Сектант : Наше крещение совершается через одно погружение, ибо в Священном Писании нигде не указано, что крещаемых следует погружать троекратно, по примеру православных. Поэтому крещенных у вас и затем перешедших к нам мы крестим заново. Священник : Но Писание не говорит и об одном единственном погружении. Мы же опираемся на Священное Предание, а оно свидетельствует, что троекратное погружение крещаемых известно в Церкви Христовой искони. Заново крестя крещенных во имя Пресвятой Троицы, вы вводите новую ересь на погибель себе, ибо: крещение есть рождение в жизнь вечную, которое, как и рождение в жизнь плотскую, совершается лишь однажды; крещение есть смерть и воскресение с Иисусом Христом (см.: Рим.6:3–5 ), и повторяющие его заново распинают и погребают Господа. Итак, не должно заново крестить тех, кто был крещен по чину Церкви Православной во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ), ибо один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ; ср.: 1Кор.1,13 ). И только крещенных еретиками или сектантами следует крестить повторно. Православный : Укажи, прошу тебя, и другие свидетельства о том, что дети наследуют прародительский грех и, значит, нуждаются в крещении. Священник : Кроме уже приведенных мест Писания, изучи и эти: Быт.6:3–12; 8:21 ; 3Цар.8:46 ; 2Пар.6:36 ; Иов.15:14; 25:4 ; Пс.13:1, 3–4; 50:6; 52:2–3;57:3;105:6 ; Притч.20:9 ; Еккл.7:20 ; Ис.48:8; 64:6 ; Ин.3:6 ; Иак.3:2 ; 1Ин.1:8; 5:19 ; Рим.3:10,12,23; 5:12,19 ; 1Тим.2:14 . Из Священного Писания явствует, сверх того, что всякий человек грешен (см.: Рим.3:9–12 ), что мнящий себя без греха – лжив (см.: 1Ин.1:10 ), что согрешающие и не кающиеся становятся сынами диавола (см.: Мф.13:38 ; Ин.8:44 ; 1Ин.3:8 ), претыкающимися во всем (см.: Быт.6:5 ; Ис.1:4–6; 57:3 ; Иер.6:28 и др.). А обращаясь к Священному Преданию, заручаемся, сверх того, достоверными свидетельствами отцов и учителей Церкви. Так, у священномученика Иринея Лионского († 202) читаем, что Иисус «пришел спасти Собою всех... которые чрез Него возрождаются в Бога – младенцев, детей, юношей и старцев» 105 . И у Оригена († 254): « Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам» 106 . И блаженный Августин († 430) свидетельствует, что крещение младенцев « Церковь всегда имела, всегда содержала... это приняла она от [наших] предшественников, это хранит она постоянно, даже до конца» 107 . И у отцов Карфагенского собора (418): «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия... тот да будет анафема» 108 . Глава 18. О таинстве миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Но единство верующих было бы абсолютно непонятно, если бы Церковь только освящала и очищала верующих, не входя в имманентное общение с ними, хотя, сдругой стороны, столь же непонятна была бы святость Церкви, если бы мы признали имманентное участие грешных (хотя бы и вечно очищаемых) людей в самом существе Церкви. Эта проблема разрешается различием в искуплённом человечестве двух сторон: искуплённой идеальной сущности, образа Божия и совершенствующегося эмпирического характера, подобия Божия. Эта идеальная сущность, составляя самое вещество Тела Христова, свята и чиста, тогда как другая, эмпирическая сторона освящается и лишь постольку принадлежит к телу Христову, ассимилируется Телом Христовым, поскольку уподобляется образу Божьему. Но каждый из верующих носит святыню в душе своей, и этой святыней он вчленяется в Тело Христово, чрез неё получая от этого Тела освящающую энергию 679 . Поэтому сказано 680 : «Бога святите в сердцах своих» ( 1Пет.3:15 ). Ибо верующие «приняли не духа мира сего» ( 1Кор.2 ,:12), но Духа Святого ( Деян.1:8, 8:18, 10:44, 11:15, 19:2, 19:6 ); Дух славы, Дух Божий почивает на них ( 1Пет.4:14, 1:11 ), живёт в них ( Рим.8:9 ; 1Кор.3:16 ; ср. Ин.7:39 ), изливается на них ( Деян.2:17 ) и даётся им ( 1Ин.4:13 ). Живя в верующих, Дух Святый научает их ( Лк.12:12 ), вдохновляет их ( Деян.2, 4, 7, 55, 4, 8 и проч.), утешает ( Деян.9:31 ), обнадёживает ( Рим.15:13 ), внушает, что говорить ( 1Кор.2:13 ; Деян.21:4 ), даёт Свои силы и причастие Себя ( Евр.2:4, 6:4 ), ведает сокровенное человека ( 1Кор.2:11 ), напоевает всё существо верующих ( 1Кор.12:13 ). Поэтому верующие именуются святыми ( 1Кор.6:2 ; 2Кор.13:12 ; Флп.4:22 ; Кол.3:12 ; Евр.3:1 ; Мр.8:38 ; Рим.15:26 ; 2Кор.1:1 ; Еф.3:18 ; 1Фес.3:13 ; Откр.13:7 ; Деян.9:13, 9:32 ; Иуд.3 ; Рим.1:7, 15:25, 31, 16:2 ; 1Кор.1:2, 16:15 ; 2Кор.8:4, 9:1 ; Еф.1:1, 15 ; Кол.1:4 ; Еф.5:3 ; Флп.1:1 ; Кол.1:2, 26 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:10 ; Тит.2:3 ; Флм. 5 ; Евр.6:10 ; Откр.11:18 ; Деян.9:41, 26:10 ; Иуд.14 ; Рим.8:27, 12:13, 16:15 ; Евр.13:24 ; 1Кор.14; 16:1 ; 2Кор.9:12 ; Еф.1:8, 38, 4:12, 6:18 ; Кол.1:12 ; 2Фес.1:10 ; Флм.7 ; ; 1Петр.3:5 ),освященными ( Евр.10:14, 10:10, 2:11 ; 1Кор.1:2 ; 2Тим.2:21 ; Ин.17:19 ; Иуд.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

3)Использование при указании на необходимость предстоящих страданий, смерти и воскресения ( Мф.20:18, 28:26:45 ; Мк.8:31:10:35:14:21, 41 ; Лк.18:31:19:10 ). Более того, Иисус отождествляет себя со Страдальцем, описанным у Исайи ( Ис.53:10–12 ) и возвещает: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать жизнь свою как выкуп за многих» ( Мк.10:45 ). Отсюда видно, что новый элемент в использовании Иисусом этой фразы – комбинация мотива унижения, страдания и смерти с будущим прославлением Сына Человеческого. Очевидно, что Иисус предпочитал прибегать к двусмысленному термину, которому он, соответственно, мог дать более четкую дефиницию для выражения тайны своей личности и служения. На устах Иисуса понятие «Сын Человеческий» – парадокс. Оно одновременно связывает Иисуса с человечеством и отличает его от других людей. Оно намекает на его надмирную славу и земное уничижение. Оно включает представление о том, что Человек с неба, который явится при конце мира, должен быть сначала сокрыт на время. Одним словом, называя себя Сыном Человеческим, Иисус намекал, что однажды он будет признан как Владыка, Мессия и Искупитель. (iii) Сын Божий В отличие от выражения «Сын Человеческий», которое используется в Евангелиях только Иисусом, и от титула «Мессия» (=«Христос»), которым его величают другие, «Сын Божий» или просто «Сын» – титул, употребляемый обеими сторонами. Четвертый евангелист часто присоединяет к фразе «Сын Божий» определенный артикль ( Ин.1:54,49:5:25; 9:35:10:36:11:4, 27:19:7:20:31 ), а иногда сопровождает определенным артиклем просто слово «Сын» (3:17, 35–36:5:19–23, 26:6:40:8:36:14:13; 17:1). Это означает: Сын, единственный в своем роде. Отсюда и специфически Иоаннова формула «единственный 55 Сын» (3:16–17; ср. 1Ин.4:9–10 ). На протяжении всего своего Евангелия четвертый евангелист хочет показать: тот, кто был в начале с Богом, и который даже был Богом, воплотился в человеческой плоти ( Ин.1:1, 14 ). Называя Сына Божьего Царем Израилевым (1:49), автор неоднократно объявляет, что Иисус претендовал на уникальные отношения с Богом. Не раз пытались иудеи убить Иисуса за кощунство, «ибо он не только нарушал субботу, но и Отцом своим называл Бога, делая себя равным Богу» ( Ин.5:18 ; ср. 10:30–33). С помощью целого ряда беспрецедентных высказываний вроде «я -хлеб жизни» ( Ин.6:35 ), «я – свет миру» (8:12), «я – воскресение и жизнь» (11:25), Иисус изображается использующим ветхозаветную формулу теофании. В Ветхом Завете она была отведена для особенно величественных описаний Яхве (ср. Иск 3:14). Неуди» вительно, что Четвертое Евангелие завершается рассказом, в котором воскресший Иисус не только принимает слова поклонения, сказанные Фомой («Господь мой и Бог мой!»), но н называет блаженными всех, кто выражает аналогичное исповедание ( Ин.20:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

3) Изображений Бога не может быть, так как «Бог есть дух» ( Ин.4:24 ), и Его «никто никогда не видел» ( 1Ин.4:12 ; 1Тим.6:16 ; Исх.33:20 ). Никто из православных христиан не думает изображать невидимое Божеское существо, а на святых иконах пишутся только те образы, в которых Бог открывался людям, чтобы благоволение Божие, выразившееся в этих образах, не осталось в пренебрежении (если явления не будут изображены). «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил » ( Ин.1:18 ; ср. 14:8–9; 1Тим.3:16 ; Лк.3:22 и др.). 4) Всякие изображения запрещены ( Втор.4:12–19 ). Нужно отличать священное от не священного, истинное изображение от ложного ( Лев.10:10 ), святые иконы от идолов. В указанном месте запрещены только идольские изображения («дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира» – стих 16). Истинные изображения имеют некоторые внешние черты сходства с ложными идольскими изображениями. Так по повелению Божию сделаны были и поставлены на крышке ковчега два херувима с крыльями ( Исх.25:20 ), подобно «птице крылатой» ( Втор.4:17 ); медный змей ( Чис.21:9 ) был изображением «гада, ползающего на земле» ( Втор.4:18 ); пророку Иезекиилю были показаны Богом для второго храма изображения херувимов с лицами человеческими и львиными ( Иез .41:17, 19 ), т.е. «скотов, которые на земле» ( Втор.4:17 ). 5) Православные, почитая иконы, славу истинного Бога изменили в образ человека (ср. Рим 1:23 ). Здесь апостол говорит не о христианах, а о язычниках, которые «изменили» (λλαξαν от λλσσω – менять, переменять, променивать), т.е. заменили Бога всесовершенного, вечно живого Духа истуканами («поклонялись и служили твари вместо Творца» – стих 25; ср. Иер.2:11 ; Ис.42:8 ; Пс.105:19–21 ). Чествуя святые иконы, мы славы Божией не умаляем, так как икон не почитаем за Бога; божескую славу воздаем не веществу, а Единому Богу. «Тленный человек» – человек грешник с порочными наклонностями (ср. 2Пет.2:19 ; ср. 2Пет.10–12; 18 ). «О Боге надлежало думать», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «что Он Господь всего, что Он сотворил сущее, что Он обо всем промышляет и печется. В этом состоит слава Божия. К кому же приложили ее язычники? Не к людям, но к образу, подобному тленному человеку. Даже на этом не остановились, но снизошли до животных, а лучше сказать, до изображений их... В язычестве можно было видеть изображения животных и пресмыкающихся, а также Аполлона и Диониса, почитаемых вместе с пресмыкающимися... Слово «предал» здесь означает «попустил..». Бог предложил людям, вместо учения, мир, дал им разум и рассудок, способный понимать то, что должно. Но они ничем из этого не воспользовались для своего спасения и даже извратили то, что получили... Оставалось предоставить их им себе, что Бог и сделал, чтобы люди, посредством личного опыта узнавши все то, к чему они так сильно стремились, сами, наконец, бежали от позора». 344

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Почему? Потому-что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильский не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх.19:12–16,20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх.20:12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср. – ст. 7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1 ст. ср. 1Ин.2:13 и 1Кор.7:14 ). Это, во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол.2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт. гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно восьмидневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещённые благодатью Божией, должны крестить своих новорождённых младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служить внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без неё Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, говорит Господь Никодиму, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные небыли в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещёные не входят в единение с Господом ( Гал.3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим.8:9 ср Деян.2:37,38,8:12,10:47,48 и др.) и по необходимости гибнут в отчуждении от Источника всякой жизни и добра (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д. В частности, Деян. 3 (исцеление Петром хромого, после чего по словам Петра обратились до пяти тысяч человек); Деян. 5 (смерть Анании и жены его); Деян. 5:19; 12:7; 16 (освобождение апостолов из темницы); Деян. 9 (исцеление Энея); Деян. 9 (воскрешение Тавифы); Деян. 13 (ослепление Элимы); Деян. 14 (исцеление хромого в Листре); Деян. 20:9–12 (воскрешение Евтиха); Деян. 28 (Павел не потерпел вреда от ехидны), Деян. 28:8–9 (исцеление отца Публия). Ср. Рим. 15:18–19 ; 1Кор. 2:4; 4:20; 12:9–10, 28–30 ; 2Кор. 12:12 ; Гал. 3:5 ; 1Фес. 1:5 ; Евр. 2:4 . Помимо названных в первобытной церкви было много иных духовных дарований, упоминаемых преимущественно в 1Кор. 12–14 , как-то: слово мудрости, слово знания (всех тайн), вера, различение духов, пророчество (ср. Деян. 11:28; 13:1–2; 21:11 ), истолкование языков, изобличение ( 1Кор. 14:24–25 . Ср. 1Тим. 5:20 ; 2Тим. 4:2 ; Тит. 1:9 ; ср. Ин. 2:24–25; 16:8–11 ), также откровение (­Апокалипсис, напр. Откр. 1и мн. др. Ср. 1Ин. 2:20, 27 ; Мф. 10пар.), видения и слышание неизреченных слов ( 2Кор. 12:1–4 ). Даже чрезвычайные телесные или внешние проявления нравственно-христианского настроения были именно явлениями «пневматическими», духовными дарованиями, напр., дар управления ( 1Кор. 12:28 ), вспоможения (ib.) u служения святым, т. е. полного отречения от имущества ( 1Пет. 4:10–11 ; ср. Ефес. 4:12 ), дух целомудрия, воздержания и других подвигов аскетического самоотречения ( 1Кор. 7:7; 13:3 ; Гал. 5:23 ; 1Тим. 6:7 ) и пр. Духовные дарования продолжались некоторое время и в послеапостольский век, хотя, несомненно, в меньшем объёме и силе. С течением же времени совершенно прекратились 479 . Факт существования в первоначальной христианской церкви чрезвычайных духовных дарований создаёт для нас исключительно важную проблему. Если чудеса в евангельской истории были только символами духовных благ, образами невидимой божественной жизни, если евангельская история имеет своею целью возвести наш ум к духовному и в этом смысле окончательно увенчивается воскресением Христа и Его отшествием к Отцу, если страшный суд постиг иудеев на пути их страстных требований чудес (cp.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Сир.1:22 : «…самое движение гнева есть падение для человека». Мф.5:22 : «...всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»; Иак.1:20 : «ибо гнев человека не творит правды Божией». Сир.1:28 : «...не приступай к Нему с раздвоенным сердцем». Иак.4:8 : «Приблизьтесь к Богу… исправьте сердца, двоедушные». Сир.1:30 : «Не возноси себя, чтобы не упасть...». Лк.18:14 : «...ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет...». Сир.2:1 : «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению». Мф.4:1 : «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (как раз перед началом Своего служения). Сир.2:5 : «ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, – в горниле уничижения» (ср. Прем.3:6 : «Он испытал их как золото в горниле...» и 3Езд.16:74 : «Тогда настанет испытание избранным Моим, как золото испытывается огнем»). 1Пет.1:7 : «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемою золота...» (ср. Дан.12:10 : «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении...»). Сир.2:8 : «Боящиеся Господа! веруйте Ему, и не погибнет награда ваша» (ср. ст. 6: «Веруй Ему…»). Ин.12:36 : «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света»; Деян.16:31 : «...веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (ср. Евр.11:6 ). (Заметим: в Ветхом Завете нигде больше не встречается призыва «веруй» и «веруйте».) Сир.2:10 : «...кто верил Господу – и был постыжен?..». Рим.9:33 : «...всякий, верующий в Него, не постыдится». Сир.2:12 : «Горе... грешнику, ходящему по двум стезям!». Иак.1:8 : «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих»; Мф.6:24 : «Никто не может служить двум господам...». Сир.2:15 : «...любящие Его сохранят пути Его». Ин.14:15 : «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Сир.3:1 : «Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись». 1Ин.2:1 : «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали». Сир.3:6 : «Уважающий отца будет долгоденствовать...».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Из главенствующей в сатанинских глубинах ада нечистой троицы, именно второй – диавол действует на земле и среди людей, пока прикровенно – в змие, Каине, иудеях ( Ин.8:14 ), Иуде Предателе ( Ин.6:70 и 13:2), в искусителе Христа ( Мф.4:1 сл. парал. Лк.) в пустыне и при страданиях ( Лк.4:13 ), Елиме волхве ( Деян.13:10 ), в распространении и усилении зла среди людей ( Мф.13:39 парал. Евр.2:14 , – 1Пет.5:8 др. мн.), в своих исчадиях ( 1Ин.3:8:10 ), антихристах ( 1Ин.2:18–24 , – 4:3, – 2Ин.7 ). Так дотоле, пока посеянные диаволом и растущие в хлебе (пшенице) плевелы вместе с ним не созреют «до жатвы» ( Мф.13:24–30, 36–43 ). Как первое пришествие Христа было, когда грех стал крайне грешен, а благодать стала преизбыточествовать, так и второе явление Спасителя в пришествие антихриста ожидают окончательной зрелости добра и зла, для последней и решительной борьбы их между собою. И как «явление Христа Бог откроет в свое время» ( 1Тим.6:14–15 ср. Деян.1:6–7 ), так и антихриста ждет «его время», когда, наконец, «сатанинскае глубины ада» и сам «сатана» престанут держать его у себя, и он явится творить свое диавольское дело открыто и самолично (ср. Откр.20:7–10 ). «И тогда откроется человек беззакония (греха, – беззаконник), коего присутствие (пришествие) будет no действию сатаны в проч. Человек беззакония: в противоположность Богочеловеку – сатаночеловек. По мнению некоторых, он также родится и также от девы, но не Пресвятой и Безневестной, а от Блудницы (даже 12 дев-блудниц!), притом блудной в развратной не по слабости, а по принципу, по отрицанию брака и возведению разврата в догму (хлысты, скопцы др.). Так получается полная и открытая противоположность антихриста Христу. И если «антихрист во всем хочет уподобиться Сыну Божию», (Ипполит) и «мирообольститель явится как Сын Божий и сотворит знамения и чудеса» (Учение 12 апост. XVI. 4), то это уподобление должно понимать как противоподобие жизни, учению и делам Христа. «И тогда (в «свое время», когда «(со)держащее» – сатанинские глубины ада, и («содержащий» – сам Сатана, «будет от среды» отстранены, перестанут (со)держать у себя антихриста) откроется беззаконник (человек беззакония или греха, – возводящий грех и беззаконие в догму), коего Господь Иисус уничтожит (так что «был и нет и в погибель отойдет...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

6. Ангелы «пребывают на небе и имеют одно действие: воспевать хвалы Богу и служить Его Божественной воле». Об этом свидетельствует Святое Откровение. Святой боговидец Исаия созерцал Серафимов, окружающих престол Божий и восклицающих: «Свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнь вся земля славы Его» ( Ис.6:3 ; ср.: Иез.3:12 ; Пс.148:2 ); возлюбленный Христом Иоанн, погруженный в апокалиптические видения, свидетельствует, как небесные Силы «покоя не имут день и нощь, глаголюще: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе, и сый и грядый» ( Откр.4:8 ; ср.: Откр.7:11–12 ). Пророк Даниил видит, что там, где Ветхий денми воссел на престоле небесном, «тысяща тысящ» (Ангелов) «служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему» ( Дан.7:9–10 ). Сам Спаситель благовествует, что Ангелы «выну видят лице Отца Небесного» (ср. Мф.18:10 ), непрестанно исполняя волю Божию на небе и на земле – и служа тем самым свершению Божия совета о мире и человеке (см. Евр.1:14 ; Деян.5:19, 7:30, 35, 53 ; Мф.4:11, 25:31, 28:2, 5–7, 13:39–42, 49 ; Лк.22:43, 2:14 ; Гал.3:19 ; Еф.1:21 ; 1Пет.3:22 ; Ин.5:4, 1:51 ; Пс.33:8 ; Откр.7:1–2, 16:5, 14:18 ). «Ангелы сильны, – говорит святой Дамаскин, – готовы к исполнению Божией воли и по свойственной им быстроте тотчас повсюду оказываются, где бы ни повелело Божественное мановение». § 32. О бесах Святое Откровение свидетельствует и подтверждает, что существуют не только добрые, но и злые духи, и причем как существа личные и самостоятельные, добровольно и бесповоротно утвердившиеся и укоренившиеся во зле. Реальное существование бесов Священное Писание удостоверяет своим учением о них, указывая к тому же на их явления в мире сем. Характеру и действию бесов Священное Писание усваивает точные наименования. Главный, верховный дух зла называется в Священном Писании сатаной (евр. «satan» – «противник, обманщик»), диаволом (греч. διβολος – «клеветник», см.: Мф.4:1, 13:39, 25:41 ; Лк.4:2–3, 8:12 ; Ин.8:44, 13:2 ; Деян.10:38 ; Еф.4:27, 6:11 ; 1Тим.3:7 ; Евр.2:14 ; Иак.4:7 ; 1Пет.5:8 ; 1Ин.3:8, 10 ; Откр.2:10, 12:9, 12, 20:2, 10 ; 1Пар.21:1 ; Пс.108:6 ; Иов.1:6, 2:2 ), веельзевулом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Христианин есть член тела Христова – Церкви ( 1Кор.12:12–27 ), не должен отделяться от этого живоносного тела; в противном случае, вместо истинной жизни, получит вечную смерть. «Отломи ветвь от дерева», – говорит святой Киприан Карф ., – «отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником, – разобщенный иссякнет... А ты думаешь, что можно стоять и жить в удалении от Церкви, устрояя себе другие различные жилища?” 34 Православная Восточная греко-российская Церковь есть истинно апостольская Церковь В Мф.18:19–20 Иисус Христос говорит не о Церкви, а о молитве. Господь указывает, что единодушие молящихся, пребывающих в союзе с Церковью Его (ср. Мф.18:17 ), независимо от числа лиц, преклоняет Отца Небесного на милость, если, конечно, они достойны ее, просят того, что угодно Богу и полезно им; и Он Сам пребывает среди них (ср. Ин.14:23 ; 1Ин.3:23–24, 4:18–21 ). Ослушники Церкви ( Мф.18:17 ), с которыми верующие должны прервать религиозное общение, как с язычниками и мытарями, не могут надеяться, чтобы среди них был Христос и чтобы Отец их услышал. Церковь Христова не отвлеченное понятие, а живая, историческая действительность, восходящая непрерывно через преемство епископов до апостолов, а через них до Господа; с нею сектанты прервали общение, отложились от нее, и поэтому собрание их, в каком угодно числе, не есть Церковь ( Мф.12:30 ). «Собравшиеся во имя кого-либо», – учит святой Василий Великий , – «без сомнения, должны знать намерения собравшего и расположить себя сообразно с оным, чтобы обрести благодать благоугождения и не подпасть осуждению за злонамеренность или нерадение... Мы должны помнить, что говорит апостол ( Еф.4:1–4 ) и Господь ( Ин.14:23 ). Господь пребывает посреди двоих или троих, если сообразуются с волею Его. Α собравшиеся недостойно звания и не по воле Господней, хотя бы и казалось, что собрались вместе во имя Господне, услышат: «что зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю» ( Лк.6:46 ; ср. Мф.25:11–12 ; Деян.19:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010