«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Кто кем побежден тот тому и раб Перед вами сборник цитат святых Отцов Церкви, собранных под одну обложку известным псковским священником, популярным православным писателем Валентином Мордасовым. Книга заключает в себе такое количество богомудрых мыслей, что она может стать для многих из нас настольной книгой на многие годы. Автор предлагает нам заглянуть внутрь себя, внутрь своей души и попытаться не только распознать пороки и грехи, но и понять, как мы с ними должны бороться. В сборнике мы найдет мысли святых о таких грехах и борьбе с ними, как тщеславие, гордость, зависть, осуждение, сребролюбие и празднословие, а также и многие другие. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Протоиерей Валентин Мордасов Кто кем побежден тот тому и раб: собрано из творений святых отцов и подвижников благочестия Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-025-2797) Невидимая брань с врагом спасения Тяжелая неволя, жестокое рабство Напрасно думает иной: «Раз согрешу – и больше не стану». Ты по себе-то, пожалуй, и не стал бы повторять греха, да грех-то потребует от тебя послушания себе. Верно слово Господа: делающий грех – есть раб греха (Ин. 8: 34). Раб – слышите, что говорит Господь?! Пока не грешишь – ты свободный человек и грех не имеет власти над тобою, а как согрешил – так стал рабом греха. Но вот где опасность великая: пока не грешишь, грех кажется таким пустым делом, игрушкой, забавой, и человеку думается: «Раз согрешить – не велика беда. Но это только пока: поддайся лишь этому лукавому обольстителю, согреши раз – и ты попал уже к нему на удочку: грех потянет тебя к себе еще сильнее, и ты сам не заметишь, как, повторяя грех, ты попадешь к нему в тяжкую неволю, в жестокое рабство… О, какое это мучительное рабство! Теперь грех манит тебя своею приятностью, а тогда будет повелевать тобою, как властелин; теперь льстит – тогда будет тянуть насильно, и ты не в силах будешь противиться ему! А мы, грешные, иногда думаем: «Вот стоит только захотеть – и перестанем грешить, и святыми сделаемся!» О если бы это была правда! Но «посмотрите, – говорит святитель Тихон, – на несчастных пьяниц: как они, протрезвившись, плачут, рыдают, окаявают себя, видя свою беду и души пагубу, но представился случай – и они снова хватаются за чарку; и как часто многие из них кончают свою жизнь в этом бедственном, воистину плача достойном состоянии! Мы видим, что воров и лихоимцев ни стыд, ни страх человеческий, ни страх Божий не могут удержать от злодеяний: они скорее соглашаются все терпеть и погибать, нежели расстаться со своею гибельною привычкой».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Предисловие «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Ин. 13:34 Что такое любовь? Вряд ли найдется человек, который никогда не задумывался над этим вопросом. Любовь – самое великое и многогранное чувство, дарованное нам Творцом этого мира. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:8 ). «Любовь тесно связана с девственностью, – говорит митрополит Антоний (Храповицкий) . – Ничто так не выталкивает из человеческой души нежную любовь, как плотская страсть. Прочно сохранить в своем сердце бескорыстную любовь к людям невозможно без борьбы, без поста и молитвы. Тот же, кто преодолеет эту борьбу, навсегда приобретет для себя драгоценный дар – нежную любовь, огражденную чистотою своих помыслов; а с добродетелью любви соединяется мужество сердца или бесстрашие». Целомудрие, любовь, брак – эти понятия неразрывно связаны друг с другом. Дарить окружающим добро, проявлять милосердие и любовь, хранить целомудрие в мыслях и поступках – все это кажется трудным, почти невыполнимым. И этот путь видится наполненным терниями, невероятно сложным и опасным. Однако Господь не посылает испытаний свыше человеческих сил. И истинной наградой станет наше собственное спасение, ибо этот путь – путь к Богу. Что такое целомудрие Современные молодые люди редко задумываются, а возможно, и не знают, что такое целомудрие. Обычно под ним понимается непорочность, сохранение себя в девственной или брачной чистоте, а также строгая нравственность. В православном обиходе это понятие включает в себя чистоту нравов и благочестие. Слово «целомудрие» – церковнославянское и означает буквально «здравомыслие»; оно происходит от прилагательного «целый» (крепкий, здоровый) и от глагола «мудрствовать» (рассуждать, размышлять). Целомудрие связано с верой и верностью, цельностью, мудростью, любовью и мужеством.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/tselom...

Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя началось тотчас по грехопадении прародителей. С этого времени и до призвания Авраама в родоначальники избранного народа все люди были приготовляемы одинаково, т. е. одними и теми же способами и средствами. Но от призвания Авраама до явление Христа Спасителя иначе был приготовляем народ Израильский (преимущественно путем сверхъестественным), иначе все остальные народы, уклонившиеся в язычество. 397 § 68. Период общего приготовления – от Адама до Авраама. Первообетование искупления, как восстановление завета Бога с человеком, – Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя началось откровением людям тайны искупления. По объявлении суда правды Своей над преступниками заповеди, Бог дал падшим и надежду на спасение чрез утешительное обетование о Семени жены, имевшем некогда сокрушить главу змия обольстителя. И вражду положу между тобою и между женою, говорил Бог змию в присутствии обольщенных им, и между семенем твоим и между семенем ее (у LXX – κα ν μσον το σπρματς σου κα ν μσον το σπρματος ατς). Оно будет поражать тебя в голову (Ατς σου τηρσει κεφαλν), а ты будешь жалить (τηρσεις) его в пяту ( Быт.3:15 ). В этом приговоре искусителю содержится благодатное обетование: 1) разрушение союза между искусителем и искушенными, который сам собою образовался через грех человека (через грех человек вошел в согласие с диаволом, сделался рабом греха, – Ин.8:34 ) и которого человек уже не мог расторгнуть собственною силою: вражду положу между тобою и между женою; – 2) продолжения борьбы со злом, как с семенем искусителя (родом злых людей – чад диавола) в избранном потомстве прародителей, как в семени жены: вражду положу... между семенем твоим и между семенем ее; – 3) наконец, решительной победы над искусителем, которая будет одержана семенем жены в лице необыкновенного Потомка прародителей, как вождя и главы всего избранного потомства их: оно будет поражать тебя в голову, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Прорыв к свободе, или разгадка канона Андрея Критского Если сатана искушал Христа, постившегося в пустыне, то тем более гораздо легче ему донимать каждого из нас через наши собственные уязвимые места, отнимая у нас внутреннюю свободу. 29 февраля, 2012 Если сатана искушал Христа, постившегося в пустыне, то тем более гораздо легче ему донимать каждого из нас через наши собственные уязвимые места, отнимая у нас внутреннюю свободу. Иисус говорил, что необходимо познать истину, которая сделает нас свободными, поскольку всякий, делающий грех, есть раб греха (см. Ин. 8, 32-34). Это значит познать Самого Христа и сродниться с Ним. Христианин пытается посвятить этому всю свою жизнь, он может приобрести вкус к этой, хотя бы частичной и кратковременной обретённой им свободе, но нередко она неизбежно ускользает от него, уступая гораздо чаще повседневной обыденности и необходимости снова сопротивляться своим зависимостям и пристрастиям. Стоять в свободе, дарованной Христом, только лишь своими силами не представляется возможным. К тому же, через самого первого человека всему последующему человечеству было обещано: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). И добывание этого хлеба насущного в самом широком смысле, нередко сопряженного с неизбежной суетой, занимает у многих людей большую часть их жизни. Путь к внутреннему освобождению не только не прост, но от поражения к поражению он может приводить чаще, чем от победы к победе. Поскольку он предлагает превзойти самого себя, фактически вытащить себя за волосы из болота повседневной рутины, сделав очередной рывок от земли к небу, в точности согласно тому, как поётся в одном из предпостовых богослужебных песнопений: Поста время в радости начнем, к подвигам духовным себя побуждая; очистим душу, очистим плоть, воздержимся, как от пищи, от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями Духа; дабы в них совершенствуясь с любовью, удостоиться всем нам увидеть всечестные страдания Христа Бога и Святую Пасху в духовной радости. (стихира на вечерне Прощеного воскресенья)

http://pravmir.ru/proryv-k-svobode/

Скачать epub pdf Глава 9 Исцеление расслабленного ( Мф.9:1–8 ). Призвание Матфея ( Мф.9:9–13 ). Ответ ученикам Иоанновым о посте ( Мф.9:14–17 ). Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери начальника синагоги ( Мф.9:18–26 ). Исцеление слепых и немого ( Мф.9:27–34 ). Путешествия Иисуса Христа и речь о жатве и жателях ( Мф.9:35–38 ). Мф.9:1 . Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. «В Свой город»: Капернаум (ср. Мк.2:1 ), где Господь поселился во исполнение древнего пророчества ( Мф.4:13 и дал.). «Родился Он в Вифлееме, воспитан в Назарете, а жил в Капернауме» (3лат., ср. Феофил.). Мф.9:2 . И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. «Расслабленного»: см. прим. к Мф.4:24 . – «Положенного на постели»: это было, вероятно, нечто вроде простого матраца или одеяла, чтобы легко было носить; вот почему, когда Господь исцелил расслабленного, он взял постель свою и пошел. – «Видя веру их»: веру принесших и самого расслабленного. «Спаситель не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они не начинали еще владеть умом или лишились оного по причине болезни. Но здесь и больной обнаружил свою веру, – иначе, не имея веры, он не позволил бы и спустить себя» (Злат., ср. Феофил.). – «Дерзай, прощаются тебе грехи»: болезни, по учению Писания, суть следствие грехов ( Ин.9:2 ; Иак.5:14,15 ) и посылаются иногда Богом в наказание за грехи ( 1Кор.5:3–5,11:30 ; 2Цар.24:10–14 ). Часто между болезнью и грехом есть очевидная связь, каковы болезни от любострастия, пьянства и пр. Посему, чтобы исцелить болезнь, нужно снять грех, избавить от него, – нужно, чтобы Бог простил его; уничтожится причина, уничтожится и действие или произведение ее. Господь видел нравственную причину болезни расслабленного во грехе (может быть, любострастия), и потому говорит прежде всего о прощении грехов, как нравственном условии телесного выздоровления. Вероятно, больной сам сознавал хорошо свои грехи и, может быть, считал себя уже слишком великим грешником, так что не смел надеяться на милосердие к нему Спасителя, а потому Спаситель ободряет его словами: «дерзай, чадо».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 34. О лице Сына Далее мы рассмотрим лицо Сына. [Богу] Сыну приписывается три имени: Сын, Слово и Образ. Имя Сын вытекает из имени Отца. Следовательно, нам остается рассмотреть два [имени] – Слово и Образ. Относительно [имени] Слово надлежит исследовать четыре [пункта]: 1) является ли Слово термином, обозначающим в Боге сущность или лицо; 2) является ли этот термин собственным именем Сына; 3) выражено ли в имени Слово отношение к тварям. Раздел 1. Является ли слово именем лица в Боге? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Слово в Боге не является именем Лица, поскольку имена лиц употребляются по отношению к Богу как собственные, например Отец и Сын. Но имя Слово употребляется по отношению к Богу метафорически, как говорит Ориген по поводу [сказанного в Писании]: «В начале было Слово» ( Ин. 1,1 ). Поэтому имя Слово не является именем лица в Боге. Возражение 2. Далее, согласно Августину, «Слово есть знание, сопряженное с любовью» 503 , а согласно Ансельму «сказывать для высшего Духа значит не что иное, как видеть мыслью» 504 . Однако знание, мысль и видение суть термины сущности в Боге. Следовательно, имя Слово должно употребляться как термин сущности в Боге, а не в смысле Лица. Возражение 3. Далее, к сущности слова принадлежит сказываться. Но согласно Ансельму, коль скоро и Отец, и Сын, и Святой Дух обладают разумением, и Отец, и Сын, и Святой Дух сказывают [нечто о Себе], и в равной степени каждый из Них может сказываться [о двух других Лицах] 505 . Поэтому имя Слово употребляется как термин сущности в Боге, а не в смысле Лица. Возражение 4. Кроме того, никакая божественная Личность не сотворена. Но Слово Бога есть нечто сотворенное. Ибо сказано: «Огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его» ( Пс. 148,8 ). Поэтому Слово не является именем лица в Боге. Этому противоречат слова Августина: «То же, что Сын для Отца, то же и Слово для Него, Чье Слово Он и есть» 506 . Но Сын есть имя Лица, поскольку оно употребляется в относительном смысле. Следовательно, это же можно сказать и о Слове.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Скачать epub pdf 6. 5 неделя по Пятидесятнице. Об исцелении Гадаринских бесноватых. Без хотения нет спасения 83 (Мф. 8:23–9:1) «Увидевши Иисуса, просили Его, чтобы Он отошёл от пределов их» ( Мф. 8:34 ). Мы слышали, братия и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом Гадаринских бесноватых. Этому чуду сопутствовало другое событие, которое тоже можно назвать чудом: низвержение со скалы в море свиного стада. Многое удивляет и поражает нас в этих событиях: и страшная власть над человеком бесовской силы, и нечеловеческие мучения бесноватого, и многое другое. Более же всего нас удивляет отношение к этим событиям – чудесам гадаринского народа: народ ужаснулся ( Лк. 8:35 ) чуду исцеления бесноватых, впал в великий страх ( Лк. 8:36 ) от этого чуда и потопления стада. Но ни то, ни другое чудо не вразумило, однако, народ, не просветило его, не приковало внутренний взор его к Христу, не пробудило потребности в духовном возрождении. Нет, сбежавшийся по зову пастухов на эти чудесные события, гадаринский народ не захотел побеседовать с Христом, послушать Его, попросить Его духовно-просветительной помощи. Нет. Он попросил Его только об одном: покинуть пределы страны, т. е. не принял Его, не захотел Его. Мы знаем, братия и сестры, другой результат встречи Христа с народом самарянским ( Ин. 4:3–42 ). Беседа Христа с самарянкой у колодца Иаковлева открыла ей глаза на Христа, как на Источник воды живой, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). И она, оставив водоносы у колодца, поспешила в город сообщить народу о Христе. И многие самаряне уверовали во Христа по слову самарянки и, придя к Христу, попросил Его побыть у них, и Он пробыл там два дня ( Ин. 4:40 ). И ещё большее число уверовало, что Он истинно Спаситель мира, Христос ( Ин. 4:41–42 ) Как видно, народ самарийский захотел принять Христа и сам просил Его побыть с ними. Это хотение открыло их сердца к духовному просвещению и уразумению, что Христос есть Тот Спаситель мира, Которого жаждали все народы земли того времени. Не так поступили гадаринцы. Они не захотели принять Христа. Они сознательно уклонились от встречи с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

XXIX. Проблема достоверности «Предположим, – читаем у отца Павла Флоренского 143 , – что Господь не только Своим вопившим молчанием, но и тихими словами ответил бы Римскому прокуратору: «Я есмь Истина». Но и тогда, опять-таки, вопрошавший остался бы без ответа, потому что не умел признать Истину за истину, не мог убедиться в подлинности Ее. Знание, в котором нуждался Пилат, знание, которого прежде всего не хватает у человечества, это есть знание условий достоверности. Что ж такое достоверность? Это – узнавание собственной приметы истины, усмотрение в истине некоторого признака, который отличает ее от не истины. С психологической стороны таковое признание знаменует себя как невозмущаемое блаженство, как удовлетворенное алкание истины. «Познаете Истину и Истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). От чего? – Свободными вообще от греха ( Ин.8:34 ), – от всякого греха, то есть в области ведения, от всего, что неистинно, что не соответствует истине. «Достоверность, – говорит архимандрит Серапион Машкин, – есть чувство истины. Оно возникает при произношении необходимого суждения и состоит в исключении сомнения в том, что произносимое суждение когда-либо или где-либо изменится». Следовательно, достоверность есть интеллектуальное чувство принятия произносимого суждения в качестве истинного. «Под критерием истины, – говорит тот же философ в другом сочинении, – мы разумеем состояние, обладающее истиной духа, состояние полной удовлетворенности, радости, в котором отсутствует всякое сомнение в том, что выставляемое положение соответствует подлинной действительности». «Колумб один открыл Америку и ему поверили, как лицу достоверному... Большинство наших знаний воспринято нами от родителей и учителей на веру и лишь кое-что потом проверяется нашим опытом. Тоже нужно сказать и о посредниках сверхъестественных откровений. Даже больше. Их нравственные достоинства были настолько велики и бесспорны, что им невозможно не веровать: пророки, апостолы, мученики, пустынники были столь святы, что они свои слова подтвердили потом и подвигами жизни, а многие и мученической смертью. И, если мы верим Колумбам то тем паче обязаны верить Павлу, Петру, Иоанну, сонмам мучеников, подвижникам... Эти лица – великаны, гиганты духа! Кровью своею запечатлевшие проповедь свою! Им не только можно верить, им нельзя не верить!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Разделы портала «Азбука веры» Антропопатизм (от греч. νθρωπος — человек и πθος — чувство) — 1) одна из форм описания Бога (Его состояния, действия, реакции на мысли, желания, поступки, деятельность (и пр.) Его разумно-свободных творений) посредством терминов и выражений, традиционно используемых для описания человеческих чувств (гнева, раскаяния, ненависти, жалости, милости, любви…); 2) такого рода термин или выражение, примененный (примененное) для описания Бога (Его состояния, действия, реакции на мысли, желания, деятельность (и пр.) Его разумно-свободных творений). Какие примеры антропопатизмов можно встретить в Библии? К числу библейских антропопатических терминов (антропопатизмов), используемых в Священном Писании, относятся: гнев ( Числ.12:9 ; Ос.11:9 ), ярость ( Числ.25:1 ) ревность ( Числ. 25:11 ; Ср.: Исх.20:5-6 ; Исх.34:14 ), раскаяние ( Ос.13:14 ; ср.:   Быт.6:6-7 ), месть ( Ис.59:18 ; Ср.: Наум.1:2 ), любовь ( 2Пар.9:8 ; Ср.: Ин.3:16 ), ненависть ( Втор.12:31 ; Втор.16:22 ), милость ( Быт.24:27 ; Быт.43 ;29), жалость ( Ос.11:8 ; Ср.: 3Езд.1:19 ) и т. п. Для чего в библейские тексты были включены антропопатизмы? При составлении Книг Священного Писания антропопатизмы использовались ввиду непостижимости Бога и ограниченности человеческого разума, человеческого языка. Антропопатический язык – это язык, адаптированный под способности нашего мышления, нашей речи. Уместность его применения обосновывается также тем, что человек создан по образу Божию, отображает в себе совершенства Божества. Всегда ли антропопатизмы передаются одинаково в разных переводах Библии? Не всегда. И хотя в значительном количестве случаев антропопатизмы передаются в Септуагинте буквально, тем не менее некоторые из них представлены там как смысловые аналоги, а не как буквальные лингвистические эквиваленты. Отчасти это объясняется невозможностью подобрать оригинальному слову иноязычное, равнозначное ему и в лингвистическом, и в теологическом отношении. Не представляют ли собой антропопатизмы некую проблему для понимания Бога человеком, уводя его в телесно-чувственную плоскость представлений о Боге?

http://azbyka.ru/antropopatizm

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Я очень много прочитал про смиренномудрие и прочитал что смиренномудрие — это образ мыслей Евангельский, нрав Евангельский, смиренномудрие Евангельское. И у меня появился вопрос: “как связано смиренномудрие и Евангелие”? Псалтырь и Евангелие очень по смиренному написаны, но про практику смирения ничего не сказано кроме фразы: “кто возвышает себя тот унижен будет, а кто унижает себя тот возвысится”. Не могли бы вы объяснить как смиренномудрствовать по Евангельски? Т.е как мыслить по Евангельски так чтобы это было смиренномудрием? Похожие вопросы 3 Ответа «Когда мы имеем в виду одно успокоительное, радостное, блаженное состояние, производимое в нас добродетелью, то называем ее смирением . Когда же имеем в виду смиренный образ мыслей, то называем его смиренномудрие ». Евангелие — это учебник для человека, для правильного формирования образа мыслей и применение этих знаний в своей жизни. Эти знания нужно воспринимать во всей полноте, а не выбирать один параграф – от этого будет мало толку, так же как если бы, не знать сложения и вычитания, пытаться постичь умножение. А примеров смиренномудрия в Евангелие предостаточно, вспомнить хотя бы беседу Иисуса и хананеянки Мф.15:21–28 . Какое невероятное смирение и мудрость проявила язычница, уверовав в силу Бога. Христос подобную веру отмечает особенно, и ставит в пример Мф.8:5–10 . Конечно, Евангелие обращается к уму и сердцу, тем не менее это не философия, но призыв к конкретному действию, а именно, к личному покаянию, так как приблизилось Царствие Небесное Мф. 4:17 Христианское покаяние, это внесение таких изменений в свои поступки, действия и слова, которые в результате станут соответствовать Заповедям Блаженств  Мф. 5:3–12 В свою очередь, вектор изменений сопряжён с необходимость понуждать себя к проявлению Любви к ближнему, как и Бог проявляет к нам людям Свою Любовь, хотя мы этого не достойны Ин. 13:34 А что же Любовь? Любовь Бога к нам, и Любовь к ближнему всё терпит, ко всему милосердна, она не завидует, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается,  не мыслит зла, радуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. 1Кор. 13:1–8

http://azbyka.ru/vopros/kak-smirennomudr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010