Ноября 27 (10 декабря) Священномученик Василий(Соколов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Василий родился в 1872 году в селе Любаново Московской губернии в семье псаломщика Михаила Соколова . В 1895 году Василий Михайлович окончил Вифанскую Духовную семинарию. Женился, но рано овдовел, у них с женой был один сын. В 1897 году Василий Михайлович был рукоположен во священника к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Афинеево Верейского уезда Московской губернии. В 1924 году отец Василий был возведен в сан протоиерея, в 1927-м – награжден крестом с украшениями, в 1931-м – палицей. В начале 1932 года к районному уполномоченному ОГПУ поступил донос, что «в селе Афинеево священник Василий Михайлович Соколов ведет систематическую антисоветскую агитацию и антиколхозную деятельность. Методом борьбы с советской властью Соколов избрал организацию различных торжественных богослужений и юбилеев, на одном из которых Соколов поминал бывшего царя Николая». 9 апреля следователь допросил жителя села Афинеево, который сказал: «Соколов к советской власти настроен враждебно, неоднократно я замечал с его стороны агитацию против колхоза, например, в ноябре 1931 года у нас вышла вся соль и моя жена пошла к соседям занять соли, но у соседей также не оказалось соли или они просто не хотели почему-либо дать. Тогда моя жена зашла в дом священника Соколова, он дал моей жене соль и спросил: «Ну как, Варвара, как у вас в колхозе дела идут? " Жена ответила, что дела идут хорошо, все убрали. Тогда Соколов сказал: «Ну, подождите, увидите, как будет хорошо. Вот загонят всех в колхоз и потом с вами церемониться не будут, а будут гонять на работу палкой; сейчас они стесняются круто с вами поступать, потому что другие в колхоз не пойдут, а вот как взойдут все, то тогда увидите, как будет хорошо». В конце марта мне крестьянка села Афинеево Бобылева проговорилась, что некоторые женщины ходили советоваться к батюшке Соколову о том, что вступать им в колхоз или нет, на что Соколов им ответил: «Какое мне дело, я вам советовать не могу, разве вы не видите, как живут в колхозе, сейчас вы как хотите, так и работаете, а в колхозе вас будут посылать насильно, болен ты или здоров, а иди работай; по-моему, в колхозе ничего хорошего нет». Как я ни пытался узнать, кто ходил советоваться к Соколову, так и не узнал, так как Бобылева мне не сказала. По всему чувствуется, что Соколов на наши селения имеет большое влияние, к нему на дом ходят советоваться женщины не только нашего села, но и из соседней деревни Мартемьяново, отчего в нашем селе Афинеево единоличники плохо готовятся к весеннему севу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 27 (10 декабря) Священномученик Василий  Соколов Священномученик Василий родился в 1872 году в селе Любаново Верейского уезда Московской губернии в семье псаломщика Михаила Соколова. В 1895 году Василий Михайлович окончил Вифанскую Духовную семинарию. Женился, но рано овдовел, у них с женой был один сын. В 1897 году Василий Михайлович был рукоположен во священника к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Афинеево Верейского уезда Московской губернии. В 1924 году отец Василий был возведен в сан протоиерея, в 1927-м – награжден крестом с украшениями, в 1931м – палицей. В начале 1932 года к районному уполномоченному ОГПУ поступил донос, что «в селе Афинеево священник Василий Михайлович Соколов ведет систематическую антисоветскую агитацию и антиколхозную деятельность. Методом борьбы с советской властью Соколов избрал организацию различных торжественных богослужений и юбилеев, на одном из которых Соколов поминал бывшего царя Николая». 9 апреля следователь допросил жителя села Афинеево, который сказал: «Соколов к советской власти настроен враждебно, неоднократно я замечал с его стороны агитацию против колхоза, например, в ноябре 1931 года у нас вышла вся соль и моя жена пошла к соседям занять соли, но у соседей также не оказалось соли или они просто не хотели почему-либо дать. Тогда моя жена зашла в дом священника Соколова, он дал моей жене соль и спросил: “Ну как, Варвара, как у вас в колхозе дела идут?” Жена ответила, что дела идут хорошо, все убрали. Тогда Соколов сказал: “Ну, подождите, увидите, как будет хорошо. Вот загонят всех в колхоз и потом с вами церемониться не будут, а будут гонять на работу палкой; сейчас они стесняются круто с вами поступать, потому что другие в колхоз не пойдут, а вот как взойдут все, то тогда увидите, как будет хорошо”. В конце марта мне крестьянка села Афинеево Бобылева проговорилась, что некоторые женщины ходили советоваться к батюшке Соколову о том, что вступать им в колхоз или нет, на что Соколов им ответил: “Какое мне дело, я вам советовать не могу, разве вы не видите, как живут в колхозе, сейчас вы как хотите, так и работаете, а в колхозе вас будут посылать насильно, болен ты или здоров, а иди работай; по-моему, в колхозе ничего хорошего нет”. Как я ни пытался узнать, кто ходил советоваться к Соколову, так и не узнал, так как Бобылева мне не сказала. По всему чувствуется, что Соколов на наши селения имеет большое влияние, к нему на дом ходят советоваться женщины не только нашего села, но и из соседней деревни Мартемьяново, отчего в нашем селе Афинеево единоличники плохо готовятся к весеннему севу».

http://fond.ru/kalendar/1394/vasiliy/

митрополит Исидор (Тупикин) Жизнь и служение епископа Смоленского Иоанна (Соколова) в стенах Санкт-Петербургских духовных школ Источник Статья посвящена анализу жизни и трудов епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова) в период его служения в Санкт-Петербургских духовных школах. Именно этот этап жизни преосвященного отмечен многими научными трудами, которые впоследствии принесли ему славу неординарного богослова и одного из лучших знатоков канонов Православной Церкви. В статье предпринята попытка охватить служение преосвященного Иоанна в качестве преподавателя, инспектора, а затем ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Источниками для исследования послужили труды самого преосвященного Иоанна и архивные документы Российского государственного исторического архива. В качестве дополнительной литературы были использованы статьи из журналов и воспоминания лиц, знавших преосвященного лично. Данный метод позволяет приблизиться к наиболее объективному взгляду на личность и служение исследуемого лица. На основе имеющихся материалов автор статьи показывает вклад епископа Иоанна в церковную науку, а также значимость для Русской Церкви Санкт-Петербургских духовных школ в качестве научного центра и кузницы исследовательских и административных кадров для епархий и высших учебных заведений нашей Церкви в середине XIX в. Имя преосвященного Иоанна (Соколова) – епископа Смоленского и Дорогобужского, канониста, богослова, проповедника – небезызвестно для тех, кто изучает каноническое право, а также для интересующихся проповедническим и публицистическим наследием выдающихся представителей русской богословской науки. Информация о нем содержится во многих энциклопедиях и в ряде статей. Однако все имеющиеся на данный момент биографические опыты не отражают объективный взгляд на личность и труды преосвященного Иоанна. Так, в трудах Котовича и Аристова епископ Иоанн представлен в качестве незначительной фигуры, недостойной особого рассмотрения. Или, напротив, в трудах Романского и Барсова изучаемая нами личность предстает в качестве одной из выдающихся в истории Русской Церкви. Во всяком случае, полноценная научная биография епископа Иоанна (Соколова) на данный момент не написана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Евгений Соколов: «Община о.Иоанна Привалова должна принести покаяние в своей ереси» Руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии о «Заостровском расколе» 28.12.2012 2723 Время на чтение 5 минут 2 6 декабря на сайте «Русской народной линии» была опубликована статья «Заостровский раскол» об антиканонической, раскольнической, сектантской деятельности настоятеля храма Сретения Господня в селе Заостровье Приморского района Архангельской области иерея Иоанна Привалова, который к тому же является последователем известного священника-обновленца Георгия Кочеткова. О происхождении и особенностях так называемого «Заостровского раскола» в интервью «Русской народной линии» рассказывает наш постоянный автор, руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов . Впервые я познакомился с деятельностью общины прихода Сретения Господня в селе Заостровье более 10 лет назад. Однажды в храме ко мне подошла женщина, которую я ранее катехизировал и крестил, и со слезами сказала, что ее выгнали с Литургии верных из заостровского храма. Это сообщение вызвало у меня горечь и изумление. Женщина спросила меня: «Батюшка, неужели Вы неправильно меня крестили? Почему меня оттуда выгнали?» Тогда я даже не нашелся, что ей сказать. Меня захлестнуло возмущение: ну как же так, на каком основании ее выгнали с Литургии верных?! Она рассказала, как остановили богослужение, и все прихожане на нее уставились, вынуждая уйти. Изгнанная из храма женщина призналась мне, что она так и не смогла понять, почему ее прогнали. Потом ей объяснили, что на Литургию верных допускается только тот, кто прошел какое-то специальное оглашение у отца Иоанна Привалова. Поступок священника меня покоробил, я никак не мог понять, как он может так поступать, ведь мы несем служение в одной епархии, сидим рядом на епархиальных собраниях, причащаемся из одной Чаши. И вдруг такой странный поступок. Но дальше – больше. Я стал больше узнавать о заостровской общине, например о том, что богослужение в этом храме идет исключительно на русском языке. Тогда я попытался понять, почему они «паки и паки» заменяют на «снова и снова», а не, скажем, на «опять и опять» или «еще и еще раз». И кто постановил, что именно этот перевод должен использоваться на богослужении? Насколько я знаю, владыка Тихон не благословлял отца Иоанна служить по-русски, и все его начинания были самочинием. А ведь мы приносили священническую присягу, в которой клялись перед Господом «Богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/28/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Евгений Соколов: «Плоды тщеславия и гордыни взошли и расцвели во всей красе» Руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии об общине о.Иоанна Привалова 16.01.2013 1298 Руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов высказал свое мнение о сегодняшней ситуации в Заостровском храме, сообщает ИА «Православие на Северной земле». «Почти 15 лет мне пришлось наблюдать со стороны за общиной храма в Заостровье. Сейчас, когда прошел Церковный Совет и, казалось бы, все расставлено по местам , начинается непонятная, простите, " истерика " людей из общины о.Иоанна Привалова. На Церковном Совете о.Иоанн признал, что и епископ Пантелеимон и епископ Тихон неоднократно призывали его прекратить самочиние и служить по Церковному уставу. О.Иоанн сказал, что он давал слово и даже (его слова) перешел на какое-то время на ЦСЯ, но потом все вернулось на круги своя. Аргумент – " Я люблю русский язык " . На Престоле заостровского храма лежало Евангелие в переводе на русский язык академиком Аверинцевым, которое читалось на Литургии. На вопрос: " Кто благословил? Кто дал право так служить? Ответа не последовало. На мой вопрос: " Но если вам о.Иоанн, можно так изменять устав, то почему другим нельзя? Как будет сохраняться единство Церкви, если любой священнослужитель может изменять устав по своему " хотению " ? " Ответа не последовало», - рассказал отец Евгений. «Странно, эти люди рассуждают о любви, - отмечает пастырь. – Сколько боли все эти годы они причиняли нам и нашим прихожанам. Но, как становится ясным из их ответов: они видят ТОЛЬКО СВОЮ боль, боль других должна быть принесена в жертву их инаковости, их своеобразию. " Нам хорошо! Зачем вы разрушаете то место, где нам хорошо?! " - вот их главный лозунг. То что единогласно весь церковный совет (20 священников, в том числе возрастных, которые служат у Престола Божия более 25 лет) осудил нарушения устава, которые практиковались о.Иоанном Приваловым – их мало интересует. Они требуют выслушать их мнения, совершенно не интересуясь единогласным мнением Церковного Совета. Можно же было попросить о встрече со священниками и попробовать рассмотреть их взгляды, понять, что побудило священнослужителей к единогласному принятию такого решения?! Нет! Это их совсем не интересует!!! Выслушивать, по их мнению, можно только их и все!»

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/16/pr...

Кто такие сайентологи? Яценюк, в частности. Это бесы или там есть ангелы? У микрофона протоиерей Владимир Соколов. 07.07.2014 06:41:59 Кульков Сергей Андреевич Добрый вечер, дорогие радиослушатели, в прямом эфире радио «Радонеж», сегодня мы с вами обсуждаем актуальные темы, которые нас волнуют. Сегодня у микрофона протоиерей Владимир Соколов, настоятель строящегося храма Во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами.  Вы можете задать свой вопрос по телефону прямого эфира, вы также можете прислать свой вопрос на короткий номер по интернету, слово «ВЕРА» в начале сообщения. Не забудьте написать слово «ВЕРА» и через пробел сам текст вашего вопроса.  Мы с вами живем в интересное время, когда происходит масса событий, но наше несчастье в том, что живя во времени, в котором происходят эти события, мы одновременно пребываем и вне времени. Богослужение - это явление надмирное, оно принадлежит вечности и те события, которые мы отмечаем, календарно отмечаем, во времени, они имеют свой день празднования, они все равно принадлежат вечности, потому что мы не повторяем эти события во времени, а мы реально присутствуем и участвуем в тех событиях, которые мы празднуем и отмечаем. И поэтому очень важно это иметь в виду, и каждый раз, когда мы приходим на Богослужение - мы приходим в Сионскую горницу, где собрались апостолы, чтобы принять Кровь и Плоть Христову. Эта неделя у нас была посвящена празднованию жен-мироносиц. Почему апостолы не были при кресте, кроме Иоанна Богослова, почему они не пошли умастить Его тело, почему они не поверили, когда жены-мироносицы возвратились с вестью о том, что Его нет во гробе, что Он воскрес, почему они сразу поверили явившемуся ангелу, а апостолы не поверили женам? Как написано в Евангелии от Матфея: «Они усомнились». Ну, понимаете, во-первых, это была традиция, потому что, вообще, женщине в древнем мире не доверяли, она была подвержена эмоциональности, это все знали и поэтому не доверяли. Кроме того, например, в пути правоверному иудею запрещалось разговаривать с женщиной, и когда Христос повел беседу с самарянкой, то это было нарушение традиции, нарушение закона.

http://radonezh.ru/text/kto-takie-sayent...

Несколько слов по поводу издания богословских лекций покойного преосвященного Иоанна (Соколов) Смоленского Источник Поминайте наставников ваших. Имя покойного преосвященного Иоанна епископа смоленского, как имена других корифеев нашей русской богословской мысли, сошедших со сцены своей деятельности и уступивших место другим деятелям, не нуждается в пространных пояснениях. Ему бесспорно принадлежит одно из почетнейших мест в среде блестящих светил нашей отечественной церкви. Имя его невольно вызывает на сравнения и сопоставления с великими именами Филарета московского , Иннокентия херсонского , Филарета черниговского , Макария литовского, оттенивших своею ученою деятельностью самую блестящую эпоху в истории православной русской науки. 1 Покойный преосвященный стяжал заслуженную и громкую известность своими необычайными дарованиями во всем русском образованном мире. Он счастливым образом соединил в себе самые многосторонние дарования, которые редко гармонически соединяются даже в выдающихся талантах. Ему принадлежит заслуженная слава знаменитого русского ученого – творца системы церковного законоведения, блестящего и неподражаемого церковного оратора, талантливейшего публициста и глубокого мыслителя. Но, подобно многим выдающимся дарованиям в семье великих русских ученых, поэтов и других великих деятелей на разных поприщах общественного служения мыслью, словом и делом, преосвященный прожил не долго. Он успел познакомить русское общество только с частью (хотя и весьма почтенною) своих капитальных трудов, успел опубликовать далеко не все, что было продумано, прочувствовано и осмыслено им в тиши ученого кабинета. Покойный преосвященный, как известно, в течение многих лет был профессором догматического богословия, сначала в петербургской семинарии, затем в казанской и наконец в нашей академии. О профессорской блестящей деятельности его шла громкая молва, проникавшая в самые глухие и отдаленные уголки России, где только были люди сколько-нибудь интересовавшиеся духовною ученостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Преосвященный Иоанн, Епископ Смоленский Преосвященный Иоанн родился в Москве, здесь получил низшее и среднее образование; в Московской Духовной Академии он закончил своё богословское образование и в ней же положил начало своего плодотворного служения на пользу Церкви и духовному просвещению. Ко дню столетнего юбилея академии благовременно вспомнить этого высокоталантливого и многостороннего церковного деятеля, проявившего свои таланты в разных областях богословского знания и, в частности, выдающегося церковного оратора. Составитель предлагаемого очерка намерен дать краткие сведения о жизни и деятельности преосвященного Иоанна, – преимущественно останавливаясь на тех фактах, которые имеют значение для характеристики этой оригинальной и загадочной личности. При обозрении проповеднической деятельности Иоанна, будет обращено внимание только на содержание и характер его проповедей жизненно-практического направления, которого он был первым и лучшим представителем. I. Краткие биографические сведения и характеристика личности преосвященного Иоанна Преосвященный Иоанн (Соколов) , епископ Смоленский, был сыном священника Московской Вознесенской церкви (в бывшем Варсонофьевском монастыре); родился 5 июля 1818 года, при крещении наречён Владимиром. Обучался в Москве же – в Высокопетровском духовном училище и в Московской духовной семинарии; по окончании семинарского курса учения в 1838 году, был отправлен на казённый счёт в Московскую Духовную Академию. В 1842 г. окончил курс академии под 2 и удостоен степени магистра, в каковой утверждён Св. Синодом в Декабре 1843 г. Его сочинение на учёную степень, под заглавием: «Стоглавный собор», через восемнадцать лет после написания было напечатано в Православном Собеседнике 277 . В год окончания академического курса, 29 августа 1842 года, по предложению митрополита Филарета, Владимир Сергеевич Соколов пострижен в монашество, с наречением ему имени Иоанн 278 ; на следующий день после пострижения он рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

протоиерей Илия Соколов Предварительные сведения о первом послании св. Иоанна Богослова Писатель послания Древние Церковные писатели, по свидетельству Евсевия (Ист. кн. 3 гл. 24), безспорно усвояют послание сие Св. Апостолу Иоанну Богослову. И действительно, в нем повсюду виден тот свет учения о Божественности Иисуса Христа, которым озарены п другие сему Апостолу принадлежащие писания, и тот дух любви, который свойственен наперснику вечной любви Богочеловека. Общества, к которым писано послание Седьмой стих второй и двадцать первый последней главы рассматриваемого послания дает видеть, что Иоанн писал оное к обществам Христиан, обращенных из Иудеев и язычников, по всей вероятности Малоазийских. Ибо эта часть света, по свидетельству Климента Александрийского (Ист. Евс. кн. 8 гл. 23), была главным поприщем, на котором Св. Апостол Иоанн подвизался по отбытии из Палестины. Время и место написания В памятниках древности не находим прямого указания, где и когда написано послание сие. Впрочем, принимая в соображение свидетельство Евсевия (Истор. кн. 3 гл. 24) и соглашаясь с мыслью Амвросия Медиоланскаго (Зап. на 36 псал.), должно полагать, что послание писал Св.Апостол в глубокой старости, т.е. после заточения, претерпенного им на острове Патмосе. В это время, живя в Ефесе, он и лично посещал верующих и писанием назидал их, как то видно из второго и третьего послания ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ). Повод к написанию В исходе первого века юная Христова Церковь имела уже многих врагов. Между ними Св.Иоанн видел сеятелей всякой лжи и неправды, истых клевретов Антихриста ( 1Ин.2:19, 22, 26 ). И видев это, признал за благо обличить таковых, изложив в письмени лжемудрие их, а вместе с тем начертать для верующих правило, по которому могли бы они различать проповедников истины от лживых учителей, водимых духом лести и приводящих в погибель. Содержание и ход послания Послание, при поверхностном на него взгляде, не дает замечать ни главного предмета, ни составных своих частей. Углубляясь же в оное, скоро усматриваем и то и другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Саратов. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Горах. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь «на горах», или храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове, - самое большое культовое сооружение в городе. В современном виде церковь была построена в 1876—1883 г.г., однако ее история начинается задолго до этих лет. На склоне Соколовой горы (отсюда название храма - «на горах»), где жило беднейшее население Саратова, в начале XIX в. стояло несколько небольших церквушек (каменная Спасо-Преображенская, каменная Крестовоздвиженская, деревянная церковь Сошествия Святого Духа), которых явно не хватало для всех прихожан, населяющих Соловьевы горы. Земля там была очень дешевая, и власти города отводили ее под заселение крестьян и рабочих фабрик Саратова. В 1859-1860 годах на Безымянной площади (будущая Покровская) по благословению епископа на средства и под патронажем саратовского купца Воронова был построен новый деревянный приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В деревянном храме было освящено два придела: 1. святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и пророка Илии; 2. святого пророка и Предтечи Иоанна, мученицы Наталии и преподобномученицы Феодосии. Хотя церковь по размерам была достаточной (на Соколовой горе в ту пору проживало более 6000 прихожан), она была холодной и не отапливалась, что создавало неудобства для верующих и служащих церкви. В марте 1876 г. настоятель Покровской «на горах» церкви обратился к властям города с просьбой о разрешении строительства нового каменного храма. После долгих согласований и обсуждений такое разрешение было получено 28 октября 1877 г. Разработка проекта нового здания была поручена известному городскому архитектору Алексею Марковичу Салько. Его задача была спроектировать величественный вместительный каменный храм, который являлся бы украшением города. А.М. Салько предложил проект пятикупольного каменного здания церкви без колокольни, который и был утвержден 23 марта 1878 г. со сметой 65989 руб. 50 коп.

http://sobory.ru/article/?object=06780

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010