Речь идет о Свято–Успенском Пюхтицком женском монастыре, находящемся в небольшом селении на северо–востоке Эстонии, известным своими строгими правилами монашеской жизни. 30 Так в православной традиции называется человек, готовящийся к принесению монашеских обетов. 31 В переводе с церковнославянского языка — искушение, испытание. Так обычно называется время подготовки к принесению монашеских обетов. 32 Принесение монашеских обетов происходит постепенно, как правило, в три этапа. Переход на новую ступень сопровождается специальным церковным обрядом, во время которого человек получает право носить определенные монашеские одеяния. «Рясофор» в переводе с греческого, означает «носящий рясу». На следующей ступени посвящения монаху вручают мантию. 33 Т.е. монахом–священником. 34 Текст приводится в пересказе о. Виктора 35 Небольшое Латвийское село, в котором стараниями лютеранского пастора Валдиса Страздиньша создана школа для сирот и детей родителей, лишенных прав на их воспитание. Педагоги и сотрудники школы уже более десяти лет живут вместе со своими воспитанниками и со своими детьми. 36 Ин. 6:63 37 Лк 6:45 38 Притчи 10:20 39 Ряд вопросов отцу Виктору были предложены московскими учеными–психологами Федором Василюком и Ольгой Филиповской ( Ф.В. и О.Ф. ). 40 Мк 3:17 41 Мф 16:16, Мк 3:16, Лк 6:14, Ин 1:42 42 Вопрос Ф.В. и О.Ф. 43 Притчи 3:12 44 Во время подготовки книги к печати Ольга мирно отошла к Господу. 45 1 Фес 5:19 46 Затраты для крестьян только на один бензин для сельскохозяйственной техники, для выращивания одной тонны зерна, не считая затрат на удобрения и прочее, много больше, чем закупочная цена тонны этого зерна. 47 Город в Латвии, в базилику которого с чудотворной иконой Божьей Матери, ежегодно приходят и приезжают паломники из разных стран. 48 Мф 18.3 49 Притч 23.26 Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Святой Василий Великий говорит, что Господь принимает от нас молитвенные прошения и жертвы о тех, которые удерживаются в аде, с надеждой для них мира, облегчения и освобождения. Епископ Иларион (Алфеев) пишет: «Молитва за усопших является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле — молиться за него. Церковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека и что Господь принимает молитвы не только об умерших праведниках, но и о грешниках, находящихся в муках». Молитва за усопших совершалась и в ветхозаветные времена. За почивших молился пророк Варух: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сыпав их, согрешивших пред Тобою… Не вспоминай неправд отцов наших (Вар. 3:4-5). За павших воинов молился и приносил жертву Иуда Маккавей (2 Мак. 12:39-45). И поскольку Господь наш не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38), то и новозаветная Церковь с апостольских времен молится не только за живых, но и за усопших, ведь все мы живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни (Рим. 14:8). Двенадцатый член Символа веры И жизни будущаго века. Аминь. Страшный суд В двенадцатом члене Символа веры говорится о жизни будущего века, то есть о вечной жизни, которая настанет после воскресения мертвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова. Воскресение мертвых, кончина мира и Страшный суд произойдут в один великий последний день (Ин. 5:28-29). Христос неоднократно говорил ученикам о том, что Он придет во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16:27). Беседуя с учениками на горе Елеонской незадолго до Своей крестной смерти, Господь рисует картину Страшного суда, когда Он сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую (Мф. 25:31-33). Критерием, по которому праведники будут отделены от грешников, являются дела милосердия по отношению к ближним. На Страшном суде люди, творившие такие дела, услышат от Господа: Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25:35-37).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Две цитаты из апокрифов (не из «Q») в романе довольно точны. Размытости начинаются с того, как эти цитаты вводятся в текст романа: «Это фотокопии Свитков Мертвого моря и коптские, из Наг-Хаммади. Самые первые христианские записи. Полагаю, лучше начать с Евангелия от Филиппа» (с. 298). Лучше было бы честно сказать, что никаких целостных христианских текстов в пещерах Мертвого моря (Кумрана) вообще не было найдено. Есть догадки о том, что некоторые отрывки несут на себе такие сочетания букв, которые известны лишь по новозаветным текстам. Рукопись 7Q5 (то есть пятая рукопись из седьмой пещеры Кумрана) идентифицирована как Мк. 6,52-53. Рукопись 7Q4 идентична 1 Тим 3,16-4,3. Предлагаются также следующие идентификации: 7Q6,1=Мк. 4,28; 7Q6,2=Деян. 27,38; 7Q7=Мк. 12,17; 7Q8=Иак. 1,23-24; 7Q9=Рим. 5,11-12; 7Q10=2 Петр. 1,15; 7Q15=Мк. 6,48. Однако стоит помнить, что речь идет о слишком маленьких фрагментах текста, чтобы быть уверенным, что такая последовательность букв не могла встречаться в других грекоязычных религиозных текстах первого столетия. Но связных содержательных кусков канонических или апокрифических христианских текстов в Кумране найдено не было. Тем паче не было там никакого «Евангелия от Филиппа». Это важно, поскольку рукописи Мертвого моря были написаны точно до 70 года нашей эры. Если уж главные персонажи романа представлены как великие специалисты в древних рукописях, то что же это они не помянули действительно древнейшего христианского манускрипта? В 1920 г. в Египте Бернардом Гренфеллом в походной сумке умершего во II веке египетского солдата был найден папирус p52, содержащий отрывок из Евангелия от Иоанна (разговор Христа с Пилатом (Ин. 18,31-33 и 37-38). Затем этот папирус хранился в Библиотеке Райленда в Манчестере; исследован и опубликован в 1935 г. С. Робертсом. По особенностям почерка все ученые независимо от своей конфессиональной принадлежности датируют этот папирус первой половиной II в. (вероятно, ранее 130 г.). Евангелие от Иоанна написано после всех Евангелий; Апостол Иоанн был юношей во времена земной жизни Спасителя, и он был единственным из Апостолов, кто не был убит и дожил до старости, скончавшись в 117 году по Р. Х. Евангелие Апостол написал в конце жизни, то есть на рубеже I–II в. Значит, копия, имеющаяся в нашем распоряжении, отстоит всего на два десятилетия от времени написания оригинала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

Иоанн существенно пополняет этот пробел в повествовании Луки и представляет нам истинный ход событий, в естественном развитии своём приведший к предсказанию Петру его отречения. И таким образом, в Евангелии Иоанна повествуется о первом из двух предсказаний Господа Петру, – и при том о первой половине всего собеседования между Господом и Апостолом, в течение которого было совершено это предсказание, – о второй-же половине беседы их передаёт Ев. Лука. Соединив повествование обоих Евангелистов, можно будет таким образом передать историю первого предсказания об отречении Петра. «Глагола Ему Симон Петр: Господи, камо идеши? – Отвеща ему Иисус: аможе Аз иду, не можеши ныне по Мне ити, последи-же по Мне идеши. Глагола Ему Петр: Господи! почто не могу ныне по Тебе ити? Ныне душу мою за Тя положу... ( Ин. 13:36–37 ). Рече-же Господь: Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу. Аз-же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя, и ты некогда обращся утверди братию твою. Он-же рече Ему: Господи, с Тобою готов есмь и в темницу и на смерть ити ( Лк. 22:32–33 ) 99 . Отвеща ему Иисус: душу-ли твою за Мя иоложиши? Аминь, аминь глаголю тебе, не возгласит алектор, дóндеже отвержешися Мене трищи» ( Ин. 13:38 подобно и Лк. 22:34 ) 100 . Так совершилось первое предсказание Петру ожидающего его великого испытания. Но, говорим, – неестественно было такому печальному предсказанию остаться без дальнейшего обсуждения, – без вопросов и протестов со стороны Петра и без разъяснения или по крайней мере, подтверждения со стороны Господа. Евангелисты Матфей и Марк и передают нам обо всём этом. По их повествованию, Господь Сам подал повод к возобновлению уверений со стороны Петра в его преданности Учителю и самоотверженном его мужестве. Когда Учитель и Ученики – «воспевше, изыдоша гору Элеонску ( Мф. 26:30 ср. Мк. 14:26 ; Лк. 22:39 ), – тогда глагола им Иисус: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию. Писано бо есть: поражу пастыря и разыдутся овцы стада»... ( Мф. 26:31 ср. Мк. 14:27 ). Этими словами Господь сказал прямо Ученикам Своим то, что прежде сказано было им лишь в лице выразителя общего их настроения, Апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Вечером в пятницу, когда Иисус Христос предал на кресте дух Свой Богу Отцу, тайные ученики Его, Иосиф Аримафейский, называемый благообразным ( Мк.15:43 ), т. е. знаменитым, и Никодим, испросив позволение у Пилата, сняли со креста, для погребения пречистое Тело Господа ( Ин.19:8–40 ) 406 . Время снятия со креста Тела Господня Православная кафолическая Церковь освящает в Великую пятницу великим вечерним Богослужением, при котором Церковь воспоминает уже совершившиеся и прославившие Господа искупительные Его страдания и смерть, ибо на кресте принесена за грехи жертва Богу и приобретено примирение Его с нами. В первой паремии на вечерне Церковь из книги Исход произносит слова о обретении благоволения Божия Моисеем и народом и о новом обетовании Божием ввести Израильтян в покой и явить на них славу Свою паче всех язык, елицы суть на земли, прообразовательно или духовно указующие на субботство людем Божиим, чрез веру во Иисуса Христа – Искупителя мира ( Исх.33:11–23 . Евр.4:3–10 ). Во второй паремии – о благословении Иова после претерпенных им тяжких испытаний (42:12–16); в третьей – слова об уничижении и прославлении Господа умножением чад Церкви Его ( Исх.52:13–53:1–12,54:1 ). Чтением Апостола – проповедует о Христе, Который Иудеем соблазн, Еллином же безумие: самим же званным Иудеем же и Еллином Божия сила и Божия премудрость ( 1Кор.1:23–2:2 ); а чтением Евангелия о предании Иисуса Христа на страдание и смерть на суде у Пилата, о смерти и снятии Тела Господа со креста ( Мф.27:1–38 . Лк.23:39–43 . Мф.27:39–54 . Ин.19:31–37 . Мф.27:55–56 ). После молитв, пророческих, Апостольского и Евангельского чтений о страданиях и смерти Иисуса Христа, с благоговением выносится на средину храма св. плащаница для поклонения изображенному на ней умершему Господу. За вынесением св. плащаницы на средину храма, по окончании вечерни – на повечерии поется канон о распятии Господнем, выражающий скорбь Церкви и плач Пресв. Богородицы, Которой в день сретения Господня во храме Иерусалимском, в 40 день по рождении Спасителя, предсказал праведный Симеон: и Тебе же самой душу пройдет оружие ( Лк.2:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

31 По мысли прп. Романа, брак в своей существенной стороне – деторождении – освящен Самим Христом, родившимся от женщины. Момент зачатия в браке имеет, в такой логике, только служебное значение. 32 4-ый икос вводит уже непосредственно в событие в Кане, но предварительно вспоминает чудодействия Ветхого Завета, связанные с преодолением Богом естественных законов, но не все, а только – про воду. 33 Ср. по противопоставлению икос 20, начало. Из синтеза этих двух мест рождается аллегореза Проимиона (см. сн. 21). 35 Начинающееся отсюда экзегетическое истолкование чуда Божия как средства «явить славу Свою», хотя и вытекающее из Ин. 2:11 , не объясняет, однако, чуда в Кане (икосы 15 и 16 – 1-ая пол.): ему дается несколько неожиданное обоснование как действия по послушанию Своей Матери (ик. 16 – 2-ая пол.). 37 Назначение 2-ой пол. предпосл. строки – единственное логически слабое место (не столь уж необходимое привлечение в свидетели Сына) – проясняется, как только мы учитываем сказанное в Предисловии о припеве (см. выше). 38 Здесь Песнопевец намекает на апокрифическую литературу типа Евангелий Детства, которую он не гнушается использовать в других поэмах, но в этом месте не решается вложить ее в уста Богоматери. В самом деле, все дальнейшие факты основаны на канонических текстах Евангелий. 39 Заслуживает внимания попытка прп. Романа расположить все перечисляемые события в хронологической последовательности. Только поклонение пастухов не нашло своего правильного места, что, впрочем, можно объяснить своего рода авторской интерполяцией в ткань этого кондака знаменитого рождественского проимиона «Дева днесь», четко прослеживаемой на лексическом уровне. 40 В оригинале почти точная цитата Ин. 2с правильным порядком слов. Ритмика нас вынудила изменить порядок слов, но одновременно позволила восстановить не поместившееся у прп. Романа «еще». 41 J. Grosdidier de Matons (SC 110, стр. 311) отсылает здесь к 22-ой гомилии свт. Иоанна Златоуста на Ев. от Иоанна, (PG 59, 133–138), в которой св. отец тоже упрекает тех, кто «полагает, что Он зависит от времени».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 2, 2011 год Граждане небесной Родины 28 Мы же знаем, что все содействует во благо тем, кто любит Бога,— тем, кто призван по замыслу Его.29 Ибо кого Он избрал, тем и предназначил уподобиться образу Сына Своего, да будет Сын Его Перворожденным среди многих братьев.30 А кого Он предназначил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.31 Так что же нам сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? —32 Ведь Он не пощадил собственного Сына, но отдал Его за всех нас! Так неужели вместе с Ним Он не дарует нам и все остальное? —33 Кто же будет обвинять избранников Божиих? — Бог? Он оправдывает!34 Кто будет осуждать? — Христос Иисус? Он умер,— скажу больше,— Он воскрешен! Теперь Он одесную Бога. Он и ходатайствует за нас! 35 Кто отлучит нас от любви Христа? — Страдание? Тревога? Гонение? Голод? Нагота? Опасность? Или меч?..36 Как написано: «За Тебя нас убивают целый день, видят в нас овец для заклания». 37 Но нет, во всем этом мы одерживаем победу, и больше чем победу благодаря Тому, Кто возлюбил нас.38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни всякие начала, ни настоящее, ни будущее, никакие силы,39 ни высота, ни глубина, ничто во всем творении не в силах отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Рим 8, 28–39 Перевод архимандрита Ианнуария Сонм новомучеников Российских столь велик, что пройдет еще немало лет, чтобы поименно назвать всех их, избранных, призванных, оправданных и прославленных. Христос сокрушил врата ада, царства тьмы и смерти, и отворил всем людям врата в Небеса, в Царство света и жизни. Бесятся бесы, которые лишаются силы и власти. Они всеми способами желают сохранить за собою хотя бы видимость своей мнимой власти. Как сказано в книге Откровения, сатана, низвергнутый с небес, ведет брань с последователями Христа. Зло находит себе агентов на земле, и самым мощным орудием зла всегда было языческое государство — «царство кесаря». Не то чтобы государство (как таковое) было злым установлением. Нет. Апостол Павел пишет, что государство в принципе есть Божие установление и как таковое должно вносить в земную жизнь начала справедливости, гуманности и добра. Но в реальном мире мы часто являемся свидетелями вырождения государства, его искажения.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/2/85...

27 . Рожденность, нерожденность и исхождение суть три неизменных и непреложных свойства Пресвятой Троицы, [которые] необходимо благоговейно исповедовать. Отец – нерожденный и безначальный, Сын – рожденный и собезначальный, Дух же Святой – исходящий от Отца и подаваемый чрез соприсносущного Сына, как говорит Дамаскин. 28 . Ко спасению достаточно было бы только одной благодатной веры, проявляемой в исполнении заповедей духом, если бы мы берегли ее, живую и действующую во Христе. Теперь невежество научило благочестивых [людей] вере словесной, мертвой и бесчувственной, а не благодатной вере. 29 . Троица есть простая и несложная Единица без какого-либо чувственного качества 35 . Троица в Единице, или Триипостасный Бог , имеет совершенно неслитное соединение в Лицах. 30 . Беспредельный Бог во всем познается и постигается тройственно. Он все содержит и о всем промышляет чрез Сына во Святом Духе. И нет ни одного [Лица Святой Троицы], Которое бы вне или отдельно от других [Лиц] где-либо мыслилось, называлось и исповедовалось. 31 . Так как в человеке есть ум, слово и дух, существующие друг в друге и сами по себе, причем ум не разобщен 36 со словом и слово – с духом так, что ум говорит словесно и слово выражается с помощью души, то в силу этого признака 37 человек носит неясный образ невыразимой, первообразной Троицы, коротко обнаруживая этим свое [творение] по образу Божию. 32 . Ум – Отец, Слово – Сын, Дух же Святой – подлинно Дух, как учат образно богоносные отцы, развивающие догматическое учение о Святой Пресущественной и Преестественной Троице, о Едином Боге в трех Лицах и оставившие нам [в наследие] истинную веру и якорь надежды. Знать Единого Бога есть, по Писанию, корень бессмертия, а постигнуть силу Триипостасной Единицы есть всецелая правда. Провозглашенное об этом евангельское слово можно понимать так: Да знают Тебя, единого истинного Бога, в трех Лицах и посланного Тобою Иисуса Христа в двух естествах ( Ин. 17, 3 ) 38 . 33 . Вечные наказания различны, как и награды добрых. [Мучения] имеют место 39 в аде, или, по свидетельству 40 Писания, в земле темной и мрачной, в земле вечной тьмы (см.: Иов 10, 22 ), где грешники обитают до суда и куда возвратятся вслед за [конечным] приговором. Слова: да возвратятся грешники в ад ( Пс. 9, 18 ) и смерть будет пасти их ( Пс. 48, 15 ) что иное означают, как ни заключительное определение [Божие] и вечное осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Однако чтения распределены по последованию, состоящему не из 8 (как в армянском Лекционарии) или 12 (как в грузинском Лекционарии), а из 4 блоков, порядок каждого приближен к порядку обычного дневного часа по палестинскому Часослову (1, 3, 6 и 9-го). Чтения дополнены особой гимнографией. Порядок каждого часа Великой Пятницы следующий: псалом (один из обычных псалмов вседневных часов), тропарь Великой Пятницы, 3 особых тропаря со стихами (так что на всех 4 часах таких тропарей 12), прокимен, паремия, Апостол, паремия, Апостол, прокимен, Евангелие, стихи часа и проч. После прочтения Евангелия на 9-м часе указано петь особую стихиру, а после стихов часа и Трисвятого - совершать литию в часовне Воскресения с пением кондака Великой Пятницы, т. к. в кувуклии Патриарх благословляет св. закваску (zume (греч.)) - специально приготовленное тесто, символизирующее печать, наложенную по приказу Пилата на пещеру Гроба. Вечерня, совершаемая по монастырскому чину, имеет следующий порядок: Пс 103, " Господи, воззвах " и стихиры, " Свете тихий " , 3 паремии (Исх 33. 1-23, Иов 42. 12-17d, Ис 52. 13-53. 12), каждая предваряемая прокимном (из Пс 34, 21, 87), Апостол (1 Кор 1. 18-2. 2), аллилуиарий и Евангелие, " Сподоби, Господи " , стиховные стихиры, " Ныне отпущаеши " , тропарь Великой субботы ( " Благообразный Иосиф " ), просительная ектения, и отпуст. Особенные элементы службы - обряд раздачи св. закваски после стиховных стихир, а также чтение посвященной Страстям молитвы (нач.: " Господи Иисусе Христе Боже наш, Спасе мира, сподобивый в час сей " ) перед отпустом. Чтения на вечерне те же, что и в константинопольских Типиконе Великой церкви и др. послеиконоборческих памятниках, но не древние иерусалимские (что, в частности, заставляет заключить что Евангелие вечерни -составное (Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43; Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61), как и в Типиконе Великой церкви, хотя в Святогробском Типиконе, указаны лишь 1-й и последний стихи). Богослужение Великой Пятницы в константинопольской соборной традиции IX-XII вв.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

«Текст «Истории» Фукидида дошел до нас в рукописях византийского времени (древнейшая флорентийская рукопись относится к Х в., остальные – к XI–XII вв.)» [ 7 ]. «Текст «Киропедии» сохранился в ряде средневековых рукописей» [ 8 ], старейшей из которых оказывается Codex Escorialensis T III 14, датируемый XII веком. А ведь речь идет об авторах V в. до Р.Х. … Не по античным, а по средневековым рукописям приходится ученым выверять современные издания древних авторов… [ 9 ] Но когда мы говорим о книгах Нового Завета, то здесь ситуация совсем иная. От первого тысячелетия до нас дошло свыше 5 000 рукописей новозаветных книг. Полные своды книг Нового Завета мы встречаем в рукописях IV в. (Синайский и Ватиканский кодексы); рукописи отдельных книг относят к III в. (прежде всего речь идет о рукописях из собраний Честера Битти и Мартина Бодмера). Так, написанное позже всех Евангелие от Иоанна дошло до нас в почти полном кодексе, именуемом «Бодмер II» или p66 (рукопись содержит в себе полностью главы 1–14 и фрагменты глав 15–22) [ 10 ]. Эта рукопись создана около 200 года. Часть 2 Отдельные же фрагменты имеют еще более интересную судьбу. В 1920 г. в Египте Бернардом Гренфеллом в походной сумке умершего во II в. египетского солдата был найден папирус p52, содержащий отрывок из Евангелия от Иоанна (разговор Христа с Пилатом [см.: Ин. 18, 31–33 и 37–38]). Затем этот папирус хранился в Библиотеке Райленда в Манчестере; исследован и опубликован в 1935 г. С. Робертсом. По особенностям почерка все ученые независимо от своей конфессиональной принадлежности датируют этот папирус первой половиной II в. (вероятно, ранее 130 г.) [ 1 ]. Евангелие от Иоанна написано после всех Евангелий; Ап. Иоанн был юношей во времена земной жизни Спасителя, и он был единственным из Апостолов, кто не был убит и дожил до старости, скончавшись в 117 г. по Р.Х. Евангелие Апостол написал в конце жизни, т.е. на рубеже I–II веков [ 2 ]. Значит, копия, имеющаяся в нашем распоряжении, отстоит всего на два десятилетия от времени написания оригинала. Для историков это удивительное свидетельство аутентичности текста. В советские годы атеисты говорили (и их домыслы любят сегодня воспроизводить рериховцы): «Евангелиям верить нельзя, они написаны не Апостолами, а неизвестными авторами конца II или даже III в.». Но сегодня археология говорит о новозаветных рукописях начала II века. Более того, есть папирусы, о которых ведутся споры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010