игумен Амвросий (Диденко) Да святится Имя Твое Пресвитер Тертуллиан Так: «да святится Имя Твое» – молились мы не для того, чтобы людям прилично было благожелательствовать Богу, как бы было ещё нечто, чего можно пожелать Ему и в чём Он будет недостаточествовать, если мы не поблагожелательствуем Ему того. Но так как нам подобает «благословлять Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его» ( Пс.102:22 ) и во всякое время, всегда памятуя великие Его к нам благодеяния, то это слово – «да святится Имя Твое» – стоит здесь вместо благословения (то есть вместо: да благословляется). К тому же, когда не свято и когда не святимо Имя Бога само по себе, когда Он из Себя освящает всех? Но так как обстоящий Его сонм Ангелов непрестанно взывает: «Свят, Свят, Свят» ( Ис.6:3 ; Откр.4:8 ); то и мы, кандидаты на Ангельский чин, отселе ещё научаемся такой же воссылать к Богу небесный глас, здесь ещё приучаясь к будущему торжествованию. Итак, первая здесь мысль – мысль о славе Божией. Ориген Молящийся выражает в своей молитве частью то, чего ещё не получил он; частью же то, чем он уже обладает, желает, чтобы то оставлено было за ним и на следующее время; здесь же буквальным смыслом слов этого прошения, переданных Матфеем и Лукой согласно друг с другом, явно повелевается нам просить, чтобы Имя Божие святилось, как если бы оно ещё не святилось: да святится Имя Твое. Но каким образом, быть может, спросит кто-нибудь, человек может о том молиться, чтобы Имя Божие святилось, как если бы оно до того мгновения не святилось? В ответе на это мы намерены рассудить, какое значение имеет имя «отец» и как можно «святить» это имя. Имя есть такое слово, которым обозначается по большей части преимущественное свойство лица, носящего то имя. Так, например, апостол Павел отличается особенными свойствами: частью – души, по которым он таков и таков; частью же – духа, по которым он мог постигать то и то; частью же и тела, по которым он был тем-то и тем-то. Отличительные черты этих-то свойств, которые в других людях не встречались, потому что каждый чем-нибудь да отличается от Павла, и выражены в слове «Павел». Если же у людей отличительные их свойства, так сказать, изменяются, то в совершенном согласии с этим ему переменяется, по Писанию, и имя. После изменения своих свойств, например, Аврам получил имя Авраам ( Быт.17:5 ), Симон был назван Петром ( Мк.3:16 ; Ин.1:42 ) и Савл, бывший до того времени преследователем Иисуса, стал называться Павлом ( Деян.13:9 ). Богу, напротив, Который неколебим и неизменен, свойственно вовеки некоторым образом лишь одно и то же имя, встречаемое в Книге Исход, – это имя «Сущий» ( Исх.3:14 ), толкуемое и иным подобным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

«Отвяжите осленка и приведите ко Мне» (ср. Мф.21:2 ). Яслями Иисус начал – на осленке достиг конца. Яслями – в Вифлееме, на осленке – в Иерусалиме. А когда шел в Иерусалим, то, увидя его, начал плакать о нем. Авраам увидел день Его и возрадовался. Христос же увидел Иерусалим и заплакал о нем. Заплакал же потому, что (Иерусалим) не возрадовался. «О, если бы ты... узнал... хотя этот день мира твоего, но мир... сокрыт... от лица твоего» (ср. Лк.19:42 ). Авраам, отец твой, увидел один только день Мой и возрадовался, ты же увидел день и Господа дня. Это Он, заплакавший о тех, кои не радовались о Заступнике своем. Заплакал также и по причине предстоявшего разрушения города, как и сказал: «плачьте о себе... ибо придут дни, когда скажут... горам: ...покройте нас...» (ср. Лк.23:28–30 ). «Увидел... Авраам... день Мой и возрадовался» (ср. Ин.8:56 ), именно, (увидел) в агнце при дереве, который развязал и освободил связанного Исаака, как и Господь посредством Креста разрушил узы язычников. От Валаама сокрыто было лицо Ангела ( Чис.22:22–31 ), от народа же этого, который знал таинство Валаама, сокрыт был Господь мира. От того был сокрыт мир, от этого же – Господь мира. Восклицали дети и говорили: «благословение Сыну Давидову... Первосвященники же и книжники..., разгневавшись, сказали: не слышишь ли, что они говорят?» (ср. Мф.21:15–16 ), то есть если Тебе неугодны наши похвалы, то повели им замолчать. В рождестве и смерти Его невинные дети украсили собой венец Его страдания. Младенец Иоанн взыграл пред Ним в утробе матери, и младенцы были убиты при рождестве Его, и сделались как бы гроздьями Его брачного пира. Когда (же) достиг дня рождения Своей смерти, опять младенцы восклицали Ему благословение. Встревожился город Иерусалим во время рождества Его, как (равно) смущен и устрашен был и в тот день, когда Он вступил в него. Когда книжники услышали крики детей и с негодованием сказали Ему: «повели людям, чтобы совсем умолкли, ответил: если они умолкнут, то камни возопиют» (ср. Лк.19:39–40 ). Итак, они предпочли, чтобы кричали дети, а не камни, дабы при крике окаменелого естества ослепленные как-нибудь не образумились. Тем не менее этот крик камней был сохранен для той же цели на время Его распятия, когда при молчании одаренных языком безгласная природа возвестила величие Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

протоиерей Николай Зефиров Первое соборное послание святого апостола Петра Апостол Петр, иначе Симон, был брат Андрея Первозванного, жил в небольшом городе Вифсаиде на берегу Галилейского озера, занимался вместе с отцом и братом рыбною ловлею. До призвания к апостольскому служению он назывался Симон, по призвании же Господь назвал его Кифою, что значить: камень (Петр) ( Ин.1:42 ). Этим новым именем Господь предуказывал твердость его веры. За свою ревностную любовь к Господу он удостоился быть в числе самых приближеннейших учеников Его и был свидетелем самых важнейших моментов в жизни Господа и величайших чудес Его ( Мф.17 ; Мф.26 ; Лк.8:45–51 ). По воскресении Господа, Петр, раскаявшийся и оплакавший свое отречение, был восстановлен в апостольском достоинстве. По сошествии св. Духа на апостолов, он первый выступает с воодушевленною проповедью к собравшемуся народу о Христе – Сыне Божием, которого иудеи распяли и который воскрес ( Деян.2:22–24 ); затем, по исцелении хромого у дверей храма, дерзновенно проповедует о Христе пред Синедрионом. Сила проповеди ап. Петра была так действенна, что многие уверовали во Христа, а слава о чудесах его была так велика, что многие выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ( Деян.5:15 ). Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись ( Деян.5:16 ). Он первый из апостолов обращает ко Христу язычника Корнилия Сотника и тем полагает начало Церкви христиан из язычников. Будучи главным образом проповедником учения Господа среди иудеев, он проповедует в Антиохии, в Малой Азии, в Вавилоне, и потом переносит дело проповеди в Грецию ( Гал.2:11 ; 1Пет.1:1; 5:13 ; 1Кор.1:12 ), и наконец в Рим, где в царствование Нерона в 66–67 году принял мученическую смерть. По его желанию его распяли вниз головою; он не хотел в образе смерти уподобиться Господу, считал себя недостойным. Читатели послания Читателями послания, как мы видим из 1-го ст. первой главы, были избранные пришельцы, рассеянные в северо-восточных областях Малой Азии. Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии,       Асии и Вифинии, избранным. Под этими пришельцами разумеются не только христиане из иудеев, но и христиане из язычников. Прилагает же к тем и другим название „пришельцев“ не в собственном смысле, а в переносном, потому, что желает этим сказать, что христиане здесь на земле должны почитать себя только странниками и пришельцами, что настоящее наше отечество небо, туда и должны быть направлены все помыслы христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Скачать epub pdf 33. 5 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О неосуждении брата «Ей, Господи Царю, даруй ми... не осуждати брата моего». Предстоящая беседа, благочестивые слушатели, тесно связана с предыдущей, раскрывающей прошение молитвы преподобного о «зрении моих согрешений». В той беседе мы говорили о том, что происходит в душе, когда она начинает духовно «зреть» свои согрешения на всём сложном и длительном пути духовной «брани» с грехом. Указывалось, что по мере «зрения» своих согрешений в душе усиливается как «брань» с ними, так и стремление винить и осуждать во всём самого себя, а не других людей. Всегда и во всём винить себя, каяться в грехах и духовно обновляться – вот чем сопровождается «зрение» своих согрешений. Настоящая беседа посвящается углублению в вопрос: почему нам нельзя судить, осуждать своих близких. Тема очень обширная. Для того чтобы заинтересоваться нам этой темой и её уяснить себе, выслушайте заранее основные мысли этой беседы. Мы не должны судить друг друга по очень многим основаниям. Вот они! 1 . Суд над людьми есть дело Божие. 2 . Судить людей вместе с Богом могут только святые угодники Божии. 3 . Судить ближнего – значит нарушать единение, мир и любовь в Церкви. 4 . Судить людей не позволяет высокое достоинство человека. 5 . Предостережение святых людей о неосуждении ближних. 6 . Заповедь Спасителя. 7 . Невежество и греховность нас – судей. 8 . Почему, однако, мы осуждаем людей, и каковы виды этого осуждения? 9 . Какие меры нужно предпринимать против осуждения? Братия и сестры! Ещё в Ветхом Завете было сказано, что суд – дело Божие ( Втор. 1:17 ). Я произведу суд с народом, – сказал Господь ( Быт. 15:14 ). По словам Псалмопевца, Бог будет судить вселенную по правде, совершит суд над народом по правоте ( Пс. 9:9 ). Не только вселенную и народ, как таковые, но будет судить каждого из людей ( Иез. 35:11 ), О том, что право суда и осуждения принадлежит только Богу, говорит и Новый Завет ( Евр. 12:23 ). Ибо только в Его руках жизнь и смерть людей ( Деян. 19:42 ). Он – Творец мира, Искупитель рода человеческого, единый Судья и Мздовоздаятель. Как же можно лишать Бога Его права судить людей ( Ин. 9:3 ; Мф. 12:18 ) и присваивать это право тому, кто сам за свои неисчислимые грехи по справедливости достоин самого сурового и постоянного и полного осуждения!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Седмица 5-я по Пасхе ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач. 32. (8,42–51) О ЛЮБВИ К БОГУ Любовь к Богу требуется от нас как необходимый долг: оскудение ее в душе есть самое несносное из всех зол (5,84). Если кто вознерадит о первой и великой заповеди, – о любви к Богу, которая при Божией силе образуется в нас из внутреннего расположения, доброй совести и здравых мыслей о Боге, но вознамерится иметь попечение во втором, внешнем только служении, то невозможно, чтобы в состоянии он был исполнить сие служение чисто и здраво… (24,337). Если кто не возблагодарит Бога от всего сердца, то не сподобится увидеть Его таинственно чрез откровение Духа Святого, – не имеет Его и Главою своею, но есть тело умершее и неподвижное на духовные дела и лишенное жизни всех – Христа (58,416). Для любящих Бога труд исполнения заповедей удобен и приятен, поскольку любовь к Нему делает для нас подвиг нетрудным и любезным. Посему и лукавый всеми способами усиливается изгнать из наших душ страх Господень и преступными удовольствиями разрушить любовь к Нему. Ибо он обладает большим искусством, как скоро найдет стражей беспечными, улучить время и вторгнуться в труды добродетели и всеять в пшеницу свои плевелы, разумею: злословие, гордость, тщеславие, желание почестей и прочие произведения зла (20,277). Какая мера любви к Богу? – Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию с целью и вожделением славы Божией (5,266). Время для любви к Богу – вся жизнь, и время для отчуждения от сопротивника – целая жизнь (15,344). Совершенная любовь к Богу противостоит мысленному борению врагов (31,138). Все лукавое приводится в бездействие приобретением совершенной любви к Богу (23,174). Когда кто воспламеняется любовью к Богу, то уж не хочет более смотреть на предметы, подлежащие зрению телесному, но имея у себя другие очи, то есть очи веры, постоянно устремляет свой взор к небесным предметам, чтобы их созерцать и, ходя по земле, делает все так, как будто живет на небе, не встречая ни в чем человеческом препятствия к подвигам добродетели (35,294).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Толкование на Апостол из Деяний Апостольских, читаемый в неделю расслабленного (Деян.9:32–42) Ныне чтенная История Деяний Апостольских представляет нам точное событие сих слов Господних: «веруяй в Мя, дела яже Аз творю, и той сотворит» ( Ин.14:12 ). Владыка всяческих исцелил расслабленного в овчей купели от недуга, которым он был мучим тридесять восемь лет: а Петр уверовавши в Него, Енеа в Лидде, восемь лет лежащего на одре, восставив с постели здрава сотворил. Иисус Христос единым словом «куми» 8 даровал жизнь умершей дщери Иаировой ( Мк.5:41 ): а уверовавший в Него Петр, единым словом: «востани», воскресил из мертвых Тавифу. О сколь сладостны и умилительны чудодействия величества и благоутробия Божия, и сколь ясно открывается в них сила веры! Вера и чудеса суть две вещи, которые имеют между собою тесный союз. Выслушайте, братие, всю ныне чтенную Историю с должным замечанием и вниманием, да уразумевши взаимообразное отношение веры к чудодействиям, удостоверитесь в том, что вера есть мать чудес, а чудеса суть утверждение веры. Деян.9:32 .  И бысть Петру посещающу всех, снити и ко святым живущим в Лидде. Апостол Петр все то время, в которое новосоставленная Церковь Христова испытывала жестокость гонений, пребывал с прочими Апостолами во Иерусалиме. А когда промысл Божий для большего умножения веры даровал «мир церквам, бывшем по всей Иудеи и Галелеи и Симарии» ( Деян.9:31 ), тогда он исшел из Иерусалима, посещая, говорит Божественный Историк, всех. Не сказал, посещая грады: но посещая всех, дабы показать, что он навещал всех живущих в тех местах, чрез которые проходил, верных утверждая в вере и добродетели, неверующих же подвизаясь обратить от заблуждения к истине. Таким образом Петр, посещая всех, пришел наконец и ко святым живущим в Лидде. Святыми здесь Апостол Лука называет, так как называл и Павел всех верующих во Христа потому, что и звание, и дела их были святы ( 2Тим.1:9 ): город же Лидда, иначе называвшийся Диосполь, лежал близ Иопии (Иерон. в Имян.): а назиранием таковых верных святой Петр подал пример Пастырям Церкви, дабы и они так же посещали всех находящихся под их управлением, исправляли их погрешности, и утверждали в добродетели. Что же случилось по пришествии Петровом в Лидду?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 11:20 мин. Размер 8.2 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Православное богослужение Великого понедельника содержательно и многогранно. В этот день мы молитвенно поминаем, как Господь предупреждал учеников о грядущих Страстях в Иерусалиме, дал ответ фарисеям о Своей власти и пояснение сыновьям Зеведеевым о первенстве среди учеников, рассказал притчи о двух сыновьях и злых виноградарях, сообщил пророчество о последних временах и проклял бесплодную смоковницу. Но исторически за четыре дня до Пасхи Господь, вероятно, совершил всего два дела: изгнал торгующих из храма и проклял бесплодную смоковницу. Следовательно, наше богослужение не столько пересказывает все события после входа Господня в Иерусалим, сколько намекает членам Церкви на необходимость молиться, бодрствовать, иметь всегда запас добродетелей, ожидая прихода Небесного Жениха. Что же означают эти два очень странных поступка: изгнание торгующих из храма и проклятие бесплодной смоковницы? После торжественного входа в Иерусалим Господь вошел в храм, и, сделав бич из веревок, стал выгонять оттуда овец и волов, опрокинул столы меновщиков и попросил, чтобы вынесли из храма жертвенных голубей (см.: Мф. 21: 12–13; Мк. 11: 15–17; Лк. 19: 45–46; Ин. 2: 15–16). Запрещая проносить через храм посторонние вещи, Он напомнил окружающим слова, сказанные через пророка Исаию: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» – и добавил от Себя: – «а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11: 17). В наши дни ревность Иисуса Христа о «доме молитвы» некоторыми критиками трактуется несколько приземлено: поскольку Господь выгонял из храма продавцов, следовательно, любая деятельность старушек за свечным ящиком в православных храмах попадает под запрет на «торговлю». Значит ли это, что в современных церквях никого и ничего не должно быть кроме прихожан и захожан, которые пришли в «дом Божий» помолиться? О том, что это – достаточно узкое понимание слов Спасителя, нам говорят реалии I века и весь контекст Библии. В древности, как и в наших современных храмах, стояли ящики для сбора пожертвований. Господь одобрил поступок бедной вдовицы, которая положила в сокровищницу храма две лепты (см.: Мк. 12: 42–44). Эти сокровищницы в Иерусалимском храме охраняла специальная стража. Наши сотрудницы, несущие послушание за свечным ящиком, нередко как раз и выполняют функции неких «стражей порядка» и следят за тем, чтобы из храмов не были украдены ценности: деньги, иконы, мощи, сосуды.

http://pravoslavie.ru/78441.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Суббота 4-й седмицы по Пасхе Ин. 31-е зач., 8: 31–42 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.   Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, – говорит Христос. Кто хочет быть христианином не по имени только, тот должен знать, что является обязательным условием ученичества Христова – этой школы святости, в которую надо ходить всю жизнь. Мы должны пребывать в слове Христовом, как пребывают в доме родном, – нашем центре, покое и убежище. Господь обещает дать два драгоценных дара учащимся у Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Великое приобретение – знать истину. У учеников Христовых – хороший Учитель. Знание истины делает нас свободными в нашем служении Богу. Мы призваны в свободу славы чад Божиих. Истина освобождает нас от насильства диавола, от всех наших духовных врагов, от всех заблуждений и грехов, от смерти. Иудеи, судящие по плоти, соблазняются этим словом Господа.

http://pravoslavie.ru/3254.html

Скачать epub pdf Глава 8. Семя Авраамово В главе 8-й Евангелия от Иоанна полемика Иисуса с иудеями достигает апогея. Вся эта глава после вставленного в нее рассказа о женщине, взятой в прелюбодеянии, состоит из диалогов Иисуса с иудеями. При этом слова Иисуса обращены как к «народу» в целом ( Ин.8:12 ), так и к отдельным группам – «фарисеям» ( Ин.8:13–20 ), «иудеям» ( Ин.8:21–30, 33–59 ), «уверовавшим в Него иудеям» ( Ин.8:31–32 ). Диалоги носят остро полемический, конфликтный характер. В общей сложности глава включает три диалога. Первый начинается со слов Опять говорил Иисус к народу; его сквозной темой является «свидетельство» Иисуса о Самом Себе ( Ин.8:12–20 ). Второй диалог начинается со слов – Опять сказал им Иисус – и посвящен преимущественно предсказанию Иисуса о Своей смерти ( Ин.8:21–30 ). В третьем диалоге – наиболее продолжительном – доминирует образ Авраама, вокруг которого вращается весь спор ( Ин.8:31–59 ). Первый диалог происходит у сокровищницы храма ( Ин.8:20 ), второй и третий – в необозначенном месте храма ( Ин.8:59 ). Вся полемика, таким образом, разворачивается внутри храмового пространства. 1. «Я знаю, откуда пришел» Сокровищница храма находилась во Дворе женщин – открытого пространства внутри храмового комплекса. Двор был окружен колоннадой, и между колоннами размещались тринадцать ящиков цилиндрической формы, куда опускались денежные пожертвования. В Евангелии от Луки рассказывается о том, как сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант ( Мк.12:41–42 ). Очевидно, Иисус нередко приходил в это место храма, куда наряду с мужчинами допускались женщины. Двор женщин был удобной площадкой и для наблюдений за людьми, и для бесед с ними. Там и происходит беседа с иудеями, описанная в Евангелии от Иоанна: Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Вы судите по плоти; Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня. Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его ( Ин.8:12–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Священное Писание На языке христиан С.П. – это книги ВЗ и НЗ (⇒ Библия – статья «Библия» в большей степени посвящена внешним вопросам, в то время как предмет данной статьи – изложение понимания Писания). I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ А. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» И ЕГО СИНОНИМЫ Авторы новозаветных книг употребляют ряд выражений, которые являются синонимами словосочетания «Священное Писание»: 1) выражения «священное писание», «святые писания» ( Рим. 1:2 ; 2Тим. 3:15 ) обозначают здесь ветхозаветные писания, которые в Рим. 14названы «писаниями пророческими» (ср. Мф. 26:56 ; 2Петр. 1:19 ). В 2Петр. 3послания Павла причислены к «прочим [Свящ.] писаниям». Часто, и всегда в том же значении, что и С.П., новозаветные авторы используют обозначения «писания» или «писание» (см. Мф. 21:42 ; Мк. 15:28 ; Лк. 24:27 ; Ин. 2:22 ; Ин. 5:39 ; Деян. 17:2 ; 1Кор. 15:3.4 ; 1Петр. 2:6 ; Иак. 4:5 ), причем ед.ч. подразумевает либо ВЗ в его совокупности ( Ин. 10:35 ; Гал. 3:22 ; 1Петр. 2:6 ), либо, что встречается чаще, опред. место из ВЗ ( Лк. 4:21 ; Ин. 19:24.28.36.37 ; Деян. 8:32.35 ; 1Тим. 5:18 ). Такие выражения, как «и Писание, провидя, что...» ( Гал. 3:8 ), «Писание всех заключило под грехом» ( Гал. 3:22 ), позволяют увидеть здесь персонифицированное употребление этого слова; 2) то же значение, что и «Писание», имеет слово «закон» в Ин. 10:34 ; Ин. 12:34 ; 1Кор. 14:21 . Закон также может «говорить» ( Рим. 3:19 ; Рим. 7:7 ; 1Кор. 9:8 ), «производить» ( Рим. 4:15 ); ⇒ Закон (I,Б; II,A; IV,Г); 3) «Закон и пророки» ( Лк. 16:16 ; ср. Мф. 11:13 ; Рим. 3:21 ); 4) «Моисей и пророки» ( Лк. 16:29 ; Лк. 24:27 ; Деян. 28:23 ); 5) «Писания пророков», «все пророки», «слова пророков», «сказанное у пророков» ( Мф. 26:56 ; Деян. 3:18.24 ; Деян. 13:40 ; Деян. 7:42 ; Деян. 15:15 ; Деян. 24:14 ; Деян. 26:22.27 ); 6) выражение «Моисей говорит» ( Рим. 10:19 ) употребляется в том же значении, что и «Писание говорит»; «Моисей пишет» ( Рим. 10:5 ), «Моисей написал нам» ( Мк. 12:19 ; Лк. 20:28 ). То же можно сказать о выражениях: «Давид сказал» ( Мк. 12:36 ; Лк. 20:42 ; Рим. 11:9 ); «Исаия говорит» ( Рим. 10:16.20 ; Рим. 15:12 ), «провозглашает» ( Рим. 9:27 ), «предсказал» ( Рим. 9:29 ), «пророчествовал» ( Мф. 15:7 ; Мк. 7:6 ), «как сказал пророк Исаия» ( Ин. 1:23 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010