Всеобщий суд Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Ин.5:22, 27-29 ; Мф.16:27, 7:21-13, 11:22, 24, 35, 41-42, 13:37-43, 19:28-30, 24:30, 25:31-46 . Деян.17:31 . Иуд. 14-15 . 2Кор.5:10 . Рим.2:5-7, 14:10 . 1Кор.4:5 . Еф.6:8 . Кол.3:24-25 . 2Сол.1:6-10 . 2Тим.4:1 . Откр.20:11-15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Мф.25:31-46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей…). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия — и на самих даже падших ангелов ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и “день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим.2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние — блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, — скажет Сын Человеческий в день суда… и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт.25:41-46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется “геенной” (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:43-46 , также 45–49). Там будет плачь и скрежет зубов — не раз повторял Спаситель о геенне ( Мф.8:12 и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр.19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: “грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу” (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protopresvi...

Это Слово и познал святой Иоанн Креститель как один из последних ветхозаветных тайнозрителей (VI,188–190; II,215). Домостроительство телесного Пришествия Сына Божия в жизнь человеческую он и провозглашает словами: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), ибо Агнец обозначает воспринятого [Словом] человека ( тХп оЩк тоа ШpolhsTme­qa). Помимо пророков, предвозвещавших о Нём (Ис 53:7; Иер 11:19), Его имеет в виду святой Иоанн Богослов и в “Апо­калипсисе”, где говорится: стоял Агнец как бы закланный (Откр 5:6). По словам толкователя, Агнец, “согласно неизреченным учениям”, был заклан как очистительная жертва ( за весь мир; Он принял и заклание по человеколюбию Отца, искупив нас Кровию Своею (Откр 5:9; VI,264–275) 48 . В связи с темой искупления Ориген в названном сочинении касается, естественно, и христологии, замечая, что Спаситель иногда говорит о Себе как о человеке, а иногда — как о Божественной природе, соединённой с нерождённым естеством Отца. Тесно сопрягает экзегет с этими темами и вопрос о боговедении. Так, размышляя по поводу Ин 8:19 (вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего), он стремится решить данный вопрос в, так сказать, “сотериологическом ключе”. Ссылаясь на Отцов ( ™k memaqhkлj), Ориген говорит, что тот, кто не ведёт добрую жизнь, не может обрести и ведение Бога. Вместе с тем, проводя определённую разграничительную черту между понятиями ведение Бога и вера ( ›teron тХ ginuskesqai тХп QeXn тэи pismeЪsqai), он подчёркивает, что ведение предполагает единение с тем, кто познаётся (так, Адам познал Еву, когда соединился с ней), а поэтому соединившийся (букв. прилепившийся, Р kollumenoj) с Господом познаёт Господа. В свою очередь и Господь познаёт тех, кто соединился с Ним, а поэтому Он, как бы “смешавшись” с ними, уделяет им нечто от Своего Божества ( aЩmoЭj memadedwkлj aЩmo‹j mБj аЩтоа qeTmhmoj; XIX,12–25). Таким образом, боговедение, согласно Оригену, есть взаимообратный процесс, оно неотделимо от взаимного причастия познающего и Познаваемого, а поэтому составляет существеннейшую грань сотериологической синергии, будучи тесно связано и с обожением.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

Слово о разрушении и восстановлении храма передано в Мк 14. 58; Мф 26. 61; Ин 2. 19, и каждый раз неск. иначе. Полагают, что ближе всего к первоначальной форме вариант, приведенный в Евангелии от Иоанна: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин 2. 19) ( Goppelt. 1980. S. 148). Конечно, Иисус Христос говорит не о новом храмовом строении (ср.: Откр 21. 22) и не о новом обществе верующих, но об эсхатологическом присутствии Божием в Нем Самом. Эта логия предполагает, что «разрушение храма» случится через отвержение Иисуса Христа иудеями. Согласно Мк 14. 58, именно это слово о храме послужило поводом для смертного приговора Христу (ср.: Деян 6. 14). Смысл очищения храма, как и слов о храме, не в улучшении или реформе иудейского богослужения, но в том, что Иисус Христос пророчески радикально отменяет иудейский храм, заменяя его новым, эсхатологическим богослужением. В беседе с самарянкой Он говорит, что «настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине...» (Ин 4. 23). IV. Этические заповеди декалога (см. Десять заповедей ) и заповедь любви. Призывая к совершенству (Мф 5. 48) и возвещая о том, что Он пришел не нарушить, но исполнить закон, Иисус Христос в Своих поучениях подводит к предельному пониманию ветхозаветных этических заповедей. Эти заповеди в Евангелиях не просто повторяются, но представляют их в новых формах: или за счет усиления ветхозаветных заповедей (Мк 12. 28-34; Мф 22. 34-40; Лк 10. 25-28), или антитетической заменой их (Мф 5. 21 слл.). Согласно Евангелиям от Марка и от Матфея, заповедь о любви к ближнему (Мк 12. 31) выделяется как 2-я наибольшая и вместе с 1-й (о любви к Богу - Мк 12. 29-30) возвышающаяся над прочими заповедями. В Евангелии от Луки она, противопоставленная иудейской казуистике, раскрывается в новом, евангельском, значении. По поводу этой заповеди законник ставит характерный для иудейской казуистики вопрос, следуя принципу ограждения закона, он спрашивает о границах применимости этой заповеди: «А кто мой ближний?» (Лк 10. 29). И Иисус Христос отвечает ему притчей о милосердном самарянине (Лк 10. 30-37). Эта притча призывает к проявлениям любви без границ. Она завершается вопросом: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк 10. 36). Тем самым Христос как бы возвращает вопрос законнику. Он учит его не спрашивать о границах его обязанности перед Богом, но следовать абсолютной благой воле Божией. Заповедь любви, как и всякую заповедь, Иисус Христос видит проникнутой абсолютной благостью Божией. Заповедь не инструкция, устанавливающая пределы обязанности человека по отношению к Богу, но живое выражение Его воли, к-рое актуально всегда и в любой исторической ситуации обращено к каждому человеку.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Чтобы определить, почему совершенное над Иисусом крещение рассматривается как признак мессианства, необходимо обратить внимание на повествование о крещении Господа в Евангелии Иоанна: «И свидетельствова Иоанн, глаголя, яко видех Духа сходяща яко голубя с небесе, и пребысть на Нем: и аз не ведех Его: но пославый мя крестити водою, той мне рече: над Него же узреши Духа сходяща и пребывающа на Нем, той есть крестяй Духом Святым: и аз видех и свидетельствовах, яко сей есть Сын Божий» ( Ин.1:32–34 ). Таким образом, при посредстве Святого Духа, мессианское достоинство Иисуса поставлено в самую тесную связь с крещением водою от Иоанна. Смерть на кресте была последним актом земного служения Иисуса Христа, как Искупителя, крайним пунктом самоуничижения воплотившегося, но вместе с тем и началом Его прославления; в Его крови – завершение Его искупительного дела, центр Его мессианского служения, так как «отнюдь вся кровию очищаются по закону, и без кровопролития не бывает оставление» ( Евр.9:22 ; cp. 1Ин.1:7, 4:10 ; Откр.1:5, 5:9, 7:14 ; 1Пет.1:2 ; Евр.10:22, 12:24 ). И «кровь» засвидетельствована Духом, как мессианский признак. Пророчество Исаии о страждущем Мессии нашло приложение к Иисусу в наименовании Его Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира ( Ин.1:29 ), от Иоанна, который послан был от Бога, чтобы свидетельствовать об истине. Точно также Дух Святой открывает в вознесении Моисеем змия в пустыне для исцеления Израильтян ( Чис.21:9 ) прообраз вознесения на крест Иисуса Христа (Сына человеческого), «да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин.3:14–15 ). Пророчество Захарии о том, что жители Иерусалима «воззрят нань, его же прободоша» ( Зах.12:10 ), а также несокрушение костей пасхального агнца ( Исх.12:46 ) изъясняются в смысле признаков мессианского характера смерти Иисуса ( Ин.19:37, 36 ). Таким образом, и кровавая смерть Иисуса Христа свидетельствуется Духом, на основании Писания, как событие, имеющее мессианское значение 756 . Следовательно, вера в мессианское достоинство Иисуса имеет непоколебимое основание: она покоится на двух основных камнях. Крещение Господа в Иордане, со всем, что существенно принадлежит к этому событию, и смерть на кресте с пролитием крови – это две печати в начале и конце книги земного мессианского служения Иисуса, неразрывно соединенные между собою. Эти два события имеют столь выдающееся значение в определении Его мессианского служения, что для полного удостоверения в этой истине достаточно сказать: Он действительно пришел водою и кровию. В таком характерном начале и в кровавом конце Своей жизни Он показал, доказал и явил Себя миру, как истинный Мессия, поэтому и имя Ему – ησος Χριστς. В этом имени точно формулируется результат целого предложения: οτος – αματος, выражая совокупность того, что о Нем можно сказать

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Сир. 4:35. 916 Притч. 4:26. Так в Септуагинте, в Синодальном переводе эта строка звучит следующим образом: “Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды”. В Вульгате: “Направь ноги свои [узкой] тропой и все пути твои укрепятся”. 917 Притч. 4:23. 918 Источник цитирования не установлен. 919 Мф. 5:8. 920 1 Ин. 3:21-22. 921 Мф. 5:28. 922 1 Петр 1:22. Полностью этот стих звучит следующим образом: “Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, ... “. 923 Откр. 14:4. 924 Там же. 14:4-5. 925  Еф. 5:27. 926 Поскольку ничего этого у нее нет и быть не может. 927 1 Петр 3:1-4. 928 1 Тим. 2:9-10. 929 Кол. 3:12. 930 Пс. 45:11. 931 Там же. 97:10. 932 Ин. 5:44. 933 Ис. 26:15. Эта строка есть только в Септуагинте, в Вульгате и Синодальном переводе она отсутствует. 934 Иер. 12:13. И эта строка тоже присутствует только в Септуагинте, в Вульгате и Синодальном переводе ее нет. 935 В Венском кодексе после слова “ибо” предложение заканчивается следующим образом: “величие не украшает тех, кто предпочитает земное небесному” 936 2 Тим. 2:24. 937 После этих слов в Венском кодексе добавлено: “[не должно] участвовать”. 938 Еф. 4:29. 939 Далее в Венском кодексе следует: “чтобы боль желудка и слабость тела и души изгнать”. 940 Ис. 66:2. 941 Пс. 2:11. 942 Иер. 48:10. 943 Так в Вульгате и таково первое значение глагола u p o m e n w в соответствующем месте Септугинты. В Синодальном же переводе мы читаем “претерпевший”, что тоже возможно. 944 Мф. 10:22. 945 Далее в тексте Луки Холстения и в Венском кодексе следует фрагмент, отсутствущий в других списках: “То есть, прекрасна Римская церковь, без сомнения исполненная апостольского духа, престол которой занимает тот, кто недавно вынес столь суровый приговор, считая вряд ли достойной снисхождения ту, которая запятнала мерзостью похоти святое тело Бога”. 946 В Венском кодексе письмо оканчивается словом: “Аминь”, в Codex Reginensis Romanus: “Окончено [послание] к девам”. 947

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

– В том-то и дело, мой милый, что со словом – «святой», «святую» – мы соединяем разные с вами понятия. Оттого у нас, православных, слово это стоит на своем месте и имеет смысл; у вас же, штундистов, оно является пустым, несуществующим звуком. По вашим понятиям, «святой» значит «безгрешный», «Святая Церковь » – общество непорочных христиан, каковым, к удивлению, вы себя почитаете. Стали мы проверять ваши понятия от Слова Божия, – оказалось, что безгрешных христиан не было даже при Апостолах, быть не может и, следовательно, нет среди вас. Таким образом, вы по-пустому прикладываете к своему обществу то наименование, какое прилично одному Господу ( Откр. 15, 4 ; Мк. 10, 18 ). Другими словами: вы обольщаетесь , «не зная Писания, ни силы Божией» ( Мф.22:29 ). Мы, православные, неповинны в ваших заблуждениях. Церковь святою мы именуем, но не за безгрешность людей. Мы веруем в ее святость потому, что Един «Свят Господь Бог наш» – Глава Церкви православной ( Ин. 8, 46 ; 2Кор. 5, 21 ; Евр. 4, 10 ; 1Петр. 2, 22 ; Дан. 9, 24 ); свято учение Его ( Ин. 7, 16 ; 1Тим.6:13 ; Рим. 1, 2 ; 2Тим. 3, 15 ; Пс.118:138–140 и др.), на котором устрояется наша «святейшая вера» ( Иуд.1:20 ); свята благодать Божия, живущая в Церкви и врачующая немощных людей ( 2Кор.12:9 ; 1Кор.15:10 ; Рим.5:17–21 ; Тит.2:11–12 ); святы таинства, чрез которые эта Божественная благодать подается верующими ( 1Кор.4:1 ; Мф.3:11 ; Деян.1:8 ; Тит.3:5–6 ; Мф.26:26,28 ; 1Кор.10:16 ; 1Кор.11:23–28 ; Евр.10:29 и др.). А сами веруюшие? Они » освящены от Духа» ( 1Петр. 1, 2 ) «во Христе» ( 1Кор. 1, 2 ), « призваны к чистоте и святости » ( Рим. 1, 7 ; 1Кор. 1, 2 ; 1Сол. 4, 3–7 ; Деян. 26, 18 ; 1Петр. 2, 9 ; Еф. 4, 1 ), и постоянно « освящаются все от Единого» – Господа Иисуса Христа ( Евр. 2, 11 ). В этом смысле они, действительно, «род избранный, царственное освященство, народ святой, люди взятые в удел» ( 1Петр. 2, 9 ). Но «святой народ» – не то же, что «безгрешный», «непорочный» народ. «Святым» народом именовались в древности евреи ( Исх. 19, 6 ; Прем.10:15 ; 1Мак. 14, 42 ); однако Писание всех их «заключило под грехом» ( Гал. 3, 22 ; Рим. 3, 9 и др.). Также и христиане святы не потому, что безгрешны, а потому, что они освящены и освящаются Христом во Св. Духе .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Впрочем, апостольское слово указывает и на воскресение всех нас, «дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол.1:18 )». «Господь Иисус Христос выплатил за нас весь долг, изгладил бывшее против нас рукописание и пригвоздил его ко кресту, посрамил бесов, смело изобличив их Собою, то есть явив им Свою безгрешную плоть и душу и разоблачив их неправедный Ему приговор; и сделав это, Он оживил с Собою всё человеческое естество... Разрушив смерть и осуществив наше спасение, Он вознесся на Небо». «Так как Господь Иисус разорвал узы смерти, – говорит блаженный Феодорит, – то справедливо и нарицается Первенцем из мертвых. Он воскрес прежде всех и как Первенец (как Начаток, ς παρχ) даровал людям нетление. Хотя и прежде Него другие воскресали, но снова умирали; Господь же воскрес совершенным Воскресением... А после того как воскресло одно тело, то и всё естество удостоилось воскресения». Потому как воскресший Господь проложил человеческому естеству путь из смерти в жизнь, в которой уже не умирают, и даровал благодатные силы к этой жизни, то и наименован Он Первенцем из мертвых и тем самым обозначен (отмечен) как Родоначальник, за Которым последуют все (см. Рим.8:11 ; 1Кор.6:14, 15:12–23 ; Ин.5:28–29 ; Деян.24:15 ; Откр.20:12–13 ; 1Пет.1:3 ). Воскреснув из мертвых, Господь Иисус сделал воскресение из мертвых обязательным для всех людей: как добрых, так и злых. Повинуясь всемогущему действию Воскресения Богочеловека и Его силы, всё человеческое естество находится во власти этой силы как исцеленное ею от гнета смерти. И человек как существо, причастное всеобщему человеческому естеству, должен воскреснуть в последний день. Тогда, по слову всеистинного Спасителя, «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Значит, воскресение обязательно для всех, но вечное блаженство в раю или вечное мучение в аду будет зависеть от того, утвердит ли человек свою волю в добре или во зле, созиждет ли свою личность Богом или диаволом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

а) Свобода (ατεξοσιον) Божией воли – это свойство, показывающее, что Бог во всем руководствуется силой Своей всесовершенной, самобытной, вечной, премудрой, неизменной природы. Как Своим бытием, так и Своей волей Бог абсолютно независим от всего внешнего, поэтому Божия воля действует по абсолютному самоопределению. Но эта абсолютная свобода всегда действует в совершенном согласии со всеми остальными Божиими свойствами. Главное отличие Божия духа – это свобода: «Господь же дух есть; a идеже Дух Господень, ту свобода» ( 2Кор.3:17 ; ср.: Ин.4:24 ). Дух Господень разделяет духовные дарования «властию коемуждо якоже хощет» ( 1Кор.12:11 ). Совершенная свобода Божией воли проявилась в сотворении мира: «Вся, елика восхоте Господь, сотвори, на небеси и на земли, в морях и во всех безднах» ( Пс.134:6 ; ср.: Пс.113:11 ; Дан.4:32 ; Иов.9:12, 23:13 ; Иер.27:5, 6 ; Притч.21:1 ; Откр.4:11 ). И не только в сотворении мира, но и в промышлении о мире, и в спасении мира проявляется свобода всесовершенной Божией воли, которая во всем руководствуется своей вечной добротой и святостью (см. Мк.10:18 ; 1Ин.1:5 ; Пс.5:5 ; Втор.32:4 ; Ин.9:31 ; Притч.3:32 ). Одним словом, Бог всё устрояет «по изволению воли Своей» ( Еф.1:11, 5, 9 ; ср.: Рим.9:20, 21 ; Ис.29:16, 45:10 ; Иер.27:5 ). Божественная истина Священного Писания о свободе Божией воли засвидетельствована Священным Преданием, особенно теми из святых отцов, которые опровергали заблуждения языческих философов и некоторых еретиков, проповедовавших, что Бог подчинен судьбе и сотворил мир по необходимости. Святые отцы доказывали истину Святого Откровения, согласно которой Бог не подлежит никакой необходимости, но как Существо абсолютно благое и абсолютно свободное принимает решения по Своей вечной и премудрой воле. Так, согласно святому Иринею, Бог, имея нечто в мысли, одновременно имеет это и в хотении, ибо весь Он – мысль (λος ννοια), весь – воля (λος ϑλημα). А святой Григорий Нисский говорит, что Божий ум и Божия воля так неразрывно внутренне соединены, что между ними нельзя вообразить никакого временного интервала; они всегда действуют совместно, одновременно, согласно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Состояние оправданных не остается навсегда неизменным, но, по свидетельству Священного Писания, возрастает чрез возрастание веры, любви, исполнения заповедей и продолжения действия Божией благодати. И рекоша Апостоли Господеви: приложи нам веру ( Лк.17:5 ; сл. Ин.2:11, 22 ). О сем молюся, да любовь ваша еще паче и паче избыточествует в разуме и во всяком чувствии ( Флп. 1:19 ). Можно и лишиться оправдания или освящения чрез смертный грех. Св. писание непрерывно убеждает праведных, чтобы они не отпадали от правды и не грешили. Так Иисус Христос говорит Апостолам: бдите и молитеся, да не внидите в напасть ( Мф.26:41 ). Апостол: мняйся стояти да блюдется, да не падет ( 1Кор.10:12 ). Ты верою стоиши, не высокомудрствуй ( Рим.11:20 и друг.). Иезекииль говорит: праведник не может спастися в день греха своего. Егда реку праведнику: жизнию жив будеши, сей же уповая на правду свою, и сотворит беззаконие, вся правды его не воспомянутся, в неправде своей, юже сотвори, в той умрет ( Иез. 33:12–13 ). Известно из Священного Писания, что Адам, Саул, Давид, Соломон, Петр, Иуда и другие, быв прежде праведными, тяжко согрешили; иные из них умерли во грехах, а другие омыли свои падения горькими слезами раскаяния. б) Предопределение Как Бог предопределил от вечности создать мир и спасти человечество, так от вечности Он предопределил привести чрез Свою благодать некоторых людей к вечному спасению, не нарушая их свободы. Предопределенные к освящению и спасению люди называются предопределенными или избранными. Иисус Христос и Апостолы ясно говорят о предопределении к славе ( Мф.25:34 ; Деян.13:48 ; Евр.9:15 ), к благодати ( 2Тим.1:9 ; Еф.2:10 ), к святости ( Еф.1:4–5 ); называют предопределенных благословенными Отца ( Мф.25:34 ), рожденными от Отца от Сына и от Святаго Духа ( 1Ин.2:29, 4:7 ; Ин.3:8, 17:2 ), написанными к книге жизни ( Флп. 4:3 ; сл. Откр.17:8, 20:15 ). Прообразованием предопределенных служат ветхозаветные Патриархи, как например, Авраам ( Рим.4 ), Исаак и Иаков ( Рим.9:8–13 ), народ Израильский ( Ис.48:12 ). Примером предопределения – пророки, например, Иеремия ( Иер.1:5 ), Иоанн Креститель ( Лк.1:15 и след.), Пресвятая Дева Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Но, в то же время, Иисус Христос прямо и ясно учил, что это царство будет по воле Его Отца, и Его собственным, непосредственно Ему принадлежащим, царством. Аз, говорил Он Своим ученикам, завещаваю вам, яко же завеща Мне Отец Мой, царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во царствии Моем ( Лк.22:29, 30 ), а, также, через ап. Иоанна в Своем Откровении ему говорил: побеждающему дам сести со мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и сядох со Отцем Моим на престоле Его ( Откр.3:21 ). И апостолы будущее царство прямо называли царством Господа нашего и Спаса, Иисуса Христа ( 2Пет.1:11 ), царством Христа и Бога ( Еф.5:5 ), царством, для которого, как своего собственного царства, Он сохраняет избранных Своих ( 2Тим.4:18 ), и в котором последние, подобно тому, как терпели с Ним здесь, там вместе с Ним и воцарятся ( 2Тим.2:11, 12 ; снес. 2Тим.4:1 ). Будущее же царство, или, точнее сказать, царствование Христово, как оно изображается в Откровении, по своему существенному характеру, будет совершенно не то, что настоящее царское Его служение спасению рода человеческого. И ныне Иисус Христос есть царь ( Ин.18:37 ), обладающий всякой властью на небе и земле ( Мф.28:18 ) и, как глава, правящий всеми судьбами Своей земной Церкви ( Еф.1:21–23 ). Но теперь Он царствует только духовно-нравственно или благодатно и невидимо ( Ин.18:37 ; Еф.4:11–13 ), там же, в будущем царствии Своем, будет царствовать, как Царь славы ( Пс.23:10 ) и, для всех видимо, явившись в сие царство во славе Отца Своего ( Мф.16:27 ), и явившись, как сын человеческий ( Мф.25:31 ). Ныне, когда, наряду с добром, возрастает зло, всегда силясь заглушить собою и подавить добро, Он не только верным Своим подает вся божественные силы, яже к животу и благочестию ( 2Пет.1:3 ; 2Кор.12:9 ); но и находит необходимым Своей царственной силой и могуществом всегда вспомоществовать им в неизбежной борьбе со всеми видимыми и невидимыми врагами своими ( 2Тим.3:12 ; Евр.6:12 ; Флп.3:21 ), чтобы, подвизавшись добрым подвигом, течение совершить и веру сохранить, в надежде на получение от Бога венца правды, уготованного им всем, возлюбившим Его явление ( 2Тим.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010