Дьявол сильно старался истребить эту веру между людьми, зная, что, если он истребит веру в домостроительство, то большая часть дела нашего спасения погибнет. Затем есть и другая причина – немощь слушателей и невозможность для них, видевших Его тогда в первый раз и слышавших тогда в первый раз, усвоить себе высшее догматическое учение. А что сказанное не есть догадка, это я постараюсь показать и объяснить тебе из самых Писаний. Так, когда Он говорил что-нибудь великое, высокое и достойное Своей славы, – что я говорю: великое, высокое и достойное Своей славы? – когда Он говорил что-нибудь высшее человеческой природы, то они смущались и соблазнялись; а когда Он говорил что-нибудь уничиженное и человеческое, то прибегали к Нему и принимали учение. Где же, скажут, можно видеть это? Особенно у Иоанна; когда Христос сказал: «Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день мой, и виде, и возрадовася», то они говорят: «пятидесяти лет не у имаши, и Авраама ли еси видел» ( Ин.8:56,57 )? Видишь ли, что они относились к Нему, как к простому человеку? Что же Он? «Прежде даже Авраам не бысть», говорит Он, «Аз есмь». Они же «взяше камение, да вергут нань» ( Ин.8:58,59 ). И когда Он, излагая продолжительную речь о Таинствах, говорил: «и хлеб, его же Аз дам за живот мира, плоть Моя есть», то они говорили: «жестоко есть слово сие: кто может его послушати?» И «от сего мнози от ученик Его идоша вспять, и ктому не хождаху с Ним» ( Ин.6:51,60,66 ). Что же, скажи мне, следовало Ему делать? Употреблять ли постоянно высшие выражения, чтобы отогнать уловляемых и отвратить всех от учения? Но это не согласно было бы с человеколюбием Божиим. И затем, когда он сказал: «аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки», то они говорили: «ныне разумехом, яко беса имаши: Авраам умре и пророцы, и Ты глаголеши: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать вкусити» ( Ин.8:51,52 )? И удивительно ли, что народ так относился к Нему, когда и сами начальники имели такие же понятия? Так Никодим, бывший начальником, приходивший ко Христу с великим благорасположением и говоривший: «вем, яко от Бога пришел еси учитель», не мог усвоить учения о Крещении, которое было гораздо выше его немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Если плоть с самого зачатия своего истинно соединена с Богом Словом, или лучше сказать, стала существовать с Ним и иметь с Ним ипостасное единство; то, как не обогатиться ей вполне всякою премудростью и благодатью? Плоть не сама получает благодать и участвует в том, что имеет Слово, не по благодати, но по ипостасному соединению с того самого времени, как и человеческое и Божеское стало принадлежать единому Христу (потому что один и тот же Христос был вместе Бог и человек), источает миру благодать и премудрость и полноту всех благ» 293 . Указания на всеведение Иисуса Христа: ( Ин.2:24–25, 3:34, 6:45 ; Слич. 1Ин.2:20 ; Евр.8:10–11 ; Пс.44:8 ; Ис.9:2–3 ; Евр.1:9 ). О силе животворящей Св. Афанасий Александрийский самое тело Иисуса Христа называет животворным брашном для душ и телес наших. Останавливаясь на тех словах Спасителя, которые сказаны были в заключение беседы о таинстве тела и крови ( Ин.6:35–58 ), он пишет: «Сказавший сие: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть (ст. 63), как бы так говорил: Моё тело видимое и за мир даемо ( Лк.22:19 ) предлагается в пищу для того, чтобы каждый причащался оного, как духовного брашна, и чтобы всем оно было залогом воскресения в жизнь вечную» 294 . Св. Кирилл Александрийский, защищая верность сказанного им, в XI главе 295 , о пребывании животворящей силы в самом человечестве Иисуса Христа, говорит: «Как для каждого из нас собственным называется его тело; так должно думать и о теле единого Христа. Ибо, хотя Его тело однородно с нашими телами, или единосущно нашим, так как от жены родилось, почитается и называется собственным Его телом. Но поскольку Слово, сущее от Бога Отца, есть жизнь по естеству, то и плоть Свою явило животворящею, и открылось таким образом для нас благословение животворящее, как и Христос сказал: Аминь, аминь глаголю вам: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть ( Ин.6:51 ); и ещё: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нём ( Ин.6:56 )» 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ср. Деян. 17:27. 45 Никео–Цареградский Символ Веры. 46 1 Кор. 8:6. 47 Афанасий Великий (псевдоэпиграф), Свидетельства из Писания об общности по природе Отца и Сына, и Святого Духа, 48, PG 28, 72D–73A. 48 Т. е. Василий. 49 Василий Великий, Слово 24 против савеллиан, Ария и аномеев, 6, PG 31, 616С (р. п.: Ч. IV. С. 389). 50 Григорий Богослов, Слово 31, 14, PG 36, 148D–149A (р. п.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1. СПб., б. г. (репринт: Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1994), С. 451). 51 Точное изложение православной веры, 3, 5, op. cit., 49, 4–6 (р. п.: С. 131 (203)). 52 Ibid., 17, 69 (р. п.: С. 48 (120)). См. также Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 6, 2 (С. 98, р. п.: С. 99). 53 Γρηγορου Νσσης, Προς λληνας κ των κοινν εννοιν, PG 45, 1801В–С (р. п.: Творения св. Григория Нисского. M., 1862. Ч. 4. С. 183). 54 «μεταμανθνεις» — буквально: «переучиваешься». 55 Мк. 8:11. 56 Ин. 1:14. 57 Ин. 8:42. 58 Ин. 6:46. 59 Понятие «τρπος υπρξεως», встречающееся уже у таких ранних отцов, как св. Кирилл Александрийский (De sancta trinitate, 8, PG 77, 1136D) и св. Василий Великий (Adversus Eunomium, lib. 5, PG 29, 681C), наиболее полно было разработано в VII b. преп. Максимом Исповедником в его «Амбигвах» (PG 91, 1032–1417; ΜΑΞΙΜΟΥ ТОТ ΟΜΟΑΟΓΙΤΟΤ, ΠΕΡΙ ΔΙΑΦΟΡΩΝ ΑΠΟΡΙΩΝ, ΦΙΛΟΚΑΛΙΑ ΤΩΝ ΝΗΠΤΙΚΩΝ ΚΑΙ ΑΣΚΗΤΙΚΩΝ, τ. 14 Δ, Ε (Θεσσαλονκη, ΕΚΔΟΤΙΚΟΣ ΟΙΚΟΣ ΕΛΕΥΘΕΡΙΟΥ ΜΕΡΕΤΑΚΗ «ΤΟ ΒΥΖΑΝΤΙΟΝ», 1992–1993. См., также, наш русский перевод: Максим Исповедник, О РАЗЛИЧНЫХ НЕДОУМЕНИЯХ У СВЯТЫХ ГРИГОРИЯ И ДИОНИСИЯ (АМБИГВЫ), перевод с греческого архимандрита Нектария, М. (Институт Философии, Теологии и Истории св. Фомы), 2006. 60 ουστνου (ψευδ.) κθεσις της ορθοδξου πστεως, 9, PG 6, 1224Α. 61 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 736С (р. п.: С. 200). Также это выражение применительно к рождению Сына неоднократно употребляется у св. Григория Нисского (Contra Evnomium, Refutatio confessionis Evnomii, Ad Simplicium de fide, Antirrheticus adversus Apollinarium), св. Кирилла Александрийского (Thesaurus de sancta consubstantiali triniiate) и других отцов. И хотя обычно в словарных статьях «διος» переводится как «вечный», мы употребляем здесь настоящее сложное слово, следуя как славянской Библии (Рим. 1:20), так и отцам, разграничивавшим это понятие с понятием «αινιος». См., например, Точное / изложение, гл. 2, где Дамаскин употребляет оба слова через запятую (op. cit., 2, 9); на русский язык это переведено: «Бог… вечен и постоянен» (С. 3 (75)). Разница заключается в том, что «век» — «αιν» — это еще и тварное время, и отсюда «вечный» — это не имеющий ограничения в его пределах, тогда как «ιδιος» — это существующий вообще вне категорий времени, неизменно. 62

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

а) Непрерывно трудился Он и подъял необъятные подвиги для просвещения заблуждающихся светом истины и приведения их на путь благочестия и добродетели. Преподавал совершеннейшие наставления об обязанностях к другим, и Сам во всей точности исполнил преподанные правила. Вступление Иисуса Христа в общественное служение спасению рода человеческого было как благотворный восход великого светила дня. Он светил непрерывно Своим учением: учил в домах, в собраниях, в храме, на градских улицах, в поле, учил, переходя с места на место, на всех путях Своего странствования, чем открывал удобство всем приходить к Нему и слушать Его спасительное учение. Никого не отвергал Он от Себя. б) Иисус Христос благотворил другим посредством чудотворений, которые имевшим очи видеть ясно показывали в Нём обетованного Спасителя мира. Сам Он в кратких чертах изобразил благотворность чудес Своих; когда повелел ученикам Иоанна возвестить своему учителю, что они видели и слышали, бывши близ Него, то есть, что «слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, и нищие благовествуют» ( Мф.11:4–5 ). Только там сокращались Его чудотворения, где недоставало веры, и где не хотели принимать Его ( Мф.13:58 ). в) Иисус Христос ко всем был любвеобилен. Он показывал сыновнюю любовь и преданность к родителям ( Лк.2:51 ; Ин.19:27 ), нежную любовь, снисхождение и попечительность к ученикам Своим ( Мф.18:1–5 ; Мк.9:35–37 ; Лк.9:51–56 ; Ин.13:1, 17:11–12; 18:8 ) и к детям ( Мф.19:13–15 ), беспримерную попечительность об исправлении заблуждающихся ( Мф.9:10–13 ; Лк.19:10 ), особенную любовь к знаемым и ближним по крови ( Ин.11:5, 11, 36, 13:23, 19:26–27 .), вообще к Своему отечеству, которое старался Он просветить светом истины ( Мф.15:24 . сл. 10:5–6), и чрез то спасти от предстоящей ему погибели ( Мф.23:37 ; Лк.19:41–42 ); о врагах Своих и распинателях молился к Отцу небесному ( Лк.23:34 ; сл. Мф.26:50 ), и явил величайшую и беспредельную любовь ко всему роду человеческому, ибо Своим учением, молитвами к Богу Отцу и искупительными страданиями Он приобрёл спасение всему миру ( Ин.3:16, 10:11, 15–16 ; 1Ин.2:2 ). I.3. Евангельская история открывает нам в Иисусе Христе

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в) Евхаристия должна совершаться на квасном хлебе, поскольку все евангелисты говорят именно о квасном хлебе. В греческом языке очень четко различаются термины «ρτος», что означает хлеб квасной, и слово «ζιμον», что означает хлеб пресный, опреснок. Все евангелисты и ап. Павел (1 Кор 11), говоря о Евхаристии, употребляют именно слово «ρτος». Древняя Церковь не знала причащения пресным хлебом, эта практика возникает на Западе достаточно поздно и закрепляется благодаря учению о пресуществлении. 5.1.8. Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн О необходимости причащения сказано в Ин. (6, 53-54). Спасительные плоды или действия причащения суть: — теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55-56). — возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57). — залог будущего воскресения и вечной жизни (Ин. 6, 58). Но это справедливо только по отношению к тем, кто приступает к причащению достойно; недостойным причащение приносит большое осуждение (1 Кор 11, 29). Раздел IV О Боге как судии и мздовоздаятеле 1. О Боге как судии и мздовоздаятеле для каждого человека в частности 1.1. Телесная смерть и бессмертие души Идея бессмертия души есть идея исключительно христианская. За пределами христианской традиции она не встречается. Когда говорят о том, что в религиях, которые не являются религиями Откровения, присутствует учение о бессмертии души, то под этим понимается нечто весьма отличное от того, что понимает под бессмертием души Библия. Существуют учения, которые признают неуничтожимость духовного начала, духовной субстанции в человеке, например платонизм, различные восточные учения. Но это не означает, что они признают личное бессмертие. Душа как невещественная субстанция сохраняется для вечности, но она спасается лишь как некая голая схема; неповторимый рисунок человеческой личности при этом неизбежно распадается. Откровение говорит нам не просто о сохранении духовной субстанции — оно говорит о бессмертии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности человека. Свщ. Писание нам говорит, что Бог не сотворил смерти: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть…» (Прем. 2, 23-24). Таким образом, с точки зрения христианской антропологии, смертность не есть существенное свойство человеческой природы; она имеет случайный характер, связана со злоупотреблением свободой. Блж. Августин говорит, что человека не умер бы, если бы не согрешил. С этой мыслью согласны практически все отцы Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

На Голгофе Иисус Христос принес в жертву естественную плоть и кровь Своего человечества, сверхъестественно зачатого наитием Св. Духа в утробе Преблагословенной Девы Марии. А в Евхаристии Он же приносит в жертву свое истинное Тело и истинную Кровь, действием Св. Духа преложенные из хлеба и вина. Кровавая жертва принесена Господом видимо и непосредственно в дни Его человеческих страданий и уничижения пролитием крови и смертью тела. Евхаристическая жертва приносится уже воскресшим Господом Иисусом Христом. Тело Его нетленно, Он седит одесную Бога Отца и не непосредственно приносится, а через посредство пастырей Церкви действием Св. Духа. Необходимость и спасительность причащения Св. Таин Этот вывод мы уже делали, подтвердим его цитатами. Ин. 6:53–54 – “Аминь, аминь, глаголю вам: аще не сиесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный”. Это прямое утверждение необходимости причащения. Следствия этого мы тоже знаем, прежде всего это – теснейшее соединение с Господом (“Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем” – Ин. 6:56 ), возрастание в жизни духовной, укрепление в ней ( Ин. 6:57 – “Ядый Мя, и той жив будет Мене ради”). И как залог будущего воскресения из мертвых – Ин. 6:58 – “Ядый хлеб сей жив будет во веки”. И еще одна цитата – о том, что дает недостойное причащение как приносящее осуждение человеку. 1Кор.11: 29 – “Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня”. Таинство Покаяния Понятие таинства Покаяния Об этом таинстве вы знаете очень много – почти на всех проповедях об этом говорится. Поврежденная грехом природа человека, злоба духов тьмы, владычество зла в мире все время толкают нас на путь греха, удаляют от Бога. 1Ин.1:8–9 – “Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас. Аще исповедуем грехи наша, Верен есть и Праведен, да оставит нам грехи и очистит нас от всякия неправды”. Речь идет о согрешении после крещения. Верующий человек очистил себя и приблизился к Богу, но в нем есть “жало похоти”, которое все время толкает его на путь греха. Толчки эти с разных сторон – и со стороны мира, и со стороны духов зла. Поскольку это так и поскольку оживление человека происходит медленно, необходим какой-то механизм воссоединения человека с Богом. Этот механизм действует в таинстве Покаяния. Это особое священнодействие, которое восстанавливает постоянно нарушаемую связь с Богом. В этом таинстве человек получает прощение грехов, Господь укрепляет раскаявшегося и прощенного грешника и дает ему благодатные силы для исправления греха.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Сл. 2, 92, 3–19; 94, 8–95, 9; 208–214=1.56–57. 551 Сл. 2, 110, 2–11, 5; 114, 1–12; 230–236=1.62–63. 552 Ср. Ин. 10:11. 553 Ср. Лк. 12:32. 554 Ср. Ин. 10:14. 555 Ср. Ин. 10:27. 556 Ср. Ин. 10:3–4. 557 Ср. Пс. 22:2. 558 Сл. 33, 15, 14–16, 4; SC 318, 190=1.490. Ср. Сл. 9, 3; SC 405, 306–308=1.190. 559 См. Сл. 2, 80–82; 194–198=1.53–54. 560 Об избрании епископов в древней Церкви см. Болотов. История III, 172–190. 561 Сл. 18, 33–34; PG 35, 1028–1029=1.281–282. 562 Сл. 18, 35; PG 35, 1032=1.283–284. 563 Уже Лаодикийский Собор 13–м правилом запрещал участие народных " " толп " " в избрании епископа. 564 Особенно в после–иконоборческую эпоху. 565 Ср. Евр. 9:7. 566 Сл. 21, 9, 2–21; SC 270, 126=1.309. 567 Иерем. 10:21. 568 Иерем. 12:10. 569 Сл. 21, 23, 4–24, 25; SC 270, 156–160=1.318. 570 Сл. 43, 26, 1–34; SC 384, 184–186=1.620–621. 571 Вариант перевода: " предпочтения по национальному (региональному) признаку " " . 572 Сл. 26, 15, 17–23; SC 284, 262–264=1.382. 573 PG 37, 1231=2.398. 574 Ср. 1 Кор.3:4. Григорий имеет в виду борьбу различных церковных партий на II Вселенском Соборе: мелетиан, павлиниан, восточных, западных и пр. 575 PG 37, 1238–1239=2.400. 576 Телу. 577 В древней Греции при обращении с просьбой к влиятельному лицу проситель в знак почтения прикасался к подбродку (бороде) собеседника. 578 Бриарей — в греческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 579 PG 37, 1266–1267=2.395–396. 580 PG 37, 1192–1193 (отсутствует в рус. пер.). 581 PG 37, 1195–1197 (отсутствует в рус. пер.). 582 PG 37, 1233–1236=2.398–399. 583 Ср. PG 37, 1233=2.398 (образ решетки, разделяющей два мира — постоянный и преходящий). 584 " Воронами " " , " галками " " и " " юнцами " " Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 585 PG 37, 1242–1243=2.401–402. 586 См. Гимн 58–й в SC 196, 278–308. 587 По мнению некоторых исследователей, именно Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января), в согласии с традицией, существовавшей в Римской Церкви с конца III в. См. Usener. Untersuchungen, 260–269; Mossay. Fkemes, 34. Ср. Bernardi. Predication, 205. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

  Глава одиннадцатая 1 Ср.: Лк 24, 21. 2 Мал 4, 5—6; Мишна, Эдуйот, I, 5; VIII,7; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 8, 49. 3 Мф 17, 10—13; Мк 9, 11—13; ср.Мф 11, 14. 4 Мф 22, 1—14. 5 Лк 13, 23—28. 6 Мф 11, 21—24; Лк 10, 13—15. Содом и Тир в данном контексте означают предел нечестия. 7 См.гл.7, прим.10. 8 Лк 13, 31—33. Согласно некоторым толкованиям, три дня, о которых говорил Христос, — апокалиптический символ срока испытаний. Ср.Дан 7, 25, где сказано о трех этапах этого срока. 9 Мф 8, 19—20; Лк 9, 57—58. 10 Ин 7, 1—10. 11 Лк 13, 6—9. 12 Лк 9, 51—56. Лука относит этот эпизод к последнему путешествию Господа в Иерусалим. Однако тогда Он пришел из Заиорданья (через Иерихон). Прямой же путь из Галилеи вел через Самарию. Слова «Вы не знаете, какого вы духа» и далее — отсутствуют в древнейших рукописях, но смысл их вполне гармонирует с учением и стилем речей Иисуса. 13 Посещение Христом Иерусалима в праздник Кущей описано у Ин 7—8. Ряд толкователей выдвигал гипотезу, что диалоги, приведенные там, есть лишь иллюстрации к учению Иоанна о Боге–Слове. Однако в этих главах больше, чем в других местах Евангелия, подчеркивается человеческая природа Христа (напр., 8, 42—55). 14 О символике праздника Кущей см.: Мишна, Сукка IV,9; Троицкий И. Библейская археология. СПб., 1913, с.457 сл. 15 Выражение «Я есмь» (по–гречески γω εμ, по–еврейски «ани–ху» ) встречается в Ветхом Завете как эквивалент слова «Сущий» (напр., Ис 48, 12; 43, 10). О том, что имя Ани–ху произносилось во время богослужения праздника Кущей, говорит рабби Иегуда бен–Элай (II b.). (см.: Dodd Ch. The Interpretation of the Fourth Gospel, p.94—95). В Ин Иисус много раз относит это слово к Себе (6, 35; 8, 12; 10, 7, 9, 11, 14; 11, 25; 14, 6; 5, 1, 5). Однако подобные выражения есть и у синоптиков. (см.: Brown R. The Gospel According to John, v.III, p.533ff). 16 Ин 9, 1—41. 17 Ин 10, 11 сл. 18 Ин 10, 22 сл. 19 Лк 13, 34—35.   Глава двенадцатая 1 Ин 10, 40—42. 2 Лк 10, 1—16. Лука, который один повествует об избрании Семидесяти, относит его к последнему времени служения Христа, не давая, однако, более точных указаний. Поскольку после возвращения Христа из Голана в Галилею Его проповедь встретила сопротивление, можно предположить, что Семьдесят были избраны во время пребывания Господа в Перее. Выражение «вписаны на небесах» происходит от библейской символики. Подобно тому как в древних городах существовали списки жителей, так и «небесный Иерусалим» имеет свою «книгу жизни» (ср.Откр 13, 8), где вписаны имена верных (см.: Иер 22, 30; Мал 3, 16; Пс 86, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Неделя 6-я по Пасхе: Слепорожденный Завтра, даст Бог, мы с вами услышим за Божественной литургией повествование святого евангелиста Иоанна. Повествование о том, как Господь наш Иисус Христос даровал слепорожденному человеку двойное прозрение: и телесное, от телесной слепоты, и духовное, от духовной слепоты и неведения. Евангелие это говорит о том, что Господь, проходя, увидел слепорожденного. Откуда Он шел? Из храма. А там, в храме, перед этим, озлобленные враги хотели побить Его камнями. По Евангелию Матфея, Марка и Луки не совсем ясно, почему такая страшная злоба. Прямо таки сатанинской ненавистью возненавидели нашего Господа Его враги – книжники и фарисеи и саддукеи. По Евангелию от Иоанна это нетрудно понять, потому что как раз перед этим повествованием об исцелении слепорожденного, говорится о том, как Господь беседовал с ними и как они в конце концов говорили Ему: «не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и... бес в Тебе?» ( Ин.8:48 ). Но Господь в этой беседе беспощадно их обличил в том настроении, которое ими владело, и со Своей стороны, когда они хвастливо и заносчиво сказали, что «наш Отец – Бог», то Господь им сказал: «Если бы Бог был ваш Отец, вы совсем действовали бы не так, как вы это делаете, а ваш отец – диавол!» ( Ин.8:41, 42, 44 ). Прямо сказал им это Господь. По славянски: «вы отца [вашего] диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити» , т.е. действуете так, как он сам действует. После этой беседы, в конце которой Он прямо им сказал Кто Он, собственно, по существу, они хотели побить Его камнями. Он им сказал такие слова: «Авраам ваш отец рад бы был, если видел бы Мой день: и видел и возрадовался» . Недоумевающие враги Его спросили: " Тебе и пятидесяти лет нет, – и Ты видел Авраама?» . Последовал ответ Спасителя, исполненный Божественного величия: «аминь, аминь глаголю вам: прежде даже Авраам... бысть, Аз есмь» ( Ин.8:56–58 ) т.е. прежде, чем не был (прошедшее время) Авраам, Аз есмь, Я есть. Господь Своей Божественной Природой в прошлом, как и в будущем, находится так же, как в настоящем. Как говорил о. Иоанн Кронштадтский : «Господь в одном акте Божественного созерцания созерцает всю жизнь, все века и всех людей». Когда они поняли, что Он сказал о Себе, они схватили камни, чтобы побить Его, но Он прошел мимо них. Когда вышел, проходя, увидел этого слепца.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Повествование о том, как Господь наш Иисус Христос даровал слепорожденному человеку двойное прозрение: и телесное, от телесной слепоты, и духовное, от духовной слепоты и неведения. Евангелие это говорит о том, что Господь, проходя, увидел слепорожденного. Откуда Он шел? Из храма. А там, в храме, перед этим, озлобленные враги хотели побить Его камнями. По Евангелию Матфея, Марка и Луки не совсем ясно, почему такая страшная злоба. Прямо таки сатанинской ненавистью возненавидели нашего Господа Его враги — книжники и фарисеи и саддукеи. По Евангелию от Иоанна это нетрудно понять, потому что как раз перед этим повествованием об исцелении слепорожденного, говорится о том, как Господь беседовал с ними и как они в конце концов говорили Ему: (Ин.8:48). Но Господь в этой беседе беспощадно их обличил в том настроении, которое ими владело, и со Своей стороны, когда они хвастливо и заносчиво сказали, что «наш Отец — Бог», то Господь им сказал: «Если бы Бог был ваш Отец, вы совсем действовали бы не так, как вы это делаете, а ваш отец — диавол!» (Ин.8:41, 42, 44). Прямо сказал им это Господь. По славянски: , т.е. действуете так, как он сам действует. После этой беседы, в конце которой Он прямо им сказал Кто Он, собственно, по существу, они хотели побить Его камнями. Он им сказал такие слова: если . Недоумевающие враги Его спросили: и . Последовал ответ Спасителя, исполненный Божественного величия: (Ин.8:56—58) т.е. прежде, чем не был (прошедшее время) Авраам, Аз есмь, Я есть. Господь Своей Божественной Природой в прошлом, как и в будущем, находится так же, как в настоящем. Как говорил о. Иоанн Кронштадтский: «Господь в одном акте Божественного созерцания созерцает всю жизнь, все века и всех людей». Когда они поняли, что Он сказал о Себе, они схватили камни, чтобы побить Его, но Он прошел мимо них. Когда вышел, проходя, увидел этого слепца. Когда вы внимательно читаете это повествование, то сразу видите, как слепец постепенно прозревал. Враги Спасителя все больше и больше своей злобой ослепляют себя, а бывший слепец прозревает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010