Мощей в монастыре не слишком много. Бесспорно драгоценную святыню монастыря составляет честный крест, сделанный из части Животворящего Древа, подаренный св. Савве греческим императором Иоанном Ватацием. Икон, признаваемых чудотворными, здесь тоже есть несколько. Подле правого клироса под навесом находится чудотворный образ Божией Матери Троеручицы. Пред образом Богоматери висят 12 неугасимых лампад и бронзовое паникадило с восковыми свечами, которое зажигают во время службы. Икона эта была принесена в Хилендар сербским архиепископом Саввою (1233) из Палестинской Лавры св. Саввы Освященного, где она стояла в келье преподобного Иоанна Дамаскина , которому некогда и принадлежала и от которой он получил исцеление правой руки своей, отсеченной дамасским халифом по проискам Льва Исаврянина – иконоборца. Преосвященный Порфирий признает эту икону только копиею с известной иконы Дамаскина. Эта хилендарская Троеручица находилась в сербском городе Скопии, где находился монастырь, называемый Троеручица по иконе Богоматери Троеручнцы. Около 1203 г. этим городом завладели болгары. Сербский великий жупан Стефан и сын его Савва, не желая, чтобы она досталась болгарам, принесли ее в Хилендар, где она и поныне находится. Лик Богоматери благообразен и чрезвычайно выразителен; лик Младенца выражает кротость. В соборе есть еще нисколько других чудотворных икон, о которых можно прочесть в книжке «Вышний Покров». Хилендар находится в самой северной части Афонской горы. От него недалеко начинается «мир» – Македония. Отсюда и начался наш поворотный пункт к Зографу, который находится на расстоянии трех часов пути от Хилендара. Стропотная тропинка, ведущая в Зографу, все постепенно возвышается до хребта горы, по которому проехав около 1/4 часа по мягкой и торной дорожке, спускаешься все вниз до самого Зографа. Зограф еще издали мельком покажется, а затем спрячется и увидишь его только тогда, когда будешь подъезжать к монастырской порте. Чем ближе к Зографу, тем растительность и местоположение роскошнее. Местоположение же самого монастыря прекрасное, живописное: кругом богатейшая растительность, дикие дебри и зеленеющее сады, горы, долы и поляны, шумящие потоки... От этого монастыря не веет какою-то ветхостью, как напр., от Хилендарского. Корпуса отделаны заново и притом изящно и удобно. Везде чистота, опрятность и удобство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [болг. Бельова църква «Рождество Пресвятие Богородици»], расположена в 3 км к югу от г. Самоков; объявлена памятником культуры и музейным объектом. Богослужение в ней не совершается. По мнению местного краеведа С. Пешова, построена в 1388 г. болярином Белю (болг. Бельо) вне городской черты, дабы не раздражать уже укрепившихся в городе турок-мусульман. Однако научная т. зр., основывающаяся на архитектурных особенностях памятника, отодвигает дату постройки храма к XV-XVI вв. Первоначально Б. ц. была однонефной, одноапсидной и без окон. В 1657 г., чтобы скрыть церковь от турок, ее засыпали землей, и в таких условиях в ней совершались богослужения до 1712 г. В 1856 г. возобновились службы, в 1867-1869 гг. Б. ц. была очищена от земли, полностью отреставрирована и перестроена: наос и притвор храма объединили в одно помещение, в зап. части построили арочную паперть. От древних росписей сохранились лишь отдельные фрагменты. Новые фрески были созданы Н. Образописовым, его помощниками Х. Зографским (сыном Захарии Зографа ) и Д. Дупничанином. Фрески содержат композиции на сюжеты ВЗ, циклы Страстей Господних и Христовых праздников, изображения слав. первоучителей и болг. святых (сцены жития прп. Иоанна Рильского, в т. ч. его встреча с болг. царем Петром, св. Михаила Воина Болгарина) и подписаны на церковнослав. языке. Совместно с Образописовым во 2-й пол. XIX в. над росписями стен и иконами работал болг. живописец К. Геров. В 1899 г. М. Белостойнев изобразил на зап. фасаде храма композицию «Рождество Пресв. Богородицы». В 1879 г. во дворе церкви была установлена чешма, каменное сооружение с краном для отведенной воды источника, в 1892 г. для нее построили павильон. Лит.: Семерджиев Хр. Град Самоков и околността му. [Б. м.], 1913; Захариев В. Годишнини, свързани с българското възрожденско изобразително изкуство//Изв. на Ин-та за история. София, 1962. Кн. 5; Цончева М. Българско възраждане. София, 1962; Коева М. Паметници на културата през българското възраждане: Архитектура и изкуство на българските църкви. София, 1977. С. 23, 29. Прил. 1, 2, 11; Енциклопедия на изобразителни изкуства в България. София, 1980. Т. 1. С. 87; Българската възрожденска интелигенция; Енциклопедия. София, 1988. С. 154, 479; Темелски Хр. Църкви и манастири в Самоков и Самоковско//Духовна култура. 1993. Кн. 12. С. 11-12. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77894.html

26 мучеников-иноков Зографской обители Афона (болгары) пострадали от рук византийского императора Михаила Палеолога, который заключил унию с Римом в 1274 г. В 1283 г. император, которого сильно раздражало нежелание афонских монахов принимать унию, вместе с католическим духовенством сжег 26 иноков в башне монастыря Зографа. Св. Феодосии Тырновский — родом из Тырнова, подвижник первой половины XIV b. (+1363), учитель св. Евфимия, впоследствии известного Тырновского Патриарха. Св. Феодосии в своём подвиге следовал идеям исихазма и старался эти идеи распространить и утвердить в Болгарии. В истории духовного просвещения болгар св. Феодосий известен также в качестве примерного переводчика святоотеческих творений с греческого языка на болгарский. Весьма почитается также уже упоминавшийся выше св. Евфимий, Патриарх Тырновский, все служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви, на укрепление страны, улучшение состояния народа, усиление его единства, необходимого для сохранения болгар как нации перед опасностью османских завоеваний. В Болгарии почитаются и новомученики (так названы святые, пострадавшие во время турецкого завоевания) — св. мученики Иоанн Новый Тырновский, Константин Софийский, Рада Пловдивская, Милян, Мишо и Гаджо, Хадиджа-Мария, Ореховские новомученики, Виевские новомученики, и другие. Особо почитаются болгарами святые Паисий, игумен Хилендарского монастыря, и Софроний, епископ Врачанский. Важное место в истории Болгарской Православной Церкви занимают монастыри. В монастырях свято исповедовалась православная вера и воплощался дух восточного аскетизма. В первое время своего возникновения и существования болгарские монастыри, основываемые царями и владетелями, играли большую роль в христианском просвещении своего народа и в создании христианской культуры. Период Первого и Второго Болгарского царств, начиная с царя Петра, можно назвать «золотым веком» болгарского монашества. В это время христианские истины воплощаются в жизни лучших представителей Болгаской Церкви: преп. Иоанна Рыльского, преп. Иоакима Осоговского, преп. Прохора Пшинского, преп. Гавриила Лесновского. Монастыри в это время возводятся не только владетелями, но и трудами и молитвами самих насельников. Вокруг монастырей в это время кипит бурная христианская жизнь. В XIV b. болгарское монашество в лице преп. Феодосия Тырновского и святителя Евфимия Тырновского и их школы имеет влияние не только внутри страны, но и на весь православный славянский мир. Во время турецкого завоевания почти все монастыри пострадали, многие из них пришли в запустение. В это тяжелое время, когда для всего болгарского народа и его культуры остро стоял вопрос о выживании, монастыри были духовными твердынями и местом сохранения народности. Монастыри являлись хранителями священных книг, старинных рукописей, свидетельствовавших о славном прошлом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Продолжалось и развитие иконописи. Наиболее замечательные произведения поствизант. периода были созданы в XVI в. Онуфрием Неокастритом из Эльбасана. Сохранились написанные им образы для иконостасов Благовещенского и Свято-Димитриевского храмов в замке Берата, фресковые росписи в Никольском храме в Шельцане и святых Феодоров в Берате. Живописец следовал визант. традиции, но не отказывался и от опыта западноевроп. искусства. В произведениях Онуфрия впечатляет гармоничное сочетание ярких красок, отход от традиц. канонов в пользу передачи психологического состояния образов, контраст света и тени, драматические эффекты. Работы последователей Онуфрия (сын Николай; соавтор последнего - Иоанн; позже Онуфрий Киприот и ряд анонимных живописцев), расписывавших храмы по всей А., представляли иконописную школу, к-рую можно назвать «школой Берата». Находясь под сильным влиянием искусства Онуфрия, они, однако, не достигли его уровня. В XVII в. многие храмы украшаются переносными иконами и стенной росписью: в Берате, в селах Мюзекеи, в Воскопое, Виткуки, Любоне, Радове и др. Подписи на греч. языке сохранили имена многих художников этого времени: Михаил Линотопи и его друг Никола (в стегопольском Ильинском храме, 1653), Михаил и Константин Грамоджи, Михаил Зерма - но большинство художников неизвестны (мон-рь св. Иоанна Предтечи в Воскопое, 1659, и др.). Воскрешение Лазаря. Икона. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в. (Музей археологии и этнографии. Тирана) Воскрешение Лазаря. Икона. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в. (Музей археологии и этнографии. Тирана) За «школой Берата» XVI-XVII вв. следует «школа Корчи» XVIII-XIX вв., в работах ее мастеров явственно различимо влияние искусства Афона и наряду с этим западноевроп. живописи. В работах Афанасия Зографа и его брата Константина (сер. XVIII в.) заметны элементы стиля барокко: лики их икон, гораздо более пластичные и «портретные», отражают национальный албан. тип. Богатейшие поствизант. росписи украшают стены сохранившихся храмов Воскопои: напр., в Свято-Никольском храме Давид Селеница в 1726 г.

http://pravenc.ru/text/64028.html

тексте явно лит., а не документального характера, возникшем, возможно, не ранее 1762 г. Противоречит 919 году как дате основания болг. мон-ря и содержание древнейшей части грамоты, называющей основателями обители «сыновей царя Охридского Устиниана» Моисея, Аарона и Иоанна Селиму, к-рых принято отождествлять с западноболг. правителями посл. трети X - нач. XI в. братьями-комитопулами, носившими (кроме младшего - Самуила, к-рого в этом случае приходится отождествлять с Иоанном) те же имена. Не снимает существующих противоречий и предположение, что в источнике грамоты фигурировал 979 (6487) год, поскольку в условиях непрекращающихся военных действий между Византией и державой комитопулов создание болг. мон-ря в пределах империи представляется невероятным. К тому же в более ранних преданиях XVI-XVIII вв. («Рай мысленный» Стефана Святогорца, афонские легенды, записанные В. Г. Григоровичем-Барским) в качестве основателей обители фигурируют простые иноки с теми же (или почти теми же) именами. Для решения вопроса не имеет значения и наличие слав. кириллической подписи зографского игум. Макария на греч. акте 980 г. о продаже афонского мон-ря св. Апостолов: подпись не современна грамоте, но является подтвердительной при позднейшей передаче угодий от одного владельца к др. и по палеографическим признакам датируется не ранее 1-й пол. XIV в. В наст. время неизвестно ни одной подлинной грамоты (греч. или слав.) ранее 1-й трети XIV в. о пожалованиях к.-л. болг. мон-рю или же скиту на А. (даже подложные грамоты с именами болг. царя Калимана и имп. Андроника II Палеолога претендуют на древность не большую, чем посл. четв. XIII в.), то же относится ко вкладам книг и церковной утвари. Неизвестны и рукописи с записями, достоверно переписанные болг. книжниками в Зографском мон-ре (и вообще на А.) до XIV в. Вмч. Георгий. Икона. XIII в. (мон-рь Зограф) 1-е упоминание Зографа в качестве слав. обители содержится в грамоте Пантелеимонова мон-ря 1169 г., среди подписей на ней имеется кириллическая: «            » (Actes de Saint-Pantéléèmôn.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Решено было не ждать и упредить захватчиков. Отец Гавриил пошел на экстраординарный шаг ради спасения святынь и исконного уклада жизни Святой Горы – он написал письмо Гитлеру с просьбой сохранить монастыри от разрушения и взять Афон под личное покровительство. На немецкий язык письмо перевел монах Герасим из его же монастыря. Письмо было поддержано всеми монастырями, за исключением болгарского Зографа. Письмо гласило: Во Святой Горе. 13/26 апреля 1941. Его Превосходительству канцлеру славного Германского государства господину Адольфу Хитлеру в Берлин Ваше Превосходительство, С глубоким почтением мы, нижеподписавшиеся представители двадцати священных царских, патриарших и ставропигиальных монастырей Святой Горы Афонской, имеем исключительную честь обратиться к Вашему Превосходительству с горячей просьбой соблаговолить взять под свое высокое личное покровительство и попечение священное сие место, игуменами и представителями коего мы являемся, наследуя в этом основателям и благодетелям священного этого места – византийским императорам и их преемникам. Святая Гора, Ваше Превосходительство, сформировалась в IX веке по Рождестве Христовом во всеправославное монашеское государство, где издревле живут в любви и согласии монахи различных православных национальностей, беспрепятственно прибывающие на Святую Гору; духовно она зависит от Вселенского Константинопольского Патриархата, административно самоуправляется Священным Собранием представителей двадцати священных и господствующих монастырей, а в государственном отношении находилась под покровительством и попечением византийских императоров и их наследников. Это автономное государство было ограждено (в своих правах) последовательными уставами и хрисовулами 31 основателей и благодетелей священных монастырей – византийских императоров Василия Македонянина (882), Иоанна Цимисхия (972), Константина Мономаха (1046), Мануила II Палеолога (1406), Стефана Душана (1346) и других славянских и угро-волошских государей, фирманами султанов и, наконец, Уставом 1926 года, коего два экземпляра прилагаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

72 Ксенофонтов монастырь основан неизвестно каким-то Ксенофонтом и был сначала болгарским монастырем. Путешественник Барский слышал в этом монастыре богослужение на славянском языке. Теперь в монастыре господствуют греки (Там же. С. 25–26). 73 Дохиарский монастырь основан Евфимием, бывшим келарем или дохиаром в Лавре Св. Афанасия, в память чего и обитель получила название Дохиарской (Там же. С. 29). 75 Симонопетрский монастырь основан в XIII веке святым Симоном, спасавшимся уединенно на камне (отсюда произошло название монастыря) в пещере, которая и теперь сохраняется в ее первоначальном виде (Там же. С. 81). 76 Святопавловский монастырь основан святым Павлом, происходившим из царского рода. Монастырь был некогда славянским (Там же. С. 76). 77 Лавра Св. Афанасия основана в Х веке иждивением императоров византийских Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия. Мощи святого Афанасия покоятся в соборном храме, посвященном его имени. Кроме соборного храма в Лавре находится восемнадцать малых церквей и приделов. Недалеко от Лавры находится так называемая обыденная церковь , созданная святым Афанасием в честь святых бессеребренников Козьмы и Дамиана (Там же. С. 64–66). 78 Котломушский монастырь основан греческим императором Алексеем Комненом в XII веке (Там же. С. 54). 79 Корея (Карея) – это центральное место всего Афона, где находится Протат, заведующий управлением всех афонских монастырей, тут же имеет свое место пребывания турецкий ага, представитель гражданской власти Афона. Главная святыня корейского скита – это общеизвестная чудотворная икона Божией Матери под названием «Достойно есть» (Там же. С. 53). 81 Зографский монастырь один из древнейших монастырей на Афоне. Монастырь посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу. В монастыре имеется чудотворная икона святого Георгия, по преданию сама собой изобразившаяся на доске, отчего и сам монастырь получил название Зографа (Зограф значит живописец). Особенное торжество в Зографе – это 10 октября. 1276 года 10 октября зографские монахи отказались повиноваться требованию Михаила Палеолога о переходе в унию и в числе двадцати двух затворились в одной из монастырских башень, которая и была зажжена со всех сторон. Все затворившиеся в башне монахи погибли в огне (Там же. С. 32–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На прошедшей неделе в Софии состоялась презентация книги “Петр Дынов и Ванга – пророки и предтечи антихриста” . Автор двухтомника – Его преподобие иеромонах Виссарион, второй епитроп болгарского святогорского монастыря Св. Георгия Зографа. Спустя несколько дней после выхода в свет, весь тираж книги был распродан. Тема спровоцировала оживленные дебаты во многих национальных и частных электронных и печатных СМИ. Болгарский монастырь Зограф. Св. Гора Афон. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru О том, что подтолкнуло святогорского монаха обратить внимание и исследовать с богословской точки зрения сатанинский феномен Ванги и церковную позицию в отношении Петра Дынова и его учения, о духовном состоянии современного человека и его личном пути к Богу сотрудник сайта Болгарской патриархии Весела Игнатова беседовала с иеромонахом Виссарионом. – Почему именно сейчас Вы пишете о Ванге и Дынове? – Конкретные события подтолкнули меня к исследованию этой темы. Одним из них была анкета Болгарского национального телевидения в 2010 г., в которой зрители определяли самых великих людей в своей истории. Меня тогда поразил факт, что так много людей считают Петра Дынова христианином, духовным человеком. Это же относится и к Ванге. Издано столько восхваляющих ее книг. В некоторых из них ее называют святой, в других призывают упасть перед ней на колени. В книге “На колени перед Вангой” было столько богохульств, что я был изумлен, что ее предлагают для чтения. Это восхваление оказалось не моментным увлечением, оно углубляется со временем и переходит в поклонение злу. Болгария – родина св. Патриарха Евтимия, св. Иоанна Рыльского. Здесь были такие церковные деятели, как св. Климент Охридский и св. Наум Охридский и их ученики, царь Петр, царь Борис, тут подвизались мученики – св. Георгий Новый, св. Николай Софийский, св. Злата Мыгленская. Почему мы забыли про этих наших духовных колоссов, которые и сейчас помогают нашим людям? Св. Иоанн Рыльский нам завещал: “Храните православную веру! Храните веру, переданную нам святыми отцами!”. Слышен ли этот призыв сегодня?… Слышен призыв поклоняться Ванге, слышны слова Дынова. Даже гордимся, что “и мы дали что-то миру” через Дынова и богомилов.

http://pravoslavie.ru/45697.html

В Софии проходит выставка икон Димитрия Зографа София, 27 мая 2007 г.     В подземном склепе храма-паметника Александра Невского на выставке икон впервые будет представлено творчество брата Захария Зографа, Димитра. Поводом послужило 210-летие со дня рождения мастера, сообщает портал Двери.Бг. Димитр Зограф всегда оставался в тени своего брата, и мало кто знает, что именно он обучил живописи своего младшего брата Захария. Др. Елена Генова, старший научный сотрудник Института искусствоведения при Болгарской академии наук: «Объем его творчества в несколько раз больше, чем у Захария Зографа, его кисти принадлежат иконы в сотнях церквей в нынешних границах Болгарии и еще десятки в Македонии и Сербии». Димитр Зограф расписал и новый главный храм Рильского монастыря. После церквей Святой горы, это самый большой храм на Балканском полуострове. На выставке впервые будет представлена единственная подписанная Димитром икона апостола Иоанна Богослова. «Реставратору удалось под несколькими слоями краски обнаружить первоначальный слой и подпись. До сих пор не было известно ни одной подписанной иконы Димитра Зографа, и исследователи считали, что он придерживался средневекового принципа анонимности творческой личности», - говорит Генова. Иконы Димитра Зографа находятся в различных храмах по всей Болгарии. Часть из них привезена в столицу Болгарии, Софию, где будет оставаться до 31-го августа. 27 мая 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22308.html

Известие, мною ныне полученное от кандидата Петковича, уже известного Отделению, до некоторой степени может служить дополнением того, что сообщено В.И. Григоровичем. В этом известии есть, между прочим, три небольшие выписки и несколько заметок о содержании рукописи. «Открыв рукопись, г. Миханович не мог не порадоваться от души такой редкой находке и не пожелать извлечь из неё пользу для науки: нашедши рукопись заброшенною и пренебреженною монахами, не знавшими тогда ещё цены монастырского сокровища, он просил уступить её ему для напечатания, обещая возвратить подлинник с приличным вознаграждением в пользу обители. Настойчивая просьба учёного славянина и патриота возбудила в Зографских старцах сомнение и подозрение: они тайно почувствовали важность пренебрежённой и считаемой ими дотоле бесполезною вещью рукописи, поколебались в решении принять денежное вознаграждение и решились твёрдо не выпускать за монастырскую ограду доставшегося им по неведомым судьбам неведомого сокровища. Напрасно г. Миханович обращался с письмами в Зограф и подкреплял свою просьбу доводами в пользу Славянской науки и известности самой рукописи и обители. Монахи отвечали ему, что не могут ни за какие резоны расстаться с монастырскою святынею и обещали хранить и беречь её как зеницу ока. Через семь лет после В.И. Григоровича, зографцы показали мне глаголическое Евангелие переплетённым и тщательно хранящимся в особом футляре, в сундуке с монастырскими документами. Рассматривая и изучая его в течение целой недели, я имел в руках вышепомянутое сочинение г. Григоровича и сравнивал и поверял тщательно его замечания. Из 308 листов рукописи, показываемых мне, 4-х не достаёт, и добрые старцы Зографа не могли никак объяснить мне куда они девались, а со вздохами проклинали святотатную руку, во зло употребившую гостеприимство и доверие и посягнувшую на святыню обители». Затем г. Петкович сообщает выписки: Еванг. Иоанна. I. ст. 1. – « баше слово, й слово баше отъ Ба, й Бъ баше слово се б искон отъ Ба.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010