Вот о таковых Церковь особенно молится, чтобы Врач душ и телес воздвиг их от одра болезни, даровал им благодатную силу к терпеливому перенесению скорбей. В своих молитвах Церковь также не забывает и о тех лицах, которые страдают в неволе. Особенно это случается часто во время войн, когда множество пленных страдают вдалеке от своей родины и подчас подвергаются страшным мучениям. Эти лица, как никто иной, лишены бывают всяких человеческих прав и привилегий и покровительства от других. Для них остается только одно сред­ство, подкрепляющее и избавляющее их от бедствий, – это молитва Церкви Христовой, пред которой не могут устоять ни диавол, ни власть имущие. Говоря о бесконечных человеческих скорбных обстоятельствах, можно привести слова апостола Павла, который писал о себе в Послании к Коринфянам: «Много разбыл в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11,26–27 ). Действительно, сколько людей страдают в самых разнообразных многочисленных обстоятельствах. И обо всех них Церковь молится Господу, чтобы они мужественно и терпеливо переносили все трудности своей жизни и достигли конечной цели своей жизни – спасения. После молитвы за частных лиц священнослужитель в двенадцатом прошении молится о самом себе, прося Бога, чтобы Он избавил его от всех скорбей, гнева и нужды. Это молитвенное обращение пастыря к Богу выражает, во-первых, его смирение, а во-вторых, он тоже, как и все люди, имеет свои греховные недостат­ки и поэтому перед совершением Евхаристического Канона еще раз умоляет Создателя своего о ниспослании ему Божественной благодати, освящающей и очищающей его ради страшного и ответственного служения у престола. Далее возносится молитва о заступлении, спасении и помиловании нас от всех волнений и неприятностей земной жизни. А также пастырь просит Творца, чтобы Он не лишил нас Своей благодати, которую человек, прово­дящий греховную жизнь, может легко удалить от себя и тем самым лишиться покрова милости Божией и своего спасения. И, наконец, в последнем молитвенном прошении Церковь обращается к Божией Матери и всем святым, чтобы они, как имущие дерзновение пред Престолом Божиим, помогали всем христианам достойно совершить свой жизненный подвиг и достичь вечного блаженства. О чем и святой апостол Павел пишет: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный» ( 2Тим.4,7–8 ) (7, с.388–391). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Мало в мире душ, просвещенных духом Христовой мудрости, которые, видя соблазн в священнике, не соблазняются о Христе, не искушаются о Церкви, но еще горячее приникают ко Христу, еще пламеннее любят Его. Церковь и с боль­шей ревностью стараются служить Тому, измену Кому видят пред собою. Большинство «верующих» от малейшего соблазна колеблются в вере, не только в Церковь , но даже в Бога, в Его силу и власть. Эти люди бывают легки на отход от Церкви. Это – «младенцы в вере». Нельзя строго судить их. Надо им помогать, их оберегать. Оттого поистине, «кто соблазнит одного их малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ( Мф.18,6 ). Священство есть великая сила освящения («водоем благодати», по выражению прот.Иоанна Сергиева), но оно может быть и великой силой соблазна мире. Св. Григорий Богослов в прощальной речи к своей пастве просит прощения у пасомых в том, что «он не величался перед ними, не старался соревноваться с вельможами в роскоши, не высился на колесницах, заставляя разбегаться народ, как перед страшным зверем» 244 . Паства осталась к святителю холодна, потому что «она, – говорит святой Григорий, – не иереев ищет, а риторов, не строителей души, но хранителей имуществ». Правильно начатое пастырство, свободное от хитрости и лукавства, получает себе в помощники Промыслителя. О правильном пути пастырского воздей­ствия апостол говорит: «В учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства, мы из усердия к вам восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» ( 1Сол.2,3,8 ). Священнику вверена не одна только проповедь веры и благочестия, не одно совершение богослужения и Таинств, ему вверены самые души верующих, за которыми он должен наблюдать и вести ко спасению. «Не учить только, но и руководить, что значит взять за руку и вести ко спасению, – говорит епископ Феофан – По какой-то случайности у нас иереи, главным образом, заботятся об исправлении треб. И это должно исправлять со вниманием, но на первом месте должно ставить руководство ко спасению 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Преображение Господне Значение праздника по церковным песнопениям Событие Преображения Господа на Фаворе описывается в Святом Евангелии ( Мф.17, 1–13 ; Лк.9,27–36 ). Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: «Вы за Кого почитаете Меня?» – Апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16,15–16 ). После этого Господь сразу же начал открывать ученикам Своим тайну, что Его ожидает в Иерусалиме, то есть страдания и смерть. Прошло после этого несколько дней. Господь берет с Собой на гору Фавор помолиться «верховных учеников» Петра, Иакова и Иоанна, именно тех апостолов, которые – по выражению церковной стихиры – «хотели быть с Ним и во время предания Его» (Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах»), берет их, чтобы они, увидев чудо Его преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий. И когда Господь молился, лик Его просиял как солнце, ризы и одежда Его стали белы, как снег. С Преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, об ожидающем Его там Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр, в порыве восторга от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». Не успел еще апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, а из облака раздался чудный Божественный глас: «Сей есть Сын Мой Возлю­бленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» ( Мф.17,5 ). Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника, при этом изъясняется и глубокий его догматический и нравственный смысл. Явившиеся Преобразившемуся Господу и с ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» (этим своим явлением) свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческого Су­щества Сияние, господствуяй живыми и мертвыми», они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков» (Преображение, великая вечерня, стихира на литии на «И ныне»). И был к апостолам «глас свыше Отечь, из облак шумно предсвидетельствующ и глаголющ: «Сей есть, Его же из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой ... Его же послах спасти» людей, в Троицу крещаемых и исповедающих «нераздельную державу Божества» (Там же, 3-я стихира на литии).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Чтобы убедиться во всех этих выводах, просмотрим и разберем двадцать третью главу Евангелия от Матфея. Здесь в Своей речи Спаситель сово­купил все, что было Им сказано против фарисеев в разные времена Его служения. Господь предвидел, что и между Его последователями найдутся такие же фарисеи и книжники, которые станут связывать неудобоносимые бремена, чтобы возлагать их на плечи других, а сами не захотят и перстом двинуть, будут украшать внешность своей жизни, внутри же будут полны всякой неправды и хищения. И против христианских лицемеров Он изрек Свое «горе» 270 . «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» ( Мф.23, 1, 2 ). Этими словами Иисус Христос признает продолжение власти и авторитета за фарисеями и книжниками, как народными учителями, как истолкователями закона Моисеева и руководителями народа к жизни по закону. В лице Иисуса Христа дается пастырю не просто пример, но и живая, вечно действующая Божественная Личность, с Которой пастырь теснейшим обра­зом в своем пастырстве связывается, от Которой он может постоянно черпать живую благодать (5, с.116–121,129). Все идеалы человеческие до Христа и после Него в сравнении со Христом – ничто и меркнут пред Ним. И хотя сделаться равным Ему в исполнении зако­на никто не может, но подражать Ему в исполнении той или другой заповеди может и должен каждый человек. Поистине велик этот идеал, проявившийся в жизни, проповеди, чудесах Христа Спасителя и воздействии Его на людей, соприкасавшихся с Ним в обращении закоренелых грешников, исцелением больных и бесноватых, воскрешении мертвых, насыщении хлебами и прочих Его добродетелях (Там же, с.101–102). Учительство Христа Спасителя В Своей пастырской деятельности Господь Иисус Христос самым главным считал проповеди (см.: Лк.4,43 ; Ин.4,34 ). «Я на то родился и на то пришел в мир, – говорил Он ученикам и народу, – чтобы свидетельствовать о истине, всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин.18,37 ). И свидетельство это есть самое несомненное и непреложное, так как исходит от Того, Который есть «свидетель верный», по словам Иоанна Богослова ( Апок.1,5 ), Который есть, наконец, Сама Ипостасная Истина ( Ин.14,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

3 .              Заискивание перед сильными, богатыми. Пренебрежительное отношение к бедным и незаметным людям. «Зрение на лица». Боязливость и ложная кро­тость перед обличением греха сильных мира сего. Гневливость и грубость в отношении людей безответных и зависимых 259 . 4 .              Проповедование в храме каких-либо земных ценностей и высот, увлечение вне храма каким-либо косвенным делом или идеей, в ущерб прямому пастырскому делу врачевания душ и приведения их к Единому Пастырю. Неблагоговейность в храме 260 . 5 .              Искание себе славы и чести, тщеславие. Признаки атеизма. «Как вы може­те веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» Признаки веры пастырской: «Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» ( Ин.5,44 и 7,18). 6 .              Нерадение о душе человеческой. «Наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит: и волк расхищает овец и разгоняет их, а наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах» ( Ин.10,12–13 ). Любовь Божия, как Свет Солнца, падает на все человечество, и если некоторые убегают от животворного солнца в свои мрачные и сырые подвалы мысли и чувств, – разве повинно в том Солнце Правды, сияющее «над злыми и над добрыми?» (Там же, с.378–381). Многое, что можно мирянину, – греховно для пастыря (Там же, с.360). Предназначение пастыря – носить в своей душе всю паству. Жизнь истинного пастыря Церкви Христовой окружают благодатная красота и величие (32). Мы всегда должны жить и учить только так, как учат Церковь и святые отцы (3, с.33). Святая обязанность пастырей состоит в том, чтобы всегда говорить о спасительных путях Господних (Там же, с.105). Своим духовным детям пастырь должен постоянно стремиться привить жажду покаяния (6, с.94). Миротворческое служение пастыря Господь Иисус Христос начал служение миру. Святые Его апостолы продолжили это служение Пастыри Церкви, благодаря непрерывному преемству, продолжают его доныне. Вот почему пастырское служение во имя спасения людей, верующих в Распятого и Воскресшего Сына Божия, есть продолжение служения Самого Пастыреначальника (16, с.45).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

А где Царство Божие, там, без сомнения, и жизнь вечная, а где царство диавола, там, без сомнения, смерть и ад. Все заключается в святилище души. Когда диавол будет изгнан отсюда и страсти уже не будут в ней царствовать, то основывается в нас Цар­ство Божие, как говорится в Евангелии, «Царствие Божие внутрь вас» ( Лк.17,20–21 ). А внутри вас не что иное может быть, как знание или неведение истины, и любовь к порокам или добродетелям, которыми мы устрояем в сердце рабство или диаволу, или Христу. Качество этого Царства описывает и апостол, когда говорит: «Царствие Божие не пища и не питие, но праведность, мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14,17 ). Итак, если Царство Божие внутрь нас находится и это Царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием и, напротив, кото­рые живут в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, те находятся в царстве диавола, в аде и смерти, этими признаками отмечается Царство Божие и царство диавола» 271 . В дальнейшем периоде Своего общественного служения Иисус Христос становится Сам предметом Своих поучений. Вначале Он не только не провозглашал о Своем Божественном происхождении и достоинстве, но и всякое слово об этом со стороны слушателей или исцеляемых старался воспретить. Те­перь Он объявляет Себя Владыкой и Господом, Единосущным и Равносущным Отцу, Сопребывающему в Нем («Аз во Отце и Отец во Мне»), объявляет Себя грядущим Судией мира в День Страшного и праведного Суда Божия и т.д. В начале служения Спаситель даже апостолам не говорил о предстоящих Своих страданиях и крестной смерти. Они не могли вместить этого, почему им и дано было только то, что они могли вместить и что служило наилучшим подготовлением к последующему. Затем, когда наступило время и возможность, когда апостолы уже исповедали Его Христом, Сыном Божиим, Спаситель прямо и точно сказал им о Своих страданиях и затем неоднократно повторял:«Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие и убьют Его» ( Мф.17, 22–23 ; Мк.8,31; 9, 31 ; Лк.9, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

в) магометан и других? Об этом мы имеем косвенное свидетельство в Деяниях святых апостолов, где апостол Петр говорит: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его приятен Ему» ( Деян.10,34–35 ). Апостол Павел говорит о язычниках, что и они по природе законное делают, что «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2,14–15 ), то есть они будут судимы по тому, как они проводили свою жизнь (Там же). Можно ли в однажды освященной воде крестить несколько раз? Можно в одной освященной воде крестить несколько младенцев 17 до тех пор, пока она не потеряет естественную чистоту, говорится у прот.Никольского и в книге «Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики» (37). Можно ли во время крестин разбавлять воду ранее освященной водой? Этого делать ни в коем случае нельзя. Потому что святая вода, и даже богоявленская, предназначена для другой совершенно цели, то есть для освящения домов и других предметов, для искоренения страстей и т.д., как об этом говорит­ся в чине освящения воды. Вода же, освящаемая для Крещения, имеет другой смысл и назначение, а именно для возрождения крещаемого для жизни вечной. Священник молится Богу, чтобы отступили от нас все воздушные злые силы и да не утаится в воде сей демон темный, ниже да снидет с крещающихся дух лукавый. В этой воде происходит очищение плоти и духа просвещение души банею пакибытия, обновлением духа одеянием нетления и т.д. Этого в чине освящения воды на Богоявление нет, а поэтому для освящения воды в Таинстве Крещения употребляется другой чин. Святой Григорий Нисский говорит: «Не пренебрегай божественной купелью и не считай ее обыкновенной по употреблению водой, ибо то, что в ней действует, велико есть и производит чудные действия» 18 . Притом все это предусмотрено Церковью на благо человека, а поэтому нужно исполнять в точности 19 (16). Некоторые при Крещении не открывают Царские врата, другие открывают, кто прав?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

В Церкви существуют награды и отличия, даваемые пастырям как воздаяние за их труды и как средство поощрения к полезной деятельности, этого не запрещает и слово Божие, гласящее: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5,17 ). Со стороны пасомых пастырю всегда воздается осо­бое уважение. Но пастырь не должен это уважение поставлять целью своей деятельности, он не должен искать и домогаться их какими бы то ни было средствами. Для него предосудительно искать их даже путем исправного и усердного исполнения своих обязанностей, тем более, конечно, несвойственно пастырю, если он к приобретению почестей и уважения станет употреблять незаконные средства вроде лести, происков, лжи, клеветы, интриг, измены долгу, совести и т.п. Далее Господь, обращаясь уже и к ученикам Своим, повелевает не называться учителями, отцами и наставниками, «ибо один у вас Учитель и Наставник – Христос, один у вас Отец, Который на небесах все же вы – братья» ( Мф.23,8–10 ). Спаситель, с одной стороны, предостерегает их от честолюбия, выступая не против сущности этих слов, а обличая намерения пастырей добиться, чтобы их величали так, а с другой, научает, каким образом можно избежать этого недуга, то есть говорит о послушании и смирении. «Больший из вас да будет вам слуга» (ст.11) (5, с.120–124). Нравственный характер отношений между начальствующими и подчиненными в Церкви Христовой «Больший из вас да будет вам слуга». Этими словами указывается на нравственный характер отношений между начальствующими и подчинен­ными в Церкви Христовой. Братская любовь, которая не кичится, а назидает ( 1Кор.8,1 ), любовь, полная смирения, – вот только что должно отличать пастыря. Вместе с тем Спаситель представляет и следствия смирения, как и кичливой гордости, смиренный возвысится, гордый унизится, и это не только в очах Божиих, в Царстве воздаяния, но и в очах человеческих, часто еще и здесь в земной жизни сами же люди рано или поздно поймут и разгадают как высоту одного, так и пустоту другого. Так пастырю Христовой Церкви в противоположность тщеславию, честолюбию и корню этих пороков – гордости – внушается безусловное смирение по образу Того кроткого и смиренного сердцем ( Мф.11,29 ), Кто, будучи равен Отцу, Себе умалял, «зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» ( Флп.2,7,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди, расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (ст.5). Спаситель обличает лицемерное благочестие и тщеславие книжников и фарисеев. Сами они не исполняли того, что повелевали исполнять народу, а что и исполняли, то исполняли не по внутреннему убеждению в необ­ходимости исполняемого, а только для того, чтобы показаться народу ис­полнителями закона, чтобы их видели люди, то есть исполняли лицемерно. С тою же целью показать свое особенное благочестие, по тщеславию, они расширяли хранилища свои и увеличивали воскрилия риз своих, дабы по одному этому внешнему признаку народ видел, что они «не якоже прочии человецы». Это обличение приложимо и к тем из христианских пастырей, которые нечужды подобной же фарисейской закваски ( Мф.16,6 ). И к ним иногда могут быть отнесены слова пророка, повторенные Спасителем: «Приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене. Всуе же чтут Мя» ( Ис.29,13 ; Мф.15,8–9 ). Плохо, конечно, и то, когда пастырь наме­ренно, цинично и без стыда выставляет свои пороки на вид к соблазну пасомых, но не менее постыдно в нем и лицемерие, когда на устах его – одно, а в глубине сердца – другое, тем более если это лицемерие соединяется еще с тщеславием. Лицемерный пастырь должен помнить, прежде всего, что всякая ложь неприлич­на пастырю, именно как ложь, долго скрыться не может, ее сердцем чувствуют пасомые, и рано или поздно она откроется во всей своей наготе, ибо нельзя но­сить вечно маску, чтобы она когда-нибудь не упала. Так лицемер, допускающий лицемерие иногда по-видимому даже с доброю целью (не соблазнять пасомых), не есть истинный Христов пастырь, как тем более не может быть таковым тот, кто еще тщеславится своим благочестием, которого на самом деле нет. «Любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «Учитель! Учитель!». Обличается честолюбие, в частности, страсть к общественному почету и титулам. «Может быть, все это сочтет кто-нибудь за малость, – говорит св. Иоанн Златоуст , – но эти малости бывают причиной великих зол» 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Все это делало их подобными «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». «Так и вы, – говорит Господь, обращаясь к лицемерам в духовной жизни, – по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» ( Мф.23,27,28 ). И, наконец, Господь угрожает фарисеям за их притворное, следовательно, опять наружное только, покаяние, с которым они обвиняли своих отцов в из­биении пророков, но в то же время сами готовы были убивать посланников Божиих, и в этом отношении действительно превзошли своих предков, убив Самого Сына Божия, что и переполнило, наконец, меру долготерпения Госпо­да. Обличение касается исключительно книжников и фарисеев. Но нет ли и теперь таких пастырей, которые на словах готовы благоговеть пред честными исполнителями воли Господней, в душе же в каждую удобную минуту готовы предать и уничтожить таких деятелей, служащих живым упреком их собствен­ной лицемерной деятельности? В заключение своей грозной обличительной речи Господь предрекает страшную участь, ожидающую народ еврейский, вконец развращенный своими вождями – этими змиями и порождениями ехидны, выражая в то же время чувство глубокого сострадания и трогательной скорби о гибели этого народа, избранного Самим Богом, столь любимого Богом, для которого прежде всего Он преклонил небеса и сошел на землю ( Мф.23,33–39 ). Речь опять, ко­нечно, касается исключительно народа иудейского и его ложных пастырей. Но угроза Спасителя, столь страшная по отношению к неисполнившим своего на­значения, во всяком случае должна заставить призадуматься и пастыря народа христианского, носящего в себе хоть какие-нибудь черты образа книжников и фарисеев. Ведь пастырь – образец и пример для паствы, и это налагает на него ответствен­ность не только за себя, но и за пасомых. «Как на корабле, – говорит преподобный Исидор, – когда сделает ошибку кормчий, то уготовляет общую гибель, так и грехи имеющих священный сан распространяют вредоносность на всех» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010