как повиновение Слову Божию означает для Иоанна постоянное следование проповеданной Христом истине: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» ( Ин. 8:31 ). «Пребудете в слове Моем» и здесь означает не что иное, как пребывание в Самом Иисусе ( Ин. 6:36 ; Ин. 15:4–7 ). кроме того, послушание в В. означает отказ от греха. Когда люди принимают почести друг от друга вместо того, чтобы искать славы от Бога, это мешает им веровать ( Ин. 5:44 ). Божьему суду подвергается и тот, кто отпадает от Иисуса – «истинной виноградной лозы», и живет, насыщаясь из другого источника ( Ин. 15:1 ). Верующему человеку заповедано служение ( Ин. 13:1 ), движущая сила этого служения – любовь; г) Иоанн представляет жизнь и поступки Христа как деяния Божьи – согл. Иоанну, Иисус часто повторял, что Он может делать и делает лишь то, что Ему повелевает Отец ( Ин. 5:19.20.30 ; Ин. 6:38 ; Ин. 8:26.38.40 ). Иисус говорит, что В. даруется человеку по Божьей воле ( Ин. 6:37.44.65 ); Он не снимает с человека ответственности за его выбор между В. и неверием – лишь сам человек должен ответить на Божий призыв. В то же время Иисус подчеркивает, что В. – это не плод самостоят. решения, принимаемого человеком по собств. инициативе, а всегда – ответ на Божий призыв, на Божье приглашение. Человек также не может верить лишь отчасти, в той мере, в какой ему хочется. Ответом на Божий призыв может быть только абсолютная В. в Бога. В этом отношении В. не что иное, как Божье творение; 3) ВЕРА В ДЕЯНИЯХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. Если Иисус называл Себя преимущ. «Сыном Человеческим» и требовал от иудеев, чтобы они признали Его обетованным Мессией, то Церковь называла Его – гл. обр. под влиянием христиан, обращенных из язычников, – «Господом», подчеркивая тем самым Его абсолютное право владеть миром и властвовать над ним. Согл. книге Деяний св. апостолов, основанием для этого владычества является воскресение Иисуса. Воскресив Сына, Бог «возвысил Его в Начальника и Спасителя» ( Деян. 5:31 ), «соделал Его Господом и Христом» ( Деян. 2:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 436. Д. 311; Архив МП. Послужной список; Архив УФСБ РФ по Москве и Моск. обл. Д. 11013; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-33186; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-51948. Соч.: О именуемом «Феодоритовом слове»//Братское слово. 1894. 14. С. 264-292; К вопросу о разработке священно-ист. мат-ла для жизнеописания св. ап. Павла//БВ. 1899. Т. 3. 12. С. 547-557; Проконсул Сергий Павел и волхв Вариисус (Деян. XIII. 6-12)//ВиР. 1898. Т. 1. Ч. 2. С. 499-519, 649-668; Речь при погребении заслуженного проф. Московского ун-та, заслуженного профессора и почетного члена МДА В. О. Ключевского, сказанная 15 мая 1911 г. пред песнопением «со святыми упокой»//БВ. 1911. Т. 2. С. 16-19; Человечество Христа Спасителя и Его значение в нашей духовной жизни. Серг. П., 1913; К биографии В. О. Ключевского: (Ключевский до ун-та)//Голос минувшего. 1913. 5. С. 158-173; О «русском» агрономе с церковной кафедры: [Произнесено в храме Московского сельскохозяйственного ин-та 16 сент. 1913 г.]. Серг. П., 1913; [Делицын П. С.]//У Троицы в академии. М., 1914. С. 74-75. Примеч.; Прошлое и будущее: [Речь пред молебном в день 50-летия Высшего сельскохозяйственного ин-та в Петровско-Разумовском (21 нояб. 1915 г.), произнесенная в храме ин-та, в присутствии профессоров и студентов]. Серг. П., 1916. Лит.: Моск. ЦВед. 1905. 29. С. 309; Бутовский полигон. Вып. 1. С. 40; Акты свт. Тихона. С. 319; Мартиролог «Бутово». С. 23; Голубцов С. А., протодиак. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 170, 241; он же. Московское духовенство в преддверии и начале гонений, 1917-1922 гг. М., 1999. С. 7, 37, 39, 41, 46-47, 120, 122-123, 127, 133, 139, 143-145, 155-156; он же. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 33-38; он же. Стратилаты академические. М., 1999. С. 222; ЖНИР: Моск. Янв.-май. С. 52-58; Февр. С. 65-71; Священный Собор Правосл. Рос. Церкви 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 1-я сессия. С. 109, 118, 120, 156, 169, 180, 209, 246; 2-я сессия. С. 42, 44, 57, 166, 203, 485, 506; 3-я сессия. С. 103-105, 120, 151, 158, 167, 310, 363, 397; Русская Голгофа: Бутово: Месяцеслов-синодик. М., 2005. С. 12, 54, 75, 160; ЖНИР: Моск. Янв.-май. С. 52-58; Февр. С. 65-71.

http://pravenc.ru/text/469045.html

62 Ср. Пс. 17:30: “С Богом моим восхожу на стену”. В славянском переводе (“Богом моим прейду стену”), так же как и в Септуагинте, речь идет о прохождении “через” стену, о преодолении стены как некоей преграды. 63 Выражение “море жизни” (слав. “житейское море”) встречается у Оригена, Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. авторов. Однако преп. Симеон здесь скорее всего имеет в виду литургический текст: “Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею...” (ирмос канона 6 гласа). 64 Ср. Быт. 2:8—9; Апок. 2:7. Отсюда начинается длинный ряд аллюзий на библейские тексты, в которых преп. Симеон находит отражение своего внутреннего опыта. 65 Ср. Исх. 16 (рассказ о манне небесной). 66 Ср. Числ. 20:8—11 (рассказ о Моисее, который извел воду из скалы). 67 Ср. Исх. 3:2—4 (рассказ о Моисее, которому Бог явился в пламени горящего куста; слав. “неопалимая купина”). 68 Ср. Исх. 3:5. 69 Ср. Исх. 14:21—28 (повествование о Моисее, который провел народ по дну Чермного моря). 70 Ср. Исх. 15:23—25 (рассказ о том, как Моисей превратил горькие воды Мерры в сладкие, бросив туда бревно). 71 Ср. Втор. 32:13. 72 Ср. Исх. 16. 73 Ср. Числ. 17:2—8. 74 Ср. Лк. 1(слова ангела Богородице). 75 Ср. Ин. 9(слова Иисуса слепому). 76 Ср. Ин. 11:38—44 (рассказ о воскрешении Лазаря). 77 Ср. Мф. 27:66. Упоминание о “печатях” (слав. “знамения”) встречается в пасхальных богослужебных текстах. Ср. Пасхальный канон: “Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба” (песнь 6, тропарь). 78 Гимн написан политическим пятнадцатисложником. 79 Здесь и далее на протяжении всего гимна преп. Симеон использует однокоренные слова monachos (монах), monos (один, одинокий), monazon (одинокий, уединенный), monazo (уединяться), memonomenos (отъединенный, отделенный). Передать эту игру слов в переводе не всегда удается. 80 Быт. 2:24. Ср. Мф. 19:5. 81 Ср. 1 Кор. 2:16. 82 Ср. Мф. 5:16. 83 Ср. Ин. 1:9. 84 Ср. Ин. 3:3. 85 Согласно трактату “О небесной иерархии”, приписываемому Дионисию Ареопагиту, все небесные бесплотные силы подразделяются на девять чинов: престолы, серафимы, херувимы, власти, силы, господства, начала, архангелы и ангелы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Итак, совершитель всего процесса спасения христианина – Отец небесный, любящий Свое чадо. Он привел его к возрождению в купели Крещения, даровав ему физическое бытие в условиях христианской семьи или призвав его к вере уже в сознательном возрасте. Действием Духа Святого Господь призывает и направляет христианина в течение всей его жизни, воздействуя на него прежде всего чрез Церковь и ее Таинства, но также и внецерковными средствами – через совесть, воспитание, влияние жизненных встреч, событий и обстоятельств жизни. Когда христианин под воздействием греховной наследственности, человеческих злых влияний и, наконец, диавола от пути спасения уклоняется, сворачивает в сторону, спотыкается и даже падает, Господь, как добрый самарянин, оказывает ему действенную помощь, поддерживая, укрепляя, указывая путь, возвращая обратно при заблуждениях и уклонениях, наказывая и награждая, укоряя и утешая, исцеляя уже полученные раны и предохраняя от новых. Осуществляется Промысл Божий о спасении христианина. Таким образом, не только объективная основа спасения – воплощение, жизнь, смерть и воскресение Сына Божия, но и субъективная реализация этого спасения совершается Богом. Поистине «Бог производит… и хотение, и действие по Своему благоволению» ( Флп.2:13 ) или, как пишет блаженный Августин : «Sine illo vel operante ut velimus, vel cooperante cum volumes, ad bona pietatis opera nihil valemus». 180 Ни в Слове Божием, ни в Церковном Предании нет основания для взгляда, что человек сам может обратиться к Богу, стать христианином, вступить на путь спасения и нуждается в помощи Божией только для успешного следования по этому пути. Ведь Сам Христос сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Ин.6:44 ), и в другом месте опять: «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего»( Ин.6:65 ). Точно также нет оснований считать, что если человек действием Божиим обратился и стал христианином, встал на путь спасения, то дальнейшее зависит только от его собственной воли и собственных усилий. Успешное шествование по пути спасения, иначе – жизнь в Боге, возможна только в условиях столь же органичной связи с Богом через Христа, сколь органична связь ветви на лозе: лоза питает ветвь, дает ей жизненные соки, и ветвь может жить и плодоносить, только сохраняя свое пребывание на лозе ( Ин.15:1–8 ). Отпадение от Христа сопровождается бесплодием и засыханием ( Ин.15:6 ): «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Впрочем, говоря о необходимости веры в деле Богопознания, мы должны заметить, что убедиться в божественности учения Христова и получить познание о Боге, каждый, кроме веры, может и разумом своим. О божественном происхождении учения Христова, как мы уже беседовали с вами, говорит напр., высота и чистота этого учения, указывавшая на то, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим, а могло произойти только от чистейшего ума Божия. О Боге говорит человеку не одно свящ. Писание, но и внешний мир своим порядком, красотою и величием, и душа человека с ее голосом совести. Говоря о необходимости веры, мы этим самым хотим сказать, что в принятии и усвоении учения Христова никто не должен полагаться только на свой ограниченный, поврежденный грехом разум. Однажды Иисус Христос беседовал с иудеями о таинстве причащения. Иудеи не верили Его словам. – они хотели понять своим плотским умом возможность того, чему Он учит, почему и говорили: «какие странные слова! Кто может это слушать?» ( Ин.6:60 ). Иисус Христос ответил им: «дух животворит; плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ). Это значит, что плотский ум, направленный на познание предметов видимого мира, вовсе недостаточен для понимания учения Христова, потому что оно не земного происхождения. Апостол Павел также учит: душевен человек не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть и не может разумети, зане духовне востязуется (потому что о сем надобно судить духовно 1Кор.2:14 ). Следовательно, человек, расстроивший свою природу, поврежденный грехом, не может понимать того, что касается Духа Божия, низшею, душевною стороною своего существа (одним своим разумом), а только высшею, духовною, просветленною Духом же Святым. О развитии этой высшей стороны просветления себя Духом Святым, каждый и должен заботиться. При таком понимании учения Христова Сам Бог помогает человеку, посему и понимание это является даром Божиим. Иисус Христос говорил неверовавшим в Него иудеям: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его ( Ин.6:44 ). А когда они стали соблазняться Его учением о таинстве причащения, Он говорил: суть от вас нецыи, иже не веруют: но сего ради рех вам, яко никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца моего ( Ин.64–65 ). Св. Апостол Павел писал Ефесянам: благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар ( Еф.2:8 ) и Филиппийцам: вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати ( Еф.1:29 ). Следовательно, по свидетельству Слова Божия, для того, чтобы уверовать в Бога и принять Его откровенное слово, необходимо внутреннее, непосредственное привлечение, нужна благодатная помощь; посему и вера является даром, ниспосылаемым человеку от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

41). Господь Сам возвещает приближение предателя (ст. 42). Сцена предательства рассказана подробно (ст. 43–49). Ужас усугубляется тем, что Иуда – один из Двенадцати (это подчеркнуто), усугубляется фактом его поцелуя – вопиющим противоречием формы и содержания, усугубляется словами предателя, обращенными к страже: «Возьмите Его, и, – дополняет Марк, – ведите осторожно» (ст. 44). Иисус открыто высказывает, что была полная возможность взять Его в храме, когда Он учил народ. Его хватают как разбойника: мера уничижения, объясняющаяся только тем, что таким образом исполняются Писания (ст. 48–49). За унизительным арестом – суд у первосвященника (ст. 53–65). Смертный приговор предрешен заранее (ст. 55). Необходимо его обосновать. По закону Моисееву требовалось совпадающее показание двух свидетелей (ср. Втор. Мк.19:15 и Ин. Мк.8:16–18 ). Свидетели нашлись. Мк. называет их лжесвидетелями (ст. 56–57). Они приводят слова Иисуса: «Я разрушу храм сей рукотворенный и чрез три дня воздвигну другой, нерукотворенный» (ст. 58). Русский перевод ст. 59 вводит в заблуждение. Русскому слову «достаточно» соответствует в греческом подлиннике слово ση. σος значит «равный». Евангелист хотел сказать, что два свидетельства оказались не вполне совпадающими, иными словами, что требование закона Моисеева не могло быть удовлетворено. Тогда первосвященник ставит вопрос прямо: «Ты ли Христос, Сын Благословенного» (ст. 60–61)? На этот вопрос Иисус отвечает утвердительно и предсказывает Свое грядущее явление во славе (ст. 62). Самосвидетельство Иисуса первосвященник признаёт достаточным для вынесения смертного приговора (ст. 63–64). Суд заканчивается поношением (ст. 65). Приговор синедриона предрешает поражение Пастыря, о котором Иисус говорил ученикам. Первый удар есть осуждение Его как Мессии. Но Иисус говорил им о предстоящем Своем Воскресении. В ответ на вопрос первосвященника Он возвещает Свое славное пришествие на облаках. Это – слава эсхатологическая, предвосхищаемая, как мы видели, когда говорили о Преображении, славой Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

«Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын открыть восхощет» ( Мф. 11:27 ). «Никто не может прийти ко Мне, если его не привлечет Отец 65 , пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:44 ). «Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего... Видевший Меня видел Отца... Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.» ( Ин. 14:6–7, 9–10 ). «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, а если сего не довольно, верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше тех сотворит 66 , потому что Я к Отцу Моему иду 67 , и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы Его знаете, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.» ( Ин. 14:11, 12, 16, 17 ). «Ежели Я и Сам о Себе свидетельствую, то и тогда свидетельство Мое истинно, ибо Я знаю, откуда пришел и куда иду» ( Ин. 8:14 ). «Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.» ( Ин. 5:32 ). «Я Сам свидетельствую о Себе; и пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне.» ( Ин. 8:18, 5:37 ). «Отец Мой доныне делает, и Я делаю... Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего, ибо что творит Он, то и Сын творит также; ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам, и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь; ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет; ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть и суд производить, потому что Он есть Сын Человеческий 68 , дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» ( Ин. 5:17, 19–21, 26, 27, 23 ). «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, то Он засвидетельствует обо Мне " 69 ( Ин. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

б) охраняет и защищает ее: «Я, Господь, хранитель возлюбленного виноградника, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него» ( Ис. 27:3 ). в) спасает: Господь Бог Твой среди тебя, Сион: «Он силен спасти тебя» ( Соф. 3:17 ). – «Я спасу овец Моих» ( Иез. 34:22 ). г) радуется о церкви: " как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» ( Ис. 62:5 ). – «Вот я творю Иерусалим веселием и народ его радостию. И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем» ( Ис.65, 18–19 ) . «Господь... возвеселится о тебе, Сион, радостью, будет торжествовать о тебе с ликованием» ( Соф. 3:17 ). д) дает священнослужителей церкви: «дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием» ( Иер. 3:15 ). – Иисус говорит Петру: «паси агнцев Моих... паси овец Моих» ( Ин. 21:15, 16 ). – «Господь поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры» ( Еф. 4:11–13 ). – «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» ( Деян. 20:28 ). Поэтому священнослужители обязаны пасти церковь : «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах» ( 2Кор. 11:28 ). – «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь... пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ними не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет. 5:1–3 ). Церковь есть предмет благодати Божией: «великая благодать была на всех уверовавших» ( Деян. 4:33 ). – «Молясь за вас... за преизбыточествующую в вас благодать Божию» ( 2Кор. 9:14 ). Бог постоянно прилагает верующих к церкви: «Верующих... более и более присоединялось ко Господу, множество мужчин и женщин» ( Деян. 5:14 ). При всегдашнем существовании церкви, врата или силы ада не одолеют ее. «Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится... оно сокрушит и разрушит все царства, а само стоять будет вечно» ( Дан. 2:44 ). – «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

и ты утвердишься правдою» (54:13–14), или постоянно предполагается. Нет нужды приводить для доказательства других мест книги: чтение почти каждой главы может убедить в справедливости сказанного. – Говоря о плене и будущем спасении, пророк везде предполагает, как и в 1-й части книги Исаии, спасение «остатка», а не всего Израиля (46:3), – спасение «обратившихся сынов Израиля» – 59:20 («придет Искупитель для Сиона и для сынов Иакова, обратившихся от нечестия», – совершенно так же, как и в 1:27; 10:20–23; ср. 49:6:   , «чтобы обратить (возвратить) сохраненных (спасенных)», или «остатки» Израиля): равным образом говорит, что из народов будут спасены «уцелевшие», или что тоже «остаток» 332 (45:20; 66:19). – Встречается в 40–66 главах и другое сродное с понятием «остатка», также характеристическое для пр. Исаии (напр. 4:2; 5:7; 6:13, 11, 1; 27:6; 32:15; 37:31–32 и др.) понятие «отрасли Господа» или «святого семени», напр. в 60 гл., 21: «народ твой весь будет праведный, отрасль насаждения Моего» (60:21, ср. паралл. 61:3 ; ср. 61:9 , как и в 48:19; 65:23; 44:3), или: «так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: не повреди ее, ибо в ней благословение: то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить; и произведу от Иакова семя и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там» (65:8–9). Это основное понятие Исаии о спасении «святого семени» предполагается также в 53:10, 11, где говорится о Рабе Господнем: «Он узрит – семя», «оправдает многих», и в других местах, где об Израиле говорится, как о благочестивом потомстве () Авраама, друга Божия (41:8), или как о потомстве, на котором «Дух Господень, и слова Господа вложены в уста его», которое есть именно «обратившиеся сыны Иакова» – 59:20, 21, или вообще, как о «семени Моем» (Господнем), «благословенном Господом» (61:9) – в противоположность «семени прелюбодеев» и «семени лжи» (57:3...). Правда, в названии: «семя Мое», которое в отделе 40–66 гл. часто прилагается к спасаемому (от плена или вообще спасаемому) Израилю, обыкновенно не выступает прямо понятие «остатка», какое мы видим в 6:9–13, – 13: «святое семя будет корнем ее»: здесь «остаток» есть в то же время «святое семя», или только «обратившиеся к Господу» сыны Израиля, ср. 1:27, 9; 10:20–23, а не весь народ. Но если название: «семя Мое» в отделе 40–66 гл. нередко употребляется, по-видимому, о всем Израиле, то следует помнить, что спасение от плена у пророка мыслится, как нераздельно связанное с понятием вообще спасения, или что тоже «обращения к Господу»: отсюда и избавленный из плена народ мыслится, как «обратившийся к Господу», как «святое семя»: при более точной речи пророк всегда разъясняет, что спасение принадлежит только «остатку», как действительно «обратившимся к Господу» (ср. особ. 65:8... 12... и вообще 65 и 66 глав.). –

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

60. Я Сын Человеческий, Я Господь, Творец, неба и земли, и нет Спасителя, кроме Меня (43, 11). 61. И возвещает Христос Бог: Вот, Я творю новое, и воссияет свет спасения, и сотворю в пустыне путь и в безводной земле реки, и прославит Меня избранный народ Мой (43, 1920). 62. Этот народ, – говорит Христос Спаситель, – Я воссоздал для Себя, и он будет возвещать славу Мою, яко Единородного от Отца, и Я, Я Сам изглаживаю преступление его ради Себя Самого на Голгофе и грехов их не помяну (43, 21–25). 63. Так говорит Господь Иисус Христос: Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее, излию дух Мой народ христианский и благословение Мое на потомство их (44, 3). 64. И будут яко трава посреди воды и яко верба при воде текущей (44, 4). 65. Так говорит Господь Бог, Царь Израилев, и Искупитель Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и Кроме Меня нет Бога (44, 6). 66. Говорит Господь: новый Израиль – народ христианский – не забывай Меня, Я отъял яко облак беззакония и грехи твои, обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя смертью Своей и воскресением (44, 22). 67. Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли, шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем, ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле (44, 23). 68. Сице глаголет Господь, искупивший тебя и создавый тя от чрева: Я Господь, Который сотворил все, распростер небо Един и утвердил землю (44, 24). 69. Говорит Господь Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы. И так было, после Навуходоносора стал царем Набонид, и его сын Валтасар правил в столице. В 538 г. Кир захватил Вавилон и основал Мидо-Персидскую монархию (45, 1). 70. Пророк возвещает, что Бог мир приуготавливает к пришествию Спасителя, дабы познали Бога истинного и правду (45, 4). 71. Могила Кира находится в Иране у Персополиса и всем напоминает о судьбах Божиих. Как сказал Господь, так и было: Сядь на прах, дочь Вавилона, нет престола у тебя, уйди в темноту, дочь Халдеев, не будешь ты госпожою царств, ибо ты не оказала милосердия, и никто не спасет тебя (47, 1–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010