Полная возможность такого служения Богу на земле относилась уже ко временам сошествия Утешителя, Духа Св., Который и после возвещения Господом всего (πντα), что слышал Он от Отца Своего, имел, однако, всему также (πντα) научить Учеников, – как и ранее говорил уже об этом Господь (14:26). Ближе проводя в сознание человека истины Христова учения, раскрывая пред ним непостижимые глубины его и подавая благодатные силы к такому его усвоению, к такому перевоплощению евангельских истин в сознании человека, при котором перерождается и Он сам, – Дух Св. и делает человека истинным другом Божиим, чуждым рабского страха и полным сыновнего дерзновения ( Гал. 4:6 ). «Мы не от духа мира сего прияхом, писал Ап. Павел, но Духа, Иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованая нам» ( 1Кор. 2:12 ), и потому – «не прияхом (приясте) духа работы паки в боязнь, но прияхом Духа сыноположения, о Немже вопием: Авва, Отче!»... ( Рим. 8:15 ). 448 Несравнимая почесть звания друга Божия усвоялась избранникам Его и в ветхом завете, но преимущественно людьми же, а не Самим Богом (напр., Пс. 138:17 ). Был один только человек, о котором Апостол засвидетельствовал, что Он «друг Божий наречеся» ( Иак. 2:23 ), и которого другом Своим именовал и Сам Бог ( Ис. 41:8 в р. т.): то был отец верующих, Авраам, но и Он, как друг Божий, только во вдохновенном пророческом прозрении созерцал то великое дело Владыки и Господа своего, которое сыны нового завета видят уже совершённым, в великую тайну которого ( 1Пет. 1:12 ) их вводит Дух Святый, знание которого и отличает их, как друзей Бога. «Авраам, отец ваш, рад-бы был, – говорил Господь ранее: дабы видел день Мой; и виде, и возрадовася»...( Ин. 8:56 ). Но если отношения сыновства и дружества Богу и составляют особое, отличительное преимущество нового завета, то в известном смысле всегда и необходимо человек остаётся всё же и рабом Бога 449 . Наименование друзей, данное Апостолам, с выразительным пояснением: не ктому вас глаголю рабы, – не препятствует Господу почти вслед затем, в дальнейшем продолжении речи Своей, напомнить им, что несть раб болий господа своего (20), – при чём разумелось, что они – именно рабы в отношении Его, своего Господа. Правда, это изречение (ст. 20) представляло лишь повторение раннейших слов Его (13:16), однако же и то несомненно, что значения своего они не потеряли и в данное время, ибо в противном случае и повторение их не имело-бы смысла и цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Припомнить статью о пророках Илии и Данииле. Чествуя своих идолов, язычники служили бесам ( 1Кор.10:1920 ). Христиане служат Богу истинному и чествуют изображения, или святые иконы, Бога истинного и святых угодников Его. На святых иконах имеются изображения святых лиц и событий не вымышленных, а действительных, как рассказывается о них в слове Божием. Таковы ветхозаветные изображения святых херувимов; сказание о Нерукотворном образе Христа Спасителя. Припомнить статьи об устроении скинии и о крещении Господнем. Все истинные христиане во святых иконах чествуют не дерево и краски или металл, но чествуют тех святых личностей, которые изображены на этом веществе; догматическое определение VII Вселенского Собора о святых иконах (см. «Книгу Правил»). Богоугодность чествования святых икон подтверждается многочисленными чудесами, бывшими при святых иконах; местные чудотворные иконы. Если нам любезны портреты отца и матери и других близких и уважаемых нами людей, а также напоминающие их разные вещи, то тем более дороги нам должны быть изображения Господа Бога и святых Его, а также оставшиеся от них и ясно напоминающие их предметы. Третья заповедь. Клятва на суде и в делах общественных, или присяга, допускается ( Ис.45:23 ; Евр.6:16 ); клятвенно на суде отвечал Господь ( Мф.26:6364 ); клялись апостолы ( 2Тим.4:1 ; Еф.4:17 ). По примеру Древнему клятва произносилась с поднятой правой рукой ( Откр.10:56 ). Четвертая заповедь. Суббота есть день ветхозаветный ( Кол.2:1617 ), а воскресенье есть новозаветный день Христа, и Иисус Христос есть Господин субботы ( Мф.12:8 ). Соответственно тому, как ветхозаветное обрезание было заменено новозаветным крещением ( Деян.15:24 ; Кол.2:1112 ), как ветхозаветная пасха заменена Пасхой Христовой ( 1Кор.5:7 ), так ветхозаветная суббота заменена была новозаветным воскресеньем при святых апостолах ( Ин.20:1920 ; Деян.20:7 ; 1Кор.16:12 ; Откр.1:10 ). Припомнить статью о воскресении Христовом. Шестая заповедь. Этой заповедью воспрещено убийство в частной жизни, и она нисколько не относится до установленных государственными законами судов и войск.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   1) Сбылись все пророчества и обещания Божии, которым следовало исполниться до сего дня, — сбудутся и те, которых ожидаем и чаем. Чаем, по Писанию, воскресения мерт­вых — непременно будет оно. «Воскреснут мертвые и восстанут из гроба» (Ис 26:19; см. также Иез 37:1—13; Дан 12:2; Ин 5:25, 28; 11:25—26; 1 Кор 15:12—56). Ожидаем второго Христова пришествия и страшного Его суда, — непременно и будет. Придет Христос судить живым и мертвым, и все приимут по делам своим (Деян 17:31; 1:11; Пс 6:9; 2 Кор 5:10). Обещал Бог верным Своим дать жизнь веч­ную, и чаем, по обещанию Его, жизни вечной причаститься, — будет то непременно, «правед­ники» будут «вовеки жить» (Прем 5:15), «наследу­ют царство, уготованное» им «от создания мира» (Мф 25:34); «праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф 13:43). Объявлено в Пи­сании, что будет вечная мука грешникам не­раскаянным, — и будет то. Будет им огонь вечный, тьма кромешная, скрежет зубов, червь неусыпающий, и прочее. Сбудется все то, что обещано и предсказано от Бога. Надо всему тому исполниться, ибо Божие обеща­ние и слово истинно, верно и неложно, как выше сказано. «Небо и земля прейдут, но слова Божии не прейдут» (Мф 24:35; Мк 13:31; Лк 23:33). Так это истинно и достоверно, как ис­тинно то, что вчерашний день был и нынеш­ний есть.    2) Что о Боге и Божиих свойствах Писа­ние Святое нам объявляет, и о прочем, то так точно и есть, и без сомнения верить тому должно. Оно учит нас, что Бог един естест­вом, но троичен Лицами, Отец и Сын и Свя­той Дух, Бог безначальный, бесконечный, присносущный, бессмертный, вездесущий, всеведущий, преблагой, милосердный, пра­ведный, истинный, дух невещественный, пре­мудрый, непостижимый и прочее. Так точно и есть. Так верует и исповедует Святая Цер­ковь, и почитает Триипостасное Божество.    3) Писание Святое учит, что Бог Триипостасный сотворил мир, небо и землю и все, что их наполняет, из ничего, хотением и словом. «Все, что захотел, сотворил. Он сказал, — и бы­ло; повелел, — и создалось» (Пс 113:11; 32:9). Так и есть. Нет о том никакого сомнения, и не должно быть у православных христиан. Так вся Святая Церковь верует и исповедует, — хотя создание мира и от естественного разума познается, ибо ничто само собою не бывает, но от иного начало бытия своего восприем­лет: художество всякое без художника не бы­вает, и прочее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

4) Говоря о покупке «села крови», Матфей видит в этом обстоятельстве исполнение пророчества Иеремии и приводит самые слова пророка; но по нынешнему тексту, приведённое место находится не у Иеремии, а у Захарии. Чтоб объяснить эту разницу в названии пророка, одни думали, что означенный текст действительно находился у Иеремии, но со временем, с порчею текста , потеряно и это место, уцелевшее только у Захарии. Но в настоящее время критика почти вполне согласилась, что нынешний текст Священного Писания Ветхого Завета нужно считать неповреждённым 17 . Другие допускали, что Апостол, приводя текст пророчества на память, смешал имена пророков и употребил одно вместо другого. Но такое предположение не достойно Евангелиста и должно быть отвергнуто. Гораздо правильнее, кажется, то мнение, что так как книги малых пророков, к коим принадлежит Захария в еврейской Библии в некоторых рукописях составляли одну книгу и соединялись в один свиток с книгою пророка Иеремии, то при цитатах писатели обыкновенно называли имя того пророка, чьё имя стояло в начале свитка. 5) В рассказе Матфея и Луки о смерти предателя замечается некоторое несходство. Матфей говорит, что Иуда удавился, то есть повесился – вероятно, на дереве; а Евангелист Лука в книге Деяний ( Деян.1:18 ), передавая слова Апостола Петра, говорит, что Иуда низринулся и расселось чрево его и выпали внутренности его. Но это только видимое несходство. Обыкновенно представляют так, что после удавления тело Иуды оборвалось с дерева или от собственной тяжести или от непрочности дерева или верёвки, послужившей удавлению, и, упав с высоты на землю, расселось, причём выпали и внутренности предателя: об этом последнем обстоятельстве и упоминает Апостол Пётр в своей речи к Апостолам после Вознесения. А Евангелист Матфей говорит только о первоначальной причине смерти Иуды. Распятие и смерть Иисуса Христа ( Мф.27:27–56 ; Мк.15:16–41 ; Лк.23:26–49 ; Ин.19:16–37 ). Проданный Своим учеником и преданный иноплеменному судье Своим народом, допрошенный на трёх судилищах – иудейском, Галилейском и Римском, признанный невинным и от Иуды, и от Ирода и от Пилата, и всё-таки осужденный на смерть, Иисус должен был теперь подвергнуться всей лютости самых тяжких истязаний и мучений прежде, чем быть распятым на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

1) Открывшиеся Спасителем нашим Иисусом Христом истины. Господь наш Иисус Христос научил и открыл нам следующие истины: а) о Боге как о высшем и совершеннейшем духе ( Мф.5:45 ; Ин.4:24 ), – одного по сущности ( Мк.12:29 ), но троичном в лицах ( Мф.28:19 ), Сам по Себе существующим ( Ин.5:26 ), везде существующим ( Ин.4:21–23 ), всеблагом ( Мф.19:17 ), всесильном ( Мф.19:26 ), творце и промыслителе вселенной ( Мф.6:26–29 ), отечески пекущемся о всем творении Своем, по преимуществу же о человеке ( Лк.12:7 ); б) о Самом Себе, как Единородном Сыне Божии, пришедшем в мир, чтобы примирить и соединить снова человека с Богом ( Ин.3:16; 17:21 ); о спасительных Своих страстях, о смерти и Воскресении Своем ( Мф.12:40; 16:21 ); что Он и Отец одно есть ( Ин.5:30 ), что Отец в Нем и Он во Отце ( Ин.14:10 ), что видевший Его, видел Отца ( Ин.14:9 ); что Он есть путь, истина и жизнь ( Ин.14:6 ); что Слово Его – абсолютная истина; что Он прежде Авраама, то есть прежде всех веков ( Ин.9:56, 59 ); что Он – свет мира ( Ин.9:12 ), дверь жизни, источник освящения, податель благ; в) о Святом Духе, что Дух Святой исходит от Отца, что все подает Дух Святой, что посылается Сыном и что Он – третье лицо Святой Троицы ( Ин.15:26 ); г) о растленном человеке, что ему нужно родиться свыше, то есть возродиться; о средствах, которыми он может отрезвиться и усвоить себе спасение и которыми может возродиться; что возрождается он водой и духом, что освящается и соединяется снова с Богом, что спасение бывает через Спасителя нашего и избавителя, что никто не приходит к Отцу, не иначе, как Господом нашим Иисусом Христом ( Ин.14:6–20 ), что душа бессмертна, что человек должен отречься от самого себя, взять крест и следовать за Ним, что крещаемый во имя Отца и Сына, и Святого Духа получает жизнь вечную ( Мк.16:15–16 ), что ядущий тело Его и пиющий кровь Его имеет жизнь вечную ( Ин.6:54 ), что все мы братья, и что единственная любовь есть союз, соединяющий человека с ближним своим и с Богом. Абсолютную любовь и другие истины мы найдем в Священном Писании, содержащем божественное Его учение, которое есть совершеннейшее Божие откровение и источник всякой истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

23. 24. 27. 31. покажеть въходницю велик (прочие – горницу), там же ст. 13., в сп. 21. 23., въ коморз 40 вод несъіи (прочие – в скудельнице, 20 кърчазе). Ин. 2:10 . (понед. 2Ин.), в сп. 20. 25. 29. и гда упьютьс (тогда подаёт) та ( τν λσσω), 24. таише (в 23 и 30. ошибочно: пае, тации), в прочих по Остром. и нынешнему хждеі. От местных наречий, может быть, зависят различные переводы Мф. 11:17 . (втор. 3 Мф.) 20. 26. пискахомъ, 24. 29. плескахомь, 27. пипелевахомъ, 22. 23. 25. 31. свирхомъ. д) При этих исправлениях, как уже из предыдущего можно видеть, списки даже ближайшие между собою по времени и месту написания, ни в отношении один к другому не имеют полного сходства, ни сами себе не остаются верными. Один и тот же список в одном месте следует исправлению такой рукописи и с нею сходствует, в другом столь же близко подходит к другой; в одном чтении известное место, или слово передаёт так, в другом иначе. 41 Сверх сего каждый список имеет свои какие либо особенности, которых нет в другом. Впрочем, имея здесь в виду только списки Синодальной библиотеки, мы ещё не имеем права прилагать замечания о их разнообразии ко всем прочим спискам, дошедшим до нас от древности. Может быть, в Синодальной библиотеке, прежде бывшей Патриаршею, нарочито собраны списки разных мест и времён, более разнящиеся между собою по чтениям, чтобы, при первом издании Новозаветных книг в печати, были в виду все сии разности и могли быть избраны лучшие чтения. – Заключения о состоянии Евангельского текста в эпоху рассматриваемых списков и при этом предположении будут иметь свою силу: потому что ни в сих рукописях, ни в списках других библиотек, на которые обращено было внимание, нет оснований к тому, чтобы разнообразие текста ограничивать одними рукописями бывшей Патриаршей библиотеки. Если и более других они представляются разнообразными в чтениях, то, без сомнения, потому что совмещают в себе рассеянное в других списках по частям. Взаимное отношение списков в дневных чтениях, кроме показанных уже разных чтений на простые дни 16 нед. от Матфея, видно ещё из следующего. Во втор. 8 нед. Мф. в сп. 21. 22. 23. 25. 27. Евангельское чтение составляет зач. 76-е ( Мф. 18:18–22 .), с прибавлением из 77 зач. двух (19:1. 2.) и из 18 двух же стихов (13. 14.), как читается и ныне; но в сп. 24 и 29. нет прибавочных стихов Мф. 19:1. 2 ., а в сп. 31. от. 13 и 14. – В сп. 22. 24. 25. 27. 30. 31. по ошибке пишется в третью субботу поста Евангельское чтение четвертой субботы, Марка зач. 31 (вм. 8), в четвертую – пятой, Мк. зач. 35, а в пятую – третьей, Мк. зач. 8-е. В сп. 22 и 24 во вторник 13 нед. Луки написано Евангелие положенное в среду, Мк. зач. 36, а в среду вторничное, Мк. 34 . Равным образом в сп. 21 и 25 в нед. 6. Лк. читается Евангелие 7 нед., зач. 39, а в нед. 7-ю Евангелие 6-й нед., зач. 38. В сп. 21 и 23., в конце Евангелия в четверток сыроп. нед., опущены целые 7 стихов Лк. 23:50–56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«Взем же Моисей кровь, окропи люди, и рече: се кровь завета, егоже завеща Господь к вам о всех словесех сих» ( Исх.24:8 ). «Темже нипервый без крове обновлен бысть. Реченный бо бывшей всякой заповеди по закону от Моисеа всем людем, прием кровь козлию и телчую, с водою и волною червленою и иссопом, самыя же тыя книги, и вся люди покропи, Глаголя: сия кровь завета, егоже завеща к вам Бог . И скинию же и вся сосуды служебныя кровию такожде покропи. И отнюд кровию вся очищаются по закону, и без кровопролития не бывает остановление. Нужда убо бяше образом небесных сими очищатися: самим же небесным лучшими жертвами, паче сих» ( Евр.9:18–23 ). И рече Господь к Моисею, глаголя: глаголи всему сонму сынов Израилевых, и речеши к ним: святи будите, яко Аз свят (есмь) Господь Бог ваш ( Лев.19:1–2 ). И будете святи, яко Аз свят Госопдь Бог ваш. И сохраните повеления Моя, и сотворите я: Аз Госопдь освящаяй вас ( Лев.20:7–8 ). Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть… И за них Аз свящу себе, да и тии будут священи воистину… И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им ( Ин.17:17, 19, 22 ). Но по звавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь ( 1Пет.1:15–16 ). Замечание Из этих священных текстов всякому понятно, что как в Ветхом, так и в Новом Завете, без кровопролития, по слову Апостола, не бывает ни освящения, ни прощения грехов. В ветхом Завете люди не чрез одну веру в Бога получали освящение себя и прощение своих грехов, но чрез жертвенную кровь они освящались; так равно и в Новом Завете не может одна вера нас освятить и отпустить нам грехи, но при вере должна быть и кровь нашего искупителя, которую Он дал нам пить и тело Свое вкушать, что делается нами во освящение души и тела нашего и в прощение грехов, по Его непреложному слову ( Мф.26:26–28 ). Чрез причащение же тела и крови Его, мы делаемся храмом или жилищем Его, как Сам Он о сем заповедует – вкушать тело Его и пить кровь Его ( Ин.6:56 ). Молокане же, отвергающие святое это причащение тела и крови Его, думая быть святыми Божиими храмами чрез одну веру во Христа, этим отметаются Христа, и должны подумать о том, что если бы можно было верующими спастись и быть святыми чрез одну веру и добрыя дела, то не зачем было бы приходить к нам на землю Сыну Божию, принимать на Себя нашу плоть для нашего искупления. А если одна вера и добрые дела не могли спасти нас без излияния крови Иисуса Христа, то как же умопомраченные иконоборцы думают спастись без св. причащения тела и крови Господа нашего Иисуса Христа. Не явные ли они отступники от Христа? Не о таких ли говорит Апостол: «быша же и лживии пророцы в дюдех, якоже и в вас будут лживии учители, иже внесут ереси погибели, и искуплшаго их Владыки отметающеся, приводяще себе скору погибель» ( 2Пет.2:1 ). 11) Верующие называются виноградом Господним

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Более половины жителей Земли верят в Бога 28.04.2011 Согласно опросу, проведенному международной исследовательской компанией " Ipsos " среди более чем 18 тыс. жителей 23 стран, 51% людей верят в Бога. 18% от общего числа опрошенных в Бога не верят, а 17% еще не определились, пишет британская газета " Christian Today " . В Индонезии в Бога или высший разум верят 93% жителей, в Турции - 91%, в Бразилии - 84%, в ЮАР - 83%, а в Мексике - 78%. Менее религиозными, по результатам опроса, оказались Франция (где 39% респондентов сказали, что не верят в Бога или высший разум), Швеция (где таковых оказалось 37%), Бельгия (36%), Великобритания (34%), Япония (33%) и Германия (31%). Наряду с этим 24% жителей Индии, 14% жителей Китая и 10% жителей России признались, что верят в существование " многих богов или высших сил " . 51% респондентов сказали, что верят в загробную жизнь, 23% считают, что " перестанут существовать " после смерти, а 26% не знают, что с ними будет после кончины. 13% жителей Венгрии верят в реинкарнацию (переселение душ). В реинкарнацию также верят многие жители Бразилии, Мексики, Японии, Аргентины и Австралии. 41% от общего числа опрошенных придерживаются теории эволюции, 28% считают, что мир сотворил Бог, а 31% затрудняются с ответом. В сотворение мира верят 75% жителей Саудовской Аравии, 60% жителей Турции, 57% индонезийцев и 56% жителей ЮАР, в то время как в эволюцию - более 60% жителей Швеции, Германии, Китая, Бельгии и Японии. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 28.04.2011 17:17:16

http://drevo-info.ru/news/10633.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Основную часть верующих в США составляют христиане 26.12.2007 Основную часть верующих в США составляют христиане. Об этом свидетельствуют обнародованные в минувший вторник 25 декабря результаты опроса общественного мнения, проведенного незадолго до Рождества специалистами исследовательской службы Гэллапа. Согласно полученным ими данным, 82 % жителей США причисляют себя к христианам. Из них 51 % относит себя к протестантам, 23 % - к католикам, а остальные " к другим христианским конфессиям " , отмечают специалисты. Показательно, что в 1948 году, когда проводился аналогичный опрос, к христианам в США себя относили 91 % респондентов. Исследователи отметили также, что в наше время в церковь подавляющее большинство американских христиан ходит редко. Об этом заявили 8 из 10 опрошенных приверженцев Христианства. Однако только 17 % сказали, что не делают этого никогда. О том, что религия важна для жизни общества, заявили в ходе нынешнего опроса 56 % респондентов. И только 17 % отметили, что религия не имеет для общества никакого значения. Вместе с тем в 60-е годы прошлого века о значимой роли религии заявляли свыше 70 % принимавших участие в аналогичном исследовании американцев. В нынешнем опросе приняли участие свыше 1,1 тыс. совершеннолетних жителей США. ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru Редакция текста от: 26.12.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4220.html

Запвди ца моег соблюдохъ, и пребываю въ єг любв [ Ин.15:10 ]. Реч петръ: с, мы ставихомъ вс (всё) и по теб (за тобой) идохомъ. См (сюда) прїидохова и плакахова. И приведоста жреб ко іисови (к Иисусу): и возложиша на н ризы сво, и всде на н [ Мк.11:7 ]. И изведше (выведя) єго вонъ из вїнограда, убиша [ Лк.20:15 ]. Возвращшс (возвратившись) же уготоваша ароматы и мро: и въ сббт уб умолчаша по заповди (остались в покое, как того требовала заповедь) [ Лк.23:56 ]. Внегда же начахъ глаголати, напад (нашёл) дхъ стый на нихъ, коже и на ны въ начал [ Деян.11:15 ]. И изыдоста учника (два ученика) єг, и прїидоста во градъ, и бртоста, коже реч има: и уготоваста пасх [ Мк.14:16 ]. Егда же прозб трава и плодъ сотвор, тогда вишаса и плевелїе [ Мф.13:26 ]. Горе вамъ законникмъ, к взсте ключь размнїа: сами не внидосте, и входщымъ возбранисте [ Лк.11:52 ]. 5. Переведите следующие предложения: Никтоже блгъ, токм єдинъ бгъ [ Мф.19:17 ]. Никтоже прїидетъ ко ц, токм мною (через Меня). Больши се любв никтоже имать (имеет), да (как если) кто дш свою положитъ за дрги сво [ Ин.15:13 ]. Никтоже можетъ сосды крпкаг (сильного), вшедъ (войдя) въ домъ єг, расхитити, аще не перве (вначале) крпкаго свжетъ [ Мк.3:27 ]. И ты, вифлееме, земл ідова (Вифлеем, земля Иудеи), ничимже менши єс во владыкахъ ідовыхъ (среди владычеств иудейских) [ Мф.2:6 ]. 6. Ответьте на вопросы: В каких случаях форма аориста образуется от основы инфинитива, а в каких – от основы настоящего времени? Как спрягаются глаголы с возвратными суффиксами? Чем отличается форма дв. ж.-ср. р. 2–3 л. от формы мн. 2 л.? Что такое одиночное отрицание? 12 Формы инфинитива (в некоторых грамматиках церковнославянского языка инфинитив называется неопределённым наклонением) оканчиваются на – ти ( писати, любити, болти, нест) или на – щи ( рещ, мощ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010