По числу он один, по имени – два. Ведь Лот в переводе на латинский именуется отклонением: некто отклоняется от благого и дурного. Поэтому, когда Лот отклонялся от дурного, то есть от заблуждения, бесчестья и преступления, он присоединялся к дяде. А когда отклонялся от благого, то есть от праведного, невинного, святого, благочестивого, он сочетался с бесчестьем. Поэтому хорошо сказано: И Лот, который ходил с Аврамом, потому что он еще не избрал Содом, не жил с виновниками пороков, ибо в Содоме он стал жить позднее. Поэтому, будто бы удаленный от самого себя, он воспринимался как некто другой, отпадая не только от праведного мужа, но и от самого себя» 39 . Была так называемая Александрийская богословская школа, которая аллегорически истолковывала Священное Писание , и Амвросий Медиоланский придерживался ее системы истолкования. Когда речь в Библии заходила о мелком скоте, они говорили: это речь идет о незначительных грехах! А крупный скот – это уже что-то посерьезнее! А если ими (скотом) хорошо управляют – это значит, что всё под контролем, все чувства – и самые ужасные, и самые легкомысленные, которые только могут вспыхнуть в сознании человека. У Лота мелкое стоит перед крупным: «у Лота… мелкий и крупный скот», и в его случае это означает, что его мелкие привязанности и интересы заслоняли от него наиболее существенное в жизни. Скот приносили в жертву – и это одна из основных причин, зачем его разводили. Вышеобозначенный стих подсказывает, что Лот не был способен на значимую жертву. Но и не только это можно сказать о Лоте! Также он понимает, что он может стать наследником Аврама. У Аврама и Сары не было детей, и Лот чувствует себя наследником: Аврам уже пожилой человек, ему уже за семьдесят пять, и если Аврам умрет – он, Лот, заберет все себе! Давайте исследуем один вопрос – я хочу сказать для тех, кто этого не слышал, я говорил уже об этом как-то, – почему святые люди рождались от пожилых родителей? Исаак родился от столетнего Авраама, когда родилась Пресвятая Дева Мария от Иоакима и Анны, они были очень преклонного возраста, в летах заматеревшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   В таковых узах что сотворим? Возопием к Богородице, Ею, как Ахиор Вефулиею, будем освобождены. Вефулия переводится как Дева. А какая дева так сильна разрешать узы, как Дева Мария? Она имеет власть вязать и решить. Но кого Она вяжет? Кого решит? Вязала Сына Божия на земле пеленами, вяжет и на небе молитвами, чтобы, как связан был на земле, так связан был и на небе. И так Его на небесах молитвами вяжет, что и руки Ему не поднять, чтобы ударить карой грешника.    И если бы Она Его не связывала материнскими мольбами, уже в ад вселилась бы душа наша. «Аще бо не бы Ты предстояла молящися за ны, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто бы нас сохранил доныне свободны?» (Тропарь канона).    Кого же Та Узорешительница разрешает? Нас, связанных грехами. Так к Ней и молимся: «Разреши мглу прегрешений моих, Богоневесто» (Тропарь канона, песнь 5), ибо, будучи Матерью свободы, не терпит видеть связанным род человеческий.     Связаны мы были клятвой первородной, которую навела праматерь Ева, — ее разрешила Дева Богородица: «Радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание» (Акафист, икос 1).    Связаны были неплодием родители Ее, Иоаким и Анна, — и эти узы Она разрешила: «Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакима и Анны услыша Бог, паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу» (Тропарь, Декабря 9).    И мы, как смоковница неплодная, не рождаем плодов добродетели, ибо связаны узами грехолюбия. Взыщем же прилежно от Узорешительницы разрешения, получив Ее молитвами освобождение, принесем духовный плод: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5:22—23).    О, Мысленная Вефулия! Разреши меня, связанного пленицами грехов, да достойные сотворю плоды покаяния. Нравоучение     Не только своими хитросплетенными веревками, но и нашими собственными враг нас связывает. Когда мы, возлюбив какую страсть, сами ее держимся, о ней любезно помышляя и ту мысль в сердце сладостно удерживая, не только желая исполнить делом, но и выискивая на то благополучного времени и сами себе подавая повод ко греху. Потому говорит приточник: «Узами грехов своих каждый содержится» (Притч. 5:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Праведные Иоаким и Анна На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает память родителей Девы Марии — святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Наименование «Богоотцы» они получили, потому что являются прямыми предками Господа Иисуса Христа. 22 сентября, 2019 На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает память родителей Девы Марии — святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Наименование «Богоотцы» они получили, потому что являются прямыми предками Господа Иисуса Христа. Содержание статьи [ скрыть ] Дата памяти праведных Иоакима и Анны 22 сентября Церковь празднует память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает память родителей Девы Марии — святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Наименование «Богоотцы» они получили, потому что являются прямыми предками Господа Иисуса Христа. Согласно Преданию, Иоаким и Анна были благочестивой четой царского рода, жили в Иерусалиме (по другой версии: в Назарете), но до преклонного возраста не имели детей. После того, как священник Иерусалимского Храма отказался принять у Иоакима жертву, супруги стали усиленно молиться о даровании чада. Господь откликнулся на их молитвы, и вскоре у Анны родилась дочь Мария. В трехлетнем возрасте Она была приведена в Храм, где воспитывалась до 12 лет. Иоаким преставился через несколько лет после Введения Богородицы во Храм, в возрасте 80 лет, а Анна — еще через два года, которые она также провела при Храме, в возрасте 70 лет. Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна поминаются на отпусте каждой церковной службы. О чем молятся святым Иоакиму и Анне Читайте также — Церковь вспоминает успение праведной Анны Молитвы святым Иоакиму и Анне О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему!

http://pravmir.ru/ioakim-i-anna/

Святыня храма Монастырь свв. Иоакима и Анны, родителей Богородицы в Иерусалиме Монастырь святых Иоакима и Анны — православный греческий монастырь, расположенный на месте дома праведных Иоакима и Анны, где родилась Дева Мария ( http://elitsy.ru/holy/413/ ) и приняли упокоение святые родители Богородицы ( http://elitsy.ru/holy/1638/ ). Расположен он к северу от Иерусалимского Храма, вблизи ворот, выходящих в сторону Гефсимании и называемых Овчими, Львиными или Стефановыми (потому что именно через эти ворота вывели первомученика Стефана, чтобы побить камнями). Первый храм на месте рождения Девы Марии был построен Царицей Еленой. Он подвергся разрушению одновременно с другими иерусалимскими святынями. Неоднократно восстанавливаемый христианами после различных разорений, ко времени крестоносцев он представлял собою маленький бедный монастырь. Крестоносцы расширили монастырь, в него вступили даже царственные родственницы иерусалимских королей. Несколько позже здесь были поставлены две церкви, причем одна - пещерная, в самом помещении дома св. Иоакима и Анны. При завоевании Иерусалима мусульмане превратили верхнюю церковь во имя св. Анны в мечеть, а монастырь – в школу. Но в 15 веке школа эта была упразднена вследствие участившихся повальных заболеваний учеников. По той же причине мусульмане оставили и весь квартал, стоявший долгое время в запустении, и монастырские постройки были окончательно разрушены землетрясением 1834 г. Несколько позднее греки стали строить здесь здание своего консульства и в нижнем этаже в 1907 году, с помощью России, создали скромную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь расположена направо от входа, за стеклянной дверью. Здесь же, направо, прямо из вестибюля, имеется лестница, ведущая вниз, в само бывшее жилище св. Богоотец Иоакима и Анны, где устроен также храм. 8-го сентября здесь совершается торжественная служба греческим духовенством. Принадлежит монастырь Святой Анны Иерусалимской православной церкви. добавлено 24 июл 2015 14:51 Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова. Муж ее, праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимск... Читать далее Вставьте ссылку на изображение Вставьте ссылку Вставьте ссылку на видео

http://elitsy.ru/holy/1641/

Прежде всего они отмечают личную нравственную высоту святых Иоакима и Анны. По словам святого Николая Кавасилы , Иоаким и Анна «более всех людей угодили Богу». А по убеждению преподобного Феодора Студита , супружеский союз Иоакима и Анны оказался выше любого из супружеских союзов, когда-либо до этого заключенных на земле. По мысли преподобного Иоанна Дамаскина , Богоматерь делается для породивших Ее Иоакима и Анны их величайшей славой. При этом, по словам святого Николая Кавасилы , Рождение от них Пречистой Девы «оказалось делом» их «молитвы и праведности». Как подчеркивает преподобный Иоанн Дамаскин , они смогли стать Ее родителями лишь потому, что вели чистую и благую жизнь, будучи блаженной и всенепорочной четой. То, что Господь даровал им возможность стать родителями Богородицы, по убеждению святителя Григория Паламы , напрямую связано с особой высотой их целомудренной жизни, личной праведности, постоянного пребывания в храме, непрестанного подвига поста и непрекращающегося молитвенного предстояния Богу. Он говорит о том, что именно «целомудрие, и пост, и сокрушенная молитва , сойдясь вместе, явили Иоакима и Анну родителями Сосуда Божия» – ради их «богоугодного образа жизни». Вот как описывает внешне смиренное, но вместе с тем подлинно святое совершенство Иоакима и Анны святитель Андрей Критский : «Иоаким был муж кроткий, благочестивый, воспитанный в законе Божием... Равно и Анна была боголюбива, целомудренна, но бесплодна; жила с мужем в согласии, но была бесчадна». А вот как прославляет этих праведников святитель Георгий Никомидийский , напрямую обращаясь при этом к храмовым слушателям своей гомилии с таким призывом: «Рассуди сам о избрании всех праведников и пророков, равно как и о тесном союзе их с избравшим их Богом, и ты увидишь несравненное превосходство Иоакима и Анны, увидишь, что они и сверхпочтены, и сверхпрославлены безмерно. Создатель Бог избрал их для возобновления обветшавшего мира; от них Он приемлет Матерь, чрез Которую соизволил приготовить новую тварь; от кровей этих лиц, превосходивших добродетелями даже царское величие, Он облекся в царскую багряницу человеческого рода. Вот что сделало их высшими всех праведников, вот их право, превосходящее всякую заслугу: они избраны из среды всех, явились в должное время и приняты для осуществления тайны».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

В монументальной живописи наиболее ранние фрески цикла с образами И. и А. известны в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (сер. VIII в.), они сохранились в 2 сценах: «Отвержение даров» и «Рождество Богородицы». Пространное изложение протоевангельского цикла в IX в. представлено фресками каппадокийского храма, освященного во имя И. и А. в Кызылчукуре (850-860): «Отвержение даров», «Благовестие Иоакиму. Изучение Иоакимом книг 12 колен Израилевых», «Упреки служанки Анне», «Благовестие Анне», «Встреча Иоакима и Анны», «Зачатие Богородицы», «Рождество Богородицы», «Первые шаги Марии», «Введение во храм Богородицы». С кон. X в. сюжеты Жития Богородицы вошли в систему декоративной росписи визант. храмов. Наибольшее распространение получили сцены «Рождество Богородицы» и «Введение во храм»: в ц. Св. Софии в Охриде (40-е гг. XI в.) - обе сцены («Рождество Богородицы» не сохр.); в Сарыджа-килисе в Кепезе (Каппадокия) (сер. XI в.) - обе сцены и т. д. Включение в роспись истории родителей Богородицы и сцен Ее детства, как правило, было обусловлено посвящением храма Богородице (напр., цикл в нартексе посвященного Богородице кафоликона мон-ря Дафни, Греция, ок. 1100), а также освящением его престола во имя И. и А. (напр., придел И. и А. в соборе Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.). В соборе Мирожского мон-ря в Пскове (40-е гг. XII в.) в юго-зап. компартименте под хорами располагается один из самых подробных в монументальной живописи средневизант. периода циклов, состоящий из следующих сюжетов: «Отвержение даров», «Иоаким и Анна отпускают жертвенных агнцев», «Скорбь Иоакима и Анны», «Моление Анны», «Иоаким и Анна толкуют Книгу прор. Исаии», «Благовестие Анне», «Благовестие Иоакиму», «Встреча у Золотых ворот», «Праздничная трапеза Иоакима и Анны», «Рождество Богородицы. Купание Марии. Пеленание Марии», «Ласкание Марии», «Первые шаги Марии», «Введение во храм». К примерам пространного цикла поздневизант. периода относятся фрески ц. Богородицы Перивлепты (св. Климента) в Охриде (1294-1295) и мозаики кафоликона монастыря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321). Число сцен в цикле варьировалось, их состав мог быть обусловлен как желанием подробно проиллюстрировать апокрифический текст, так и необходимостью выявить литургико-богословскую значимость композиций в контексте росписи. Так, для ц. Спаса на Нередице (1199) были выбраны сцены, подчеркивающие жертвенную тематику росписи: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Возвращение Иоакима и Анны из храма», «Иоаким у стад своих» («Моление Иоакима»). Литургической значимостью цикла обусловлено размещение росписи в ряде рус. храмов XIV в.: в соборе Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского монастыря во Пскове (см.: Лифшиц Л. И. Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV в. М., 2004. С. 205) и в ц. Успения на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363) (см.: Царевская Т. Ю. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007. С. 128).

http://pravenc.ru/text/468935.html

Церковь Иоакима и Анны на Полонище (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Иоакима и Анны с Полонища бывшего Якиманского монастыря представляет собой характерное звено в совокупности псковских культовых зданий XVI-XVII веков. Престольный праздник: 22 сентября, день памяти Праведных Богоотец Иоакима и Анны. История [ править править код ] Церковь Иоакима и Анны находится на старой Успенской улице, расположенной неподалеку от пятой крепостной стены города Пскова. Еще в древние времена здесь существовал девичий Якиманский монастырь, который был известен уже с 14 века. Главный храм монастыря имел посвящение к родителям Богородицы — Анне и Иоакиму. На данный момент церковь отдана в руки Учительской семинарии. Точное время основания церкви Иоакима и Анны неизвестно, но если судить по архитектурной составляющей, а также по небывалой ветхости, к какой церковь пришла к моменту ее последней реставрации, проведенной на протяжении 1896-1897 годов, она имеет достаточно весомое количество лет. Летописные источники упоминают о церкви только один раз, когда в 1544 году в ней случился неожиданный пожар. В церкви имеется три полукруглые алтарные абсиды, карнизы которых красиво украшены треугольниками и квадратиками. В необычайно простом, но красочном декоре можно заметить одну особенность, которая никак не отражается на других псковских храмах: кирпичи, составляющие композицию рисунка, немного стесаны к внешним концам своих ребер, по причине чего треугольные впадинки соединяются в виде конуса в глубине, а во внешнюю сторону расширяются. Именно этот эффект дает необыкновенное очарование общему узору, который выглядит столь легко и воздушно. В южной стороне расположен придел, освященный во имя Святого пророка Наума, а на северной стороне имеется пристройка, не имеющая алтарной части. С западной стороны примыкает притвор, который соединяется с боковыми частями, а именно северной пристройкой и южным приделом. Притвор имеет маленькую паперть, которая до последнего ремонта была абсолютно типичным псковским крыльцом, расположенным на низких и толстых столбах. Сегодня, к немалому огорчению, крылечные боковые пролеты заложены и превращены в стены, по причине чего, старый вид постройки полностью исказился и утратился. Двухпролетная звонница стоит на стене притвора. На церкви имеется каменный барабан, имеющий узкие окна и необычные декорные украшения. Сверху на него поставлен глухой небольшой барабан, имеющий главу в виде луковицы с фигурным крестом.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Иоаким...

Монастырь Святой Анны (Иерусалим) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Святой Анны (монастырь святых Иоакима и Анны) — православный греческий монастырь, расположенный на месте дома праведных Иоакима и Анны, где родилась Дева Мария и приняли упокоение святые родители Богородицы. Принадлежит Иерусалимской православной церкви. Монастырь расположен он к северу от Иерусалимского Храма, вблизи ворот, выходящих в сторону Гефсимании и называемых Овчими, Львиными или Стефановыми (потому что именно через эти ворота вывели первомученика Стефана, чтобы побить камнями). Содержание История [ править править код ] В мусульманском квартале Старого города Иерусалима, недалеко от Львиных ворот, находится православный греческий монастырь Святой Анны. Первый этаж обители занимает церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а в ее основании, под землей, скрывается пещера, в которой и появилась на свет Дева Мария. Грот этот ранее был частью дома Иоакима и Анны, родителей будущей матери Иисуса Христа. До глубокой старости святые праведники не имели детей, за что получали постоянное осуждение в обществе. В те времена ребенок в семье считался подарком от Господа, а бездетность - наказанием за содеянные грехи. Последней каплей терпения для несчастных супругов послужил случай, произошедший во время одного из праздников, когда первосвященник Иерусалимского Храма не принял подношения от Иоакима, объяснив свой поступок тем, что тот находится в немилости Божьей. Опечалившись, мужчина отправился в пустыню, где сорок дней пребывал в посте и молитвах. Его жена Анна тоже времени зря не теряла, в слезах умоляя Бога послать ей ребенка. И только после того, как она пообещала посвятить свое дитя Всевышнему, Он смилостивился над ней. Уже вскоре у супругов, в пещере, где они жили, родилась Дева Мария. В период правления византийской царицы Елены на месте Рождества Пресвятой Богородицы был построен первый православный монастырь, который впоследствии не раз разрушался и подвергался разорениям. К моменту завоевания Святой Земли крестоносцами, он представляла собой небольшую бедную обитель. Новые правители всячески способствовали ее процветанию, и даже отправляли в нее своих родственниц.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Свят...

К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира. Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь. Дом Иоакима и Анны Дом Иоакима и Анны — одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей — праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны — место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители — церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря — древняя пещерка. Считается, что эта пещерка — часть дома Иоакима и Анны. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино — духовный центр московского района Отрадное. Адрес: Алтуфьевское шоссе, дом 4. Владыкино — одно из самых древних подмосковных сел. Первым владельцем села был благоверный князь Даниил Московский, сын святого Александра Невского и прямой потомок равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. В 1322 году село пожаловали в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село и получило свое первое название — Вельяминово. Спустя три столетия, в 1619-ом, царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но вскоре село переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при нем здесь строится деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая). После 1653 года Святейший Патриарх Никон делает село своей вотчиной и дает ему новое название — Владыкино.

http://foma.ru/20-sentyabrya-2013-rozhde...

Протоевангельский цикл повествует о жизни родителей Богородицы и о жизни Марии и Иосифа. Он целиком основывается на апокрифических источниках, таких как Протоевангелие Иакова, евангелие Псевдо-Матфея, а также на «Житии Богородицы» Епифания. Изображения на эти темы появляются уже в раннехристианском искусстве, например, на рельефах колонн кивория VI века в Сан-Марко (Венеция). Здесь представлены такие сцены: Изгнание Иоакима из храма, Анна со служанкой Юдифью, Моление Анны, Благовестие Анне, Благовестие Иоакиму, Жертвоприношение Иоакима, Целование Иоакима и Анны, Рождество Богородицы, Второе жертвоприношение Иоакима, Иоаким приготовляет трапезу, Анна кормит грудью Марию, Отправление во храм, Введение во храм, Чудесное насыщение Марии во храме, Процветший жезл Иосифа, Благовещение, Укоры Иосифа, Испытание водой обличения, Посещение Марии Елизаветой. Кроме названных сюжетов в византийской живописи (Дафни, XI в.) и в древнерусских памятниках XVII века часто встречаются также Явление ангела Иосифу, Путешествие в Вифлеем, Отвержение даров, Встреча у Золотых ворот, Обручение Марии и ряд других. Композицию «Успение Богоматери», несмотря на то что она входит в состав богородичного цикла, мы будем рассматривать в общем порядке двунадесятых праздников как икону, завершающую праздничный ряд иконостаса. Рассмотрим несколько композиций из большого числа сюжетов протоевангельского круга, чаще других встречающихся в живописи. Встреча Иоакима и Анны – этот эпизод мы находим в Протоевангелии Иакова (IV). Иоаким был бесплоден, ушел в пустыню и постился, Анна, его жена, молилась с ним. К ним явился ангел и возвестил зачатие. На эту тему возникают самостоятельные композиции: «Благовестие Иоакиму», «Благовестие Анне». Получив этот знак, они решили посвятить будущего ребенка Богу. На иконах и фресках момент встречи изображается на фоне Золотых ворот, когда Иоаким со стадами возвращается домой и видит у ворот Анну. Она обнимает его и говорит: «в утробе приму». Обычная композиционная схема состоит в том, что Иоаким и Анна, прильнувшие друг к другу, помещаются в центре на фоне городских ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010