Первый греко-католический митрополит Михаил Рогоза (1540–1599) Киево-Печерская Лавра. Рис. Абрахама ван Вестерфельда, 1651 г. Собор София Киевская. Рис. Абрахама ван Вестерфельда, 1651 г. Уездная шляхта Речи Посполитой. Рис. XVIII в. «Люблинская уния» (1569). Худ. Ян Матейко, 1869 г. В пещерах Киево-Печерской Лавры. Мироточивые главы. Рис. Абрахама ван Вестерфельда, 1651 г. В пещерах Киево-Печерской Лавры. Ближние пещеры. Рис. Абрахама ван Вестерфельда, 1651 г. Афонский отшельник. Фото нач. XX века Афонский монах. Современный рисунок Рукопись из Львовской научной библиотеки имени В. Стефаника НАН Украины (Коллекция монастырских рукописей, 3), XVII в., л. 229 об. (глава 3 «Книжки» Иоанна Вишенского) Рукопись из Львовской научной библиотеки имени В. Стефаника НАН Украины (Коллекция монастырских рукописей, 3), XVII в., л. 263 (глава 4 «Книжки» Иоанна Вишенского) Рукопись из Львовской научной библиотеки имени В. Стефаника НАН Украины (Коллекция монастырских рукописей, 3), XVII в., л. 270 об. (глава 5 «Книжки» Иоанна Вишенского) Рукопись из Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, собр. Толстого, Q. I, 243, начала XVIII в., л. 63 (глава 5 «Книжки» Иоанна Вишенского) Рукопись из Государственного исторического музея в Москве, собр. Уварова, 632 (486), первой половины XIX в., л. 222 («Послание Домникии» Иоанна Вишенского) Рукопись из Львовской научной библиотеки имени В. Стефаника НАН Украины (Коллекция монастырских рукописей, 3), XVII в., л. 229 об. (глава 3 «Книжки» Иоанна Вишенского) Рукопись из Львовской научной библиотеки имени В. Стефаника НАН Украины (Коллекция монастырских рукописей, 3), XVII в., л. 263 (глава 4 «Книжки» Иоанна Вишенского) Рукопись из Львовской научной библиотеки имени В. Стефаника НАН Украины (Коллекция монастырских рукописей, 3), XVII в., л. 270 об. (глава 5 «Книжки» Иоанна Вишенского) Рукопись из Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, собр. Толстого, Q. I, 243, начала XVIII в., л. 63 (глава 5 «Книжки» Иоанна Вишенского)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С.В. Шумило Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца Источник Содержание Вступительное слово антипросопа Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы Афон Вместо предисловия Старец Иоанн Вишенский Иоанн Вишенский и его связь с православным духовно-культурным центром в Остроге Уход Иоанна Вишенского на Афон Иоанн Вишенский и древнерусский монастырь на Афоне. Русик как центр духовного просвещения Святитель Мелетий Пигас и первые послания отца Иоанна Вишенского Монашеская реформа в Украине: старец Иоанн Вишенский и его сподвижники Возвращение на Афон. Скитания и уход в пещерный затвор Кончина старца Иоанна. Бессмертие его творений Влияние учения святителя Григория Паламы об Иисусовой молитве и «внешних» и «внутренних» знаниях на взгляды Иоанна Вишенского Духовное наследие афонского старца Иоанна Вишенского     К 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе Афон Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон Международный институт афонского наследия в Украине Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца» – К. : Издательский отдел УПЦ, 2016. – 208 с, ил. Книга посвящена афонскому старцу и православному писателю-полемисту Иоанну Вишенскому (1550-е – 1620-е гг.) – одному из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. В работе впервые на основе малоизвестных архивных документов предпринята попытка воссоздания подробного жизнеописания святогорского старца. Также анализируется его духовно-литературное наследие. В отличие от большинства светских исследователей, автор пытается взглянуть на Иоанна Вишенского и его произведения через призму афонской исихастско-святоотеческой традиции, в рамках которой мыслил, писал и жил подвижник.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С.В. Шумило Уход Иоанна Вишенского на Афон Монашеский постриг И. Вишенский, скорее всего, принял в Украине, еще до отправки в паломничество на Афон. По утверждению В. П. Колосовой, пострижение его состоялось на Волыни, в Дубенском Свято-Преображенском монастыре, 40 основанном князьями Острожскими (впервые упоминается в грамоте князя К. Острожского от 30 марта 1571 года) . 41 Свое убеждение исследовательница обосновывает ссылкой на экземпляр изданной в Остроге в 1594 году книги «О постничестве» святителя Василия Великого , где имеется пространная дарственная запись, относящаяся, по ее мнению, к Иоанну Вишенскому. В ней, в частности, сообщается, что «священноинок Иоанн, постриженец свято-спасский», пожертвовал книгу Дубенскому монастырю. Подчеркнув схожие особенности языка и стилистики в сочинениях Иоанна Вишенского и в записи из книги, В. Колосова пришла к выводу, что эта запись является его автографом. 42 Известно, что такая же книга была подарена Уневскому монастырю преподобным Иовом (Княгиницким, до пострига в схиму носил имя Иезекииль), другом и сподвижником отца Иоанна Вишенского. Подобно дарственной надписи последнего, на уневской книге была сделана аналогичная надпись: «Инок Иезекииль Тисменицкий дарит книгу за отпущение грехов отца своего по плоти Феодула инока, також и своих сродников». 43 Намеком на причины ухода Иоанна Вишенского в монахи могут служить его слова в одном из посланий: «оставил дом, села, имения, маетност, сородство и мирское житие Господа ради». 44 Дарственная надпись мон. Иоанна Вишенского на острожском издании «Книги о постничествγь» сет. Василия Великого , подаренном Дубенскому Свято-Спасскому монастырю Фрагмент дарственной надписи Иова Княгиницкого (Иезекииля Тисменицкого) на «Книге о постничествγь» свт. Василия Великого (Острог, 1594) Титульная страница «Книги о постничествγь» сет. Василия Великого (Острог, 1594) Гравюра «Свт. Василий Великий » из «Книги о постничествγь» (Острог, 1594) О таком выборе будущего подвижника Иван Франко пишет: «Он покинул сей мир не из-за какой-то беды и не ради беспроблемной жизни, но потому, что пришел к убеждению, что сей мир испорчен. Ради этого своего убеждения он покинул панский двор, и службу, и достаток, покинул общество умных и образованных людей, одним словом, бросил все, что в жизни дорого человеку, и пошел выполнять такую службу, которая ему в ту пору для общего дела казалась более полезной, пошел служить тому делу молитвой и словом». 45

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Выдающегося афонского старца и писателя-полемиста прп. Иоанна Вишенского Святогорца Синод УПЦ причислил к лику святых Киев, 20 июля 2016 г.      Решение о причислении к лику святых известного афонского старца, ревностного поборника православия и писателя-полемиста преподобного Иоанна Вишенского Святогорца принял 20 июля 2016 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви (Журнал на своем заседании в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон». Заседание Священного Синода УПЦ проходило под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Синодом УПЦ были также утверждены иконописное изображение и представленные проекты тропаря и кондака святому. Почитание памяти преподобного Иоанна Вишенского Святогорца Священным Синодом УПЦ установлено 16/29 июля (старый/новый стиль). Ожидается, что торжественный чин прославления прп. Иоанна состоится в Киево-Печерской Лавре 28 июля во время праздничного богослужения в честь Дня Крещения Руси и 1000-летия древнерусского монашества на Афоне. В чине прославления ожидается участие делегации со Святой Горы Афон. Решению о прославлении прп. Иоанна Вишенского Святогорца предшествовала длительная и кропотливая работа в архивах Украины и Афона, по результатам которой директором Международного института афонского наследия в Украине Сергеем Шумило была издана книга «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию " блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца " » . Эта книга и послужила основанием для составления жизнеописания выдающегося афонского подвижника и писателя. Размышляя о смысле и значении подвига афонского старца Иоаана Вишенского, автор книги Сергей Шумило пишет: «Убежденный последователь исихастского учения святителя Григория Паламы, сподвижник преподобного Иова (Княгиницкого) Тисменицкого и преподобного Иова (Желизо) Почаевского, старец Иоанн Вишенский принадлежит к числу выдающихся отечественных подвижников благочестия. Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви в Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года. Наследие старца Иоанна – бесценная духовная и литературная сокровищница. Незаслуженно забытое сегодня, оно является важной составляющей как отечественной культуры, так и мировой православной цивилизации. В наше время это наследие обретает новую актуальность и требует более глубокого изучения и возрождения».

http://pravoslavie.ru/95525.html

Портрет епископа Брестского Ипатия Потия (1541–1613), впоследствии киевского греко-католического митрополита (1599–1613) По всей видимости, до наших дней сохранилась лишь малая часть из творений старца Иоанна. Вероятнее всего, были и другие писания и послания старца, которые остались сокрытыми от взора современного читателя. Как отзывается Пантелеймон Кулиш о сочинениях Иоанна Вишенского, это «произведения одного пустынножителя тогдашнего, уцелевшие игрою случая из многого множества подобных, которые погибли невозвратно». 269 Не исключено, что библиотеки и архивы афонских монастырей по сей день таят в своих недрах неизвестные произведения подвижника. В этом направлении предстоит еще немало потрудиться. Со слов Иоанна Вишенского в сочинении «Зачапка мудрого латынника з глупым русином» мы узнаем о существовании, по крайней мере, еще трех несохранившихся его произведений: «Древо, зовомое разумное, философия, не поганскаго учителя Аристотеля, але православных – Петра и Павла»; «Церковца, в которой о учтивости оное писмом коротко изображение есть»; «Маленькая песенка церковная, которой зрозумевши богоразумную мысль, от сладости николиже пети не престанеш». 270 Кроме того, известно, что в Украине вплоть до конца XIX века у «вохресной братии» – незрячих странствующих старцев-кобзарей, в их устных преданиях, собранных в т.н. «Устиянские книги», одной из главных считалась специальная «Книга», по которой ученики странников учились «науке молиться». 271 Называлась эта книга «молитвач Иоанна Вишенского». 272 По всей видимости, среди произведений старца Иоанна существовал когда-то составленный им особый молитвослов (сборник молитв), который впоследствии и лег в основу одной из первых частей «Устиянских книг» – «науки молиться». Можно предположить, что в основе не сохранившегося «молитвача Иоанна Вишенского» лежали поучения и наставления афонского подвижника о том, как правильно совершать Иисусову молитву, что и нашло отражение в преданиях и традициях странствующей «вохресной братии». 273

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С.В. Шумило Духовное наследие афонского старца Иоанна Вишенского Духовное наследие старца Иоанна Вишенского, несмотря на то, что его произведения широко известны благодаря особому вниманию со стороны светских писателей и исследователей XIX-XX веков, по сей день остается малопонятым с духовной точки зрения, а то и вовсе искаженным. Как уже отмечалось, до наших дней сохранилось 16 произведений старца. Три из них были составлены до Брестской унии: «Писание до всех обще, в Лядской земли живущих» (1588) и «Извещение краткое о латинских прелестях...» (1588–1589), а также «Новина, или Всть о обретении тела Варлаама, архиепископа Охридскаго...». Остальные 13 написаны после унии 1596 года и посвящены, преимущественно, апологии православной веры и обличению епископата и духовенства, отступивших от православия. Обложка острожской «Книжицы» (в 10 разделах) с посланием старца Иоанна Вишенского «От святое Афонское горы скитствующих» (Острог, 1598) При жизни старца опубликовано было только одно послание – «От святое Афонское горы скитствующих», вошедшее в изданный в Остроге в 1598 году сборник с посланиями князя Константина Острожского и патриарха Мелетия Пигаса. Остальные имели распространение лишь в рукописных вариантах. 267 В частности, Иоанн Вишенский пишет в 1598 году обличительное «писание к утекшим от православной веры епископам». Это послание написано как ответ на книгу Ипатия Потея «Оборона згоды...». Также по просьбе патриарха Мелетия он составляет на Афоне разбор книги польского римско-католического теолога-иезуита Петра Скарги. Среди прочих произведений старца, как уже отмечалось, наиболее известны «Обличение диявола-миродержца...», «Порада», «О еретиках», «Загадка философам латинским...», «След к постижению и изучению художества...» (1599–1600), «Зачапка мудрого латынника з глупым русином» (1608–1609), «Позорище мысленное» (1615–1616) и др. Большая часть этих сочинений была объединена в составленный около 1599–1601 годов авторский сборник «Книжка Иоанна мниха, Вишенского, от Святыя Аеонскиа горы в напоминание всех православных христиан братствам и всем благочестивым, в Малой России в Короне Полской жителствующим...». 268

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Мелетий Пигас и первые послания отца Иоанна Вишенского Свт. Мелетий I Пигас (1549–1601), папа и патриарх Александрийский, местоблюститель Константинопольского патриаршего престола Свт. Мелетий I Пигас (1549–1601), папа и патриарх Александрийский, местоблюститель Константинопольского патриаршего престола Дарственная запись о. Исаакия (Борисковича) на дерманском «Октоихе» 1604 г. Титульная страница острожской «Книжицы» (в 10 разделах) с посланием старца Иоанна Вишенского «От святое Афонское горы скитствующих» (Острог, 1598) Портрет Петра Скарги (1536–1612) Портрет, подпись и печать еп. Ипатия Потия (1541–1613) Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Монашеская реформа в Украине: старец Иоанн Вишенский и его сподвижники Надвратная башня Дерманского Свято-Троицкого монастыря. Реконструкция Е. Годованюк Дерманский Свято-Троицкий монастырь. Современный вид Страницы рукописи Жития прп. Иова (Княгиницкого), где упоминается о старце Иоанне Вишенском Страницы рукописи Жития прп. Иова (Княгиницкого), где упоминается о старце Иоанне Вишенском Прп. Иов (Княгиницкий) и прп. Феодосии Манявский Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Угорницкая икона Божией Матери с прп. Иовом Почаевским и прп. Иовом (Княгиницким) Места отшельнических подвигов прп. Иова (Княгиницкого) и старца Иова Вишенского в Манявском лесу Места отшельнических подвигов прп. Иова (Княгиницкого) и старца Иова Вишенского в Манявском лесу Руины Великого скита в Маняве. Худ. А. Лянге, XIX в. Руины Великого скита в Маняве. Гравюра Леонардо Гроздко, XIX в. Манявский скит. Современный вид Манявский скит. Современный вид Манявский скит. Современный вид Фрагмент панорамы Львова с гравюры А. Гогенберга, XVII в. Крестный ход во Львове. Гравюра Панорама Львова, 1616 г. Уневский Свято-Успенский монастырь (с. Унев, Львовская обл.). Современный вид Прп. Иов Почаевский Дубенский замок. Современный вид Дубенская Спасо-Преображенская церковь XVI в. Реконструкция Е. Годованюк

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Портрет настоятеля Киево-Печерской Лавры архим. Елисея (Плетенецкого) (1550–1624) Икона прпмч. Афанасия (Филиповича), игум. Брестского (1596–1648) Проповедь Иоанна Вишенского (роспись из монастыря Рождества Христова в Жовкве Львовской области). Худ. Юлиан Буцманюк, 1930-е гг. Рядом с Иоанном Вишенским Б. Хмельницкий, И. Мазепа, Г. Гулевичивна и другие православные деятели Украины Памятник Иоанну Вишенскому в Судовой Вишне (Львовская обл.). Автор проекта Николай Бевз, 1979 г. Иллюстрации Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Влияние учения святителя Григория Паламы об Иисусовой молитве и «внешних» и «внутренних» знаниях на взгляды Иоанна Вишенского Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Свт. Григорий Палама , архиеп. Фессалоникийский. Икона нач. XV в. Свт. Григорий Палама . Современная икона Рукопись из архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, 328. L033325. Иоанн Вишенский. Зачапка мудраго латынника с глупым русином. 210 л. Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Странствующий старец-слепец возле казачьего Троицкого собора в Новомосковске. Рис. О. Сластиона, XIX в. Крестьяне возле церкви слушают песнь лирника. Худ. В. Навозов Духовное наследие афонского старца Иоанна Вишенского Обложка острожской «Книжицы» (в 10 разделах) с посланием старца Иоанна Вишенского «От святое Афонское горы скитствующих» (Острог, 1598) Портрет епископа Брестского Ипатия Потия (1541–1613), впоследствии киевского греко-католического митрополита (1599–1613) Странствующий старец-слепец с лирой и крестьяне с. Скалата в восточной Галиции. Рис. Я. Головацкого, XIX в. Панорама Бреста. Гравюра Э. Дальберга, 1657 г. «Проповедь Скарги». Худ. Ян Матейко, 1864 г. Национальный музей, Варшава Медаль «На присоединение русинов», изготовленная в Ватикане в честь Брестской унии 1596 г.: изображены папа Климент VIII и сцена приема понтификом Ипатия Потия и Кирилла Терлецкого

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако общее духовно-нравственное состояние монашества в православных монастырях под короной польской вряд ли соответствовало аскетическим наклонностям и чаяниям, царившим в душе Иоанна Вишенского. Об этом мы можем судить из посланий старца с Афона, в которых он в духе учения исихастов-нестяжателей жестко критикует устоявшиеся порядки в монастырях Речи Посполитой: «владыки, архимандрита и игумени, которие манастир позапуствали и фольварки соб з мхт святых починили, и сами толко з слуговинами и приателми ся в них телесне и скотски переховывают, на мстох святых лежачи, грош збирают , роскош свою погански исполняют. А в манастыр рк и потоков непрестанно в молитв к Небесному кругу текущих иноческого чина по закону церковному видти нсть, и вмсто бдения, псни и молитвы и торжества духовнаго – пси выют, гласят и ликуют». 46 В другом месте старец Иоанн пишет: «иноки по корчмах ходят и упиваются, и по господах обды чинят, и приятелство соб з мирскими еднают, и до того грош збирают и на лихву дают... Таковых нст достойно иноки едиными называти, бо будет лъж крытися в имени». 47 По всей видимости, стремление удалиться на Святую Гору Афон у Иоанна Вишенского как раз и было связано с неудовлетворительным состоянием отечественных монастырей, отходом в них от аскетическо-святоотеческой традиции и мистического опыта исихастского молитвенного делания. В этом путь отца Иоанна во многом схож с исканиями и странствиями «от монастыря к монастырю» другого украинского подвижника преподобного Паисия Величковского (1722–1794). На примере жизнеописания последнего мы можем лучше понять причины, побудившие Иоанна Вишенского к «бегству от мира» и поискам очагов подлинной духовности, непрерывной мистической традиции и аскетики за пределами родного отечества, в отшельнических келиях и пещерах Святой Горы Афон. К слову, о том, что Вишенскому, как и Паисию Величковскому , доводилось нестяжательствовать и странствовать от монастыря к монастырю, мы узнаем из его послания к старице Домникии, где он упоминает о своем странничестве вместе с «паном Красовским» из Львова, который ему «на препитание нечто возложи». 48

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, получается, что уединение преподобного Иова (Княгиницкого) и основание Манявского скита произошли по благословению и при участии старца Иоанна Вишенского. В этом же скиту, вскоре по основании, вместе с преподобным Иовом поселился и сам Иоанн, которому Иов на время затвора вручил для духовного воспитания своего племянника Дмитра, «бо и той любя безмолвие». 134 Житие сообщает, что когда Иоанн Вишенский снова возвращался на Афон, то завещал преподобному Иову не отлучаться «от гор сих и пустыни», поскольку место это наиболее подходило для молитвенно-исихастского уединения и подвига. 135 И далее автор Жития отмечает, что эти слова старца Иоанна сбылись, «ибо по отшествии его начата приходити» сюда многие иноки и миряне, ревнующие о спасении, 136 благодаря чему очень скоро в Манявском скиту собралось довольно большое братство. Этот факт имеет важное значение как в биографии старца Иоанна Вишенского, так и в истории создания Манявского скита. Впоследствии вокруг этой обители и под ее прямым влиянием в XVII веке образовалась целая сеть из нескольких десятков монастырей и скитов в Западной Украине, которые служили форпостами православия в крае и в которых действовали строгие афонские традиции и уставы. 137 Имел влияние Манявский скит даже на монастыри соседней Молдо-Валахии. 138 Манявский скит. Современный вид Из Жития преподобного Иова (Княгиницкого) видно, что еще до переезда в Манявский скит, побыв какое-то время у него в Угорницкой обители, старец Иоанн вместе с племянником его Дмитром оставили его. О том, куда они направились, мы узнаем из послания Иоанна Вишенского «к старице Домникии» 139 (в Житии Иова (Княгиницкого) именуется «старицей Домной»). В этом документе, составленном в Уневском монастыре на Львовщине, сообщается важная деталь, а именно, что старец Иоанн странствовал по Западной Украине и посещал Львов, где имел встречи с руководством и членами Львовского ставропигиального братства. Кроме этого свидетельства, о пребывании Иоанна Вишенского во Львове упоминается также и в одном из отчетов Львовского братства за 1605 год, где сообщается, что братством была выделена отцу Иоанну некая материальная помощь. 140

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010