28 Айдып турум слерге: й улуста туулгандар ортодо Крестеечи Иоанна Кудайды Каандыгында кич дегени, оно 29 Уккан ончо улус, каланчылар да, Кудайды чындыгын алынып, Иоаннга келип, креске тшкендер. 30 Фарисейлер ле дезе, олорго берилген Кудайды табын Иоаннга барып креске тшпегендер. 31 Айдарда Кайракан айткан: бу йени улузын кемге тдеп айдайын? Олор кемге тей? 32 Олор тепседе отурып, мынайда кыйгырыжып турган балдарга тей: «Слерге сыбыскы тарткан эдибис, слер слерге сыгыт сарын сарнаган эдибис, слер ыйлабадыгар». 33 Крестеечи Иоанн келип, курсак аракы ичпесте, «Оны зк-буурында шилемир бар» – дейдигер. 34 Кижи Уулы келди, ичерин ичти. «Крглегер, курсакчыл ла аракызак кижи бу, каланчылар ла кинчектлерди ол» – дейдигер. 35 Ойгорлык Ойгорлыкты ончо керектериле акталган.   Тлттирбеген тл керегинде   (Мф. 26:6-13; Мк. 14:3-9; Ин. 12:1-8)   36 Фарисейлерди бирзи Иисусты бойыла кожо ажанак деп сураган. Ол фарисей -эшке кирип, кыйын отурып алган. 37 бат, ол каланы кинчект болгон й кижизи, Оны фарисей-эште отурганын угала, майлу ак балкашта эткен экелди. 38 Оны кийнине, буды туруп, ыйлап, Оны будын кзини чачыла арчып, окшоп, майла сртп турды. 39 Мыны крл, Оны айлына кычырган фарисей ичинде айдынды: «Ол болгон болзо, Ого кем, кандый й кижи тийип турганын билер эди, ол кинчект й кижи ине». 40 Иисус ого айтты: – Симон! Мен сеге бир неме айдарга турум. – Айт, редчи – деди. 41 Иисус айтты: – Тлге береечиге эки кижи тлл болгон: бирзи – беш динарий , экинчизи – бежен. 42 олорды тлр акчазы болордо, ол экилезин тлттирбеген. Анайдарда, олорды кажызы оны артык ср? 43 – Мен бодозом, кбин тлттирбегени – деп, Симон каруу Иисус: – Сен чын сананып – деди. 44 Оно й кижи бажын бурып, Симонго айтты: – Бу й кижини крп туру ба? Мен сени айлыа келдим, сен будым суу уруп бербеди. Ол дезе, кзини будымды чачыла арчып берди. 45 Сен Мени окшободы, ол дезе Мен келгенимне бери будымды окшоп божободы. 46 Сен бажымды майлабады, ол дезе будымды майла сркштеди. 47 Оны учун айдып турум сеге: ол кп сген учун, оны кп кинчектери ташталып Кемни кинчеги ас ташталган, оны сгени де ас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Здесь была найдена печать Иезании (2); в Мегиддо сохранилась печать со львом, принадлежавшая Шеме, чиновнику Иеровоама II, в Эйлате (Елаф) – печать Иофама (3), а в Лакише (библ. Лахис) – печать Годолии (4). Р. Лакиша позволили в деталях подтвердить сообщение о захвате города, записанное на ассир. стеле. Найденный при Р. кувшин емкостью 12 л с обозначением «царский бат» (⇒ Меры длины, площади, объема и веса, I,4б) указывает на роль города как регионального центра, осуществлявшего продовольственные поставки. Обстоят-ва вторжения Навуходоносора становятся очевидными из писем, обнаруж. в Лакише (⇒ Письмо). При археол. Р. в Иудее пока не найдено ни одного города, который после разрушения Иерусалима, в годы вавил. плена, был бы постоянно заселен жителями. Самыми ценными находками новозаветного периода стали ⇒ рукописи Мертвого моря (1947–1956 гг.). После того как были случайно обнаружены первые свитки, ученые приступили к систематич. поиску древних рукописей. Кумранские рукописи, как и находки из других мест, относятся к периоду от 100 г. до Р.Х. до 132–135 гг. по Р.Х. Свиток, содержащий полный текст Книги пр. Исаии, датируемый I в. до Р.Х., на 1000 лет продлевает обозримую историю евр. текстов (до этого самые древние источники датировались прим. 900 г. по Р.Х.). Среди рукописей и фрагментов представлены все книги ВЗ, за искл. Книги Есфирь. По количеству списков наиболее полно представлены Пятикнижие Моисея, Книга пр. Исаии и Псалмы, что соответствует частоте их цитирования в НЗ. Изучение небибл. рукописей Кумрана и последних по времени обнаружения егип. папирусов также важно для понимания НЗ. Это исключает предположение о более позднем эллинистич. влиянии на образный язык Ев. от Иоанна и свидетельствует о возможности написания всех четырех Евангелий до 70 г. по Р.Х., а всех книг НЗ – к 85 г. по Р.Х. (Д.Дж. Уайзмен). Самый ранний, не вызывающий сомнений фрагмент рукописей НЗ (р 52), был, однако, обнаружен не в Палестине, а в Египте. Он содержал стихи Ин. 18:31–33.37.38 и был написан ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Приоритетом жизни первых людей было их общение с Творцом. В соответствии с этой целью был устроен человек. Макарий Египетский в этом смысле толкует первые слова пролога Евангелия от Иоанна «В начале было Слово» 31 ( Ин. 1; 1 ). Присутствие Слова было главным принципом для человека. Он отражал созерцательной силой дарованного ему Богом ума премудрость Вечного Советника, по образу которого преимущественно он был создан 32 и должен был прийти в максимальное подобие с Ним путем соблюдения полученной заповеди ( Быт. 2, 16:17 ). Но из библейского повествования мы знаем, какой путь избрали первые люди. 1.4. Падшее состояние Начало грехопадения состояло в том, что Адам «оставил мысль о Боге и начал рассматривать себя самого» 33 (αυτν δ κατανοειν ηρξατο), потом его воля склонилась ко злу и, в конечном итоге, он преступил заповедь. На первом месте оказалось второстепенное, а главное обрело подчиненное положение. В результате его естество претерпело изменение. Грех Адама в восточном богословии IV, V веков осмысливается не только как личный грех , а так же, как искажение человеческой природы 34 , которое состояло в том, что разум подчинился плоти, и теперь интересы плоти определяют направление воли падшего естества. Люди «извратили порядок и усилили зло до того, что мы заставляем душу следовать пожеланиям плоти» 35 . Отступление от Бога стало следствием внутреннего процесса переключения внимания. Они стали рассматривать себя, а «человеческая мысль ниспала в чувственное» 36 . В результате самоопределения человека изменился внутренний порядок его естества. Первый человек не просто создал прецедент, но приобрел навык «преступать волю Божию», 37 то есть способность грешить 38 . Совершив отрицательную внутреннюю работу, первые люди привнесли в свое естество деструкцию, «которая гораздо глубже личного сознания», 39 таким образом, приобрели язвы 40 . Душа их наполнилась «греховною тьмою, постыдными страстями и всяким безславием» 41 . Но не только греховную склонность естества, подчинение души плоти, искажение ума и воли обрел Адам своим непослушанием. Кроме того, «как скоро он преступил заповедь, – змей, вошедши, стал властелином дома, и он при душе как другая душа» 42 . Вместо славы Адам облекся в стыд 43 . Внутренняя гармония была нарушена, ум утратил свое первоначальное, блаженное направление и рассеялся 44 по материальным предметам. Разум утратил четкие ориентиры и границы, различающие понятия, что является злом, а что благом, и теперь он прячется от всеведущего Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

После тропарей произносится приличное дню поучение, и бывает целование плащаницы, именно: в язвы на ногах Спасителя. 321 Затем иерей входит в алтарь в царские врата, заканчивает вечерню и отпуст (тот же, что и на царских часах, – см. его на 607 стр.) говорит в царских вратах; царские врата затворяются, равно и завеса. 322 – За вечерней следует малое повечерие (см. о нем на 591–592 стр.); положенный на этом повечерии умилительный канон Симеона Логофета (X в.): «о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы», приличнее читать самому иерею пред плащаницей. По совершенном отпусте (обычном малом: «Христос истинный Бог») пред плащаницей зажигается лампада или свеча на всю ночь (причем, конечно, должны быть предприняты все противопожарные предосторожности). Стиховная стихира (на «Слава, и ныне»), гл. 5. Тебе, одеющагося светом яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом, и видев мертва, нага, непогребенна, благосердный плач восприим, рыдая глаголаше: увы мне, сладчайший Иисусе, егоже вмале солнце на кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть; како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу? или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе. Тропари, гл. 2. Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи. – Мироносицам женам при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. Парем. (1. Исх.33:11–23; 2 . Иов.42:11–16; 3 . Ис. – см. выше, 6-й час; Ап. 1Кор.1:18–31; 2:1–2; 125 зач.; Ев. Мф.27:1–38 ; Лк.28:39–43 ; Мф.27:39–54; Ин.19:31–37 ; Мф.27:55–61). Не во всех местах вынос плащаницы совершается вышеописанным образом. В некоторых местах к вечерне Великого пятка приурочивается переход для совершения церковных служб из теплого храма в холодный, и плащаница переносится в это время из алтаря теплого храма на средину холодного и ставится здесь на стол близ царских дверей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

23. Говорится о распространена Царства Христова во всех народах; описываются свойства истинных членов Церкви, и второе пришествие Христово во славе. 24. Испрашивается у Бога, чтоб Он хранил нас в несчастии, и оставляя нам согрешения наша, направлял бы нас на стези заповедей Своих. 25. Давид молится, чтобы не лишиться своей непорочности, которую приобрел от веры в Бога. 26. Описывает твердость верующего, которой в гонениях утешает себя покровительством Божиим, и ничего более не желает, как только жити в дому Господни, (...) 5 . 27. Давид жалуется Богу на врагов своих, испрашивает им отмщенья, и благодарит за избавление от несчастий. 28. Верующие побуждаются прославлять Господа, и описывается сила слова Божья. 29. Благодарение Богу за избавление от многих бедствий и искушений. 30. Давид, или паче Христос, прообразуемый Давидом, просит Бога, чтобы Он не оставил его в страданиях. Лук.23:46 . 31. Здесь говорится, что блаженство человека состоит в том, когда Бог прощает ему согрешения его, и что для сего со смирением должно исповедовать пред Ним грехи свои. 32. Из созерцания тварей доказывается всемогущество Творца и Божеский о всем промысл; описывается суетность советов человеческих и блаженство праведных. 33. Давид благодарит Бога за избавление свое, и описывает благость Его к праведным, всегда их покровительствующую. 34. Давид, или паче Христос, прообразуемый Давидом, жалуется Богу Отцу на жестокость нечестивых врагов, и просит праведного суда Его. Ин.15:25 . 35. Изображаются свойства людей злых и развращенных, и прославляется благость Божья, защищающая праведных от их коварств и нападений. 36. Пророк научает, чтобы мы не завидовали людям беззаконным, когда они в счастье, и показывает, какой конец ожидает (...) 6 . 37. Давид, чувствуя всю тяжесть грехов своих, молит Бога, чтоб Он не наказал его по строгости суда Своего, и не оставил бы его в посмеяние врагам своим. 38. Пророк описывает суетность и краткость жизни; дале признавая, что грехами своими всегда заслуживает Божие наказание, молится, чтоб Бог простил ему грехи, и успокоил смущенную совесть его.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Служение Духа Святого как Утешителя во всей полноте началось в день Пятидесятницы, после вознесения Иисуса ( Деян 2:1–4 ). Иоанн Креститель предсказывал, что Иисус будет крестить в Духе (или Духом, как в Синодальном переводе, Мк 1:8 ; Ин 1:33 ), согласно ветхозаветному обетованию об излиянии Духа Божиего в последние дни ( Иер 31:31–34 ; Иоиль 2:28–32 ). Это обетование повторил также Иисус ( Деян 1:4:5 ). День Пятидесятницы ознаменовал начало завершающей эры мировой истории, которая продлится до второго пришествия Христа. Для всех, кто пришел к вере в день Пятидесятницы и после него, принятие Духа в полноте новозаветного благословения стало одним из аспектов их обращения и нового рождения ( Деян 2:38 ; Рим 8:9 ; 1Кор 12:13 ). Все способности, необходимые для служения, которые позже проявляются в жизни христианина, должны рассматриваться как вытекающие из этого первоначального крещения Духом, соединяющего грешника с воскресшим Христом. Миссия Церкви в мире ( Ин.20:21 ) Слово «миссия» (лат) буквально означает «посылание». Слова, которые произнес Иисус, обращаясь к Своим первым ученикам, а в их лице – и ко всем Своим будущим последователям, «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин 20:21 ; ср. 17:18), все еще остаются в силе. Вселенская церковь и, следовательно, каждая поместная община и каждый христианин в ней посланы в мир для исполнения совершенно определенной и ясно изложенной задачи. Эта задача имеет два аспекта. Первый и главный, это свидетельствование о Евангелии по всему миру, приобретение новых учеников и основание новых церквей ( Мф 24:14; 28:19, 20 ; Мк 13:10 ; Лк 24:47:48 ). Церковь повсюду проповедует Иисуса Христа как воплотившегося Бога Господа и Спасителя и провозглашает Божие приглашение обрести жизнь через покаяние и веру ( Мф 22:1–10 ; Лк 14:16–24 ). Образцом исполнения этой основной задачи является служение апостола Павла – основателя церквей и благовестника, возвещавшего благую весть всему миру, насколько позволяли ему силы и обстоятельства ( Рим 1:14–29 ; 1Кор 9:19–23 ; Кол 1:28:29 ). Второй аспект – все христиане и, следовательно вся земная церковь призваны к делам милосердия и сострадания, бескорыстной любви к ближним, с сочувствием и щедростью откликающейся на всякую человеческую нужду ( Мф 25:34–40 ; Лк 10:25–37 ; Рим 12:20:21 ). Сострадание было тем внутренним аспектом любви к ближним, который заставлял Иисуса исцелять больных, кормить голодных и учить невежественных ( Мф 15:32; 20:34 ; Мк 1:41 ; Лк 10:1 ), и те, кто стал во Христе новой тварью, должны следовать Его примеру. Совершая дела милосердия, христиане исполняют вторую великую заповедь, а также соучаствуют в том, что Спаситель превращает грешников в людей, любящих Бога и своих ближних ( Мф 5:16 ср. 1Пет 2:11:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Печать на двери Гроба Господня В отличие от бдения, где древняя иерусалимская система евангельских чтений заменена новой и к к-рому присоединена (в сокращенном виде) к-польская служба дневных часов со своей паремией (к-польские паремии, Апостол, Евангелие использованы в Святогробском Типиконе, также и на вечерне В. п.), на дневной службе (часах) по Святогробскому Типикону сохранена древняя иерусалимская система дневных чтений В. п.: не считая неск. мелких отличий, паремии, апостольские и евангельские зачала на часах те же, что и в арм. и груз. переводах Лекционария, причем сохранен даже порядок чтений. Однако чтения распределены по последованию, состоящему не из 8 (как в арм. Лекционарии) или 12 (как в груз. Лекционарии), а из 4 блоков, порядок каждого приближен к порядку обычного дневного часа по палестинскому Часослову (1, 3, 6 и 9-го). Чтения дополнены особой гимнографией. Порядок каждого часа В. п. следующий: псалом (один из обычных псалмов вседневных часов), тропарь В. п., 3 особых тропаря со стихами (так что на всех 4 часах таких тропарей 12), прокимен, паремия, Апостол, паремия, Апостол, прокимен, Евангелие, стихи часа и проч. После прочтения Евангелия на 9-м часе указано петь особую стихиру, а после стихов часа и Трисвятого - совершать литию в часовне Воскресения с пением кондака В. п., т. к. в кувуклии Патриарх благословляет св. закваску (ζμη) - специально приготовленное тесто, символизирующее печать, наложенную по приказу Пилата на пещеру Гроба. Вечерня, совершаемая по монастырскому чину, имеет следующий порядок: Пс 103, «Господи, воззвах» и стихиры, «Свете тихий», 3 паремии (Исх 33. 1-23, Иов 42. 12-17d, Ис 52. 13-53. 12), каждая предваряемая прокимном (из Пс 34, 21, 87), Апостол (1 Кор 1. 18-2. 2), аллилуиарий и Евангелие, «Сподоби, Господи», стиховные стихиры, «Ныне отпущаеши» , тропарь Великой субботы («Благообразный Иосиф»), просительная ектения и отпуст. Особенные элементы службы - обряд раздачи св. закваски после стиховных стихир, а также чтение посвященной Страстям молитвы (нач.: «Κριε Ιησο Χριστ Θες μν, σωτρ το κσμου, καταξισας ν τ ρ τατ» - Господи Иисусе Христе Боже наш, Спасе мира, сподобивый в час сей) перед отпустом. Чтения на вечерне те же, что и в к-польских Типиконе Великой ц. и др. послеиконоборческих памятниках, но не древние иерусалимские (что, в частности, заставляет заключить что Евангелие вечерни - составное (Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43; Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61), как и в Типиконе Великой ц., хотя в Святогробском Типиконе указаны лишь 1-й и последний стихи).

http://pravenc.ru/text/150067.html

26 Этот древнейший чин палестино-сирийской литургии был несколько сокращен и упрощен сначала свт. Василием Великим, затем – свт. Иоанном Златоустом (2, с. 98). 27 Сведения о праздниках взяты из «Литургики» архиеп. Аверкия, с. 134–139. 28 Под словом «собор» здесь понимается собрание всех Ангелов, а не собрание верующих для молитвенного прославления кого-либо. 29 На 6, на 4 – это «технические» выражения, означающие что тропари каждой песни должны быть прочитаны столько раз, чтобы получилось заданное число. Если тропарей в песни меньше, чем указано, то некоторые тропари читаются дважды. 30 Напомним, что синаксарий – это своего рода очерк, в котором излагается история вспоминаемого события и разъясняется его духовно-нравственный смысл. Синаксарии собраны в книгу Пролог. В Постной Триоди синаксарий помещается после 6-й песни канона. 31 По Октоиху, Минее и Постной Триоди. 32 Вайи – это «ветви» по-церковнославянски. Имеются ввиду пальмовые ветви, с которыми народ встречал Спасителя во время Его торжественного входа в Иерусалим. 33 Удостоверяя, делая достоверным. 34 Полной называется литургия, на которой совершается освящение Святых Даров. 35 Сорока мучеников Севастийских 22 марта, обретения главы Иоанна Крестителя 9 марта, храмовые праздники. 36 Двоесловом он назван из-за одного своего известного сочинения – «Разговоры о жизни италийских отцов». Это описание подвигов подвижников, изложенное в виде беседы, диалога (слов двоих собеседников). 37 Жертва тайная уже совершена, то есть совершено преложение Святых Даров, и в алтарь действительно входит Царь Славы (3, с. 221). 38 Их будут совершать только перед Св. Плащаницей. 39 «Когда славные ученики на Вечери, при умовении ног, просвещались (от этих действий и слов Христовых, см. Ин.13:3-15 ), тогда Иуда злонамеренный, зараженный сребролюбием, настолько омрачился, что Тебя, Праведного Судию, решил предать беззаконным судьям. Собиратель богатств! Посмотри на Иуду, удавившегося из-за них. Избегай жадности – вот что она дерзнула совершить по отношению к Учителю. Благий ко всем Господи, слава Тебе!» [см. 7 с. 255].

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

О месте пребывания злых духов говорит св. Василий Великий: «Место начальствования дьявола в воздухе, как говорит Апостол: Вы некогда жили по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе духа, действующего ныне в сынах противления ( Еф.2:2 ). И называется дьявол князем мира сего потому, что начальство его в странах надземных. Так и Господь говорит: Ныне суд миру сему, — ныне князь мира сего будет изгнан вон ( Ин.12:31 )… Когда говорится о воинстве дьявола, что это «духи злобы поднебесной» ( Мф.6:12 ), то не надо забывать, что Писание обычно называет небом воздух, например, говоря: птицы небесные ( Мф.6:26 ). В толковании на  Пс. 41 -й св. Иоанн Златоуст говорит: «Сколько демонов носится в этом воздухе? Сколько противных властей? Если б только позволил им Бог показать нам их страшный и отвратительный образ, то мы подверглись бы умопомешательству» 36 . Св. Григорий Богослов называет сатану надземным царем 37 и этим выражает ту мысль, что царство дьявола над землею помещается, то есть в воздухе. А св. Антоний Великий прямо говорит, что «демоны носятся в воздухе» 38 . Если злые духи наполняют воздух, то отсюда ясно, что они со всех сторон окружают нас. Вот как об этом говорит Преосвященный Феофан Затворник : «Обыкновенный образ перевода и понимания слова «поднебесный» означает, что духи витают в воздухе и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы и непрестанно приступают к нам, как комары в сыром месте» 39 . Носясь в голубой бездне, называемой воздухом, бесы нисходят и на землю, что ясно видно из Евангелия, которое повествует о различных действиях демонов на земле. Демоны могут входить в человека ( Лк.8:29 ) и в животных ( Лк.8:33 ). Демоны живут и в воде, по учению Православной Церкви, которая ежегодно, в день Богоявления Господня, в своих «молитвах на освящение воды просит Господа Бога об очищении воды от демона. Для полноты сведений о местопребывании злых духов нам нужно сказать, что в настоящее время местопребыванием для дьявола, главы падших ангелов, служит ад, преисподняя.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

То, что такое обилие рукописей античных авторов было создано на рубеже первого и второго тысячелетий христианской эпохи, объясняется тем, что появился новый тип письма. Происходил всеобщий переход от унциальных рукописей к новому минускульному письму. Сперва были переписаны (транслитерированы) библейские тексты, затем богословские и богослужебные книги, потом естественнонаучные тексты , философы, и, наконец, историки и поэты . Не по античным, а по средневековым рукописям приходится учёным выверять современные издания древних авторов… Это обстоятельство стоит вспомнить, прежде чем слепо повторять зады атеистическо-школьной пропаганды про “невежественное средневековье”, якобы уничтожившее светлое наследие античности. Если все рукописи античных авторов известны нам по их средневековым копиям – это значит, что именно средневековые монахи и переписывали античные книги, и только благодаря монашеским трудам античная литература дошла до нас . Но когда мы говорим о книгах Нового Завета, то здесь ситуация совсем иная. От первого тысячелетия до нас дошло свыше 5 000 рукописей новозаветных книг. Полные своды книг Нового Завета мы встречаем в рукописях IV в. (Синайский и Ватиканский кодексы); рукописи отдельных книг относят к III в.: Оксиринхский папирус, найденный в 1902 г. Артуром Хантом, и датируемый началом III века, несёт на себе фрагмент Евангелия от Матфея) Написанное же позже всех Евангелие от Иоанна дошло до нас в почти полном кодексе, именуемом «Бодмер II» или p66 (рукопись содержит в себе полностью главы 1-14 и фрагменты глав 15-22) . Эта рукопись создана около 200-го года. Отдельные же фрагменты имеют ещё более интересную судьбу. В 1920 г. в Египте Бернардом Гренфеллом в походной сумке умершего во II веке египетского солдата был найден папирус p52, содержащий отрывок из Евангелия от Иоанна (разговор Христа с Пилатом (Ин. 18,31-33 и 37-38). Затем этот папирус хранился в Библиотеке Райленда в Манчестере; исследован и опубликован в 1935 г. С. Робертсом. По особенностям почерка все учёные независимо от своей конфессиональной принадлежности датируют этот папирус первой половиной II в. (вероятно, ранее 130 г.) .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010