46 Богданов А. Борьба за жизнеспособность. М., 1927. С. 5. 47 Богданов А. Борьба за жизнеспособность. С.3. (Именно эта процедура – переливание себе крови молодого студента – и стала причиной гибели Богданова.) 48 Сухих Г. Секрет их молодости//Столица. 1994. 11. С. 32. 49 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви//Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. 2000. 8. С. 81. 50 2Фес. 2:7 . 51 Рим. 7:18-19 . 52 Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция: Философия права. М., 1996. С. 87. 53 Гал. 6, 2 . 54 Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное//Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст/Отв. ред. А. Рубцов. М., 1997. С. 24. (Выделено мною. — И.С.) 55 Там же. С. 29. 56 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла//Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 381. 57 Ницше Ф. К генеалогии морали//Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 436. 58 Ницше Ф. К генеалогии морали. С. 412. 59 См.: Там же. С. 432. 60 Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное. С. 34, 35. 61 Сир. 17:12 . 62 1Мак. 2:64 . 63 Гал. 5:14 . 64 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 1998. С. 421. 65 Там же. С. 422. 66 Иов. 22:22 . 67 Ср.: 1Ин. 4:7 . 68 Александр Ельчанинов , священник. Записи. М., 1996. С. 28. 69 Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: В 2 т. М., 1987. Т. 2. С. 86. 70 Николаева О. Православие и свобода. М., 2002. С. 9. 71 Ин. 18, 38 . 72 Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. М., 1999. С. 166. 73 Ильин И. Кризис безбожия. С. 348. 74 Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. С. 166. 75 Там же. С. 167. 76 Иак. 1:25 . 77 Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам. С. 179. (Выделено нами. – Изд.) 78 Ильин И. Путь духовного обновления//Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 97. 79 Гал. 5:13 . 80 Ин. 8:32 . 81 Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галам. С. 174.

http://azbyka.ru/istina-i-idoly-lozh-sov...

Св. Мефодий Олимпийский. GCS 27. P. 351. 43 »Семь слов…». 3, 572А (с. 64). 44 Там же. 3, 572В (с. 65). 45 Там же. 3, 572А (с. 64–65). 46 »О Божественной Литургии»12, 392D. 47 Там же. 38, 452CD. 48 »Семь слов…». 1, 504CD (с. 9). 49 Там же. 1, 504ВС (с. 9). 50 Св. Иоанн Златоуст. Беседа на слова»И сие знайте…«6. PG 56, 277. 51 »Изъяснения Божественной Литургии»20, 41 ЗА. 52 Там же. 18,409В. 53 Theomitor, 144. 54 »Семь слов…». 7, 725D (c.196). 55 Там же. 2,5610 (с. 57). 56 Там же. 2, 5648 (с. 58). 57 Там же. 2, 564С (с. 58 — однако рус. пер. здесь не вполне точен); из Златоуста цитируется Беседа 7 на 2 Кор. 3. PG 61, 449. 58 »Семь слов…». 4, 613А(с. 100). 59 Там же. 4,6160. 60 Там же. 4. 613D (с. 101). 61 Там же. 4, 613D (с. 101). 62 Там же. 4, 616А (с. 101). 63 Там же. 504АВ (с. 8–9). 64 Там же. 6, 657D (с.136). 65 Там же. 6, 657D-660A (c. 136). 66 Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе, 2, 537 Д (с. 37; ср. с 50–51). Цитируется здесь и далее по Патрологии Миня — PG150, 493–726; в скобках указаны страницы русского перевода 1874 г. по репринтному переизданию 1991 года. — Ред. 67 Там же, 2, 525 A. C. 25–26. 68 Там же, 2, 537 D. C. 37. 69 Там же, 2, 537 D. C. 37. 70 Там же, 1, 517 D. C. 21. 71 Там же, 1, 520 A. C. 21. 72 Там же, 4, 593 C. C. 83–84. 73 Там же, 1, 520 A. C. 22. 74 Там же, 4, 584 D. C. 76, синод. рус. пер.:«чтобы смертное поглощено было жизнью»и»уже не я живу, но живет во мне Христос». 75 Там же, 3, 589 А. С. 63 76 Там же, 3, 589 C. С. 64. 77 Там же, 3, 589 C — 572 A. С. 64. 78 Там же, 4, 617 B. С. 104; ср. Быт. 2, 7 и Ин. 20, 22. 79 Там же, 4, 617 B. С. 104. 80 Там же, 3, 569 A. С. 63. Ср. молитва ко Святому Духу предначинательная. — Перев. 81 Там же, 3, 617 B. С. 68. 82 Там же, 4, 581 A. С. 73. 83 Там же. 84 Там же, 4, 585 B. С. 77; ср.; 584 В. С. 75–76. 85 Там же, 4, 593D. С. 84; ср. Быт. 2, 21. 86 Там же, 4, 616 С. С. 99–100. 87 Там же, 4, 585 617 B. С. 76. 88 Там же, 4, 585 A. С. 76. 89 Там же, 4, 597 AB. С. 86. 90 Там же, 1, 520 A.. С. 22. 91 Кавасила явно стремится подчеркнуть в новозаветных выражениях, указывающих на единение христианина со Христом, прямой, а не аллегорический смысл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

глав. арх. Мин. ин. дел. Дела греч. Связк. 35. 15 Путеш. Макария. Кн. 9. Гл. 9, в т. 2. 36 Переписная книга домовой казны патр. Никона, во Временн. Моск. истор. общ. 15. Отд. 2. 98, 104, 114, 117–134 Павла Алепп. Путеш. Макария. Кн. 10. Отд. 7, в т. 2. 75 В неделю православия,— говорит Павел Алеппский,— с Никоном служили кроме двух патриархов три митрополита, Новгородский, Казанский и Ростовский, два архиепископа, Вологодский и Тверской, четыре архимандрита, чудовский, спасский, симоновский и андрониевский, и пр.— и замечает: «Вообще, огромное стечение духовенства бывает всякий раз, когда служит патриарх, будет ли то день будничный или праздничный все равно» (там же. Кн. 9. Отд. 12, в т. 2. 47 О числе лиц, служивших с Никоном в разные дни — Книга записн. облачен. и действ патр. Никона, в рукоп. Моск. Синод. библ. 93. Л. 4–6, 13–14, 17, 19 об., 56–58, 66–68, 75 об. Пав. Алепп. Путеш. Макария. Кн. 8. Отд. 6, в т. 1. 404, 406; кн. 9. Отд. 12, в т. 2. 48, 51–52 Там же. Кн. 8. Отд. 4, в т. 1. 392–394; кн. 11. Отд. 15, в т. 2. 168 Там же. Кн. 8. Отд. 4, в т. 1. 387 В Московской Патриаршей, ныне Синодальной, ризнице показывают клобук Никона с такими богатыми украшениями, но на передней стороне этого клобука не серафим, а деисус, а на воскрилиях — изображения трех святителей Вселенских и четырех Московских (Савв. Указатель Москов. Патр. ризницы. Клобук. 2. С. 32. Изд. 4 Другие клобуки Никона и между ними два весьма богато украшенные, из которых один новый, сделанный по греческому образцу, равно как и мантии, описаны в Переписной книге домовой казны Никона (Времен. Моск. истор. общ. 15. Отд. 2, 18, 19, 105 Савв. Указат. Моск. Патр. ризницы. Саккосы. 18–21. С. 22–23 Записн. книга облачен. и действ. Никона, в рукоп. Моск. Синод. библ. 93. Л. 14, 35 Упомянутый греческий саккос, кажется, есть тот самый, который в «Указателе Патр. ризницы» описан под 15, хотя там и сказано, будто саккос этот привезен в Москву в 1659 г. (с. 22 Павла Алепп. Путеш. Макария. Кн. 11. Отд. 1; кн. 13. Отд. 9, в т. 2. 105–106, 233 В Записной книге священнослужений Никона, действительно, нередко упоминаются новые его саккосы. Наприм., на праздник святителя Петра (в 1655 г.) во всенощной на Никоне «сак был новый кружчатой, бархатный», а во время литургии «сак был новый аксамитной, большой». В 3 день февр. 1656 г.— «сак объяринной, новый, травчетой»,

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

νθρπου φσιν ναμορφν ες καιντητα ζως, κα ναχαλκεων ες τ π " ρχς.Cyrillus Theol. : Commentarius in xii prophetas minores : Volume 2, page 236, line 27 ναπετσας τς δου πλας, ναμορφσας δ κα τν νθρπου φσιν ν αυτ κα πρτ , ες φθαρσαν Cyrillus Theol. : Epistulae paschales sive Homiliae paschales (epist. 1-30) : Volume 77, page 940, line 52 Киприан Шахбазян, Краснодар 10 сентября 2017г. 13:57 Да текст митр. Храповицкого в сети есть. Вот, например: Ирина Борщ, Москва 04 сентября 2017г. 17:39 " Наконец, возможно ли спасение вне канонических границ Православной Церкви? Для многих людей положительный ответ на последний вопрос является причиной ухода из Церкви в различные ереси и расколы либо вообще в никуда. " Для очень очень многих людей отрицательный ответ на этот вопрос также является причиной ухода из Церкви. Хотя автору статьи понять это очень трудно. Иерей Евгений Веселов, Сергиев Посад 06 сентября 2017г. 20:12 Отчего же трудно? Уже апостолы слышали о таких случаях: " Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши " (1Ин.2:19). Знакомый текст? Можно вспомнить и еще один диалог: " С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого " (Ин.6:66-69). Живущий в человеке грех выталкивает его из Церкви. Вместо Живого Бога многим очень хочется видеть в Церкви самого себя, а вместо Его учения - свои мысли. Но Бог - другой. Он не либерал и не всепрощающий дедушка на небесах. И Церковь, которую Он стяжал Своей Кровью, есть Тело Христово, а не кружок по интересам. Простите. Вася, Н. 07 сентября 2017г. 12:15 Вот такая механистичность и отталкивает. Человек со своими какими-то сомнениями и вопросами, а в ответ - цитаты и обилие слов, писанных с заглавной буквы. Будто с роботом общаешься. И разве вы сами не видите, что не ответили на вопрос Ирины полностью? Она вам конкретный пример, а вы ей в ответ общую цитату. Тем более этот вопрос - о вечных муках, спасении инославных, и т.д. - вовсе не так однозначно решён сегодня в Церкви, вы же знаете.

http://bogoslov.ru/article/5493616

81. Веселися, Иерусалиме, и торжествуйте в нем, вси любящие его и живущие в нем христиане, и радуйтеся (66, 10). 82. Да ссете и насытитеся Крови и Плоти Христовой от сосца утешения Его – Чад Его, да ссавше насладитеся от входа пришествия на землю славы Его (66, 11). 83. И мир Божий даруется народам земли и слава усыновления (66, 12). 84. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме – Церкви Моей, – глаголет Господь (66, 13). 85. И узрят, и возрадуются сердца рода христианского, и познается рука Господня боящимся Его (66, 14). 86. И в день Свой приидет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой, отмщение Свое и прощение во пламени огненно (66, 15). 87. Огнем бо Господним судитися будет вся земля, и мечем Его всяка плоть: мнози язвени будут от Господа (66, 16). 88. Дела и помышления каждого знает Господь, и соберет Он все народы, и приидут и узрят славу Креста Христова (66, 18). 89. Ученики Христовы в знамении благодати принесут имя Христово во все народы, и увидят все славу Сына Единородного (66, 19). 90. От всех народов как дар Господеви приведутся во святый град Иерусалим братия Христова (66, 20). 91. И от тех поиму Себе жрецы и левиты, рече Господь – установить в Новозаветной Церкви священство (66, 21). 92. Якоже бо небо ново и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, глаголет Господь, тако станет семя ваше и имя ваше – род христи анский (66, 22). 93. И во всякое время будут приходить на поклонение пред лице Господне во Иерусалим – Церковь первородных, как в год юбилейный – Пятидесятницу, когда великая радость бывает всем, ибо свобода рабам возвещается, и отпущение долгов, и наследование земли – новый Израиль духовный – христиане, как народ святой, помазан ный Духом Святым. 94. Пророк Исаия – пророк веры и надежды. С горячей ревностью защищал пророк славу Бога, обличал лицемерную набожность отпадающего от Господа израильского народа, убеждал обратиться от путей нечестия и идолопоклонства, призывал к покаянию. и предупреждал пророк, что бедствия посылаются народу для его исправления; пророчествовал о Деве Богородице, Спасителе мира и вольных Его страданиях, Церкви, обращении язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Что миропомазание есть новозаветное таинство, об этом нам говорит православная догматика, так же как и о том, что совершать таинство миропомазания может и епископ, и пресвитер, и что совершается оно над крещаемым тотчас после крещения Из этого правила видно, что некоторые не совершали над крещаемыми миропомазания тотчас после крещения, вследствие чего правило и возобновляет существующее уже в то время постановление, предписывая помазывать после крещения каждого святым миром или, как говорит правило, небесным помазанием ( οο), чтобы стать соучастником царства Божия и истинным, деятельным членом церкви. Примечания: 60. Преосв. Макария, Догматическое богословие, 208-211. Правило 49. Не подобает в четыредесятницу приносити святый хлеб, разве токмо в субботу, и в день воскресный. (Ап. 66, 69; трул. 52; лаод. 50, 51, 52). См. толкование 52 трулльского правила. Правило 50. В четверток последние седмицы четыредесятницы не подобает разрешати пост, и всю четыредесятницу бесчествовати: но должно во всю четыредесятницу поститися с сухоядением. (Ап. 66, 69; трул. 29, 89; Дионисия алекс. 1; Тимоф. алекс. 8, 10). См. толкования 66 и 69 Апостольских правил и остальных, параллельных им. Правило 51. Не подобает в четыредесятницу дни рождения мучеников праздновати, но совершати память святых мучеников в субботы и в дни воскресные. (Ап. 66, 69; трул. 52; лаод. 49, 50, 52). Примечания: Смотри толкование к правилу 52 Правило 52. Не подобает в четыредесятницу совершати браки, или праздновати дни рождения. (Ап. 66, 69; трул. 52; лаод. 49, 50, 51). Сообразно с тем значением, какое имеет в церкви четыредесятница (трул. 52), лаодикийские отцы воспрещают во время ее праздновать воспоминания святых мучеников (51 прав.), кроме субботы и воскресения (Ап. 66), венчаться или праздновать день рождения (52 прав.). Правило 53. Не подобает христианам, на браки ходящим. скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам. (Трул. 24; лаод. 54). Примечания: Смотри толкование к правилу 54 Правило 54. Не подобает освященным, или причетникам зрети позорищные представления на браках или на пиршествах: но прежде вхождения позорищных лиц воставати им и отходити.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

Божиими и богами по причастию к божественной природе ( Ин.7:39 ). 221, – ( Ин.14:16–17 ). 246–247, – ( Ин.14:18 ), – святые запечатлеваются от Бога ( Ин.6:27 ). б. 463, – через Него жизнь ( Ин.14:20 ). 266–267, – ( Ин.17:18–19 ). 93, – обрезание через Духа ( Ин.6:37 ), – Духом Святым совершается очищение как иудеев, у коих отсекается хотение жить по закону, так и язычников, из сердца коих изъемлется увлечение прелестью идолослужения ( Ин.18:2 ). 335. Духом Святым мы побеждаем диавола ( Ин.16:8–11 ), действуем ( Ин.16:16 ), – укрепляемся и мужественно сражаемся со злом ( Ин.16:23–24 ), – через общение с Ним возвышаемся над своею природою ( Ин.18:24–27 ), – в Нем полнота всех благ ( Ин.14:27 ). – без укрепления благодатию через Божественного Духа душа человека, несмотря на все свое мужество, бессильна в добре и не может выдержать тяжести подвига за него, особенно страха пред смертью ( Ин.18:24–27 ). 160, – без Него мы ничего не можем совершать доброго ( Ин.14:18 ). Сошествие Св. Духа на апостолов с неба и сила свыше окончательно освободили их от человеческого малодушия и сообщили им непреоборимую смелость ( Ин.16:31–32 ). Получение Святого Духа апостолами по воскресении Христа сообщило им вышечеловеческую силу ( Ин.18:24–27 ), – они были бы бессильны против греха и не совершили бы воли Божией, если бы не облечены были силою свыше – и совсем не могли бы разуметь таинства Христова и быть тайноводителями, если бы через просвещение от Духа не получили откровения превышающих ум и слово тайн ( Ин.20:22–23 ). 259, – только при причастия Святого Духа и просвещении Им они уразумели священные догматы Церкви и богодухновенное Писание ( Ин.17:18–19 ). 91. Дух есть источник совершенного ведения для святых ( Ин.14:25–26 ). Вселяясь в человеческую природу, Дух Святый сообщает ей собственное благо, – ведение будущего и знание сокровенных тайн... ибо всеведение принадлежит одному только Богу, посредством Духа Святого световодствующему человека к восприятию сокровенного ( Ин.1:31 ). Дух просвещает чистых сердцем и открывает им Себя ( Ин.14:21 ). Благодать Святого Духа ( Ин.6:5–7 ). 423, – ( Ин.6:27 ). 463. Кто преисполнен дарами Святого Духа, тот не только упитывает свой ум, но и в состоянии оказывается наполнять ими сердца других, наподобие речного потока ( Ин.7:38 ). Водою живою называется животворное дарование Духа, через которое одно только человек в состоянии снова восходить в изначальную красоту своей природы ( Ин.4:10–11,13–15 ),=( Ин.15:4 ) ср. ( Ин.6:35 ). б. Кто напояется благодатию

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

III. Логос в кругу Своих учеников. Четвертая и последняя пасхальная неделя. Иерусалим, Ин. 13:1 – 17:26 . Иисус моет ученикам ноги перед пасхальной трапезой, Ин. 13:1–20 . 2 . Иисус указывает на предателя, Ин. 13:21–27 . Уход Иуды, Ин. 13:27–30 . Новая заповедь любви, Ин. 13:31–35 . (Это самый подходящий момент для установления вечери Господней, о котором умалчивает Иоанн, но рассказывают все синоптики и Павел.) 4 . Пророчество об отречении Петра, Ин. 13:36–38 . Прощальные слова ученикам; обещание пришествия Утешителя и возвращения Христа, Ин. 14:1 – 16:33 . Священническая молитва , Ин. 17:1–26 . IV. Прославление Христа через распятие и воскресение, Ин. 18:1 – 20:31 . 1 . Переход через Кедрон и предательство, Ин. 18:1–11 . 2 . Иисус перед первосвященниками Анной и Каиафой, Ин. 18:12–14,19–24 . 3 . Отречение Петра, Ин. 18:15–18,25–27 . 4 . Иисус перед римским прокуратором Понтием Пилатом, Ин. 18:28 – 19:16 . Отчасти оригинальный материал ( Ин. 19:4–16 ). 5 . Распятие, Ин. 19:17–37 . 6 . Погребение Иисуса, Ин. 19:38–42 . 7 . Воскресение. Мария Магдалина, Петр и Иоанн приходят к пустой могиле, Ин. 20:1–10 . 8 . Христос является Марии Магдалине, Ин. 20:11–18 . Христос является апостолам, за исключением Фомы, вечером в день воскресения, Ин. 20:19–23 . Христос является апостолам, в том числе Фоме, в следующий день Господень, Ин. 20:26–29 . Цель евангелия, Ин. 20:30–31 . Приложение и эпилог, Ин. 21:1–25 . 1 . Христос является семерым ученикам на берегу Галилейского моря. Третье явление ученикам, Ин. 21:1–14 . 2 . Диалог с Симоном Петром: «Любишь ли ты Меня?». «Паси овец Моих». «Иди за Мною». Ин. 21:15–19 . 3 . Загадочные слова о любимом ученике, Ин. 21:21–23 . 4 . Свидетельство учеников Иоанна об авторстве евангелия, Ин. 21:24–25 . Особенности четвертого евангелия Евангелие от Иоанна – это самое оригинальное, самое важное, самое влиятельное произведение в литературе. Великий Ориген называл его венцом евангелий, подобно тому как евангелия являются венцом всех Писаний. 1049 Прежде всего, это духовное и идеальное, но в то же время и самое реальное евангелие, самое точное отражение оригинала. Оно снимает завесу со Святого–святых и являет нам славу Единородного от Отца, полного благодати и истины. В нем гармонично сочетаются величайшее знание и чистейшая любовь Христа. Мы как будто слышим биение Его сердца; мы вкладываем руки в Его раны и вместе с сомневающимся Фомой восклицаем: «Господь мой и Бог мой!». Ни одна другая книга не отличается такой ясностью и такой глубиной, такой естественностью и такой таинственностью. В Евангелии от Иоанна есть детская простота и мудрость серафима, кротость ягненка и смелость орла, глубина моря и высота небес.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

...Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение... (прп. Макарий Египетский , 66, 272–273). Лишаются же благодати и гибнут по двум причинам: или потому, что не переносят терпеливо постигших скорбей, или потому, что, усладившись греховными удовольствиями, предаются им (прп. Макарий Египетский , 66, 274). Нередко благодать действует в человеке непрестанно, подобно тому, как и глаз в теле. Но вместе пребывает в человеке и грех, и в обольщение вводит ум (прп. Макарий Египетский , 66, 352–353). Источник. ...Присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека... (прп. Макарий Египетский , 66, 355). Источник. Иные в такой мере упокоеваются благодатью Божиею, в какой могут владеть собою и не уступать над собою победы живущему в них греху (прп. Макарий Египетский , 66, 412). Источник. ...Нисходящая благодать через очищение внутреннего человека и ума совершенно отъемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отревает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с тою целью, чтобы душа сделалась чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и невозбранно взирала на славу истинного света (прп. Макарий Египетский , 66, 412). ...Вкушение Божией сладости выше всякой сытости (прп. Макарий Египетский , 66, 419). Источник. В ком благодать пребывает, в том делается как бы чем-то естественным и неотъемлемым; будучи единою, она различными образами, как ей угодно, домостроительствует в человеке к его же пользе (прп. Макарий Египетский , 66, 424). Источник. ...Ожидающему от Бога приять семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца своего, чтобы падшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды (прп. Макарий Египетский , 66, 445). Источник. ...Благодать требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила благодать и показывала в себе достойные плоды (прп. Макарий Египетский , 66, 456). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Среди послеапостольских авторов не было обращенных евреев, если не считать Егезиппа; никто из них не мог читать по–еврейски и писать на гебраизированном греческом языке. После разрушения Иерусалима церковь окончательно отделилась от синагоги и между ними возникла непримиримая вражда. 2 . Автор был палестинским евреем. Мимоходом и без всяких усилий он проявляет несомненные признаки досконального знания Святой Земли и ее обитателей в период до разрушения Иерусалима. Он прекрасно знаком с топографией Святого города и его окрестностей. Он говорит, что купальня Вифезда находилась у Овечьих ворот и имела пять крытых ходов ( Ин. 5:2 ) и что название купальни Силоам в переводе означает «Посланный» ( Ин. 9:7 ); пишет, что притвор Соломонов находился «в храме» ( Ин. 10:23 ) и что за потоком Кедрон «был сад» ( Ин. 18:1 ); ему известно, где находится претория ( Ин. 18:28 ), а также места под названием «Гаввафа» ( Ин. 19:13 ) и «Голгофа» ( Ин. 19:17 ); он знает, что Вифания находилась «стадиях в пятнадцати» от Иерусалима ( Ин. 11:18 ) и не путает ее с Вифанией при Иордане ( Ин. 1:28 Синодальном переводе «Вифавара при Он называет дату начала реконструкции храма при Ироде ( Ин. 2:20 ). Он также хорошо знаком с другими областями Палестины и не допускает таких ошибок, какие часто делают иностранцы. Он называет Кану «Галилейской» ( Ин. 2:1; 4:46; 21:2 ), чтобы отличить ее от другой Каны; Енон, по его словам, находится «близ Салима», где «много воды» ( Ин. 3:23 ), а самарийский город Сихарь – близ «колодезя Иаковлева» и в виду горы Гаризим ( Ин. 4:5–6,20 ). Ему известны размеры Галилейского моря ( Ин. 6:19 ); он описывает Вифсаиду как «город Андрея и Петра» ( Ин. 1:44 ) и отличает ее от Вифсаиды–Юлии, что на восточном берегу Иордана; он описывает Назарет как город, ничтожество которого вошло в поговорку ( Ин. 1:46 ). Иоанн хорошо разбирается в запутанных политико–духовных мессианских идеях и чаяниях иудеев ( Ин. 1:19–28,45–49; 4:25; 6:14–15; 7:26; 12:34 и др.); во враждебных взаимоотношениях евреев и самарян ( Ин. 4:9,20,22; 8:48 ); в иудейских обычаях и обрядах, таких как крещение ( Ин. 1:25; 3:22–23; 4:2 ), очищение ( Ин. 2:6; 3:25 и др.), ритуальное осквернение ( Ин. 18:28 ), праздники ( Ин. 2:13,23; 5:1; 7:37 и др.), обрезание и суббота ( Ин. 7:22–23 ). Он также знаком со свадебными и погребальными обрядами ( Ин. 2:1–10; 11:17–44 ) и характером фарисеев, знает о влиянии последних на синедрион и о взаимоотношениях Анны и Каиафы. Упрек Бретшнейдера в том, что автор ограничивает срок действия полномочий первосвященника одним годом, объясняется неверным истолкованием фразы «на тот год» ( Ин. 11:49,51; 18:13 ), которую следует понимать как указание на тот памятный год, когда Христос умер за грехи народа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010