Действия греха Христианин, увлекшись грехом, изменяет Богу и попирает все обеты, данные им во святом крещении, грех совлекает с человека «прекрасные и священные одежды, которыми душа одеяна была; лишает, усыновления Божия, чести» (4.33) (7, с.308). Грехи, подобно мгле, омрачают богоподобные свойства человека, и не допускают проникнуть в душу свету Христову. Такая душа бывает подобна слепцу – падает и не знает, куда ей идти (7, с.308). Грех не только ослепляет, удаляет человека от Бога, но и делает его сторонником диавола, даже хуже демона, который также «сначала был ангел добрый и светлый», но «грехом повредился и потемнел» (5.222) (7, с.308). Человек, находящийся в греховном плену, целиком и полностью служит злу и тем самым лишает себя, если только не раскается, всякой возможности спасения (7, с.309). Человек, совершая грех, хотел бы он этого или нет – начинает испытывать внутреннее нравственное мучение (7, с.308). Совершая грех, человек отвергает любовь Божию Совершая грех, человек не только уничижает «великого, бесконечного, неописанного, страшного, Святого и Вечного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, перед Которым ангелы святии со страхом стоят и благоговеют» (3.288), но и более того – отвергает любовь Божию, уничижает Кровь Сына Божия, и презирает Его святое Евангелие» (1.7) (7, с.308). Сила и опасность греха По своей силе и опасности грех бывает хуже ядовитых веществ, так как последние мучительно действуют только на тело, а иногда и умерщвляют его, но грех распространяет свое смертоносное действие на тело и душу (7, с.308). Какие грехи более всего удаляют человека от Бога Все грехи, даже маловажные, способны обнажить душу христианина и лишить ее общения с Богом. К таким грехам относятся, например, неведение, неосмотрительность, неразумие и т.д. От них, пожалуй, никто не свободен, кроме единого Богочеловека (7, с.306). Грехи, доставляющие душе смертоносный вред Есть грехи, которые полностью овладевают душой человека, подавляют в ней все святое и богоугодное, ожесточают ее и не дают ей возможности искренне раскаяться. Они заграждают вход душе в обители Отца Небесного, а значит – умерщвляют ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Подражание Христу – внутреннее приобщение к Его жизни Как же пастырь Церкви Христовой может подражать примеру Христа Спасителя – Пастыреначальника? Предварительно надо сказать, что это подражание следует понимать не как внешнее восприятие Христа, а как внутреннее приобщение к Его жизни для благодатного питания, духовного возрастания и возрождения. «Аз есмь Лоза, вы же рождие, и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15,5 ). В пастырском служении Иисуса Христа необходимо различать вечное и временное, существенное и второстепенное, общее для всех и личное, индивидуальное 99 . Существенное и вместе вечное в пастырстве Христа – это цель Его: приведение людей к Богу, сообщение людям Своего учения, усвоение и осуществление которого делало бы их сынами и наследниками Царствия Божия, и, наконец, освящение людей. Второстепенное и временное – что Он жил и действовал среди евреев около двух тысяч лет тому назад, в обстановке, свойственной тому времени и национальным особенностям того народа, среди которого Он проповедовал три с половиной года. Общее в Его великом при­мере то, что Он в деле служения движим был любовью к падшему человеку и самоотвержением, стремился исцелить «всякую болезнь и всякую немощь в людях»; личное, индивидуальное – что Он слепым возвращал зрение, глухим слух, больных делал здоровыми, мертвых воскрешал, что Он был не просто человек, а Богочеловек. Вечное, существенное, общее в пастырстве Спасителя обязательно всегда и везде для всех пастырей; все прочее может быть, смотря по условиям и времени, применимо или неприменимо в пастырской практике. Если Иисус Христос обычно путешествовал пешком или на осле, то это не значит, что пастырь должен подражать Ему в этом и избегать автомобилей и самолетов, теперь столь распространенных. Если чудотворения у Христа Спасителя, обладавшего по Своему Бошчеловечеству чудодейственной силой, были явлением обычным, то попытки некоторых современных пастырей чудотворить, без воли на то Господа, являются не только наивными, но и дерзкими и даже кощунственными. Если Христос, применяясь к настроению, развитию и нуждам Своих слушателей, чаще всего пользовался приточной формой речи ( Мф.13,10–17 ), это еще не значит, что такою формою собеседования должен преимущественно пользоваться и всякий вообще пастырь 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Человек рождается в этот мир уже растленным и поврежденным грехом (4.34) (7, с.307). Человек имеет в себе как бы два существа Каждый человек имеет в себе как бы два существа: в нем живет ветхий человек со страстями и пороками и новый, облагодатствованный Святым Духом, с добродетелями, каждый из них влечет душу в свою сторону (7, с.307). Плотский человек «Кто плоти слушает и ей повинуется, тот плотской человек есть» (1.45) (7, с.307). Духовный человек «Кто духу следует, тот человек духовный» (1.45) (7, с.307). Все люди разделяются на два царства Все люди, по воззрению святителя Тихона Задонского , разделяются на два царства Царство Христово и царство сатаны (7, с.309). Заблуждение человека, избравшего широкий путь Человек же избравший «широкий путь путь гордости, непослушания, нетерпения и самолюбия» (2.57), считает, что ему все дозволено и что для него не существует никаких преград в осуществлении своих греховных по­желаний (7, с.309). От внутреннего устроения человека зависит направленность к добру и злу Вино, говорит святитель Тихон Задонский , одному служит лекарством, если он употребляет его с воздержанием, а другому, невоздержанному, – ядом; или, например, огонь можно употребить и на доброе и на злое, т.е. все зависит от внутреннего устроения человека (5.305) (7, с.330). Действие уныния на человека Овладев человеком, печаль и уныние способны полностью расстроить силы его души, отвлечь его от богоугодных занятий и вообще уничтожить все духовные плоды и тем самым привести свою жертву к смерти душевной ( 2Кор.7,10 ) (7, с.334). Преданный пороку уныния, настолько ослабевает духовно, что становится бессильным шествовать по верному, спасительному пути. Спасение ему кажет­ся трудным и непостижимым, даже слова Священного Писания не оказывают на него воздействия, так как сердце его в это время бывает подобно закрытому сосуду (7, с.335). Когда человек становится неуязвимым Тот, кто успешно прошел целый ряд суровых испытаний и вышел из них духовно умудренным, очищается от греховной скверны, облекается, подобно воину, в броню правды и становится неуязвимым (7, с.310).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Одних назидает слово, другие исправляются примером. Для иных нужен бич, а для других узда, ибо одни ленивы и неудобоподвижны к добру, и таких должно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях, подобно молодым, сильным коням, бегущим далее цели, и таких может исправить обуздывающее и сдерживающее слово. Для одних полезна похвала, для других укоризна; но та и другая – вовремя; напротив того, без времени и без основания они вредят. Одних исправляет увещание, других выговор, и последний – или по всенародному обличению, или по тайным вразумлениям. Ибо одни привыкли пренебрегать вразумлениями, сделанными наедине, но приходят в чувство, если укорять их при многих; другие же при гласности обличения теряют стыд, но их смиряет теп­лый выговор... Иные, надмеваясь мыслию, что дела их тайны, о чем они и заботятся, считают себя умнее других, и в таких надобно тщательно наблюдать все, даже самые маловажные, поступки; а в других лучше иного не замечать и, как говорится, видя не видеть и слыша не слышать... Иногда нужно гневаться, не гневаясь» (видимый, а не действительный гнев), «оказывать презрение, не презирая, терять надежду, не отчаяваясь, сколько сего требует свойство каждого; других должно врачевать кротостию, смирением и соучастием в их лучших о себе надеждах... Хвалить или осуждать должно у иного достаток и могущество, а у другого – нищету и расстройство дел» (1, с. 209). К этому следует добавить, по слову преподобного Исидора Пелусиота , совет, порицание, сострадательность, обличение с дерзновением, запрещение, наказание, снисходительность и проч. (1, с. 228). Все эти педагогические воздействия должны быть применяемы с особой осторожностью, чтобы никому не повредить. Ища к каждому свой подход, учителю понадобится немало приложить труда, чтобы хорошо узнать души своих учеников. Святые отцы большое внимание уделяют замечаниям, которые требуют наибольшего искусства. Потому преподобный Моисей Оптинский (Путилов) учит, что «если кому нужно сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него», тогда тот «и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает» (5, с.109).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Молитва необходима для сокрушения греха, который делает человека духовно мертвым. Святой Григорий Синаит говорит: «Ум, если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы 43 (Там же, с.88). О непрестанной молитве Если кто станет утверждать, что непрестанная молитва есть дело отшельников и подвижников, то в ответ можно привести слова преосвященного Илиодора: «Это то же, если бы кто спрашивал – возможно ли непрестанное дыхание? Молитва есть дыхание души. Следовательно, непрестанная молитва не только возможна, но и необходима» 44 . Для стяжания такой молитвы необходимо внутреннее внимание. Далее, необ­ходимо смирение и сокрушение сердечное, а также покаяние. Отсутствие этих элементов истинной молитвы есть признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия (Там же, с.164–165). Молитва – это путь к Богу (Там же, с.163–164). Молитва носит в себе духовную силу, которая разрушает все козни врага (Там же, с.86). Можно ли читать разрешительную молитву заочно матери после родов? Эту молитву следует читать только в доме родильницы, где она лежит. Это потому нужно, чтобы она принимала участие в молитвах Богу. Допускается чтение и заочно, но только в крайних случаях 45 , то есть если она находится в родильном доме и т.д. (16). Церковная молитва дает духовную поддержку в подвигах (7, с.82). Чему учит молитва Постоянное общение с Богом через молитву способствует духовному совершенствованию, помогает познать самого себя, свою греховность, научает в ближних видеть только одно хорошее (17, с.413). Когда молитва угодна Богу Молитва наша будет тогда только угодна Богу, когда в нашем сердце имеется мир душевный, не возмущенный никакими страстями или нечистыми пожеланиями. Мало того, во время молитвы наш ум должен быть свободным не только от страстей, но и от мирских забот. От христианина также требуется еще мир с ближними. Поэтому, приступая к молитве, необходимо всякое взаимное примирение со всеми. Это является первым и необходимым условием принятия нашей молитвы Богом. Об этом мы находим указание в Священном Писании, где говорится: «Если ты прине­сешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5,23–24 ) (9, с.388).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Три вида греховных соблазнов Греховных соблазнов святитель Тихон Задонский насчитывает три вида «богатство, слава и роскошь мира сего, и сие, как тройственного бога почитают, ищут и прилепляются тому» (3.255) (7, с.309). Грешник своими грехами снова распинает Христа Грешник забывает о Своем Искупителе и вместо благодарности, своими грехами снова распинает Его на кресте (7, с.310). Грешник причисляется к богопротивному обществу И чем более грешит человек, тем более удаляется от Бога и тем более помрачается (2.136). Пребывая в таком жалком состоянии, он отлучается «от славной и сладкой вечери, на которой от начала мира и до конца избранни­ки Божии (будут) веселиться» (5.240), отлучается от ангельских сил и святых угодников Божиих (2.101) и причисляются к богопротивному обществу – к темным и лукавым духам (5. 240) (7, с.310). Цель наказания Божия – пресечь грех Наказания Божии могут служить и для той цели, чтобы пресечь грех, развивающийся в христианах, и тем самым отвратить их от гибельного пути, ведущего в пропасть адову (7, с.310). Грех влияет на весь Божественный миропорядок Грех не только поражает и умерщвляет человека, но и распространяет свое влияние на весь Божественный миропорядок и вносит в него расстройство и тление. «Человек грешит, – пишет святитель Тихон Задонский , – но прочая тварь страждет, земля не дает плода, скоты и звери от голода пропадают, воз­дух и вода растлеваются» (2.131) (7, с.310). Борьба с грехом Борьба с грехами должна вестись самым решительным образом, потому что ими человек навлекает на себя гнев Божий и лишается благодатной помощи свыше (7, с.314) Грешник не может скрыть грехи Хотя грешник подчас старается свои грехи совершать втайне от людей и для этой цели употребляет всю осторожность и хитрость, но «от всевидящего Ока (Божия) не утаится», потому что Бог видит не только наши внешние дела, но и сокровенные, сердечные намерения. Где бы человек ни делал богопротивные дела – «на пути ли, или в пустыне, в доме или на торжище, наедине или на публике, тайно или явно или во внутренности сердца своего», он не может утаиться, ибо Бог «везде присутствует, и все, что и где делаешь и замышляешь, видит и в книге Своей записывает» (4.170) (7, с.314).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Чтобы возвратить нас на путь спасения, требуется воздействие благодати Благо нам бывает, если мы вовремя сумеем сбросить с себя это постыдное бремя и обратиться к Единому Врачу душ и телес – Богу. Но если грех успел уже настолько возобладать над нашей волей, что сделал ее бессильной бороться с ним, то требуется особое воздействие спасающей благодати Божией, чтобы возвратить нас на добрый путь, иначе мы, предоставленные собственным силам, безвозвратно погибнем. Будем с помощью Божией удаляться от зловредного греха, чтобы нам после телесной смерти не оказаться в отчужденности от Бога и не подпасть смерти вечной (Там же). Какие грехи считаются смертными Смертные грехи следующие: гордость, сребролюбие или лихоимство, блуд, чревоугодие, зависть, гнев и леность. Кроме этих грехов, можно счи­тать смертными все те, которые терзают нашу совесть и не дают ей покоя (7, с.384). Грех нарушил целостность природы человека и лишил его сил к достижению его великого назначения (7, с.171). Когда стал проявляться грех Грех стал проявляться в природе человека сразу же после нарушения заповеди Божией. У прародителей появился стыд, который выражался в том, что они увидели самих себя нагими. И это было доказательством и свидетельством их внутреннего обнажения (7, с.172). Грех таит в себе злую и пагубную силу, лишает человека уже в этой жизни счастья, радости и блаженства в вечности (3, с.168). Грехи, соделанные нами, оскверняют душу и отгоняют от нее благодать Божию (Там же, с.157). Все мы – грешники. Во грехах зачаты и рождены во грехах, как в тумане живем (Там же, с.159). Грех, как смертоносный яд, отравляет души и тем самым делает их неспособными к единению со Христом. Мрак греха, как грозовая туча, покрывает нашу душу, угнетает и умерщвляет в ней все святое, лишает ее великих духов­ных целей. Грех никогда не остается без наказания и влечет за собой смерть духовную (Там же, с.168). Какое убожество воспринял на Себя Сын Божий, ища заблудшего человека. Ведь грехи наши побудили Его снизойти с Неба на землю. И доселе человек, а вернее сказать – мы с вами своими грехами гоним Его, подобно Ироду, ищем убить Его. Всем нам следует остановиться и подумать, не являемся ли и мы причиной Его скорбного пути. И если найдем в своих сердцах грехи, как-то: гордость, упрямство, самомнение, самоволие или отсутствие любви к Богу, к нашим наставникам и друг к другу, значит, мы в таком случае стоим на опаснейшем пути (Там же, с.87).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Проповедуя Евангелие, Спаситель постоянно ходил по городам и селениям ( Лк.8,1 ) Иудеи, Самарии, Галилеи, Десятиградия, помория Тирского и Сидонского. И всюду слышалось Его Божественное слово и в населенном городе ( Мф.11,1 ; Лк.19,47 ), и в маленькой деревеньке ( Мк.6,56 ), в синагоге и в частном доме ( Мк.6,2 ; Лк.13,10,14,1 ), в храме ( Мф.21,23 ; Ин.8,2 ), на дорогах ( Лк.6,17 ), в бесплодной пустыне ( Мф.14,13 ), на берегу моря ( Мф.13,2 ), с лодки рыбака ( Лк.5,3 ) (5, с.104). Поприще проповеднической деятельности Христа – весь мир Не ограничивая Своей проповеднической деятельности каким-либо определенным местом, Господь не ограничивал ее и определенным временем дня и ночи ( Ин.3,2 ) и никогда не отказывался от поучительных бесед. Он проповедовал Свое учение не только в праздничные дни, но также и во всякое другое время, нередко забывая об удовлетворении Своих насущных ежеднев­ных потребностей ( Ин.4,31–32 ). Христос Спаситель не ограничивал Своей проповеди и каким-нибудь тесным, строго определенный кругом слушателей. Как поприщем Его проповеднической деятельности является весь мир, так и слушателями Его являлись все люди. Естественно, что уровень умственного развития подобной аудитории был крайне разнообразен. Христос проповедовал не только Своим ученикам, но и народу, не только книжникам и законникам, но и необразованному населению. В числе Его слушателей мы видим бедных и богатых, добродетельных и греш­ников, иудеев Палестины и иудеев рассеяния, самарян, эллинов и других. И всякий раз Христос применялся к обстоятельствам места и времени, строго сообразовывался с высотою умственного и нравственного развития Своей паствы. Он иначе говорил с ученым книжником или образованным саддукеем и иначе – с простым, неразвитым жителем Галилеи. – С пер­выми Он ведет вполне научные беседы ( Мф.12,1–8 ; Лк.20,27–38 ; Ин.10,24–38 ), держит к ним логически стройные и последовательные речи ( Мф.23, 2–39 ), с последними говорит просто, их собственным языком, чтобы высокие и спасительные истины Своего учения по возможности приблизить к пониманию Своих слушателей и собеседников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Внешние формы проповеди Христа Спасителя Читая речи Иисуса Христа, нельзя не поражаться, какой замечательной доступностью для всякого ума, какой неподражаемой теплотой, сердечностью и искренностью, какою естественностью и простотой образов, заимствованных чаще всего из находящейся пред глазами слушателей природы, отличаются все Его речи. В Его устах истины, самые глубокие и возвышенные, разъясненные на общепонятных примерах из природы или обыденной жизни, становятся вполне доступными и понятными даже не развитому научно сознанию про­стого народа. Ни среда, ни время не могли оказать влияния на учительство Иисуса Христа, хотя вполне справедливо обратное, ибо Иисус Христос в Своих речах всегда сообразовывался с обстоятельствами времени, и места, и лиц, Им наученных (сообразовывался, правда, не с тем, чтобы подчиняться им, а пользоваться ими для наилучшего достижения своих мессианских целей). Но это, в свою очередь, удерживало Иисуса Христа в Его учительстве от всякой односторон­ности, ибо приходилось разнообразить внешний облик Своих речей, так как менялись слушатели. Очень часто Свои речи Господь облекает в приточные формы. Рассматривая все случаи, когда Иисус говорил с народом или учениками притчами, можно прийти к тому заключению, что приточная форма речи, прежде всего, служи­ла средством, приближающим высокие истины христианства к пониманию слушателей простых, еще не возвысившихся до того, чтобы воспринимать истины в их, так сказать, неприкровенности. На эти мысли наводят слова Самого Иисуса Христа, Который на вопрос учеников, почему Он к народу говорит притчами? – ответил: «Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» ( Мф.13,13 ). Вследствие грехопадения и происшедшей отсюда испорченности духовной природы человека его сознание сделалось настолько слабым, что оказалось неспособным воспринимать свет Божественного Откровения без какого-либо посредства. Как глаз не может переносить полного блеска солнечных лучей и под их непосредственным действием притупляется, так и свет Божественного учения мог бы ослепить неразвитое сознание простого народа, если бы оно (то есть учение) не сообщалось ему в форме притчи. Таким образом, приточная форма речи, с одной стороны, служила покровом, прикрывавшим слабое чело­веческое сознание от облистания светом Божественного учения, а с другой – она служила и проводником этого света в сознании и сердца слушателей, по­скольку то был свет спасительный и потому необходимый каждому человеку (Там же, с.106–107).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Св апостолы могли исцелять всякий недуг человеческий. Вот какие права и обязанности преподаны новозаветному священству. В момент хиротонии на посвящаемого снисходит Божественная благо­дать, всегда немощных врачующая и преподаются ему те же самые права и обязанности, которые некогда были преподаны Христом Спасителем святым апостолам. И вот, при наличии Божественной благодати и преподанных прав, пастырь совершает Божественную литургию, Бескровную Жертву, во время которой снисходит та самая Божественная благодать, которая сходила и на свв.апостолов, могущая не только очищать разные проказы на теле, смягчать преступление человека пред Богом и прочее, как это было в Ветхом Завете, но она (Благодать) может попалить все прегрешения человека и сделать греш­ника – праведником, вознести человека в обители небесные. Насколько высоко, свято и многотрудно служение пастыря, насколько оно, если сердечно со вниманием к себе и всему стаду совершается, есть самоотверженный подвиг, указанный Иисусом Христом. Новозаветный пастырь – добровольный повседневный мученик, воинствующий добрый воин, подвизающийся добрым подвигом веры для вечной жизни ( 1Тим.1,18,6,12 ), спостраждущий благовествованию Христову по силе Бога ( 2Тим.1,8 ). Много дано пастырю, но и много спросится с него, а поэтому пастырь должен постоянно подражать Христу в молитве за пасомых, нелицемерной любви к пастве, в научении истинам веры своих пасомых и т.д., чтобы предстать пред Пастыреначальником и будущим Судией делателем непостыдным, верным делателем, дабы мог сказать Ему: «Се, аз и дети, яже ми дал есть Бог» ( Евр.2,13 ). Вот почему пастырь должен иметь любящее сердце к своей пастве, потому что без любви он не осуществит возложенное на него дело. Любовь не превозносится, не поступает легкомысленно, а пастырь имен­но не должен быть легкомысленным. Она делает пастыря благоразумным, степенным и основательным. Любовь не превозносится, не гордится, выше других себя не почитает, но перед всеми смиряется, всем послушна, покорна, снисходительна. Любовь, по учению свв.отцов, есть отрицание всех страстей и вселяется в сердце по изгнании их. Она не только истребляет страсти, по­роки, но даже не дозволяет им получить начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010