—67— Его поддержал в том же году проф. С.-Пб. Д. А. Н. Левитский 32 . Однако двумя годами раньше проф. К. Д. А. И.А. Линниченко счёл неудобным разрывать хронологически два события – крещение князя и народа, – отнеся их оба к осени 989 года 33 (вспомним решение киевского духовного руководства перенести торжества на 1889 год). В начале нашего века в пользу такого же хронологического объединения этих событий выступил академик А. А. Шахматов, правда, перенеся их на 987 год, когда греческие послы заключили военный договор с русским князем, а греческие миссионеры раскрыли ему великую тайну христианства. Корсунскую версию, по Шахматову – легенду, родили корсунские попы (среди них Анастас Корсунянин) для возвеличения своей роли 34 . Академика Шахматова поддержал в 1913 году преподаватель Полтавской духовной семинарии В.И. Пархоменко в том смысле, что крещение князя и киевлян произошло почти одновременно в 988 году в Киеве или, может быть, близ него. В противоположность Голубинскому и др., он, имея в виду большой вес дружины в глазах великого князя, считал, что «поэтому совершенно невозможно допускать, чтобы князь зачем-то крестился потихоньку от дружины и народа: прежде всего, от дружины такого факта князю нельзя было скрыть, да и незачем это было делать...» 35 . После дружины крещён и Киев «сразу же, чтобы покончить всё дело поскорее, дабы не давать разгораться естественному пламени народного неудовольствия на производимое потрясение старых основ жизни» 36 . Корсунская победа 989–990 гг. и «завоевание» византийской царевны укрепили авторитет Владимира в дружине и народе и связали крещение киевлян с несомненным культурным успехом, полученным в результате новых отношений к Византии. Вследствие сознания важности Корсунского похода и результатов его для успехов христианизации Руси и создалась т. н. корсунская легенда – о крещении Владимира в Корсуне 37 . —68— Курьёзное мнение, проистекавшее из определённых русофобских настроений, высказал скандально известный в своё время еп. Кирион (Садзагелов) (уволен в 1908 году с ковенской кафедры после убийства экзарха Грузии архиепископа Никона, в 1917–1918 гг. – католикос-патриарх Грузии, впоследствии был найден мёртвым в постели с револьверной раной). Он едва ли верит в крещение киевского князя, ибо нет об этом сообщений, в частности, польских, и чешских летописей. А что касается данных немца Титмара Мерзебургского († 1019), то Владимир, дескать, обратился под непосредственным влиянием своей жены, да и то по внешности. Свидетельства же «Повести временных лет» – не в счёт, ибо её первоисточником является грузинская летопись Картлис-Цховреба, которая была лишь наряжена в русскую одежду. И армяне, между прочим, совершили плагиат, присвоив грузинскую летопись 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

466 Истор. сосуд. Росс. Карамзина. 1, прим. 285 (49). Et cum Rossi, – говорит также Байер, – omnia tribuunt Photio Patriarchae, ut baptizmum Olgae, ut alia, quae Photii aetati non conveniunt; sequitur, hanc eius magnam in ecclesia Ruthenica auctoritatem ab nullo alio stirpe repeti, quam quod primus eorum Episcopus Photianarum partium fuerit, non Ignatianarum. (Поскольку россы приписывают все заслуги патриарху Фотию – как крещение Ольги, так и прочее, что не соответствует времени его жизни, отсюда следует, что такой высокий его авторитет в Русской Церкви объясняется не какой другой причиной, как той, что первый епископ россов был прислан от Фотия, а не от Игнатия (лат.).) Comment. Acad. Petrop. Т. 6. Р. 338 (162). 468 Assemani. Kalend. eccles. univ. 2. P. 228 и 281; 4. Р. 10 (155). Histoire universelle de 1 " Eglise catholique par Rohrbacher. 12. P. 329. Paris, 1844 (253) и др. 469 Начерт. церк. истории Иннокентия. Отд. 2. С. 4. Москва, 1834 (44). Русск. истор. сборник. Т. 6. С. 319–320. Москва, 1843 (134). 470 Истор. росс. Татищева. Кн. 1. С. 35 и кн. 2. С. 366 (124). Что касается до так называемой Иоакимовой летописи, то, судя по первой половине сохранившегося отрывка, она дошла до нас в сборнике начала XVIII в., а судя по второй половине, составлена, вероятно, на основании какой-либо древнейшей новгородской летописи, для нас потерянной, и сообщает известия о начале христианства в России довольно вероятные как по ходу событий, о которых повествует, так и по тому, что некоторые из этих известий оправдываются другими древними свидетельствами. Но чтобы она была написана первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином или чтобы она сохранилась до нас без изменений, доказать невозможно, и считать сказания ее более, нежели только вероятными, было бы несправедливо (См.: Лавровск. Исслед. о летоп. Иоакимовой в Учен. записк. II Отд. Академии наук. Кн. 2. Вып. 1. С. 77–160 (61)). 473 Именно Кедрин и Зонара называют этого иерарха вообще архиереем, а Глика прямо епископом. См. выше примеч. 432.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В договоре говорится только о купцах Киевских, Черниговских и Переяславских: „А гостье месячное, первое от города Киева, паки из Чернигова и Переяславля.« Следовательно, эти города были в то время богатейшими и значительнейшими на Руси, и одни вели торговлю с Византиею, Новгород же совершенно был отстранен от нее. Но важнейшее известие, заключающееся в договор, есть следующее: „А Корсуньстей стране, елико есть городов на той части, да неимать волости Князь Русский да воюет на тех странах, и та страна не покаряется вам.« И далее: „Аще обрящет воустье Днепровском Русь Корсуняны рыбы ловяще, да не творят им же некакоже. И да не имеют власти Русь зимовать вустье Днепра Белобережье, ни у святого Ельферья; но егда придет осень, да идуть в домы своя Русь. А о сих оже то приходят Чернии Болгаре, воюют в стране Корсуньстей, и велим Князю Русскому, да их непущает пакостить стране той.« Это известие свидетельствует, что во время Игоря Русские распространились далеко вниз по Днепру и по берегам Черного моря, которое для них было тем же, что для Варягов море Балтийское, и даже у самых Византийцев получило название Русского моря. Народное предание не сохранило и намеков об этом движении на юг; впрочем, как мы здесь видим, оно было столь значительно и твердо, что Византийское правительство, с одной стороны нашлось в необходимости вступиться за Корсунцев и оградить их мирным договором с Русским Князем, а с другой поручило Игорю защищать Корсунскую страну от нападения Болгаров. Вообще, кажется народное предание не любило Игоря, и все его подвиги, о которых свидетельствуют Арабские летописи, передало любимцу своему, Святославу, сыну мудрой Ольги, который на самом деле только ходил по следам, проложенным при его отце; даже первая его война с Болгарами была, кажется, не более, как исполнение Игорева договора, по которому Русский Князь обязан был удерживать Болгар, столь опасных для Византии. История княжения Ольги есть чистое народное предание. Эта мудрая и святая жена до того была любима народом, что он, в продолжении 200 лет, твердо помнил почти каждый шаг ее; еще при Несторе хранились ее сани во Пскове и перевесица по Днепру и по Десне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В последние пять лет замечательно посчастливилось вопросу о начальных моментах истории христианской церкви на Таврическом полуострове. Моменты эти обычно связываются с именами ап. Андрея, св. Климента, епископа римского, и семи херсонских мучеников первой половины IV в. Легендарность проповеди первого в южной части России теперь не подлежит уже сомнению 1 . Сильно также заподозрена достоверность легенды о ссылке и жизни в Корсуни св. Климента. Вот что говорит в своем исследовании по этому вопросу г. Франко. «В I в. По Р. Х. Корсунь принадлежала к босфорскому царству, которое, хотя и состояло под верховенством Рима, но не было римской провинцией, да и во II в., когда это царство прекратило уже существование, Корсунь все под тою же верховной властью Рима добилась значительной автономии, так что власть Рима была здесь номинальной. Относительно того, чтобы Корсунь когда-нибудь была местом ссылки для римских преступников, чтобы здесь были мраморные каменоломни, в которых бы трудились такие преступники, – в исторических источниках нет никаких указаний. Значит, все то, что сказано у арх. Макария 2 да Толстого и Кондакова 3 про насаждение Климентом и его учениками христианства в Корсуни, нужно признать легендой, а не историческим фактом. И это тем больше, что на протяжении последующих 200 лет от христианства, так прочно будто бы насажденного Климентом в Корсуни (72 церкви!), не видим ни следа, а около 300 года корсуняне, как видно из других легенд (о корсунских мучениках) являются все ревностными язычниками» 4 . Хотя не со всеми выводами Ив. Франка можно согласиться (так, оказывается, что независимость от Римской империи Херсона, как и Босфора, в течение I–II вв. не была постоянной, почему, говорят, нет оснований сомневаться и в факте ссылки в Херсон св. Климента 5 , – однако миссионерская деятельность Климента в Крыму и в глазах противников галицкого ученого представляется более чем сомнительной, особенно в виду того, что «надгробные и другие христианские надписи, находимые на почве г. Херсона, по авторитетному мнении специалистов, не восходят ко времени ранее IV–V веков» и что каменные и

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

И минувшю лету, в лето 6496, иде Володимер с вои на Корсунь, град Гречьский, и затворишася Корсуняне в граде; и ста Володимер об он пол града в лимени, дали града стрелище едино 394 , и боряхуся крепко из града, Володимер же обстоя град. Изнемогаху в граде людье, и рече Володимер к гражаном: „аще ся не вдасте, имам стояти и за 3 лета”. Они же не послушаша того, Володимер же изряди вое свое, и повеле приспу сыпати к граду. Сим же спущим, Корсуняне, подкопавше стену градьскую, крадуще сыплемую персть и ношаху к себе во град, сыплюще по среде града 395 ; воини же присыпаху боле, а Володимер стояше. И (се) мужь Корсунянин стрели, именем Настас, напсав сице на стреле: „кладязи, яже суть за тобою от встока, из того вода идет по трубе; копав переими”. Володимер же слышав, возрев на небо, рече: „аще се ся сбудет, и сам ся крещаю”. И ту абье повеле копати преки трубам и преяша воду; людье изнемогоша водною жажею и предашася. Вниде Володимер в град и дружина его, и посла Володимер ко царема Василью и Костянтину, глаголя сице: „се град ваю славный взях; слышю же се, яко сестру имата девою, да аще ее не вдаста за мя, створю граду вашему, якоже и сему створих”. И слышаста царя, быста печальна, (и) вздаста весть, сице глаголюща: „не достоит хрестеяном за поганыя дати; аще ся крестиши, то и се получишь, и царство небесное приимеши, и с нами единоверник будеши; аще ли сего не хощеши створити, не можем дати сестры своея за тя”. Си слышав Володимер, рече посланым от царю: „глаголите царема тако: яко аз крещюся, яко испытах преже сих дний закон ваш, и есть ми люба вера ваша и служенье, еже бо ми споведаша послании нами мужи”. И си слышавше царя, рада быста и умолиста сестру свою, имянем Аньну, и посласта к Володимеру, глаголюща: „крестися, и тогда послеве сестру свою к тобе”. Рече же Володимер: „да пришедше с сестрою вашею крестять мя”. И послушаста царя, (и) посласта сестру свою, сановники некия и прозвутеры; она же не хотяше ити: „яко в полон”, рече, „иду, лучи бы ми сде умрети”. И реста ей братья: „еда како обратит Бог тобою Рускую землю в покаянье, а Гречьскую землю избавишь от лютыя рати; видиши ли колько зла створиша Русь Греком? и ныне аще не идежи, тоже имут створити нам”,– и одва ю принудиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Она же седши в кубару, целовавши ужики своя, с плачем поиде через море. И приде к Корсуню, и изидоша Корсуняне с поклоном, и введоша ю в град, и посадиша ю в полате. По Божью же устрою в се время разболеся Володимер очима и не видяше ничтоже (и) си не домышляшеться что сотворити, и тужаше велми, и посла к нему царица, рькущи: „аще хощеши избыти болезни сея, то вскоре крестися, аще ли (ни), то не имаши избыти сего”. Си слышав Володимер, рече: „да аще истина будеть, то поистине велик Бог будеть хрестеянеск”, и повеле хрестити ся. Епископ же Корсунский с попы царицины, огласив, крести Володимира; яко взложи руку на нь, абье прозре. Видив же се Володимер напрасное ицеленье и прослави Бога, рек: „топерво уведех Бога истиньнаго”. Се же видевше дружина его, мнози крестишася. Крести же ся в церкви святаго Василья 396 , и есть церки та стоящи в Корсуне граде, на месте посреди града, идеже торг деют Корсуняне: полата же Володимеря с края церкве стоит и до сего дне 397 , а царицина полата за олтарем. По крещеньи же приведе царицю на браченье. Се же не сведуще право глаголют, яко крестил ся есть в Киеве, и ини же реша: Василеве, друзии же инако скажют. И посем поим царицю и Анастаса и попы Корсуньския, с мощьми святаго Климента и Фива, ученика его, поимав же иконы изборныя и книгы. А град Корсунь вдаст царема за вено, сестры деля ею. А сам в Киев вшед, повеле испроврещи и избити кумиры, овыи иссещи 398 , а иныя ижжещи; а Волоса идола, его же именоваху скотья бога, веле в Почайну реку вврещи; Перуна же повеле привязати к коневи к хвосту 399 , и влещи с горы по Боричеву на ручей, а слугы пристави бити идолы жезлием. Се же не яко древу чюющу, но на поругание бесу, иже прелщаше ны сим образом. Плакахужеся его невернии людие, ещё бо бяху не приали святаго крещения. И привлекше кумира Перуна, ввергоша ? в Днепр реку, и проплы порогы, изверже и ветр на берег, и оттоле прослу Перуня гора 400 . И положи заповедь по всему граду, да утре вси обрящются на реци, богат ли или убог или нищ или работен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Глава Новгородской митрополии совершил Литургию в древнем Перынском скиту 10 марта 2016 г. 18:04 10 марта 2016 года, в 15-ю годовщину освящения церкви Рождества Пресвятой Богородицы Перынского скита, митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил в храме обители Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили и.о. наместника Свято-Юрьева монастыря иеромонах Арсений (Перевалов) и диакон Евгений Львов. Богослужение сопровождалось знаменным пением хора трудников скита под управлением регента Ирины Виноградовой. Скит располагается в шести километрах от Великого Новгорода недалеко от Свято-Юрьева монастыря у истока реки Волхов. В древности на этом месте располагалось одно из крупнейших языческих святилищ восточных славян — капище Перуна. В 989 году, после того как князь Владимир обратился в христианство, Новгород был крещен святым епископом Иоакимом Корсунянином, деревянный идол Перуна был срублен и сброшен в Волхов, кострища перекопаны, а рвы засыпаны. На месте капища в 995 году построили деревянную церковь Рождества Богородицы, которая простояла около 200 лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая сегодня стоит на территории Перынского скита, относится к концу XII — началу XIII вв. Прямых сведений о ее постройке нет. Это небольшой одноглавый кубический храм, который считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Новгородская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАКИМ ПРАВЕДНЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Праведный Иоаким Иоаким (греч. Ιωακεμ; I в. до н.э. ), отец Пресвятой Богородицы ( богоотец ), праведный Память 9 сентября , 26 июля (Зап. ) Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида , которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира . Супруги, Иоаким и Анна , жили в Назарете Галилейском . Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Архангел Гавриил возвестил о том, что родится у них Дочь , Которую благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, нареченная Марией. Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Тропарь св. прав. Иоакиму и Анне Иже в законней благодати праведни бывше,/Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна./Темже днесь светло торжествует,/весело празднующи божественная Церковь,/честную вашу память,/славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове. Использованные материалы    " ss. Joachim et Anne "http://Calendrier liturgique 2023 на официальном сайте на сайте Французского деканата Западно- и Южноевропейской митрополии Румынской Православной Церкви, , p. 49. Редакция текста от: 30.07.2023 17:27:15 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/7008.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010