5; 6). рабов. Букв.: «слуг». Под этим словом Исаия подразумевает как остаток Израиля (1,2), так и избранных от всех народов (56,6). не всех погубить. См. ком. к 1,9; ср. Быт. 18,22–30 . 65 семя. Ср. Иер. 31,36 . Это пророчество исполняется во Христе и Его детях по вере ( Гал. 3,16.26.29 ). наследуют... будут жить там. Избранным будет принадлежать Царство Божие (14,25; 57,13; ср. Агг. 19,21 ). 65 Сарон. Богатая растительностью долина Сарон располагалась на берегу Средиземного моря, к западу от горы Кармил. Исаия использует этот образ как символ Божественного преображения природы (см. ком. к 33,9; 35,2). долина Ахор. Долина к западу от Иерихона ( Нав. 7,24 ; Ос. 2,15 ). 65 обрекаю Я мечу... на заклание. Синоним насильственной смерти. 65 избранным... для проклятия. Избранные будут произносить имена отступников как проклятие: «да соделает тебе Господь то же, что Седекии и Ахаву» ( Иер. 29,22 ). иным именем. См. ком. к 62,2. 65 Богом истины. Ср. 2Кор. 1,20 ; Откр. 3,14 . Господь верен данному Им слову. 65 новое небо и новую землю. Это пророчество сбудется во всей полноте во время Второго пришествия Христа ( 2Пет. 3,13 ; Откр. 21,1 ). прежние. Речь идет о горе и страданиях, принесенных на землю грехом. 65 Я творю Иерусалим. Речь идет о духовном Иерусалиме. 65 малолетнего и старца. Обетования полноты вечной жизни, исполненной Божественной благодати, противостоят скоротечной и полной невзгод жизни земной, на которую человек обрек себя грехопадением. 65 чтобы другой жил. См. 62,8. 65 Не будут трудиться... рождать. Господь снимет проклятие с человеческой жизни ( Быт. 3,16–18 ). 65 прежде... Я отвечу. Молитва и хвала будут сменять друг друга (30,19; 58,9) и между ними не будет места скорби. 65 для змея прах будет пищею. См. Быт. 3,14 . Волк... для змея. Мир воцарится во всем творении. Глава 66 66:1 См. статью «Духовная природа Божества». земля подножие ног Моих. См. ком. к 60,13. место покоя. Т.е. храм ( Пс. 131,8.14 ; 1Пар. 28,2 ). 66 на смиренного... трепещущего. Аналогичное выражение встречается только в Езд. 9,4; 10,3 и означает то же самое, что и евангельское «поклоняющийся в духе и истине» ( Ин. 4,24 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Евангелие: 2-е. Лк. 19:1–10. 3-е. Мф. 10:1–8. 4-е. Мф. 8:14–23. 5-е. Мф. 25:1–13. 6-е. Мф. 12:21–28. 7-е. Мф. 9:9–13. 54 Сверх упомянутых, есть у нас молитвы на благословение хлебов, вина и елея, корабля или ладьи, мрежей, стад, над солию, над пещию, молитвы на отверзение храма оскверненного, чин освящения воинского знамени, благословения воинских оружий и пр. 56 Есть еще у нас моление на основание дома, о копании кладезя, в насаждение винограда, над сеянием, во еже устроити корабль, и в начале каждого дела. Благодарные молебствия совершаются не только общие, но и частные – для каждого Христианина, желающего принести руками Церкви свою жертву благодарения Господу. 58 Сюда относится: моление во время губительных (болезни, об отгнании насекомых и других гадов вредных для нас и вертоградов, молитвы против стужения злых духов ( об очищении как мест, так и людей стужаемых), а также для умирения во вражде сущим: ибо и вражда между Христианами есть бедствие, достойное оплакивания Церкви. 59 Молебное пение при погребении младенцев сокращеннее здесь описанного; ибо очищенные крещением, несогрешившие, они не трсбуют моления об отпущении грехов, как Христиане умирающие в возрасте. Апостол читается тогда 1Кор. 15:39–45 , Евангелие, Ин.6:35–39 . Напротив, при погребении священника, моление распространяется и пением большего числа песней, и многократным чтением Писания, дабы и в смерти своего пастыря и учителя духовного паства его находила самое обильное поучение. Есть также отличное погребение для иноков, в сообразность отличным их обетам. Замечательна еще особенность погребения в праздник Пасхи: тогда Церковь , вместо унылых песней, употребляет одни песни радостные воскресные, сопровождает умершего с пением: «Христос Воскресе из мертвых», и даже не позволяет св. служителям своим траурных облачений. Читать далее Источник: О богослужении православной церкви/[Прот. Иоанн Скворцов]. – 2-е изд. – Киев : Тип. Ф. Глигсберга, 1850. – 167 с. (Авт. установлен по изд.: А. Родосский. Биографический словарь студентов С.-Петерб. духовной акад. Спб., 1907). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

И дала Эдем великую власть третьему ангелу своему – Наасу, чтобы он терзал всяческими мучениями дух Элоима. присутствующий в людях, дабы посредством (этого) духа мучился и Элоим, который бросил ее вопреки заключенным между ними соглашениям» (Ref. V.26.19–21; пер. И.С. Егоренкова). 56 Подробнее Ипполит говорит об этом в основном сообщении. Элохим выбрал Геракла, чтобы тот сражался с двенадцатью ангелами Матери-Эдем, это и есть те 12 его знаменитых подвигов. См.: Ref. V.26.27–28. 57 Ср. из основного изложения: «Барух – снова посланный Элоимом – и придя в Назарет, нашел Иисуса, сына Иосифа и Марии, ребенка двенадцати лет, пасущего овец, и поведал ему все, что произошло от начала, то есть от Эдем, Элоим [и Благого, и ] что потом случилось. И он сказал: “Все пророки до тебя соблазнились, поэтому ты, Иисус, сын человеческий, постарайся не соблазниться, но сохрани это учение для людей и возвести им об Отце и о Благом, и взойди к Благому, и воссядь там вместе с Отцом всех нас – Элоимом”. И послушался Иисус ангела и сказал: “Господи, я все сделаю”! И стал проповедовать. Наас же захотел соблазнить и его [но не смог], ибо он остался верен Баруху. Наас, разгневавшись из-за того, что не смог соблазнить его, сделал так, чтобы его распяли. Он же, оставив тело Эдем у креста, поднялся к Благому. Ведь он сказал Эдем: “Женщина, получи своего сына”! – то есть душевного и земного человека – а сам, передав дух в руки Отца, взошел к Благому» (Ref. V.26.29–32; пер. Егоренкова). Здесь у Иустина две аллюзии на Новый Завет ( Ин. 19:26 и Лк. 23:46 ), которые он интерпретирует в духе своей гностической системы. 58 Резюме о докетах перекликается с Ref. VIII.8.3, 5, 7; VIII.9.2–7; VIII.10.1, 3, 5, 7. Рус. пер. раздела о докетах (Ref. VIII.8.1–10.69) см.: Егоренков. Указ. соч. С. 303–308. 59 Т.е., как из семени выходит сначала ствол, затем ветви и листья, потом плоды, так и декады эонов различают по расположению к семени. Ср.: «Они же [не]отделимы друг от друга, имея единое начало и цену на троих, отличаясь только по положению, так что один из них – первый, другой – второй, а иной – третий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

К сказанному нужно прибавить, что Лука сообщает не о двух лицах, желавших сопровождать Спасителя, а о трех ( Лк.9:61–62 – третий). Слово «один» имеет очевидное отношение к «другой же» 21-го стиха и есть простое перечисление лиц, подходивших ко Христу с просьбой. Впрочем, Бласс (Gram., S. 140) и ВинерШмидель (S. 243) полагают, что «один» здесь употреблено в смысле неопределенного местоимения «некоторый» ( τις), что вполне понятно, так как числительные часто употребляются в этом именно смысле. Книжник называет Спасителя Учителем, греческое слово взято с обычного еврейского (арамейского), выражавшего почтение к лицам, которые умели учить или учили хорошо. Причины, побуждавшие книжника обратиться ко Христу с просьбой о дозволении следовать за Ним, определяются различно. Иларий Пиктавийский , в толковании которого много аллегорического, дает здесь, однако, интересное и остроумное объяснение. «Этот книжник – один из учителей закона, он спрашивает, следовать ли ему; как будто в законе не содержится указания, что это – Христос, за Которым можно было с пользой следовать. Таким образом книжник выразил свое неверие в недоверчивом вопросе, потому что верующий должен был не спрашивать, а следовать». Такое мнение имеет свои основания. Книжники, иудейские ученые, посвящали себя изучению писаний. Но изучая их букву, они утратили понимание их духа. Дальнейшая речь Христа показывает, что Он не верил искренности книжника. Мф.8:20 .  И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. (Ср. Лк.9:58 .) У Луки «говорит» заменено словом «сказал», в остальном стих буквально сходен с рассматриваемым у Матфея. Из этого стиха яснее, чем из предыдущего, можно видеть, почему Спаситель отверг книжника. Последний видел величие чудес, совершенных Христом, и хотел, как полагают Иероним, Феофилакт и другие, следовать за Ним, чтобы получить от этого прибыль, желая как раз того же, чего желал получить от Петра и Симон волхв. То, что книжник действительно имел в виду земные выгоды, можно вывести из самих слов Иисуса Христа, в которых справедливо находят указание на Его бедность, – «Сын Человеческий». Название это часто встречается в Новом Завете, согласно Цану – у Матфея – 30 раз (согласно другим – 33 раза), у Марка – 13 раз (согласно другим – 14, причем Мк.8:31 не представляет исключения), у Луки – 24 раза, у Иоанна – 12 раз (согласно другим – 11). Такого названия совсем не встречается у апостола Павла; в Деяниях только один раз ( Деян.7:56 ). При просмотре относящихся сюда мест можно видеть, что Сыном Человеческим ни разу не называли Иисуса Христа другие лица, за единственным только исключением ( Ин.12:34 ), где народ только повторяет выражение Самого Христа. Он называет Себя Сыном Человеческим только Сам. Название ни разу не употреблено в виде сказуемого, но всегда или как подлежащее, или как дополнение. Значения, в каких оно употребляется, можно разделить на три группы:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

41). Господь Сам возвещает приближение предателя (ст. 42). Сцена предательства рассказана подробно (ст. 43–49). Ужас усугубляется тем, что Иуда – один из Двенадцати (это подчеркнуто), усугубляется фактом его поцелуя – вопиющим противоречием формы и содержания, усугубляется словами предателя, обращенными к страже: «Возьмите Его, и, – дополняет Марк, – ведите осторожно» (ст. 44). Иисус открыто высказывает, что была полная возможность взять Его в храме, когда Он учил народ. Его хватают как разбойника: мера уничижения, объясняющаяся только тем, что таким образом исполняются Писания (ст. 48–49). За унизительным арестом – суд у первосвященника (ст. 53–65). Смертный приговор предрешен заранее (ст. 55). Необходимо его обосновать. По закону Моисееву требовалось совпадающее показание двух свидетелей (ср. Втор. Мк.19:15 и Ин. Мк.8:16–18 ). Свидетели нашлись. Мк. называет их лжесвидетелями (ст. 56–57). Они приводят слова Иисуса: «Я разрушу храм сей рукотворенный и чрез три дня воздвигну другой, нерукотворенный» (ст. 58). Русский перевод ст. 59 вводит в заблуждение. Русскому слову «достаточно» соответствует в греческом подлиннике слово ση. σος значит «равный». Евангелист хотел сказать, что два свидетельства оказались не вполне совпадающими, иными словами, что требование закона Моисеева не могло быть удовлетворено. Тогда первосвященник ставит вопрос прямо: «Ты ли Христос, Сын Благословенного» (ст. 60–61)? На этот вопрос Иисус отвечает утвердительно и предсказывает Свое грядущее явление во славе (ст. 62). Самосвидетельство Иисуса первосвященник признаёт достаточным для вынесения смертного приговора (ст. 63–64). Суд заканчивается поношением (ст. 65). Приговор синедриона предрешает поражение Пастыря, о котором Иисус говорил ученикам. Первый удар есть осуждение Его как Мессии. Но Иисус говорил им о предстоящем Своем Воскресении. В ответ на вопрос первосвященника Он возвещает Свое славное пришествие на облаках. Это – слава эсхатологическая, предвосхищаемая, как мы видели, когда говорили о Преображении, славой Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

53. Испрашивается Божие заступление против гонителей. 54. Описывается развращение жителей градских, вероломство друзей и гибель нечестивых. 55. Давид жалуется на злобу врагов своих, и просит помощи от Бога. 56. Приносится благодарение Богу за избавление от несчастий. 57. Описываются свойства ласкателей и их погибель, и утверждается, что нечестивые за угнетение праведных непременно наказаны будут. 58. Праведник гонимый прибегает, к Богу; описывается свойство гонителей и невинность праведника; наконец призывается Божие мщение на гонителей. 59. Давид молится, чтоб Бог царство его, угнетаемое от неприятелей, восстановил и утвердил. 60. Давид быв подвержен различным бедам и искушениям, испрашивает помощи от Бога, моля Его, чтобы утвердил его царство и продлил жизнь его. 61. Человек все упование должен возлагать на Единого Бога. 62. Давид изгнанный желает возвратиться к подданным своим, и с ними купно покланяться Богу своему; – и надеется, что Бог паки утвердит царство его. 63. Молится Давид, чтоб Господь защитил, его от клеветников, – и предвещает скорое истребление оных. 64. Приносится благодарение Богу как за духовные благодеяния, изливаемые на верующих, так и за блага телесные, которые ниспосылает Он на весь род человеческий. 65. Прославляется Божие всемогущество и благость Его, являемая в искушениях, на нас ниспосылаемых; потом приносится благодарение Ему. 66. Молится пророк о пришествии Мессии и пророчествует, что и язычники познают Его и уверуют. 67. Торжественная песнь о победе Христовой над его и нашими врагами; далее пророчествуется о распространении Царства Христова чрез проповедь апостольскую. Еф.4:8 . 68. Жалуется Христос на жестокость страданий и на злобу врагов своих; просит у Бога Отца помощи и избавления; ожесточенных в неверии осуждает на вечную погибель, и предвещает утверждение и распространение своей Церкви. Ин.2:16 . Мф.27:48 . Деян.1:20 . Рим.15:3 . 69. Псалом сей почти от слова до слова из конца псалма 39-го. 70. Праведник просит Бога, чтоб защитил его от гонителей; причем описывается твердость его веры и признательность к милостям Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

А затем Господь повелевает Иоанну записать все виденное – записать 1) ту обстановку, среди которой он получил свой Апокалипсис (что видишь); 2) то, что он узнал о состоянии малоазийских церквей (что есть), и 3) то, что, по Божьему откровению. должно совершиться в будущем... Стих 20-й: Семь церквей (мы уже знаем, что в библейском словоупотреблении число семь обозначает законченность и полноту) «названы здесь вместо единой Вселенской Церкви, вместо всех христиан, ибо для всех их ( Откр.1:1 ) назначено это откровение Божие» 56 . О символе семи светильников, под коим явлены были эти церкви Иоанну, св. Андрей в своем толковании Апокалипсиса пишет так: «Так как истинный Свет есть Христос (см.: Ин.1:9 ), то обогатившиеся Его просвещением подобны светильнику, просвещающему тьму настоящей жизни. – Собственно же светильниками называются церкви, как обладающие светилами, содержащими, по апостолу, слово животно ( Флп.2:15–16 ). Светильники и свещники суть золотые, по причине честности и непорочности их веры» 57 . Что касается семи звезд, кои, по указанию Самого Господа, Ангелы седми церквей суть, то у толкователей Апокалипсиса в понимании этих ангелов наблюдается ощутительное различие. Св. Андрей, объясняя это место, говорит: «У каждой из них (церквей) предстоит ангел хранитель (см.: Мф.18 -я гл.)» 58 . Григорий Богослов категорически заявляет: «Верую, что особенный ангел покровительствует каждой церкви, ибо так научает меня Иоанн в Откровении». Почему, прощаясь с Константинопольской церковью, он взывает: «Простите, ангелы, надзиратели сей церкви и также моего здесь пребывания и отшествия отсюда». Так и Епифаний Кипрский , «основываясь на тех же словах Апокалипсиса, называет ангелов хранителями церквей и стражами алтарей», а св. Амвросий утверждает, что «для защищения всякой паствы Божией Господь поставляет не только епископов, но определяет и ангелов», а св. Василий Великий изгоняемых пресвитеров утешал тем, что с ними «пребывает ангел хранитель церкви» 59 . Проф. Жданов, приведя эти свидетельства св. отцов, ссылается затем и на ряд видений, где ангелы выступали в житиях святых как хранители храмов и алтарей (св. Архипа, преп. Аммония, Феодосия Печерского ). Отсюда, говорит он, и входя в храм для молитвы, мы вступаем, так сказать, в земное небо – «приступаем ко граду Бога живого и тмам ангелов» ( Евр.12:22 ), входим в молитвенное общение с блаженными духами, возносящими молитвы наши пред алтарь Вышнего (см.: Откр.8:3 ) 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Великое благо, великая добродетель – незлобие пред Богом и людьми: оно покрывает множество грехов. В Ветхом Завете были особенно возлюблены и прославлены Богом за эту добродетель: Авель, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид богоотец, царь и пророк, и многие другие; а в Новом Завете – бесчисленные праведники, подражавшие кроткому и смиренному Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, глаголющему в Евангелии всем нам: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11: 29). Итак, не будем слушаться диавола, научающего нас питать зло на ближнего, а будем в простоте сердца прощать обиды, причиняемые ближними, тоже по наущению врага. Никто да не мыслит зла друг на друга; никто да не увлекается злой подозрительностью касательно ближнего; ибо это прелесть врага нашего спасения, всемерно усиливающегося разрушить в нас союз любви и братства и насадить демонскую вражду и неприязнь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13: 34), и слова апостола Павла: любяй бо друга закон исполни. Итак, исполнение закона любы есть (Рим. 13: 8, 10). т. 1, с. 56–58]. О покаянии: Слово в преддверии Великого Поста Вы не видите своих грехов? Молитесь Богу, чтобы Он дал вам видеть их; разве напрасно вы часто за священником говорили в церкви: Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения! – Постараемся же хотя теперь общими силами увидеть свои грехи, чтобы после на исповеди с сердечным сокрушением признаться в них. И вот, первый весьма важный грех наш тот, что мы, будучи великими грешниками, не чувствуем, что мы грешники, заслуживающие не милость, а наказание Божие! Осудим же себя прежде всего в этой бесчувственности и скажем Господу от всей души: вот я, Господи и Владыко живота моего, – грешник бесчувственный, величайший я грешник, а грехов моих не чувствую; должно быть, потому, что грехи мои умножились паче числа песка морского, и я весь – во грехах, как больной оспою – в оспе. Каюсь Тебе, Господу Богу моему, от всего сердца в моей бесчувственности и молю Тебя: Сам даруй мне чувствовать всем сердцем, как я много прогневлял и прогневляю Тебя. – О! Эта мнимая, фарисейская праведность наша, сколько она погубила и погубляет людей! И на зло нам она поражает наше сердце именно во время говения, во время самого Таинства Покаяния и пред Таинством Святого Причащения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21), – в особенности заповеди об очищении сердца: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8). Обещание, по самому смыслу своему, относится не только к будущему веку, но и к настоящей жизни, в которой человек и должен исполнять заповеди и, соответственно, стяжать чистоту сердца – а значит, и узреть и познать Бога (см.: Симеон Новый Богослов, прп. Слово 63: 1, 3//Слова. Ч. 2. С. 56-58, 66). В силу этого «ощущать благодать и быть просвещаемым ею в ведении ... и созерцании является для пр. Симеона до такой степени существенною чертою христианина, что тот, кто ещё не получил сознательного видения, не может носить это имя» ( Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022). Paris: YMCA, 1980. С. 150). – Ср.: «Для св. Симеона Нового Богослова опытное восприятие света, оно же – сознательная духовная жизнь или “гносис”, – есть откровенное присутствие благодати, стяжанной человеческой личностью» ( Лосский В. Н. Очерк мистического богословия. С. 113).  Ср.: «Ибо невозможно иным способом познать кому-либо Бога, кроме созерцания света, посылаемого от сего самого света (то есть Бога). Свет есть Бог, и созерцание Его есть как свет, почему чрез узрение света бывает первое ведение, которым познается, что есть Бог» ( Симеон Новый Богослов, прп. Слово 63: 3//Слова. Ч. 2. С. 63, 64).  Ср.: В Откровении «инициатива принадлежит Богу, но предполагает ответ человека, свободный ответ веры и любви... Вступление Бога на путь общения с нами вызывает и наше вступление в общение с Ним» ( Лосский В. Н. Вера и богословие. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 5.08.2021). – Очевидно, что далеко не каждый человек после (да даже и до) своего грехопадении способен так ясно слышать голос Бога и так напрямую разговаривать с Ним, как это описано в историях Адама и Каина. Тем не менее, даже такой явный диалог с Богом остаётся вне категории Богообщения; наиболее крайние примеры: диалог диавола с Богом в книге Иова и диалог бесов со Спасителем при исцелении гадаринского бесноватого.

http://bogoslov.ru/article/6176468

Мы полагаем, что мысль преподобного Отца здесь опирается на слова 2Кор.6:16: яко вселюся в них и похожду. Вселяясь в человечество, в качестве Пассажира, дабы " ходить " посредством его, Бог во всем творении " занимает соответствующее место " , ибо через посредство более сродного Себе словесной и умопостигаемой души обитает Он в чувственном и бессловесном творении, представляемом, как своим венцом, человеческим телом. Сакалис в новогреческом переводе читает это место следующим образом: " и да покажется Единый Создатель всего врывающимся, в качестве Человека, во все сущее соответствующим образом " , опираясь на другое значение " εε " " захватывать " , но в целом понимает этот абзац также, поясняя его таким примечанием: " В космологии, каковую начертывает здесь Максим обожится весь мip через посредство человека и, в особенности, - души.Тем, что для души есть Бог, становится душа для мipa " (прим.23 на стр.98-99). 51. 1Кор.15:28. 52. 1Кор.6:16-17. 53. 1Кор.1:24; Фил.4:7. 54. Слово 14, 20, PG, 35, 884А-В (р.п., стр.217). 55. Слово 17, 4, PG, 35, 969С (р.п., стр.257). 56. Слово 38, 11, PG, 36, 321С-324А (р.п., стр.527) и также Слово 45 (на святую пасху), 7, PG, 36, 629D-632A (р.п., стр.665). 57. " E Ε " в р.п. это Слово называется " На святые светы явлений Господних " , т.е., на Богоявление. По-гречески же " " " Светы " является обыкновенно употребляемым названием праздника Крещения Господня. 58. Слово 39, 13, PG, 36, 348D (р.п., стр.538-539). 59. 1Кор.2:7. 60. Еф.1:17-25. 61. Еф.4:11-16. 62. Это слово " ε " - означает также " пребывание " , особенно пребывание иностранца в чужой стране, иначе " вселение " . 63. Евр.8:7. 64. Т.е., нет такой части тела, где бы ее не было. 65. Ин.11:26. IV. На его же из Слова на святого Афанасия: " Ибо не имеет ничего более высокого, и даже совершенно [ничего] не будет иметь " Мне кажется, что сими [словами] богоносный этот учитель отрешает учащегося, от всякого сравнительного и различительного, и как бы то ни было иначе называемого соотношения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010