Диавольское искушение властолюбия и славолюбия пастырь должен постоянно препобеждать в себе. Для этого, по учению свв.отцов, пастырь ни в коем случае не должен почитать себя чем-нибудь 97 . Потому что «и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий... Мы соработники у Бога» ( 1Кор.3,7,9 ) 98 . Это, однако, не означает, что пастырь должен предаваться бездеятельности. «Когда Я скажу беззаконнику, – говорит Господь пастырю словами пророка Иезекииля, – «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» ( Иез.33,8 ) (Там же, с.80–85). Общественное служение Спасителя как высочайший пример для пастырей Земная деятельность Господа нашего Иисуса Христа была прежде всего пастырской. Это то «доброе пастырство», которое Христос относит к Себе в притче о «добром пастыре» ( Ин.10, 1–11 ), та пастырская любовь, которую Он настойчиво (трижды) требовал от ап.Петра как необходимого условия для пастырства ( Ин.21, 2–17 ) и которую Он сам проявлял к «погибшим овцам дома Израилева», уча их, исцеляя всякую болезнь и немощь ( Мф.4,23 ), питая духовно и телесно ( Мф.14, 13–21 ). Христос пришел на землю с целью привести людей в Церковь Свою на земле, а через нее и в Царство Небесное. В Своей Личности, в Своей жизни и деятельности Христос воплотил тот высочайший идеал чистоты и святости, стремиться к которому есть главнейшая и единственная цель жизни каждого христианина, а тем более пастыря (Там же, с.101). Подражание пастыря Церкви Христовой Пастыреначалънику Имея пред своим духовным взором высочайший образец Христа Спасителя, пастырь должен стремиться подражать Его жизни и исполнять те Божественные законы, которые Он и предписывал как необходимые нормы для достижения жизни вечной. «Кто Мне служит, Мне да последует» ( Ин.12, 26 ). Об этом говорит и апостол Петр: Христос оставил «нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2, 21 ). Безгранично широким, разносторонним, всеобъемлющим и всесовершенным является образ пастыря в Лице Божественного Учителя. Это – идеал, данный пастырям всех стран и народов на все времена. Он должен быть именно таким, каким он дан, иначе он перестал бы быть идеалом вечным и потерял бы для пастырей свою высоту и обязательность. Безусловно, никакой пастырь не может сравниться с этим идеалом, но, несмотря на свои немощи, искушения и грехи, он может и должен учиться у Христа, посильно подражать Ему. Надо помнить, что как Сам Христос претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь ( Евр.2, 18 ). Образ Пастыреначальника не может быть воплощен отдельным пастырем, но может быть осуществлен целым в сово­купности пастырством (Там же, с.113).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Признак Царства Божия Одним из существенных признаков этого Царства является его универсальный характер, то есть мир небесный и земной составляют Царство Бога во Святой Троице (Там же, с.387). Когда особенно ярко раскрывалось Царство Божие Особенно ярко это Царство Триединого Бога раскрылось в этом мире с пришествием Христа Спасителя. Предтеча Господень, приготовляя людей к принятию Небесного Посланника, возвещал грядущим к Нему: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное». И далее он говорит: «Идущий за мною сильнее меня Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мф.3,11 ). И действительно, все это исполнилось тогда, когда Спаситель открыто вышел на общественное служение роду человеческому. Проповедуя везде по городам и селам, Он говорил: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11,28 ) (Там же). Как многие народы получили Царство Небесное Многие племена и народы, получили Царство Небесное через веру в Иисуса Христа. Призыв к покаянию и к приобретению Царства Небесного раздается и сейчас во время Божественной литургии, побуждая людей к теснейшему единению со Христом через вкушение Святой Евхаристии (Там же). Когда наступит благодатное Царство Окончательно благодатное Царство наступит тогда, когда будет упразднен грех, то есть после Второго пришествия Христова. Тогда будет Бог всяческая во всем (Там же). Что представляет собой Царство Божие Прославляемое священнослужителем в начале Литургии Царство Триединого Бога представляет собой Царство вечной Божественной жизни, Царство, объемлющее весь мир, Царство, утверждающееся в людях, чистых сердцем, исповедующих Иисуса Христа Сыном Божиим (Там же, с.387–388). Пополнение Царства Небесного В течение более семи тысячелетий в ангельский мир влилось большое число сынов рода человеческого. Это пополнение духовного мира будет осущест­вляться до скончания века (Там же, с.434). Кто войдет в Царство Небесное Всем, желающим войти в это благодатное Царство, открыта дверь. Не существует никаких преград национального или классового характера. В вечности каждый человек получит по своим заслугам. Как звезда от звезды разнствует в своей славе, так и для подвизающихся различные обители уготованы Богом. Все будет зависеть от добродетельной жизни человека. И если ангельские силы исчисляются Священным Писанием как тысячи тысяч и тьмы тем ( Дан.7,10 ; Апок.5,11 ), то о человеке Господь сказал, что Он пришел взыскать одну овцу погибшую, оставив в горах девяносто девять. Но это не значит, что земных свободно-разумных существ войдет в царство славы малое число. Апостол Иоанн Богослов говорит, что «взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред Престолом и пред Агнцем в белых одеждах…» ( Апок.7,9 ). Значит, из этих слов можно сделать вывод, что всем тем, которые будут исполнять волю Божию, уготована вечная жизнь с Агнцем, закланным от сложения мира (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

в) магометан и других? Об этом мы имеем косвенное свидетельство в Деяниях святых апостолов, где апостол Петр говорит: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его приятен Ему» ( Деян.10,34–35 ). Апостол Павел говорит о язычниках, что и они по природе законное делают, что «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2,14–15 ), то есть они будут судимы по тому, как они проводили свою жизнь (Там же). Можно ли в однажды освященной воде крестить несколько раз? Можно в одной освященной воде крестить несколько младенцев 17 до тех пор, пока она не потеряет естественную чистоту, говорится у прот.Никольского и в книге «Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики» (37). Можно ли во время крестин разбавлять воду ранее освященной водой? Этого делать ни в коем случае нельзя. Потому что святая вода, и даже богоявленская, предназначена для другой совершенно цели, то есть для освящения домов и других предметов, для искоренения страстей и т.д., как об этом говорит­ся в чине освящения воды. Вода же, освящаемая для Крещения, имеет другой смысл и назначение, а именно для возрождения крещаемого для жизни вечной. Священник молится Богу, чтобы отступили от нас все воздушные злые силы и да не утаится в воде сей демон темный, ниже да снидет с крещающихся дух лукавый. В этой воде происходит очищение плоти и духа просвещение души банею пакибытия, обновлением духа одеянием нетления и т.д. Этого в чине освящения воды на Богоявление нет, а поэтому для освящения воды в Таинстве Крещения употребляется другой чин. Святой Григорий Нисский говорит: «Не пренебрегай божественной купелью и не считай ее обыкновенной по употреблению водой, ибо то, что в ней действует, велико есть и производит чудные действия» 18 . Притом все это предусмотрено Церковью на благо человека, а поэтому нужно исполнять в точности 19 (16). Некоторые при Крещении не открывают Царские врата, другие открывают, кто прав?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Где взять светлую одежду спасения Одежду спасения подает Спаситель наш Господь Иисус Христос . Поэтому в Великопостном песнопении мы и обращаемся к Нему, «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (Там же). Господь дарует одежду спасения в Таинстве Крещения Господь Милосердный даровал нам одежду спасения в Таинстве Крещения, «дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1,22 ), чтобы быть нам «чадами Божиими» ( Ин.1,12 ), ибо все, «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3,27 ). Крещение сняло с нас первородный грех , сделало нас чистыми и невин­ными пред Богом. Но наша беда в том, что, облекшись во Христа в Таинстве Крещения, мы опять запутываемся в грехах, опять забываем Христа, живем «по обычаю мира сего, по воле духа, действующего в сынах противления» ( Еф.2,2 ) (Там же). Средство вновь облечься в одежду спасения И Милосердный Господь, зная немощь нашу, даст нам средство вновь облечься в одежду спасения. Средство это – покаяние и причащение Святых Христовых Тайн. Слезами покаяния, как вторым Крещением, мы омываем скверну с души своей, а причастившись Святых Тайн, вновь облекаемся во Христа, ибо Он сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пре­бывает, и Аз в нем» ( Ин.6,56 ) (Там же). Какая одежда необходима, чтобы войти в Чертог Спасов Правая вера, чистая и добродетельная жизнь во Христе – вот одежда нашей души, необходимая, чтобы войти в Чертог Спасов (Там же). Всемогущество Божие Там, где бессильна бывает помощь человеческая, проявляется всемогущая сила Божия Спаситель мира, Который пришел освободить человека от смерти и ада и даровать ему утешение и блаженство, всегда готов помочь бедствую­щим и страждущим (21, с.29). Слова Спасителя «Не плачь» относятся ко всем людям всех времен Как повествуется в слове Божием, Господь, увидев плачущую мать, «сжалился над нею и сказал ей: «Не плачь». И подойдя, прикоснулся к одру, несшие остано­вились; и Он сказал: «Юноша! тебе говорю, встань». Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить, и отдал его Иисус матери его» (ср. Лк.7,13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Но как же освободиться пастырю от этого искушения? Прежде всего, следует горделивому самолюбию противопоставить смирение и исполнять заповедь Спасителя, Который говорит: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» ( Мк.10, 43–44 ). Эту заповедь должен пастырь исполнять именно потому, что он является продолжателем дела Спасителя, а «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк.10,45 ). Пастырю следует стремиться к утверждению в ангелоподобной жизни и не забывать, что он является служителем Бога. Св. Димитрий Ростовский , поучая пастырей, говорит: «Если ты служитель Божий, если ты пастырь словесных овец, если ты учитель, то будь по жизни своей непорочен, как Ангел Божий. Возвещая слово Божие, не делай дел демонских» 64 . Епископ Неофит, разбирая этот вопрос в своем курсе Пастырского богословия, говорит, что степень смирения и братской услужливости ярко выражает подготовленность пастыря к ответственному пастырскому служению, как и является оценкой самого этого служения 65 . Не гордость, а смирение украшает пастыря. Смирением же пастырь стяжает благодать Божию, необходимую в пастырском служении. Чтобы приобрести смирение, как говорится в книге душеспасительных изречений, должно постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, считать себя не только грешнее всех, но даже и всякой бессловесной твари; когда укоряют в чем-либо, то молчи; кротко объясняй истину; отвергнуть свою волю, терпеть поношения, оскорбления и уничижения – вот истинный путь к смирению 66 . Победить эту страсть [гордость] можно, если пастырь будет постоянно поучаться в слове Божием и проводить свою жизнь согласно его требо­ванию, подражая во всем Пастыреначальнику, Который был кроток и смирен сердцем ( Мф.11,29 ). Готовящийся к священству еще заранее должен приучить себя к мысли, что если всякое звание дает человеку не только права, но и возлагает на него известного рода обязанности, то тем большие обязанности возлагает на него звание служителя Христова. Пастырь должен помнить, что дело служения спасению людей есть не столько дело самого пастыря, сколько дело Божие, и, следова­тельно, ему нечем гордиться и величаться. Служителю алтаря нужно знать, что рано или поздно гордость откроется пред всеми, потому что она противна Богу и людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

«Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его» ( Сир. 11:26,27 ) . Святой апостол Павел наставляет нас: Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев» ( Рим. 2:6–8 ) ; «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал. 7–10 ). Святитель Григорий Богослов учит: «Настоящее время есть время делания, а будущее – время воздаяния (Слово 7)» (31: 543) . Святитель Тихон Задонский пишет: «Смерть никого не оставляет, и чем дольше живем, тем ближе она к нам. Этот предел Божий как неизвестен нам, так и весьма страшен. Неизвестен, поскольку смерть похищает без разбора старых и молодых, младенцев и юношей, готовых и неготовых, праведных и грешных. Страшен, поскольку отсюда начинается нескончаемая, непрестающая, всегда пребывающая вечность. Отсюда мы отходим или в вечное блаженство, или в вечную муку; или в место радости или в место плача. Отсюда мы начинаем или вечно жить. Или вечно умирать; или вечно царствовать на небе со Христом и святыми Его, или вечно страдать в аду с сатаной и ангелами его» (179. См. листок от 15 сентября по новому стилю. Статья «Последний путь». См. также: «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . Приложение к магистерской диссертации: “Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении” доцента архимандрита Иоанна Маслова . Загорск, 1981, Т. 1–5, С. 1862»). «В загробном мире перед душой две дороги – к свету или от него, и душа после смерти тела уже не может выбирать дорогу. Дорога предопределена жизнью человека на земле» (182: 11) . Размышления о часе смертном напоминает нам об этом и тогда мы с особым чувством и пониманием говорим: Господи, дай нам память смертную; Господи, научи нас страху Божиему; Господи, дай нам прежде конца покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Наиболее действенна подкрепляющая сила молитвы в пастырском одиночестве, которое ему нередко приходится испытывать среди своей маловерной и малодушной паствы. Это одиночество тем мучительнее для пастыря, чем более он соответствует своему предназначению – носить в своей душе всю паству. Тяжесть этого настроения высказывали еще ветхозаветные пастыри. Так, любвеобильнейший Моисей, видя народное ожесточение, жаловался Богу, говоря: «Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня. Когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» ( Чис.11,14–15 ). Таков же смысл слов пророка Илии ( 3Цар.19,10 ) и Иеремии (15, 17–20). Жалуется на одиночество свое и ап.Павел ( 2Тим.4,16–17 ). Указывает на тяжесть одиночества и Христос Спаситель, говоривший ученикам в час пре­дания: «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь и Меня оставите одного, но Я не один, ибо Отец со Мною» ( Ин.16,32 ). Для человека замкнутого отчужденность от жизни общества, пожалуй, не будет тяжелым бременем, но для пастыря, любящего народ свой, эта отчужденность грозит отчаянием, если он не употребляет против такого недуга духовного врачевства и противоядия, каковым и является молитва, переносящая пастыря в Торжествующую Церковь , которая восполняет его душу, созерцающую колеблющихся сынов Церкви воинствующей. Христианин, пребывающий в молитве, приближается к со­стоянию такого же прозрения, как пророк Елисей, который при нападении сириян на Дофаим говорит слуге своему: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» ( 4Цар.6,16–17 ). Так и всякий истинный пастырь, возносящийся в молитве душою в мир небесный, постоянно сознает себя окруженным обще­ством святых и бывает менее одинок в своем уединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Следовательно, Христос Спаситель один преимущественно пред всеми может научить этой истине и всех прочих как для их собственного спасения, так и для приведения других к животу вечному, состоящему, по словам Того же Божественного Учителя, в познании Истинного Бога. «Сия же есть жизнь вечная, – сказал Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве, – да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17,3 ), – разумея здесь под знанием не теоретическое, умственное познание Бога, а теоретико-практическое, когда, кроме ума, в познании Бога участвует и сердце чрез его постоянную любовь к Богу, участвует и воля чрез свою пре­данность Воле высочайшей, чрез исполнение Заповедей Господних. В этом состоит сущность проповеди Христа Спасителя. Выступая со Своей проповедью, Иисус Христос требовал от людей пламенной веры, жертвенной любви, полного переворота во всем строе внутренней личной жизни. Все личное в жизни человека должно быть перестроено на общественное, греховное – на чистое, святое; земное – на небесное; старое на новое. «Вы слышали, что сказано древним. А Я говорю вам .. » ( Мф.5,21 ). Так, преобразуя, возвышая старое, ветхозаветное, Христос решительно утверждал новое, новозаветное. Выступая с проповедью Евангельской истины, Христос Спаситель имел необычайный успех. Уже первоначальная проповедь в Галилее ( Мф.4,23 ), по словам евангелиста Луки, обратила к Иисусу Христу внимание всех слушаю­щих Его речи, вызывая в них невольное удивление и возгласы хвалы, так что Христос, учивший в то время на сонмищах иудейских, был «славим всеми» ( Лк.4,15 ). А после произнесения речи в Назаретской синагоге, речи, сказанной в разъяснение слов пророка Исаии: «Дух Господень на мне» и т.д., все присут­ствующие подтвердили Его слово и выражали удивление «о словесех благодати, исходящих из уст Его», и говорили «Не Иосифов ли это сын?» ( Лк.4,22 ). С каждой новой речью слава об Иисусе Христе как великом Учителе, росла все более и более, вызывая удивление не только слушавших, но распространя­ясь и на жителей окрестных стран, так что после пребывания в Капернауме, где Иисус Христос учил в субботы и где также дивились Его учению ( Лк.4,31–32 ), «исхождаше глас о Нем во всяко место страны» ( Лк.4,37 ) и даже за пределы ее, ибо, по словам евангелиста Матфея, прошел о Нем тогда слух и «по всей Сирии» ( Мф.4,24 ). Вместе с этим увеличивалось и число сопрово­ждавших Христа слушателей, которые из разных стран и городов стекались к Нему, чтобы слушать и врачеваться у Него от болезней своих ( Лк.6,18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Тут, по словам евангелиста Матфея, было великое множество народа из Галилеи и Десятиградия, Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана ( Мф.4,25 ), кроме того, тут был народ и из пределов Тирских и Сидонских ( Мк.3,8 ). Само собою понятно, что все это «множество» состояло не из простого только и необразованного народа, увлекавшегося речами Иисуса Христа; тут появлялись постоянно и ученые книжники, и фарисеи с саддукеями, и законоучители ( Лк.5, 17 ), тут были даже и образованные эллины, которые, будучи наслышаны об Иисусе Христе, хотели и сами увидеть Его ( Ин.12, 20–21 ) (Там же, с.102–103). Различие национальностей и вероисповеданий не мешают восприятию проповедей Христа Впрочем, ни разнообразие национальностей слушателей, ни различия их вероисповедания не препятствовали тому, чтобы их ум одинаково пленялся глубиною мудрости Великого Учителя, их сердца в равной степени размягча­лись теплотою бесед Сына Давидова, а уста от избытка сердца единогласно восклицали в удивлении: «Как Он знает Писание, не учившись?» ( Ин.7,15 ) или: «Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын?Не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?» ( Мф.13,54–56 ). Все они испытывали на себе сильное действие Его слов и речей и исполнялись единодушным желанием, чтобы Иисус Христос пробыл с ними еще некоторое время ( Лк.4,42 ) (Там же, с.103–104). Воздействие проповедей Христа на души слушателей В словах галилейского Учителя было столько мягкости, призыва, любви и Божественной чистоты, что всякое сердце перерождалось как воск, наполняясь каким-то детским, то есть полным и безраздельным к Нему доверием. Мало того, эти размягченные словами Христа души в простоте сердечной внимавших Ему слушателей исполнялись такою духовною радостью и в такой степени, что не могли не поделиться этою радостью и с другими своими друзьями и согражданами. Вот, например, самарянка Встретившись с Христом у колодца, после непродолжительной (сравнительно) беседы с Ним, она почувствовала в душе своей такую отраду, которая переполнила ее сердце и которой она не могла не поделиться с своими согражданами, а потому, оставивши водонос свой, пошла в город и говорит людям: «Пойдите, посмотрите человека, Кото­рый сказал мне все, что я сделала не Он ли Христос?» ( Ин.4,28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Фарисеи субботу считали абсолютным покоем, в силу чего в субботу предписывалось воздерживаться от работ даже самых необходимых, как в данном случае растирание колосьев, чтобы утолить свой голод, и даже от работы на пользу ближнего. Несправедливость такого понимания осуждалась самим Писанием, по которому седьмой день, как день покоя от дневных, обыденных забот, должен посвящаться на служение Богу, но не бездействием, конечно, и праздностью, а делами веры и нравственности, совершением богослужения и добрых дел. «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно, – заключает Христос, – в субботы делать добро» ( Мф.12, 11–12 ). Когда Иисус Христос прибыл с Своими учениками в землю Геннисаретскую, со всех сторон, по обыкновению, начал стекаться к Нему народ кто послушать Его учение, а кто исцелиться от своих немощей и недугов. Приходят к Нему и иерусалимские книжники и фарисеи. Но эти, как считающие себя праведными, чистыми, вполне святыми, приходят ко Христу не затем, чтобы исцелиться или поучиться у Него Божественной премудрости – у них другое на уме. Они говорят Христу: «Зачем ученики Твои преступают предания старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб» ( Мф.15,2 ). На их вопрос и Христос от­вечает вопросом, но вопросом обличительного характера. Зачем и вы, говорит Христос, ради преданий ваших нарушаете даже заповеди Господни? У вас, если кто не желает почтить отца или мать, то стоит ему лишь сказать: дар Богу все, чем бы можно от меня пользоваться, и он уже якобы в праве ничего не дать отцу или матери, хотя заповедь Божия ведь прямо и понятно говорит: «Чти отца твоего и матерь твою» и т.д. ( Исх.20, 12, 21, 17 ). Указав на их в данном случае простое и очевидное лицемерие, Иисус Христос обращается опять к Писанию и словами пророка Исаии так характеризует их поведение «Приближаются ко Мне людие сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча уче­ниям, заповедям человеческим» ( Ис.29, 13 ; Мф.15,8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010