Согласное свидетельство, или великое согласие, отцов и учителей Церкви, как вообще в делах веры, так и в особенности в изъяснении Писания, есть непререкаемое свидетельство истины и ведет свое начало от самих Апостолов. Напр. Иисус Христос, при установлении таинства Евхаристии, сказал: приимите, ядите: сие есть тело мое. Пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя нового завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ; сн. Мк.14:22–24; Лк.22:19–20 ; 1Кор.11:23–25 ). Известно, как неправомыслящие толкователи различно и недостойно изъясняют сии слова Спасителя 55 . Но, обращаясь к творениям отцов и учителей Церкви: Игнатия Богоносца 56 , Иустина мученика 57 , Иринея 58 , Кирилла иерусалимского 59 , Василия Великого , Иоанна Златоустог о 60 , Дамаскина 61 и других, мы убеждаемся в истине, что Иисус Христос, в ту ночь, в которую предал Себя за спасение мира, под видом хлеба и вина, преподал самое Тело и Кровь Свою; и слова Спасителя принимаем не иначе, как только в прямом их значении, в собственном буквальном смысле. § 27. Замечание, необходимое при употреблении сего начала Из сказанного в §§ 25 и 26 само собою следует, что разумение и изъяснение священного Писания несогласное с самим Писанием и церковным Преданием – ложно. Но если какие-либо места Писания будут изъясняемы отдельно, вне состава речи: то такое согласие еще не покажет – верно ли это изъяснение и в самом составе речи; потому что отдельно взятое, оно может быть согласно и с священным Писанием и с церковным Преданием, но по отношению к рассматриваемому месту несогласно с ходом речи, как можно видеть из следующего примера. Иисус Христос сказал Марфе о Лазаре: воскреснет брат твой ( Ин.1:23 ). Слова сии можно понимать, подобно Марфе, о воскресении Лазаря в последний день (ст.24); и эта мысль, взятая отдельно, согласна с учением священного Писания и святой Церкви о всеобщем воскресении; но в показанном месте она неуместна, потому что Иисус Христос говорит не о всеобщем воскресении, a о воздвижении из гроба одного только Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Такожде и чашу по вечери глаголя: сия чаша новый завет Моею кровию, яже за вы проливается ( Лк. 22:19–20 ). Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6:56 ), глаголет Господь. В сих словах Христа Спасителя содержится ясно выраженное обетование Его пребывать телом и кровию своею не только с нами, но и в нас. А что совершение оного таинства тела и крови Его будет продолжаться до самого второго Его пришествия на землю, о сем уверяет нас св. Апостол Павел, глаголя: елижды ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете дóндеже приидет ( 1Кор. 11:26 ). Св. Златоуст, толкуя сии слова Апостола, говорит: «а яко до второго его пришествия пребудет, наведе: дондеже приидет» (Апост. Толк. л. 536 об.). Итак, в самом Евангелии и в посланиях апостольских ясно говорится о данном от Господа обетовании – телом и кровию своею под видом хлеба и вина пребывать не только с нами, но и в нас, и пребывать до второго Его пришествия. Как же дерзнул Денисов утверждать, что такового обетования не находится у всех четырёх Евангелистов? Приведём и святоотеческие свидетельства о сем обетовании. Симеон Солунский в книзе своей (ч. 2-я, отв. 56-й) пишет: «Не бо когда отцем возмнеся терпеливо быти день некий прейти и не зрети Господа чрез таинства, чрез яже рече и сам едино быти с нами, и еже: се Аз с вами вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Сие бо рече не яко по сих не имяше быти всегда с нами. Како ко Отцу, внегда молитися, глагола: Отче, яже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз и они будут со Мною, да видят славу мою ( Ин. 17:24 ). И перед малем: и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже мы едино есмы; и Аз в тех и Ты во Мне, да будут совершени во едино ( Ин. 17:22–23 ). Но до скончания убо будет чрез таинства его. Еще же сие рече и за еже не зретися ныне, по еже вознестися телесно, дóндеже прийти тогда, да не кто возмит, занеже не зрим, с нами несть ныне, но да верует, яко неразстоянно есть с нами и едино бывает с нами таинствами своими». И св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Бдение по-прежнему представляло собой начинавшееся в четверг вечером и оканчивавшееся на рассвете шествие с 7 " остановками " , на каждой совершалось небольшое последование, состоявшее из псалма с припевом, 2-хгимнографических циклов (ипакои), Евангелия и коленопреклонной молитвы. Бдение (Tarchnishvili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 642-664) совершалось на Елеонской горе, где до середины ночи все пребывали в молитве, а в полночь пели 1-е последование (Пс 2 (стих: Пс 2. 2), ипакои: " Со иными учениками " и " Сим образом Ты " , Ин 13. 31-18. 2, молитва); 2-е последование происходило на месте Вознесения (Пс 40 (стих: Пс 40. 9), ипакои: " Давид пророчествова " и " О иудино коварство! " , Лк 22. 39-46, молитва); место совершения 3-го последования (Пс 40 (с небибл. стихом), ипакои: " Учитель вопияше " и " Иже на вечери " , Мк 14. 33-42, ектения и молитва) не вполне ясно; 4-е последование (Пс 108 (с небибл. стихом), ипакои: " Что помышляеши " и " Егда покланяхуся " , Мф 26. 36-56, ектения и молитва) пелось в Гефсимании; 5-е (Пс 58. 2 (с небиблейским стихом), ипакои: " Разуме Петр " и " Каиафа име " , Мф 26. 57-27. 2, молитва) - в храме св. Петра, построенном на месте дома первосвященника Каиафы; 6-е (Пс 34. 1 (с небибл. стихом), ипакои: " Тя, Слова Отча " и " Егда приведен бысть " , Ин 18. 28-19. 16a, молитва) - в храме св. Софии, построенном на месте дворца Пилата; 7-е (Пс 21 (с небибл. стихом), ипакои: " Пред царем предстал еси " и " Яко агнец непорочен " , Ин 18. 3-27, молитва) - на Голгофе; сразу после 7-го последования на Голгофе бдение заключалось еще одним последованием (небиблейский прокимен, ипакои: " Ты, Иже завистию предан еси " , Лк 22. 54-23. 31, окончание утрени). Т. о., как выбор чтений, так и общий порядок бдения в общем те же, что и в рукописи Paris. Arm. 44. В гимнографическом приложении к Лекционарию приведены полностью тексты прокимнов и тропарей бдения (Tarchnišvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. N 59-98), а также " новых стихов " (дополнительной гимнографии - Ibid. N 99-113). О поклонении Кресту в грузинском Лекционарии не говорится, но в гимнографическом приложении приведены 12 песнопений Кресту (Ibid. N 114).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

“Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе” (5:16). Значит, жизнь заключается в Сыне Божием в такой же мере и так же, как и в Боге Отце. Можно найти целый ряд других свидетельств, где говорится о том, что пришедший Мессия – именно Господь Иисус Христос, Бог. Например, свидетельство Иоанна Крестителя. В 10-й главе Евангелия от Иоанна на празднике обновления храма в притворе Соломоновом Господь говорит: “Не восхитит их (овец) никтоже от руки Моея. Отец Мой, Иже даде Мне, болий всех есть, и никто же может восхитити их от руки Отца Моего: Аз и Отец едино есма” (10:29–30) Единство Бога Отца и Бога Сына подтверждается в этой цитате, так же, как и в 10:38 “Яко во Мне Отец, и Аз в Нем”. Еще одно место – суд у Каиафы. Как вы помните, там ищут свидетеля для того, чтобы осудить, и все сводится к тому, что Каиафа догадывается спросить как бы в лоб, чтобы осудить в кощунстве: “Заклинаю Тя Богом Живым, да речеше нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий” ( Мф.26:63 ). “Ты рекл еси”, – отвечает Господь. “Аз есмь” (у Марка). И даже более того, это высказывание усиливается: “Отселе узрите Сына Человеческа сидяща одесную силы и грядуща на облацех небесных” – явная ссылка на соответствующие места Ветхого Завета, которые Каиафе были хорошо известны и которые говорили о том, что Мессия грядет и Мессия будет Богом. Это Псалом 109: 1 и книга Даниила, глава 7. Несколько других мест. Ин. 8:56 – “Прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь”. Свойство Сына Божьего, Который говорит о том, что это может быть только Бог , потому что Он есть еще до того, как был Авраам. “И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебя Самого славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть” ( Ин. 17:5 ). Или ( Ин. 17:10 ) – “Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя”. Ин 14:1 – “Веруйте в Бога и в Мя веруйте”. Ин. 5:23 – “Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца”. Я опущу свидетельства апостолов, их много. Может быть, самое яркое свидетельство состоит в том, что все-таки надо было бы сослаться на евангелиста Иоанна, который, собственно говоря, и начинает Евангелие с того, что Тот воплотившийся Господь Иисус Христос, о Котором он будет рассказывать в Евангелии, есть Бог: “В начале было Слово, и Слово было у Бога” и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Мф.26:56.   Се же все бысть, да сбудутся писания пророческая… Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Все это, т.е. что Я пожелал быть взятым, случилось, чтобы получили исполнение Писания пророческие, какие только говорили о Моей смерти. Мф.26:56.   Тогда ученицы вси оставльше Его бежаша . Тогда все ученики, оставив Его, бежали. Когда они услышали, что Иисус Христос сообразно с Писаниями предал Себя добровольно, и видели, что уже нельзя будет более Ему убежать от них, разбежались, согласно с неложным Его предсказанием. Марк (14, 51—52) присоединил, что один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. Одни говорят, что юноша был из того дома, в котором Иисус Христос вкушал пасху, а другие, что это был Иаков, брат Господень, который всю свою жизнь употреблял одну одежду. Завернулся в покрывало по нагу, т.е. по телу. Мф.26:57.   (Воины) же емше Иисуса ведоша к Каиафе архиереови, идеже книжницы и старцы собрашася . А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Подобное же написал и Марк (14, 53), и Лука (22, 54); но Иоанн, который, начиная с этого места, пишет обо всем обширнее и подробнее, как присутствовавший при всем этом, говорит (18, 12—13): «спира же и тысящник и слуги Иудейстии яша Иисуса и связаша Его, и ведоша Его ко Анне первее: бе бо тесть Каиафе, иже бе архиерей лету тому» . Затем, рассказав подробно все происходившее в доме Анны, что опустили другие евангелисты, говорит в конце: «посла же Его Анна связана к Каиафе архиереови» (18, 24). Мф.26:58.   Петр же идяше по Нем издалеча до двора архиереова … Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; Скоро вернувшись назад, он и Иоанн издали провожали Иисуса Христа. Иоанну, как знакомому с первосвященником, позволено было и ближе подойти, как он сам повествует (Ин. 16:15). Остальные три евангелиста согласно упоминают об одном только Петре, по необходимости, чтобы показать, что пророчество Спасителя об его отречении исполнилось, и чтобы научить, как худо полагаться на самого себя и не надеяться на Бога. А Иоанн упомянул и о себе ради точности; но чтобы не показалось, что он хвалит себя за то, что следовал за Учителем во время такой опасности, он скрыл свое имя и сказал: «по Иисусе же идяше Симон Петр и другий ученик» (Ин. 18:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Здесь вновь необходимо сказать, что отношение к причастию, как и ко крещению, несёт на себе отпечаток баптистской сотериологии. Вспомним, что грехопадение, с точки зрения баптистов, привело всего лишь к утрате человеком собственной праведности. Эту праведность Христос уже восстановил на Кресте, то есть оправдал человека. Человек уже праведен за счёт Христа. Такое положение вещей, естественно, исключает какую бы то ни было нужду в благодати и соединении со Христом в Таинстве Евхаристии. А человек и без Причастия, только через веру в Жертву Христа, уже нравственно подобен своему Творцу. Важно сказать, что баптисты не обращают серьёзного внимания на слова Христа: ...истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём ( Ин.6:53–56 ). То же самое касается отрывка ( Мф.26:26–28 ): Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... – как исполнения того, о чём мы читаем у апостола Иоанна. Можно ли утверждать, что в этих стихах Христос говорит о Своём Теле и Крови символически? Православная экзегетика отвечает на этот вопрос однозначно – нет. Во-первых, слушатели Христа восприняли Его слова ( Ин.6:53–56 ) в прямом смысле, и это их поразило, а некоторые даже отошли от Него. Во-вторых, Христос, наблюдая за их реакцией, не говорит им, что Его слова имеют лишь символическое значение. Более того, Он говорит, что не многие могут вместить эти слова, а только те, кому будет дано от Отца ( Ин.6:61–65 ). Отошедших от Него, по причине такой «абсурдности» Его слов, Христос не удерживал. Как и тогда, сегодня не все могут вместить это учение Спасителя. При этом в Писании есть моменты, когда Господь Иисус Христос действительно говорит о Себе, используя символы – дверь, путь, виноградную лозу. Но мы видим, что у Его слушателей было их соответствующее понимание, так как никто Его не покинул .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010