К. Владимирским, который, подобно Боголюбскому, домогался добыть воли над Новгородом. Григорий был современником Пр. Варлааму Хутынскому и посвящал его в Игумена. Вот частное событие из жизни Григория: «В первое лето архиепископства его, бысть гром страшен зело и молния: пришедшим со кресты от Св. Софии ко св. Михаилу Архангелу, на Михайлову улицу, и поющим девятую песнь; и шибе гром и молния, и падоша ниц вси людие, и загореся Церковь древяная: но, своею милостию, соблюде Бог молитвами Св. Арх. Михаила и Святителя Григория, не бысть беды ни коея же церкви, а два человека до конца мертвы быша, по храме древяном» 146 . Св. Григорий преставился 24 Мая 1193 г.; погребен в теремце, подле гроба Иоаннова. Братья – друзья также не разлучились здесь на земле, как и там – за пределами юдольного мира. Почивает под спудом. Память совершается 4-го Октября и 10 Февраля. Между древними Владыками Новгорода под сению Св. Софии есть еще много великих усопших, пред коими благоговели современники и память коих должно чтить потомство. Так, в Мартириевской паперти почивают под спудом первые Новгородские Епископы – Иоаким Корсунянин и Лука Жидята, правившие преемственно паствою около 70 лет и оставившие по себе благую память – первый обращением Новгородцев в христианство и ниспровержением их кумиров; второй – участием в построении каменного Софийского Собора, который до ныне служит лучшим памятником величия древнего Новгорода. Здесь же покоятся и Мартирий, устроивший златую (мартириевскую) паперть, преставившийся в 1199 г. и Симеон, который, по отзыву современников, умел добре правити люди и поучати словесы духовные. Он преставился в 1421 г. В Корсунской паперти погребены: Аркадий, скончавшийся в 1165 г.; Антоний, два раза возводимый на Святительскую кафедру, скончавшийся в 1238 г. и Василий, прозванием Калека, знаменитый политик своего времени. Он получил в дар от Патриарха Филофея белый клобук, который до ныне, как редкость, хранится в главе Софийского Собора и крестчатые ризы от Митрополита Феогноста.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

1906. С. 59-60, 75, 82, 103-120). Иную последовательность событий сохранило сочинение Иакова Мниха «Память и похвала князю Владимиру» (2-я пол. XI в.). Согласно содержащимся в нем хронологическим указаниям, крещение князя произошло, вероятно, в Киеве в 987 или 988 г., а Херсон был взят «на третье лето» после крещения, т. е. в 989 или 990 г. ( Пономарев, Сериков. 1995. С. 163-166). Разночтения источников не позволяют историкам прийти к единому мнению о месте и времени крещения кн. Владимира. В качестве компромисса высказывалось предположение, что в Киеве был проведен обряд оглашения, крестился же князь в Херсоне. Вполне вероятно также, что обязательство кн. Владимира принять крещение согласно условию договора о его браке с Анной, о котором свидетельствует хронист Яхья Антиохийский , дало повод Иакову Мниху говорить о крещении как об уже свершившемся факте ( Левченко. 1953. С. 209-210). Как бы ни решался вопрос о месте и времени крещения Владимира, остается безусловным то, что эти события стали отправной точкой массовой христианизации Руси. «Корсунские попы», приехавшие с кн. Владимиром, на начальном этапе сыграли важную роль в формировании Русской Православной Церкви. Во главе с Анастасом Корсунянином они составили клир ц. Пресв. Богородицы (Десятинной), в которую были переданы привезенные из Херсона реликвии, церковные предметы, иконы и архитектурные детали. Первым епископом Новгорода на протяжении 42 лет был Иоаким Корсунянин ( Шахматов. 1906. С. 49; ПСРЛ. Т. 3. С. 179, 207-208). «Корсунская легенда» содержит важные сведения о топографии Херсона. Согласно летописям, церковь, в которой крестился Владимир, находилась «посреде града, идеже торг деют корсуняне». Однако название церкви варьирует: св. Василия, св. Василиска, Св. Софии, св. ап. Иакова, Пресв. Богородицы, св. Климента ( Беляев. 2001. С. 55-56). Первоначально с ц. св. Василия (по Лаврентьевскому и Переяславскому спискам) отождествляли крестообразный храм 27 на агоре Херсона ( Мурзакевич. 1863; Айналов. 1905.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Равноапостольный Владимир стремился глубоко укоренить христианство в русской среде. Понимая важное просветительное значение православного богослужения, он повелел повсеместно строить храмы, особенно на месте бывших языческих памятников. К концу его правления в одном только Киеве было несколько сот церквей. Внешняя сторона христианского богослужения – красота храма, роскошь облачений, предстоянье дьякона – поражала наших предков, очень чутких ко всему прекрасному. Устроено было также множество школ и училищ в Киеве и других городах Руси и введено обязательное школьное обучение всех сословий. Там же готовились и будущие пастыри Русской Церкви. Роль школьных учителей выполняло, как правило, духовенство. Несомненно, миссионерство было прямой обязанностью каждого епископа. Наиболее известны в этом отношении Новгородский епископ Иоаким Корсунянин и святые ростовские епископы Леонтий и Исайя. Святой Леонтий, например, столкнувшись с упорством взрослых язычников Ростова, сумел своей добротой и ласковым обращением найти подход к детской душе и через детей уже повлиял на обращение родителей. Епископии были центрами книжного учения. Своим миссионерским служением выделяется в этот период Киево-Печерский монастырь – крупнейший культурно-просветительный центр Киевской Руси. Уже при жизни святого Владимира вся славянская Русь была крещена. Труднее обстояло дело с инородческой Русью. Сказывались отдаленность от центров христианства и определенный языковой барьер. Большое сопротивление оказывали язычники в Ростове (меря, весь) и в Муроме (мурома). Дольше всех оставались в язычестве радимичи и вятичи (славяне польского происхождения), занимавшие Черниговскую и части Орловской и Калужской областей. Борьба против христианства инспирировалась и поддерживалась языческими волхвами, особенно в годы народных бедствий, которые они приписывали гневу покинутых богов. Выступления эти носили часто не столько антихристианский, сколько антифеодальный характер, а волхвы примыкали к ним, используя эти выступления для реставрации язычества. Результаты внешней миссии Русской Церкви зависели от направления, в котором она осуществлялась. На юге они были скромные. Половцы знакомились с христианством посредством пленных с обеих сторон в результате враждебных столкновений с русскими племенами. Позже (вторая половина XI – начала XII века) был и другой путь распространения христианства между ними через родственные связи половецких князей с русскими. Были случаи обращения в христианство крымских евреев 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум, познати Тебя, Бога Истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистая Богородицы». С Десятинной церковью и епископом Анастасом некоторые историки связывают начало русского летописания. При ней были составлены житие святой Ольги и сказание о варягах-мучениках в их первоначальном виде, а также «Слово о том, како крестися Владимир возмя Корсунь». Там же возникла ранняя греческая редакция жития святых мучеников Бориса и Глеба. Просвещение Руси сразу же началось на церковно-славянском языке, и Византия направила в Русь с царевной Анной не греческое, а болгарское духовенство и богослужебные книги на церковно-славянском языке. В этом заключалась величайшая историческая правота Греческой Церкви в отношении Руси, Премудрость Божия Промысла о судьбах Православия. Киевскую митрополичью кафедру при святом Владимире занимали последовательно святой митрополит Михаил († 15 июня 991 г.), митрополит Феофилакт, переведенный в Киев с кафедры Севастии Армянской (992–997), митрополит Леонтий (997–1008), митрополит Иоанн I (1008–1037). Их трудами были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее предстоятелем был святитель Иоаким Корсунянин († 1030), составитель Иоакимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 г.), Черниговская, Переяславская, Белгородская, Ростовская. «Сице же и по все грады и по селам воздвизахуся церкви и монастыри, и умножахуся священницы, и вера православная цветяше и сияше, яко солнце». В храмах, устрояемых по велению князя Владимира, богослужение совершалось по православному чинопоследованию на понятном народу родном славянском языке, по тем книгам, которые еще за столетие до того были переведены с греческого на славянский святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, первоучителями Словенскими (память 11/24 мая). Благодаря этому храмы Божии становились всенародными училищами веры, а вера Христова мирно и сравнительно быстро распространилась по всей Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXIII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 23-й том «Православной Энциклопедии»открывают и завершают статьи, посвященные подвижникам, отдавшим жизнь за Христа. Первая статья нового тома посвящена епископу Каширскому Иннокентию (Клодецкому) — одному из многотысячного сонма русских священнослужителей, пострадавших в годы безбожных гонений на Церковь в советской России. Завершает том материал об Иоанне Влахе — молдо-валашском мученике XVII b.undefined В 23-м томе продолжена публикация многочисленных статей, которые рассказывают о святых и прочих церковных деятелях, носивших имя Иннокентий. Следует отметить публикации, посвященные епископу Иркутскому Иннокентию (Неруновичу, + 1747), архиепископу Псковскому и Рижскому Иннокентию (Нечаеву, + 1799), расстрелянным в период репрессий (1937 г.) архиепископам Харьковскому Иннокентию (Летяеву) и Винницкому Иннокентию (Тихонову), известному миссионеру архимандриту Иннокентию (Немирову, + 1897). В 23-м томе опубликован обширный комплекс статей, посвященных Римским Папам, носившим имя Иннокентий. Среди них — возглавлявший Западную Церковь еще до Великого раскола и одинаково почитаемый в лике святых как православными, так и католиками, Папа Иннокентий I (+417). Заслуживает особого внимания статья о Папе Иннокентии III, сыгравшем огромную роль в европейской истории в XII — начале XIII в. и способствовавшем политическому усилению папства. Специальные статьи нового тома рассказывают об ордене и медали св. Иннокентия Московского, учрежденных в Русской Православной Церкви в 1996 г. и вручаемых за миссионерское и просветительское служение. Обширная статья посвящена святым праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы. Особенно интересен раздел, посвященный иконографии святых богоотец. В числе лиц, которым посвящены статьи 23-го тома, — святитель Иоаким Корсунянин (+1030), первый епископ Новогородский. Обширная статья посвящена выдающемуся русскому церковному деятелю XVII в. — Предстоятелю Русской Церкви Патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савелову, + 1690 г.).

http://pravenc.ru/shop/657832/

2) Православные Греки передали нам все, что по св. Вере нужно, перенесли к нам православие собственными своими руками. Первые Святители наши и учители были с Востока. Первый Митрополит св. Михаил, посланный к нам из Царьграда, для введения Веры при св. Владимире, с шестью Епископами и с надлежащим числом причта, родом происходил из Сирии, в пределах коей находится Иерусалим, матерь всех церквей. Митрополиты Всероссийские в Киеве, главные правители нашей Церкви с 988 года по 1352 год почти все сряду были Греки. Из числа 27 были только 5 из Россиян 5 . И в поместных, первых по древности, епархиях наших первые Святители были также из Греков, напр. в великом Новгороде св. Иоаким Корсунянин; в Ростове святые Феодор, Иларион, Леонтий во Владимире, на Волыни Фома; в Чернигове Неофит и пр. С иерархами, конечно, приходило к нам весьма много Греков духовного звания и в пресвитерском и церковнослужительских чинах. Для всех епархий древние наши Архиереи и из Россиян производились в Киеве, где так долго святительствовали на митрополитском престоле урожденные Греки. Таким образом, от Греков образовались в св. Вере везде у нас и Русские Архипастыри и прочие священнослужители. Чрез них в Духовенстве и в православных Христианах наших того времени основалась, хранилась истинная православная Вера. Присовокупите ко всему тому, что Киевские Митрополиты обыкновенно обозревали по местам лично всю Российскую Церковь , и назирали за всеми ее чиноположениями во всех местах, как свидетельствует история Церкви. Не надобно забыть при сем, что вся наша Иерархия с Митрополией своею оставалась в верховной зависимости по Церкви от вселенского Патриарха Цареградского, как экзархат его, чем в последствии времени и называлась иногда. Оттого-то, между прочим, столь много было у нас Архиереев Греков особливо Митрополитов Киевских Всероссийских. Митрополиты наши обыкновенно и посвящались сначала в Константинополе, или по крайней мере утверждаемы были в своем сане властью вселенского Патриарха. Тем наименее могли быть какие-либо учреждения всей Церкви или отношения экзархата к своему Патриарху касающиеся, – без согласия Патриархов 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

А холмом, как известно, издревле называлось то высокое место в Славне, где ныне находится Ильинская церковь , также называвшаяся поставленною на холме. Если же и на этом пространстве, которое занимается ныне на Торговой стороне от Федоровского ручья до Славна, было в 1134 году 10 церквей; то сие указание летописи ведет к тому заключению, что в XI и особенно в начале XII века было много церквей, о коих в летописях не упоминается, или упоминается уже в новом, устроенном виде, на прежнем их основании. Так, по примеру равноапостольного родителя своего, благоверного князя Владимира, нареченного во святом крещении Василием, построившего первый храм в Киеве во имя святого Василия Великого , сын его, достопамятный для Новгорода, великий князь Ярослав I, нареченный Георгием, не только сооружал святые храмы в честь великомученика Георгия 20 , но и в 1030 году, победив Чудь, основал там город Юрьев 21 . Подобное было и в Новгороде. Посланный сюда от Владимира первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин, по обращении Новгородцев в христианскую веру, соорудил здесь первую церковь в честь святых Богоотец Иоакима и Анны. В подражание Ярославу I и епископу Иоакиму, преемники их преимущественно устрояли храмы во имя святых, которых имена носили на себе родители или дети строителей. Великий князь Мстислав, сын Владимира Мономаха , нареченный в крещении Георгием, основал 1119 года, в честь своего Ангела, Георгиевскую каменную соборную церковь в Юрьеве монастыре 22 . А сын его, св. благоверный князь Всеволод, в память сына своего Иоанна, построил в Новгороде церковь Предтеченскую на Петрятин двор или иа Опоках 23 . Посему можно с достоверностию заключать, что в XI веке новгородскими князьями построены церкви: св. Пророка Илии в память князя Илии Ярославича, (+ 1020), св. великомученика Димитрия тезоименитым ему Изяславом Ярославичем, св. Апостола Андрея Первозванного в память Всеволода Ярославича, св. Архангела Михаила Святополком – Михаилом Ярославичем, а св. Апостола и Евангелиста Луки вторым новгородским епископом Лукою. В XII веке, 1184 года, св. Иоанном архиепископом, во имя его Ангела, основана каменная церковь св. Иоанна Предтечи на Торговищи, находившаяся от Николо-Дворищского собора на восток 24 . Равно и в XV веке, 1445 года, св. Евфимием вяжицким, в память его Ангела, устроена у себя на стенях каменная теплая церковь преп. Евфимия Великого 25 . Примеру князей и архипастырей касательно построения церквей подражали также новгородские посадники и другие именитые граждане 26 . Отсюда, как от именитых граждан получали в Новгороде названия различные улицы, так от имени их Ангелов назывались церкви, ими устроенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

– Быть может, не всем известно, что и два первые Епископа, шестьдесят лет правившие Новгородом, св. Иоаким Корсунянин и строитель Софийского храма Лука положены со входа, недалеко от мощей Князя Владимира. Архиепископ Пимен перенес сюда в 1506 году из-за церкви св. Софии мощи Святителя Луки, пятьсот лет после его кончины, и туже почесть оказал мощам первого Епископа благочестивый Митрополит Иов в 1698 году. Еще один благоверный Князь почивает в соборе с левой стороны его противу мощей св. Владимира: это юный брат витязя Невского, который заменил Новгороду храброго Мстислава, Феодор Ярославич, в день земного брака своего преставившийся к небесному жениху душ наших. Нетлением процвел брачный венец его, и радость житейская изменилась в невечернюю славу. – Мощи св. Князя сперва положены были в Юрьевом монастыре, но четыреста лет спустя, во время Шведского нашествия Де-ла-Гарди, их перенесли для сохранения в собор Софийский, и с тех пор они там остались поведением Царя Михаила и Патриарха, отца его. В теплой церкви Предтечи на лево от Корсунских врат покоятся, один поверх земли, а другой под спудом, два брата, оба именитые Святители, Архиепископ Илия, в схиме Иоанн, и преемник его Григорий. – Будучи простым иереем, умолен был Илия на кафедру Софийскую по смерти Епископа Аркадия в 1165 году, и Митрополит Киевский Иоанн II нарек его Архиепископом в утешение народу; но смиренный муж не превознесся почестью церковною и продолжал на престоле святительском труженическое житие постника, посему и прославил его Господь великими знамениями. Князь Суздальский Роман пошел ратью на Новгород, и с ним семьдесят Князей грозили истребить до основания древнюю столицу Славян. Три дня молился Святитель Илия пред иконою Спаса, дабы пощадил Он град и людей Своих, и вот в третью ночь слышится ему глас от иконы, повелевающий идти в церковь Спасову, что на Ильиной улице, поднять икону Богоматери на забрало города противу супостатов. Исполненный ужаса и изумления, на утро собрал он Вече народное, и во время молебного пения в храме Софийском послал клир за иконою: но клир возвратился с вестью, что не мог поднять ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Выдающимся событием в жизни князей было «посажение на стол» 29 . При отъезде Ярослава Всеволодовича в Киев и при вокняжении Александра Ярославича в Новгороде в 1236 году обряд посажения на стол был совершен в Новгороде у св. Софии. Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению «вокняжился» обыкновенно прибавляется: «и сел на столе». Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович, подобно отцу своему, говорил ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской» 30 . Народ новгородский толпами окружает свой знаменитый храм. Обыкновенно царствующий в нем полумрак сменился ярким освещением от множества возженных свечей. В челе собравшегося во множестве народа благоверный князь Александр возносит теплые молитвы Царю царей. Он высок ростом, строен, прекрасен собой и еще прекраснее в своем молитвенном одушевлении. По красоте наружности его сравнивают с Иосифом Прекрасным, а по силе и величественному виду с Сампсоном. Его звучный и сильный голос, подобно громогласной трубе, гремел в народе 31 . Но теперь слезы блестят в прекрасных очах и обильно струятся по щекам. Благочестивый князь знает, что все усилия человека, как много даров ни дано ему, не принесут надлежащей пользы без Божия благословения, и теперь, в этот торжественный час, готовясь отдать все свои силы в жертву дорогой земле Русской, он смиренно преклоняет колена и испрашивает Божией помощи. Усердно вместе с своим юным князем молятся и граждане... Слышится стройное пение духовного чина, благовонной волной струится фимиам. Все в этом храме действует на душу и усиливает молитвенное настроение: и воспоминания, связанные с прошлыми судьбами города и Святой Руси, и почивающие нетленно мощи святых. Вот почти у самых южных врат рака с мощами св. князя, строителя храма, Владимира Ярославича. Здесь же покоятся и мать его Анна, первый новгородский владыка Иоаким Корсунянин, присланный сюда св. Владимиром, Лука Жидята, св. Никита, бывший затворником Киево-Печерской лавры, архиепископы: свв. Иоанн и Мартирий; здесь и знаменитый прадед Александра св. Мстислав Ростиславич Храбрый... А с вышины, точно с небес, взирает на все собрание величественный и строгий лик Спасителя 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Десятина сия, по уставу, приписываемому Князю Владимиру, состояла из определенной доли хлеба, скота и с торга, для содержания духовенства и убогих; а сверх того собиралась еще десятая пошлина от всякого суда, ибо право суда было предоставлено Епископам и Митрополиту, которые судили по Номоканону. Правила Св. Соборов, и законы Греческие духовные, приняты были, вместе со Святым Писанием, при самом начале, как основание управления церковного, а с ними вместе пошли в употребление и некоторые гражданские законы Греческие, под сенью Церкви. Анастасу Корсуняпину, пользовавшемуся доверенностью Князя и его преемников, поручено было наблюдение за новым храмом и собираемою в него десятиною. Хотя свет Христианства проливался уже по всей земле Русской, но еще нигде не утвердилась вера, ибо не было по городам Епископов. Митрополит Леонтий учредил (996 г.) пять первых епархий, и поставил Иоакима Корсунянина Епископом в Новгород, Феодора в Ростов, Неофита в Чернигов, во Владимир Волынский Стефана, и в Белгород Никиту. С помощью дяди В. Князя, Добрыни, давно управлявшего Новгородом, Иоаким низвергнул в Волхов истукан Перуна, и сокрушил требища идольские, без сопротивления со стороны граждан; потому что и они, подобно Киевлянам, по степени своего образования и по сношениям с Греками, были уже вероятно расположены к принятию Христианства. Предания говорят, что даже, со времен блаженной Ольги, обретались отшельники Сергий и Герман, на диком острове Ладожском Валааме, и что оттоле вышел св. Аврамий проповедовать Христа в диком Ростове. Но не столь успешно было основание епархии Ростовской. Первые два Епископа, Феодор и Иларион, были изгнаны суровыми обитателями лесистой области Мери, которые упорно стояли за своих кумиров, несмотря на ревность Аврамия. В течение многих лет, чрезвычайных трудов и усилий стоило двум последующим Епископам, святым Леонтию и Исайи, претерпевшим много гонений, утвердить, наконец, Христианство в дикой стране сей, отколе распространилось оно постепенно и во все окрестные области.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010