Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 11: гл. 8–9 (Ин.17:11–13)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 3. 11. С. 65–80 (1-я пагин.) —65— одного и единственного и истинного, в качестве рабов подчиненные Святой и Единосущной Троице. Глава IX. О том, что природно в Сыне достоинство божества, хотя и говорится, что получил это от Отца ради человечества и образа унижения Ин.17:11 . Отче Святый! соблюди их в имени Твоем, еже дал еси Мне, да будут едино, якоже Мы. 1973 Замечай повсюду соединение воедино двух предметов, – то есть человеческого, имеющего свойственную нам ничтожность, и божеского, обладающего превышающею всё славою. Речь представляет смешение из того и другого и, как мы подробно говорили в предшествующих рассуждениях, ни божеское не доводит до последней высоты, ни выступает совсем из свойственных нам пределов. И это потому, что Он есть Бог, ставший человеком несказанным некиим и неизреченным соединением занимая как бы среднее какое место, так что ни из определения истинного божества не выходит, ни оставляет совсем и границ человечества. Неизреченное от Бога и Отца рождение, поскольку Он Слово есть и Единородное, возводит Его в божескую сущность и в славу, справедливо следующую Ему. А уничижение низводит Его в подобие нам, не принуждая к сему насильственно Того, Кто вместе с Отцом является царем над всем, – Единородный никогда не мог быть вынужден к противному Его —66— воле, – напротив, как добровольное, из любви к нам принятое и сохраненное. Ведь Он унизил Себя Сам ( Флп.2:7 ), то есть добровольно и без всякого принуждения. В противном случае, то есть если бы кто в состоянии был всецело властвовать над Ним и приказывал бы Ему идти на это против Его желания, то Он оказался бы уже не добровольно подвергшимся состоянию уничижения. Итак, Он уничижил Себя Сам добровольно ради нас. Ведь иначе и мы никогда бы не получили названия сынов по благодати и богов, если бы Единородный не подверг Себя унижению за нас и ради нас, сообразно Которому, преобразуясь чрез причастие Духа, и сами мы называемся чадами Божиими ( Ин.1:12 ; 1Ин.3:1 ) и богами ( Ин.10:34–35 из Пс.81:6 ). Поэтому, когда говорит что-либо, соединяя некоторым образом с божеским и человеческое, то не соблазняйся этим и оставь неразумное изумление придуманному несравненному искусству речи, всегда тонко выдерживающему для нас этот двойственный образ, так что говорящий в одно и то же время является и Богом по природе, и истинным человеком, прекрасно сочетавая ничтожество человечества с славою неизреченной Природы и безукоризненною и свободною от всякого упрека выдерживая совершеннейшим образом сообразность (речи) по отношению к тому и другому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О начале отсчета времени. Суббота пред Богоявлением Мф.3:1–11 1Тим.3:14–4:5 Во имя Отца и Сына и Святого Духа. «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». «Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему». Почему – все? – Во-первых, пришла некая полнота времен. Сошлись пророчества. Все чувствовали, что одно кончилось, а другое еще не началось. Все понимали, что так дальше жить нельзя: или все взорвется, или окончательно потеряет смысл. И у всех была потребность – смыть, наконец-то, с себя нечто, некую вековую нечистоту. А во-вторых, с самого рождения Иоанна Крестителя жители той земли с волнением ожидали: «Что будет младенец сей» ( Лк.1:66 )? А он еще «и был в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк.1:80 ). И – самый облик: «Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед». Аскетический образ жизни сам по себе располагает к уважению, в то время, как толстый живот вызывает законное чувство недоверия, и напоминает библейский образ лжепастыря: «Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли». ( Иез.34:2–3 ). Но все же Апостол сегодня предостерегает именно от соблазна ложного аскетизма, от неких, «сожженных в совести своей». Они будут запрещать «вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением». Ложные аскеты могут поражать воображение. Но они приходят «во имя свое» ( Ин.5:43 ), и проповедуют только себя. И они могут научить лишь тому, как выделиться из толпы, а не как собственно приблизиться к Богу. Иоанн же никому не запрещал ничего, кроме противозаконного. И он все время повторял: «Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». А его самого принимали за Христа. Недаром еще в Прологе Иоанн Богослов подчеркивает: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о свете» ( Ин.1:8 ). И сам Иоанн Креститель на вопрос фарисеев, кто он? – первым делом ответил: «я не Христос» ( Ин.8:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРДОСТЬ [гордыня; греч. περηφανα; лат. superbia], в христианстве один из основных человеческих пороков. Может обозначаться и др. греч. словами, приобретая при этом различные смысловые оттенки (самомнение, спесивость или кичливость, хвастовство, высокомудрие): οησις ( Clem. Alex. Strom. I 11//PG. 8. Col. 752; Palladius. Hist. Laus. 3//PG. 34. Col. 1090), τφος ( Basil. Magn. Adv. Eunom. I 13; Greg. Nyss. In Cant. Cantic. Hom. 15//PG. 44. Col. 1097; Idem. De orat. Dom. 2//PG. 44. Col. 1145), λαζονεα ( Ioan. Chrysost. In illud: Vidi Dominum. 4//PG. 56. Col. 124; Idem. In Matth. 65//PG. 58. Col. 624; In Matth. 72//Ibid. Col. 671; Idem. In Act. 32. 3//PG. 60. Col. 237; Суг. Alex. In Luc. 6//PG. 72. Col. 601 (πθος τς λαζονεας); Isid. Pel. Ep. I 233//PG. 78. Col. 328; II 104//Ibid. Col. 548; III 356//Ibid. Col. 1013), ψηλοφροσνη ( Ioan. Chrysost. In 1 Cor.//PG. 61. Col. 15; Method. Olymp. Conv. decem virg. II//PG. 18. Col. 205; Macar. Aeg. II 11, 13//PG. 34. Col. 832, 876; Apophtegmata Patrum//PG. 65. Col. 389; Isid. Pel. Ep. I 15//PG. 78. Col. 189; Maximus Conf. Ambigua//PG. 91. Col. 1352). В Евангелии от Марка (7. 21-23) Г. (περηφανα) указывается среди 12 злых помыслов, к-рые «извнутрь, из сердца человеческого, исходят». Ап. Павел включает Г. в число множества пороков, к-рые овладеют греховными людьми в последние дни (2 Тим 3. 1-9), людьми, отпавшими от Бога, не исполняющими данного Им закона (Рим 1. 30). Против Г. (λαζονεα) предостерегает в соборном Послании ап. Иоанн Богослов (1 Ин 2. 16), и ап. Иаков в соборном Послании также увещевает гордых: «...вы, по своей надменности (λαζονεαις), тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак 4. 16). Мн. св. отцы считают Г. последним из 8 основных грехов (о схеме 8 основных грехов см. в ст. Грех ): прп. Иоанн Кассиан Римлянин ( Ioan. Cassian. Collat. V 10), Евагрий Понтийский (Σκμματα. 45), прп. Ефрем Сирин ( Ephraem Syr. De octo cogit.), свт. Игнатий (Брянчанинов) (1996. С. 170) и др.

http://pravenc.ru/text/166207.html

2. Св. Писание I. Понятие о Св. Писании. Под именем Св. Писания разумеются книги, написанные по вдохновению и откровению от Духа Божия чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Так как они написаны по повелению и слову Божию и вдохновению и откровению от Духа Божия, и содержат в себе законы, постановления и откровения Божии, то иначе называются откровением Божиим, словом Божиим, законом Божиим, книгою Закона ( Исх. 24:3, 4 ; Втор. 31:9, 24–30 ; Нав. 24:26 ; Иер. 30:2 ; Мк. 7:13 ; Ин. 10:34, 35, 12:34, 15:25 ; ср. Пс. 118 ). Названия: Завет 14 , Книга Завета, Ветхий и Новый Завет , начало и основание свое имеют в завете между Богом и человеками, как, в первобытном ( Ос. 6:7 ), так и в последующие времена неоднократно повторявшемся ( Лев. 26:42, 45, 46 ; Втор. 4:31 ), особенно во времена Моисея ( Исх. 24:7, 8 ; Втор. 19:9 ) и наконец в Новом вечном Завете во Христе ( Мф. 26:28 ; Евр. 8:8–10, 9:1, 11–15, 10:14–17 ). Названия эти встречаются и в Ветхом и в Новом Завете ( Пс. 24:10, 14, 49:5–16 ; Сир. 24:25, 26 ; 1Мак. 1:57 ; 2Кор. 3:14 ). Название Библия не имеет для себя основания в Св. Писании в том смысле, в каком понимается слово это здесь. Слово это сделалось употребительным на востоке после. По словам св. Златоуста и Епифания, так в их время называли Св. Писание евреи (Злат. на Быт. беседы 10 и на посл. Кол. 9 . Епиф. Haeres. 29. См. Злат. Epist. ad. Rufin). Название это усвоено Свящ. Книгам для означения их превосходства пред другими книгами. У евреев книги Ветхаго Завета известны под именем закона, пророков и Свящ. Писаний. Книги Нового Завета с самых первых веков известны в церкви под именем Евангелия и Апостола и к ним присоединяется Апокалипсис. II. Число Свящ. Книг Ветхого и Нового Завета и собрание их в один состав. Книг Ветхого Завета считается 22. Так считают их евреи на своем первоначальном языке. Так приняла их от евреев древняя христианская церковь и так постоянно содержит их церковь православная. Такое исчисление книг Ветхого Завета находим мы у Филона и Флавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пост – дело любви. Неделя 5-я Великого поста В нашей жизни мы найдем много греховного, если захотим подвергнуть ее духовной проверке. 4 апреля, 2014 В нашей жизни мы найдем много греховного, если захотим подвергнуть ее духовной проверке. Две недели отделяют нас от Пасхи, и евангельское чтение этого воскресного дня напоминает нам беседу Христа с учениками, в которой Он говорит о предстоящих страданиях и Воскресении: «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10, 33–34). Тогда апостолы не поняли смысла этих слов: одни «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк. 10,32), другие просили Его дать им сесть «одному по правую сторону, а другому по левую» (Мк. 10,37), когда наступит Его «слава». И Христос еще раз говорит им, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45). Эта беседа происходила на пути в Иерусалим, и «Иисус шел впереди их» (Мк. 10,32). Христос всегда идет впереди, и мы должны следовать за Ним. Во время поста мы много раз слышали Его призывы: «Иди за Мною» (Ин. 1,43), «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Образец следования за Христом мы видим в жизни преподобной Марии Египетской, память которой Церковь совершает в этот воскресный день. Великая подвижница подает нам пример искреннего обращения человека от греховного состояния к праведной жизни. Проводя блудную жизнь в Александрии, она, «чтобы больше предаваться разврату», отправилась в Иерусалим, но у храма Гроба Господня с ней произошло чудо. Сила Божия не допустила ее к святыне, вследствие чего вчерашняя блудница внезапно осознала свое греховное падение. Только молитва перед иконой Божией Матери дала ей возможность войти в храм и поклониться Кресту Христову. С чувством глубокого покаяния она уходит в пустыню, 47 лет проводит там в подвигах внутренней борьбы со страстями и достигает великой святости.

http://pravmir.ru/post-delo-lyubvi-nedel...

Великий пост – напоминание нам, что истинное христианство есть подвиг. «Рече Господь: иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» ( Мк.8,34 ) . Великий пост есть время покаяния, а покаяние есть подвиг борьбы с греховными страстьми и похотьми, которая настолько тяжела для человека, что Сам Господь-Подвигоположник уподобляет ее крестоношению. Об этом живо напоминает нам в самой середине Великого поста неделя Крестопоклонная. Как Господь нес крест, ради нашего спасения, так и каждый из нас должен нести «свой крест», чтобы стяжать это уготованное нам Господом спасение. Без креста, без подвига – нет спасения! Так учит  истинное  христианство. Учение о подвиге, о несении креста красной нитью проходит через все Священное Писание, о нем ярко свидетельствует вся церковная история, жития святых угодников Божиих – подвижников христианского благочестия. Великий пост есть только ежегодно повторяемое упражнение в несении жизненного креста, упражнение в подвиге, неразрывно связанном со всей жизнью истинного христианина. Но вот в 20-ом веке христианской эры появились умники – «нео-христиане» (как некоторые из них сами себя так наименовали), которые и слышать не хотят об этом. Они проповедуют какое-то новое слащавое, сентиментальное, «розовое нео-христианство», без всяких трудов и подвигов, мнимую всеобъемлющую псевдо-христианскую любовь и невозбранное наслаждение всеми благами здешней временной земной жизни. Они вовсе игнорируют все безчисленные места Священного Писания, которые сильно и красноречиво говорят о подвиге, об уподоблении Христу-Спасителю в самораспятии и о многих скорбях, ожидающих христианина в этой жизни, начиная со слов Самого Христа-Спасителя, сказанных ученикам на Тайной Вечери: «В мире скорбни будете» ( Ин.16,33 ) . И это потому, что как Сам Господь пояснил, истинные христиане – «не от мира» ( Ин.15,19 ) , так как «весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5,19 ) . Вот почему христиане и не должны любить этого мира и «того, что в мире» ( 1Ин.2,15 ) . А «дружба с миром есть вражда против Бога» и «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак.4,4 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закрыть itemscope itemtype="" > 26 декабря - память мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста 26.12.2006 335 Время на чтение 3 минуты Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, ныне прославляемые, претерпели мучение в царствование Диоклетиана. В предместье города Константинополя существовал монастырь, называемый Олимп; в нем устроена была церковь во имя пяти мучеников. Во время пения утрени было обыкновение читать историю пяти мучеников, но однажды иноки сказали: " Оставим чтение, для кого мы будем читать: никого нет из города " . Тогда вошли в церковь два неизвестные человека, один из них развернул книгу и начал чтение. Когда он прочитал то место, где было сказано: " Евстратий обут был в сапоги с железными гвоздями " , то обратился к инокам и сказал: " Ничтожны страдания мои в сравнении с той наградой, какую я получил от Бога " , и после этого стал невидим. Очевидно, то был мученик Евстратий, явившийся для вразумления иноков. Извещенные об этом чуде, царь и патриарх прославили Бога. Бог щедро награждает верных рабов Своих; за временные и скоропреходящие страдания святых мучеников Он награждает их вечным и величайшим блаженством на небе. Рассмотрим же, братия, в чем состоит это блаженство мучеников, истинных рабов Христовых, и вообще всех праведных людей, живших на земле добродетельно, свято, чисто, любивших Бога и ближних своих. Праведники наследуют уготованное им Царство от сложения мира (Мф. 25, 34), - Царство, которое называется также Царством Небесным (Мф. 5, 3, 10), Царством Божиим (Мк. 9, 47), Царством Отца (Мф. 13, 43), Царством Господа Иисуса Христа (2 Петр. 1, 11); называется еще градом Бога живаго (Евр. 12, 22), домом Отца (Ин. 14, 2). В этом Царствие, граде, доме Божием первым источником блаженства для праведников будет постоянное их сопребывание, сожительство с Самим Богом и Господом Иисусом Христом, и постоянное соучастие в Божественной славе, сколько то возможно для твари. Иду, - говорил Спаситель ученикам Своим пред Своим отшествием из мира, - уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и пойму вы к Себе: да, идеже есмь Аз, и вы будете (Ин. 14, 1-3). В Апокалипсисе Господь засвидетельствовал: побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох с Отцем Моим на престоле Его (3, 21). Тогда праведники явятся действительно наследницы убо Богу, снаследницы же Христу (Рим. 8, 17).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Приведите Вия Андрею Кураеву Кураев, папа Франциск и метафизический гуманизм 05.04.2023 803 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Андрей Кураев по уже выработавшейся у него дурной привычке снова выступил с оправданием кощунства. На этот раз – укронацистского. Широко разошедшееся в сети видео с плясками майданутых вокруг молящейся у стен Киево-Печерской лавры изгнанной из нее певчей у многих вызвали сами собой напрашивающиеся ассоциации с бесовским шабашем. Кураев же, как всегда, нашел, чем возразить этой слишком «примитивной» реакции, призвав, несмотря ни на что, видеть и ценить человеческое достоинство в оппоненте. Или… попросту выступил в очередной раз адвокатом дьявола. « Сначала оппонентов (по вопросу о лаврской аренде) назвали сатанистами, потом бесноватыми. Теперь вот православных радует представление о том, что это вообще не люди, а бесы. Вот эта готовность православных превращать живых людей в бесов – это самое страшное, что есть в православии. История показывает, что радикальная дегуманизация образа врага это прямой путь к массовому насилию. Это оборотная сторона бесконечного " торжества православия " . Раз мы как корпорация святы, непогрешимы, благодатны и просто божественны, то те, кто не разделяет с нами это чувство ежепраздничной самовлюбленности – это враги Бога и, значит, сатанисты. А ведь речь идет просто об имущественном споре. Но как же приятно ощущать себя не обывателем зойкиной квартиры, а маленьким героем великой вселенской духовной брани, который бросил вызов самому Саурону. Прошу заметить, что я говорю не о " плохих православных " и не о " псевдоправославных " . Православие в истории и ан масс и даже в весомой части " святоотеческого учения " ( " освяти свою руку ударом " ) оно такое – клыкастое и с кулаками. Гуманистически настроенные Антонии Сурожские настолько исключение, что возникает сомнение именно в их православности» (Кураев А. Нравственное богословие ). И то верно. Именно Православие как таковое и является главным объектом оппозиции Кураева и ему подобных представителей метафизического гуманизма. Потому что ни кто иной, как святой Иоанн Предтеча называл иудеев-богоборцев «порождениями ехидны» (Мф. 3:7). И Сам Господь Иисус Христос использовал это выражение в отношении фарисеев и книжников (Мф. 12:34), определяя их также сынами «дьявола» (Ин. 8:44), и самим «дьяволом» («сатаной») называя не только Иуду (Ин. 6:70), но даже св. ап. Петра, когда тот, исполнившись этого же самого «нравственного богословия», начал было удерживать Спасителя от Креста: «И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22-23).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/05/ad...

О ТРЕТЬЕМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли 1. Изъяснение третьего прошения молитвы Господней Необходимо для христианина отречься от собственной воли. Собственная воля человека, который в беззаконии зачинается и во грехе рождается ( Пс.50:7 ), до такой степени повреждена, что «всякий помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни» ( Быт.6:5 ). Да и другие способности человека по природе своей до такой степени бывают слабы относительно всего благого, что он сам неспособен «от себе помыслити что, яко от себе» ( 2Кор.3:5 ). При таком повреждении и немощах природы своей человек, оставленный самому себе, в деятельности своей по большей части руководствуется внушениями самолюбия, а посему и имеет в виду при ней не столько славу Божию и пользу ближнего, сколько славу ( Дан.4:27 ) и пользу собственную ( Исх.15:9 ). Оттого-то и налагается на последователя Христова долг, чтобы он отрекся своей воли ( Мк.8:34 ), этого столь опасного руководителя; но руководствовался бы во всех своих желаниях, намерениях и деяниях единственно всеблагою волею Отца Небесного, открытою в Божественных Его заповедях. Необходимо покоряться воле Божией и просить в том благодатной помощи. В самом деле, если желания воли нашей часто бывают погрешительны, то Бог всегда желает нам истинного блага ( Еф.3:20 ), «хощет всем нам спастися и в разум истины приити» ( 1Тим.2:4 ); и если Сам Иисус Христос, находясь между нами и преподав Собою образец для нас ( Ин.13:15 ), говорил: «Не могу Аз о Себе творити ничесоже. Якоже слышу, сужду, и суд Мой праведен есть; яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца» ( Ин.5:30 ); то для кого из нас не может быть понятно, что словами: «да будет воля Твоя», Иисус Христос научает нас умолять Отца Небесного, чтобы Он не попускал нам располагать своей жизнью по нашей собственной воле, но чтобы Сам управлял нами, как Ему угодно, и чтобы Он даровал нам немощным ради заслуг Христовых душевное расположение, не только безропотно, но и с благодарностью покоряться Ему во всем, чтобы в жизни ни происходило с нами по Его святой воле? А дабы это прошение мы могли возносить с полным чувством, должны веровать, что Бог все, что кажется нам несчастьем или счастьем, устрояет к нашей пользе, и что Он более промышляет и печется о нашем спасении и благе, нежели мы сами о себе ( Лк.21:15, 18 ). – (См. Кассиана Римл. «Собеседование о молитве», гл. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Последнее шествие Иисуса Христа в Иерусалим 34 Бяху па пути, восходяще во Иерусалим; и бе варяя их Иисус, и ужасахуся, и во след идуще, бояхуся. И поем паки обанадесять, начат им глаголати, яже хотяху Ему быти... И пред Него приидоста Иаков и Иоанн, сына Зеведеева, глаголюще: Учителю, хощева, да еже просива, сотвориши нама ( Мк. 10:32–35 ). Внимательные к богослужению святой Церкви христиане православные, без сомнения, знают, что в чине Божественной литургии творится воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Здесь очам верующих представляется живое изображение важнейших событий земной жизни Искупителя, особенно тех, которые прямо относятся к спасительным Его страданиям и крестной смерти, и последующей за ними славе ( 1Пет. 1:11 ). Здесь, на святом престоле, таинственно и существенно повторяется самая жертва голгофская, принесенная вочеловечившимся ради нашего спасения единородным Сыном Божиим Отцу Небесному за грехи мира. Мы желаем теперь, благочестивые слушатели, обратить ваше внимание на одно из евангельских событий, о котором слышали вы в ныне чтенном Евангелии, – по ряду дня недельного, предшествующего Неделе ваий. Это событие – последнее шествие Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, которое само предшествовало торжественному Его входу во врата дщери Сионовой, яко обетованного Царя Израилева и Сына Давидова. Событие это, изображаемое и в священнодействии Божественной литургии, во время великого входа, весьма поучительно и само по себе, как событие евангельское, и по тем назидательным мыслям, на которые наводит оно в применении различных обстоятельств его к нашей собственной жизни. Всмотритесь, братья, мысленно в это знаменательное шествие Господа с двенадцатью избранными Его учениками. „Были они“, говорит Евангелист Марк, „на пути, восходя в Иерусалим; Иисус шел впереди их, а они ужасались, и, следуя за Ним, были в страхе ( Мк. 10:32 ). Какими трогательными чертами изображено это последование малого стада Христова за своим добрым Пастырем, – безмолвно подвигающагося за Ним, вдали от шума житейских треволнений, но как видно, сильно напуганного донесшимся до его слуха воем кровожадных волков, готовых растерзать самого их Пастыря! Да, именно за день или за два пред сим, ученики Христовы с крайним опасением говорили своему Божественному Наставнику: „Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» ( Ин. 11:8 ) Тогда Господь успокоил их, сказав: „не двенацать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего“ ( Ин. 11:9 ). Но теперь, – теперь Господь, по-видимому, совершенно в другую сторону направляет Свою речь к пораженным ужасом ученикам: „Подозвав двенадцать, Он начал им говорить о том, что будет с Ним. „Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» ( Мк. 10:82–84 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010