Великий Павел сказал, что он «не достиг»; позволим ли мы себе претендовать на равенство с Христом? Но некая параллель все же должна существовать. Хотя бы бледное уподобление Господу совершенно необходимо, чтобы разумно носить имя христианина. И опять: Павел не стремился к почести... призывал же Коринфян подражать ему (1Кор.4:16), как он подражает Христу. Что мы и делаем ныне, чтобы и нам стать сонаследниками Иисусу в неувядаемой славе (Рим.8:17).    Беспомощно пытаюсь я говорить о Науке, величайшей из всех ведомых на Земле и Небе. Усваивается она не за несколько коротких лет академической учебы, но всем нашим бытием. Реальное, не отвлеченное, познание стяжевается соучастием в бытии; чрез пламенное покаяние и пребывание в духе заповедей дается нам сие страшное благословение.    Когда некая тень подобия Гефсиманской молитве осенит человека, тогда он разрывает узы эгоистической индивидуальности и вступает в новый образ бытия: персональный, ипостасный по образу Ипостаси Единородного Сына. Воспринять страждущую любовь Христа есть неоценимый дар Духа Святого, приближающий духовно к ощущению смерти Его на кресте и, вместе, силы воскресения. Соединенный с Ним подобием умирания в глубокой молитве о мире, в томительной жажде спасения людей, предвосхищает подобие воскресения (Рим.6:5, 8:11). Вводимый нисходящею Свыше силою в этот новый образ Бытия, достигает «конца веков» и ощутимо прикасается к Божественной Вечности.    «Ипостась» — Персона есть первичный принцип и последнее, всеобъемлющее измерение в Божественном Бытии; так же и в человеческом, по образу Божию тварном бытии. Вне сего ипостасного принципа ничего не существует и не может существовать. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нем жизнь» (Ин.1:3—4). «Живу Я!» говорит Господь (Ис.49:18). «Аз есмь... Начало и Конец, Первый и Последний» (Откр.22:13). «Аз Есмь» (Ин.8:58)    Неописуемы дары Божии: они делают человека носителем полноты богочеловеческого бытия чрез единение со Христом в молитве, уподобляющей его Ему. Редкая привилегия, совмещающая крайние состояния страданий любви и ее, любви, победу. Восстав от такой молитвы, человек сквозь животворящую боль медлительно входит в действенное ощущение воскресения своей души. Он ясно зрит, «что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9). Победа Его в вечности неизбежна. И дух молится внутри:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В сей части псалмопевец вводит Мессию, яко пророка, возвещающим а) свое рождение, 7, б) достояние или царство, 8 и в) власть, 9. Ст. 7. Возвещаяй повеление Господне. LXX сими словами оканчивают стих предыдущий; в нашем переводе они отделены от предыдущего, и поставлены началом стиха последующего; сим самым внесена темнота, сокрывающая мысль LXX и подлинника, в котором читается () возвещу повеления или определение. Возвещу повеление. Здесь вводит новое говорящее лице, которое есть тот самый царь, о коем сказано в предыдущем стихе. Слово возвещу употребляется в Писании для означения точного и определенного повествования (см. 4Цар.8:4–5 ; Пс.47:13 ) что и исполнил Иисус Христос во днех плоти своея, возвещая повеления Отца своего. ( Ин.7:42 ). Господь рече ко мне. Время сего речения столько же сокровенно, как самое рождение предвечного Слова из Отца. Сл. прежде век, в продолжение веков и после Отец глаголет к Сыну в недоведомой глубине Божества Своего. Откровение из сея глубины услышано Давидом, который изложил оное в настоящем псалме; Материю Христовою во время благовестия ( Лк.1:32 ); Иоанном во время крещения ( Мф.3:17 ), тремя учениками на Фаворе 18:5. Сын мой еси ты. Наименование Сына Божия относится а) к Израилю ( Исх.4:22 ), б) судиям ( Пс.81:6 ); в) ко всякому верующему, от Бога чрез Иисуса Христа рождаемому ( Гал.4:6–7 ), и г) к Иисусу Христу, который наречен сим именем, в силе, по духу святыни из воскресения из мертвых ( Рим.1:4 ). Нельзя думать, чтобы Давид разумел здесь ветхого или нового Израиля, во Христе усыновляемых, еще менее какого–либо судию, потому что, а) сему приписывает царство над языками и всею землею, всемогущую державу и почтение свойственное единому Богу; б) Св. Лука ( Деян.13:33 ) и Св. Павел прилагают сие место к Иисусу Христу; след. разумеют сына сущаго в лоне Отчи ( Ин.1:18 ), единородного Богу Отцу (14). Днесь. Словом днесь означается иногда а) определенное время ( Ис.58:4 ) б) непрерывность или всегдашность чего-либо Пс.94:7 . (Днесь аще услышите глас его т.е. всегда когда только будете слышать); в) вечность Исх.43:13 , где LXX перевели от начала, в подлиннике же: от днесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Для великих людей превосходство их пред другими иногда служило поводом к гордости, превозношению. Но взгляните пристально на Лицо Богочеловека – и вы удивитесь необычайному среди людей сочетанию в Нем величия со смирением. Не считая для Себя хищением быть равным Богу ( Флп.2:6 ), Он смиренно именует Себя Сыном Человеческим ( Мф.8:20 и др.). После воскрешения Лазаря, войдя в столицу Иудеи, при шумных восклицаниях народа Он не радуется воздаваемой Ему царской почести, но плачет о несчастном городе, обреченном на погибель ( Мф.23:37–38 ). Он вскоре после этого смиренно, как слуга, умывает ноги учеников ( Ин.13:4–5 ). Некоторые великие люди отличались геройством, мужеством в борьбе с препятствиями к достижению цели, великим самоотвержением. Давид, в жажде, не захотел пить воду, добытую воинами с опасностью для жизни ( 2Цар.23:15–17 ); известно геройство Александра Македонского среди военных походов. Но кто может из таковых сравниться с Тем, Кому предлагаемы были все царства мира и слава их и Который презрел это с величием Богочеловека ( Мф.4:8–10 )? Кто, ища спасения людей, не имел где главу преклонить ( Лк.9:58 )? Кто, предведая и предвещая о Своих ужасных страданиях, которые готовили Ему враги Его, твердо и неуклонно шел навстречу им? Кто веден был, как Агнец, на заклание, а не отверзал уст Своих ( Ис.53:7 )? Целитель болезней – терпит болезни ада! Врач прокаженных – покрывается язвами бичевания! Седящий на престоле славы – висит на Древе! Праведник – приемлет казнь со злодеями и вводит в рай разбойника ( Лк.23:43 )! Что касается способности обладать умами и сердцами людей, то свидетельством этого служат тысячи тысяч людей, почти в течение двадцати веков последовавших за Ним с такой любовью и преданностью, что, когда нужно было, они оставляли все ради возлюбленного и возлюбившего их Христа, не щадя и самой жизни своей. Кто укажет такого великого человека, из любви к которому последователи его жертвовали бы всем своим имуществом и своей жизнью, как делали это мученики и христианские подвижники? И теперь есть много самоотверженно идущих за Ним. Скажут: но Христос не был ни царем, ни завоевателем. Да, Он говорил, что Он – Царь, но что Царство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ). Он не царствовал во дни великого уничижения Своего, но царствует, восседая одесную Отца на престоле славы. В Его руках судьбы народов и царей; исполнители Его веления – величайшие, умнейшие Духи, мироправители – Власти и Господства 20 , исполняющие веления Его. Он не был завоевателем, но уже теперь вся вселенная в Его руках: Он владеет ею через Церковь , через христианских царей и правителей, которые всегда готовы повиноваться Его мановению, сердца которых в руках Его, как Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Для лучшего изъяснения употребляет св. Кирилл сравнение и говорит: «Если огонь чувственный сообщает силу естественного своего действования тому веществу, с которым соединяется, и воду, которая сама по себе холодна, делает горячею: то почему считать странным и невероятным, что Слово, сущее от Бога Отца, будучи жизнь по естеству, явило соединённую с Ним плоть животворящею» 297 ? Феофилакт Болгарский, в изъяснении на Еванг. Луки ( Лк.5:12–13 ), говорит, что Христос, исцеляя прокажённого, для того, простёр руку, коснуся его, дабы показать, что святая плоть Его, как плоть Слова Божия, имеет силу Божественную, силу очищать и животворить 298 . Св. Иоанн Дамаскин делает общее замечание: «Плоть человеческая, по своему естеству, не есть животворяща; но Господня плоть, ипостасно соединённая с самим Богом Словом, хотя, по естеству своему, и не изъята была смертности, однако, по причине ипостасного соединения со Словом, соделалась животворящею: и мы не можем сказать, чтобы она не была животворящею, или не всегда животворяща» 299 . Указания на Божескую силу Иисуса Христа: ( Деян.10:37–38 ; Ин.5:26–29 ; Лк.6:19, 8:44, 46 ; Мф.24:27–30 ; Ин.6:33–58 ; Слич. Деян.3:6, 12, 4:10 ; Мф.10:8, 12:28 ; Мк.16:17–18; Лк.9:1 ). О Божеской славе, владычестве и господстве Св. Иустин, в изложении Веры, учит, как надобно понимать обожение человеческого естества во Христе: «Как плоть, по соединении с Божеством, стала обожена? Без сомнения, так, что, и быв воспринята в ипостась (οσα) 300 Божеского естества, осталась человеческою плотью, сделавшись нетленною и бессмертною по причине единения с Словом. Итак, плоть пребывает плотью, и отнюдь плоть не есть Бог, но соделалась причастна Божеского достоинства (а не естества Божеского) по благоволению самого Слова» 301 . Св. Афанасий, изъяснив слова Апостола в послании ( Тит.2:13 ) говорит: «Можно ли думать, что не есть достопокланяемо тело Господне всесвятое и воистину всечестное, о котором благовествовал Архангел Гавриил, которое образовалось при наитии Святого Духа, которое соделалось облачением Слова Божия? Вот, простирая Свою человеческую руку, Слово восставляет жегомую огнём; возгласив человеческим голосом, воскрешает Лазаря; простёрши Свои руки на кресте, низвергает князя власти воздушныя, иже ныне действует, в сынех противления ( Еф.2:2 ). Не бесчестит ли тот и самого Господа, кто не чтит храма обитания Его? А кто разъединяет Слово с плотью Его, тот отметает благодать, даруемую нам во плоти Его» 302 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О том, что мы, просвещенные православной верой, должны приносить в своей жизни соответственные плоды. Мф.7:16,17 Слово в день перенесения мощей святителя Христова Николая чудотворца. Добродетели святителя Николая и о подражании им. Евр.13:7 Слово в тот же день. Христианское имя. Из богослужебных книг Слово в день памяти Димитрия, Ростовского чудотворца. О приготовлении к пастырскому служению. Ин.15:16 . Слово в день памяти святителя Христова Тихона епископа Воронежского. О нетлении мощей и значении их для людей. Ис.58:11 Слово в день памяти св. седьми священно-мучеников в Херсоне епископствовавших. Об исповедании веры. Мф.10:32 Слово в день св. мученицы царицы Александры. Об ангеле Хранителе. Мф.18:10 Слово на память св. мученика Романа. Житие мучеников Романа и Варула и о религиозном воспитании. Лк.10:21 Том третий Слово в неделю св. жен Мироносиц. Св. жены мироносицы и Христос. Текст из богослуж. книг Слово в ту же неделю. О преданности св. жен мироносиц И. Христу. Тоже Слово в неделю 5-ю по Пасхе – о Самаряныне. Смысл учения И. Христа о поклонении Богу духом и истиною. Ин.4:24 Слово в неделю 7-ю по Пасхе – св. Отец. Откуда в мире заблуждения, пороки, ереси и всякие другие виды нравственного зла. Мф.13:27 Слово в ту же неделю. Где и как присутствует среди нас Господь И. Христос. Мф.28:20 Слово в ту же неделю. О несении креста своего по примеру святых. Мф.10:38 Слово во 2-ю неделю по Пятидесятнице. О последовании за Христом. Мф.4:19, 20 Слово в ту же неделю. Последование Христу возможно и в обычных условиях земной жизни. Тоже Слово в ту же неделю. Упование на Промысл Божий. Тоже Слово в 5-ю неделю по Пятидесятнице. Каким образом христианин может охладеть мало по малу к своей вере, и дойти даже до враждебного отвержения её? Мф.8:34 Беседа в 11-ю неделю по Пятидесятнице. О наших грехах их многочисленности, безмерной виновности и средствах избавления от них. Мф.18:23–35 . Слово в 12-ю неделю по Пятидесятнице. Соблюдение заповедей – путь не только к вечной жизни, но и к счастью земному.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Именно, с одной стороны, представлением воли Божией, требующей послушания, а с другой стороны памятью о ожидающих нас наказаниях или награды в зависимости от исполнения или неисполнения воли Божией. На этой точке зрения находятся, напр., несовершеннолетние учащиеся, принуждающие себя к занятию наукой и к хорошему поведению мыслью о приказании и об ожидающих их наказаниях или награде. Не только Ветхим Заветом, но и Новым мы часто побуждаемся к нравственной жизни указанием на эти мотивы. С одной стороны, здесь говорится: По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: Будьте святы, потому что Я свят (1 Пет.1:15-16). Ибо такова есть воля Божия (1 Пет.2:15), ибо то угодно Богу (1 Пет. 2:19); сия есть заповедь Божия, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга, как Он заповедал нам (1 Ин. 3:23). С другой стороны, говорится: Бога бойтесь (1 Пет.2:17). Придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его (Матф. 16:27). Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6:7). В частности: ищущие удовольствие в различных постыдных делах получат возмездие за беззаконие (2 Пет. 2:13). Открывается гнев Божий на всякое нечестие и неправду человеков (Рим. 1:18). Теснота и скорбь на всякую душу человека творящего злое (Рим.2:9). Конец служащих греху - смерть (Рим. 6:21-23;1:23). И наоборот: соблюдающий заповеди Божии войдет в жизнь (Матф. 19:17) и великим наречется в царствии Божием (Матф. 5:19). Кто не ослабеет, тот в свое время пожнет (Гал. 6:9), - труд его не будет тщетен перед Господом (1 Кор. 15:58). Подвизающимся добрым подвигом соблюдается венец правды (2 Тим. 4:7-8). Даже напоивший жаждущего чашей воды во имя Христово не потеряет своей награды (Мар. 9:41). Кратковременное легкое страдание верующего и праведного человека производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4:17). Или кому неизвестно ублажение Господом Спасителем в нагорной беседе смиренных, сокрушенных, кротких и т.д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

В ответ на эти вопросы мы должны прежде всего сказать, что Церковь христианская, не разделяя крайностей аллегоризма, который отрицал и отрицает всякое значение за буквально-историческими смыслом и значением ветхозаветной истории и, тем не менее, следуя прямыми наставлениям и учению самого Иисуса Христа и св. апостолов, главное значение в этой истории придавала и придает духовной ее стороне, – тому, самим Духом Святым предсказанному и предизображенному отношению этой истории ко Христу и Его и Церкви, которое именуется пророчественно-прообразовательным. Письмя убивает, дух же животворит, говорит св. ап. Павел ( 2Кор.3:6 ); тоже самое еще раньше его сказали и сам Иисус Христос , когда многие из учеников Его возроптали на Него и даже ушли от Него, выслушав Его учение о Теле Своем, как хлебе жизни вечной, манной ветхозаветной предызображенной ( Ин.6:58,66 ). В этом же пророчественно-прообразовательном смысле разъяснял Господь и историю медного змея в пустыне ( Ин.3:14 ) и пребывание Ионы во чреве китовом ( Мф.12:40 ). Особенно ясное и подробное раскрытие ветхозаветных прообразов дает в своих посланиях св. ап. Павел, который весь вообще закон ветхозаветный называет тенью грядущих благ ( Евр.10:1 ) и детоводителем ко Христу ( Гал.3:24 ). Приведя в 10 гл. 1-го послания к Коринфянам несколько рассказов из жизни евреев в пустыни Аравийской, апостол говорит, что все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков ( 1Кор.10:1–11 ; ср. Рим.15:1–4 ; Гал.4:24 ; Кол.1:17 ; 1Кор.5:7–8 ; Евр.7,10 и 11 гл. и мн. др.). Таким образом, по прямому учению самого Иисуса Христа и св. апостолов, ветхозаветные события, будучи прообразами новозаветных, не только должны утверждать нашу веру в Божественность учения Христа и Церкви Его, а имеют и нравственную важность для нас, как поучения или примеры христианской добродетели. И это многоразличное значение для нас ветхозаветных прообразований подробно раскрывается в святоотеческих истолковательных творениях и утверждается соборными постановлениями и церковно-богослужебными уставами в их применении к нашей жизни. В этом смысле мы и в творениях отеческих, и в песнях церковных очень часто именуемся новым Израилем, а события ветхозаветной истории указываются нам, как непосредственно к нам относящиеся нравоучительные образы нашей духовной жизни, как есть это и в настоящем случае: мы разумеем то, что в уставе церковном, указывается пение 136 псалма в дни приготовительные к Св. Четыредесятнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Вечность Слова изображается первыми словами стиха: в начале бе Слово. Смысл выражения в начале – εν αρχη в книгах Ветхого и Нового Завета всякий раз определяется той связью, в какой оно находится. Напр. в кн. Бытия ( Быт.1:1 ) это выражение указывает на начало мира, с бытием которого начинается и самое время. У евангелиста напротив оно говорит о безначальном бытии Сына у Отца, бытии прежде всех времён, когда ещё не были сотворены ни небо, ни земля, когда ещё не было ни одного из бесчисленного множества херувимов и серафимов. Справедливость такого понимания подтверждает одно параллельное место, находящееся у того же самого евангелиста в ( Ин.17:5 ), где сам Господь говорит о Своём бытии у Отца: прежде мир не бысть. Итак, выражением в начале евангелист указывает на такое начало, которое не определяется никаким дальнейшим началом, есть причина и основание всего существующего. Василий Великий , объясняя слова в начале бе (против Евномия), выражается: «Невозможно и придумать что-нибудь такое, что было бы древнее сего начала: ибо сие последнее не было бы и началом, если бы далее его существовало что-нибудь» 29 . Но ещё определённее, ещё решительнее говорит о вечности Слова выражение бе. В Свящ. Писании это выражение постоянно означает бытие вечное, самостоятельное, свойственное одному Богу. Иегова говорит Моисею: Аз есмь сый (εγω ειμι ο ων)... сие мое есть имя вечное ( Исх.3:14–15 ). И сам Спаситель также этим словом изображает вечность Своего бытия: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь, – говорит Он ( Ин.8:58 ). Св. Златоуст пишет: «Что препятствовало евангелисту сказать: в начале сотворил Бог Слово? Моисей, говоря о земле, не сказал: в начале была земля, но – сотворил землю, и тогда стала быть. Если Моисей сказал так о земле из опасения, дабы кто не подумал, что земля не сотворена: тем более должен был сего опасаться Иоанн, если бы Сын был сотворен. Не сказал: Слово имело начало, но – в начале было, выражением было возводя тебя к мысли, что Сын безначален» 30 . Таким образом, в начале бе Слово – значит: Слово – Сын Божий – не сотворено, не произошло во времени, но имеет безначальное, вечное бытие. 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Да и Моисей заповедал ждать нового Пророка, который «когда придет, то возвестит нам все» (Мф. 5:17).    Христос говорил народу на языке, понятном и самым простым людям, но содержанием Его бесед были реальности, недоступные никому на Земле; ни даже Апостолам: «Прежде, нежели был Авраам, Аз есмь». «Я и Отец — едино есмы». «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». «Отец мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Мф.11:27; Ин.8:58, 10:30, 14:23, 14:16).    Вот, некто Третий... Как возможно примирить сие с нашим глубоким сознанием, что Бог один? Опять Господь сказал: «Когда придет Дух Истины, который от Отца исходит, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13, 15:26). И Он, Дух Святой, пришел и действительно наставляет, но, как видим, и это «наставление» оказывается медлительным процессом.    Христос открыл нам Тайну Перво-Бытия; Того, Кто «в начале»: Три, несводимых один на другого, суть,— вернее, б.м., сказать — есть Бытие Единое, даже простое; которому, однако, не противоречит множественность «различений». Наше дискурсивное мышление не совпадает с данными Откровения. И Господь не слишком пытался разъяснять сие Таинство, но указал нам путь к бытийному постижению Предвечного Бытия: это есть путь Его заповедей.     «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37—40). И когда по дару Свыше человеку бывает дано входить молитвою в подлинные измерения второй заповеди, тогда ему открываются новые горизонты, недомысленные в прежнем состоянии. В глубокой молитве за весь мир, как за «самого себя», уподобляющей человека Христу Иисусу, молящегося в Гефсиманском саду, он реально живет все человечество, как единую жизнь, единую природу во множестве персон.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

16:5–7. Утешитель придет к верующим, что подразумевает Его служение миру (16:8–11) через них (ср.: Неем. 9:30 ). Эта идея находит соответствие с общими для Ветхого Завета и позднейшего иудаизма представлениями о Божьем Духе как Духе пророчествования. 16:8–11. Утешитель верующих становится «обличителем» мира, что встречается иногда и в Ветхом Завете ( Иер. 50:34; 51:36 ; Пл. 3:58–66; ср.: Пс. 42:1; 49:8 ). Евреи верили, что Бог возвеличит Израиль перед всеми народами на последнем суде; по мнению Иоанна, этот суд уже начался ( Ин. 3:18,19 ). В римских судах не было публичного обвинителя (прокурора), и процедура определялась обвинениями заинтересованной стороны, хотя опытные риторы поддерживали в дебатах тех, кто мог им заплатить. Дух здесь обличает мир перед Божьим небесным судом (см.: Мф. 5:22 ). Ст. 9– 11 указывают на то, что грех мира заключается в его неверии; Христос, будучи небесным Ходатаем ( 1Ин. 2:1 ), составляет основу праведности верующих, а осуждение «князя мира сего» (см. коммент. к 12:31)означает осуждение мира. Таким образом, Иоанн утверждает, что ныне подвергаются испытанию не Иисус и Его народ (гл. 18,19), а мир. Этот мотив сопоставим с часто встречающейся у ветхозаветных пророков темойсУда, на котором Бог требует от Своего народа отчета за нарушение завета. 16:12,13. В псалмах Бог предстает как направляющий Свой народ к истине и веду-Ший его путями правды ( Пс. 24:5; 42:3 ; ср.: 5:9); у Иоанна этим языком выражено обетование о будущем полном откровении Иисуса (14:6). Ученики будут связаны с Духом точно так же, как прежде были связаны с Иисусом (15:15), поэтому отношения верующих с Иисусом в дни Иоанна (ив последующих поколениях) будут не менее тесными, чем до распятия. 16:14,15. Эта тесная связь проявляется в том, что Иисус делится с ними всем, что имеет Отец, как в идеальной дружбе в древности (см. коммент. к 15:15); в данном контексте, однако, определяющим является то, что Бог откроет верующим в Иисуса Свое сердце, как прежде Он открывал пророкам Свое слово ( Быт. 18:17 ; Ам. 3:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010