Иконография Рождества Божией Матери как бы вводит нас в семью Иоакима и Анны, делает причастниками чрезвычайно радостного для них события, когда сбылись их многолетние чаяния и у супругов родился долгожданный и необыкновенный, как догадывались родители, Ребенок, раз Сам Бог сообщил им через Архангела о Его предстоящем рождении. Праведная Анна обычно полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип изображения рождества без страданий), перед ней — повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери; иногда изображена и Дева Мария в колыбели, а также праведный Иоаким. На иконах с клеймами — сцены из жития Иоакима и Анны: праведный Иоаким приносит жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять у него эту жертву как у бесчадного и, следовательно, имеющего тайные пороки; плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестив Иоакиму и Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалима; беседа Иоакима и Анны; Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии и др. Из древнейших сохранившихся изображений Рождества Богородицы на Руси наиболее известными являются фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века) и росписи Преображенского собора Псковского Мирожского монастыря (XII век). Столь же частыми, как в иконописи и храмовой росписи, являются изображения этого события в миниатюрах рукописных книг, во множестве распространенных в обителях Древней Руси. Некоторые из икон Рождества Пресвятой Богородицы были прославлены чудесами — таковы икона из Лукиановой пустыни под Переславлем-Залесским, из Сямского монастыря Вологодской губернии, из Глинской пустыни, из Исаковой пустыни Ярославской области (последняя имеет необычную иконографию: два Ангела держат само изображение Рождества Богородицы, которое со всех сторон окружают Херувимы). Обычно эти иконы в летний период с крестными ходами переносили из села в село, а к празднику они возвращались в свои обители. В народном представлении праздник Рождества Пресвятой Богородицы — это вторая (после второго Спаса — Преображения Господня) встреча осени. Такую встречу — «осенины» — принято было отмечать в этот день в деревнях: девушки и женщины шли к реке или озеру и там пели песни и водили хороводы, устраивали трапезу из овсяного хлеба и овсяного киселя. Молодожены ходили в гости к родителям и наоборот. День этот назывался «оспожинки» или «госпожинки» (от именования Богородицы — Госпожой). Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

После этого священник возглашает молитву: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков». Затем говорится: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» и отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере», дальше поминаются святые храма, святые дня, затем говорится: «иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константиня града, Златоустаго (т. е. поминается святой — автор литургии, которая совершалась), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Замечательно то, что в этом возгласе отсутствует поминовение Иоакима и Анны. Это, конечно, мелкое замечание, для вас, может быть, малоинтересное. Но вы, вероятно, помните, что обычно в отпусте говорится: «Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». А на литургии поминовения Иоакима и Анны нет. Надо сказать, что большинство епископов и священников этого не замечают и поминают Иоакима и Анну, хотя в служебнике этого нет. В этом состоит отличие литургийного отпуста. По древнему обычаю, как мы уже говорили, проповедь священника является необходимой составной частью литургии, и раньше она произносилась после Евангелия, во время литургии Слова. Сейчас укоренился другой обычай. По образу больших соборов, где служат епископы в сослужении большого количества священников, когда бывает много духовенства, возникают большие сложности. Дело в том, что причащение духовенства, скажем, на патриаршей службе, занимает весьма длительное время, когда бывает несколько десятков священников и дьяконов. Чтобы сэкономить время и облегчить народу выстаивание литургии, вошел в жизнь такой обычай: после запричастного стиха и пения запричастных песнопений (в это время исполняются обычно концерты) выходит проповедник и говорит проповедь, а в алтаре причащается духовенство и приготавливается Чаша для причащения мирян. Надо сказать, что это довольно несвоевременно, потому что проповедь перед причастием часто не очень уместна. Но это экономит время. И вот по образу храмов, больших соборов архиерейских этот обычай все больше распространяется. А если выходит какой-нибудь вития-проповедник с намерением сказать проповедь минут на 40, то здесь происходит нечто ужасное, потому что обычно к этому моменту приходят родители с маленькими детьми, чтобы их причастить. Они боятся пропустить момент, когда будет вынесена Чаша, а проповедник знай себе разглагольствует. Дети, естественно, начинают кричать, возникает давка, потому что все причастники стараются пробраться вперед, но это не влияет на увлекшегося проповедника и он продолжает говорить. Если голос у него сильный, он может перекричать людей…

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Скачать epub pdf Зачатие святой богопраматери Анны, когда зачала святую Богородицу Память 9 декабря Господь наш и Бог, желая создать для себя живую Церковь и святой Дом для пребывания Своего, послал Ангела Своего к праведным Иоакиму и Анне. От них Он восхотел приуготовить по плоти Матерь Свою и предвозвестил о зачатии бесчадной и неплодной Анны и о рождении ею Девы. Так зачата была святая Дева Мария и рождена, по обетованию от Бога, хотя и чрез плотское единение. Ибо только один Господь и Бог Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии без мужа и без брака, неизреченно и несказанно, от Духа Святого, родившись совершенным Богом и совершенным Человеком. Господь для Своего воплощения в совершенстве воспринял все необходимое, для человеческого естества, подобно тому, как изначала Он сотворил и соделал и самое человеческое естество. Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев – и родилась без мужа, но это несправедливо. Она родилась действительно через девять месяцев и путем человеческого соединения. Совершается же празднество в честь Зачатия в пречестном храме Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, что в Евораниях, близ святой великой Церкви 8263 . Тропарь, глас 4: Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакими бо и Анну услышав Бог, паче надежды, родити тем яве обещавает богоотроковицу, из неяже сам родися неописанный, человек быв, ангелом повелев вопити ей: радуйся благодатная, Господь с тобою. Кондак, глас 4: Празднует днесь вселенная Аннино зачатие, бывшее от Бога: ибо та породи паче слова Слово рождшую. 8263 Подробное сказание о зачатии и рождении Пресвятой Богородицы находится в житии святых Богоотец Иоакима и Анны 9 сентября. Веселие праведных Богоотец Иоакима и Анны в храме Иерусалимском и живая благодарность их Богу, разрешившему их неплодство и отнявшему от них поношение между ближними, и было собственно началом празднования Зачатия. В Зачавшейся не только Ее праведные родители, но и весь мир имел верный залог искупления, потому что зачатие Ее было по особенному благодатному смотрению Божию. Но начало собственно церковного празднования Зачатию Богородицы с точностью определить трудно, по недостатку письменных памятников, но можно с доверенностью полагать, что это празднование началось с древних времен; ибо все обстоятельства жизни Богоматери для христиан древних в православных были важны и священны. Преп. Андрей Критский в VII в., на день Зачатие Богоматери написал канон и беседу. День Зачатия отнесен к 9 декабря, потому что этот день бывает за 9 месяцев до дня Рождества Богородицы. В Константинополе празднество в честь Зачатия Богородицы в сей день было совершено в Евораниях, по другому чтению Уранах, близ храма св. Софии. Здесь храм Богородицы построен был одним сенатором еще при Константине Великом Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Про святых родителей и судей «с худыми мыслями» 22 сентября Церковь празднует память праведных Иоакима и Анны 22 сентября, 2015 22 сентября Церковь празднует память праведных Иоакима и Анны История Иоакима и Анны знакома всем и кажется просто сказкой с хорошим концом. Конечно, это реальная история – но уж больно она хороша и как-то всё идет в ней по-накатанному. Бесплодные благочестивые родители (как Авраам и Сарра, как Анна, мать пророка Самуила, как Захария и Елисавета, наконец) не имеют детей, страдают, молятся – и потом получают в награду за добродетели долгожданное чадо. Кажется, всё просто и ясно. Если ты добродетелен, то дети у тебя непременно родятся. А если – так и не родятся? «Надо искать грех!» – говорят непрошенные советчики, задав собеседнице ряд вопросов (обычно эти темы любят развивать церковницы-бабушки и тетушки, обнаружив в поле зрения бесчадную молодую женщину и начав, после подготовительной разведки, душеполезные и одновременно практические поучения). Растерянная молодая женщина, пришедшая в церковь, быть может, в первый раз (а быть может, из тех, кого мы, «прихожане со стажем», презрительно называем «захожанами»), искренне отвечает на вопросы – ведь она не может плохо подумать об этих набожных женщинах, которые ради нее даже оставили чистку подсвечника и продажу свечей. «Аборты делала? С мужем среду и пятницу соблюдаете?» – вполголоса, доверительно задаются эти вопросы. «Нет, нет!» – отвечает женщина, и слезы уже стоят у нее в глазах. Она не делала абортов. Она попала в автокатастрофу, после которой стала инвалидом. В ее теле нет места, где можно выносить ребенка. И эту боль носит в себе она, она одна. «Надо по-Божьему жить, тогда и детки будут! – говорит церковная тетушка. – До брака девство соблюдать!» Женщина доведена до слез, пытается отойти, поставить свечу перед иконой Богородицы, но даже помолиться ей не позволено. Ожидая, пока она кончит молиться, за ее спиной стоит церковная тетушка, у которой созрело еще несколько важных вопросов и советов.

http://pravmir.ru/pro-svyatyih-roditeley...

Иоаким и Анна Праведные Иоаким и Анна На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает память родителей Девы Марии - святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Наименование " Богоотцы " они получили, потому что являются прямыми предками Господа Иисуса Христа. Рождество Божией Матери: слезы в День рождения Ключевые слова, которые звучат при венчании в молитвах священника и чтении апостольского послания, напоминают нам заповедь Божию о том, что детям предстоит отлепиться от родителей, стать самостоятельными личностями, мужчине и женщине – найти друг друга и стать единою плотью. Кофе с сестрой Вассой: Иоаким и Анна, или Чему нас учат страдания? Мы можем обижаться на Бога за то, чего мы лишены в этой жизни. А можем выбрать путь Иоакима и Анны и получить нечто большее Церковь чтит память святых праведных Иоакима и Анны Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 70-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью. Святые покровители любви — иконы Предлагаем вниманию читателей подборку икон наиболее известных и почитаемых покровителей любви и семейного счастья. Дети — это больше, чем просто дети Он догадался, что дети – это больше, чем просто дети. Это доверие Бога к тебе, состоящее в том, что он передает тебе Своих чад на временное хранение. А кому можно доверить своих детей? Конечно, только тому, кому доверяешь. А раз нет детей, значит, Господь не верит мне? Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/ioakim-i-anna/

Церковь с редким посвящением престола в честь праведных родителей Пресвятой Богородицы святых богоотец Иоакима и Анны стоит в селе с одноименным названием – Аким-Анна. Небольшое поселение, расположенное в северной части Сергиево-Посадского района на левом берегу ручья Перемойки (левого притока реки Дубны), относится к Шеметовскому миссионерскому округу Сергиево-Посадского благочиния. Село Аким-Анна впервые было упомянуто в документах XVII века как погост, который включал в себя приходскую деревянную церковь, освященную во имя родителей Приснодевы Марии. В середине XVIII столетия (1756) церковь сгорела от «молненного запаления», вместо нее по благословению Преосвященного Амвросия, епископа Переславского и Дмитровского, прихожанами была построена новая деревянная одноименная церковь. Она не сохранилась до нашего времени, как не сохранились и описания ее внешнего и внутреннего убранства. В 1833 г. в селе вместо деревянной церкви возвели каменный храм, имевший два престола: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (главный) и святых праведных богоотец Иоакима и Анны. Каменная церковь была построена на новом месте. Каменной часовней на приходском кладбище, разрушенной в советское время, было отмечено, где находился престол деревянной церкви. Скупы сведения о внутреннем убранстве церкви XIX века: ее стены и своды когда-то украшала роспись (сохранились ее фрагменты), иконостас был позолоченным. Храм святых праведных богоотец Иоакима и Анны выжил в лихолетье воинствующего безбожия, но понес серьезные утраты: поросший травой, открытый для всех ветров он сохранил лишь стены и своды четверика, полуразрушенную трапезную часть, трехъярусную звонницу, обезображенную «Иванами, непомнящими своего родства»; вместо традиционного пятиглавия основного объема – три покосившихся купола. И село почти опустело – сегодня в нем проживает всего 6 человек. Последним настоятелем церкви был священник Николай Иполлитович Глаголевский (1875 – 1937). Осенью 1937 г. он по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован, 15 ноября приговорен к расстрелу, 16 ноября расстрелян – на Бутовском полигоне под Москвой. Отец Николай был реабилитирован в 1960 г.

http://sobory.ru/article/?object=00059

На том же потоке, немного выше города, на расстоянии выстрела из лука, в конце Юдоли Плачевной, находятся село Гефсимания и святых праведных родителей Богородицы Иоакима и Анны, который называется Богородичный дом. В том селе стоит церковь каменная, наравне с землею, во имя святых праведных родителей Богородицы Иоакима и Анны, а вход внутрь церкви снизу, по лестнице, там стоит гроб святых преподобных родителей Богородицы Иоакима и Анны. Внутри, в середине церкви, стоит небольшой придел каменный, а в нем гроб святой Богородицы, высеченный из камня – белого мрамора, а над гробом три лампады горят день и ночь. Входят в тот придел, и поклоняются святому гробу, и целуют его человек по пять и по шесть. А от того места в пяти саженях – где служба совершается, а над тем престолом у верха церковного – большое круглое окно. Про это окно говорил нам патриарх иерусалимский Софроний, что через него, по Господню повелению, взято было тело Богородицы из гроба, Бог знает куда. По выходе из церкви справа, около церкви, большая пещера, вся была расписана, над дверьми написан Спасов образ. В этой пещере Иуда предал Христа беззаконным иудеям. А оттуда мы пошли в другую сторону от Юдоли Плачевной на Елеонскую гору; прямо у той пещеры на расстоянии брошенного камня стоит дерево, зеленое и до сего дня, а называется маслина. Там Христос совершал молитву втайне. У того же потока есть долина, в этой долине совершал Христос молитву, как гласит Священное Писание : «В Юдоли Плачевной, на месте, где Бог положил благословение и дал закон». И снова Христос пришел в эту пещеру к ученикам своим, и нашел их спящими, и сказал им: «Вы обещали умереть со мною, а вот не можете и часу пободрствовать со мною. Один из вас спешит и бодрствует, – хочет меня предать беззаконным иудеям». И ушел он от них в другое место, чтобы помолиться, – в долину, где находится Юдоль Плачевная. А помолившись, он опять пришел в ту же пещеру к ученикам своим. И нашел их спящими и сказал им: «Спите и так далее, и почивайте, дух ведь бодр, а плоть немощна».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил храм праведных Богоотец Иоакима и Анны в поселке Большое Исаково Калининградской области 3 июля 2022 г. 17:02 3 июля 2022 года, в завершение рабочей поездки в Калининградскую митрополию , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил новопостроенный храм праведных Богоотец Иоакима и Анны в поселке Большое Исаково Гурьевского района Калининградской области. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий , архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим , член Совета Федерации ФС РФ А.Г. Ярошук. Святейшего Владыку встречали председатель церковного суда Калининградской епархии , настоятель храма иерей Роман Варламов, благотворители и прихожане. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в храме: «Радуется душа моя, когда я вижу на Калининградской земле такие храмы — величественные, красивые, построенные от чистого сердца. Это не просто памятник архитектуры и даже не просто свидетельство присутствия Православной Церкви — это памятник каждому из вас, кто внес вклад в строительство этого храма. И будущие поколения будут говорить, как мы говорим о тех, кто создавал монастыри, храмы, соборы до нас: какие же тогда жили люди! Всем вам, замечательным людям, которые построили этот храм, а в вашем лице — всем благотворителям, хотел бы принести свою личную благодарность. Слава Богу, что еще одним замечательным храмом украсилась Калининградская земля». В дар храму Святейший Владыка передал икону Христа Спасителя, благословляющего детей. «В память о своем пребывании хотел бы преподнести старинную икону, изображающую Христа Спасителя, Который благословляет детей. И родителям, и дедушкам, и бабушкам, и священнослужителям нужно всегда помнить, что работа с детьми, с молодежью является приоритетным делом. Ведь если наши дети останутся в Церкви, значит, и следующее за нами поколение будет православным. Поэтому храни вас всех Господь, и помогай вам Бог сохранять веру православную, любовь к храму. Желаю сил духовных и мудрости в воспитании следующего поколения православных людей», — сказал Патриарх, передавая образ.

http://patriarchia.ru/db/text/5941853.ht...

Сегодня, о люди, положено начало нашему спасению, ибо вот, предсказанная издревле Мать и Дева и вместилище Божие появляется, чтобы родиться от неплодной. Отрасль от Иессея, и от корня его ветвь произошла (см.: Ис. 11:1 ). Да радуется праотец Адам, да веселится, радуясь, Ева , ибо вот – созданная от ребра Адама очевидным образом прославляет Дочь и Внучку, говоря: «Родилось мне избавление, благодаря которому я освобожусь от уз ада». Да радуется Давид, бряцая на гуслях, и да благословит Бога, ибо вот – Дева рождается из бесплодного чрева для спасения наших душ. Некоторые тексты праздника посвящены восхвалению родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анны: они прославляются, прежде всего, как образец благочестивой семьи. Имена этих праведников в Православной Церкви окружены особым почитанием. 9/22 сентября, на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память Иоакима и Анны совершается отдельно. Кроме того, имена «святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны» поминаются на вседневных отпустах в течение всего литургического года. Воздвижение Креста Господня Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в честь обретения креста благочестивой царицей Еленой (†327), матерью императора Константина, в 326 году. По свидетельствам церковных историков, на Голгофе было найдено три креста и отдельно лежавшая табличка с надписью на еврейском, греческом и латинском языках «Иисус Назорей, Царь Иудейский». По одной из версий, которую приводят церковные историки Руфин, Сократ, Созомен и Феодорит, опознать Крест Спасителя удалось благодаря возложению его на тяжело больную женщину, лежавшую на смертном одре: Случилось, что в том же городе недалеко от этого места находилась снедаемая тяжелым недугом и уже умирающая знатная женщина. Епископом Церкви того города в то время был Макарий. Когда он увидел царицу, стоящую в нерешительности, а также всех, кто там присутствовал, сказал: «Принесите сюда все кресты, которые были найдены, и тот, что нес на себе Господа, откроет нам Бог». И... приложил сначала первый из них, но ничего не достиг. Приложил второй, и также ничего не произошло. Когда же он приложил третий, женщина, открыв вдруг очи, встала, и когда вернулась к ней телесная крепость, стала она более свежей, нежели когда лежала больной. И все в доме засуетились и принялись славить могущество Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Дом Рождества Богородицы Самый простой выход к Крестному Пути, если вы хотите пройти его целиком, от крепости Антония до храма Гроба Господня, пролегает от Львиных ворот Старого Города. На первом же здании по улице справа читаем над входом греческую надпись: «Святой монастырь Иоакима и Анны, принадлежащий Иерусалимскому Православному патриархату». Обратим внимание на то, что надпись «монастырь» плохо вяжется с обликом здания, вполне современного двухэтажного светского дома. С подобным несоответствием нам нередко придется еще сталкиваться. Это место дома свв. Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. В византийское время здесь был построен храм, неоднократно разрушавшийся и восстанавливаемый христианами после разорения. Но постепенно весь окружающий квартал пришел в запустение, особенно после землетрясения 1834 г. В конце XIX в. представители Греции стали строить здесь здание своего консульства, и в нижнем этаже, с помощью России, устроили скромную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Когда вы входите в подъезд, церковь расположена направо от вас, за стеклянной дверью. Не только многие иконы в храме русской работы, но с радостью узнаешь здесь и лики русских святых – Александра Невского, Владимира Красное Солнышко... Из того же подъезда, справа, имеется лестница, ведущая вниз, в самое бывшее жилище свв. Богоотец Иоакима и Анны. Сначала вы спускаетесь в маленькую комнатку, где старинной мраморной мозаикой выложен на полу простой черный крест, отмечающий место рождения девочки, предназначенной со временем стать Матерью Бога. Затем, по еще более узким ступеням, проходите этажом ниже – в комнату, где, по преданию, жили и скончались сами Иоаким и Анна. Древнееврейские жилища часто представляли собою такие (естественные или полуестественные, слегка обработанные) пещеры, приспособленные для жилья и лишь обстроенные снаружи стенами, создающими подобие привычного для нас дома. Пройдя дальше по иерусалимской «Якиманке», которая, правда, носит здесь название «улицы Моджахедов», видим справа ворота в большой, окруженный стенами монастырский комплекс. Это владение «Белых Братьев» – униатского католического ордена. Главная его достопримечательность – находящаяся на участке евангельская «Овчая купель» – Вифезда. Ушедшие под землю стены древнего водоема окружены развалинами византийской церкви. Точнее, мы имеем здесь дело с целым археологическим напластованием разных времен и племен. Древнееврейская купальня для мытья овец, приводимых для жертвоприношения в Храм, римские бани, использовавшие прежний водоем, византийский храм, почтивший совершенное здесь Иисусом чудо исцеления расслабленного (т. е. парализованного), наконец, храм крестоносцев, воздвигнутый на руинах разрушенной персами византийской церкви. Каждый из хронологических уровней отмечен археологами с помощью разноцветных табличек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010