Александр - Галине И. 9 октября 2020, 11:28 Простите, но вы ошибаетесь Галина. Ваши слова: " Учение о Церкви Иоанна Вишенского носит полемический оттенок и является проекцией православного учения о Церкви через призму католического влияния на Православие на Украине " (XVI–XVII вв.). А почему отец Иоанн затрагивает Киевскую митрополию в этот период? Как вы понимаете? И тогда я напишу в чем вы ошибаетесь? Опишите своё видение. Галина И. 8 октября 2020, 21:29 Владимир 8 октября 2020, 08:34. Владимир, отец Андрей в предисловии к статье отмечает: " Учение о Церкви Иоанна Вишенского носит полемический оттенок и является проекцией православного учения о Церкви через призму католического влияния на Православие на Украине " (XVI–XVII вв.). Так что эти " критерии истинной Церкви " , выделенные прп. Иоанном Вишенским, не являются полными и исчерпывающими, а носят частный характер. В совр. богословских книгах указаны разл.критерии Православной Церкви по Свящ.-му Писанию и св.отцам. Мне кажется, наиболее подробно эту тему рассматривает прот. Вадим Леонов в своем учебном пособии " Основы православной антропологии " ,ч.III,3.1. " Понятие о Церкви и ее предназначении " . Владимир 8 октября 2020, 08:34 Галина, полностью согласен с Вами и могу к Вами сказанному добавить еще десяток признаков, объясняющих почему секта Торопа не истинная церковь. Но этих критериев нет в статье, Вашего признака тоже нет. Поэтому, надо признать, что перечисленные в статье критерии явно недостаточны. Дух Святой анафематствовал чрез апостола Павла даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое евангельской и апостольской проповеди. Галина И. 7 октября 2020, 20:19 Владимир 7 октября 2020. Простите, но ложность культа Виссариона ясна. " Христос- глава Церкви,и Он же Спаситель тела " (Еф.5,23). " Краеугольный камень, на котором воздвигнуто духовное живое здание..., новозаветная Церковь, есть Господь наш Иисус Христос " (Свт. Игн. (Брянч.-в). Торопа объявил себя " Иисусом Христом " . Это страшная ересь, дух. слепота. Отсюда- полнейшее несоответствие данной секты истинной Церкви по всем критериям. О чем речь, если у тела вставная, поддельная глава? " Если скажут вам: " вот,Он в пустыне " ,-не выходите; " вот, Он в потаенных комнатах " ,-не верьте;ибо,как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого " (Мф.24:26-27).Гипноз.

http://pravoslavie.ru/134371.html

Покидая Афон, он дал обет одному из старцев возвратиться на Святую Гору и стать здесь монахом. Поэтому по возвращении он испросил у князя Острожского прощение и попросил отпустить его, что тот и исполнил, поблагодарив за службу и щедро одарив своего бывшего слугу. Получив разрешение князя, И. Княгиницкий вновь отправился в путь «с некоими еже в Святую Гору, възвращая по обещанию». 54 Святая Гора Афон. Гравюра XIX в. Стоит обратить внимание, что в житии преподобного Иова уточняется, что на Афон он возвратился не сам, а «с некоими». 55 Вероятнее всего, одним из этих «некоих» и был Иоанн Вишенский. Ученик преподобного Иова (Княгиницкого) сообщает, что на Афоне он «пребы же тамо во послушании и общем житии 12 лет неотходно ». 56 А поскольку в Украину он возвратился около 1601–1603 годов, то можно определить, что ушли оба подвижника на Афон около 1589–1593 годов. О том, что на момент Брестской унии 1596 года Иоанн Вишенский давно уже был на Святой Горе, подтверждает и он сам, сообщая в одном из своих посланий за 1597 год: «Сам на той час у ваших краях несьм был». 57 Странствие на Афон, судя по всему, отец Иоанн Вишенский и преподобный Иов (Княгиницкий) совершали через Молдовлахию, Болгарию и Македонию. В частности, еще Иван Франко обратил внимание, что из писания Вишенского, известного под названием «Новина, или Всть о обретении тла Варлаама, архиепископа Охридскаго...», видно, что он бывал в Охриде и хорошо знал этот древний южнославянский центр на Балканах. 58 Относительно начального периода пребывания на Афоне в Житии преподобного Иова сообщается, что на первых порах он не поселялся в каком-то одном конкретном монастыре, но скитался по разным обителям Афона: «обходи с радостию вся святыя обители, посещая и молитствуя, таж и в келиях старца и скитники, и в пещерах сущи, всем ревнуя и о молитву прося. И по сем вдает себ в послушание некоему старцу скитствующу иеромонаху Исидору». 59 Святая Гора Афон. Гравюра, 1768 г. Вид со стороны афонской отшельнической келии. Фото Сергея Шумило, 2013 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По всей видимости, приезд в это время старца Иоанна Вишенского вызван был не столько соображениями полемической деятельности, и уж тем более не инициативами Львовского братства, сколько необходимостью оказать помощь прп. Иову Княгиницкому и игум. Исаакию Борисковичу в осуществлении затеянной ими при поддержке князя Острожского масштабной монастырской реформы. Ее целью был перевод ряда украинских монастырей на афонский устав, с тем, чтобы в условиях противостоянии унии они были не церковно-феодальными хозяйственными корпорациями, но подлинными духовными центрами православия и мистико-исихастской традиции. Как мы знаем, в рамках затеянной при участии о. И. Вишенского монастырской реформы в это время по афонскому образцу были преобразованы, помимо Дерманского, Угорницкий, Уневский, Почаевский и другие монастыри, а также основан знаменитый Манявский скит, сыгравший важное значение в возрождении православного монашества в Западной Украине. Плоды такой деятельности не заставили себя долго ждать. Под влиянием «афонитов» оставшиеся верными православию монастыри постепенно преобразовывались в национальные духовно-культурные очаги. Возрожденные при участии афонских подвижников обители становятся в Украине теми центрами, вокруг которых и начинается духовное, культурное и политическое возрождение. Житие прп. Иова Княгиницкого сообщает, что старец Иоанн Вишенский в Угорницкой обители «пожи с ним неколикое время». О том, что о. Иоанн не просто гостил в Угорницком монастыре, мы узнаем из краткого упоминания в Житии, что оба старца «совещаши, жесточайшаго безмолвнаго жития желающе». Что это было за «совещание», Житие не уточняет, однако после него прп. Иов Княгиницкий оставляет Угорницкую обитель и начинает отшельнически подвизаться сам в пустынной местности среди девственных лесов Карпатских гор. На этом месте пустыннических подвигов преподобного и был им основан по афонскому образцу знаменитый Манявский скит. Таким образом, получается, что уединение прп. Иова Княгиницкого и основание Манявского скита случились по благословению и при участии старца Иоанна Вишенского.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

Из писаний старца Иоанна видно, что он хорошо знал Острог и жизнь его обывателей. По всей видимости, бывал он здесь неоднократно. И близкая дружба с другим видным православным подвижником прп. Иовом (Княгиницким) завелась у него, скорее всего, еще в Остроге, где тот учился в Острожской академии, а позже и преподавал в ней . Эта дружба в дальнейшем тесно свяжет их в совместном, по поручению князя Острожского, путешествии на Святую Гору и пребывании здесь, а затем и при основании Великого Манявского скита и возрождении афонских монашеских уставов в Украине. О том, что будущий старец Иоанн состоял на службе у князя Острожского, свидетельствует и униатское полемическое сочинение «Антиризис или Апология против Христофора Филалета», написанное в 1599 г. идеологом унии, а позже и униатским митрополитом Ипатием Потеем (1541 – 1613). В этот период был тесно связан с Острожским центром книжников-традиционалистов старец-нестяжатель Артемий Троицкий, который, так или иначе, имел влияние на формирование взглядов молодого И. Вишенского. Под впечатлением рассказов старца Артемия о прп. Ниле Сорском, его странствиях на Афон и пребывании в древнерусском свягорском монастыре И. Вишенский мог загореться желанием и сам отправиться в далекую монашескую республику. Кроме того, именно взгляды прп. Нила Сорского, игум. Артемия и других «нестяжателей», критика ими монастырских землевладений, по всей видимости, отразились и на воззрениях И. Вишенского и его категоричном неприятии вырождения монастырей в крупные земледельческие имения-«фальварки». Таким образом, можно считать, что в украинском исихастском возрождении конца XVI – начала XVII вв. как бы сошлись две школы — непосредственно Афонская и «нестяжательская» школа афонита преподобного Нила Сорского, которая искусственно была уничтожена в Московской Руси, но чрез старца Артемия Троицкого продолжила свое развитие теперь уже в Украине, в новых условиях. Из посланий Иоанна Вишенского явствует, что помимо Острога и Луцка, он бывал во Львове и был тесно связан с Львовским братством. Также он имел какое-то отношение к монастырям Жидичинскому Свято-Никольскому в предместье Луцка, Уневскому Свято-Успенскому и Спасскому в Перемышльской епархии.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

За этими выражениями скрывается убежденность, что весь русский народ остается православным, хоть это и « останка » прежнего народа т.е. те, кто не изменил вере. Этот народ для прп. Иоанна Вишенского является избранным, богоносным, « истинным Новым Израилем « Спасайтеся, братия моя возлюбленная, верное стадо Христово, роде избранный, языку святый, царское священие, людие обновления, российский благочестивый народе, сами. Спасайтеся верою; спасайтеся заповедми евангелскими; спасайтеся законом отческим; спасайтеся чистым и целомудрым житием! Пребудете в церкви, пребудете во ограде, пребудете в законе, пребудете во согласии, едности и любви И наоборот, только обращение из латинства к русской вере приводит человека к спасению: « Веруй, любимый прочитателю, если ... всякий латынского рода человек до руской веры церкве и науки правдивой не приступит за добро и за добродетель, ведай, иж в геену огня вечнаго отидет Как пишет современный исследователь О.Б. Неменский у Иоанна Вишенского хорошо видна «объединенность этнического и конфессионального» в противопоставлениях «русь» - «латина», «род русский» - «род Даже принадлежность к славянскому языку у Вишенского носит религиозный характер. К народам славянского языка он относит по крайней мере три: русь, сербов и болгар. Нигде к славянским не отнесены поляки, и в этом плане он, очевидно, следует традиции обозначения славянскими только тех народов, которые имеют славянское В таком же ключе, как прп. Иоанн Вишенский, рассуждает и автор «Фриноса, или плачь Восточной Церкви» (издан в 1610 г.), будущий православный архиерей Мелетий В этом произведении автор именует униатов « безымянным народом », вследствие своего отступничества от православия, а значит от своего русского имени, т.к. « мы Русь восточного послушания и вероисповедания, являемся приверженцами чисто греческо-кафолической религии (т.е. православия - А.Ч. ) ; польские паны и Литва - западного послушания и вероисповедания - римско-католической религии Униаты между православными и католиками - « ни то, ни се ».

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/27/russ...

Пещера, в которой подвизался на Афоне старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г.      Точная дата преставления старца Иоанна Вишенского доподлинно неизвестна. Всю жизнь удаляясь от мирской славы и суеты, он ушел в мир иной как и подобает афонским подвижникам – тихо и незаметно, не оставив никаких следов. Так и уходят большинство афонских старцев, и лишь с годами, особым промыслом Божиим, о некоторых из них становится известно в миру. Именно так и случилось со временем со старцем Иоанном. В письме инока Манявского скита Леонтия от 9 сентября 1633 г. впервые упоминается старец Иоанн Вишенский как преставившийся. Более того, о. Леонтий пишет о нем с глубочайшим почтением и называет «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года. Икона афонского старца прп. Иоанна Вишенского Святогорца. Иллюстрация из книги Сергея Шумило «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист» Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживаются на трудах и деятельности прп. Иова (Княгиницкого), прп. Иова (Желизо) Почаевского, Стефана Зизания, Исаакия Борисковича, Киприана Острожанина, Елисея Плетенецкого, митр. Исаии (Копинского), прпмч. Афанасия (Филипповича) Брестского, прп. Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским. По убеждению Пантелеимона Кулиша, именно старец Иоанн Вишенский и его последователи сумели силою своего внутреннего подвига и верности сберечь чистоту православия под натиском польско-католической экспансии. Уже один этот факт свидетельствует о важности духовного подвига и наследия старца Иоанна, необходимости возрождения памятования о них как на общественном, так и церковном уровне. Претерпев неоднократные переиздания в XIX–XX вв., его послания даже в советское время преподавались в школьной программе. Поскольку тогда не было свободного доступа к религиозной литературе, то полемические произведения старца Иоанна были чуть ли не единственным источником, глотком духовных знаний посреди атеистической пустыни. И это подлинное чудо старца. Даже через 300 лет после смерти он влиял на укрепление людей в вере.

http://pravoslavie.ru/95541.html

Икона всех Афонских Преподобных с картой монастырей Святой Горы. Румынский скит «Продром» на Афоне, 1859 г. До наших дней в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря сохранилось послание старца Иоанна Вишенского под названием «Зачапка мудрого латынника з глупым Русином» (1608–1609), переписанное в XIX веке с более древней рукописи. 78 В некоторых своих посланиях старец Иоанн обильно ссылается на творения псевдо- Дионисия Ареопагита . Перевод этих произведений на славянский язык осуществил игумен Афонского Пантелеимонова монастыря Исаия († l375). 79 Глубокое знание и цитирование «Ареопагитика» говорит о том, что Иоанн Вишенский пользовался именно славянским его переводом, который мог храниться тогда и в библиотеке Русика. Среди прочего, о пребывании старца Иоанна именно в Русике может свидетельствовать и его осведомленность о подвижниках и святых, почитаемых в Московском царстве. «Прочитай истории житий оных святых мужей, чюдотворцов великих», 80 – пишет старец Петру Скарге с Афона о московских святых. Скорее всего, знакомство самого Иоанна с историями «житий оных святых» («великоросийским от Бога почтенных святым мужем») могло произойти при помощи выходцев из Московской Руси, также подвизавшихся в древнерусской обители на Афоне. Известны случаи, когда именно в Русик посылали для обучения греческому языку и грамоте людей даже от московских царей. Так, в 1551 году Московский царь Иван IV Грозный посылал в Русик на обучение «паробка Обрюту Михайлова сына Грекова», передавая с ним пожертвования на монастырь. 81 В письме к Константинопольскому патриарху Дионисию II (1546–1555) царь писал по этому поводу: «ты бы велел его у себя учить грамоте греческой и языку: а если тебе у себя его научить нельзя, то отошли его на Св. гору Афонскую, в наш монастырь св. Пантелеимона». 82 Этот факт подтверждает, что Русик был важным духовно-культурным центром, при котором выходцы из разных частей Руси имели возможность не только проходить духовное воспитание, но и обучаться греческому языку и грамоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этому вопросу он уделяет особое внимание. «Иноческаго чина не поруговайте, – пишет старец, – но и сами ся Богу молте, да в том чину жизнь свою скончаете, як же пръвые продки ваши, которие еще в благочестии ненарушеном были и милость Божию при соб близко мли... Если бы не было истинных иноков и богоугодников межи вами, уж бы давно, якож Содома и Гомора, жупелом и огнем у Лядской земли есте опопелли... Если бы вас иноки пред Богом не заступали, уже бысте давно с всею потхою своею мирскою изчезли и погибли». 312 Особо старец отстаивает отшельническо-аскетический способ монашеского подвижничества. «Позорище мысленное» – одно из последних известных произведений старца Иоанна, написанное им в пещерном затворе неподалеку от Зографа около 1615–1616 годов («составленное от инока, в пещере горе седящего и себе внимающаго»). 313 В этом сочинении, обильно цитируя Иоанна Лествичника , Григория Богослова , Симеона Нового Богослова , Григория Синаита , Исаака Сирина и других восточных отцов, старец утверждает, что «больше стосугубо пожиток Церкви, хвала Богу, заступлние сродству и общему естеству, стран, роду и языку от оного избтшаго инока из мира и в горах гнздящагося, нежели с ними общесвдворно пребывающего». 314 В пещерах Киево-Печерской Лавры. Мироточивые главы. Рис. Абрахама ван Вестерфельда, 1651 г. В пещерах Киево-Печерской Лавры. Ближние пещеры. Рис. Абрахама ван Вестерфельда, 1651 г. Афонский отшельник. Фото нач. XX века Поясняя смысл отшельнического подвижничества, Иоанн Вишенский объясняет, что ушедший в затвор инок «роспинается за Христа или со страстьми и естеством борется и повседневную смерть страждет, по апостолу, да поборет диявола, с похотьми в плоти гнздящагося страстьми». 315 И потому «за единого, в горах и пещерах сдящего, руского инока, тысячю домалжных и в полатах упокоевающихся миролюбцев, мясоедов, роскошных мнихов латынских не промнил бым». 316 Главная цель жизни христианина, по Иоанну Вишенскому, – обретение спасения: «Не может никто никого врачевати альбо учити, если наперед себ не уздоровит и не научит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Афонский старец Иоанн Вишенский Афонский старец Иоанн Вишенский   Замечательное исследование С. Шумило, радуемся за автора.  - Афон   Афонский старец Иоанн Вишенский. Жизнеописание «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца». День памяти — 29 июля Ровно год назад, 28 июля 2016 года, Украинской Православной Церковью во время праздничной литургии в Киево-Печерской Лавре был торжественно причислен к лику святых преподобный старец Иоанн Вишенский Святогорец. Почитание памяти преподобного Иоанна Священным Синодом УПЦ установлено на следующий день после дня канонизации – 16/29 июля (старый/новый стиль). Прославление преп. Иоанна Вишенского в лике святых является значимым событием для русской святогорской обители. Его канонизацией пополнился Собор Преподобных Русских Святогорцев еще одним угодником Божиим, а Свято-Пантелеимонов монастырь обрел еще одного небесного заступника и покровителя. Афонский старец Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Украины, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский святогорец».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

Святитель Григорий считает, что «стремящийся исследовать волю Божию, познавший о каждой вещи, ради чего она произведена Творцом Вселенной, – вот кто знает и причины, и основания всего сущего, вот у кого знание основания всего сущего, вот у кого знание и всего в мире, вот кто истинный философ». 230 Поэтому «божественный, а не природный дар – наше богомудрие; нисходя свыше, оно даже рыбарей, по Григорию Богослову , делает сынами грома, чье слово разносится до крайних пределов вселенной... Через это вот богомудрие возможно и нам стать и после смерти быть подобными Богу, а природной мудрости у Адама было тоже не меньше, чем у любых людей после него, однако он же первый и не сберег богоподобия». 231 Таким образом, святитель Григорий Палама не отрицает самой возможности и полезности внешних знаний и науки, однако считает их менее важными (особенно для монашествующих) в сравнении с истинными знаниями духовными, открывающими путь к богопознанию и единению со Христом. Подобного же воззрения придерживался и старец Иоанн Вишенский, по всей видимости, отчасти заимствовавший некоторые свои тезисы и аргументы из популярных на Афоне «Триад в защиту священнобезмолствующих» святителя Григория Паламы . Свт. Григорий Палама . Современная икона Так, следом за выдающимся теоретиком исихазма, старец Иоанн Вишенский отмечает, что от «премудрости философское» невозможно открыть «тые врата, которие до разума духовнаго отверзаются». 232 Поэтому лучше «быти простым богоугодником и жизнь вчную получити, нежели постигнути Аристотеля и Платона и философом мудрым ся в жизни сей звати и в геенну отити». 233 Иоанн Вишенский убежден, что «телесного мудрования разуму вра шафована быти не мает». 234 Ибо «духа сила не в художеств вншняго наказания и философскаго постижения обртается, но врою смиренномудрия (подвижно внимательному длателю заповдей Христовых от тоежде благодати Христовы вдати и разумти ползная и спасителная) даруется». 235 Для старца Иоанна на первом месте стоит обретение тех знаний, благодаря которым открывается «само бо существо тсного пути слда, ведущаго в живот вчный», а также обретается «евангельский разум Христов в помысл вры вдрузивши и тесным путем, вдущим в живот вчный, пошедши». 236

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010