Быть может, не всем известно, что и два первых епископа, шестьдесят лет правившие Новгородом – Святой Иоаким Корсунянин и строитель Софийского храма Лука – положены недалеко от мощей князя Владимира. Архиепископ Пимен перенес сюда в 1056 году из-за церкви Святой Софии мощи Святителя Луки спустя пятьсот лет после его кончины, и ту же почесть оказал мощам первого епископа благочестивый митрополит Иов, в 1698 году. Еще один Благоверный князь почивает в соборе, с левой стороны его, против мощей Святого Владимира: это юный брат витязя Невского, который заменил Новгороду храброго Мстислава, Феодор Ярославич, в день земного брака своего преставившийся к Небесному Жениху душ наших. Нетлением процвел брачный венец его, и радость житейская изменилась в невечернюю славу. Мощи Святого Князя сперва положены были в Юрьевом монастыре, но четыреста лет спустя, во время шведского нашествия Делагарди, их перенесли для сохранения в собор Софийский, и с тех пор они там остались повелением Царя Михаила и Патриарха, отца его. В теплой церкви Предтечи, налево от Корсунских врат, покоятся, один поверх земли, а другой под спудом, два брата, оба именитые Святители, архиепископы: Илия, в схиме Иоанн, и преемник его Григорий. Будучи простым иереем, назначен был Илия на кафедру Софийскую по смерти епископа Аркадия, в 1165 году, и митрополит Киевский Иоанн II нарек его архиепископом в утешение народу. Но смиренный муж не превознесся почестию церковною и продолжал на престоле святительском труженическое житие постника, посему и прославил его Господь великими знамениями. Князь Суздальский Роман пошел ратию на Новгород, и с ним семьдесят князей грозили истребить до освования древнюю столицу славян. Три дня молился Святитель Илия пред иконою Спаса, дабы пощадил он град и людей своих, и вот, в третью ночь, слышится ему глас от иконы, повелевающий идти в церковь Спасову, что на Ильиной улице, поднять икону Богоматери на забрало города против супостатов. Исполненный ужаса и изумления, на утро собрал он Вече народное и во время модебного пения в храме Софийском послал клир за иконою, но клир возвратился с вестию, что не мог поднять ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Он расположен на высоком песчаном холме, на котором, по преданию, еще во времена господства язычества стоял идол Перун. Когда с введением христианства этот идол был низвергнут, то первый епископ новгородский Иоаким Корсунянин в 995 г. на этом месте устроил церковь во имя Рождества Богородицы, возле которой вскоре возник Перынский монастырь. Подвергавшийся многоразличным бедствиям в продолжение своего исторического существования, Перынский монастырь в 1764 году был, наконец, упразднен и обращен в приходскую церковь , которая была приписана к Новгородскому Юрьеву монастырю. В 1828 г. стараниями Юрьевского архимандрита Фотия при церкви был устроен скит, существующий и доселе, в зависимости от Юрьева монастыря. Первым начальствующим над скитом иеромонахом был инок Аникита, в мире князь Сергей Александрович Шихматов. В скиту введен строгий устав по образцу Палестинских скитов; употребление в пищу молока, рыбы и яиц совершенно запрещено. Женщинам вход дозволяется только однажды в год в день скитского праздника 8 сентября. Храм один во имя Рождества Богородицы, в стиле старинной греческой архитектуры; основание этому храму положено еще в конце X века, но затем он неоднократно возобновлялся. 8 сентября совершается крестный ход сюда из Юрьева монастыря. В скиту существует благочестивый обычай неусыпного чтения Псалтири с поминовением всех живых и умерших благотворителей скита. Женские обители Богородицкая община, в Череповецком уезде находится при селе Парфенове Череповецкого уезда. Она учреждена очень недавно, по определении Св. Синода, в 1904 году. Основательницей ее была дворянка Евдокия Силантьева, в имении которой и устроена община. Горицкий Воскресенский монастырь в Кирилловском уезде. Горицкий монастырь находится в 6 верстах к западу от г. Кириллова. Он расположен в довольно живописной местности на левом гористом берегу реки Шексны. Основан в 1544 году вдовой удельного князя Старицкого Андрея Евфросинией, в иночестве Евдокией; в этом монастыре жила и невестка ее, супруга князя Владимира Андреевича Евдокия; обе они по приказанию Иоанна Грозного были утоплены в Шексне и затем погребены здесь с подобающим почетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

5. Св. Никита, епископ новгородский, преставился 31 января 1108 года 223 . Мощи его обретены 30 апреля 1558 года и поставлены в раке под ар-кою между приделами Богородице-Рождественским и Иоакимовским 224 6. Св. Иоанн, архиепископ новгородский, преставился 7 сентября 1186 года и погребен в северном притворе, где после устроен Предтеченский придел. Мощи его обретены в 1440 году и положены в раке у южной стены оного придела. 225 Из числа угодников Божиих, погребенных в Соф. соборе и почивающих под спудом, известны святители новгородские; 1. Иоаким Корсунянин, первый епископ новгородский, скончался в 1030 году; мощи его перенесены 31 октября 1699 года преосвященным ми-трополитом Иовом из упраздненной первоначальной Иоакимовской церкви (обращенной тогда в палатку) и положены в Мартириевской паперти, при входе в собор на левой руке 226 . 2. Святитель Лука Жидята, епископ новгородский, скончался на Копысе 15 октября 1059 года и погребен за (Соф. собором, откуда мощи его в 1558 году перенесены архиепископом Пименом в собор и положены в Мартириевской паперти, при входе в ризницу 227 . 3. Святитель Аркадий скончался 19 сентября 1163 года и погребен в Мартириевской паперти, называемой тогда притвором св. Софии 228 . 4. Святый архиепископ Григорий скончался 24 мая 1195 года и погребен в притворе с северной стороны подле брата своего Иоанна; мощи его обретены 1558 года и ныне почивают в пещере под помостом, в Предтеченском приделе и под ракою с изображением святителя в рост 229 . 5. Святитель Мартирий скончался 24 августа 1194 года на озере Селигере и погребен в устроенной им из прежнего притвора и названной по его имени Мартириевской паперти 230 . 6. Святитель Антоний скончался в Хутынском монастыре 1238 года и погребен в западной паперти Соф. собора, известной ныне под именем Корсунской 231 . 7. Святитель Василий Калека скончался на возвратном пути из Пскова 3 июля 1352 года и погребен в Корсунской паперти 232 . 8. Святитель Симеон скончался 15 июня 1421 года и погребен в Мартириевской паперти 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

220 Супрасл. л. 11, называет Софийский монастырь десятинным, конечно потому, что в пользу кафедры собиралась десятина, на что есть указание и в Святославовой грамоте 222 В 1598 г. сент. 12 «перенесены мощи из каменной палатки в собор и погребены в золотой паперти, подле Луки епископа, первого епископа Иоакима Корсунянина, точию кости едины, а в земле быша 668 лет». Собр. л. 3. 275. 223 Соловьев П. Описание новгородского Софийского собора. Ркп. святцы: «св. Иоаким первый епископ Новгород. родом Корсунянин». См.: Словарь святых. 224 После Иоакима учитель Ефрем «благословлен учить в его место. Он учил 5 лет, но святительства не сподобился». Прибывший в Новгород Ярослав избрал Луку (Собр. л. 3. 179. 200; Востоков А. Описание Румянцевского музеума). 229 Описание Румянцевского музеума. 154; житие св. Никиты: «обретоша гроб шестью деками каменными сделан; на верхней каменной деке воображение бе честного креста... и отверсти его повеле (архиепископ) и абие виде мощи святительски, свиде­тельствующему омофору, яко быть епископу лежащему во гробе том. Взем же мощи оные, архиепископ внесе в притвор великия церкве, иже суть притвор с полуденныя страны. Взыскающе же по памятованием обретоша, яко ту погребен есть епископ Лука, иже бе от крещения нашего второй епископ великому Новгороду». Это было в 1558 г. Ркп. святцы: «св. Лука епископ преставился в лето 6562», в другом списке прибавлено: «окт. в 15 день». Св. Лука епископ написан на столбе, в алтаре собора (Соловьев П. Описание новгородского Софийского собора). Память св. Луки местно чтится 10 февраля вместе с другими святителями (Словарь святых). 232 Собр. л. 1. 78. 79. 99. 2. 6. Карамзин Н. М. , Смирдин А. Ф. Примечания к Истории государства Российского, тома 1–3. СПб, 1852. Прим. 240 к 2 т.; Прим. 81 к 3 т. В 1806 г. Германов монастырь, или Спасский на Берестовом, был деревянный, почему и сгорел. Отселе очевидно, что Берестовский Спасский храм каменный построен после 1096 г., и Кальнофойский ошибается, показывая, что сей каменный храм построен св. Владимиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тринадцать лет он пас свое духовное стадо и дважды силою молитвы охранял его от страшного пожара и убийственной засухи; капли слез его разрешились обилием дождя. – Другой – храбрый витязь – князь Мстислав, щит Новгорода, возводивший старших князей на великое княжение, а сам, подобно Мономаху, всегда довольный своим уделом. По выражению летописи, он «от юности навык токмо Бога Единого блюстися». Любил он Новгород, который при нем страшен был соседям; крепко любили и его Новгородцы, и горько плакала по нему вся земля Новгородская, когда ранняя кончина постигла Мстислава (в 1180 г.). С честью похоронили тело его при гробе храмоздателя св. Владимира Ярославича, а затем оно обретено нетленным, и последовало причисление его Церковью к лику святых. А посмотрите на западную сторону храма: кто укрепил за собою запоры Корсунских врат? Это – сонм духовных владык Новгорода, избравших себе сие место последним приютом. Из них многие родом из Киева. Тут и Иоаким Корсунянин, и Лука-Жидята, и Стефан, и Феодор, и Герман, и другие святители-Киевляне. Вместе с тем и недра Киевской земли восприяли в себя тела святителей и князей из Великого Новгорода. Назовем в настоящей раз святителя Нифонта, прибывшего теперь к нам в частице св. мощей и нетленно почивающего в Киевских пещерах. Начало иноческой жизни положено было им в юном возрасте в обители Печерской, где он удивлял братию своими деннонощными подвигами. В 1130 году он возведен был на Новгородскую кафедру, согласно единодушному решению святителей и князей избрать на Софийский престол Нифонта, «мужа свята и зело боящагося Бога». Направление его 25-летней архипастырской деятельности определяется современными событиями и личным его характером. Так как на Руси в его время было неспокойно более, чем когда-либо прежде, и от междоусобий княжеских, и от смятения в Церкви, то Нифонт во всю свою жизнь заботился либо об умиротворении князей русских и водворении братского согласия в народе, либо о том, чтобы сыны русской Церкви не отдалились от усыновления матери своей – Церкви Восточной.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И пошел с русскими в церковь , и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили службу. И призвали их цари Василий и Константин и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», – обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, именуемом мечетью, стоят там распоясанные; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И ответил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И минувшю лту, в лто 6496, иде Володимеръ съ вои на Корсунь, град гречьский, и затворишася корсуняне въ град. И ста Володимеръ об онъ полъ города в лимени, дали града стрлище едино, и боряхуся крпко изъ града. Володимеръ же обьстоя градъ, изнемогаху въ град людье, и рече Володимеръ къ гражаномъ: «Аще ся не вдасте, имамъ стояти и за 3 лта». Они же не послушаша того, Володимеръ же изряди воа своа, и повел приспу сыпати къ граду. Симь же спущимъ, корсуняне, подъкопавше ст-ну градьскую, крадуще сыплемую перьсть, и ношаху к соб въ градъ, сыплюще посреди града.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», – и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо». И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010