Есть все основания считать, что прп. Иов (Княгиницкий) ходил в путешествие на Афон в сопровождении именно Иоанна Вишенского, как самого близкого своего друга. Учитывая эти обстоятельства, на основе Жития прп. Иова мы вполне можем восполнить недостающую важную деталь странствия будущего старца Иоанна на Афон. В частности, можно определить, что ушли оба подвижника на Афон около 1589-1593 гг. О том, что на момент Брестской унии 1596 г. Иоанн Вишенский давно уже был на Святой Горе подтверждает и он сам, сообщая в одном из своих посланий за 1597 г.: «Сам на той час у ваших краях несьм был». В некоторых из своих посланий старец Иоанн называет себя «скитствуяй в Святой гор» , что дает основание полагать, что какое-то время он подвизался при одном из святогорских скитов. Странствуя по всем скитам и монастырям Афона он, несомненно, бывал в «Русике» – старинном древнерусском монастыре св. Пантелеимона, как и действовавшем при нем ските «Ксилургу» – древнейшей русской святогорской обители, основанной еще во времена св. равноап. Великого Князя Владимира Киевского вскоре после Крещения Руси. По сведениям монастыря, в период пребывания подвижника на Афоне в Русике подвизалось несколько монахов с именем Иоанн . Поэтому не исключено, что один из них и был Вишенский. Таким образом, как и большинство других русских святогорцев, свое иноческое обучение на первых порах, скорее всего, он проходил под началом не греческих, а русских афонских старцев, причиной чему мог быть и известный языковой барьер, характерный для славянского монашества на Афоне по сей день. До наших дней в арихиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря сохранилось послание старца Иоанна Вишенского под названием «Зачапка мудрого латынника з глупым Русином» (1608 - 1609), переписанное в XIX в. с более древней рукописи. Известно, что в 1596 г. игумен Афонского Пантелеимонова монастыря о. Матфей по приглашению князя Константина Острожского принимал участие в антиуниатском Православном Соборе в Бресте . Здесь, по всей видимости, он более близко знакомится как с князем, так и другими представителями Острожского православно-традиционалистского центра, такими как Киприан Острожанин, Исаакий Борискович и другими. При его участии, видимо, вскоре и Иоанн Вишенский составляет одно из первых своих антиуниатских посланий – «От Святой Афонской горы скитствующих», которое было опубликовано в 1598 г. вместе с посланиями патриарха Александрийского Мелетия (Пигаса) в острожской «Книжице», изданной на средства князя Константина Острожского.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

А егда показати не можеши, яко ты каменный, костяный или навет и золотый, толко такий же гной, тло и кров, яко и всяк человк, чим же ся ты лпшим показати можеши над хлопа? Явно, яко ничим другим, толко хулою и величанием гордости пред человки, а пред Всевидящим оком – окаяннйший и всх тварей безчеснйший еси... Видите ли, як дух антихристов, ваши мхи надув, и усты гордо дыхает и рыгает. Видите ли, яко не толко духовными, але а ни простыми християны зватися вам не годит и не достоит». 309 Уездная шляхта Речи Посполитой. Рис. XVIII в. По убеждению старца Иоанна, Христос «для того нищих, а не богатых, безчесных, а не славных, простых, а не хитрых родителей соб избирает; теслю, а не кроля или воеводу отцем именует; во вертеп, а не в замку или палацах ся родит, во яслех скотских, а не на ложах или одрах коштовных абы мира сего гордост, пыху, славу и могутство тым безчестием убил, уморил и до конца стлумил (заглушил. – прим. С. Ш.). Для того ся так нищетно родит, абы потом в замках, палацах и коштовных дворх родячиеся над тых, которые ся в хлв родят, не возносили и лпшими не чинилися». 310 «Люблинская уния» (1569). Худ. Ян Матейко, 1869 г. Иоанн Вишенский считает, что подлинным шляхтичем является всякий, кто «з невол мирское к Богу вырнет и совышше ся от Духа Святого породит». 311 Однако такие взгляды старца неверно отождествлять с идеями гуманизма, народничества и социализма. Они целиком коренятся в евангельских заповедях и учении отцов Церкви. Как уже отмечалось, скорее всего, на таких воззрениях отразилось влияние учения преподобного Нила Сорского , игумена Артемия Троицкого и других «нестяжателей», с идеями которых он мог познакомиться еще в молодости в Остроге и Луцке. Учение «нестяжателей» нашло свое отражение и в критике Иоанном Вишенским монастырских землевладений и его категоричном неприятии вырождения монастырей в крупные имения-«фольварки». «Солью Церкви» старец Иоанн считает монашество. Поэтому, помимо апологии православной веры и полемики с униатскими иерархами и иезуитскими авторами, он отстаивает аскетические идеалы православного монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тщательное изучение памятников ораторского искусства Киевской Руси позволило Е. по-новому взглянуть на «Слово о полку Игореве», показать его практически полное соответствие жанровой системе домонг. лит-ры и охарактеризовать его как памятник политического красноречия. Особое место среди научных интересов Е. занимало изучение рус. летописания. Рассматривая летопись как лит. памятник, Е. выделил различные формы летописного повествования (погодная запись, летописный рассказ, летописное сказание, летописная повесть о смерти князя, документы из княжеских архивов) и показал их специфику. Особое значение в исследованиях Е. имеют воссозданные им лит. портреты средневек. писателей: преподобных Нестора , Феодосия Печерского, свт. Кирилла Туровского, автора «Слова о полку Игореве», прп. Иосифа Волоцкого. Е. внес значительный вклад в изучение лит-ры и культуры барокко. Ему принадлежат комментированное издание виршей Симеона Полоцкого в серии «Литературные памятники», фундаментальная статья, посвященная анализу его поэтического стиля. В ряде работ Е. затронуты проблемы развития барочного театра и народного театра как в России, так и на Украине. Русско-укр. связи являются важнейшим фактором эпохи восточнослав. барокко. Этой проблематике посвящены статья ученого «К истории русско-украинских литературных связей в XVII в.» (ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 291-296) и работа, вышедшая уже после смерти Е. (К истории восточнославянского барокко: Из лекций по украинской лит-ре XVII-XVIII вв.//Сибирская археография и источниковедение. Новосиб., 1979. С. 188-198). Интерес к укр. литературе и культуре не ограничивался средневековым периодом: Е. принадлежат работы, посвященные украинской классической драматургии, в частности творчеству И. П. Котляревского. Е. первым издал критические (с привлечением списков XVII-XIX вв.) комментированные сочинения укр. публициста кон. XVI - 1-й четв. XVII в. иером. Иоанна (Вишенского) ( Иван Вишенский. Сочинения/Подгот. текста, ст., коммент.: И. П. Ерёмин. М.; Л., 1955. (Лит. памятники)). В сопровождающем издание исследовании, основанном на докт. диссертации, Е. описал творчество этого правосл. книжника на фоне драматических событий, происходивших на юго-западнорус. землях в канун и после заключения Брестской унии 1596 г. , охарактеризовал общественно-политические взгляды и стиль писателя (богословским вопросам в работе отведено незначительное место, что объясняется как временем публикации исследования, так и кругом интересов ученого-литературоведа). Археографические разыскания Е. продемонстрировали интерес старообрядцев к памятникам западнорусской антикатолич. и антиуниат. полемической лит-ры кон. XVI - нач. XVII в. и роль поздней (XIX в.) старообрядческой традиции в сохранении наиболее полемически острых сочинений этого круга (в частности, творений Иоанна (Вишенского)), которые в силу непримиримости своей позиции не были опубликованы.

http://pravenc.ru/text/190133.html

Руины в древнерусском скиту «Ксилургу» на Афоне до реставрации. Фото Сергея Шумило, 2013 г. Как видно, уход старца Иоанна Вишенского из Русика и Ксилургу (ок. 1610 года) мог быть вынужденным, поскольку именно в это время многих насельников русских святогорских обителей «от великого долга» турки подвергли тюремному заключению, а « церковь их, и келлии и монастырские стены разорены». Оставшиеся же на свободе иноки не имели даже продуктов для приготовления пищи. 178 Как уже отмечалось, в Русике, помимо иноков из России и Украины, подвизались также сербы и болгары. Бывали периоды, когда представители последних даже избирались игуменами монастыря. 179 Более того, славянские обители на Афоне всегда старались держаться вместе перед угрозой притеснений со стороны греческого большинства, оказывая друг другу братскую поддержку. Можно говорить о издавна существовавшем побратимстве и союзе между Русиком, сербским Хиландарем и болгарским Зографом. Основанием к этому могут служить сохранившиеся до наших дней договоры между Русиком и славянскими Хиландарским 180 и Алипиевым 181 монастырями на Афоне. Отдельно стоит упомянуть о договоре Русика с болгарским Рыльским монастырем от 6 июня 1466 года, в котором отмечается, что «оба монастыря едино». Согласно этому акту русская и болгарская обители обязывались поддерживать друг друга в трудные времена, пополнять братства обителей в случае оскудения, а также, при необходимости, выдвигать кандидатов на игуменство из среды своих братств, если таковых не будет в какой-то из этих обителей. 182 Архимандрит Леонид (Кавелин) , анализируя документ, пришел к выводу об имевшем место «соединении обоих монастырей под общим управлением». 183 А болгарский историк и палеограф Иван Дуйчев на основе этого акта считал неоспоримым факт существования давних тесных связей русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне с болгарским Зографским монастырем Святого Георгия, а сам Русик называл «центром русско-болгарских связей в период средневековья». 184 По всей видимости, в рамках имевшихся договоренностей между русским и болгарским монастырями старец Иоанн Вишенский и мог перейти в последний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старец Иоанн ведет активную полемику с иерархами, заключившими унию с Римом в 1596 году. В частности, в 1598 году он пишет обличительное «писание к утекшим от православной веры епископам» – митрополиту Михаилу Рогозе и епископам Ипатию Потию, Кириллу Терлецкому, Леонтию Пелчицкому, Дионисию Збируйскому и Григорию Загоровскому. Также он полемизирует с известным польским римско-католическим теологом-иезуитом Петром Скаргой (1536–1612). По убеждению старца, переход православных архиереев в унию является отступлением от истинного святоотеческого православия и благочестия, чему предшествовало их нравственное отступление: «вру длы злыми на перед еще разорили». 282 Причиной же принятия иерархами унии он называет «прагненя лихоимства пнежного и достатку мирского». 283 При этом он обличает и польского короля, который «гвалтом правоврных до латынства власти свцкой приводити понуждает», 284 безбоязненно сравнивая его с ветхозаветным Навуходоносором. «Проповедь Скарги». Худ. Ян Матейко, 1864 г. Национальный музей, Варшава Главной бедой Церкви и причиной упадка благочестия среди высшего духовенства и иерархии старец считал симонию, когда за деньги состоятельные, но нравственно порочные лица, не имея ни тяготения к монашеской и аскетической жизни, ни духовного образования, покупали себе сан и положение с целью дальнейшего материального обогащения. «Не днес ли каштеляны, дворяны, жолнрми, войны, кръвопролийцами, прокураторми, курцияны, корчмарами, купцами, медвдниками, а утро – попами, а поутру – бискупами, а поутру утрешнем – арцибискупами починилися», – пишет отец Иоанн в «Писании к утекшим от православное вры епископом...». 285 В другом месте старец так описывает подобное положение вещей в Церкви: «днесь кат, а завтра священник, днесь мучитель, а завтра учитель, днесь корчмар и танцоводец, а заутра богослов и народоводец, днесь убийца, а заутра святитель и епископ». 286 В полемике с отошедшими от православия архиереями он изобличает не только их нравственные пороки и отступления от заповедей евангельских, но и пытается доказать ошибочность католического учения и догматов. Этой теме у старца посвящен целый ряд произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Последнее известное произведение И.- «Позорище мысленное» создано на Афоне ок. 1615-1616 гг.; И. пишет о том, что он живет в пещере. Упоминание И. содержится в рукописном «Златоусте», посланном в Галичину «от Святой горы чрез Вишенского Иоанна»; в 1617 г. сборник принадлежал иером. Павлу (Домжив-Лютковичу) ( Колосова. 1982. С. 24). В 10-х гг. XVII в. И. послал с Афона западнорус. список Торжественника в 2 томах (РГБ. Егор. 1528; РГБ. Собр. Лукашевича и Маркевича. 88). В 1621 г. по благословению Киевского митр. Иова (Борецкого) в Луцке прошел Собор правосл. духовенства и дворянства Волынского воеводства. Ряд его решений был направлен на сохранение и распространение «в русском народе веры и догматов Восточной Церкви». Сборник решений Собора получил название «Советование о благочестии». Его составителями могли быть члены Луцкого Крестовоздвиженского правосл. братства, основанного в 1617 г. при участии иером. Павла (Домжив-Лютковича); документ был обнаружен в архиве братства. Мн. рекомендации Собора были составлены под влиянием сочинений И. (в частности, призыв свидетельствовать веру мученичеством). Одно из постановлений Собора было связано с И.: «Послати до Патриарха Константинопольскаго по благословение, помощь и раду, и на Святую Афонскую гору послати, вызвати и препровадити преподобных мужей россов, межи иными блаженных Киприяна и Иоанна пореклом Вишенского, и прочих тамо обретающихся, в житии и богословии цвитущих» (Советование о благочестии. 1845. С. 224, 247-248). Это последнее прижизненное упоминание И. В письме инока Манявского скита Леонтия члену Львовского братства Н. Золоторуцкому от 9 сент. 1633 г. И. упоминается как «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский, святогорец». В этом же письме сообщается, что к тому времени списки сочинений И. имелись в киевских мон-рях, в Вильно, в Могилёве, в Кутеинском в честь Богоявления мон-ре , в Манявском скиту ( Голубев. 1898. Т. 2. Прил. С. 35). Древнейшая сохранившаяся рукопись произведений И. (ЛНБ. Колл. монастырских рукописей. 3) относится к 1-й пол. XVII в. и происходит из Подгорецкого Благовещенского мон-ря (ныне с. Подгорцы Бродовского р-на Львовской обл.), восстановленного в сер. XVII в. выходцами из Манявского скита (в 1700 перешел к базилианам ).

http://pravenc.ru/text/469466.html

2) а) Просветитель, сл. 12, стр. 294, слова св. Афанасия В.: «Шествующе же не прелестный путь, око убо извержем не чувственное, но умное, сиречь: аще епископ или пресвитер, сущеи очи церковные, неподобно живут и соблазняют люди, подобает изврещи их. Уне есть им без них собиратися во храм молитвенный, неже с ними воврещися, яко со Анною и Каиафою в геенну огненную» (то же у Никона Черн. л. 48). б) Подобно сему учит и св. Иоанн Златоуст : «Лучше бо есть ни οт единого же водиму быти, нежели от злого водиму быти». (Бес. на 14 посл. 3113 стр.). в) Иоанн Вишенский: «Лепше бо вам без владык и без попов, от диавола поставленных, до церкви ходити и православие хранити, нежели с владыками и попами, не от Бога званными, у церкви быти и с той ся ругати и православие попирати. Не попы бо нас спасут или владыки или митрополиты, но веры таинство нашей православной с хранением заповедей Божиих – тое нас спасти мает» (Акты относящ. к истории южной и зап. России, т. 2, стр. 210; то же приведено в кн. «о правдивой единости» Зах. Коп. 172 об.). Разбор: У Иоанна Вишенского далее говорится: «Прето вы пастыря собе тако избирайте: прежде назнаменайте неколико особ, от жития и разума свидетельствованных, яко суть благоговейныи и правоверни; таже узаконите собе день и пост и сотворите бдение, свокупившся в церковь , и молетеся Богу, да вам даст и открыет пастыря, егоже жребием от сих реченных искушайте. Бог же милостивый моления вашего не презрит, вам пастыря даст и объявит, которого приемши за пастыря» (В Актах стр. 210; у Зах. Коп. в кн. «О правдивой единости», л. 172 об.). Кроме того, в «Актах» на 275 стр. читаем: «Другая ересь, еже отступати от своих старших первопрестольных патриарх, от которых веру православную спасительную и благословение святое с начала, за монархи великого Владимера приняли, ныне от тых отстали и до папежа пристали». Главное же то, что послание Иоанна Вишенского писано православным христианам Малой России, имевшим среди себя пастырей. Читаем в заглавии: «Благочестивому господарю Василию, княжати Острожскому, и всем православным христианам Малой России, так духовным яко и светским от высшего стану (звания) и до конечного, благодать, милость, мир и радость... (В «Актах», стр. 205, у Зах. Коп. 161 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

С.В. Шумило Кончина старца Иоанна. Бессмертие его творений Одно из последних прижизненных упоминаний о старце Иоанне Вишенском имеется в определении Собора 1621 года, прошедшего в Луцке под председательством Киевского митрополита Иова (Борецкого). Известное под названием «Совтование о благочестии», оно написано в исихастском духе и призывает иерархию, духовенство и паству к внутреннему очищению, покаянию и даже мученичеству за православие. Принято считать, что многие рекомендации Собора были составлены под влиянием сочинений старца Иоанна. 200 Митрополит Иов (Борецкий) Киевский, Галицкий и всея Малыя Руси (1560–1631) Судя по содержанию этого документа, в 1621 году отец Иоанн Вишенский был еще жив. Более того, Церковный Собор Киевской Митрополии от лица всей Церкви именует в нем старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». 201 Тот факт, что Собор отдельным постановлением предписывает пригласить подвижника с Афона в Украину, свидетельствует о его почитании и высоком духовном авторитете на родине еще при жизни. По отразившемуся в украинской литературе преданию (И. Франко, В. Шевчук и др.), старец Иоанн преставился между 1620–1630 годами в пещерном затворе, отказавшись от пищи и принимая раз в неделю лишь антидор, просфору и святую воду, которые ему в наскальную пещеру спускали по веревке. Точная дата преставления старца Иоанна Вишенского, как и обстоятельства, при которых это произошло, доподлинно неизвестны. Всю жизнь удаляясь от мирской славы и суеты, он ушел в мир иной, как и подобает афонским подвижникам, – тихо и незаметно, не оставив об этом никаких следов. Так и уходит большинство афонских старцев, и лишь с годами, Промыслом Божиим, о некоторых из них становится известно в миру. Именно так и случилось со старцем Иоанном. В письме инока Манявского скита Леонтия члену Львовского братства Н. Золоторуцкому от 9 сентября 1633 года впервые упоминается старец Иоанн как преставившийся. Более того, отец Леонтий пишет о нем с глубочайшим почтением и называет «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский Свято горец». 202

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сегодня, 29 июля 2016 года, Церковь впервые отпразднует память преподобного 29 июля. ПРАВМИР. Канонизация преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) состоялась 28 июля 2016 года за Божественной литургией перед Успенским собором Святой Успенской Киево-Печерской лавры. Богослужение и чин прославления возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Его Блаженству сослужил сонм иерархов Украинской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей и монахи со Святой Горы Афон. Чин канонизации состоялся после малого входа и последней панихиды, отслуженной Церковью по праведнику. Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний огласил решение Священного Синода Украинской Православной Церкви о причислении монаха Иоанна Святогорца к лику святых. Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Киево-Печерской лавры, зачитал краткое житие подвижника. Затем хор пропел тропарь и величание преподобному Иоанну Святогорцу, Блаженнейший митрополит Онуфрий благословил паству иконописным образом святого. В завершение чина канонизации Блаженнейший владыка, иерархи и священнослужители приложились к иконе преподобного Иоанна. Сегодня, 29 июля 2016 года (16 июля по ст.ст.), Церковь впервые отпразднует память преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского). Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) – один из выдающихся подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. Еще при жизни его глубоко почитали монашествующие Волыни и Галиции, называвшие его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксировали даже официальные соборные акты. Так, Церковный Собор Киевской Митрополии, прошедший в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цветущим».

http://pravmir.ru/v-kieve-kanonizirovan-...

Уже один этот факт свидетельствует о важности духовного подвига и наследия старца Иоанна, необходимости возрождения памятования о них как на общественном, так и на церковном уровне. Претерпев неоднократные переиздания в XIX-XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях по украинской литературе. Благодаря этому в годы господствующего безбожия в советской Украине многие еще со школьной скамьи могли узнать о Боге, о православии. Поскольку тогда не было свободного доступа к религиозной литературе, то полемические произведения старца Иоанна стали чуть ли не единственным источником, глотком духовных знаний. И это подлинное чудо старца. Даже через 300 лет после смерти он влиял на укрепление людей в вере. Хоть нам практически и неизвестна в деталях земная биография старца Иоанна, однако красноречивее любого подробного жизнеописания о подвижнике может свидетельствовать его духовное наследие. Как писал еще во времена советского атеизма В. Шевчук, «жизнь не забыла Вишенского, воскресив в памяти человеческой эту неординарную личность, перенимая из его произведений все доброе и светлое, что человека облагораживает и возносит. Она сплетает далекому страннику, будившему общественное сознание на рубеже XVI-XVII вв., надлежащий венец». 214   204 Шумило С. В. Влияние Святой Горы Афон на духовную, культурную и политическую жизнь Украины. С. 127; Его же. Основатель Киево-Братской школы митрополит Исаия (Копинский) и его участие в возрождении православия в Украине//Труды Киевской духовной академии. К., 2015. 23. С. 146. 205 Еремин И. П. Иван Вишенский и его общественнолитературная деятельность//Иван Вишенский. Сочинения. С. 226–227 208 Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в 3-х т. М., 1953. Т. 2. С. 33, 132; Крип’якевич Богдан Хмельницький. К., 1954. С. 85. 209 Шумило С. В. Влияние Святой Горы Афон на духовную, культурную и политическую жизнь Украины. С. 127; Его же. Основатель Киево-Братской школы митрополит Исаия (Копинский). С. 146.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010