Усекновение, братья, это третий великий праздник, который Православная Церковь установила в честь и память великого Крестителя Господня святого Иоанна. Этот праздник посвящен его славной смерти – Усекновения главы, и поэтому он дает нам повод и возможность, больше, чем два других посвященных ему праздника, охватить духовным зрением всю жизнь этого духовного великана, первого глашатая и знаменосца Христова, ибо сказано, что трудно вынести окончательный суд о человеке до его смерти. Почему? Это очевидно. Потому что смерть – главный пробный камень героя и героизма. В богатейшей ризнице опыта нашей святой Церкви мы находим очень поучительные примеры. Мы читаем о некоторых христианах, много лет подвизавшихся ради своего спасения, но когда они оказывались перед пробным камнем смерти, они убоялись и отреклись от Спасителя и Бога своего и поклонились идолам. Это равносильно тому, как если кто-нибудь собрал обильную жатву в житницу и поджег житницу, чтобы она сгорела. Читаем и о людях безбожных и распутных, которые всю жизнь уничтожали веру Божию, грехом или мечом, но вдруг опомнились, признали Христа и мужественно положили за него душу, так как будто кто-то долго, долго блуждал по бездорожью и, наконец, нашел верный путь и вышел к родному дому. Первые навлекли на себя вечное проклятие, а вторые получили вечное благословение Божие. Как говорит Всевышний устами своего пророка: «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? Не ваши ли пути неправы? Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал и творит суд и правду – к жизни возвратит душу свою» ( Иез. 18:24–27 ). Это значит, в чем застанет человека смерть, в этом и будет его судить Господь. Святого пророка Иоанна Господь застал в непримиримой борьбе за закон Божий с Иродом, развратным царем, и даровал ему венец вечной жизни и неувядаемой славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Архим. Киприан (Керн). Фотография. 50-е гг. ХХ в. Отец К. происходил из дворянского рода, вскоре после рождения сына был назначен профессором и директором имп. Лесного ин-та в С.-Петербурге, мать - из старообрядцев, «святой жизни женщина» ( Зайцев. 1968. С. 313; в рассказе Б. К. Зайцева «Река времен» под именем архим. Андроника описан К.; перу Зайцева принадлежат также воспоминания о К. в сб. «Далекое» ( Он же. 1965) и некролог в Вестнике РСХД ( Он же. 1960)). Юность К. прошла в С.-Петербурге, где он учился в гимназических классах имп. Александровского лицея. В 1917 г., после закрытия лицея Временным правительством, он поступил на юридический фак-т Московского ун-та. Будучи в Москве, неоднократно присутствовал на заседаниях Поместного Собора 1917-1918 гг., где познакомился с митр. Антонием (Храповицким) , к-рый стал его духовным отцом и впосл. оказал на него большое влияние. Ученые занятия К. в ун-те были прерваны гражданской войной. Покинув Россию, К. обосновался в Сербии. Здесь он завершил юридическое образование, окончив в 1922 г. юридический фак-т Белградского ун-та. В 1925 г. окончил богословский фак-т того же ун-та (выпускное сочинение об историческом развитии греч. текста Литургии свт. Иоанна Златоуста, научный руководитель - прот. Лазарь Миркович ). Входил в кружок русских студентов богословского факультета (с 1925 братство прп. Серафима Саровского), инициаторами создания к-рого были Н. Н. Афанасьев (впосл. протоиерей), С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан ), Ю. П. Граббе (впосл. еп. Григорий ). На собраниях бывали митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Феофан (Быстров) , архиеп. Гавриил (Чепур) , свт. Николай (Велимирович) . К. участвовал в работе первых съездов Русского студенческого христианского движения (1-й - в Пршерове (Пшерове), близ Праги, окт. 1923; 3-й - в русском жен. мон-ре (бывш. Леснинский) в Хопове, Сербия, сент. 1925). По окончании ун-та получил приглашение занять преподавательскую должность в только что открывшемся в Париже Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , однако от этого приглашения К. отказался и поступил преподавателем литургики, апологетики и греч. языка в ДС св. ап. Иоанна Богослова Сербской Православной Церкви в г. Битоль (Битола, совр. Республика Македония). Преподавание совмещал с исполнением должности помощника инспектора семинарии.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

В крещении новорожденного мальчика назвали Михаилом. Он рос болезненным. Образование получил соответственно своему происхождению - кадетский корпус и юридический факультет Харьковского Университета, после окончания которого даже работал в суде. Со студенческой скамьи окружающие воспринимали Михаила человеком особой духовной одаренности, так что популярный в то время среди верующей молодежи архиепископ Антоний (Храповицкий) постарался с ним познакомиться. Впоследствии он оценивал Иоанна (Максимовича) как человека, близкого ему по духу. Конечно, влияние архиепископа, ставшего его духовником, было огромным, и уже в эмиграции в 1926 году он постригает его в монашество с именем Иоанн. Вслед за этим последовало рукоположение. В эмиграции, в Югославии, невзирая на страшную нищету и необходимость постоянно добывать деньги на жизнь, юноша закончил Богословский факультет белградского университета. Несколько лет молодой иеромонах подвизался на учительском поприще, и, надо сказать сразу о двух вещах. Во-первых, поскольку семинария, где он трудился, находилась в Битоле, он попал под влияние великого сербского подвижника епископа Николая (Велимировича), во-вторых, с первых же шагов на пути монашеском он проявил себя как великий аскет. Подобно древним монахам, он никогда не спал лежа, строго постился и каждый день служил Божественную Литургию или хотя бы причащался, если не мог послужить. «Этот маленький, слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления», - писал об иеромонахе Иоанне (Максимовиче) первоиерарх Русской Церкви Заграницей митрополит Антоний (Храповицкий). Студенты впоследствии вспоминали не только о его аскетизме, но и о доброте и заботе по отношению к ним. «В этот же период он опубликовал ряд Богословских работ («Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской Богословской мысли», «Как Святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь», «Учение о Софии - Премудрости Божией»), в которых со святоотеческих позиций полемизировал со сторонниками теологической концепции « софиологии », в первую очередь, со священником Сергием Булгаковым ». Кое в чем он был не согласен и с Владыкой Антонием (с его теорией искупления), но из уважения к духовному наставнику полемизировал с ним частным образом.

http://ruskline.ru/analitika/2016/07/14/...

Скачать epub pdf Об авторе Епископ Афанасий (Евтич) принадлежит к числу крупнейших богословов современности. Он родился 8 января 1938 года в селе Брдарици в Шабацком крае на западе Сербии. После окончания начальной школы и гимназии поступил в Белградскую семинарию во имя святителя Саввы; которую окончил в июне 1958 года. В сентябре того же года поступил на Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде, но вскоре был призван на действительную военную службу. По возвращении из армии, 3 декабря 1960 года в монастыре Пустиня под Вальево по благословению епископа Шабацко-Вальевского Иоанна (Велимировича) принял монашеский постриг, который совершил архимандрит Иустин (Попович) . Состоя в братии монастыря Троноша, продолжил учебу на Богословском факультете. В 1961 году рукоположен во иеродиакона. В июне 1963 года защитил диплом и в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы рукоположен в иеромонаха. По окончании Богословского факультета отец Афанасий подал прошение Священному Синоду о разрешении на продолжение образования в Греции, и в феврале 1964 года патриархом Германом (Джоричем) был направлен на учебу в Богословскую академию на остров Халка (Турция). В академии иеромонах Афанасий пробыл лишь до июня 1964 года, после чего переехал в Грецию, где на Богословском факультете Афинского университета под руководством профессора догматики академика Иоанна Карми подготовил докторскую диссертацию на греческом языке на тему «Экклесиология апостола Павла по святителю Иоанну Златоусту ». Защита диссертации состоялась 2 июня 1967 года. Затем он еще год прожил в Афинах, продолжая научную работу в основном в области патристики. Одновременно служил приходским священником в русском храме в Афинах. Осенью 1968 года по благословению своего правящего архиерея отец Афанасий отправился в Париж для продолжения научной работы и изучения французского языка в Свято-Сергиевском богословском институте. Спустя год учебным советом института назначен преподавателем «Введения в богословие и патрологию с аскетикой». Занимал эту должность в течение трех лет. В последний год своего пребывания в Париже (1971–1972) дополнительно преподавал «Историю Церкви византийского периода». Читал лекции по патрологии на Римо-католическом теологическом факультете (Institut Catholique de Paris) и по византийской литературе в Сорбонне. Служил в русских, сербских, греческих и французских приходах. В качестве представителя Свято-Сергиевского института в сентябре 1970 года участвовал в работе I Конференции православных богословов в Бостоне (США).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Скачать epub pdf Типы Как чудесно звездное небо, Феодул! Как прекрасно цветущее поле! Как прелестны стадо овец или стая птиц! Как страшен шум волнующегося моря, раскат грома в бурю и клокотание тяжелых градовых облаков! Все это упоминается в Евангелии Божием, но как нечто второстепенное, вспомогательное и символическое; никогда как главное. Главное – Бог и человек; все остальное – декорации на сцене жизни. Какие люди вошли в жизнь Спасителя мира! Поистине, Феодул, и это одно из многих чудес Божиих, из которых соткана вся жизнь Его. Все они типы, и они все типы человеческие. Возьмем Ту, Которая есть первая страница Евангелия и первая таинница 217 Божественных тайн, – Святую Пречистую Богоматерь Марию. Вся Она предана воле Божией: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» 218 . Она вся в Боге, как и весь Бог в Ней. Беспримерная преданность воле Божией, судьбе Божией, стыд девичий, смирение, прославление Бога (величит душа Моя Господа» [ Лк. 1, 46 ]) и молчание ( «а Мария сохраняла все слова сии», сказанные Ангелами и пастухами, «слагая их в сердце Своем» 219 ). Это тип – прототип – праведной и святой девы. Иосиф праведный – тип человека законнической правды. Поняв, что Дева Мария непраздна, он надумал тайно отпустить Ее. И тем самым как бы и Ее позора не обнаружить, и себя уберечь от законных последствий. Однако он отказался от своих намерений, когда Ангел Божий явился ему и объяснил, что Дева зачала от Духа Святаго 220 . Захария-священник, отец Предтечи Иоанна, был человек хотя набожный и без порока 221 , но усомнился в благовестии Архангела Гавриила о том, что у него родится сын. «Я», говорит, «стар, и жена моя в летах преклонных» 222 . Из-за этого сомнения – вестник ли небесный явился ему в святыне храма? – поразил его Архангел немилостью, и он был нем все то время, пока не родился сын его. Захария – тип тех священников, что исправно исполняют свое служение, но слабо веруют в надприродную силу всемогущего Бога. Елисавета, праведная супруга Захарии и мать святого Иоанна, являет собой благую старицу и сердечную сродницу: когда приходит Пресвятая Дева Мария, чтобы поздравить ее с тем, что она зачала чадо во чреве своем, Елисавета радуется и задерживает свою юную Родственницу у себя в гостях на три месяца 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Апрель 1 апреля 1. Преп. Мария Египетская . Жизнеописание этой дивной святой составил св[ятитель] Софроний, патриарх Иерусалимский. Иеромонах, старец Зосима, однажды Великим постом удалился в заиорданскую пустыню на двадцать дней пешего пути. Вдруг увидел он некое человеческое существо, сухое и нагое, с белыми, как снег, волосами, которое бросилось бежать от взора Зосимы. Старец долго бежал вдогонку, пока то существо не укрылось в [русле высохшей] реки и не крикнуло: «Авва Зосима, прости меня Господа ради, что не могу предстать я пред тобой, ибо[, как видишь,] я женщина нагая!» Тогда Зосима бросил ей свою верхнюю одежду. Она закуталась в нее и вышла к нему. Старец устрашился, услышав свое имя из уст той незнакомки. После долгих уговоров женщина поведала ему о своей жизни. Родилась она в Египте и с 12-летнего возраста начала блудно жить в Александрии. И в [этом] разврате провела целых 17 лет. Гонимая плотским разжжением, однажды села она на корабль, плывший ко Иерусалиму. Прибыв в Святой Град, она вместе с другими захотела войти в храм, чтобы поклониться Честному Кресту, но какая-то незримая сила удерживала ее, не давая ей переступить порог церкви. Объятая великим страхом, воззрела она на икону Пресвятой Богородицы в притворе и начала молиться Ей, чтобы позволила Она войти ей и приложиться к Честному Древу. Исповедала она свою греховность и нечистоту, обещая пойти туда, куда управит ее Святая [и] Пречистая [Дева]. После этого ей было разрешено войти в храм. Облобызав Крест, она вернулась в притвор, поблагодарила Богородицу и при этом услышала голос: «Если перейдешь Иордан, обрящешь благой мир!» Немедленно купила она три хлеба и отправилась к Иордану, куда и прибыла в тот же вечер. На следующий день причастилась [Святых Таин] в монастыре святого Иоанна Предтечи и перешла реку. Прожила она в пустыне целых 48 лет, терпя величайшие скорби и страх и ведя брань со страстными помыслами, как с дикими зверями. Питалась травами. После этого, когда встали они на молитву, Зосима увидел ее стоящей на воздухе. Она попросила его на следующий год принести ей Святые Дары на берег Иордана, чтобы, придя, она их приняла. Ровно через год пришел Зосима вечером на берег Иордана со Святыми Дарами, недоумевая, как святая переправится через реку. Но при этом увидел он ее в свете луны: приблизилась она к реке, перекрестила ее и пошла по воде, как по суше. Когда он ее причастил, она попросила его прийти на следующий год на тот же самый [высохший] поток, где они встретились впервые. Зосима пришел и нашел на том месте ее мертвое тело. На песке над ее головой было написано: «Похорони, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, предай прах праху. Преставилась я 1 апреля, в самую ночь спасительных Христовых страданий, по причащении Божественных Таин».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Глава 7. Понятие человеческой личности в сербской богословской мысли XX века Сербская богословская мысль в двадцатом веке в поиске ответов на проблемы современного мира живо вращалась вокруг темы личности Бога и человека. «Сербскому народу Бог дал двух великих лю­дей» – преп. Иустина (Поповича) и свт. Николая (Велимировича), которые были людьми «живого примера и живого слова» и носили глубоко в своих сердцах трагические вопросы современного человека, «отвечая на них из глубины своего православного существа». 893 Епископ Николай (Велимирович) – гениальный богослов с мировым именем, почетный доктор нескольких всемирно известных университетов, 894 «величайший сербский церковный мыслитель», который называется порой даже «апостолом нашего времени». 895 Преподобный архимандрит Иустин (Попович) , относившийся к владыке Николаю как «к своему отцу и учителю», 896 также признается одним «из самых выдающихся современных отцов православного богословия», 897 «личностью подлинно святоотеческого размаха», 898 далеко превосшедшей границы Сербии. 899 Отец Иустин «оставил после себя богатейшее богословское, философское и агиографическое насле­дие». 900 Его богословские работы, по выражению академика Иоанна Кармириса, представляют вершину духовного самовыражения Сербской Церкви. 901 Не случайно, что оба святых богослова сравниваются с «великими Отцами Церкви» 902 и «вселенскими учителями», 903 принадлежащими всему миру. 904 И хотя подробный анализ мыслей свт. Николая свидетельствует, что он говорил о человеческой личности «несистематическим образом», тем не менее, именно он «первым среди сербских богословов переместил понятие личности с уровня психологии и этики на уровень онтологии». 905 Вслед за ним архимандрит Иустин уже систематически и глубоко проникает в тайну личности человека. Мы полагаем, что можно утверждать, что сербское богословие двадцатого века в лице свт. Николая (Велимировича), преп. Иустина (Поповича) и их преемников, «крупнейших сербс­ких богословов и архипастырей» 906 митр. Амфилохия (Радовича) 907 и еп. Афанасия (Евтича) , 908 является органическим продолжением и развитием «персонального, ипостасного подхода» 909 восточного православного богословия. При этом термин «личность» практически всегда оказывается синонимичен ипостаси, лицу, персоне 910 в их халкидонском смысле. Несмотря на большое разнообразие мыслей и часто поэтический язык, сербское богословие личности двадцатого века позволяет провести обобщение и систематизировать его взгляды на основные свойства богословского понятия человеческой личности. Среди этих свойств: апофатичность (таинственность), сообразность Богу, логосность, обладание собственной природой, целостность, познавательная способность, свобода, уникальность, творчество и синергичность, динамизм, общение и кафоличность, перихоретичность, нравственность и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Бенедикт XVI выступает как своеобразный римо-католический Кураев» Диакон Владимир Василик о постыдных высказываниях понтифика 24.12.2010 2192 Время на чтение 8 минут «Кардинал Карл Кох заявил, что католики или православные объединены апостольской традицией, в отличие от протестантских деноминаций. Во время оно Алексей Степанович Хомяков сказал горькие, но верные и мудрые слова: протестантизм является законным и мятежным чадом романизма. Святитель Николай (Велимирович), говоря о католицизме и протестантизме, писал о похоти воли, воплощенной в папе, и похоти разума, воплощенной в Лютере. И та и другая похоть органически переходят из католического мира в протестантский и обратно, так сказать, происходит " обмен свойствами " . Как некогда сказал тот же Хомяков, каждый протестант – это мини-папа, а каждый папа – это в известном смысле мини-протестант. Ярчайший пример тому – последнее высказывание Бенедикта XVI который по сути дела легализует мужскую проституцию », - заявил в интервью «Русской народной линии» известный богослов, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик в связи с рассуждениями главы Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Карла Коха о пользе экуменического движения. Об этом кардинал Кох заявил в интервью агентству AsiaNews. Перевод интервью кардинала на русский язык осуществлен порталом «Благовест-инфо» . Отвечая на вопрос, каким должен быть ответ католикам и православным, выступающим против любых экуменических инициатив, кардинал отметил, что «даже среди католиков есть меньшинство, не желающее экуменизма». «Но я думаю, что главный наша задача в сегодняшнем мире глобализации – дать Церкви, по выражению Иоанна Павла II, " дышать обоими легкими " – восточным и западным. Поэтому экуменический диалог может обогатить всех», - выразил уверенность Карл Кох. «Очень важно в сегодняшнем мире, мире глобализации, чтобы Христианство было глобальной реалией. Поэтому во всем, в том числе в экуменизме, возможность говорить на одном языке – важнейшая потребность нашего времени: только так можно справиться с социально-политическими и нравственными вызовами. Потому что если у Церкви нет единого языка, мы ничего не сможем сказать нашему обществу. Поэтому само присутствие Церквей в обществе зависит от экуменического движения. Основа экуменизма – наша вера, общее крещение. В этом смысле мы должны, в первую очередь, понять свою идентичность как христиан, и лишь во вторую – как католиков или православных, понять, что принадлежим к двум Церквам, объединенных апостольской традицией, в отличие от протестантских деноминаций», - считает глава Папского совета по содействию христианскому единству.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/24/be...

Необходимо отметить, что полемические материалы на стыке российских и украинских православных ресурсов, включая избранные примеры, к сожалению, зачастую сползают в область казуистики, зацепок за неудачно подобранные слова и т.д., что, в общем-то само-по себе свидетельствует о настрое авторов. Но пусть это никого не смущает, и прежде чем перейти к ответу на вышеописанную позицию СПЖ, стоит еще раз напомнить себе о том тяжелейшем состоянии, в котором пребывает Церковь на Украине и попросить Господа подать всем добронамеренным, всем православным христианам этой святой земли благодати, рассудительности и крепости! Разумеется, во многих случаях слова приходится оценивать в буквальном смысле и никак иначе. Но построение подходов только на результатах анализа цитат «под лупой» грозит тем, что за деревьями не будет замечен лес. Более того, не стоит забывать: буквализм не по разуму помешал людям разглядеть в Самом Иисусе Христа. Нечто подобное, на наш взгляд, наблюдается и в подходах СПЖ. Первое, что начинает вопить в сердце, когда сталкиваешься с написанным выше, – это даже не вопрос о духовном чутье и духовной интуиции. Неужели авторы этих тезисов не знают Предания Церкви об апокалиптических судьбах мира, а также о роли Русского Православия и России в них? Неужели они не читали пророческих слов прославленных угодников Божьих Игнатия Брянчанинова и Оптинских старцев, Феофана Полтавского, Иоанна Шанхайского, Серафима Вырицкого, Лаврентия Черниговского и Паисия Святогорца, а также множества иных святых?! Знакомы ли им слова «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия» и их истолкование? Неужели им неизвестно противопоставление России и Запада, которое было одним из главных в трудах свт. Николая (Велимировича) и преп. Иустина (Поповича), блаженной памяти иеромонаха Серафима (Роуза) и других? Мы отдаем себе полный отчет в печальном духовном состоянии нынешнего русского общества и изъянах нашего государства – хорошо известно это и украинцам. Из Назарета может ли быть что доброе (Ин. 1: 46)? Но отдают ли себе они отчет в том, что было бы и с Украиной и с миром, если бы Россия пала? Или, может быть, в мире есть еще какая-то государственная сила, обладающая хотя бы признаками суверенитета, способная противостоять смертоносным западным лжеценностям и поддерживающая Православную Церковь?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/29/gr...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Схиархимандрит Стефан Карульский (1922 - 2001) Стефан Карульский     Схиархимандрит Стефан Карульский (1922 - 2001)   Афонский подвижник схиархимандрит Стефан Карульский часто упоминается в разговорах обитателей Карули и является образцом благочестия для карулиотов до сих пор. На Карули издавна селились русские, и вся жизнь афонского старца была тесно связана с братским русским народом. Схиархимандрит Стефан Карульский (Милкович)  родился в 1922 году. Учился в сельскохозяйственном техникуме. Знания, полученные там, пригодились ему впоследствии, когда он стал афонским монахом. Ещё до Второй мировой войны схиархимандрит Стефан Карульский поступил послушником в монастырь Туман в Сербии, где в то время подвизалось русское братство. Во время войны находился в монастыре Студеница. По словам схиархимандрита Стефана Карульского, однажды коммунисты хотели его расстрелять, но ему удалось спастись бегством. Это находит подтверждение в воспоминаниях о монастыре тех лет архимандрита Иоанна (Радосавлевича). В это время схиархимандрит Стефан Карульский был рукоположен владыкой Николаем (Велимировичем) в диакона.  На Афон, по собственным словам, схиархимандрит Стефан Карульский, он пришёл из Сербии пешком, в самом начале пятидесятых годов. Сначала поступил в сербский монастырь Хиландарь, где пробыл совсем недолго.   Жил с русскими монахами в Карее, затем один в Старом Руссике, а потом поселился на Каруле, месте самых суровых подвигов афонского монашества. Здесь схиархимандрит Стефан Карульский провёл почти 40 лет. Схиархимандрит Стефан Карульский принадлежал РПЦз, как и некоторые другие карульские подвижники, но принимал всех, кто обращался к нему за советом и помощью. На Каруле схиархимандрит Стефан Карульский вёл строгую подвижническую жизнь  и был известен во всей Греции. Сотни людей  приходили к нему или обращались письменно за наставлением или испрашивая молитв.  Во время своего пребывания на Каруле схиархимандрит Стефан Карульский служил ежедневно Божественную Литургию. Причём часто ему приходилось служить в одиночестве, так как все эти годы он практически не имел  послушников. Стефан Карульский был великим молитвенником, и люди , зная это, почитали его и любили...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=100...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010