6. Иисус вместе с вернувшимися учениками идет в пустынное место (ст. 30, 34). Из ст. 31 получается впечатление, что Иисус отсылает учеников одних. Но дальнейшее показывает, что Иисус пребывает с ними (ср. 33–34). Удалясь в пустыню от мира, ученики противостоят миру вместе с Иисусом. Отношение масс – то же, что и раньше (ср. ст. 33 и 1:37). Ст. 31 даже по форме возвращает нас к Мк.3:20 . Неизменно и отношение Иисуса к массам. Как в начале служения Иисус послушался зова, дошедшего до Него через учеников, и отправился с проповедью в ближние города и села в сознании, что Он «для того пришел» ( Мк.1:38 ), – так и тут, движимый состраданием к «овцам без пастыря», Он начинает учить народ (ст. 34). Такова обстановка, в которой совершается насыщение пяти тысяч и другие чудеса ( Мк.6:35–56 ). Она еще раз подчеркивается при описании чудес. После насыщения Господь отсылает учеников (ст. 45), но и Сам, отпустивши народ, уединяется ради молитвы от учеников (ст. 46–47). Народ, подвигнутый чудом, в массах стремится к Иисусу и несет к Нему имеющих нужду в исцелении (ст. 54–56). Тем не менее, и тут главные чудеса происходят перед учениками. Относительно хождения по водам (ст. 48–51) это ясно: других свидетелей чуда не было. Но и в насыщении пяти тысяч (ст. 35–44) действительными свидетелями чуда были только они. Только им было известно, какое количество пищи они с собой захватили, и какой денежной суммой они располагали. Чудо насыщения предваряется разговором Господа с учениками (ст. 35–38), и исполнителями чуда Господь делает, опять-таки, учеников (ст. 39–41). Значение чудес для учеников вытекает из таких подробностей, как, например, в ст. 48: «Около четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их». Эта последняя черточка «хотел миновать их», напоминает рассказ о явлении Воскресшего эммаусским ученикам. Господь тоже делал «вид, что хочет идти далее» (Лк. Мк.24:28 ). А в рассказе о насыщении в Ин. мы читаем, что Господь предложил Филиппу вопрос о хлебах, «испытывая его» ( Мк.6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

б) воскресил дочь Иаира, начальника Синагоги, прикосновением и словом: отроковице, востани ( Лк.8:49 . и сл.); в) воскресил четверодневного Лазаря, – по молитве к Отцу, велегласным воззванием: Лазаре, гряди вон (Ин. гл. 11.). 4 . Особенные чудеса Иисуса Христа и Бога Отца, свидетельствовавшего о Божественном величии Единородного Сына Своего, – суть: Его воскресение, вознесение на небо, и ниспослание на Апостолов Всесвятого Духа, Подателя всех даров благих и Виновника всех чудес, какие в последующее время совершались в Церкви Христовой Апостолами, их преемниками и другими, во имя Иисуса Христа. Иисус Христос – законодатель Иисус Христос учил, не как обыкновенный учитель и не как один из ветхозаветных Пророков, только повторявший и изъяснявший древле данный Богом закон, но как новый Законодатель. Он предлагал учение 1) для всех народов и на все времена, 2) предлагал, как закон, и 3) преподал новые законы. 1 . Иисус Христос преподал учение Своё для всех народов, и на все времена. Это показывают: а) Самые свойства учения. Ибо оно по полноте содержания своего так совершенно, что вполне удовлетворяет главным потребностям человеческой природы, и по свойствам своим таково, что может быть усвояемо человеком, в каком бы состоянии он ни находился. б) Наставления Иисуса Христа. Он говорил к Апостолам: ( Мф.5:14–15 ) « вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя. Ниже вжигают светилника, и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть. ( Мф.28:19–20 ) Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам.» Сюда же относятся и те места, где Иисус Христос называет Себя светом мира ( Ин.12:46 ), жизнью мира ( Ин.3:16, 11:25 ), единым Пастырем всего мира ( Ин.1:9, 10:16 ). Так же 1Кор.3:11, 15:25 . и мн. др. II. Иисус Христос предлагал учение Своё, как закон. а) Он говорил Сам о Себе: «не мните, яко приидох разорити Закон, или Пророки: не приидох разорити, но исполнити» ( Мф.5:17 ). И далее, как новый Законодатель, – не отвергая тех Моисеевых законов, которые относились ко всем временам, как взображающие закон всеобщий, – Иисус восполняет то, чего не доставало к полноте изложения закона Моисеева, или исправляет что было допущено по жестокосердию Иудеев, или ложно изъясняемо учителями иудейскими. Потому и говорит: «слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши ... Аз же глаголю вам: яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду,» и пр.... ( Мф.5:21–22 ). – «Слышасте, яко речено бысть древними: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» ( Мф.5:27–28 . слич. ст. 31 и 32. 33 и 34. и сл. 38 и 39. и дал. также Мф.7:12, 22:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По сравнению с армянскими лекционариями в рассматриваемом сборнике мы находим дальнейшие изменения, какие с течением времени испытало иерусалимское богослужение при сохранении в то же время своей древней основы. Начнем опять таки с богослужения подвижных дней. 40-ца в нашем памятнике предваряется мясопустной неделей. Для нее положены на утрени 3 Евангелие Мф. 5:17–48 (6, 7 и 3 заповеди и о любви к врагам в Нагорной проповеди ), а на литургии – Лк. 7:36–50 (Господь на вечери у Симона фарисея). В сырную неделю утреннее Евангелие Лк. 12:32–40 (заповедь бодрствовать в ожидании пришествия Господа), на литургии же – наше (лишь несколько длиннее: Мф.6:16–33 ). 1 неделя поста: Мф. 7:13–29 (конец Нагорной проповеди) и Мф. 6:1–15 (о милостыне, молитве и прощении обид); 2 неделя: Мф. 22:1–14 (притча о браке царского сына) и Лк. 15:11–32 (притча о блудном) 4 ; 3 неделя: Мф. 20:1–16 (притча о работниках в винограднике) и Лк. 18:9–14 (притча о мытаре и фарисее); 4 неделя: Мф. 21:33–46 (притча о злых виноградарях) и Лк. 10:25–37 (о милосердном самарянине); 5 неделя: Мф. 23:1–39 (обличительная речь Господа книжникам и фарисеям) 5 Лк. 16:19–31 (притча о богатом и Лазаре) 6 и Ин. 9:1–38 (о слепорожденном). Как видим, для 40-цы в Иерусалим избраны едва ли не самые трогательные, в смысле побуждения души к покаянию, зачала: этим иерусалимская система сильно отличается от константинопольской, назначающей для данного периода, за исключением приготовительных дней, большую часть чтений из рядовых зачал Евангелия Марка, которые с удобством можно прочесть во всякое другое время года. Для литургии Лазаревой субботы евангелистарий назначает Ин. 11:1–45 , но пред ним помещено зачало Ин. 11:55–57 (толки евреев, собравшихся на Пасху, о Христе), часть древнего чтения при возвещении Пасхи, с не совсем понятным заголовком: ες τν δπρθεσιν предназначалось ли оно в качестве заключения к Евангелию предшествующей недели (между ними стоит упоминавшаяся выше запись), или же употреблялось при старинном обряде возвещения Пасхи, сказать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   Весьма характерно, что Иисус, когда приблизился час Его спасительной жертвы за мир, с воодушевлением и удовлетворением изрек эти великие слова: «Ныне прославися Сын Чело­веческий» (Ин. 13:31). Ведь Он не упомянул о славе, когда говорил: «Аз победих мир» (Ин. 16:33), также когда говорил: «Дадеся Ми всяка власть на Небеси и на земли» (Мф. 28:18). Он не считал Своей славой и то, что, как Он возвестил, «вся, елика имать Отец, Моя суть» (Ин. 16:15), и многое другое, что свидетельствует о Его боголепном величии. Но единственной Своей славой Он назвал Свою жертву за жизнь других людей. Итак, кто желает славы и здесь и на Небе, пусть приведет в действие свою личную любовь ко Христу.    Ах, сладчайшая любовь, которая есть Бог и которая есть жизнь! Ее не познало боль­шинство людей, которые предпочли смерть вместо жизни. Ее отличительные черты — это самопожертвование, солидарность, служение ближнему, это егда «кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13). Но Христос пошел еще дальше и был принесен в жертву за всех нас, когда мы были Его врагами: «Врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его» (Рим. 5:10).    Ах, сладчайшая чаша небесного вина, которое пробовавших его заставляло забыть са­мих себя и стать «безумными» во Христе (см. 1 Кор. 4:10)! Из этой чаши с вином любви пи­ли апостолы и возрадовались, «яко за имя Господа Иисуса сподобишася бесчестие прияти» (Деян. 5:41). Вкусив от этой чаши, апостол Павел писал: «Радуюся во страданиих моих о вас, яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей за Тело Его» (Кол. 1:24), то есть он радовался своим страданиям, понесенным ради Христа, побоям, побиению камнями, кораб­лекрушениям, темницам, бичеваниям, гонениям, алчбе и жажде, и наконец, самой смерти. Услаждение этим вином побудило его молиться о том, чтобы отлучену ему быти от Христа по братии его (Рим. 9:3), то есть ради единокровных ему иудеев, потому что их отлучение от Бога вызывало в нем большие страдания. Этим вином был «опьянен» и весь сонм мучени­ков Христовых, которые с радостью пошли по пути Голгофы. От той же чаши испило и множество преподобных, которые бескровным мученичеством самоотречения с готовно­стью подъяли и пронесли через всю жизнь Крест Господень, «проидоша в милотех и в козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени; ихже не бе достоин весь мир, в пустынех скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных» (Евр. 11:37—38). Кто сможет объяснить эту за­гадку добровольного самопожертвования любви, тот поймет и слова Господа нашего: «Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» (Мф. 20:26) и: «Блаженнее есть паче даяти, нежели приимати» (Деян. 20:35). И все это богатство содержится в одном лишь свой­стве любви, в том, что любовь «не ищет своих си».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прот. С. Булгаков понимает, что в свете евангельских свидетельств - в первую очередь Лк 24. 39 и Ин 20. 27 - эта идея выглядит сомнительной; но она настолько важна для всего хода его мысли, что он не останавливается перед реинтерпретацией Евангелия вопреки букв. смыслу текста. Напр., слова Христа: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня», он истолковывает в том смысле, что Христос лишь «снисходит» к недоумению учеников, делая осязаемым то, что в действительности является неосязаемым (Там же. С. 31-32; ср.: «Руки, ноги и ребра (Христа.- Авт.)... уже не подлежали нашей чувственности» - Там же. С. 34). Для иллюстрации своей мысли прот. С. Булгаков даже пишет, ссылаясь на теософов: «Христос являлся ученикам после Воскресения в эфирном теле, и они видели Его на эфирном плане, особым образом ясновидения» (Там же. Прим.). Подобным образом и вкушение воскресшим Христом пищи, согласно прот. С. Булгакову, «удостоверяет тожественность земного Тела... этому миру принадлежавшего, и Его воскресшего Тела, ему (миру.- Авт.) не принадлежавшего» (Там же. С. 33). Поэтому, как утверждает прот. С. Булгаков, после воскресения «Тело Господа не было вещественным, хотя и сохраняло связь с веществом» (Там же. С. 34), оно утеряло «телесность и вещественность» (Там же. С. 39). Возможность такого бытия тела обусловлена якобы тем, что «сущность тела заключается не в материальных частицах... а в особой силе, которая присуща духу для воплощения» (Там же. С. 38), поэтому «совершенно духовное и потому абсолютно чуждое мирового вещества или плотяности Тело Господа сохраняет всю силу тела, хотя оно есть тело лишь динамическое» (Там же. С. 37). «Оно имеет силу облекаться в телесный образ соответственно нуждам духа» (Там же. С. 37-38); «не имея вещественного Тела, Он (Христос.- Авт.) принимает его согласно произволению» (Там же. С. 45). Отсюда прот. С. Булгаков делает вывод, что в таинстве Е. именно это нематериальное и невещественное Тело и является в Дарах: по Вознесении Господь «как бы освобождается» от телесности и пребывает «в сверхпространственности», но «может входить в пространство» и, в частности, «являть» Себя через «вещество этого мира», и при этом «превращения никакого и не происходит» (Там же.

http://pravenc.ru/text/351651.html

23:1–5 Иисус перед Пилатом (см.: Мф. 27:1,2,11–14 ; Мк. 15:1–5 ; ср.: Ин. 18:28–38 ). Поскольку иудеи не обладали правом выносить смертный приговор ( Ин. 18:31 ), было необходимо передать дело римским властям. Римский правитель не стал бы прислушиваться к спорам «об учении, и об именах, и о законе вашем [еврейском]» ( Деян. 18:14,15 ), азначит, дело, возбужденное против Иисуса, следовало сформулировать как преступление против Рима. Из двух своеобразных обвинений одно (о подати кесарю) было ложным (ср.: 20:25), но второе соответствовало действительности, хотя и не в том смысле, который подразумевали иудеи (ср.: Ин. 18:36,37 ). Итак, когда Пилат спросил Иисуса, считает ли Он Себя Царем, Тот ответил неопределенно. Пилат должен был допросить Иисуса более подробно, прежде чем вынести вердикт о том, что он не находит оснований для обвинений в совершении политического преступления. Примечания. Хотя обычно Пилат жил в административной столице Кесарии (ср.: Деян. 23:33 ; не путать с Кесарией Филипповой, Мк. 8:27 ), он посещал Иерусалим на период Пасхи, как и Ирод. 2 Слово Царь должно было объяснить Пилату значение слова Христос, непонятного римлянину. 23:6–12 Иисус перед Иродом. Пилат пытался уклониться от вмешательства в сложное дело. Упоминание Галилеи (5) давало ему такую возможность. Он и так прекрасно знал, что Иисус не совершал никакого преступления, и пытался переиграть евреев, чтобы разрушить их намерения. Но когда появились признаки того, что ситуация выходит из–под контроля, он приготовился принести в жертву невинного человека ради сохранения мира. Однако на какой–то момент он мог выиграть время, а возможно, и получить поддержку, переслав Иисуса правителю Галилеи, Ироду Антипе. Ирод здесь представлен как человек легкомысленный, надеющийся увидеть забавные трюки в исполнении Того, Кого он, вероятно, считал в некотором роде волшебником. Такому человеку Иисусу было нечего сказать. Примечания. 6,7 Не обязательно считать, что Пилат пытался официально передать дело Ироду. Он мог просто искать поддержку своему решению. Некоторые ученые придерживаются мнения, что этот эпизод составлен на основании Деян. 4:25–27 , но это маловероятно. См. также: коммент. к 9:9. 10 Некоторые из иудейских иерархов могли проникнуть в резиденцию Ирода, чтобы самим довести до него свою точку зрения. 11 Издевательства воинов Ирода похожи на поведение солдат Пилата ( Мк. 15:16–20 ), но один отряд солдат мог запросто перенять это у другого отряда. Подобные истории рисуют картину издевательского отношения к узникам в Древнем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

18. Вэнь юань ин би. – Энциклопедия писателей изящного стиля. 19. Юнь фу цзуэй ин. – Сборник лучших избранных и в системе изложенных сочинений. 20. Юнь юэ. – Компактно составленная энциклопедия знания. 21. Юнь фу юэ чау. – Сокровищница связно изложенных документов. 22. Юнь сюэ. – Энциклопедия стройного знания. 23. Юнь сюэ цзин-нан. – Классическая энциклопедия знаний. 24. Юнь сюэ цзи чэн. – Научная энциклопедия или связно составленное собрание ветвей знания во единое целое. 25. Юнь фу ши и. Энциклопедия с дополнительным изложением содержания оной. 26. Хун ву чжэн юнь. – Подлинное собрание сочинений в стиле Хун-ву (царствования 1308 г. Мингов, Императора «Юань-чжань» или «Тхай-цзу-гау Хуан-ди» (посмертный титул). 27. Чжень чжан лунь. – Полное собрание образцовых сочинений. 28. Цэн вэнь чжан гун вэнь чау. – Собрание образцовых по стилю (вэнь) правительственных актов, произведенное Цэн-вень Чжан-Гуном. 29. Си гуан тхин цза чжи. – «Светоносная веранда храма» т. е. сборник разнообразных сведений (научных и практических). 30. Янь фан ли хуа. – «Букет прекрасных на вид и благовонных цветов знания» или – сборник полезных, для образованных людей, знаний. 31. Бай бянь. – «Хлебный и питательный перл знания». 32. Се цзи бянь фан. – Сборник, в систематическом изложении, повременных критических рассуждений. 33. Ван-ши-чжень чжу шу. – Сборник разных сочинений Ван-ши-чжен. 34. Гэн шен чжай вэнь цзи. – Ученый сборник систематически разработанных знаний, составленный для лиц малообразованных. 35. Юнь-бу. – Дополнение к энциклопедии. 36. Ву ся фан янь-кхэ. – Дополнение к собранию сочинений Ву-ся-фан. 37. Лэй ин. – Элементарная энциклопедия знаний. 38. Да-бао цзин. – Драгоценное собрание книг. 39. Да фан дэн ди цзи цзин. – Большая лествица знания т. е. многотомная энциклопедия приведенных в порядок книг. 40. Юй пхянь. – Драгоценная библиотека. 41. Юнь сюэ цзи чэн. – Энциклопедическое собрание научных знаний. 42. И цзун би ду. – Сборник изложенных в порядке знаний медицинских о лечении от бешенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

7Q5 50 г. по Р. X. Мк. 12:17 7Q7 50 г. по Р. X. Деян. 27:38 7Q6? 60 г. по Р. X. Рим. 5:11, 12 7Q9 70+ г. по Р. X. 1Тим. 3:16; 4:1–3 7Q4 70+ г. по Р. X. 2Пет. 1:15 7Q10 70+ г. по Р. X. Иак. 1:23, 24 7Q8 70+ г. по Р. X. Многие критики отвергают такую идентификацию, настаивая, что тексты слишком фрагментарны для уверенного их опознания. Однако О’Каллахан – уважаемый палеограф, и свою позицию он обосновывает тем, что его анализ согласуется с методами, которыми идентифицируют другие фрагменты древних текстов. Критики не смогли представить, не отступая от требований обычной в таких случаях исследовательской процедуры, реальную альтернативу для текстов, к которым могли бы принадлежать спорные фрагменты. Если это фрагменты Нового Завета, такие ранние даты произведут переворот в новозаветной критике. Критики О’Каллахана возражают против его выводов и стараются подыскать другие возможные объяснения. Из-за фрагментарного характера рукописей трудно придерживаться догматической позиции в вопросе идентификации (см. О’Каллахан, Хосе). К настоящему времени обнаружены восемьдесят восемь бесспорных рукописей на папирусе, из которых ниже перечислены самые важные. Текстовое свидетельство папирусов бесценно, поскольку восходит ко времени первых двух столетий после создания Нового Завета. Рукописи на папирусе или их фрагменты обозначаются заглавной буквой «Р», сопровождающейся верхним индексом в диапазоне от 1 до 98. Фрагмент Джона Райлендса. Фрагмент Джона Райлендса (Р 52 ), кусок папируса из кодекса, имеющий размеры два на три дюйма, является древнейшей бесспорной копией отрывка из Нового Завета. Датируется он первой половиной второго столетия, наиболее вероятно – периодом 117–138 гг. Как утверждает Адольф Дайсманн (Deissmann), не исключено, что он даже старше (Metzger, Text of the New Testament, 39). Этот фрагмент папируса, исписанный с обеих сторон, содержит части пяти стихов из Евангелия от Иоанна ( Ин. 18:3133, 3738). Поскольку фрагмент был найден в Египте, далеко от Малой Азии, где, согласно традиции, было написано Евангелие от Иоанна, он способен подтвердить, что данное Евангелие появилось раньше конца первого столетия. Хранится он в библиотеке Джона Райлендса в английском г. Манчестере.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

29 ликлерииз усы шлде алады. Маан наразы болып, тоылдаанларды ммеси – есаптан ткен жигирма м оннан жоары жастаылар усы шлде леди. 30 Сизлерди ант ишкен елге Ефунне улы Калеб пенен Нун улы Ешуадан баса еш ким кирмейди. 31 Бира сизлерди тутын болады, деп айтан балаларыызды сол жерге киргиземен. Сизлер бас тартан сол елди балаларыыз кретуын болады. 32 Сизлерди ликлерииз болса усы шлде алып кетеди. 33 ммеиз лип кетемен дегенше, балаларыыз шлде ыр жыл шопанлы ылады м сизлерди опасызлыыыз себепли, олар азап шегеди. 34 Сизлер елди ыр кн аралап шыан едилер. Енди р бир кн ушын бир жылдан ыр жыл айыбыызды жазасын тартасызлар. Сонда Мени сизлерден жз буранымды билип аласызлар!» 35 Мен, Жаратан Ийе айтанымдай, Маан арсы жыйналан бул жмийетке буларды сзсиз ислеймен. Олар усы шлде ырылып, лип кетеди. 36 елди кзден ткерип жиберген адамлары айтып келип, ел аында жаман хабар пткил жмийетти Жаратан Ийеге наразы себеп болан еди. 37 Сол ел аында жаман хабар таратан бул адамлар Жаратан Ийени алдында оба кеселлигине шалынып айтыс болды. 38 Елди ушын кеткен жансызлардан тек ана Нун улы Ешуа менен Ефунне улы Калеб тири алды.   Израиллыларды Кенаанды басып урынанда, жеилиске   39 Жаратан Ийени сзлерин пткил Израил халына айтанда, халы тере айыа батты. 40 Ертеине азанда олар лкени жоарысына шыып баратырып, былай деди: – бизлер гна ислегенимизди мойынлаймыз. Мине, енди Жаратан Ийени ылан жерине таярмыз. 41 Деген менен, – Не ушын Жаратан Ийени буйрыына жне арсы шыып атырсызлар? Буны менен еш нрсеге ерисе алмайсызлар. 42 шыпалар, йткени Жаратан Ийе сизлер менен бирге емес. Душпанларыызды алдында жеилиске ушырайсызлар. 43 Амалек м кенаан халылары ол жерде сизлерге арсылы крсетеди м сизлерди ылыш жзинен ткереди. йткени Жаратан Ийени изинен бас тарттылар. Жаратан Ийе де сизлер менен бирге болмайды. 44 Солай болса да, израиллылар злерини айтанынан алмай, лкени жоарысына шыты. Жаратан Ийени Келисим сандыы менен ордада алды. 45 лкеде жасайтуын амалек пенен кенаан халылары олара арсы жим ылды м оларды Хорма аласына дейин тас-талан ылды.   15   урбанлылара байланыслы нызамлар   1 Жаратан Ийе былай деди: 2 – Израил халына былай деп айт: Мкан ушын сизлерге беретуын елге киргениизде, 3 жандырылатуын урбанлы, бойынша берилетуын урбанлы, ытыярлы урбанлы ямаса байрамларда усынылатуын урбанлы етип ири м майда малдан Жаратан Ийеге усынылар. Булар – Жаратан Ийеге хош ийисли сый болады. 4 урбанлы усынатуын адам Жаратан Ийеге лле садаасы ушын трттен бир ин зйтн майы менен араластырылан оннан бир эфа сапалы ун да алып келсин. 5 Жне де, жандырылатуын урбанлы ямаса баса урбанлы пенен бирге р бир толыа ишимлик садаасы етип трттен бир ин шарап та тийис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

общепринятым представлениям: нищие духом, страждущие и плачущие, кроткие, которые неспособны самостоятельно отстоять свои права, когда их притесняют и подавляют; вслед за ними названы алчущие и жаждущие правды, которые, однако, могут быть и уважаемыми членами общества ( Мф. 5:3–6 ; Лк. 6:20 ). При этом Лука больше сосредоточен на внешних обстоятельствах жизни этих людей, а Матфей – на их внутреннем состоянии и их тоске по помощи Божьей. Они полностью уповают на Него, с искренней верой надеясь только на Господа и на Его вмешательство; б) затем Иисус перечисляет другие категории людей, в которых проявляются Божья сила и любовь: это милостивые, подобно тому, как милостив и Сам Бог ( Втор. 4:31 ; Неем. 9:17.31 ), чистые сердцем (ср. Пс. 50:12 ), миротворцы, поступающие так же, как поступает Бог ( Лев. 26:6 ; Иов. 25:2 ; Кол. 1:19.20 ; ср. Рим. 15:33 ; Рим. 16:20 ), а также гонимые, которых преследуют за то, что они встали на сторону Божьей правды ( Мф. 5:7–10 ). И эти люди, в которых проявляется образ Божий и чье поведение есть подражание деяниям Бога – те, «кто от истины» ( Ин. 18:37 ) и кто слышит голос Бога – ждут явления Господа и приближения Его Царства (см. Лк. 2:38 ); 3) ожидание и надежда блаженных, их полное обращение к Богу создают между ними нерушимую внутреннюю связь, сплачивая их в единое целое. Речь идет не об отдельных, взаимно не связанных группах людей, а об общих жизненных принципах, которые проявляются в разных обстоятельствах и положениях. За эти основополагающие жизненные принципы, которые составляют сущность внутреннего мира Его учеников, Иисус восхваляет их, называя их блаженными уже сейчас и здесь. Они тоскуют по откровению Бога, по Его вмешательству в их жизнь, а Божье откровение приносится на землю Иисусом. В Нем исполняется срок явления Мессии, и Он уполномочен дать им те обетования, которыми сопровождаются «заповеди блаженства». Хотя прямо Бог здесь и не упоминается как Действующий, слушателям Иисуса ясна такая иносказательность речи, и они понимают, что в заповедях говорится о Его деяниях: Бог утешит и насытит их, будет милостив к ним; Он дарует им Свое Царство и землю; Он назовет их Своими чадами и позволит им узреть Себя в славе ( 1Кор. 13:12 ; 1Ин. 3:2 ; Откр. 22:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010