«Не смотрят наши [власти] в церковный календарь, назначая выборы – это дело, притом всеобщее [и] важное дело, то почему не ставят их на рабочий день? А народ пристально смотрит и замечает недобрые последствия выборов, проходивших в великие церковные праздники. К примеру, в 1927 году их назначили на день Усекновения главы святого Иоанна Крестителя. «Эти выборы не к добру», – вещала тогда народная молва. И действительно, ни к чему хорошему они не привели: в народной скупщине пролилась кровь, были убиты [братья] Радичи. Народ неразрывно связывал это с осквернением грозного праздника Усекновения, который среди крестьян, живущих вокруг [города] Ужице, почитается особо. Тот день, на который придётся праздник Усекновения, народ зовёт «усечным днём» и в течение целого года не начинает в сей день никакого дела: если «усечный день» – понедельник, то это понедельник на весь год, если четверг – то четверг на весь год и т.д. И вот, когда в тот год было объявлено, что выборы пройдут в праздник Усекновения, народ, предчувствуя неладное, говорил: «Не к добру это, не к добру». И вправду, добра мы не увидели». О двоих погибших в колодце Два года тому назад два человека копали колодец в селе К. (Хотя это событие было подробно описано в газетах, с упоминание имён погибших, мы всё-таки не приводим их имена, так как живы их родственники.) Была пятница перед днём Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, когда углубились они в почву. А перед тем приказали, чтобы на обед зажарили им ягнёнка. Но не вышли из колодца живыми и не отведали блюда. Другие съели этого ягнёнка на их поминках. Ведь стенка колодца обвалилась и засыпала их. Прислали солдат, сбежалось множество народа, чтобы их откапывать, но тщетно. Один из них сразу же задохнулся под завалом, а второй отзывался ещё два дня. Люди старались спасти сего последнего и почти докопались до него, но в ту же минуту земля снова осыпалась и это испортило всё дело. Мы детально расспрашивали о жизни двух несчастных [землекопов] и получили такие сведения. Один из них по имени Д. был усыновлён, однако нисколько не уважал ни отчима, ни мачеху, но ругал и мучил, требуя от них раздела [имущества]. Когда пришло известие, что он упал в колодец его приемная мать кричала: «Не вытаскивайте его! Пусть поглотит его земля! Он меня всю извёл. Этого он и заслужил, и Бог его покарал!» О другом [погибшем] по имени М. рассказывали, что он был распутником, пьяницей и самым отъявленным матерщинником и богохульником во всей округе. Именно он и подавал признаки жизни из колодца в течение двух дней. Хотя он явно находился в челюстях смерти, однако [и тут] не вспомнил о священнике и покаянии, но [лишь] просил выпивки, которую, естественно, ему туда никак нельзя было доставить. Участь богохульника

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

верджинелистов); в 1953 г. получил диплом магистра искусств. В 1954 г. начал заниматься визант. пением и нотацией с Э. Веллесом , под рук. к-рого в качестве стипендиата центра Дамбартон-Окс готовил докт. дис., посвященную Ирмологию. После присуждения степени д-ра (1957) преподавал в Йельском ун-те (1957-1969), ун-те Висконсина (Мадисон, 1969-1973, профессор), Вирджинии (Шарлотсвилл, 1973-1993, профессор; в 1974-1977 глава кафедры музыки, в 1990-1993 директор Центра рус. и восточноевроп. исследований, с 1993 почетный профессор музыки). В 1963-1964 гг. работал в монастырских б-ках Св. Горы Афон и в мон-ре св. Иоанна Богослова на Патмосе в качестве стипендиата фонда Морса (Morse Fellowship) и фонда Фулбрайта (Fulbright Fellowship), в 1985 - в Югославии как профессор (Distinguished Professor) фонда Фулбрайта. В 1988 г. выступал с докладами на конференциях, посвященных 1000-летию Крещения Руси, организованных РПЦ в Ленинграде и Библиотекой Конгресса США совместно со Смитсоновским ин-том в Вашингтоне. Участник многочисленных международных научных конгрессов в США, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Польше, России, Украине. Соч.: Liturgical Drama in Byzantium and Russia//DOP. 1962. N 16. P. 351-385; Структура старословенских музичких Ирмолога//Хиландарски зб. Београд, 1966. Вип. 1. С. 139-161; Unknown Stichera for the Feast of St. Athanasios of Mt. Athos//Ibid. P. 108-129; Preparation of an Inventory of Old Slavic Mus. Manuscripts//Anf ä nge der slav. Musik. Bratislava, 1966. S. 173-178; Byzantine composers in ms Athens 2406//Essays presented to E. Wellesz. Oxf., 1966. P. 7-18; The Influence of the Byzantine Chant on the Music in the Slavic Countries//Proc. of the 13th Intern. Congr. of Byzantine Studies. L., 1967. P. 119-140; An Unusual Russian ‘Spiritual verse "http://Ibid. P. 166-172; Present Status of Research in Byzantine Music//Acta musicologica. 1971. N 43. P. 1-20; The Present State of Research in Slavic Chant//Ibid. 1972. N 44. P. 235-265; The Byzantine Heirmos and Heirmologion//Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen: Gedenkschrift L.

http://pravenc.ru/text/150149.html

Е.В. Тростникова Источники притч Агапит (Беловидов А. И.), схиархимандрит. Житие преподобного Амвросия старца Оптинского: в 2 ч. – Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2008. – [Репр. с изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900]. Архимандрит Павел (Груздев). – М.: Издательство «Отчий дом», 2006. [Варсануфий и Иоанн , преподобные.]. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. – М.: изд. Донского монастыря, 1993. Репринт издания 4-го, Спб.: Синодальная типография, 1905. Великий Патерик , или великое собрание изречений старцев: Систематическая коллекция. Т. I. – М.: Издание пустыни Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Новая Фиваида, 2005. Древнерусская притча . М.: Сов. Россия, 1991. (Сокровища древнерусской литературы). Древний Патерик , изложенный по главам. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, изд-во «Планета», 1991. – Репринтное воспроизведение издания 1899 г. Дорофей авва, преподобный. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. – М.: «Отчий дом», 2005. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник. – Владимир: Изд-во Владимирской епархии, 2002. [Отечник святителя Игнатия] Иоанн (Маслов И. С.), архимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. – М.: Братство святителя Алексия, 1993. (Раздел III: Избранные изречения старца Амвросия, извлеченные из разных источников и расположенные в алфавитном порядке) Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. [Отечник проповедника] Николай Сербский (Велимирович), святитель. Беседы. – М.: «Лодья», 2001. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Беседы. Книга вторая. – М.: «Лодья», 2003. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Миссионерские письма. –Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. Николай Сербский (Велимирович), святитель. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею. – Клин: «Христианская жизнь», 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pritch...

Игумен Никон Покаяние молодит сердце и продлевает жизнь. Святитель Николай Сербский (Велимирович) У кающегося открываются глаза на два пути: на тот, которым идёт он, и тот, которым он должен идти. Святитель Николай Сербский (Велимирович) Господи мой, поспеши и укажи новый путь кающемуся, когда возненавидит он старый путь свой. Святитель Николай Сербский (Велимирович) За все грехи людские каюсь Тебе, многомилостивый! Каюсь за всех обременённых, сгибающихся под тяжестью забот и не умеющих возложить все заботы на Тебя. Слабому человеку не по силам и наималейшее бремя, для Тебя же и гора бедствий — будто комок снега, брошенный в печь огненную. Святитель Николай Сербский (Велимирович) Святой Предтеча Господень Иоанн — учитель покаяния. Есть много учителей покаяния, но св. Иоанн Предтеча отличается от них. Те только учат покаянию, а святой Иоанн Предтеча не только учит, но силу на покаяние обращающимся к нему. Архимандрит Борис (Холчев) Помните: «покаяние» в переводе на русский язык означает «перемена». Архимандрит Борис (Холчев) Сердцевина покаяния — это обращение к Богу с надеждой, с уверенностью, что у Бога хватит и любви, чтобы простить, и силы, чтобы нас изменить. Покаяние — это тот поворот жизни, оборот мыслей, перемена сердца, который нас обращает лицом к Богу в радостной и трепетной надежде, в уверенности, что хотя мы не заслуживаем милости Божией, но Господь пришёл на землю не судить, а спасти, пришёл на землю не к праведным, а к грешным. Митрополит Антоний Сурожский Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасёмся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи, и будет тогда радость на душе и мир. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простит тебе Господь грехи твои. Преподобный Силуан Афонский Об общей исповеди Само понятие «общей» исповеди ранее нашего века, кажется, не существовало. Некоторые говорят, что она вошла в практику от отца Иоанна Кронштадтского , но стоит прочитать описание той исповеди, которую проводил о. Иоанн, чтобы убедиться, что это была индивидуальная исповедь. Вот как об этом рассказал священник Василий Шустин.

http://azbyka.ru/fiction/chudo-ispovedi-...

Покаяние молодит сердце и продлевает жизнь. Святитель Николай Сербский (Велимирович) У кающегося открываются глаза на два пути: на тот, которым идет он, и тот, которым он должен идти. Святитель Николай Сербский (Велимирович) Господи мой, поспеши и укажи новый путь кающемуся, когда возненавидит он старый путь свой. Святитель Николай Сербский (Велимирович) За все грехи людские каюсь Тебе, многомилостивый! Каюсь за всех обремененных, сгибающихся под тяжестью забот и не умеющих возложить все заботы на Тебя. Слабому человеку не по силам и наималейшее бремя, для Тебя же и гора бедствий - будто комок снега, брошенный в печь огненную. Святитель Николай Сербский (Велимирович) Святой Предтеча Господень Иоанн - учитель покаяния. Есть много учителей покаяния, но св. Иоанн Предтеча отличается от них. Те только учат покаянию, а святой Иоанн Предтеча не только учит, но ДАЕТ силу на покаяние обращающимся к нему. Архимандрит Борис (Холчев) Помните: " покаяние " в переводе на русский язык означает " перемена " . Архимандрит Борис (Холчев) Сердцевина покаяния - это обращение к Богу с надеждой, с уверенностью, что у Бога хватит и любви, чтобы простить, и силы, чтобы нас изменить. Покаяние - это тот поворот жизни, оборот мыслей, перемена сердца, который нас обращает лицом к Богу в радостной и трепетной надежде, в уверенности, что хотя мы не заслуживаем милости Божией, но Господь пришел на " землю не судить, а спасти, пришел на землю не к праведным, а к грешным. Митрополит Антоний Сурожский Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи, и будет тогда радость на душе и мир. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простит тебе Господь грехи твои. Преподобный Силуан Афонский Об общей исповеди Само понятие " общей " исповеди ранее нашего века, кажется, не существовало. Некоторые говорят, что она вошла в практику от отца Иоанна Кронштадтского, но стоит прочитать описание той исповеди, которую проводил о. Иоанн, чтобы убедиться, что это была индивидуальная исповедь. Вот как об этом рассказал священник Василий Шустин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/141/...

Встреча с Православием Митрополит Антоний Сурожский В бесконечном богатстве личности Всечеловека Христа каждый народ выделил черты святости, которые ближе его сердцу, которые более понятны, которые для него более осуществимы. Сегодня из всего дивного многообразия святости, всего богатства земных и небесных человеческих возможностей мы празднуем память всех святых, в земли Российской просиявших: людей, которые нам по крови близки, жизнь которых переплелась с самыми решающими событиями нашей истории, людей, которые являются славой нашей земли, богатым, прекрасным плодом сеяния Христова, как о них говорится в праздничном тропаре. Антонина Мага Православные христиане в России с тревогой воспринимают приходящие из разных стран мира сообщения об участившихся проявлениях христианофобии. Последователи Христа подвергаются преследованиям, становятся жертвами нетерпимости и дискриминации в различных формах. О зафиксированных фактах гонений, а также о том, что в сложившейся ситуации будет предпринимать Русская Церковь, журналистам рассказал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, выступая на пресс-конференции, которая состоялась в Москве накануне. Святитель Николай (Велимирович) Протоиерей Андрей Ткачев Валерий Духанин Святитель Николай (Велимирович) Протоиерей Георгий Схиртладзе Иеромонах Игнатий (Шестаков) Святитель Николай (Велимирович) Иеромонах Иов (Гумеров) Сегодня Вселенская родительская суббота. Это словосочетание вводит нас в таинство Церкви, ибо Церковь есть Собор. Церковь объединяет всех, кто вошел в нее и остался в ней – тех, кто жил в апостольское время, когда родилась Церковь, и в наше время. Разница только в том, что одни уже прошли спасительный путь и вошли в Царство Небесное, а нам еще предстоит, как членам Церкви воинствующей, еще спасаться, преодолевая свою немошь внутреннюю, преодолевая сопротивление диавола, и самое трудное, наверное, – сопротивление мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, во зле лежит. (MP3 файл. Продолжительность 17:12 мин. Размер 8.3 Mb) Протоиерей Андрей Ткачев Диакон Владимир Василик Протоиерей Андрей Ткачев Виктор Кутковой В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page133_1078.h...

Николай (Сахаров), иеродиакон. Понятие образа и подобия у архим. Софрония//Богословие. Философия. Культурология. Труды высшей религиозно-философской школы. Выпуск 4. СПб., 1997. С. 101–117. Николай Сербский , свт. Беседы (часть вторая). М.: Лодья, 2003. Николай Сербский , свт . Библейские темы. М.: Паломник, 2005. Николай Сербский , свт. Вера святых. М.: Покров, 2004. Николай Сербский , свт. Кассиана. Статьи. Проповеди. СПб.: Знаки, 2000. Николай Сербский , свт. Миссионерские письма. М.: издательство Московского подворья ТСЛ, 2003. Николай Сербский , свт. Молитвы на озере. СПб.: ЛИО Редактор, 1995. Николай Сербский (Велимирович), свт. Мысли о добре и зле//Его же. Собрание сочинений. Дюссельдорф, 1978. Т. IV. Николай (Велимирович), свт. Повесть о земле недостижимой. Сан-Франциско, Калифорния, 1964. Николай Сербский (Велимирович), свт. Сквозь тюремное окно. М.: изд. Московского подворья ТСЛ, 1996. Николай Сербский , свт. Царев завет. Псков, Иоанно­-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, 2011. Николай Сербский , свт. Феодул или раб Божий. Саратов: изд. Саратовской епархии, 2005. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб.: Азбука-классика, 2004. Оболенский Д. Д. Протопресвитер Иоанн Мейендорф //Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна. С. 166–174. Орлов И. А. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. Историко-догматическое исследование. Текст. Краснодар, 2010 (репринт с издания: СПб.: типография Елеонского, 1888). Павел, св. патриарх Сербский. Ангел Сербской Церкви//Янич Й. Будем людьми. Жизнь и слово патриарха Павла. Москва, ПСТГУ, 2010. С. 310–318. Попов И., мч. Конспект лекций по патрологии. Тверь: Булат, 2006 (по изд. Сергиев Посад, 1916). Посадский А. В., Посадский С. В. Исторический путь России в контексте философии Г. В. Флоровского. СПб.: изд. РХГА, 2004. Прийма И. «Блаженны вы, плачущие сегодня с Россией…». О свт. Николае Велимировиче //Журнал московской патриархии. М., 1999. 7. С. 55–59. Путянин Р., прот. Катехизическое беседы. Рыбинск: тип. Левикова, 1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Архив Пн Молитва святителю Николаю (Велимировичу), Охридскому и Жичскому 18 июня 2021 г. 13:10 Текст молитвы святителю Николаю (Велимировичу), Охридскому и Жичскому, утвержден  к общецерковному богослужебному употреблению решением Священного Синода от 17 июня 2021 года ( журнал 34 ). Априллиа 20 О, златоустый святителю Христов Николае, Сербския страны покровителю, и всех православных христиан просветителю, за нас же, грешных, благонадежный пред Господем предстателю! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: призри на немощи наша и услыши прошения наша со благоговением тебе приносимая, и умилосердися о нас, обремененных и разслабленных грехи велиими, и умоли Христа Бога о всех скорбящих и озлобленных, помощи Его требующих. Не остави такожде, о архиерею Господень, всемощным твоим заступлением всех от Православныя веры отступивших, в неверии, зловерии и суеверии пребывающих, да некрещеннии крестятся, невенчаннии венчаются и да хранят плод утробы своея. Ей, святче великий и новый угодниче Божий, вторый Николае милостивый! Яви предстательство твое о нас, грешных, к Вышнему и ходатайствуй пред Ним твоими богоприятными молитвами, да покаемся во гресех наших и сотворим плоды достойны покаяния: смирение и воздержание, целомудрие и нищелюбие, трезвение и простоту, да отринем иго страстей всегубительных и свободимся работы вражия. О, святый владыко Николае, Церкве Сербския и Вселенския велелепое украшение, отеческаго Православия крепкое утверждение! Моли Единаго Человеколюбца, да вси мы, людие словенстии, союзом братския любве связуеми, поживем во всяцем благочестии и мире, паче же, молитвами твоими и твердым твоим покровом сподобимся Небесное Царствие улучити, идеже ты ныне в незаходимем сияеши свете, купно с сонмом новомучеников и исповедников сербских и русских, и всех святых от века угодивших Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5821897.ht...

Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви, заслушав сообщение комиссии о результатах обретения, благословил продолжать труды по подготовке к прославлению святителя Иоанна, которое было назначено на 19 июня (ст.стиля) – день его блаженной кончины. Прославление в лике святых святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, состоялось 19 июня (2 июля) 1994 года. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 24–29 июня 2008 года, святитель Иоанн прославлен в лике общецерковных святых. Как духовное завещание звучат для нас сегодня высказывания святителя Иоанна Максимовича о молитве: «Лепет ребенка угоден Ему. Господь принимает все прошения человеческие, как бы малы и ничтожны они ни были, если сердце человеческое радуется и трепещет, предстоя перед лицом Владыки. Все малое делается великим в этом предстоянии. Все несовершенное делается совершенным. Не смущайтесь величиной или ничтожеством ваших прошений, но ищите прежде всего не то, что вы хотите просить, а Того, Кого вы хотите просить. Недостойны просьбы лишь тех, которые Господа любят меньше, что ту вещь или дело, о которых они просят. Если же вы любите Господа больше всего, то благословенно всякое прошение ваше, и великое и малое, и всякая просьба ваша исполнится, а та, которая по Божией воле не исполнится, принесет вам большее благо, чем та, которая исполнится. И всегда плод великий остается в нашей душе от молитвы, – мы восходим на небо, к Творцу...» 294 Молитвами святителя Иоанна да сохранит Господь нас грешных от всякого зла, да укрепит нашу веру и да поможет нам идти верным путем ко спасению. Святитель Николай (Велимирович) Епископ Николай (в миру Никола Велимирович) родился 23 декабря 1880 года в деревне Лелич. С молоком матери впитал он чистую, пламенную и непоколебимую веру в Бога Живого и Истинного. Она стала тем основанием, на котором была выстроена вся его земная жизнь. В 1919 году Святейший Архиерейский Собор Королевства Сербии избрал отца Николая епископом Жичским, но вскоре после хиротонии, в 1920 году, по собственной просьбе епископа Николая его направили в Охрид, колыбель славянской духовности, культуры и письменности. Молодой, блестяще образованный епископ начал свое архипастырское служение, опираясь на апостольские традиции святых Кирилла и Мефодия; следуя по их стопам, возделывал ниву веры, надежды, любви Божией, исполняя свое призвание к спасению душ. Возрождение и преображение церковной жизни, возрождение монашества, воцерковление народа – вот благодатные плоды апостольского служения епископа Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ Стихира-осмогласник в Неделю Православия мон. Иоакима (Иоанна) Харсианита. Певческий сборник письма Акакия Халкеопулоса. Нач. XVI в. (Athen. Bibl. Nat. 917. Fol. 107) Стихира-осмогласник в Неделю Православия мон. Иоакима (Иоанна) Харсианита. Певческий сборник письма Акакия Халкеопулоса. Нач. XVI в. (Athen. Bibl. Nat. 917. Fol. 107) (Иоанн) Харсианит, мон., доместик Сербии, мелург. По мнению совр. исследователей, мелурги Иоаким и Иоанн, чьи имена встречаются в греч. нотированных рукописях XV - нач. XVI в. с определением «Харсианит» (греч. το Χαρσιαντου),- одно и то же лицо. Наличие 2 имен объясняется по-разному. По одной версии, Иоанн - это мирское имя, а Иоаким - монашеское. По др. версии, имя Иоанн было получено при постриге в великую схиму. Иоакимом мелург назван в рукописях Ath. Ivir. 544 (1453 г.), 1120 (1458 г.), Athen. Bibl. Nat. 928 (3-я четв. XV в.), Ath. Vatop. 1495, (2-я пол. XV в.), а Иоанном - в рукописях Ath. Konstamon. 86 (1-я пол. XV в.), Ath. Vatop. 1528 (сер. XV в.), Athen. Bibl. Nat. 886 (2-я пол. XV в.), 917 (нач. XVI в.). Прозвище Харсианит указывает либо на мон-рь в честь Богородицы Перивлепты, основанный в К-поле Иоанном (в монашестве Иов) Харсианитом в сер. XIV в., либо на место рождения мелурга (фема Харсиан в Каппадокии), возможно являясь в этом случае его родовым именем. В пользу последнего предположения говорит то, что в нек-рых рукописях, где мелург назван Иоанном Харсианитом, отсутствует определение «монах» (см., напр.: Ath. Vatop. 1528. Fol. 84, сер. XV в.). Стих «И путь нечестивых погибнет» (Пс 1. 6) Иоакима (Иоанна) Харсианита. Певческий сборник письма мон. Матфея. 1453 г. (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 38) Стих «И путь нечестивых погибнет» (Пс 1. 6) Иоакима (Иоанна) Харсианита. Певческий сборник письма мон. Матфея. 1453 г. (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 38) Ремарка «доместик Сербии» при имени И. присутствует в немногих ранних рукописях, относящихся ко времени падения К-поля (Ibid. 1528. Fol. 84: Ιωννου το Χαρσιαντου, δομεστκου Σερβας; Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 254-254v, 421-422, 1453 г.: κρ Ιωακεμ μοναχο το Χαρσιαντου κα δομεστκου Σερβας). Как отмечает А. Яковлевич, в период правления Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи ) и его супруги Ирины Кантакузины (гречанки) мн. греки-беженцы переселились в Сербию, вероятно тогда И. получил этот чин и жил нек-рое время в Сербии. М. Велимирович, сопоставляя появление И. в Сербии и аналогичный случай с Мануилом Хрисафом , полагает, что оба они были дипломатическими курьерами, к-рые благодаря монашескому чину и авторитету псалтов могли безопасно пересекать вражеские территории. Велимирович также отмечает, что эти данные об И. являются древнейшим датированным упоминанием о Сербии в связи с визант. музыкой.

http://pravenc.ru/text/468899.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010