Ср.: 125. 169 Ср.: 79. 170 Ср.: Притч 11:24. 171 По Чедвику, «297а is orthodox Stoicism». 172 =11. 173 Ср.: 245. 174 Ср.: 263. 175 Ср.: 104; bebaio < можно переводить и как «укрепляет, упрочивает». 176 Ср.: 166. 177 Знакомит — sunist_. Возможен перевод: «сближает, представляет». 178 Ср.: 395.  Гордится — m_gista frone. 179 Ср.: Плотин. I.4.14. 180 Ср.: 271. 181 Ср.: 244. 182 Ср.: Флп 1:20–24 и толкование этого фрагмента у Климента Александрийского (Стром. III.65. 3.  Чедвик связывает проблему отношения к смерти с вопросом об отношении христиан к гонениям и мученичеству, отмечая, что во II веке было много споров относительно смысла повеления Господа (Мф 10: 23.  Климент понимает его как призыв не к бегству, а к уклонению от провоцирования возможных гонителей. И Климент и Ориген предлагают идти царским путем между трусостью и «безумством храбрых» (Клим. Алекс. Стром. IV.13; IV.76; Ориген. Против Цельса. I.65; VIII. 44. Ср.:  святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Ин. LXXXV.2. 183 Ср.: Сенека. Письма. 24.22. 184 Ср.: Сенека. Письма. 70.14. 185 Cp.: Epicm. Enchir. II.16.18. 186 Оружие. — s:dhroj. 187 Ср.: Сенека. Письма. 81. 188 sunmБrei можно перевести и как «сохраняй» и как «сберегай». Изречение, трудное для понимания; возможно, «соблюдай» следует понимать как «не наказывай» и тогда по смыслу этот афоризм сближается с притчей о пшенице и плевелах (Мф 13:24–30,37– 43.  Перевод Руфина: fratrem volentem a fide discedere persuade ne faciat, et si insanabilis est magis conserva. — брата, желающего отпасть от веры, убеждай не делать , а неисправимого более береги. И здесь остается та же трудность в понимании глагола conservare, как бы его ни переводить. 189 Ср.: 199.  =98. 190 Ср.: Мф 20:27–28; Мк 10:44–45. 191 Ср.: 320. 192 Ср.: 409. 193 Ср.: Сир 4:10. 194 Ср.: Мф 6:1–4. 195 Ср.: 449; 1Kop 6:19–20. 196 348.  Cp. 39–40. 197 Цитируется Оригеном (Hom. in Ezech. I.11. 198 peisqe_j ргТтегоп qeofil_j e_nai prXj oЮj peisqHj l_ge per_ Qeoa. 199 Р l_gwn yeudБ per_ Qeoa kamayeЪdemai Qeoa. 200

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Россияне не хотят вмешательства религиозных организаций в дела государства 09.02.2012 Среди россиян нет единого мнения о необходимости преподавания в школах основ религии, хотя большинство граждан заверяют, что в их личной жизни религия играет важную роль, показал всероссийский опрос. 44% опрошенных россиян высказались за преподавание детям в школах основ религии, 43% - против этого, сообщили " Интерфаксу " в четверг социологи " Левада-Центра " по результатам январского опроса. Еще 13% затруднились высказать мнение по данному вопросу. Тем не менее в целом 73% граждан в ходе общения с социологами признались, что религия в их жизни играет ту или иную роль, при этом 31% заявили, что эта роль " очень или довольно важная " . Между тем более половины россиян (56%) не хотели бы, чтобы представители власти в принятии тех или иных решений руководствовались религиозными убеждениями, согласны на это 28% респондентов. Две трети опрошенных россиян (65%) ответили отрицательно на вопрос социологов, должна ли Церковь оказывать влияние на принятие государственных решений в стране, с ними не согласны 26%, сообщили социологи. Большинство россиян (74%) высказались также против введения в стране налога на нужды религиозных общин, готов к таким выплатам каждый десятый из 1600 опрошенных в 130 населенных пунктах 45 регионов. Премьер РФ Владимир Путин в ходе встречи в минувшую среду с представителями традиционных религиозных религий России сообщил, что намерен дать поручение Минобрнауки о подготовке кадров для преподавания в школах курса " Основы религиозных культур и светской этики " . При этом он напомнил, что в 2009-2011 годах после бурных дискуссий прошла апробация курса " Основы религиозных культур и светской этики " , в работе которого приняло участие полмиллиона детей, 20 тыс. преподавателей и 30 тыс. школ. " Я не слышал ни одного серьезного негативного отзыва. В целом обществом воспринята эта практика положительно " , - отметил В.Путин. При этом он подчеркнул, что Россия была, есть и, как надеется премьер, останется светским государством. Премьер также заявил на встрече, что государство не намерено оказывать влияние на дела религиозных организаций, а взаимоотношения Церкви и государства должны строиться в режиме партнерства. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 09.02.2012 16:37:45

http://drevo-info.ru/news/12342.html

В 53-й гл. говорится о том, что Раб Господень возьмет на Себя «наши немощи» и будет «изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис 53. 4-5); за это Он будет впосл. возвышен Богом: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53. 10-12). С самого начала христ. эры эти слова воспринимались как пророчество о Христе. Множество цитат и аллюзий присутствуют в НЗ (Мф 8. 17; Лк 22. 37; Ин 12. 38; Деян 8. 32; Рим 15. 21; 1 Петр 2. 22, 24; Мк 9. 12; Деян 2. 33; Рим 5. 19; Флп 2. 7, 9 и др.). Основные сложности возникают у интерпретаторов при определении того, кто именно подразумевается под Рабом Божиим в самом ветхозаветном тексте, до возникновения христианства. Само выражение   («раб Мой») встречается в Книге пророка Исаии много раз в отношении разных лиц. Так названы народ Израиля (Ис 41. 8-9; 44. 1-2; 44. 21; 45. 4; 49. 3) и верные служители Господа (во мн. числе:   YHWH - Ис 54. 17; 65. 13-15). В др. местах из контекста следует, что подразумевается индивидуальная фигура, возможно, так назван некий пророк или один из персидских царей - Кир, Дарий или Артаксеркс. Против мессианской интерпретации говорит то, что в этом пассаже отсутствуют политические мотивы, характерные для мессианской тематики в ВЗ: Раб Господень нигде не называется царем из рода Давида. В Книге прор. Михея также содержатся обетования о восстановлении Израиля. Время жизни пророка относится, вероятно, ко 2-й пол. VIII в. до Р. Х., однако в книге есть немало речений, явно происходящих из более поздней эпохи - периода плена или раннего послепленного времени.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Ис.16:1 : «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение» (Ср. Лк.4:18 ). Ис.62:11 : «Грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» (Ср. Лк.6:36 ; Мф.11:11–12 ). Ис.49:6 : «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых…но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ср. Ин.8:12, 12:36, 46 и 10:16). В главе 40, стихах 3, 4 Исайя предсказывает о явлении Иоанна Крестителя, Предтечи Господа (Ср. Лк.3:2–6 ; Ин.1:19–23 ). В той же главе, стихи 10 и 11, мы читаем: «Вот Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властию. Вот награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое» (Ср. Ин.10:11–16, 27–28 ; Лк.6:35 ). В главе 50 стихе 6 книги Исайи мы читаем о поругании над Спасителем нашим: «Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ср. Лк.22:63–65 и Мф.26:67 ). Особенно замечательна 53 глава книги пророка Исайи, изображающая страдания Христа за грехи наши: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... Ранами его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно… На подвиг души Своей Он будет смотреть с удовольствием; чрез познание Его Он оправдает многих и грехи их на себе понесёт» (Ср. Мф.26, 27 ; Лк.22:23 ). Царственный Псалмопевец Давид, живший за тысячу лет до Христа, в своем 21 псалме пророчески изображает мысли и чувствования Спасителя нашего на кресте. В псалме 23 он пророчествует о вознесении Его на небо, в псалме 2 о Христе, как помазаннике Божием и царстве Его, а в псалме 97 – как о Спасителе и Судии народов (Ср. Ин.5:22–23 ). Смотри также пророческие о Христе Псалмы 2, 68, 117. У пророка Аггея ( Аг.2:7 ) мы читаем: «и приидет Желанный всеми народами»; у пророка Михея ( Мих.5:2 ) – о рождении Спасителя в г. Вифлееме (ср. Мф.2:1–6 ); у пророка Захарии ( Зах.9:9 ) читаем мы о входе Господа в Иерусалим, на вольные страдания за грехи людей, сидя на ослице (ср. Мф.21:5 ) и о распятии Христа ( Зах.12:10 . Ср. Откр.1:7 ); у пророка Амоса ( Ам.8:9 ) о закате солнца в полдень, когда, Христос висел на кресте (ср. Лк.23:44–45 ) у пророка Иоиля ( Иоил.2:28 ) – о сошествии Св. Духа на Апостолов ( Деян.2:16–21 ). Последний пророк Малахия изображает явление Христа на подобие солнца, оживляющего омертвелую природу: «Для вас, благоговеющих пред именем Моим, – говорит Господь, – взойдет Солнце правды, и исцеление в лучах Его» ( Мал.4:2 ср. Ин.8:12, 9:5, 12:36 ) и предсказывает также об Иоанне Предтече, как новом Илии, по духу ( Мал.4:5–6 ср. Лк.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Итак, вы оказались осуждены своим собственным исповеданием. И нельзя сказать, что это было сделано мудро, скорее – хитро. Вы почувствовали, что эти слова свидетельствуют против вас и побеждают ваши аргументы, которые не могут выстоять против них. Да и как можно было бы понять этот отрывок по-другому, если весь контекст говорит нам именно о Духе? Никодим вопрошает о повторном рождении, и Господь отвечает ему: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3:5 ). И, показывая, что рождение по плоти отлично от рождения по Духу, добавляет: Рожденное от плоти есть плоть, ибо рождено от плоти, а рожденное от Духа есть Дух, ибо Бог есть Дух ( Ин. 3:6 ). Исследуй все свидетельства Писания – и найдешь, что Господь полностью устранил всю вашу ересь Своим высказыванием: Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родитъся свыше. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа ( Ин. 3:7–8 ). 64. Ктο рождается οт Духа и становится духом, если не тот, кто обновляется 43 духом ума своего? Очевидно, таковой рождается заново водою и Духом Святым, ибо мы достигаем надежды на жизнь вечную банею возрождения и обновления Святым Духом ( Тит. 3:5 ). И в другом месте апостол Петр говорит: А вы крещены Духом Святым ( Деян. 11:16 ). Кто крестится Святым Духом? Только рождаемый водою и Святым Духом! 44 Следовательно, именно о Святом Духе Господь сказал: Истинно, истинно говорю тебе, если кто вновь не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3:5 ). Своими словами Господь подтвердил, что мы рождаемся от Духа, Которым мы возрождаемся, как Он прежде сказал. Таково решение Господа. И я основываюсь на Писании, а не на рассуждениях. 65. Однако я вас спрошу: если нет сомнений, что мы рождаемся Святым Духом, почему вы сомневаетесь, что мы рождаемся от Святого Духа? Сам Господь Иисус рожден и вновь родился от Святого Духа. Если вы допускаете, что Иисус рожден от Святого Духа 45 , а вы не можете этого отрицать, при этом вы отрицаете, что Он вновь был рожден, то велико ваше безумство: допуская свойственное Богу, вы отвергаете свойственное всем людям. И справедливо к вам обращены слова, сказанные иудеям: Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?( Ин. 3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

38. Бещестье (незаслуженное) люби, акы чашю пелана (полыни) 50 приимати. Аще и притраньно (горько), ти есть, но на прогнание греховному недугу; 51 ибо грех сладостью вниде, горестью же да проженетс . 39. Желающия (желающему) вечныя жизни худе земьных причащающюс 52 и воину (всегда) мысл щю о исходе своемь, не стужить (емоу) человечьско поношение, яко бо гость пришед в мирос (в мир съ – в сей мир), стерпит бещестье господы своея, понеже оутро надеетс отити. 53 40. Иже хощеть славен быти в семь мире, бещестья не терпить; веру же держа, бесъславье любить; помышл ет реченое от Бога: како оубо можете веровати, от человек славу приемлюще, славы иже от иночадаго (единочадного, Единородного) и нещете (славы не ищете). ( Ин. 5:44 ). 41. Алкоту и жажю 54 Христа ради люби. Елико бо пакость твориши телу (поскольку усмиряешь тело) и души благодать зижеши. Въздаяй бо (воздающий) суд противу (по) делом, словом и помыслом въздасть пакы и благая за мало (воздаст добром и за малое), еже его ради потерпим. 42. С мучеными Христа ради хот й ликоствовати, предай же тело на пост, 55 волю на попрание, оутробу на алкание, 56 сердце на крепость, кровь же, аще не на пролитье извону (извне), то внутрь исучи (иссуши) ю сухотою яди, да приимеши обетованая. 57 43. Веси, яко призывающии цар , 58 очищают полату. 59 И ты, аще желаеши Бога своего в дом телесный въвести 60 на свет жизни твоей, 61 освяти 62 тело постом, истреби (истощи) 63 жажею, оукраси смерениемь, 64 накади благооуханьною молитвою. 44. Свет оубо – свеща в храме, свет же в чювьстве молитвеный разум; ясн же оубо свет от свеща, не сущю вмесу некому (когда без всякой примеси), светла же молитва не примесна мыслей земных (когда не примешиваются к ней земные помыслы). 45. Молитвы же – душевныя пища – не отгоняй. 65 Яко жить (тужить) тело и отнемогает, пища лишаемо; 66 тако и душа, молитвныя сладости лишаема, 67 оумертвие оумное приближает(ся). 46. Храни свещю от ветра, молитвы же от лености, оукраси ю, яко невесту, монисты – бденьем и трудом, терпение(м) и милостынею; да похоть (да похоштеть) ея Црь Небесный. 68

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

44 «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3; см. также Ин. 1:10). 45 Anna Comnena, Alexiad, ?, 1; ed. В. Leib (Paris, 1943), II, 187—188; Syn-odikon, ed. J. Gouillard, Travaux et memoires 2 (Paris: Presses Universitaires de France, 1967), p. 202—206. 46 CM. P. Joannou, «Der Nominalismus und die menschliche Psychologic Christï das Semeioma gegen Eustratios von Nikaia (1117)», Byzantinische Zeitschnft 47 (1954), c. 374—378. 47 Nicholas of Methone, Treatise Against Soterichos, ed. A. Demetrakopoulos, Bibliotheke Ekklesiastike (repr. Hildesheim: Olms, 1965), p. 337—338. 48 Fifth Anathema Against Sotenchos in Synodikon ed. Gouillard, p. 75. 49 Porphyry. Against the Christians, fragment 77; ed. A. Harnack, AbhBerlAk (1916), 93. 50 Текст послания Евсевия см. Contra Eusebium, ed. J. B. Pitra, Spicilegium Solesmense (Paris, 1852: repr. Graz, 1962). I, 383—386. 51 Mansi, XIII, 252AB. 256AB. 52 Там же, 26lD-264c. см. Pseudo-Dionysius. Celestial Hierarchy: PG 3:124A. 53 Mansi. XI. 977—980. 54 Germanus I. De haeresibus et synodis; PG 98:8UA. 55 John of Damascus. Or. I; PG 94:1236c. 56 Там же, PG 94:1245A. 57 Mansi, XIII, 377o. 58 Греческое «проскинесис» происходит от глагола «проскинео» — падать ниц; «адо-рацио» — рабское поклонение, обожание. 59 Карловы книги (лат.). 60 Латрия — служение (по необходимости), рабство (греч.). 61 Там же, XXXII, 103. 62 Theodore the Studite. Antithetic I; PG 99:332?—333?. 63 Там же, IIÏ PG 99:396c-397A. 64 Там же, 409с. 65 Там же, 405А. 66 Точнее, тетраграмматон (ЙГВГ) изображается еврейскими буквами «йод-хе-вав-хе (пишутся справа налево). Русский эквивалент от названий бугк греческого алфавита — «ООн» (омикрон-омега-ни). 67 Theodore the Studite, Letter to Naucratius.ll, 67; PG 99:1290AB; CM. также: Antirrh., Ill; PG 99:420?. 68 Antirrh., Ill; PG 99:420A. 69 Иерарх должен руководствоваться двумя принципами: акривией (недопущение неправды, защита чистоты веры и все, что из этого следует) и икономией — заботой «о хозяйстве», то есть о благе паствы, что предполагает компромиссы с «миром сим».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3289...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Служба священника в США становится малопопулярной среди молодежи 10.03.2017 Служба священника в США быстро теряет популярность среди молодежи, и в результате возраст среднестатистического пастора возрос на 11 лет с 1992 года, сообщает Worldreligionnews. По данным нового отчета социологической службы Barna Group, опубликованного в издании The State of Pastors, численность молодых людей, избирающих путь духовного служения, заметно сократилось с 1980-90-х годов, когда среди североамериканских пасторов преобладали люди в возрасте до 40 лет, а вот в наши дни доля этой возрастной группы сокращается медленно, но верно. Было время, когда духовное жизненное призвание вызывало огромное уважение и благоговение в обществе, но ныне молодые американцы фактически не видят ничего привлекательного в службе приходского священника. По данным последнего исследования, средний возраст североамериканского пастора достиг уже 55 лет, а подобное исследование 1992 года показало, что средний возраст в то время составлял лишь 44 года. Подобный спад сегодня объясняют постепенной утратой религиозного состояния ума, все большим охлаждением в вере от поколения к поколению, которое регистрировалось исследователями несколько последних десятилетий. Следует отметить, что в 1992 году 33 процента служителей церкви были моложе 40 лет, на сегодня таких молодых священников лишь 15 процентов – и потому нет ничего удивительного в том, что увеличилась доля пожилых священников. За то же время доля престарелых пасторов в возрасте свыше 65 лет возросла со скромных 6 процентов до 17 процентов. Если взять возрастную группу от 56 до 64 лет, то ее доля в американском духовенстве возросла за тот же период времени с 18 до 33 процентов. И, наконец, доля возрастной группы от 41 до 55 лет возросла в американском духовенстве с 35 до 43 процентов. Эти цифры подтверждают печальную и тревожную тенденцию сокращения численности молодых священников. Еще более разительный контраст существует с данными за 1968 год, когда 55 процентов священников были моложе 45 лет.

http://drevo-info.ru/news/22053.html

39 . Обстоятельства приготовления Пасхи. 40 . Когда и где произошло событие Тайной Вечери? 41 . Описать событие умовение Спасителем ног Своим ученикам. 42 . Какой спор был между учениками во время братской трапезы? 43 . Наизусть: Ин. 13, 12–15 : Слово об умовении ног. 44 . Как Спаситель изобличил Иуду Искариота? 45 . Наизусть: Мф. 26, 26–28 : Установление Нового Завета. 46 . Наизусть: Ин. 13, 34–35 : Новая Заповедь Любви. 47 . Какое предсказание дает Спаситель на Тайной вечери Петру? 48 . Пересказать прощальную беседу Спасителя со Своими учениками на Тайной вечери. 49 . Наизусть: Ин. 14, 6–7 : “Я есть путь и истина и жизнь”. 50 . Наизусть: Ин. 15, 12–13 : О пребывании в любви. 51 . Какими словами заключается прощальная беседа Спасителя с учениками на Тайной вечери? 52 . Наизусть: Ин. 16, 33 : Заключение прощальной беседы: Христос – победитель мира. 53 . Какого содержание молитвы Спасителя в конце Тайной вечери? 54 . Какое предсказание дает Спаситель на пути из Сионской Горницы в Гефсиманию? 55 . Кого из учеников взял Спаситель во время моления в Гефсиманском саду? 56 . Рассказать о молитве Спасителя в Гефсиманском саду. 57 . Как Иуда указывает воинам на Спасителя? 58 . Рассказать о событиях взятия Иисуса под стражу. 59 . Кто такой Анна первосвященник? 60 . Рассказать события, которые произошли в доме первосвященника Анны. 61 . Рассказать о первосвященнике Каиафе. 62 . Суд синедриона над Иисусом Христом у Каиафы. 63 . Событие отречение Петра. 64 . Где и когда прозвучал окончательный приговор Иисусу синедрионом? 65 . Рассказать о Понтийском Пилате. 66 . Иисус перед Иродом Антипой. 67 . Кого иудеи выспрашивают отпустить им вместо Иисуса? 68 . Каким видимым знаком Пилат показывает свою непричастность в судебном приговоре? 69 . В какой день и час и где прозвучал окончательный приговор Пилата. 70 . Наизусть: Лк. 23, 16–23 : Народ требует смертной казни Спасителя. 71 . Кончина Иуды. 72 . Крестный путь Спасителя. 73 . Какого было начертание надписи на табличке, прибитой ко Кресту?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРДОСТЬ [гордыня; греч. περηφανα; лат. superbia], в христианстве один из основных человеческих пороков. Может обозначаться и др. греч. словами, приобретая при этом различные смысловые оттенки (самомнение, спесивость или кичливость, хвастовство, высокомудрие): οησις ( Clem. Alex. Strom. I 11//PG. 8. Col. 752; Palladius. Hist. Laus. 3//PG. 34. Col. 1090), τφος ( Basil. Magn. Adv. Eunom. I 13; Greg. Nyss. In Cant. Cantic. Hom. 15//PG. 44. Col. 1097; Idem. De orat. Dom. 2//PG. 44. Col. 1145), λαζονεα ( Ioan. Chrysost. In illud: Vidi Dominum. 4//PG. 56. Col. 124; Idem. In Matth. 65//PG. 58. Col. 624; In Matth. 72//Ibid. Col. 671; Idem. In Act. 32. 3//PG. 60. Col. 237; Суг. Alex. In Luc. 6//PG. 72. Col. 601 (πθος τς λαζονεας); Isid. Pel. Ep. I 233//PG. 78. Col. 328; II 104//Ibid. Col. 548; III 356//Ibid. Col. 1013), ψηλοφροσνη ( Ioan. Chrysost. In 1 Cor.//PG. 61. Col. 15; Method. Olymp. Conv. decem virg. II//PG. 18. Col. 205; Macar. Aeg. II 11, 13//PG. 34. Col. 832, 876; Apophtegmata Patrum//PG. 65. Col. 389; Isid. Pel. Ep. I 15//PG. 78. Col. 189; Maximus Conf. Ambigua//PG. 91. Col. 1352). В Евангелии от Марка (7. 21-23) Г. (περηφανα) указывается среди 12 злых помыслов, к-рые «извнутрь, из сердца человеческого, исходят». Ап. Павел включает Г. в число множества пороков, к-рые овладеют греховными людьми в последние дни (2 Тим 3. 1-9), людьми, отпавшими от Бога, не исполняющими данного Им закона (Рим 1. 30). Против Г. (λαζονεα) предостерегает в соборном Послании ап. Иоанн Богослов (1 Ин 2. 16), и ап. Иаков в соборном Послании также увещевает гордых: «...вы, по своей надменности (λαζονεαις), тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак 4. 16). Мн. св. отцы считают Г. последним из 8 основных грехов (о схеме 8 основных грехов см. в ст. Грех ): прп. Иоанн Кассиан Римлянин ( Ioan. Cassian. Collat. V 10), Евагрий Понтийский (Σκμματα. 45), прп. Ефрем Сирин ( Ephraem Syr. De octo cogit.), свт. Игнатий (Брянчанинов) (1996. С. 170) и др.

http://pravenc.ru/text/166207.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010