968. См.: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. М., 1998. С. 122—123. 969. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 13. 970. Там же. С. 21. 971. 2 Пет. 1:3. 972. Ин. 14:23. 973. 1 Кор. 3:6. 974. 2 Кор. 6:16. 975. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 21. Ср.: 1 Кор. 6:17. 976. Там же. С. 33. 977. См.: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. С. 47—50. 978. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 11. 979. Ин. 15:4. 980. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 26. 981. Там же. С. 52. 982. 1 Ин. 5:8. 983. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 16. 984. Там же. С. 118. 985. Там же. С. 119. 986. Ср.: Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание Христово («Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков в Тройческом Совете было предуготовано, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же наполнило вселенную благоуханием благодати, и все народы ныне исповедуют, яко Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца»). Подробнее о «Слове» Димитрия Ростовского мы говорили в Главе IV. 987. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 17—18. 988. Там же. С. 51. 989. Там же. С. 20. Ср.: Гал. 2:20. 990. Там же. С. 125. 991. Об этом будет подробнее сказано в Главе VII настоящей книги. 992. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2–е. Т. 3. СПб., 1893. С. 100—101. 993. Флоренский Павел, священник. Философия культа. — Богословские труды 17. М., 1977. 994. Мф. 16:17—18. 995. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 115—116. 996. Там же. С. 14. 997. Кол. 11:19. 998. 1 Кор. 6:17. 999. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 12—13. 1000. Там же. С. 59. 1001. Там же. С. 42. 1002. См. цитату в Главе IV. 1003. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 58. 1004. 2 Пет. 1:4.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Но «не делами ли оправдался Авраам, отец ваш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, а делами вера достигла совершенства» ( Иак. 2:22 ), т.е. «вера без дел мертва» ( Иак. 2:20 ). Так как же спасается человек: верою или делами? «Благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф. 2:8–9 ). Что-либо праведное совершить пред Богом дано человеку только с благодатью Божией. Но «просто так» благодать не станет пособницей в делах человеческих. Для этого потребна вера в искупительные заслуги Сына Божия. Если она есть, то Бог посылает благодать человеку на одоление грехов. И когда воля Божия соединяется с волей человеческой, рождаются истинно добрые дела. Итак, воистину «вера без дел (совершаемых благодатию Божией и благим произволением человека. –  И.Е. ) мертва» ( Иак. 2:20 ). Человек спасается верою, – объявляют протестанты. Верою и делами, – учат иеговисты. Православные же говорят: человек спасается и верою, и благодатию, и делами. Это неразрывный триединый акт духовной жизни человека. Дела, учит Церковь , есть венец сочетания веры и благодати. Напомним, что и католики учат свою паству необходимости спасения делами, но есть множество «дел» Католической Церкви совершенно для Православия неприемлемых. Вот почему на вопрос, чем спасается человек: верою или делами, – православные вправе отвечать – благодатию. Спасение человека совершает Бог, но не без участия человека (Вт. 30, 19; Сир. 15, 14–17 ). Господь Бог для спасения человека подает благодать, возрождающую, освящающую, оправдывающую и спасающую его ( Ин. 1, 12–13; 3, 5 ; Тит. 3, 5–7 ; Еф. 2, 5, 8 ; 1Кор. 6, 11 ). Получив оправдание и «Духа усыновления» ( Рим. 8:15–16 ), человек нуждается в благодати Божией в течение всей своей жизни, так как Сам Господь назидает нас: «Без Меня не можете творить ничего» ( Ин. 15:5 ). Эту благодать человек получает в Святых Таинствах Церкви: Покаянии ( Мф. 16, 19; 18, 18 ; Ин. 22, 20–23 ; Деян. 19, 18 ), Причащении ( Ин. 6, 51–58 ; Мф. 26, 28 ), Елеоосвящении ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Точно так же понимая это, мудрый Павел говорит, что Бог Слово было в подобии человечестем, и образом обретеся якоже человек (Флп.2:7), и земнородные видели Его в подобии плоти греха (Рим.8:3). Если бы то был человек, удостоенный божеской чести только по причине близости к Богу, то пророк сказал бы, что он видел как бы Бога или как бы Сына Божия, идущего на облаках, но пророк так не сказал, а говорит, что видел он яко сына человеческаго — следовательно, он видел Сына как Бога и как вочеловечившегося, т. е. бывшего в подобии человечестем, по слову Павла. Но, хотя пророк видел Его во плоти яко сына человеческаго, однако же Он даже до Ветхого денми дойде, т. е. снова взошел на престол вечного Отца. И дадеся тому честь и царство, и вси племена и языцы тому поработают. То же самое сказал Иисус Христос: Прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Ин.17:5). А что воплотившееся Слово Божие сопрестольно и равночестно даже с плотью Богу и Отцу, оставаясь одним и тем же Сыном и по вочеловечении, — это ясно показывает нам мудрый Павел, когда пишет: Такова имамы первосвященника, Иже седе одесную престола величествия на небесех (Евр.8:1). Да и Сам Господь наш Иисус Христос на вопрос иудеев: Он ли воистину Христос? — говорит: Аще вам реку, не имете веры: аще же и вопрошу вы, не отвещаете Ми. Отселе будет Сын человеческий седяй одесную силы Божия (Лк.22:66–69). Значит, еще сонм святых пророков видел вочеловечившегося Сына на престолах Божества. Теперь посмотрим на проповедников Нового Завета, вселенских тайноводцев, которым Сам Христос сказал: Не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас! (Мф.10:20) И вот мы встречаем божественного Крестителя, который говорит: По мне грядый предо мной быстъ: яко первее мене бе (Ин.1:15). Каким же образом идущий после Крестителя был прежде него? Не всякому ли известно, что по времени плотского рождения Иоанн предваряет Христа? Как же разрешить вопрос? Вопрос разрешен самим Спасителем, который сказал иудеям: Аминь, аминь глаголю вам, прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (Ин.8:58).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

58. Св. отца нашего Кирилла Архиепископа Александрийского толкование на Евангелие от Иоанна. Книги одиннадцатая и двенадцатая ( Ин.16:14–21:25 ) (Творений св. отцов том 70 и часть 15-я Творений св. Кирилла). Переводе и примечания М.Д. Муретова. 1909, II, 7–8, 1–32; III, 9, 33–48; 10, 49–64; 11, 65–80; 12, 81–96; 1910, I, 1, —10— 97–112; 2, 113–128; 3, 129–144; 4, 145–160; II, 5, 161–176; 6, 177–192; 7–8, 193–208; III, 9, 209–224; 10, 225–240; 11, 241–256; 12, 257–272; 1911, I, 1, 273–288; 2, 289–304; 3, 305–320; 4, 321–336; II, 5, 337–352; 6, 353–368; 7–8, 369–384; III, 9, 385–400; 10, 401–416; 11, 417–432; 12, 433–448. (В приложении). 59. Преп. Макария Египетского Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. Переведены с греческого при Московской Духовной Академии. Издание 4-е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. XXVII+467+XXIII. (Отдельное приложение 1904 года). 60. Св. отца нашего Никифора, бывшего архиепископа Константинопольского, Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам. (Творений св. отцов том 65-й и часть 1-я Творений св. Никифора). Перевод И.Д. Андреева, под редакцией М.Д. Муретова. 1902, I, 2, 209–224; 4, 225–240; II, 6, 241–256; 7–8, 257–272; III, 10, 273–288; 1903, I, 2, 289–304; 4, 305–320; II, 6, 321–336; 7–8, 337–352; III, 10, 353–368; 12, 369–378. (В приложении). 61. Св. отца нашего Никифора, бывшего архиепископа Константинопольского, Краткая история со времени после правления Маврикия. (Творений св. отцов том 65 й и часть 1-я Творений св. Никифора). Перевод И.Д. Андреева, под редакцией М.Д. Муретова. 1903, III, 12, 379–384; 1904, I, 2, 385–400; 4, 401–416; II, 7–8, 417–432; III, 9, 433–442+1 н. и титул. 62. Св. отца нашего Никифора, бывшего архиепископа Константинопольского, Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова. (Творений св. отцов том 67-й и часть 2-я Творений св. Никифора). Перевод И.Д. Андреева, под редакцией М.Д. Муретова. 1904, III, 10, 1–16; 1905, I, 3, 17–32; 4, 33–48; II, 5, 49–64; 6, 65–80; III, 11, 81–96; 12, 97–112; 1906, I, 1, 113–128; II, 5, 129–144; 6, 145–160; III, 10, 161–176; 11, 177–192; 12, 193–208; 1907, I, 2, 209–224; 3, 225–240; 4, 241–253+1 н. и тит.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, Церковь Свята по своему устройству. Глава ее есть Всесвятой Господь Иисус ( Евр.7:26 ); в ней всегда пребывает Всесвятой Дух со всеми, освящающими нас, благодатными дарами ( Рим.8:14–27 ); она имеет освященную от Господа иерархию – пастырей и учителей, которые приняли от Него силу «к совершению святых» ( Еф.4:12 ); преподает святое и «освящающее» людей слово Божие ( Ин.17:17–19 ); совершает святые и освящающие нас таинства ( Еф.5:26 ; Ин.6:48–58 и пр.); руководствует нас к святости и благочестию своим управлением ( Гал.1:6–9 ; 1Кор.11:20–22 ); состоит из членов, омытых банею водною, и освященных ( 1Кор.6:11 ; Евр.10:10 ; Деян.20:32 ). «В чем же непогрешимость Церкви?» спрашивает митрополит Елевферий, и отвечает: «Обещая Своим апостолам послать Духа Святого, Который будет с ними, с Церковью во веки, Господь говорил: «Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). А отходя на небо, заповедал им: «Идите, научите все народы, крестя их.., уча их соблюдать все (по-славянски: «блюсти» – сохранять); срав. ( Мф.23:3 ; 2Пет.2:4,9,3:7 ; Иуд.1:21 ), что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19,20 ). Отсюда открывается, что духоносными сосудами Премудрости Божией, через которые она сообщалась миру, верующим, были святые апостолы. Они в собственном смысле были боговдохновенными органами, в которых Христово учение обновлялось, осознавалось ими силою Духа Святого; этою же силою апостолы возвещали его миру ( Мф.10:30 ). Верующим же поручается «соблюдать», то есть точно, неизменно хранить все, что им Христом возвещено чрез апостолов. Следовательно, в соблюдении Церковью всего того, «что заповедал» Христос чрез апостолов, и состоит непогрешимость или неодоленность Церкви, во веки поддерживаемая в ней Духом Истины ( 1Ин.2:24 ; 2Тим.1:14 ). Значит, Церковь непогрешима не в том смысле, будто она получает какие-либо новые откровения от Бога, а в том, что она во всей целости и истинности соблюдает, оберегает прежнее, заповеданное в надлежащей полноте ей откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Не имел Ты где голову приклонить ( Мф.8:20 . Лк.9:58 ), и где же, наконец, преклонил ее? На Кресте! Ты не сделал никакого греха, и не было лести в устах Твоих ( 1Петр.2:22 ). Но вот Ты предаешься смерти, как тягчайший грешник. Но вот целый синедрион обзывает Тебя лжецом, обманывавшим народ именем Христа и Сына Божия! Тебя снет дала ревность по доме Отца Твоего ( Ин.2:17 ), и, ревнуя о нем, Ты очищал его от осквернителей. Но вот осквернители являются паче Тебя ревнителями Церкви Божией и, покивая главами, говорят Тебе: Э! разрушающий храм, и в три дня созидающий ( Мк.15:29 )! Ты рождаешься для воцарения над домом Иакова на престоле Давида отца Своего ( Лк.1:32-33 ) и умираешь с поруганным именем притязателя на царство! При Твоем явлении на землю для Тебя светит новое светило небесное. При Твоем отшествии с земли от Тебя скрываются и древле вчиненные светила неба! Ты алчешь, начиная дело спасения нашего, и Тебе искусительно предлагают в пищу камни. Ты жаждешь, оканчивая Свое искупительное служение, и Тебе последовательно дают в питие оцет и желчь! В пещере подземной встречаешь Ты первую ночь бытия земного, в пещере плотию возлежишь и в последнюю! Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ), приемлющий как человек с болезнью позор крайнего уничижения, — вонми воплю скорби моей при виде нищеты Твоей вольной и не дай мне хвалиться ни о чем ином, но только Крестом Твоим ( Гал.6:14 ). Не видно более лица Твоего пресветлого и пресиянного, блиставшего, как солнце ( Мф.17:2 ), в час предваряющей славы! Не слышно гласа Твоего, усмирявшего стихии и проницавшего в последние исходища жизни! Не ходишь Ты более по земле, «певаемый от Серафим»! Не творишь и не учишь, из величайших Великий… в Царствии Небесном ( Мф.5:19 )! Не зовешь Своих овец по имени и не выводишь их перед Собой ( Ин.10:3-4 ), Сам закланный, яко овча! Не зовешь более к Себе труждающихся и обремененных, упокоившийся в безмерном труде под тягчайшим бременем! Время, желанное пророками и царями ( Лк.10:24 ), небывалое прежде и неповторимое после, пришло, миновало и сокрылось невозвратно! Кто теперь исцелит прикосновением болящего, очистит взором прокаженного, брением уврачует слепого, воскресит словом умершего? Силы, каких ни в ком от века не могло обнаружить естество человеческое; знамения, о каких не мог помыслить ум человеческий, и чудеса, каких могло чаять сердце человеческое только как возможности иного бытия, — иссякли и более невидимы! Такой отрадой, таким несравненным довольством и беспредельным счастьем повеявшая на изнемогший под тяжестью вещества, плоти и суеты дух наш струя вечной жизни уносится назад из Мира нашего! И опять пойдут вопросы и недоумения, сомнения и отрицания, заносчивость ума и лжемудрствование рассудка, ложь, хула, клевета и празднословие без конца и меры! И опять начнется царство чувственности, самопрельщения, самообожения и страстного поклонения всему не-божественному от невинно-чистого до постыдно-преступного!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

529 В. Лосский. Мистическое богословие (греч. перевод), стр. 227. Ср. тот же, νθρωπος κα κκλησα, в " Σνορο«, 30/1965, стр. 87. 531 Ср. В. Лосский. Мистическое богословие, стр. 227: « Церковь в собственном своём бытии как невеста Христова представляет множество тварных ипостасей. Именно личность, или, вернее, человеческие личности и суть ипостаси единой природы Церкви. Поэтому отцы в своих толкованиях на Песнь Песней видят в невесте одновременно и Церковь , и каждую личность, соединяющуюся с Богом». 533 См. его текст в журнале «Христианская жизнь», 7–8/1926, стр. 370–371. Ср. митр. Антоний (Киевский). Полное собрание сочинений, т. 2, 21: «Определение Церкви мы должны черпать не из понятия земного бытия, но из учения о Троичном бытии Бога, как научил нас Господь в Своей архиерейской молитве ( Ин. 17 ). Бог един по существу и по бытию, но Триипостасен в Лицах; так и Церковь – едина по природе, но множественна в лицах, которые составляют её». Ср. прот. Георгий Флоровский . Le corps du Christ vivant, там, стр. 17, 33, 39. Также иером. Софроний (Сахаров) . Единство Церкви по образу единства Святой Троицы, в «Messager de lxarchat du Patriarch Russe en Europe Occidental». Париж, 2–3/1950, стр. 18. Ср. и В. Лосский , там, стр. 208. 535 Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 11, гл. 11 (PG 74, 556 и 561). Ср. митр. Антоний (Киевский), там, т. 2, 21–15. Прот. Георгий Флоровский . Богословские отрывки, «Путь» 31/1931, стр. 20–21; также Евхаристия и соборность, «Путь», 19/1929, стр. 9. 540 Ср. св. Иоанн Златоуст . Омилия 82, 5 на Евангелие от Матфея (58, 744): «Тем мы питаемся, с тем сообщаемся ( ναφυρμεθα ­ соединяемся) и делаемся одним телом и одною плотью со Христом». Ср. Омилия 3, 2 на Послание к Ефесянам (62,27) и Омилия 24, 2 на 1 Послание к Коринфянам (61, 200). В своём толковании на Послание к Галатам св. Иоанн Златоуст говорит: «именем плоти ( τς σαρκς) Писание называет обыкновенно и (Святые) таинства ( τ μυστρια ­ Евхаристию), равно и всю Церковь ( τν κκλησαν πασαν ), называя её телом ( σμα) Христовым» (на Послание к Галатам 5, 3 (61, 671). И в другом месте: «Это собрание верующих есть также тело Христово ( τ πλθος)» (Омилия 82, 6 на Евангелие от Матфея (58, 745–6).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

32 Здесь молитва о всех членах местной Церкви (епархии), находящихся в молитвенном общении между собой и которые, по учению Церкви, составляют единое евхаристическое собрание, возглавляемое епископом. Возможно и те члены общины, которые по исполнении епитимии, могли стоять с верными за Литургией, но еще не получили права на причащение. И те, кто отсутствует на Евхаристии по благой «вине». 33 Церк. слав. «щедроты Божии» – благодатные дары жертвенной любви Божией к человеку: божественное благосердие, сострадание, сочувствие, милующая благость Божия, сопереживание Бога человеку, действие Божие, направленное на спасение его души. Сравните с выражением «щедрая земля». См.: Еф.5:9 : «…плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». 34 Вселенский Патриарх Фотий: «Лица Святой Троицы имеют общее действие... У Святой Троицы общее Царство, Сила и Держава, также и Слава, не только от нас возносимая, но и та, которую Сами Они – Лица Святой Троицы – принимают от Самих Себя». (См. Mai. Spicilegium Romanorum, t.10, Romae, 1844, p. 38–39, а также Успенский Н.Д. Из истории молитвы “Никтоже достоин”). 35 Антифон – попеременное (двумя хорами) пение псалмов или гимнов. По будням поются иные тексты псалмов. В двунадесятые праздники – с особыми припевами или тропарями. Все антифоны Литургии – остаток древней т.н. песенной Утрени 39 Облеки их в Славу Твою – т.е., облачи всех любящих храм Божий невидимым облаком божественной Славы (Шихины). 42 Тропарь кафедрального храма Константинополя в честь Христа-Бога, Превечной Премудрости – Софии Божией. Тропарь – вид церковной гимнографии, песнь в честь Христа, праздника или святого 44 Бог-Слово, божественное Слово – по-гречески «Логос», второе Лицо Святой единосущной и нераздельной Троицы, превечно рождаемое от Отца. Ин.1:1 : «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». На вопрос Моисея: «Кто Ты?», – последовал ответ Бога: «Аз есмь Сый», т.е., «Я есмь Сущий», «Я есть Тот, Который Есть» (см. Исх.3:14 : «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам»). Приснобытие в полной мере относится и ко второму Лицу Святой Троицы – Единородному Сыну Божьему. Ин.17:24 : «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»; Откр.1:8 : «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Ин.8:58 : «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я Есмь». «Бессмертен сый» – бессмертносущий, постоянно бытийствующий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Во второй главе Откровения Спаситель говорит Фиатирской церкви: «И детей ее поражу смертью , и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности» (2, 23). Здесь Спаситель прилагает к Себе слова пророка Иеремии о Боге: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности» (17, 10).  У пророка Исаии есть высказывания о том, что слава принадлежит только Богу и Он ни с кем не будет ею делиться. Господь же о Себе свидетельствует: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17:5 ). Если слава принадлежала только Творцу, то Иисусу надлежало быть Творцом-Богом, потому что Он заявляет, что имел славу прежде бытия мира 86 .  О Спасителе в Писании сказано, что Он «свет истинный» ( Ин. 1:9 ). В Ветхом Завете о Создателе несколько раз говорится, что Он является Светом ( Ис. 60:1 ). Невозможно допустить, что могут существовать два истинных света, ибо Бог един. О Спасителе в Откровении сказано, что Он Царь царей и Господь господствующих ( Откр. 1:4 ). В Ветхом Завете о Боге говорится, что он Царь ( Иер. 10, 7 ; Пс .46, 7–8 ) и Господь ( Втор. 10:1 ). Библия нас учит, что един Господь ( Еф. 4:5 ). Значит, Бог и Спаситель равны по своему достоинству.  У пророка Исаии есть следующие слова: «Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» ( Ис. 43:11 ). Новый Завет называет Спасителем только Иисуса Христа ( Деян. 4:11–12 ), недвусмысленно разумея под ним Христа-Бога. В Евангелии о Своем достоинстве Спаситель говорит: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин. 8:58 ). Соотнеся эти слова с ветхозаветными словами Бога, мы можем заключить, что в Ветхом и Новом Заветах речь идет об одном лице. Так, Бог, обращаясь к Моисею, говорил: «Я есмь» ( Исх. 3:14 ).  В Ветхом Завете есть указания и на Бога Духа Святого, правда они не столь ясны, как высказывания о Сыне Божием.  О сотворении вселенной говорится: «Дух Божий носился над водой» ( Быт. 1:2 ). В других местах сказано, что Он ведет людей в землю правды ( Пс. 142:10 ), что Он посылается Богом к пророкам для наставления ( Зах. 7:12 ). 

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

О христианском единении 1Кор.5:9–13 . Здесь ап. Павел требует удаляться от близкого общения с развращенным человеком в житейских делах («даже не есть вместе» ст.11), чтобы не соблазниться его худым примером: Евр.12:15 , а не при молитве его в храме. У пророка Давида Господь ставит человеку в упрек не молитвенное общение с грешником, а соучастие в преступлениях: Пс.49:18 . Иначе сказать, Господь упрекает за самые преступления, а не за общение с грешниками. Кроме того, если Господь явился на земле не судить людей, а спасти: Ин.12:47; 3:17 , то «ты кто, который судишь другого? Иак.4:12 . Наконец, только в Иудействе возбранено сообщаться с так называемыми нечистыми, а св. ап. Петру Бог открыл, чтобы не почитать ни одного человека скверным или нечистым: Деян.10:28 ; да и Сам Господь не осудил женщину прелюбодейницу: Ин.8:3, 5, 11 . О судах и судьях 1Кор.6:1 . Ап. Павел не отрицает необходимости суда: деян.25:10–11, но только желает, чтобы христиане судились у христиан же. Живя в христианском государстве, где судьи поставляются из христиан благочестивым Государем, мы не можем опасаться того, что нас будут судить неверные, нечестивые, а не братья по вере. Конечно, лучше было бы, если бы между нами не было судебных дел, но если они существовали даже между христианами апостольского времени, то, значит, они составляют такое выражение человеческой немощи, которое свойственно всем временам, потому-то ни Господь, ни апостолы не отрицали государственных судебных учреждений: Ин.19:11 ; 1Пет.13–14 . О таинстве миропомазания 1Кор.6:11 . Эти слова не отрицают необходимости таинства Миропомазания, потому что Крещение и Миропомазание – два совершенно различные таинства. Сами Апостолы научают нас отличать одно от другого. Так, напр., ап. Петр говорит уверовавшим после его первой проповеди людям: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2:58 ), не сказал св. Апостол: для прощения грехов и получения дара Свят. Духа, а сказал: «для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа», показав этим, что прощение грехов – одно дело, а получение дара Св. Духа – совсем другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010