Св. Гора Афон. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru О том, что подтолкнуло святогорского монаха обратить внимание и исследовать с богословской точки зрения сатанинский феномен Ванги и церковную позицию в отношении Петра Дынова и его учения, о духовном состоянии современного человека и его личном пути к Богу сотрудник сайта Болгарской патриархии Весела Игнатова беседовала с иеромонахом Виссарионом. – Почему именно сейчас Вы пишете о Ванге и Дынове? – Конкретные события подтолкнули меня к исследованию этой темы. Одним из них была анкета Болгарского национального телевидения в 2010 г., в которой зрители определяли самых великих людей в своей истории. Меня тогда поразил факт, что так много людей считают Петра Дынова христианином, духовным человеком. Это же относится и к Ванге. Издано столько восхваляющих ее книг. В некоторых из них ее называют святой, в других призывают упасть перед ней на колени. В книге “На колени перед Вангой” было столько богохульств, что я был изумлен, что ее предлагают для чтения. Это восхваление оказалось не моментным увлечением, оно углубляется со временем и переходит в поклонение злу. Болгария – родина св. Патриарха Евтимия, св. Иоанна Рыльского. Здесь были такие церковные деятели, как св. Климент Охридский и св. Наум Охридский и их ученики, царь Петр, царь Борис, тут подвизались мученики – св. Георгий Новый, св. Николай Софийский, св. Злата Мыгленская. Почему мы забыли про этих наших духовных колоссов, которые и сейчас помогают нашим людям? Св. Иоанн Рыльский нам завещал: “Храните православную веру! Храните веру, переданную нам святыми отцами!”. Слышен ли этот призыв сегодня?… Слышен призыв поклоняться Ванге, слышны слова Дынова. Даже гордимся, что “и мы дали что-то миру” через Дынова и богомилов.

http://pravoslavie.ru/45697.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [болг. Бельова църква «Рождество Пресвятие Богородици»], расположена в 3 км к югу от г. Самоков; объявлена памятником культуры и музейным объектом. Богослужение в ней не совершается. По мнению местного краеведа С. Пешова, построена в 1388 г. болярином Белю (болг. Бельо) вне городской черты, дабы не раздражать уже укрепившихся в городе турок-мусульман. Однако научная т. зр., основывающаяся на архитектурных особенностях памятника, отодвигает дату постройки храма к XV-XVI вв. Первоначально Б. ц. была однонефной, одноапсидной и без окон. В 1657 г., чтобы скрыть церковь от турок, ее засыпали землей, и в таких условиях в ней совершались богослужения до 1712 г. В 1856 г. возобновились службы, в 1867-1869 гг. Б. ц. была очищена от земли, полностью отреставрирована и перестроена: наос и притвор храма объединили в одно помещение, в зап. части построили арочную паперть. От древних росписей сохранились лишь отдельные фрагменты. Новые фрески были созданы Н. Образописовым, его помощниками Х. Зографским (сыном Захарии Зографа ) и Д. Дупничанином. Фрески содержат композиции на сюжеты ВЗ, циклы Страстей Господних и Христовых праздников, изображения слав. первоучителей и болг. святых (сцены жития прп. Иоанна Рильского, в т. ч. его встреча с болг. царем Петром, св. Михаила Воина Болгарина) и подписаны на церковнослав. языке. Совместно с Образописовым во 2-й пол. XIX в. над росписями стен и иконами работал болг. живописец К. Геров. В 1899 г. М. Белостойнев изобразил на зап. фасаде храма композицию «Рождество Пресв. Богородицы». В 1879 г. во дворе церкви была установлена чешма, каменное сооружение с краном для отведенной воды источника, в 1892 г. для нее построили павильон. Лит.: Семерджиев Хр. Град Самоков и околността му. [Б. м.], 1913; Захариев В. Годишнини, свързани с българското възрожденско изобразително изкуство//Изв. на Ин-та за история. София, 1962. Кн. 5; Цончева М. Българско възраждане. София, 1962; Коева М. Паметници на културата през българското възраждане: Архитектура и изкуство на българските църкви. София, 1977. С. 23, 29. Прил. 1, 2, 11; Енциклопедия на изобразителни изкуства в България. София, 1980. Т. 1. С. 87; Българската възрожденска интелигенция; Енциклопедия. София, 1988. С. 154, 479; Темелски Хр. Църкви и манастири в Самоков и Самоковско//Духовна култура. 1993. Кн. 12. С. 11-12. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77894.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней 31.12.2011 Достаточно вспомнить одного немецкого ученого, который в 1940 году воспользовался оккупацией Афона и явился в библиотеку Великой Лавры, сопровождаемый автоматчиками... Это исторический курьез, но он имеет под собой реальные основания. 18.12.2011 Есть предание о том, что разбойники напали на монастырь и ограбили его. Не успели они отплыть и несколько верст, как начался шторм. Корабль разбойников разбился о скалы. А икона была утеряна... 22.11.2011 Икона Скоропослушница для нас как мать. Иногда Бог делает вид, что не слышит наши просьбы. Но Пресвятая Богородица всегда отвечает на нашу молитву через свою икону Скоропослушница. Совсем недавно был такой случай. Одна девочка попала в аварию и получила серьезную травму головы. 20.11.2011 Икона Божьей Матери " Мати Молебница " выражает любовь Богоматери к Сыну, поэтому перед ней молятся о здравии детей и сохранении беременности. 18.11.2011 21 ноября состоится святогорский Панигер в монастыре Дохиар - Собор архистратига Михаила и Гавриила. Афон готовится к общему празднику. Собор архистратига Михаила и Гавриила – это не просто праздник архангелов. В Дохиаре сложилась такая традиция, что этот панигер прежде всего праздник пения. 02.11.2011 В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. Начался он в доме купца Онучина. 28.10.2011 Икона Божией Матери " Всецарица " . Первообраз находится в монастыре Ватопед. на Святой Горе Афон в Греции. 28 октября Праздник Святогорские Панигеры: Ватопед - икона Всецарица или Пантанасса 25.07.2011 Знаете ли, что такое и откуда взялось назва ние Троеручицы? Наши русские живописцы ошибочно пишут третью руку на иконе внизу, как бы принадлежащую Богоматери. 25.07.2011 В нашем фильме мы расскажем о величественной фреске «Лествица святого Иоанна» болгарского художника Захария Зографа, занимающей пространство стены в шесть метров по высоте и шесть — по ширине. 30.06.2011 Отсюда начинается путешествие по сказочной стране, в которой живет множество разных интересных сказок. Сказки любят, когда их читают, но эти сказки - живые. Они живут в сказочной стране и их читают далеко не все, потому что читать их можно только чистым сердцем... Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&pid=13

А для Православного Богослова Афонские акты и рукописи суть то же, что для пчелки Божией крины сельные и цветы древесные. Есть с чего собрать мед благовонный. Сколько на Св. горе находится жизнеописаний Святых и Мученников, подобно звездам воссиявших давно и недавно в Восточной Церкви! Есть там новые службы и акафисты, свидетельствующие о продолжении дара извитийствования молитв в Церкви Православной. В Лавре давно приготовлено к печати полное собрание превосходных слов Св. Григория Паламы Архиепископа Солунского о внутренней молитве. В монастыре Иверском несколько столетий покоится рукопись, содержащая глубоко – догматическое и археологическое изъяснение всех ирмосов и тропарей на все праздники Господские и Богородичные. Перевод этой рукописи на язык Русский, приближенный к Церковно – Славянскому, и перевод Богослова, глубоко и обширно изучившего Греческий язык, был бы неоцененным подарком для Православных Христиан. В монастырях Св. Павла, Зографа и Хиландара уцелело несколько Славянских переводов Библии (не полной), творений некоторых Св. Отцев, Литургий, патериков и пр. В Ватопеде показывают великолепный Ветхий Завет Греческий с живописными изображениями событий, и прекрасную рукопись проповедей Царя Льва Мудрого . В монастыре Пандократорском хранится так – называемое Евангелие Иоана Кущника (рукоп. XII века), в котором после целого Нрвого Завета написаны самым мелким почерком 20 статей разного содержания; напр.: избранные Слова Григория Богослова , Иоанна Дамаскина , Дионисия Ареопагита , полный Номоканон и пр. (В конце помещены 152 медицинских рецепта). В Есфигмнен влечет к себе рукописное Толкование Иоанна Златоустог о на Книгу Бытия (in–folio, 937 года); там же между своими собратьями красуется Номоканон in–4°, замечательный по обилию и объяснению правил Церкви. В пре6дисловии к сей рукописи сказано, что пересмотр и объяснение всех законов предпринято было по повелению Царя Мануила Комнина и Вселенского Патриарха Михаила, бывшего Упата Философов. В монастырях Котлумушском и Симонопетрском замечательны древние Богослужебные книги рукописные с нотами (крюками).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010