Но слава Богу за то, что Он расставил все на свои места в Сурожской епархии и Лондонском храме в частности. Прошу прощения и ваших молитв, нед Ольга Игорь 30 сентября 2010, 19:46 Мы говорим о личности и ее роли в Церкви.Возьмем личность Иоанна Кроншдатского, книга которого " Моя жизнь во Христе " пользовалась невероятной популярностью в Англии.И возьмем личность митрополита Антония Сурожского, который книг после себя не оставил никаких и популярность в России которого ограничена именно узким кругом либерально настроенных верующих.Первый - безупречен и не вызывает ни споров, ни раздражения, также как творения Игнатия Брянчанинова, Петра Могилы, Амвросия Оптинского и многих многих других.У второго же встречаются вещи, которые не просто спорные, но вызывают отторжение и холод, вещи, которые противны самой Православной Вере.Почему бы сначала не изучить святоотеческое писание?Ведь ценность его непреходяща. Благодаря " ПРАВОСЛАВИЕ.RU " познакомился с трудами святителя Николая (Велимировича).Он современник Антония Сурожского.Но какая красота мысли!И какая великая сила кроется в каждом слове святителя!И никаких споров, никаких противоречий. Приведу слова о.Иоанна Крестьянкина: " Познай дух времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его влияния». Вот поэтому достал аудиозапись проповедей Антония Сурожского, книгу " Человек перед Богом " .Изучаю, чтобы избежать. Игорь 30 сентября 2010, 19:44 Можно ли рассматривать личность отдельно от духовного наследия оставленного после себя личностью?Можно ли сказать, что нам нужна личность и в то же время не учитывать воздействия личности на ход истории?На развитие или наоборот оканчание тех или иных процессов происходящих в Церкви и обществе?А труды Шмемана, Мейндорфа или Антония Сурожского - авангард " православного модернизма " .Светлые или темные это личности судить не будем.Но они вызывают споры, радражение и неприятие.Именно поэтому вспоминая об Антоние Сурожском, нельзя не сказать и о его взглядах на развитие Церкви, о том сторонником чего он был.Личность безусловно большая, но более ли важная чем Феофан Затворник?И почему новообращенному обязательно надо присутствие " современности " .Если я не ошибаюсь, Православие учит о вещах вечных и неизменных.То о чем писал Василий Великий актуально и сейчас.Я постоянно ношу с собой книгу о.Иоанна Крестьянкина, нашего с вами современника.Он советует читать святителя Феофана Затворника, и далее пишет: " ...внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам " .Я еще ни от кого не слышал слов: " Читайте Антония Сурожского и козни вражии не посмеют коснуться вас " .

http://pravoslavie.ru/39384.html

Среди множества других серых пятен, едва различимых с вершины горы, было одно, в котором трудно было узнать роскошный и блистательный дворец Ирода, куда стекался весь эпикурейский цвет, искавший в святом городе не святыни, а удовольствий. Меньше малого муравейника казался пастухам мраморный зал, в котором разыгралась великая трагедия Иоанна Крестителя и Иродиады, трагедия, которая дошла и до нас, которая волнует и наши сердца. Представьте, что помпезный мраморный зал дворца царя Ирода, пусть казавшийся серым пятном с вершины горы, с которой видели его пастухи, исчез с лица земли; и камня на камне не осталось от него, в то время как совершившаяся в том зале драма человеческая, которую невозможно было увидеть даже с малой высоты, живет и ныне. Живёт ныне то, что было неразличимо с нескольких тысяч метров, оживает в наших мыслях и воскрешает из пепла и тлена блестящий зал дворца Ирода. Следовательно, драма человеческая важней мраморных палат, в которых она разыгралась, а человечество, дорогие братья, важнее горы, с которой его не видно. Драма Иоанна Крестителя началась до его рождения. Еще до того, как Иоанн появился на свет, о нем было сказано. И обо всех нас, дорогие братья, говорят прежде нашего рождения. До того, как мы явимся в мир, о нас думают и говорят. О нас думает Бог , ангелы Его знают о нас, родители наши советуются о нас в то время, пока мы еще далеки от сознания и мира. Сотнями видимых и невидимых нитей связаны мы уже до рождения с миром, окружающим нас. Рождение Иоанна имеет длинную и трогательную предысторию. Муж и жена весь свой век плакали и молились Богу. Молились Богу всю свою жизнь и слезами доказывали искренность своей молитвы. Они хотели, чтобы Бог послал им хоть одно дитя, но Господь его не давал. Муж и жена на протяжение долгих лет были презираемы людьми и сами себя презирали за то, что не имели детей. Пустыми и бессмысленными казалась им жизнь, и их брак бесплодный, словно смоковница на обочине, которая цветет и зеленеет, но плода не приносит. Они любили друг друга, но хотели свою любовь явить через кого-то третьего, которого не было, и от того, что его не было, они плакали и слезами привносили горечь в свою любовь, также, как и сегодня горчит любовь для тех, кто не имеет в браке детей. Но о пустоте и горечи жизни своих родителей без него Иоанн не знал, ибо его еще не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Монастырь как хранитель памяти о страданиях за веру Епископ Пакрацко-Славонский Йован Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви      В канун праздника Зачатия честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна «Монастырский вестник» напоминает читателям об обители Сербской Православной Церкви, которая получила свое имя в честь Предтечи Господа. Монастырь Рождества святого Иоанна Крестителя находится в поселке Ясеновац в западной Славонии на территории современной Хорватии. Основанная в 1775-м году обитель была разорена в 1941-м, поскольку стала частью комплекса концентрационного лагеря. Восстановленный в 1984 году на месте трагических событий храм снова был разрушен хорватскими войсками в 90-х, в период распада Югославии. Статус монастыря возвращен церкви Рождества Иоанна Предтечи в 2000-м году. Сербы называют это место современной голгофой, бережно и благоговейно сохраняя память о невинно пострадавших в годы Второй мировой войны от рук усташей. Хранить память о невинных жертвах нацизма важно и в наши дни, чтобы не допустить повторения ошибок, которым нет оправдания. Женский монастырь в Ясеновце несет это послушание со всей ответственностью.      Память о Ясеновце в первые послевоенные годы литургически формировалась преимущественно в сербской диаспоре и была тесно связана с Церковью, поскольку тогда святитель Николай (Велимирович) написал службу Новомученикам, в которой Ясеновац прямо не упоминается, но даже без чина канонизации в календари наших епархий за рубежом был внесен День памяти новомучеников Второй мировой войны и мучеников ясеновацких, – рассказывает в интервью газете «Политика» епископ Пакрацко-Славонский Йован, чья хиротония совершилась в день, когда Сербская Православная Церковь прославляет Ясеновацких мучеников – 13 сентября. – Первый значимый памятник на территории системы лагерей Ясеновац был воздвигнут в пятидесятых годах прошлого века в Старой Градишке, и на нем было написано «Жертвам фашизма». Манипуляции со смыслом этого понятия начались уже тогда. Нельзя сказать, что в социалистической Югославии совсем не говорилось о Ясеновце, но внимание общественности явным образом отвлекалось от причин, повлекших за собой массовое убийство людей. События, происходившие в Ясеновце, имели слишком большое значение, чтобы о них можно было умолчать, поэтому потребовалось размыть память об этом. Все сводилось к тому, что некие абстрактные фашисты убивали столь же абстрактных антифашистов.

http://pravoslavie.ru/142174.html

Помянутые выше святые имена отчасти рисуют круг общения батюшки. Ученик подвижников архимандрит Иоанн и сам погружен в подвиг добрый. Об этом свидетельствует плод его трудов. Плод подвижничества — возрастание любви. Силу любви у отца Иоанна может почувствовать каждый, взявший в руки сборник его писем 5 . Бесконечная вереница людей теснится к батюшке со своими бедами, с просьбами помолиться. Поразительно, с какой готовностью, нет, жадностью отец Иоанн обещает молитву. Как будто это нужно не столько просителю, сколько архимандриту. Будто это его единственный долгожданный шанс. Для батюшки молиться было необходимо. Он так любил Бога и доверял Ему, что без молитвы, в разлуке не мог. Так любил ближних, что стоял за их интересы перед Всемогущим и Всемилостивым, и жажду предстательства не могли победить серьезные недуги старца. Письма отца Иоанна заставляют вспомнить письма святителя Феофана Затворника. Они одного духа люди 6 . Чувствуется то же бережное, благоговейное отношение к душе подопечного и доскональное знание духовного пути. Автор открывает дорогу, дает ориентиры, благословляет на путь. И больше — получатель письма получает невидимого верного попутчика. Письма отца Иоанна перекликаются с перепиской его современника — святителя Николая (Велимировича). У владыки Николая каждое письмо — личный адресный ответ. Письма-ответы предваряются изложениями вопросов. Тем самым диалог избегает обращения в монолог. Читающий письма от Святителя знает, кому и на что тот отвечает. Отец Иоанн не пересказывает собеседника, но отвечает так, что из ответа понятно, на что и кому он дан. Не стану называть это литературным чудом. Здесь тайна откровения помыслов. Старец вкладывает свою душу в слова ответа, но не только. Он так близко принимает душу просителя, что вкладывает в ответ и свою, и соприсутствующую ему душу просителя. Батюшкины письма можно считать особым жанром. Но это больше чем жанр, больше чем письма… С чем мы приходим к духовнику? Увы, с жалобами на людей. Батюшка умел остановить поток осуждения и подсказать, как по-христиански избавиться от жгучих обид: “Поживи внимательно день, понаблюдай. Кто ты-то есть по отношению к людям? Узнай себя, потом попробуй хоть день пожить, сопротивляясь греху. Узнаешь как это трудно, научишься снисходить к немощам и не будешь никого осуждать”. Это целая жизненная программа!

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

Монастырь Челие Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 1964 г. Преподобный Иустин (Попович) «Преподобный Иустин Попович. На богочеловеческом пути», С-Пб., 1999 г. 10 сентября 2007 г. скрыть способы оплаты Комментарии евгений 11 сентября 2019, 22:23 Я думал,что в мире есть один Сербский Златоуст(как его зовут за удивительное красноречие и доходчивость его слов)-Святитель Николай(Велимирович). И вот,открыл для себя еще одного,Слава Богу. Иустин(Попович). Пророче Иоанне,Предтеча и Креститель Господень,моли Бога о нас,грешных+++++++++++++++++++++ Ксения 11 сентября 2014, 15:54 Спасибо за статью. Теперь все стало на свои места. Ольга 11 сентября 2013, 18:25 Благодарю за слово, полное истины и любви. Святой Пророк Иоанн Предтечи Креститель Господень, моли Бога о нас! Леонид 11 сентября 2013, 14:05 Слава Богу во святых Его!!! Димитрий 11 сентября 2013, 14:03 Всех с праздником!Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна!Отче Иоанне Предтече,моли Господа Бога нашего Иисуса Христа о спасении душ наших! Геннадий 11 сентября 2013, 09:54 Спаси Господи за великие познание и любовь к нам грешным людям эа тепло и Благодать Твою ГОСПОДИ!!! Наталья Блинова-Кутовая 12 сентября 2012, 12:45 Святой пророк и креститель Господень,Иоанн,моли Бога о нас! р.б.Елена 11 сентября 2012, 23:43 Дай БОГ,чтобы эти святые слова дошли до каждого сердца читателя. Галина 11 сентября 2012, 20:30 Это то, что нужно было услышать душе. Спаси Господи! Валентина 11 сентября 2012, 17:39 Валентина. Спаси нас Господи ! Читала - плакала. Валентина 11 сентября 2012, 16:59 Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас. р.Б. Зоя 11 сентября 2012, 16:55 Спаси Господи за статью сильную, проникновенную, истинную! Это надо знать и помнить во все века и до скончания века! Помоги нам,Господи! Лидия 11 сентября 2012, 16:30 Истинно доброе и великое слово, слово любви, надежды, милости.Понятно до слез.Эта проповедь наилучшим образом объясняет истинный смысл праздника. Другие проповеди (Св. Иоанн Златоуст, архимандрит Алипий (Воронов),не хочу обидеть память великих, но они просто источають ненависть к женщине вообще, добрых слов - 1%, все остальное -просто озлобленность. Слава Богу Всемилостивому, что после этих Слов прочитала Слово Иустина Поповича и плачу от умиления и молюсь Святому Пророку Иоанну Предтече. Слово пастыря, не сухое, нравоучительное, а слово любви.

http://pravoslavie.ru/23886.html

«Как можно слаще прожить свой век не оглядываясь на то, что было до нас, что будет после и что происходит вокруг» – вот мораль этой сластолюбивой женщины, закон, который она носила в крови своей, который вел ее по жизни, управлял мыслями и чувствами. «Наслаждений, еще больше наслаждений!» – девиз Иродиады. «Правды, больше правды!» – девиз Иоанна. Во имя правды Иоанн восстал против Иродиады. Иродиада во имя удовольствий восстала против Иоанна. Мысль Иоанна не понимала крови Иродиады, так же как кровь Иродиады не могла постичь мысль Иоанна. И это фатальное непонимание привело к беде. Иоанн лежал на полу мрачного подземелья и мысленно перебирал события своей жизни, свои труды. Над ним, в роскошной палате пировали гости Ирода. Царь праздновал свой день рождения. Все римские сановники Иерусалима, военные и гражданские, были приглашены на богатую трапезу римского вассала Ирода, чья роскошь не уступала роскоши царей Давида и Соломона, но власть не была даже тенью власти Давида или Соломона. Звенели золотые кубки, наполненные вином со склонов ливанских гор и финикийского приморья, слышались громкие восклицания: «Удовольствий, еще удовольствий!» А в глубине мрачной темницы смятенный пророк восклицал: «Правды, больше правды!» Царь Ирод праздновал день своего рождения, а Иоанн проклинал свой. Лишенный свободы, он не боялся тьмы своего узилища, он боялся тьмы, которая начинала проникать в его мысли, обволакивая их своим черным плащом. Он стоял в углу темницы и сотни мыслей проносилось в его голове, и ни одну он не мог продумать до конца – они исчезали и терялись во тьме, что была чернее тьмы тюрьмы. Больше всего его мучила мысль о сыне Марии, Иисусе. Тот ли он Мессия, которого ждет народ? Не ошибся ли он, Иоанн, когда указал на него, как на Богом обетованного и пророками предсказанного Спасителя мира? Не обманулся ли он сам и не обманул ли народ? Древние пророки говорили: «Когда придет Мессия, воцарится на земле справедливость». И вот сын Марии пришел, а справедливость не воцарилась, и беззаконие продолжает ликовать. И он, как будто предтеча и пророк, стал жертвой этой страшной несправедливости, ликующей в мире. Значит, Мессия еще не пришел? Да? Или нет? Или да?.. Так гадал Иоанн в мыслях своих, и из груди его вырвался отчаянный стон: «Правды, больше правды!» Но на его стон эхом отозвался хор голосов из верхних комнат дворца царя Ирода: «Удовольствий, больше удовольствий!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Скорбел ли Господь о Своем Иоанне? Что скорбеть Ему, Господу трех царств, когда одна овца Его переходит из одного загона в другой? Когда Ему сообщили о смерти Иоанна – «Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один» ( Мф. 14:13 ). Господь удалился в пустыню, ибо Иоанн всю свою жизнь был пустынником. Один в пустыне, в уединении и молитве Господь прозорливым духом Своим наблюдал путь Иоанна в ад, от земли до ада. Наблюдал, как сходит душа Иоанна, сходит к Адаму и Авелю, Сифу и Ною, Аврааму и Лоту, Исааку и Иакову, Иосифу и Моисею, Аарону, Иисусу Навину и Самуилу, пророкам Исайе, Иеремии, Иезекиилю, Даниилу и других, царю Давиду и других праведных царей, к многострадальному Иову и богобоязненной Руфи, родителям Захарии и Елизавете, Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы, к тысячам младенцев, которых истребил меч Ирода за рождество Христа, ко всем праведным душам, от начала времен умерших с верой в живого Бога. Видел и слышал прозорливый Господь, как они спрашивают Иоанна – Кто ты? И слышал ответ его – я был предтечей Тому, Кому должно было придти и Который пришел в мир, и сейчас я Предтеча Ему в этом мире, куда Он вскоре придет. Смотрел Господь и видел, какую несказанную радость испытали от этой вести все праведные души, находившиеся до пришествия Христа во аде. И слышал много других вопросов, с которыми приступали эти души к Иоанну. Одни спрашивали – где родился Мессия? Другие – а как Он выглядит? Третьи – что Он говорит? Четвертые – какие дела Он творит? И так один за другим без конца и края. А Иоанн отвечал на все вопросы, завершая словами, которые Господь с ученикам прислал Иоанну в темницу – «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» ( Мф. 11:5 ). Слушая рассказы Иоанна о Царе и Господе, праведники радовались райской радостью среди печального ада. А Господь видел все это, слышал и радовался, что предтеча Его и во аде совершает свою дивную службу так же, как совершал ее на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В том доме Сампсон служил убогим, как отец своим чадам. Милость к убогим и немощным была для него естественной. Наконец 27 июня 530 года сей святой человек, весь исполненный силой и благостью небесной, мирно упокоился и был похоронен в храме святого священномученика Мокия, его сродника. По своей кончине преподобный Сампсон неоднократно являлся тем, кто призывал его на помощь. 2. Преп. Севир пресвитер . Жил в средней Италии. Муж необыкновенной святости. Однажды позвали его исповедать и причастить умирающего, но он опоздал, работая в винограднике. Когда ему сообщили, что больной умер, он, весь испуганный, считая себя убийцей того человека, стал горько рыдать над мертвецом. И по его усердной молитве Бог оживил усопшего. Тогда Севир исповедал его, причастил и приготовил к христианскому отшествию из сего. На восьмой день тот человек опять умер. «Кто тебя восставил? В каких ты был местах?» – Вопросили люди, когда мертвец ожил. «Был я там, где правят ужас и страх: Среди псов, волков и чернокожих! Во глубинах скверны и душного смрада, В черной, непроглядной, зловоннейшей тьме; Но когда отчаялся я, грешный, средь ада, Юноша пресветлый явился ко мне. Тартар весь свирепо тогда загудел, Демоны завыли песьеголовые: «Этот – наш. И здесь его вечный удел. Отобрать посмеет теперь у нас кто его?» Но ответил твердо им Ангел небесный: «О душе сей молится пресвитер Севир, И Всевышний Бог внял мольбам его честным, Даровавши грешнику спасенье и мир. В тело он немедля вернется сейчас, Покаяньем душу очистит свою; Так велел Господь, нет мне дела до вас – Лишь Его я волю святую творю!» Мощною десницей он поднял меня, Через мрачный тартар легко перенес; Над холодной бездной, над морем огня Мы вдвоем летели в мерцании звезд. Снова в тело хладное вселилась душа». До чего ж история сия хороша! Истинное благо – покаянье принести, Дабы, по причастии, в бессмертный войти! 3. Прав. Иоанна мироносица . Жена Хузы, домоправителя Иродова ( Лк. 8:3 ). Когда Ирод обезглавил Иоанна Крестителя, то выбросил его главу в нечистое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1. Свв. мученики Мина, Ермоген и Евграф . Мина и Ермоген были родом из Афин. Оба жили в Византии [городе, на месте которого был построен Царьград. – Пер.], пользуясь великой честью и пред императором, и пред народом. Мина славился своей немалой ученостью и красноречием; по виду казался он язычником, в сердце же своем был убежденным христианином. Ермоген был городским епархом и держался язычества как совне, так и изнутри, хотя отличался милосердием и творил много добрых дел. Когда в Александрии между христианами и язычниками возникла распря, император Максимин отправил туда Мину, чтобы усмирил он возмущение и истребил христианство в том городе. Мина прибыл и восстановил мир, однако объявил себя христианином и своей речистостью и многими чудесами обратил немало язычников в правую веру. Услышав об этом, царь послал Ермогена, чтобы Мину казнить, а христианство подавить и уничтожить. Ермоген вывел Мину на суд, отрубил ему стопы и язык, выколол глаза, а затем бросил в темницу. В темнице явился Мине Сам Господь Иисус Христос – исцелил Он и утешил Своего страдальца. Увидев чудесно уврачеванного Мину, Ермоген крестился и начал проповедовать могучую веру Христову. И был Ермоген рукоположен в епископа Александрии. Тогда разгневанный Максимин сам отправился в Александрию, где подверг Мину и Ермогена жесточайшим мучениям, которые они, укрепляемые Божией благодатью, мужественно вынесли. Видя доблесть этих Христовых воинов и совершающиеся над ними Божии чудеса, явился пред судилищем Евграф, секретарь и друг святого Мины. Он прокричал в лицо царю: «И я христианин!» Царь взбесился, выхватил меч и зарубил святого Евграфа. Затем, по повелению царя, палачи обезглавили святого Мину и святого Ермогена. Их святые мощи, вверженные в море, чудесным образом доплыли до Византия, где епископ, приняв об этом откровение во сне, торжественно встретил их и с честью поместил до времени в тайном месте. 2. Преп. Ангелина и св. Иоанн, деспот Сербский . Дочь албанского князя Георгия Скандербега и супруга Стефана, деспота Сербского, сына Джюрджева [то есть сына сербского деспота Георгия Бранковича. – Ред.]. Вместе со своим мужем терпела тяготы изгнания, разделяя с ним все горести жизни как в Сербии, так и в Албании и Италии. Своих сыновей, Максима и Иоанна, воспитала она в подлинно христианском духе. По кончине своего супруга приняла монашество и всецело предала себя молитве, делам милосердия и воссозданию святых храмов. Верная супруга, превосходная мать и совершенная христианка, она поистине заслужила честь именоваться «матерью Ангелиной», как народ и доселе ее величает. Ее чудотворные мощи вкупе с мощами ее праведного мужа Стефана и достигших святости сыновей, Максима и Иоанна, почивают в монастыре Крушедол (если их не уничтожили турки). Преподобная Ангелина упокоилась в начале XVI века и перешла в бессмертное Царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В светлом ангельском навеки поселилась. 4. Св. Вероника . Это та кровоточивая женщина, которую исцелил Господь ( Мф. 9:20–22 ). Из благодарности ко Господу, своему Исцелителю, Вероника заказала изваять статую Господа Иисуса, перед которой молилась Богу. Согласно преданию, эта статуя сохранялась до времени правления Юлиана Отступника, который переделал ее в изваяние Зевса. Это один из редчайших случаев, когда статуи святых употреблялись в восточной Церкви. Как известно, впоследствии это вошло в повсеместный обычай в западных церквах. Святая Вероника до самой смерти осталась преданной Христовой вере и мирно упокоилась. 5. Свв. мученики Феодор и Иоанн . Отец и сын, родом варяги, которые, приняв крещение, поселились в языческом [еще в ту пору] Киеве. Неистовые язычники обрушили на их головы дом, под развалинами которого оба они погибли за Христа. Их мощи покоятся в пещерах преподобного Антония. Чаще всего им молятся люди бездетные, а также те, у которых дети не выживают. Рассуждение Ткань правды тоньше шелка, однако прочна она и незрима, так что объемлет земной и небесный – тогда как ткань неправды и насилия груба и легко рвется. В эпоху правления киевского князя Владимира в том городе жила лишь одна христианская семья, Феодор варяг и его малолетний сын Иоанн. Во время некоего скверного идольского празднества язычники-киевляне, подстрекаемые самим демоном, решили принести в жертву истуканам Иоанна, сына Феодора. Когда некоторые из них пошли и от имени своих «богов» потребовали у Феодора его сына, Феодор им ответил: «Если ваши боги живые, пусть придут сами и возьмут моего сына». Рассвирепевшие язычники ринулись на дом Феодора, разрушили его и под руинами оставили мертвыми сего богоугодного мужа Феодора и его сына Иоанна. Вот докуда простирается ткань насилия. А ткань правды тянется еще дальше: князь Владимир вскоре крестился, крестил и свой народ, и на том месте, где был дом первомучеников Руси, ставший для них могилой, была воздвигнута [Десятинная] церковь в честь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010